mile,

f
{

eee

Фронт проходит
через весь мир

В памяти народов живы кровавые
Ужасы бойни, в которую мир был
брошен двадцать три года назад пра-
вительствами — империалистических
стран. Е

Мир еще не успел оправиться от
ран и увечий, которыми он оплатил
империалистические вожделения ме-
ждународной буржуазии, и он снова
У преддверия бойни, еще более стра-
шной, еще более истребительной. На
этот раз буржуазия отбросила «фи-
говый листок» посулов и обещаний,
которым она двадцать три года назад
пыталась прикрыть свою империали-
стическую сущность. Буржуазия вы-
пустила на арену свой последний
резерв — фашизм, самый гнусный  и
самый хищный отряд охранителей к&-
ниталистического порядка, бешеных,
раз’яренных псов; не скрывающих
своего намерения — утопить челове-
чество в крови, утвердить на земле
закон! бронированного кулака. .

Недавно мир был свидетелем ци-
ничного захвата армиями Муссоли-
ни Абиссинии, беззащитный народ
которой не в силах был противосто-

ять современной технике войны и

уничтожения. Уже больше года на-
родные массы Испании, изумляя весь
мир своей отвагой и неустрашимо-
стью, сдерживают ожесточенный на-
тиск тройственного союза Франко —
Муссолини — Гитлера. Теперь за-
трохотали пушки в Северном Китае.
Японские генералы решили восполь-
зоваться европейской «сумятицей» и
прикарманить под шумок землю ки-
тайского народа, осуществить один
из пунктов «широкой» программы по-
корения Китая.

Наученные горьким опытом недав-
него прошлого, трудящиеся всего ми-
ра не хотят быть «пушечным мясом».
Они ненавидят фашизм. Они с трево-
той следят за действиями поджигате-
лей войны. Они с любовью и надеж-
дой поддерживают развивающееся
движение народного фронта, создаю-
щего могучий заслон против фаши-
стеких людоедов.

Нужны ли более. убедительные, 60-
лее красноречивые иллюстрации на-
строений масс, чем та помощь и со-
чувотвие, которую получает героиче-
ский народ Испании — первый из
всех народов ответивший языком ору-
жия на подлые. изменнические дей-
ствия фашистов!

Все друзья мира отлично сознают,
что испанский фронт «проходит через
всю Европу. через весь мир», он всю-
ду, где существуют! угнетатели и уг-
нетенные, где фапгистско-троцкист-
ские банды собирают свои резервы
для нападения на прогрессивные си-
лы человечества.

Испания сейчас — самый важный

участок этого всемирного фронта. Ис-
ход боев здесь в вначительной сте-
пени предренгается развитием анти-
фаитистского движения в целом.
‚ «Освобождение Испании от гнета
фапгистских реакционеров не есть ча-
стное дело испанцев, а — общее де-
ло всего передового и прогрессивного
человечества».

Эти мудрые слова великого вождя
страны, идущей в авангарде друзей
испанской демократии, прозвучали,
как могучий призыв к массам — спло-
титься в борьбе с общим врагом, прит-
ти на помощь бесстрашному народу,
задерживающему с оружием в руках
нашествие итало-германских варва-
ров и их подлото наймита и агента
— генерала Франко.

Братская солидарность миллионов,
привёденных в движение испански-
ми событиями, величественна и вол-
нующа.

Бесконечно велики, многообразны
и трогательны формы проявления
этой солидарности. Историки и ху-
дожники должны будут соединить
свои усилия для того, чтобы от вни-
мания будущих поколений не ус-
кользнула ни одна деталь этой пот-
рясающей эпопеи. Рабочие и колхоз-
ники Страны советов, отправляющие
испанским женщинам и детям паро-
ходы с продовольствием и одеждой;
портовые рабочие стран капитализма,
отказывающиеся грузить оружие для
мятежников; японские моряки, посы-,
лающие героическим борцам Испании’
почтовые открытки; английские жен-
щины, вывешивающие в витринах
магазинов огромные надписи; «Мы
вяжем для Испании»; французские
крестьяне, приходящие из отдален-
ных деревень в Париж с требования-
„ми разместить у них ‘беженцев, поки-

