Совету Н

Центральному Комитет

Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных
в день двадцатипятилетия

я власти в Азербайджане шлют
братский привет рабочим, колхозникам и интеллиген-

ции Азербайджанской Советской Социалистической

Комиссаров СССР
юзвления Советской

Республики.

3 Азербайджане советскую власть.
  Советская власть уничтожила

байджана, и ликвидировала

власти, благодаря осуществлению

‘ерии превратился в

цветущую
‚республику.

Под руководством

(СР. постановил:

120 лет.

Первомайский праздник этого года на-
меди войдет в историю нашего. госудаф-
(hd как воплощение величайшего Top-
&итва советокого народа над заклятым

зрагом. Пройдут десятилетия, века,
1 люди, празднуя Первое Мая, не
перестанут возвращаться мыслями

х мому дню в 1945  году, к грандиоз-
ым событиям нынешней весны, отреде-
ившим судьбу згногих поколений.

В этом году нашь Родина вотретила
Первое Мая в обстановке победоносного
авершения Великой Отечественной вой-
15. Грюм жестоких битв этой невидан-
0Й по своим масшеабам войны еще не
‘Mom, Ho теперь он раздается ше под
Мсквой и Ленинградом, не у Воли и
Лавказа, как з тяжелые дни, безвозврат-
№ ушедшие в трошлое, а далеко за Бер-
THOM, на Эльбе. 25 апреля у этой реки
Пюнзошла знаменательная BeTpeya  60-
WICKEX и англо-американоких войск,
‘единившихся в центре Германии м рас-
итших надвое остатки гитлеровекой ар-
Уи, А 2 мая свершилось военное собы-
8 воемирно-исторического ‘значения:
№5 ударами Красной Армии пал Бер-

ин — центр ‘немецкого империализма
Точаг немецкой агрессии.
Столица фашистской Германии, город,

-- Ц титлеровсвая клика выналнивала кро-
’ вые планы завоевания мира, лежит в

Тупнах перед воинами Юраеной Армии, на-
ии прославившими советекое оружие.
1х Берлином реет знамя нашей победы.
встал день, к которому сквозь тягчай-
Ино испытания вел советеких людей
\ршат великих побед товари Сталин.
С радостным волнением внимал наш
мрох порвомайскому приказу свфего
юждя и полководца. Новый прилив сы-
Новней гордости за, съею Родину вызвали
} каждого советокого человека  сталин-
thie слова о боспримерфных успехах в
ях и в труде; с которыми пришла на-
Ша страна в международному празднику
трудящихся,

Вслед‘ за изгнанием немецких полчищ
( conereno земли‘и из балканских отран
Kpactast Армия за короткий срок 0080-
див Полыиу, Венгрию, большую часть
отосдовакии и значительную часть Ав-
рии вместе с ео столицей — Веной.
(веские войска овладели Восточной
Прусоией, Померанией, большей частью
Бранденбурга, Эти победы. одержанные
31 последние месяцы, увенчались теперь
Магрожм берлинской» группы немецких
МИ0к и взятием советскими войсками
Теранской столицы,

34 три-четыре месяца Нашего зим-
го наступления гитлеровская армия
циеряла на советско-германском ‘фронте

КИЕВ ..

ЕРВОГО НИЕВСНОГО Н

НАЧАЛЬНИНУ П ИЕ РОВА Г
тский, курсантский,
Первого Киевского

ИМЕНИ

Поздравляю офицерский, сержан
Рядовой и вольнонаемный состав
Краснознаменного артиллерийского

С, М, Кирова с 25 годовщиной, высок

Москва, Кремль. 4; мая 1945. roma.

