КРАСН

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Окончание, Начало

см. на 1-й стр.

ххх

Войска 2-го Белорусского фронта раз-
вивали наступление. Овладев городами
Росток и Варнемюнде, советские части
отрезали пути отхода группе немецких
войск, находившейся в районе города
Барта. Стремительными ударами налии
танкисты и пехотинцы подавили враже-
ское сопротивление и овладели городом
Барт портом на Балтийском море, Вой-.
ска фронта, наступающие в западном на-
правлении, продвинулись вперед до 60
километров и соединились с союзными
нам английскими войсками. За день боев
уничтожено более 2 тысяч немецких сол-
дат и офицеров:

жом oe

Войска 4-го Украинского фронта про-
должали наступление. Упорное сопротив-
ление противник оказал на подступах к
чехословацкому городу Цешин. Немцы
превратили Цешин в сильный опорчый
пункт своей обороны. С севера и востока,
город прикрывали несколько линий тран
шей, железобетонные надолбы и широ-
кие минные поля. Каменные здания и за-
водские корпуса в городе были приепо-
соблены для круговой обороны. Против-
ник стянул в районе Цешин крупные еи-
лы и неоднократно бросал их в контр-
атаки. Наши гвардейские части сильны-
ми ударами сломили сопротивление нем-
Цеви с трех сторон ворвались на. улиды
города. В ожесточенном бою. переходив-
шем з рукопашные схватки, наши вой-
ска, разгромили вражеский гарнизон и
овладели городом Цешин — узлом че-
тырех железных и нескольких 1оссей-
ных дорог. На подступах к городу и его
улицах осталось много вражеских  тру-
пов. Захвачено у немцев 42 офудия, 140
пулеметов, склады © военным имущест-
вом, эшелон с горючим, четыре эшелона

с лошадьми и другие трофеи.

`лобеды над Берлином».

wk

С величайшим энтузиазмом BCTpeded
в частях Врасной Армии и Военно-Мор-
ского Флота Первомайский Приказ Вер-
ховного Главнокомандующего Маршала
Созетекого Союза товарища Сталина.

С исключительным под’емом пропили
митинги в войсках, овладевших столицей
Термании Берлином. Бойцы. сержанты и
офицеры соединений генерал-майора
Шатилова и гвардии полковника Негода,
занявшие 30 апреля здание германекото
рейхстага, с гордостью заявили: «Ста-
линское приветствие и поздравление мы
восприняли е огромной радостью. В Пер-
вомайском Приказе товарища Сталина
говорится и.о нас. Мы, вместе с другими
советежими частями, водрузили знамя
Ирасноармеец.
Буга сказал: <Й сражалея против нем-
цев в 1918 году на Украине. В дни 0те-
чественной войны я снова билоя с. нем-
цами на Украине и под Сталинградом.
Четыре года я мечтал о том, чтобы побы-
вать в Берлине. И вот моя заветная меч-
та сбылась. Я горжусь тем, что на мою
долю выпало счастье добивать врага 3
вто столице».

На 1-м Украинском фронте на ME-
чинге бойцов и офицеров батальона, ко-
торым. командует майор Воровин, выету-
пил старшина Ригин. Он заявил: «В ны-
нешнем году мы празднуем Первое мая
в обстановке величайших побед Красной
Армии. Эти исторические победы ‘мы
одержали потому, что вооруженными си-
лами советского государства ‘руководил

иитют горячие приветствия нашему Bep-
ховному Главнокомандующему товарищу
Сталину. Бойцы и офицеры приветству-
от тружеников советского тыла, кото-
рые бесперебойно снабжали фронт воем
необходимым и сделали возможными
победы, одержанные нашими доблестны-
ми войсками».

На 2-м Белорусском фронте на митинге
бойцов и офицеров части с9единения,
где начальником политотдела полковник
Поволоцкий, выступил механик-водитель,

старший сержант Бережной. «Мой
танк, — оказал он, — прошел по немец-

кой земле уже сотни километров, унич-
тожил немало гитлеровцев и техники
врага. Сейчас ‘идет последний штурм гит-
леровской Германии. Мы не успокоимея
до тех пор, пока окончательно не добъем
ненавистного ‘врага. Заверяем нашего
Верховного Главнокомандующего, ure
везде и воюду мы с честью и с достоин-
CTBOM будем носить высокое звание co-
ветокого воина, никогда не ослабим бди-
тельности и ни на одну минуту не забу-
дем о своем долге перед Родиной». i

На 3-м Украинском фронте на митин-

‘  re бойцов и офицеров части поднолкоз-

ника Селиванова с яркой речью выету-
пил автоматчик Глухов. Он еказал: «Мы
пережили тяжелые времена. Мы отбива-
ли бешеные атаки немцев на Дону, 0бо-
роняли волжекую тверлыню — Сталин-
град. Были дни, когда немецкие полчища
угрожали нашей родной Москве и олав-
ному горолу Ленина. Однако воины Kpac-
ной Армии и весь советекий народ ни-
когда не унывали, не падали духом. Мы
знали, что будети на нашей улице празд-

товарищ Сталин. Советокие люди знали,
что где Сталин — там победа. Перво-
майский Приказ Верховного  Главно-
командующего вдохновляет нае на новые
боевые подвиги».