нувших развалины Ируна и Сан-Се-
бастьяна; венские коммунисты, еже-
вечерне обращающиеся к рабочим
массам с призывом через подпольное
радибд: «Лозунг партии — каждый
район в Вене дает пулемет для Испа-
нии», безработные из. Кристофгамме-
ра (Чехословакия), посылающие Ко-
митету помощи Испании сушеные
трибы с просьбой продать их и пере-
слать вырученные средства иснан-
ским товарищам, — сколько их, та-
ких безымянных героев, ‘благород-
ных и скромных тружеников, поняв-
ших, что в эти дни на фронтах Испа-
нии решаются судьбы не только ис-
панокого народа. Миллионы трудя-
щихся готовы на любые жертвы, что-
бы спасти человечество от новой рез-
HH,

«Я знаю, я слишком молод, чтобы
умереть, — писал своей матери юный
английский доброволец, — но я знаю
также, что я никогда так равнодуш-
но не смотрел в глаза смерти, как в
данный момент. Я борюсь за то дело,
которое одно только в состоянии спа-
сти мир от войны и нищеты».

Даже в странах фашизма, где сви-
репствует разнузданный террор оп-
ричников Гитлера и Мусболини, где
продажная, «унифицированная»
пресса бесстыдно клевещет на бой-
цов Испанской республики, симпатии
народных масс на стороне отважных
тероев.

06 этом свидетельствует поток пи-
сем немецких рабочих, которые по-
ступают из Германии в антифанист-
ское бюро печати в Париже «Дейче
информацион». В одном из этих пи-
сем сообщается, что четыреста пять-
десят рабочих, занятых на одной бер-
линской стройке, приветствуют друг
друга вместо обязательного в стране
возгласа «Хайль Гитлер» возгласом
«Хайль Шпаниен! («Да здравствует
Испания!»). _

Особенную ярость фашистских раз-
бойников вызывает тот факт, что мно-
жество гранат и .бомб, изготовляемых
германскими военными заводами для
Франко, оказываются начиненными
песком и тряпками. Бомбы эти слу-
жат доказательством того, что друзья
с затаенным дыханием следят за хо-
дом борьбы и верят, что фашизм рух-
нет во всем мире, в том числе и на их
родине. :

Примеры такой ‘же солидарности
с испанским народом дают и трудя-
щиеся массы Италии.

На улицах Неаполя, Милана, Рима,
Турина и других городов Италии по-
являются тысячи листовок с призы-
вом бороться против фашистского
произвола, помогать героическим
борцам Испании. Текст листовок кра-
ток и выразителен: =

x

— Наши летчики ‘бомбардируют
испанский народ, который борется за
мир, свободу и хлеб. Мы требуем воз-
вращения этих летчиков.

— Высшее духовенство вооружабт
злодеев из лагеря Франко`и врагов
Испании.

— Республиканская Испания =
это мир, фаапизм — ‘это война,

«Правосудие» Муссолини жестоко
расплачивается с теми, Кто осмели-
вается поднять свой голос в защиту
испанской демократии. ° Их ждут
смертная казнь, ссылка на острова,
заключение в тюрьмы на десятки лет.

В схватках с наступающим. варвар-
ством родились интернациональные
бригады. В них можно вотретить
ученого из Лондона и безработного
токаря из Галиции; немецкого эми»
гранта из Праги и владельца мелкой
лавочки из Парижа; портного ив
Лодзи и писатёля с Кубы; шахтера из

Канады и учителя из Anraepnena>

металлиста из Гельсингфорса и быв-
шего офицера из Будапеита,

Они покрыли вечной славой зна»
мена, под которыми сражаются. Че-
ловечество не забудет достойного с0-
ратника Эрнста Тельмана Ганса
Беймлера, лучшего сына’ немецкого
народа, павшего от фашистской’ пули

словами «Рот фронт>. И доблест-
ного Лукача, венгерского писателя и
бойца, отдавшего всю свою созна-
тельную жизнь делу пролетариата. И
Ральфа Фокса, блестящего англий-
ского публициста, — коммуниста, про-
менявшего перо’на винтовку, чтобы
защищать светлое будущее всех на-
родов. Человечество сохранит. в сво:
ей памяти и сердце имена Гвидо Пи-
чели, Густава Керна, Марио Андже-
лони, Бруно. Прейса, сотви коммуни-
CTOB, рядовых  социал-демократов,
анархистов и беспартийных, нашед-
ших общий язык, язык жгучей нена-
висти к поджигателям войны, и пав-
ших.смертью храбрых в борьбе. с ни-
ми. Грядущие поколения с восхище-
нием и гордостью будут произносить
славные имена писателей Андрэ
Мальро, Густава Реглера, Ганса Мар-
хвица, Людвига Ренна, американско-
го летчика Чемберлина, английского
физиолога Холдейна и многих ‘других
представителей современной литера-
туры, исскуства и науки, показыва-
ющих на фронтах освободительной
войны. пример мужества и революци-
онного героизма. i

Это могучее проявление интерна-
циональной солидарности окрыляет
народные массы Испании, укрепляет
в них веру в скорую и окончательную
победу, предотвратить которую не
смогут никакие фарсы” невмешатель-
ства, никакие питгионские ухищрения
троцкистеко-поумовской агентуры фа-
щизма.