Четверть века назад трудящиеся Азербайджана зо
nape с бакинским пролетариатом под руководством
партии большевиков свергли буржуазно-национали-
стческое правительство муссаватистов и установили

гнёт
запиталистов, царских чиновников, беков и
веками тяготевииий над рабочими и крестьянами
и национальную
между народами Азербайджана. За годы советской

ской национальной политики, Азербайджан из отста-
 0й патриархально-феодальной окраины царской им-
социалистическую
партии. Ленина. —
‘Сталина с помощью великого русского народа азер-
байджанский народ добился выдающихся успехов во
кех областях хозяйства и культурной жизни. В рес-
публике введены в эксплоатацию тысячи новых He-
фтяных скважин, создана мощная нефтеперерабаты-
вющая промышленность. Азербайджан стал страной
ноханизированного социалистического сельского  хо-

выпуске Четвертого

1. Выпустить Четвертый Государственный Военный
Заем на сумму ^25 миллиардов рублей сроком на

2, Облигации займа и доходы от них, в том числе

оканаем

ародных Комиссаров Дзербайджанской CCP

у КП(б) Азербайджана

зяйства, крупной хлопковой базой Советского Союза.
В, Азербайджане осуществлена подлинная культурная
революция, ликвидирована неграмотность населения,
открыты сотни средних школ,
наук, десятки высших учебных заведений ‘и научно-
исследовательских институтов. Выросли многочислен-
ные кадры национальной интеллигенции.

Советская власть раскрепостила женщину-азербай-
джанку и привлекла ее к государственному,
ственному и культурному строительству страны.

За годы Отечественной войны протиз иемецко-фа-
захватчиков
внесли свой вклад в дело победы над врагом. Сыны
азербайджанского народа мужественно сражаются в
рядах Красной Армии за свободу и независимость на-
шей Советской Родины. Рабочие, инженеры и техни-
ки нефтяного Баку’в трудных условиях военного вре-
мени обеспечивают бесперебойное снабжение горючим
нашей армии, промышленности и сельского хозяйства.
Колхозники Азербайджана добились серьезных успе-

уста-

иностранных
ханов,
Азер-
рознь

UIMCTCKHX

ленинско-сталин-

хов в борьбе за

и.

Е

более 800 тыс. солдат и офицеров плен-
ными ‘и около миллиона убитыми, а так-
же до б тыс. самолетов, до 12 тыс. тан-
коз и самоходных орудий, более 23 тыс.
полевых орудий. Немецкие войска на
Восточном фронте за последнее время
вновь были усилены десятками дивизий,
снятых с других фронтов. Это enocod-
етвовало развертыванию успешного на-
ступления наших союзников на Западе,
но не помогло немцам удержать оборони-
тельные рубежи на Востоке. Подавляя
врага ‘превосходством своей стратёгии ‘и
тактики, своей техники и воинского
умения своих кадров, Ерасная Армия на-
‚стойчиво преодолевает последнее отчаян-
ное сопротивление гитлеровцев за Bep-
лином, в Мекленбурге, Чехословакии,
Австрии.

«Наша Родина в ходе войны получи-

ла первоклассную кадровую армию, спо-

собную отстоять великие  социалистиче-
ские завоевания налиего народа и 0бес-
печить государственные интересы Совет-
ского Союза» (Сталин). 0 силе нашей
армии, об ее богатырокой мощи вновь и
вновь говорит весь мир. На параде 1 Мая
1945 года была представлена армия, во
всех отношениях превосходящая воофу-
женные силы противника, — армия, ко-
торой оказалось по плечу прогнать не-
мецкие войска к`Берлину и за Берлин и
овладеть германской столицей. -
Такую армию, ©пособную на беспри-
мерные в истории ратные подвиги; наша
страна создала, в ходе войны, И ото стало
возможным благодаря непреоборимой си-
ле социалистического строя, благодаря
героическому труду всего советского
народа. вдохновляемото и направляезгото
великой партией Ленина— Сталина. Эко-
номика нашей страны, несмотря на ог-
ромное военное напряжение, неуклонно
растет и крепнет, обеспечивая и нужды
фронта и быстрое восстановление разру-
шенного. оккупантами хозяйства в осво-
божденных OT немецких захватчиков
районах. Наша ‘Родина выходит из ис-
пытаний войны еще более могучей.
Дни гитлеровской Германии › сочтезы.
Она потеряла большую часть своей тер-
ритории, лишилась важнейших. жизнен-
ных файочов и своей столицы. Герман-
ская армия исчерпала свои людские 0е-
зервы м уже не может получать от про-
мыпгленновти достаточного. количества
вооружения, боеприпасов и горючего.
Гитлеровская воезная машина разбита.
«Мировая война, развязанная герман-
скими империалистами, подходит к кон-
цу. Крушение гитлеровской Германии —
лело самого ближайшего будущего»
(Сталин). Задача, стоящая перед совет-