Герой Советского Союза тов. Никанл-
ров сказал: «Мы в Берлине! Отсюда, из
столицы Германии, воины Враеной Армии

‚В Совете Народных Комиссаров СССР

Об итогах Всесоюзного социалистического соревнования
областей, краев и республик за выполнение планов
ремонта тракторов ‘и сельскохозяйственных машин

в марте 1945 года ss

Рассмотрев итоги Всесоюзного социа-
листического соревнования областей,
краев и республик за выполнение планов
фемонта тракторов и сельскохозяйствен-
ных машин в марте 1945 года с учетохт
выполнения плана осенне-зимнего 1е-
монта тракторов Совет Народных Вомис-
саров Союза ССР’ признал победителями
в социалистическом соревновании стедую-
щие области и постановил:

1. Вручить переходящие Красные
знамена Государственного Комитета 060-
роны и выдать денежные премии:

а) за. досрочное выполнение плана
осенне-зимнего ремонта тракторов и. пе-
ревыполнение плана ремонта сельскохо-
зяйственных машин в марте —

Моековекой области,

Ленинградской области,

Винницкой области УССР.

6) за перевыполнение плана ремонта
тракторов и сельскохозяйственных Ma-
шин в марте —

Ивановской области,
Великолукской области.

2. Отметить положительную фаботу
следующих областей, краев и республик,
выполнивигих планы ремонта тракторов:
Брянской, Вологодской, Кировской Ко-
стромокой. Куйбышевекой, Молотовекой,
Пензенской, Смоленской, Свердловской
областей, Приморекого края, Татарской
ACCP, Удмуртекой АССР, Чувашекой
ACCP, Ворошиловградекой,  Житомир-
ской,  Каменец-Подольекой. Киевской,
Сумекой, Харьковокой м Черниговской
областей Украинской ССР, Семипалатин-
ской области, ‹ Казахской ССР, Латвий-
ской ССР.. Карело-Финской ССР и Эстон-
ской ССР. у

О 100-летии со дня рождения И. И. Мечникова

с исполняющимея 15 мая
1945 г. 100-летием co дня рождения
крупнейшего русского ученого, основа-
теля современной микробиологии И. И.
Мечникова Совет Народных Комиссаров
Союза ССР постановил:

1. Создаль Комитет по проведению
100-летия во дня рождения И. И. Меч-
никова в следующем составе: Митерев
Г. А. (предведалель), Абрикосов А. IL.,
Тамалея Н. Ф. Ермольева 3. В., Зава-

Об ознаменовании 50-летия

В связи

В ознаменование 50-летия co дня изо:
бретения радио русским ученым А. С:
Поповым, исполняющегося 7 мая 1945
года, Совет Народных Комиссаров
Союза ССР постановил:

1. Уставовить памятник А. С. Попову
в г. Ленинграде. {

2. Соорудить ‘обелиск Ha острове
Гогланд, на месте, где впервые в мире
была использована радиостанция систе-
мы А. С. Попова для спасения челове-
ческих жизней. i

3. В целях узековечения памяти изо-
бретателя радио А. С. Попова учредить
золотую металь имени А. С. Попова, при-
суждаемую ежеголно в одном экземпляре
советским. и зарубежным ученым за
выдающиеся научные работы и изобре-:
тения в области радио.

Присуждение медали возложить Ha
Академию Наук СССР. Поручить Акаде-
мии Наук СССР разработать и предета-
вить на утверждение Совнаркома СССР
проект Положения о медали имени А. С.
Попова.

4. Учитывая важнейшую роль радио
в культурной и политической жизни на-
селения и для обороны страны, в целях
популяризации достижений отечествен-
ной науки и техники в области радио и
поощрения  радиолюбительства среди
широких слоев населения, установить
т мая ежегодный «День радио».

5. Учредить значок «Почетный
дист» для награждения лиц, способет-
вовавших развитию радио своими ло-
стижениями в облаети науки, техники,
производства и экеплоатации средств
радио и организации радиовещания. Уе-
тановить, что значком «Почетный ра-.
лист» награждают Наркомат Обороны,
Наркомат Военно-Морского Флота, Нар-
комат связи, Наркомат  элезтропро-
мышленности и Комитет по радиофика-
ции и радиовещанию при Совнаркоме
CCCP.

par

А. С. Поповым

довский М. М., Исаченко Б.Л., Кафтанов
С.В.,. Хебедева М. Н., Лысенко Т.Д., 0т-
бели 1. А., Парин В. В., Сергиев П. Г., Со-
ловьев В. Д., Страшун И. Д., Суворов С. Г.