«Симпль», Прага.

м Литерат
, 7. Е 5
  -H. AKOBJIEB

ВИЛЛИ БРЕДЕЛЬ

ЧР А ШП М-

„ ИФ ФШША о.

— Мы, немецкие писатели, прие-
хали в Мадрид, чтобы сказать испан-
скому народу: войну против вас под-
держивают германский рантизм, гёр-
манскал “ROCHA, германские. воен
ные промышленуики, но ‘немецкий
народ ‚хочет мира 6 вами, кав и со
всеми другими‘ народами; Вот иоче-
му фашистские тазеты то и дело. со-
общают, Что ‘на вовиных заводах
Круппа, на’ болыних предприятиях
Берлина; на, верфях Гамбурга и Киля
происходят. арбеты за тайный ‘сбор
средств для Испании или за проявле-
ние каким-либо иным путем онмпатий
в испанским борцам за ‘свобрду.

Нация — это нё тё, которые ради
собственных выгод’ поддержеивалот
Гитлера, Муссолини, Франко, ид Te,
которые все’ приносят в жертву BO
имя свободы ‘и. благополучия своего
народа, их нельзя зйставить отказать“
ся от своих”убеждений ни подкупом,
ни силой, ; у

Пусть это имеют. в виду подчиви
шиеся фашиотекому. режиму Tepid
нии, подстриженные под’ одну .грё-
бенку писатели, они -- не что ‘иное,
как винтики геббельсовекого аппара-
та пропаганды и должны писать то,
что им велят. В прошлом году Гитлер
собрал в Берлине всех «военных пи-
сателей» и раз’яснил им; что главная
задача, которую фализм оставит пе-
ред литературой, состоит в следую-
щем: систематически подготовлять
народ к войне; при этом войну не
следует только прославлять, но пока-
зывать также, и се ужасы, однако, та-
ким образом, чтобы воспитать народ,
закалив его для войны. Война в ли-
тературе — это то, что немецкие фа-
шисты называют «стальной романти-
кой» Война, смерть и порабощение—
вот три основных пункта в програм-
мах всех фашистов.

Гитлер в своей прошлогодней, так
называемой культурной речи в Ню-
ренберге квалифицировал весь ход
развития после Великой французской
революции-как «разложение культу-
ры» и об’явил непримиримую войну
всем достижениям человечества с
1789 года. Он назвал демократию анар-
хией и обвинил ee в стремлении
уничтожить человеческую культуру.
Эта «культурная теория», исключи-
тельная по своему бесстыдетву и глу-
пости, придумана для того, чтобы
подготовить захватническую войну
фашизма. Для этой же цели служат
расовая теория, безудержный шови-
низм, разжигание ненависти ко всем
негерманским расам и возвеличение
последней в степень «господствующей
расы». 5

т, кто выступает в Германии
против этих теорий, ставит на карту
свою жизнь. К чести немецкого наро-
да, его писателей и ученых надо ска-

Из речи на международном конгрес-
се писателей в Мадриде.

Фашизм — это война. Ландскнехты
дуче и фюрера помогают изменнику и
предателю Франко. уничтожать мирное
население Испании, разрушают памят-
ники испанской культуры, хотят пре-
вратить страну героического народа в
итало-германскую колонию.

Не отстают от европейских громил и
их азиатские собратья.

Снова гремят японские пушки в Се-
верном Китае. снова пылают китайские
деревни. снова льется кровь народа,
защищающего свою национальную не-
зависимость от японских имперналистов.

Мы приводим здесь карикатуры ино-
странных художников, показывающие
лицо фашизма.

— Что вы делаете в мирное
время?

— Я итальянский делегат на
конференции по разоружению.

«Канар,аншене», Париж.

зать, что такие люди ‘среди немцев
есть.