училища имени
ими правитель-

Красной Армии.

созданы Акацемия

хозяй-

трудявиеся Азербайджана

под’ем урожайности сельскохозяйст-

венных культур и развитие животноводства.
Комиссаров Союза  ССР выражают твёрдую уверен-   В
ность в том, что азербайджанский народ отдаст все   обстановке
свои силы делу завершения разгрома немецко-фанист-   Великой Отечественной войны. Каждый
ских захватчиков и дальнейшего укрепления воен-
нои и экономической мощи Советского Союза.
Совет Народных Комиссаров

Союза ССР
В Совнаркоме Союза ССР

осударственного
_ Военного займа.

В целях привлечения дополнительных средств на
форону страны Совет Народных Комиссаров Союза

_ Центральный
Комитет ВКП (6)

выигрыши, освободить от обложения государствен-
ными и местными налогами и сборами.

3. Утвердить представленные Народным Комисса-   Сталина.
риатом Финансов Союза ССР Условия выпуска
Четвертого Государственного Военного Займа.

(Условия выпуска Четвертого Государственного Военного
Займа см. на 2-й стр.)

рашистского зве

я

CREM народом м ето воинами, сводится
теперь к одному —— доканать смертельно
раненого фашистского зверя,

На решении этой задачи и на даль-
нейшем укреплении мощи нашего госу-
дарства сосредоточены, сейчас помыслы
и усилия всех  созетоких людей. 06
этом свидетельствует и всенародная пат-
риотическая демонстрация, в которую
превратилась уже в первые часы подлие-
ка трудящихся нашей страны на вы-
пущенный вчера Четвертый Государ-
ственный Военный Заем.

Война ‹ немецкими захватчиками. по-
требовала от нашего государства колос-

an
 )
Ly

В. И. Ленин, И. В. Сталин и В.

Сегодня День большевистской печати.
этом году наша страна вопречает ето в
победоносного завершения

номер советских газет приносит миллио-
нам людей волнующие радостные вести
и вдохновляет воинов и тружеников на-
шей Родины на новые славные дела.
Ленин и Сталин дали клоссическое оп-
ределение значения партийной  больше-
вистской прессы, как могущественного
орудия воздействия на народные массы,
вав сильнейшего средства политического
руководства. Где бы ни находился совет-
ский гражданин — в поверженном Вер-
лине или на уральеком заводе, на борту
боевото корабля или на колхозной ни-
ве, — везде до него доходит голос боль-
шевистокой печали, 1г010е  сталинокой
‘правды, поднимающий чувство горячего
патриотизма, укрепляющий уверенность
B своих силах, вселяющий  несокрущи-
мую веру в торжество дела Ленина

На всех этапах революционной борь-

бы нашего народа, на всех этапах раз-
вития советского государства
вистекое печатное слово сплачивало м
воодушевляло массы Ha пфеодоление
любых трудностей и помотало добивать-
вя победы,
‚ В дни Великой Отечественной войны
советская печать помогла  большевиет-
ской партии поднять на борьбу с немен-
кими захватчиками весь напг народ. На-
ша печать оправдала в этой борьбе
CBO почетную роль не только пропатан-
диста и агитатора, но и организатора
масс. Ежедневно и ежечасно укрепляла
она в советеких людях сознание  лол-
га перед Родиной,  закаляла  чена-
висть к врагу, звала к новым и новым
усилиям во имя торжества нашего тра-
‘вого дела,

В грозные военные годы большевист-
ская газета явилась для каждого совет-
ского человека неисчерпаемым источни-
хом бодрости и моральных сил. Партий-
ное печатное слово тодымает советских

_ Щень большая

больше-`

М.