2. Возложить на Комитет разработку
мероприятий по увековечению памяти
И. И. Мечникова, содействие широкой
популяризации научных трудов И. И.
Мечникова и проведение в г. Москве ‘rop-
жественного заседания в день 100-летия
со. дня рождения И. И. Мечникова.

со дня изобретения ради

вые публично демонстрировал свое изо-
бретение;

б). на здании школы связи имени
Попова в г. Кронштадте, в котором ©

`1888’ по 1901 год работая А. С. Попов

и тде он изобрел радио;

в) на здании Ленинградского  элек-
тротехнического инотитута имени В. И.
Ульянова (Ленина), директором  кото-
рого в 1905 году состоял А. С. Попов;

г) на доме № 31 по С’ездовекой ли-
нии на Васильевском ‘острове в г. Ле-
нинграде и на доме № 25 по Посадекой
улице в г. Кронштадте, в которых про-
живахл А, С. Попов.

7. Установить стипендии имени А. С.
Понова:

а) в Ленинградском электротехниче-

ском институте имени В. И. Ульянова
(Ленина) — для студентов две стипен-
дии по 400 рублей и для аспирантов од-
ну стипендию в 800 рублей в месяц;

6) в Ленинградоком институте свя-
зи — для студентов две стипендии по 400
рублей и для аспирантов одну стипендию
в 800 рублей в месяц;

в) зв Московском институте инжене-
ров связи — для студентов две стипен-
дии по 400 рублей и для аспирантов o7-
ну стипендию в 800 рублей в месяц.

8. Присвоить имя А. С. Попова ра-
диостанции РБ-70 и Центральному му-
зею связи Наркомевязи.

9. Обязать Комитет по делам  куль-
турно-просветительных учреждений при.
CHE РСФСР организоваль к 7 мая
1945 года совместно е Наркоматом элек-
тропромышленности, Главным Управле-
нием Связи Красной Армии и Наркома-
том связи выставку по радио в Политех-
ническом музее в г. Москве. .

10.7 Назначить персональные пенсии
дочерям А. С. Попова Поповой Раисе
Александровне и Вьяндекой Екатерине
Алексанлровне—по 500 рублей в месяц
пожизненно; внучке’ А. С. - Попова —-
Андреевой Марии Владимировне 500

Поручить Комитету по ‘проведению
пятидесятилетия со дня изобретения рз-
лио А. С. Поповым разработать проект
Положения о значке «Почетный радист».

6. Установить мемориальные доски:

а) на здании физического института

рублей в месяц до окончания вуза.

11. Выпустить к 50-летнему юбилею
радио следующие книги: Сборник исто-
рических документов об изобретении ра-

Тенинградекото университета, в ко0то-
ром А. С. Попов 7 мая 1895 года виер-

Излатель:` НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

ГМ203302

дио А. С. Поповым; биографию А. С.
Попова; научно-технический сборник
«50 лет радио»; популярную брошюру

0 развитии радио.

отдел боевых действий  флота—лоб.

ник, что Великий Сталин приведет нас
к победе. Красная Армия водрузила зна-
мя победы над Берлином. Великие и ра-
достные дни переживает советский народ.
Мы клянемся, что © честью и в крат-
чайший срок выполним Сталинский при-
каз. Мы добьем и локанаем фалпистекото
зверя».

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ
ОРГАНИЗАТОРОВ ПАРТИЗАНСКОГО
ДВИЖЕНИЯ НА УКРАИНЕ

За образцовое выполнение задания пра-
вительства по организации партизанского
движения на Украине и достигнутые успе-
хи в борьбе против немецко-фашиетских
захватчиков Указом Президиума Верхозно-
го Совета СССР! награждены:

Орденом Суворова Т степени — С. А.
Ковнак, Д. С. Коротченко, Т. А. Строкач,
А. Ф. Федоров, Н. С. Хрущев;

Ордеком Красного Знамени — Л. Г. Бу-
гаенко, Ф: Г. Бровко, Т. А. Константинов,
Н. Л. Салогор, В. С: Костечко, С. Ф. Мали-
ков, Д. Т. Бурченко; i
‚Орденом Богдана. Хмельницкого   crene-
ни —П. П. Вершигора, М. С. Гфечуха,
Л.Р. Корниец, А. С. Олексенко, В. Ф.
Старченко, Г. Я Рудь;

Орденом Богдана .Хмельницкого И сте-
пени —5 человек; ]

Орденом Отечественной Войны 1 степе-
ни — 5 человек; (ТАСС).