Я говорю не только о нелегальных
антифашистеких борцах, рассеянных
по всей стране, о тех простых и _0т-
важных людях, которые, рискуя сво-
ей жизнью, борются за антифантист-
ский народный фронт в Германии, —
я думаю о таких людях, как профес-
сор Зауэрбрух, который выступил на
с’езде врачей в Дрездене и под гром-
кие одобрительные возгласы своих
коллег потребовал свободы науки,
подавленной фашистами,

Я думзю о немецком писателе
Эрнсте Вихерте, который в своей
большой волнующей речи, образщен-
ной к мюнхенским студентам, призы-
вал своих учеников писать правду,
служить правде, уничтоженной фа-
лнистами, В Германии растет оппози-
ция в рядах немецкой интеллигенции,
ученых, представителей искусства.

Германский фашизм хочет уничто-
жить все достижения человеческой

‚мысли. Он хочет не только исказить

и переработать ‘для своих целей не-
мецкую классическую литературу и
философию, не тольно вытравить па-
мять о великих свободомыслящинх
писателях й ученых: не только лик-
видировать все прогрессивные явле-
ния в немецкой литературе, — он хо-
чет также уничтожить культуру. дру-
гих наций, утверждая, что они опас-
ны для «германской господствующей
расы». Вот ночему ‘все, что только вхо-
дит в понятие демократии, рассмат-
ривается фашистами как величайшее
зло. Вот почему фашизм стремится
уничтожить все проявления прогрес-
са, свободы и культуры. В своей ню-
ренбергокой речи Гитлер выдвинул
следующие положения: «Все, что до
сих пор создано человечеством в 0б-
ласти культуры, является заслугой
отдельных ‘великих людей, народ
здесь не играл ни малейшей роли,
наоборот, «разнузданная Macca» pas-
рушала культуру».  Лживость‘ этого
утверждения очевидна всякому, кто
знает историю.

‚› Мы, свободные немецкие писатели,
в изгнании взяли в свои руки куль-
турное наследство нашего народа.

Народный фронт всех друзей куль-
туры и врагов войны привлек на
свою сторону народные массы Фран-
ции, народные массы Испании, где
теперь идет героическая борьба про-
тив фашизма. Народный фронт крен-
нет также и в среде немецкого наро-
да, к Нему стремятся миллионы.

Здебь, в Мадриде, в присутствии
героев испанской народной армии и
интернациональных бригад, в при-
сутствии писателей многочисленных
стран, я обралцаюсь с призывом к мо-
им братьям в Германии: посмотрите
на Испанию, на этот героический на-
род, — он показываете всему миру
пример героической борьбы против
фашизма!

АНГЕЛ МИРА ФАШИСТСКОГО ПРОИЗВОДСТВА.
— Притащи лучше из ангара крылья самого большого бомбовоза.
) «Симпль», Прага.

<

‚значении подобных «красивых» де-

‚хотят быть завербованными янон-

урная газета №

ial eee РЕВ

CEKH-CAHO

Tee] ROL САПОГОМ

ЯПОНСКОЙ ВОЕНЩИНЬ

26 февраля 1936 г. кучка самурай- ской военщиной, не хотят прод

ских молодчиков, устроив путч, пы-   свое творчество. фаптизму,
талась установить в Японии фашиот- Выступать с открытой Uponarany
скую диктатуру военщины. Мечтам   войны ia ie все трудны
самураев не суждено было сбыться.   труднее. Говоря о «стремлении къ
Внешне замыслы военщины провали-   ру», японская военщина расстрел,
лись. Однако это ни в коей мере не   вает Бэйпин, провоцирует столь
означает, что она ничего не добилась.   вения на границе с Советским. (i,
Непрекращающиеся . провокации ©   80M, насаждает, где может, свою ту»
японской стороны на границах Совет-   кистско-шиионскую атентуру, ли
ского Союза, фактически начавшая-   радочно усиливает вооружения, } „,
ся война за захват Северного Китая   ответствии с политикой перестрь
самым наглядным образом подтвер-   ваются‚и методы использования ь,
ждают это. кусства. Ip
«Война — отец творчества, мать НИЛ. м НОА ty
культуры! —. вопят воинствующие, пре ое #- eee Да
самураи. Но японский народ на опы- ee A aan ЗВестный ст
те «земного раяз, который создан в ен р НИ мы Кии
иене грабительского захвата укунага, ОНСКаЯ Boe,

‘истинном   ЩИина представляется читателю ig,
анчжурии, убедился в ждущей мира». Военщина, наволнь

шая Китай японскими ШПиоНам,
подкупающая китайских тенераль
— предателей родины, ведущая ь
литику открытой фашистской anne
сии, — выступает в этом рощав,
роли «хранителя мира».

Недавно на японских экранах в
явился новый документальны
фильм под названием «8.000 кило».
ров вдоль границы». Фильм быль
лан под непосредственным рук»
ством военного министерства я т
участии «учреждений  Манчять
Цель этого фильма — показать oy
; данный в Манчжурии — snomy

В 1934 году Мацумото, бывший на-   «рай», необ’ятные просторы Малчх
чальник департамента полиции, ор- рии, ждущие «цивилизаторской» п
ганизатор фашистского контроля Над   ки японских капиталистов, i
искусством, создатель всякого ‹ рода Военщина наложила свою руку
фашистских писательских об’едине-   на японский театр. В свое время
ний (вроде «Общества пятого числа?   пыталась привлечь к пролаин»
во главе с фашистским борзописцем   пойны такие театры, как би
Наски) громогласно заявил о своем итп Однако попытки одеть в м
«идеале» » создать в Токио «ПЯТЫЙ   датские костюмы артистов этих те
интернационал», в задачу которого   ров провалились. После этой меди
должна входить пропаганда «ЯПОН-   военщина пошла по линии Hon
ского духа» во всем мире. Старания зования материально HYMAN:
фашиста Мацумото ни к Чему Не   театров. Были куплены yanm
привели. Японские художники Не   театры Ками Сибай, влачивиие з
пошли. за ним. После этой неудачи   этого нищенское существованне.
японская военщина стала прибегать   В конце прошлого года извелий
к более изощренным способам обуз- фалцистский актер Нобору Умдаи
дания исвусства. провалувшийся два раза ‘вместе

В феврале 1937 года, в день рожде-   другими членами Фалтистской парт
‘ния микадо, был издан император-   на выборах в парламент, ортане»
ский указ об установлении ордена за   вал «Общество служення родине. [
заслуги в области искусства и науки.   замыслам стоящей за его спяной »

В июне этого года правительство   енщины это общество должно уст
решило учредить так называемую ивать около пятидесяти бесплат
«Имнерскую академию ‘искусства».   Концертов в год в рабочих кзарам
Создание органа, унифицирующего Токио с целью пропаганды «дост
искусство в общегосударственном   СТВ»? государственного строя nom
масштабе по типу гитлеровской Гер-   поднятия «духа японизмаз, защит
мании, является завершением всяко:   Масс от «вредных и опасных» у»
го рода «планов» японской военщи- лей и т. д. Однако «ревностною в
ны, вроде неудавшейся попытки с0з-   борника защиты японского дух!
дания «пятого интернационала». О   великому сожалению янонскит b
том, что представляет еобой эта «ака-   шистов пришлось недавно посади
демия», лучше всего свидетельствует   В тюрьму за наглый открытый пот
отказ виднейшего писателя Японии   Избирателей во время избиратель
Тосон _Симадзаки вступить в ее чле-   кампании; в «деятельности» общ
ны, Тосон Симадзаки представляет   ва наступил «перерыв» до выходу
труппу тех художников, которые не   «лидера» из тюрьмы.

Японская военщина изобретает м
новые и новые методы подкупа и
сателей, художников, артистов, В п
стоящее время намечается новая ®
шистская группировка в среде по
телей, подвизающихся главным 00
зом в журналах Бунгакукай у ine
ромаиха. Лидером этой груши
является предатель Фусао Хаяя 9
ето спиной стоит изменник делу т
летариата Акира Асано, продав
ся японской полиции. Эта прут
связана с японской полицией и в
ной кликой. Стремясь обработать
щественное мнение в духе, при
ном для прихода`к власти damm
ской военщины, эта труппа обявы
своим лозунгом так называемый и
вый японизм и борьбу с коммуе
MOM и фапгизмом». «Борьба с фиш
МОМ» — это лживая маскировоти
декларация представителей dam
ма в литературе.

Современные самураи усилии
свою разрушительную работу 30
ласти культуры. Революционные !
левые культурные организация №
гоняются одна за другой. Рутовле
тель революционного культури
движения в Японии, коммунист №
рехито Кура Хара всё еще отбыви
в тюрьме‘ долголетнее  заключне
Даже профессора-либералы литий
ся кафедры в университетах я щ»
сто выбрасываются на улицу:

Однако на том месте, где толи
что действовала разрущительная  }
ка фаптистской` военщины, вырасти
новая сила — новые люди, г0тови
отдать себя на борьбу против тени
сил реакции. Нет сомнения в т0№
передовое искусство выйдет лоб
телем в этой борьбе. Искусство, OF
занное ‘с народом, стремится к Mill
и свободе японского народа, оно №
тово итти на бой против cham!
войны.

клараций. Японский народ хочет ми-
ра. Это показали недавние выборы в
парламент, где фашистская военщи-
на с треском провалилась,

Но что такое воля народа для япон-
ской военщины и стоящей за ее спи-
ной финансовой олигархии? Для
создания лповинистического угара
она мобилизует все имеющиеся в ее
распоряжении средства: фабрикуют-
ся соответствующие книги, пьесы,
фильмы, Подлинное искусство япон-
ского народа попирается солдатски-
ми сапогами военщины. >

Я. ЭИДЕЛЬМАН

«НИЦ I рипа.

“Это день не одного, а двух миров.
Им устроили очную ставку, и, один
из них, старый, уходящий, но лихо“
радочно цепляющийся за жизик, изоб-
личен. Застигнутый врасплох, он. вы-
нужден был рассказать о себе все без
утайки. Теперь перед нами точная
«опись» его имущества, точная карти-
на го жизни, быта, нравов, мы про-
никли в самые «интимные» уголки
его души.

Дело абсолютно не меняется от то-
го, что все документы, предотавлен-
лые в книге, охватывают лишь один
— случайный — день мира — 27 сен-
тября 1935 г., и что день этот отде-
лен от нас почти двумя годами. Мы
легко, без малейшего напряжения
устанавливаем его связь с предшест-
вовавшими и последующими днями и
воспринимаем его не как механиче-
ский отрезок, не как деталь, а как
кондёнсированное выражение целого.
Мы видим в нем завершение старых
дел и зарождение новых событий,
Многое или, вернее, все звучит в кни-
те остро-звлободневно, кажется вых-
ваченным из вчерашних номеров г®-
вет.

Что изменилось в положении коло-
ниальных народов за эти. два года?
Разве анахронизмом звучало бы сей-
час сообщение о гибели в Индии де-
сятков детей от холеры и чумы, о пят-
надцатичасовом рабочем дне шести-
летних детей в ресторанах и гостини-

«День мира»; Под редакцией
М, Горького и М. Кольцова. Стр. 592.
Цена 50 руб, Жургазоб’единение.
3934 г.

цах Бомбея, о жестокой мести ин-
дусов ‹неприкасаемым» за их «дерз-
кую мечту 06 обучении своих детей
в школах, где учатся дети кастовых
индусов»?

Мы взяли наугад первые попавити-
еся сообщения, но, не рискуя оши-
биться, можно утверждать, что свою
«актуальность» сохранила вся без ис-
ключения информация «Дня мира» о
безрадостной жизни народов Индоки-
тая, Туниса, Марокко, Индонезии и
других колоний империалистических
держав.

то изменилось в буржуазном пра-
восудии, просвещении, в политике
церкви, нравах, печати, в экономике?
Если читатель и заметит какое-либо
изменение, то лишь одного порядка:
противоречия обострились, темпы
загнивания приняли более интенсив-
ный характер, расстановка классовых
сил далеко не та, что была полтора-
два года назад. Но основа уклада, ко-
лорит действительности сохранились,
Читатель прочтет те же сообщения о
Западе — о собачьих бегах и пара-
дах ослов, о самоубийствах безработ-
ных и повальном бегстве крестьян из
деревни, о диких кутежах велико-
светской молодежи и расстрелах заба-
стовщиков; он прочтет те же об’яв-
ления в ‹оздоровленной» печати
«Третьей империи» — о книгах, кото-
рые научат, «как надо целовать», ‘0
«здоровом арийце», ищущем благто-
воспитанную спутницу жизни и
«предпочитающем стройную, полную
даму безукоризненной внешности»,
или. о специалисте, который «ищет
возможности вжениться в кондитер-

ское предприятие» (т. е. посредством
брака вступить в число совладельцев)
ит. п.; он снова узнает, что в циви-
лизованных странах процветает зна-
харство и что во Франции есть жур-
налы, проповедующие поход против
машины, как одной из основных при-
чин... экономического кризиса, что
круг «потребителей искусства» на
Западе с каждым днем сужается, что
в Америке продолжают линчевать нег-
ров ит. д. ит. и.

Только один отдел потребовал бы в
новой книге коренных изменений.
Речь идет, разумеется, об Испании.
27 сентября 1935 г. она была Испа-
нией наступающего фаптизма. «День
мира» Дает яркий снимок действи-
тельности, в которой господствовали
Роблесы, Марчи, Леруссы и им подоб-
ные враги испанского народа. Убий-
ства, аресты, судебный террор, ограб-
ление масс, неистовство церкви, чув-
ствующей, что наступают ее послед-
ние дни, биржевая лихорадка, Дикие
издевательства цензуры над демокра-
тической прессой. -

И вто же время — средство, давно
испытанное всеми мракобесами: раз-
жигание низменных инстинктов,
поощрение разврата, насаждение пор-
пографии, в то же время такие об’-
явления в «Либераль»:

«Две очень хорошенькие сеньори-
ты, ультрасовременные, экономные.
Вызывайте по тел. 1-05-43».

«Две современные сеньориты, неж-
ные, по первому требованию...»

«Прелестная сеньорита, ие профес-
сионалка, согласна принять скромно-
го кабальеро...»>

В массах растет возмущение про-
тив гнили и мрази этой жизни, про-
тив произвола капиталистов и поме-
щиков, уже явственнее начинает зву-
чать голос подлинного хозяина стра-
ны. Демократия готовится дать от-
пор. Редактор одного либерально-де-
мократического журнала пишет: «По-
теряв веру в людей и в порядок ве-
щей, массы теперь поняли всю несбы-
точность своих иллюзий и отдают се-
бе отчет в том, что политика... живет
не во дворцах, а на улице и общест-
венных площадях», :

О революционных настроениях масс
рассказывает в письме от 27. сен-
тября 1935 г. в редакцию «Дня мира»
Альварес дель Вайо. Последующие
события — блестящая победа народ-
ного фронта в феврале 1936 г. и ге-
роическая борьба против фашистско-
го офицерья — во весь рост выяви-
ли нравственную мощь и боевые ка-
чества испанского народа. Вступив в
законные права хозяина, народ заво-
дит новые порядки в своей стране,
очищает ее от паразитов и бездель-
ников, бережно принимает в свои ру-
ки великое культурное наследство
отцов. .

Основная ценность книги в том, что
она методично и последовательно ра-
зоблачает захватническую политику
фашизма, его наглые разбойничьи ме-
тоды агрессии, его сговор против тру-
дящихся масс, его кровавую роль в
подготовке новой мировой войны.

«День мира» возвращает нас к ита-
льянской авантюре в Абиссинии, Мы
видим, как инсценируются патриотн-
ческие парады в Риме, как ведется
разпузданная пропаганда об ‹истори-
ческой миссии» фашизма, как слета-
ется к порогу Абиссинии жадное во-
ронье, почувотвовавшее запах мерт-
вечины и возможность нажиться. Зах-
лебываясь, описывают фашистские
газеты «добровольческое» движение,
«МОЩЬ» ‘итальянского оружия, «бод-

рые» настроения армии и издевают-
ся над женевскими миротворцами,
над проектом введения санкций про-
тив Италин.

Лихорадка вооружений  треплет
Германию. «Грюне пост»  воспевает
нюренбергский военный парад. Ярост-
ная атака против Литвы в связи с
перевыборами ландтата в Мемеле, 6е-
шеные нападки на Чехословакию,
«Работу и хлеб дадут колонии», гла-
сит воспроизводимый в «Дне мира»
германский агитационный плакат. Ор-
ганизуется знаменитая «охота» вен-
терского премьера Гембеша и Герин-
га в Восточной Пруссии «на оленей».
«Кого символизируют олени?» — гла-
сит надпись под карикатурой в праж-
ском журнале «Симпль», где «охот-
ники» изображены в позе «триумфа-
торов». Японская газета «Ници-ници»
ставит точки над и: «Основной смысл
переговоров... сводится к.лому, что
Германия стремится использовать
Польшу и Венгрию против Советско-
го Союза и Чехословакии, особенно,
конечно, против СССР».

Но фюрер не только вооружается и
ведет дипломатические интриги. Он
широко использует в подготовке к
будущей войне и гестапо. «День ми-
ра» дает ряд интереснейших мате-
риалов о Деятельности гестапо, об
осуществляемых им методах шиио-
Hama.

А вот вести из Японии. Содержа-
ние их исчерпывающим образом сфор-
мулировано в кратких заголовках (ко-
торые, следует отметить, вообще сде-
ланы в книге весьма опытной у-
кой): «Страною правит сабля», «Фа-
шизация на всех парах», «Против-
ники мира с СССР», «Вопрос реша-
ют офицеры» ит, д.

Так выглядит фашизм. в свете соб-
ственных признаний, в свете данных
одного только дня, заимствованных
преимущественно из его же печати.
Это — голод, нищета, бешеная гонка
вооружений, цинизм и жестокость ра-

re

ствовать над стихиями, уничтояа! 1
необходимость убивать». }

Этим сознанием насыщены и в
сказывания Генриха Манна. 0 104
черкивает, что «от фашизма к bolt
ведет естественный,  нензбежий
путь», он сознает, что «только ие
ренение фашистских диктаторов 1
трестовского капитала, подкупивиет
их деньгами, открывает возможной
миру». Генрих Маин видит, так 55
как и Ромэн Роллан, в междуна
ной политике СССР” действительну
политику мира. Заявляя, что Cont
скому Союзу чужды какие-либо &
рессивные намерения, немецейй 1
сатель усматривает  доказательти
этого в том, что в СССР идет нвустЕ
ная творческая работа,

«Бесчинство войны само ©0600 oF
падает там, где честно работают, №
против, в «Третьей империи» 8000
не работают, кроме как для дост
ния нечестной цели — большого 2%
бойничьего похода».

Замечательной иллюстрацией 5 02°
вам Манна о СССР является посл!
ний отдел книги, посвященный So
ни и быту Советской страны, 88
каждая строка говорит о великих 1
бедах, возможных только там,
господствует свободный боциаляст!
ческий труд, где личность викогла И
вступает в конфликт с обществом, 17
понятия «родина», «патриотизм»
рели новое содержание, определяю?
еся тем фактом, что народ являет
безраздельным хозяином всей страяы
всех его богатств.

В письме к М. Кольцову иницемт
«Дня мира» великий пролетарский п
сатель А. М. Горький писал;

«Книга «День мира» затеяна дл
того, чтобы показать читателю наи
му, чем наполнен день мещанствь
противопоставить картине этой
держание нашего, советского ДЕЯ?

Вадача эта выполнена блестя
Необходимо сделать книгу д0ст
ем широких масс

бовладельцев, это — возврат к пещер-

ному веку, это — война, неминуе-
мая, неизбежная, если зверя не схва-
тить за глотку.

Лучшие умы человечества обеспо-
коены этим мрачным видением, их
неотступно преследует мысль о воз-
можных последствиях хозяйничанья
кровавых маниаков. Эта тревога дает
себя чувствовать почти во всех за-
писях, сделанных 27 сентября - для
«Дня мира» рядом крупнейших писа-
телей Запада—Карин Михаэлис, Кар-
лом Чапеком, Жюльен Бенда, Ромэн
Ролланом, Генрихом Манном, Стефа-
ном Цвейгом, Эрнстом Толлером и
др.

«Завтра, 28 сентября, — пишет
С. Цвейг, — я первым делом схвачу
газету, чтобы искать ответа на роко-
вой для \нашего поколения вопрос:
началась ли уже война? Или войны
еще нет? Позор для Европы, позор
для всего‘ нашего поколения, что мы
так смиренно ждем и вопрошаем,
вместо того, чтобы самим во всеору-
ны создать человечеству. новую судь-
у.»

Стефан Цвейг не замечает тех сил,
которые эту «новую судьбу» созда-
ют, Но их видит прозорливый хулож-
ник, благороднейний человек нашей
эпохи — Ромэн Роллан. Он страот-
но нападает на философию фатализ:
ма. С глубокой любовью и нёжно-
стью вспоминая днн, проведенные в
СССР, он товорит о новом человече-
стве, которое начало бороться «про:
тив угнетателей, против несправедли-
вости, против войны, против‘ смер-
Тиз.

«И если оно может противостоять
этим двум силам, — продолжает раз-
вивать свою мысль Ромэн Роллан, —
это значит, что оно снова завоевало
героический оптимизм, радость жиз-
ни, веру в жизнь, ибо оно знает, что
его руки и его дух, которые сделали
его когда-то повелителем огня, кото-
рые мало-помалу начинают владыче-

@

do ah

ам

ооо

эм

cq