воинов на бессмертные подвиги, полмо-
гает бить врага, быстрее двигаться вне-
фед. Призывный голос нашей печали зву-
чит для советекотго воина, как гелос ва-
ликой ленинско-сталинской партии, как
голос Родины.

Таветы Красной Армии и Военно-Мот-
ского Флота являютея неутомимыми
агитаторами и пропатандистами, могучи-
ми коллективными организаторами Macc
в борьбе за полный разгром немецко-фа-
шистеких захватчиков. Роль этих газет
непрерывно растет. Они раз’яеняют вы-
сокие и благородные цели Красной Ap-
wun u Флота в Отечественной войне,
активно содействуют идейному воспитя-
нию офицеров м краснофлотцез, неустан-
но пропагандируют боевой опыт, еше
теснее сплачивают массы вокруг нашей
партии, вокруг нашего вождя великого
Отатина,

Сейчас задача краснофлотской печа-.

ти состоит в том, чтобы мобилизозать
массы военных моряков на ожончатель-
ный разтрозг врага, Вся сила большевист-
ского печатного слова должна быть ис-
нпользована для пропаганды  первомай-
ского сталинского ‘приказа, призываю-
щего воинов Врасной Армии и Военно-
Морекого Флота показать в завершающих
боях новые образцы воинского умения и
отваги, быть бдительный, нопрежнелгу
высоко держать честь и достоинство ©0-
ветското вона, поднимать еще выше
мощь нашего Советского государства.
` Ераснофлотекая печать должна реши-
тельно усилить пропаганду боевого опы-
та, еще активнее бороться за укретле-
ние воинокой дисциплины. Популяризация
образцов умелого иинициативного исполь-
зования боевой техники, пропаганда при-
меров честного и самоотверженного вы-
полнения воияекого долга, суровая кри-
тика нарушителей воинской дисципли-
HEE —- BCe ЭТО постоянно должно зани-
маль видное место з работе краснофлот-
ских газет. .

Велика и ответотвенна роль напгих га-
зет в политическом воспитании масе, в

Молотов в редакции газеты «Правда» в. 1917 году.

(Рисунок художника ИП. Васильева).

печати

идеологической закалке офицеров и
краснофлотцев. Полнокровно освещать
партийную и комсомольскую жизнь, по-
стоянно даваль духовную пищу агита-
торам и пропагандистам, развивать у
военных моряков революционную бди-
тельность, воспитывать партийную прин-
ципиальность и непримиримость к недо-

статкам — важнейшая задача флотекой
печали.
«Тазета должна искать и находить

нужные ей связи», — говорил Ленин.
Центральной фигурой в авторском акти-
ве краснофлотекой тазеты должен стать
бывалый воин. Расширять круг таких
авторов. больше фаботаль с военкорами,
чутко относиться к каждому  красно-
флотсвому письму — это значит прояв-
лять заботу непосредственно о качестве
тазеты. Редаюция обязана активно при-
влекаль к сотрудничеству в газете луч-

‚гих людей соединения — краснофлот-

цев и офицеров.

В этой связи встает вопрос о литера-
турном творчестве сотрудников аппафа-
Ta редакций. Неправильно, когда в га-
зете преобладают их статьи и заметки,
во нельзя считать нормальным также и
то, что фамилии штатных работников
некоторых редакций порой месяцами не
появляются в газете. Это ведет к потере
тазетными работниками квалификации
ик обеднению самой газеты. Долг полит-
органов и редакций заботливо учить и
поощрять людей литературно одарен-
ных. Нужно помнить указание Ленина о
TOM, что «без журналистического аппа-
рата ни одно массовое движение обой-
THCh He MOMET...>,

Флотекая печать сыграла уже видную
фель в мобилизации военных моряков на
самоотверженную борьбу с фашистскими
захватчиками. — Теперь  вдохновенное
большевиетское слово наших газет лол-
жно помочь воинам флота с честью вы-
полнить свой долг в довершении разгре-
ма врага и направить все свои силы на
дальнейшее укрепление могущества на-
шей советской державы.