Москва, Кремль.
Маршалу Советского Союза
Иосифу Виссаононовичу Сталину

Весть о взятии Берлина налними доб-
лестными фуководимыми и вдохновляе-
мыми Вашим рвением войсками преиспол-
Hida сердца всех зерных сынов нашей
Родины безграничной фахостыю и лико-
ванием. 7
„ Наша Церковь, вознося в этот ието-
фический день благодарственное моление
® Богу, усугубляет молитвы -cpon o Bac,
любимом верховном Вожде’ нашего наро-
Да и о родной Армии, и призывает ве-
бесное благословение Ha последние рат-
ные подвиги BO имя окончательной

‘победы,
АЛЕКСИЙ Патриарх
Московский и всея Руси.

ПРЕБЫВАНИЕ г-жи К. ЧЕРЧИЛЛЬ
“`В ОДЕССЕ

- ОДЕССА, 3 мая. (ТАСС). 30-го. апре-
ля в Одессу прибыла Председатель Бри-
танокого комитета «Фонда помощи Рос-
сии» г-жа Клементина, Черчилль в вопро-
вождении секретаря комитета «Фонда
помощи России» г-жи М. Джонеони дру-

‘THX JM.

Т-жа Черчилль ‘нанесла, Busur mperce-
далелю исполкома городского Совета де-
путатов трудящихся  Б. П. Давиденко.
В тот же день она посетила военный хи-
рургический гослиталь, осмотрела, . пала:
ты, операционные, комнаты отдыха. За-
тем т-жа Черчилль ознакомилась с воен-
ным госпиталем, где начальником майор
медицинекой службы ЛТалцевкер. Г-жа
Черчилль беседовала с. лечащимися
здесь английскими и французскими воен:
нопленными,  освобожденными Красной
Армией из немецкото плена,

1 мая г-жа Черчилль и сопровождаю-
щие ее лица присутствовали на, военном
параде на Куликовом поле. После парада
г-жа Черчилль осмотрела лагерь англий-
ских офицеров и солдат. освобожденных
Красной Армией из немецкого плена.

Вечером 1 мая председатель иеполко-
ма горсовета Б. П. Давиденко дал в честь
г-жи Черчилль обед, на котором присут-
ствовали представители английской воен-
ной миссии, работники науки, техники и
искусоева. Б. П. Давиденко вручил г-же
Черчилль подарок — красиво вышитый
национальный ‘украинский костюм, &
г-же Джоноон = ‘натюрморт 3’ ориги-
вальной раме.

2 мая г-жа Черчилль посетила одес-
ский порт, где побывала на английскоз
корабле, увозящем английских и’ Ффран-
цузеких солдат и офицеров. вырванных
советскими войсками из фашистекого
плена. После этого г-жа Черчилль побы-
вала в трех лагерях, гдё находятся фран-

‚ цузы, бельгийцы, англичане и  гол-
ландцы.
Вечером 2 мая г-жа Черчилль сие

киальным поезлом вывхала из Ozeccsr.
Ha вокзале ее провожали представители
TOPOTCKOTO совета и общественных орга-
низаций. :

ee

APEC PEZAKIMU YW U3JIATEJIBCTBA: Москва. бущевекая ул., 21.

29, 36; отдел

отдел информации—лоб, 1-85; сглел писем — доб. 23, иллюстранионный отдел—лдоб.

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

игтаба верховного командования

Коммутатор редакции Л 3-30-90 до Д 38-204
пропаганлы—Д 1-11-45; отдел партийно-комесмольской

ый ФЛОТ

4 мая 1945 г., пятница. № 103 (1978)

„блава и благодарность

На конференции 06‘единенных наций
в Сан-Франциско

Восьмое пленарное заседание

САН-ФРАНЦИСКО, 2 мая. (Спец. кор».
ТАСС). Восьмое пленарное заседание кон-
фэренции в Сан-Франциско открылось
2 ‘мая в 15 ч. 30 м. по тихоокеанскому вре-
мени (3 мая в 1 ч. 30 м. по московокому
‚времени) под председательством тов. В. М.
Молотова. На заседании выступили пред-
седатели. тех делегаций, которые еще по
зиелали обратиться к конференции.

Присутствовавшие на конференции встре-
тили аплодисментэми тов. В. М. Молотова,
когда юн поднялся ва трибуну для того,
чтобы вести заседание, Тов. В. М. Молотов
предоставил слово генеральному секретаою
конференции Хиссу, который сделал отчет

© результатах. сегодняшнего совещания
представителей четырех комиссий конфе-
ренции.

Хисс сообщил, что в связи с окончанием
предварительных выступлений председате-
лей различных делегаций, пожелавших
сделать заявления, конференция в кастоя-
шее время может приступить к работам в
четырех комиссиях и 12 подкомиссиях.
Заседавие одобрило отчет Хисса.

Затем выступил мексикаюский министр
иностранных дел Падилья. Касаясь неспо-
собности Лиги наций приостановить агрес-
сию позле первой мирозой войны, Падилья
заявил, что в Настоящее время необходимо
построить ‘действенную организацию для
предотвращения в будущем агресски. Ду-
ховная снла так же, как и орудия, кеобхо-
дима для поддержания мира, сказал Па-
дилья. Следует уважать все стоаны-—боль-

шие и малые — и доверять им, Заявив, что‘

мелые страны должны играть важную роль
в деле создания международной органи-
зации, Падилья сказал, что Рузвельт, Чер-
чнлль и Сталин — «самые величественные
фигуры нашего времени» — влохьовляют
конференцию в ее задаче построения орга
низации ‘мира и безопасности.

Следующим выступил норвежский ми-
нистр иностранных дел’Ли, который, высо-
ко сценив деятельность Рузвельта, заязил,
что гордится вкладом корвежского‘ народа
в общее дело. Однако, указал он, норвеж.
цы понимают, что Норвегия никогда не бы-
ла бы освобождена без помощи союзников.
«Наш народ, — продолжал Ли, — с вос-
хищением следил за героическими оборони-
тельными ‘битвами’‘и победоносным наступ:
лением Крабной Армии. Мы глубоко бла-
годарны войскам Советской России, пришед-
шим, как друзья, освободить самую сезер-
ную’ часть Норвегии. Наш народ  высско
ценит их доброту, помощь. лойяльное со-
трудничество с норвежскими властями».

Затем выступил. министр. иностранных
дел Никарагуа Аргуэльо Варгас, который
заявил, что международная оргакизация
должна считать разрешение экономических
и социальных проблем. более важным, чем
разрешение политических проблем.

После него произнеели речи министр ино-
странных дел `Панамы Хименес и министр
иностранных дел Перу Галлахер.

Следующий оратор — глава сирийской
делегации — премьер-министр Фарс Эль
Хури напомвил конференции о провале Ли-
ги наций и отметил, что за последкее вре-
мя арабские ‘страны проводят меропоиятия
чтобы завоевать более высокое положение
в современном мире. Лига нащий ноовали-
лась нотому, что не проводила в жасиь
надлежещим образом и энергично принципы
справедлизости,

Выступление ‘главы югославской делега-
ции министра иностранных дел Шубашича
было встречено громкими аплодисментами.

Шубашич начай < ‘указания на то, что KOH:

ференция Об’единенных ‘наций свидетель“
ствует о техническом прогрессе, сократив-
шем расстояния во всем мире, что означа-
ет насущную‘ необходимость эффективной
организации по поддержанию мира и 6ез-
опасности. Шубашич подчеркнул, что юто-
славское правительство и народ останутся
защитниками. мира и свободы и всячески
будут содействовать предотвращению
войны. о

«Югославия сегодняшнего дня, — ‘про-
должал Шубашич, — возникла в резуль’
тате борьбы. национальной армии’ освобож-
дения под. руководством маршала Тито во
время нынешней войны и основана. точно‘ на
тех же великих принципах, которые необ-
ходимы для мира и безопасности во всем
мире. Ее новый дух, новая национальная
армия и вся нынешняя структура воплоща-
ют собой новую концепцию единства, что
делает Югославию важным фактором по-

рялка, прогресса и безопасности в нашей
части земного шара».

Далее Tyéoliag ootakobiined на жертвах
и страданиях Югославии, которая превра-
тилась в аванпост на юго-востоке Европы,
ставший на пути гитлеровского нашествия
на Советский Союз.

Затем Шубащич отметил, что, помимо на-
падений на Югославию извне’ ‹<о стороны
гитлеровцев, «Югославия была жертвой
злостных попыток, направленных ча расчле-
нение изнутри. Были предприняты всезоз-
можные меры с целью предотвратить вос-
становление об’единенного Югославского
государства. Неприятель еще и сейчас ис-
пользует местных квислингов и их При-
спешников, старающихся продолжать свою
изменническую деятельность как в преде-
лах Югославии, так и за ее пределами
исключительно в интересах неприятеля.
Для этой цели используются все расхож-
дения, которые. продолжают существовать
среди югославов как последствия векового
господства чужестранцев и политики «раз-
деляй и властвуй». В результате всего это-
го югославы потеряли свыше полутора мил-
лионов человек.