сальных затрат. И советские люди всегда

считали гражданским долгом епособетво-

вать разгрому врага не только своим
участием в боях или труде, но и
своими трудовыми рублями.  Граж-

дане нашей Отчизны сознательно шли
на серьезные материальные лишения
ради того, чтобы больше дать фрон-
ту п ускорить победу. Во вюемя вой-
ны подписка на государственные займы
неизменно проходила с особенным ‘под’е-
MOM, давая из года в год все большие и
большие суммы в бюджет страны,

Такой успех обеспечен и новому воен-
ному займу. Наш народ знает. что cpex-
ства, вложенные в заем, помогут /дока-
нать врага, быстрее залечить раны, на-
несенные стране войной, и еще выше
поднять мощь нашего советокото госу-
дарства. Дружной подпиской на Четвер-
тый Государственный Военный Заем тру-
женики и воины нашей Родины выража-
ют свое безграничное доверие советёко-
му правительству, свою преданность
славной большевистской партии и вели-
кому Сталину.

В дни, когда идет последний штурм
титлеровекого логова, товарищ Сталин
призвал советских людей к новым уси-
лиям во имя торжества нашего правого
дела. Народ отвечает на первомайский
приказ вождя новыми образцами воин-
ского ‘умения и отваги в боях, новыми
героическими усилиями на трудовом
фронте. Подшиской на военный заем,
как и другими патриотическими делами,
советекие люди выражают свою  готов-
ность сделать Bee необходимое для
окончательного разгрома гитлеровской
Германии и’еще большего репления
могущества нашей Отнизны; 7

Незабываемые исторические дни пере-
живает наша страна. Память 06 этих
днях сохранится навеки. Будем же каж-
дый на своем посту достойны великой п
благородной миссии, выпавшей на долю
советского народа. Доканаем фашистско-
to зверя!

РАСНОЗНАМЕННОГО АРТИЛЛЕРИЙСНОГО УЧИЛИЩА
ЕНЕРАЛ-МАЙОРУ АРТИЛЛЕРИИ БЕНАСОВУ

ственными наградами и желаю новых успехов в деле  люцию, создали свое социалистическое
подготовки высококвалифицированных офицеров для

олный Комиссар Обороны _
ma Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.

Президиуму Верховного Совета Азербайджанской

=
+

Советской Социалистической Республики

’Президиум Верховного Совета Сотоза
Советоких Социалистических Республик
горячо поздразляет рабочих, °колхозни-
ков и интеллигенцию Азербайджанской
Советской Социалистической Рестублики
$ двадцатипятилетием установления со-
ветской власти в Азербайджане,

Рабочие и крестьяне Азербайджана
двадцать пять лет тому назад свергли
власть капиталистов, цареких чиновни-

скую ласть. Под руководством комагу-
нистической партии, на основе неуклон-

ного проведения  лениноко-сталинокой
национальной политики, трудящиеся
Авербайджана, при братской помощи

русского народа, добились за годы co-
ветской власти огромных усшехов в хо-
зяйственном и культурном. строитель-
стве,

Замечательных результатов достигли
бакинские нефтяники в деле развития
нефтедобычи, освоения ‘новых нефтяных
  районов, повышения техники переработ-
ки нефти и выработки высококачествен-
ных сортов бензина. Достигнуты боль-

Президиум Верховного Совета и Co-
вет Народных Комиссаров Российской
Советской Федеративной ‘Социалистиче-
ской Республики поздравляют рабочих,
колхозников и интеллитенцию  Азер-
байджана с двадцатипятилетием установ-
ления Советской власти. ры

Двадцать пать лет назад трудящиеся
Азербайджана под руководотвом больше-
влотской партии свергли власть  поме-
щиков и капиталистов, освободились от
национального гнета царизма и русской
империалиетической буржуазии и, раз-
TPOMUB националистическую  контррево-

государство — Азербайджанекую Совет-
скую Социалистическую Республику.