Шубашич подчеркнул, что гитлеровские
военные преступники должны предсгать
перед лицом правосудия. Шубашич дал вы-
сокую оценку военвым усилиям югославов,
их героической партизанской борьбе, ско-
вывавщей огромное количество вражеских
войск, «Это—эпопея маршала Тито. В этом
значение национальной борьбы югослазов
за освобождение». И

Указав, что борьба еще продолжается,
Шубашич  отметил, что в освобожденных
районах Югославии закладывается фунда-
мент лучшей жизни. «Поскольку югославы
знают, как бороться за мир, — сказал Шу-
башич, — очи так же сумеют и защищать
мир в будущем всеми имеющимися в их
распоряжении средствами». Шубашич под-
черкнул, что Югославия нуждается в по-
мощи союзников для восстановления, по-

мымо репараций, которые неприятель дол-

жен уплатить.

Шубашич выразил благодарность союзни-
кам  — Советскому Союзу,‘ Соединенным
Штатам и Соединенному Королевству — ие
только за предоставление материалов и за
оказание. помощи, но-и за «нзоценимые ус-
луги великих вождей Рузвельта, Сталина
и Черчилля». Шубашич отметил, что Юго-
славия в настоящее время является частью
Европы, в которой вместо конфликтов и
разногласий царит гармония и сотрудниче-`
ство между виднейшими представителями
Об’единекных наций.

«Новая демократическая Югославия Bu-

диг в этой конференции ОЗ’единенных ка-°

ций гарачтию мира для себя и своей без-
опасности.. Югославское правительство и
народы Югославии твердо верят в успен-
ность этой конференции и полностью этда-
ют себе отчет в значении, которое может
иметь ее провал». Точно так же югослав-
ский народ понимает, что «некоторые

страны могут предоставить большую гаран-

тию мира, чем другие, не только из-за их

большей мощи, но и из-за их болыней го-
товности защищать мир и принципы, на ко-

торых мир покоится». Шубашич отметил;
что солидарность Об‘единенных напий мо-
жет быть сохранена только путем призиа-
ния и применения принципа. суверенного ра-.
венства всех наций, однако необходимо
помнить, что некоторые нации — более
мощны и несут. болыную  ответствен-
ность, чем другие. По его словам, между-
народная организация должна быть осно-
вана ‘на справедливости, законности, свобо-
де и демократии.

Продолжая свое выступление, Шубашич’
заявил: «Югославия живет под непрерывнай
угрозой со стороны агрессивных стран,
граничащих с ней на севере и на западе,
поскольку она лежит на пересечении важ-,
кых международных коммуникаций. Поэто-
му ее ‘всегда втягивали в конфликты и
войну, происходившие в этой части мира. Ее
законное стремление к миру и безопасно-
сти побуждает Югославию сделать все от
нее зависящее для устранения причин вой-
ны в будущем и настаивать на том, чтобы
все другие страны поступили так же».

По окончании речи Шубашича’ предсе-
Дательствующий тов. В. М. Молотов зая-
BHI, что список глав делегаций, желавших
выступить на восьмом пленарном заседа-
нии, исчерпан. Заседание закончилось в
18. ч. 15 м, (т ев 4ч. 15 мин, 3 мая по
московскому времени). ,

Комментарии Липимана к конференции в ан-Фравинско

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). В статье,
опубликованной в газете «Нью-Йорк ге-
ральд трибюн», Липиман пишет, что дейст-
вия Мелотова в руководящем комитете и его
выступления на пресс-конференции и на
пленарном заседании конференции свиде-
тельствуют о серьезных целях и подтвеож.
дают мчение, что конференция затрагивает
жизненные интересы Советского Союза.

Указывая, что ему неизвестны детали
предложения Молотова относительно пред-
седательства на конференции Липаман
пишет, что, как сообщают, Молотов пред-
ложил систему поочередного председатель-
ства, как это принято в Президиуме Bep-
хбовного Совета СССР, вместо обычного
устройства, при котором председательству-
ет глава делегации, представляющей стра-
ну, в которой происходит конференция. Это
предложение показывает большой практи-
ческий интерес Молотова к работе конфе-

энции, его правильное позимание роли
председателя, что не является отражением
лично враждебности к Стеттиниусу и ‘не
подсказано соображениями нациснальногс
престижа, но свидетельствует о том, что
Молотов пришел в Сан-Фравциско для
серьезного участия в делах конференции
В своем заявлении на пресс-конфэеренции
Молотов ясно показал намерение Советско.
го Союза остаться на конференции: Он рас-
сеял всякие предположения о том, чтс
польский вопрос сорвет конференцию и.

наоборот, ‚указал на надежду разрешить
польский вопрос в соответствии с советской
трактовкой ялтикокого решения вместо
американской и английской трактовки, Яс-
нэ, что польский вопрос не предполагает
отказа Советского Союза придерживаться
ялтинских решений, но лишь обнаружива-
ег расхождения между советской и амери-
канской трактовкой. ‘

Активный, пристальный ‘интерес Молото-
ва к конференции, пишет Липпиман, исходит
из двух целей: упрочить гарантии от во-.
зобновления германской агрессии и поме.
рвать международной организации создать
новый санитарный кордон, направленный
против Советского Союза. Всякий об’ек-
TEBHO мыслящий человек должен считать
эти цели дополняющими друг друга. Для
того; чтобы положить кснец германской
агрессии, Об’единенные нации должны осу:
дить всякое намерение создать юорганива_
цию, имеющую целью полицейские дейст:
вия против Советского Союза. которая по.
требовала бы восстановления Германии, как
буфера и передового отряда.

Советский Союз прекрасно осознает это.
пишет Липиман, и за всей советской поли-
тикой, за всеми подозрениями Советского
Союза скрывается эта решимость противо-
действовать мощным кругам в. Западной
Европе, которые, хотя они открыто в эгом
и не признаются, преследуют эту цель.

Прием тов. В. М. Молотовым Мэррея, Ломбардо Толедано
т ‚ И членов иранской делегации

САН-ФРАНЦИСКО, ; 2 мая. (Спец. корр:
ТАСС). Сегодня тов, В. М. Молотов при-
нял председателя конгресса производствек-
ных профсоюзов США Моэррея. Тов. В. М.
Молотов принял Также отдельно руково-
дителя конфедерации” трудящихся  Латин-
ской Америки Ломбардо Толедано.

‚САН-ФРАНЦИСКО, 3’ мая. {Спец. корр.
ТАСС). 2-го мая тов. В. М. Молотов при-
пял_ главу иранской делегации Ha конфе:
ренции Об’единенных наций, бывшего ми.
нистра юстиции Адля и иракского делега-
та Энтезама.

Ф ПОЛОЖЕНИЕ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). В сообщенир
экспеди-
цронных сил союзников говорится о новом
сгедивении зойек союзяикоз и’ частей Крас-
кой Армни-на реке Эльба, к юго-востоку от
Виттенберге. В районе Мюнхена союзники

99; начальник издательства

д

жизни—доб. 8; иностранный отдел — лоб.
1-12-60; бухгалтерия — доб, 25:

захватили болыное количество  воечной
техники, в том числе свыше 137 тыс. га-
зовых и дымовых снарядов. В районе Aner.
рийских. Альн противник оказывает войскам
союзников более сильное  сопрогивле-
ние. .

96. Телефоны: для справок—доб. 1-13; отв. секретарь редакции JT Е

1-08-03;

1-22, отдел культуры — доб.

отдел подписки — Д 1-62 1 р

`президент Амесага,

героической Красной Армии“

Отклики ва границей на овладение’
Красной Армией Берлином
БЕЛГРАД, 3 мая. (ТАСС). Как передает

белградское радио, вчера помощник на.
чальника генерального штаба югославской
армии генерал Джурич выступил по радио
с речью по случаю овладения Красной
Армией Берлином.

«Красная Армия,—сказал он,’ — овладела
сердцем гитлеровской Германии, местом
сборища фашистских преступников — го.
годом Берлин. Этой исторической победой,
увенчаыцей  триумфальный поход за ocgo.
бождение Европы от фашистских варваров,
Красная Армия вместе с армиями Англии и
США и армиями всех остальных демокра.
тических стран заслужила вечную благо.
дарность человечества.

Бойцы, офицеры и генералы ютославской
армии от всей дули радуются этой великой
исторической победе и от глубины сердца
приветствуют братскую Красную Армию за
то, что она выиграла величайшую битву за
Берлин и нанесла решающий удар герман-
ской армии, в результате чего от послел
ней остались сейчас только ‘разрозненныз
группы.

Слава и благодарность героической Крас.
ной Армии — освободительнице всего чело.
вечества от ‘фашистского варварства!

Да здравствует верховный’ главнокоман-
дующий, Маршал Советского Союз
Сталин!

Да здравствует победа антигитлеровской

коалиции!
‚ВАРШАВА, 3 мая. (ТАСС). Как передает
ваущавское. радио, сообщение о том,’ что
героическая Красная Армия овладела Без.
лином, было встречено польским народом
с неописуемым энтузиазмом. В Варщаве,
Познани, Кракове, Люблине, Катовицах и
Подзи стихийно возникли многочисленные
митинги и манифестации.

НЬЮ-ЙОРК, 3. мая. (ТАСС). Весть о
том, что Красная Армия овладела Берли.
ном, радостно встречена во всей Латинской
Америке. Во. всех странах Латинской Аме-
рики, за исключением Аргентины, где пра.
вительство запретило какие-либо манифе-
стации .по этому поводу, состоялись мас.
совые демонстрации, Как сообщает агентст.
во Юнайтед Пресс, конгресс Чили прервал
свое ‘заседание, чтобы отметить новую
блестящую победу Красной Армии. Радио.
станции Чили беспрерывно. передазали гим-
ны Об’единенных наций. Влиятельная opra-
низация «Союз обеспечения победы», в ко.
торую входят видные политические, куль:
турные и профсоюзные деятели, организо:
вала сегодня в честь победы Красной Аруин
большей ‘парад. По сообщению агентства
Ассошиэйтед Пресс, в столице Урутая
Монтевидео весь вечер 2-го мая по глав:
вым улицам города проходили многотысяч.
ные демонстращии, призетствовавшие ло-
беду Красвой Армии, взявшей Берлин, Де-
монстрантов приветствовал уругвайский

пт \

Заявлония Трумэна и Черчилля
о капитулянен германских
войск в Италан

ВАШИНГТОН, 2 мая. (ТАСС). —Презл.
дент Трумэн сделал, представителям печа.
ти заявление, в кстором говорится, что
«армии. союзников в Италии добились без.
оговорочной капитуляции германских войск
на той европейской территории, куда мы
прежде всего направили,’ с ‘запада наше
оружие и нашу решимость. Крушение во-
енной тирании в Италии ‘является, однако,
победой не только в одной Италии, в
Частью общего триумфа, ‘которого мы ‹
нетерлением ожидаем на всем козтиненте
Европы». :

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, Черчилль‘ об’явил вчер:
в галате общин.о безоговорочной капитуля-
ции немецких войск в Италии. «Не только
обширные территории, нмеющие . большое
значение по своему характеру, оказались
под контролем главнокомандующего гене.
рала Александера, —- говорится в заявие-
нии Черчилля, — но сама капитуляция, с
точки зрения численности капитулировав-
шрх войск, является, по моему мнению, ре.
ЕОрднюй за все время нынешней войны н
должна благоприятно отразиться на даль:
чейших событиях, которых мы ожидаем».

Черчилль сообщил, что условия капиту-
FMAM предусматризали прекращение воен:
ных действий в полдень по гринвичекому
времени, но, учитывая целый ряд неопреде-
ленных моментов, фельдмаршал Алексан-
дер сделал окончательное заявление толь-
ко тогда, когда были‘ получены убедитель:
ные подтверждения в, виде фактическогс
приказа, изданного германским верховным
командованием своим войскам,

КОНФИСНАЦИЯ ЗОЛОТА,
НАГРАБЛЕННОГО МУССОЛИНИ
° И ЕГО КЛИКОЙ

РИМ, 3 мая, {ТАСС). Газета «Лаворо»
сообщает, что у Муссолини и его подруч-
ных в момент их ареста была конфигко-
вана золотая валюта на сумму свыше 50
миллионов лиь. 3

ВЫСТУПЛЕНИЕ ФОРРЕСТОЛА
НА ЦЕРЕМОНИИ СПУСКА НА ВОДУ
АВИАНОСЦА «ФРАНКЛИН ДЕЛАНО
РУЗВЕЛЬТ»

НЬЮ-ЙОРК, 1 мая. (ТАСС). Выступая
ва церемозии во время спуска на воду ко:
зого авианосца «Франклин Делано Ру:
вельт», морской министр США Форрестол
заявил, что в настоящее время военно-мо}-
ской флот США насчитывает 93 линкора,
26 боевых авианосцев, 65 эскортных аБиз-
носцев, 67 крейсеров, 386 эсминцев, 368 эс-
кортных. эсминцев и 240 подводных лодок,
„ начале 1942 года военно-морской флот
ША насчитывал 16 линкоров, 38 крейсе-
ров, 173 эсминца, 112 подводных лодок и
не имел в своем составе ни одного эскорт
ного эсминца. Форрестол заявил, что Сое-
диненные Штаты должны сохранить свом
военную мощь, чтобы «быстро и эффектиг-
но применить силу» для поддержания бу’
дущего мира.

Представители военно-морского флот“
США сообщили, что новый aparece!’
«Франклин Делано Рузвельт»  поднимаст
более 80 двухмоторных самолетов.
БЕГСТВО ГЕРМАНСКОГО КРЕЙСЕРА
В ШВЕЦИЮ

СТОКГОЛЬМ, 3 мая. (ТАСС). 30 апрелт
в шведокие воды прибыл из Сзинемюнле
германский вспомогательный крейсер
дсизмещением в 6 тысяч тонн. Экипаж
ссставе 30 человек и находившиеся на 60

ту крейсера 42 немецких солдата интерии:
реваны.

Clon

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

=