За тоды Советокой власти  Азербайд-
жанокая Советская Социалистическая
Республика под руководством больше-
вистской партии, при братовой помощи

‘ков, беков и ханов и установили совет-

шие успехи в области электрификащии,
малниностроения и в развитии других от-
раслей промьипленности. fa

Волхозы и совхозы Азербайджана. ос-
нащенные современной — сельскохозяй-
ственной техникой, значительно расиги-
рили посевные площади хлопка, лоби-
лись высоких  показалелей в фазвитии
животноводства,  табаководетва,  вино-
прадарства и`виноделия..

Успехи в промышленности и сельском
хозяйстве обеспечили неувлонный рост
благосостояния трудящихея республики.
Высоко поднялся культурный  уфовень
азербайджанского народа, подлинного
расцвета достигли наука и искуество.
Ярким проявлением роета национальной
интеллигенции и научных кадров Азер-
байджана является создание Академии
наук Азетбайджанской ССР. в

В дни Великой Отечественной. звойлы

‘трудящиеся Азербайджана проявили без-

граничную любовь в Родине, преданность
советской власти, делу партии Ленина—

Сталина. Воины-азербайлжанны в борьбе
с немецкими захватчиками показывают
образцы беззаветной: храбрости и стой-
кости, множат в рядах Красной Армии
ее боевую славу. Благодаря самоотвер-
женному труду рабочих и инженерно-
технических работников Азербайджан с
честью выполнил во время Отечествен-
ной войны роль важнейшего источника
снабжения. горючим Врасной Армии и
народного хозяйства страны.
Президиум Верховного Совета. СССР
шлет трудящимся Азербайджана поже-
лания дальнейших успехов в социали-
стическом строительстве и выражает
твердую уверенность в том, что asep-
байджалекий народ, воолушевленный ис-
торическими победами Красной Армии,

Туководимой товарищем Сталиным, уси-.

лит всестороннюю помощь фронту в дни
окончательного разгрома  немецко-фа-
шистеких захватчиков.

Да здравствует Азербайджанская Co-
‘зетокая Социалистическая Республика!

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СОЮЗА
СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.

великого русского нафода. добилась боль-
ших успехов в области развития  про-
мыпиленности, социалистического  сель-
ского хозяйства и культуры.

В Республике открыты и освоены `де-
сятки новых мощных нефтяных  место-
реждений, построены предприятия неф-
теперерабатывающей,  малниностроитель-
ной, текстильной и пищевой  промыш-
ленности. Большие ‘успехи достигнуты в
развитии хлопководства  садоводотва,
виноградарства, табаководетва и шелко-
водетва. Расцвела культура азербайджан-
ского народа. Выросли . многочисленные
кадры национальной интеллигенции.

В тоды Великой Отечественной войны
против немецко-фалистских захзатчаков
сыны азербайджанского народа мужест-
венно   сражаются в рядах доблестной

Президиуму Верховного. Совета Азербайджанской ССР
Совету Народных Комиссаров Азербайджанской ССР
Центральному Комитету КП(б) Азербайджана

Прасной Армии. Нефтяники Баку, през
ололевая трудности военного времени,
обеспечивают снабжение горючим Крао-
ной Армии и народного хозяйства  на-
шей страны.

Президиум Верховного Совета РСФСР
и Совет Народных Комиссаров РСФСР
выражают твердую уверенность в том,
что азербайджанский народ, воодушев-
ленный выдающимися победами Красной
Армии, достигнет новых успехов в хо-
зяйствепном и культурном  строитель-
стве, еще больше усилит всестороннюю
помощь фронту для завершения  окон-
чательного разгрома  немецко-фашиет-
ских захватчиков.

ветокая Социалистическая Республика!

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР