—

Гб мая 1945 `г.; воскребеные, (NS 105 (1980) 7

ПЯТЬДЕСЯТ: ЛЕТ. СС

ВЕЛ

ИКИМ РУССКИМ УЧЕНЫМ А. С. HOMO

*

Ралио в Всенно-Морском Флоте

5 Рождение и развитие радио неразрыв-

но связано с Военно-Морским Флотом
Общеизвестно, что А. С. Попов осущест.
вит 6806 гениальное изобретение буду-
чи преподавателем одного из старейших
злектротехнических бных заведений
мира — Минного а  класса
в Кронштадте.

Первое пракличесиое применение pa-
диотелеграфа на нашем флоте относится
4 sap 1900 года. Поздней осенью
  1899 года броненосец, беретолой обороны

«Генерал-алмиралт Азтраженн» сел на ха-
мень у острова Гогланд, Для работ шо
спасению корабля необходимо было свя-
зать Гогланд с материком, и это было
оуществлено с помощью фадио.

На острове надо было соорудить мачту
высотою в 48 метров и разборный до-
мик для станции. В ‘утру 24 января
1900 года мачта была установлена. В
мт же день была налажена радиосвязь
в Котвой на расстоянии 47 км. Работа
первой радиолинии продолжалась до ап-

ея, За это время бышо передано 400
‚ радиограми, из них наибольшая содер-
  maga 108 cos.

«0  yoranopmennenr сообщения. по
боспроволочному телеграфу между  Гог-
ландом и Коткой можно считать опыты е
отим отособом сттенуакотгроиа во дева, закон
ченными, и Морекой Технический Комитет
полагает, что наступило время вводить
беспроволочный телеграф на судах на-

шего флота...>, — так атисал 7 марта
  1900 годы председатель комитета вице-
адмирал Диков в докладе управляющему
мороким министерством адмиралу Тыр-
тову.

Первые станции для нашего флота в
количестве 25 штук были заказаны
французской фирме. Одновременно в
Kponmrayre была открыта, небольая ма-
стерская для постройюи и ремонта, стан-
ций Попова. Работала мастерская в ярев-
зычайно тяжелых ‘условмях: штат ма-
отерекой и финансирование ве быши
крайне ограничены. Но все же, начиная
6 1900 тода, флот, кроме заказанных ва
границей радиостанций, стал получать
аппаратуру и соботвенного изготовления.
Вев эти станцим изготовлялись по 06-
равцам, разработанным самим А. 0. По=
вым. Наиболое типичным для станции
(истемы Попова был’ образец 1904 года.
Дальность действия такой станции при
приеме на ленту достигала 70 миль.

. Радиовооружениость ‘флота. хоть и
медленно, но неуклонно возрастала. Не-
омотря на уменьшение численного соста-
ва кораблей после! русско-японокой вой-
ны, количество станций, имевшихся на
флоте, увеличилось © 13 в 1900 году до
156 в 1908 году. Совершенотвовался
тип судовых станций. Повысмлась даль-
ность телепрафирования при приеме на
ленту. (с 15—20 до 40 миль). Во вре
мя испытаний ‘радиостанция на eprom
2% № при приеме на телефон дальность
° действия ее достигла 300 миль.

К началу 1909 года в области радио-
№хники наметился” прогресс, связанный
6 ислользованием ‹слециальных  разрлд-
ников для создания так ‘называемых зву-
чащих станций. № этому времени на
hove были разработаны и осуществае-
НЫ три пробных образца подобных стан-
ций. При ислытании их на Черном мо-
№ они обеспечили ©вязь Севастополя ¢
пораблями, находившимися в Босфоре,
8 также связь между кораблями Балтий-
кого флота в Финоком заливе.

Во время первой мировой войны pas-
вивались и средства радионаблюдения,
Которое тогда в основном ограничива-
1065 лишь радиоразведкой. На флоте
широкое распространение получили бере-
товые радиотелентгаторные станции и бе-
реповые разведывательные отряды, имезв-

у

=

и

=

(т ИСКРОВОЙ ТЕХНИКИ ДО РАДИОЛОКАЦИИ

Завтра отмечается пятидесятилетие со
дня изобретения радио русским ученым
Алевеандром  Степановичем Поповым,
Трудно переоценить зйачение этого иво-

_ iene: как надежного и быстрого
/ федотва связи, средства политического и
Y Культурного просвещения. Исключитель-
№ велико военное значение радио.

Шо каким направлениям шло развитие
радио в первые годы шосле его изобрете-
НИЯ?
Прежде всего нужно было добится
ТВеличения дальности радиосвязи. Очеяь
жоро обнаружилось, что, несмотря Ha
единую электромагнитную ‘природу ©ве-
товых колебаний и радиоволн, послед-
ние способны проникать далеко за пре-
делы видимого горизонта. Это явление,
находившееся в противоречии © теоре-
зичоскими воззрениями большинства фи-
зиков того времени, нашло  об’яенение
Шишь много лет стустя, когда были эк-
ериментально обнаружены верхние
проводящие слои земной атмосферы. Но,
Нвомотря на то, что теория тогда Oba
бобсильна об’яснить возможности даль-
ней радиосвязи,
двигалась вперед. ‚Новые рекорды  даль-
HOOT Тадиосвязи устанавливались чуть
M не каждый год. Потребовалось увели-
чение мощности передатчиков, повыше-
ние коофициента их полезного действия.
Известно, что А. С. Попов осуществил
радиосвязь на волнах в сотни метров.
началу первой мировой войны вся даль-
[ 1Мя радиосвязь строилась на волнах дли-
‚  НЮ в тысячи метров. з
[ Нужно было, во-вторых, добиться
большей избирательноети, возможности
приема работы данного передатчика при

› Оновременном наличии в эфире других
передач,

Наконец, в-третьих, Ферьезнюе внима-
ние уделялось борьбе за направленность
радиосвязи, На тех длинных волнах, ко-
торые тогда применялись, достичь в этом

их успехов не удалось. Задача

практика неудержимо

Возрождение a строительство налиего

Военно-Мотского Флота после  Октябрь-
свой революции потребовало  присталь-
ного внимания к вооружению кораблей

современными средствами связи. Выла
проведена значительная работа по ‘yora-
новлению образцов и типов радиовоору-
жения, отвечающего запросам флота. К
1928 г. эта работа была закончена,
Строительство флота зыдвигало перед
средствами связи новые задачи. Прежде
всего нужно было обеспечивать связь на
ббльшие расстояния, чем прежде. По-
требовалось глубоко изучить применение
коротких волн на флоте. Первые опыты
по освоению коротковолнового диалаво-
на быми проведены в 1925 году на Yep-
Hom море. При переходе кораблей из
алтики в Севастополь были проведены
практические испьегания отечественных
коротковолновых станций. Поеле этого
короткие волны вошли в постоянный оби-
ход нашей военно-мофекой связи.
К этому же времени относится начало
работ шо ультракоротким волнам дая
осуществления прежде всего внутриэс-
кадренной связи, а затем для связи меж-
ду берегозыми пунктами, тде прокладка
телефонных ‘и телеграфных линий вызы-
вает большие затруднения. Опыты по ис-
пользованию  ультракоротких волн Ha
флоте проводилиеь с конца 1927 года.
В Великую Отечественную войну наш
флот вотупил с аппаралурой равработан-
ной по новой системе. Советекие фадио-
станции оказались достаточно  живучи-
ми и исправно работающими, несмотря
на все трудности и условия боевых дей-
ствий. Можно привести много примеров,
когда радиостанции наших подводных
лодок, подвертшихея усиленной бомбеж-
ке тлубинными бомбами, сохраняли свое
рабочее состояние. В Севастополе пере-
датчики приходилось устанавливать в
каменоломнях, под землей, но и.в этих
условиях они работали тах же надежно и
исправно, как в нормально сооруженных

радиоцентрах.
Советокая  передающая amaparypa
оказалась также весьма выносливой.

Война потребовала экоплоатации радмо-
передатчиков иной раз непрерывно в те-
чение суток. Эту большую нагрузку они
выдерживали безотказно.
Особенно серьезные успехи на флоте
достигнуты зв развитии средотв радиона-
блюдения.

Первыми ‘образцами аппалятуры для
радионаблюдения. были радиопеленгаторы
и слежечные приемники. В’ тридцатых
годах наметились новые тенденции в раз-
витии радионаблюдения. связанные с ис
пользованием отражения ультракоротких
волн.

“Последующие годы были годами помс-
ков новых способов осуществления pa-
дионаблюдения. Этими проблемами вани-

втитутов и лабораторий,

Пятьдесят лет тому навад радио на-
чало свое существование, имея в качестве.
единственного своего средотва прозоот-
метчик А. С. Попова. Грозоотметчик был
первым прибором для радионаблюдения.
Прошло полвека. За это время  ралио-
техника пролила фяд этатов своего раз-
вития и создала чуло современной тех-
ники — радиолокатор.

Нужды Военно-Морского Флота’ налией
страны в свое время направили творче-
скую мысль А. С. Попова на изучение
высокочастотных электрических колеба-
ний. Эти работы привели к изобретению
радио. Запросы растущего флота, армии,
народного хозяйства нашей Родины сей-
чае приведут  советокую творческую
мысль к новым и новым усовершенотво-
ваниям и изобретениям в области фа-

0.
Инженер-подполко

направленной радиопередачи была реше-
на значительно позже, когда в практику
вошли короткие и ультракороткие вол-
ны. Появилась возможность радиопелен-
гования, налпедшего широкое примене-
вие в радиоразведке и радионавигации.
kw

К началу первой мировой войны иск-
ровая радиотехника переживала период
расцвета. Дальняя связь обеспечивалась
мощными радиостанциями в десятки и
сотни киловатт, работавшими на волнах
в несколько тысяч метров © антеннами
длиной больше километра, поднятыми на
высоких малегах. Радиоприем был исклю-
чительно слуховой, использовавший
только ту энергию, которая поступала
от передающей радиостанции, без. како-
ro бы то ни было усиления. При этом
единственным родом работы была теле-
графия. Для превращения колебаний вы-

сокой частоты в звуковые применялея
кристаллический детектор,  сменившии
woxepep.

Так выглядело payuo B 1910—1914
годах.

Для возбуждения радиоволн искровая
техника использовала искру, пробивав-
шую воздушный промежуток в Цепи,

составленной из конденсатора и катуш-
ки. В момент проскакивания искры B
высокой

контуре возникали колебания
частоты, постепенно затухавшие по мере
израсходования энергии, запасенной в
контуре. Искры следовали друг за дру-
rom © звуковой частотой. Излучение ра-
диоволн искровой станцией происходило
не непрерывно. Это ограничивало мощ-
ность. передатчиков и исключало § Le3-
можкность радиотелефонии. Было яено,

что переход на излучение непрерывных,
незатухающих колебаний повысит мощ-
ность,

увеличит дальность радиосвязи,
обеспечит более благоприятные условия

для ототройки от мешающих станций.

Источниками незатухающих колебаний

радиочастоты, известными еще на заре

мался ряд научно-исоледовательских ин-

ДНЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ РАДИО
ВЫМ
Первые опыты

Александр Степанович Попов.

т

тотельным русевим

„Русский флот — колыбель радко“

Е 50-летию со лня изобретения радио
А, С. Поповым Военморивдат выпустит
большой плакат «Русский флот — xo-
льБбель радио». Воспроизвеленные в этом
плакате документальные фотографии на-
плядно показывают, что все этапы 3a-
рождения и первоначального развития
радио неразрывно связаны с Военно-
Морским Флотом.

Идею своего изобретения А. С. Попов
разработал, будучи пренодавателем мин-
ного офицерского класса в Ерочиггадте,
подюрепив теоретические зыводы  прак-
тическими опытами. на кораблях Балтий-
ского флота. Ha плакате  равуеелщены
снимки здания Иронштадтекой  пиколы
©вязи имени А. С. Попова, учебного nopad-

ля «Европа» и яхты «Рыбка», на вото-

рых производились опыты по радиосвязи,

Большой исторический интерес пред-
ставляет снимок первой.  праютической
радиостанции на Готланле, начавшей
действовать 5 февраля 1900 года. Пеф-
вая радиограмма, переданная А. С. По-

повым, сообщала о том, что около Ла-
зансаари оторвало льдину с рыбаками,
которые нуждаются в немедленной по-
мощи. По этому сообщению ледокол
«Ермак», находивитийся у Гогланда, тот-
час вышел в море и спас 27 рыбаков.

На плакате воспроизведены  фотогра-
фии и чертежи радиоприемников А. С.
Попова: грозоотметчик,  фадиоприемник
образца 1895 тода, продемонстрирован-
ный изобретателем на собрании ученых
в Петербургском университете, схема, те-
лефонного приемника.

Плакат знакомит также е основными
датами жизни и деятельности А. С. По-
пова и чстории изобретения радио. Над
краткими биогпрафическими данными и
портретом великого русского изобретале-
ля приводятся его слова полные граж-
данского достоинства и патриотизма: «Я
русский человек, и вое свои знания, весь
свой труд, все свои достижения я имею
право отдавать только моей родине...».

Торжественное заседание в Академии им. К. Е. Ворошилова

ЛЕНИНГРАД, 4 мая. (По телефону ст
корр. «Красного Флота»). В Военно-Мор-
ской ордена’ Ленина Акадении имени
Ворошилова состоялось торжественное за-
седание Ученого совета, посвященное 50-
летию со дня изобретения радио. Вице-ад-
мирал Ставицкий сказал:

— Русский флот стал родиной величай-
него изобретения ‹современности — радио.

На флоте были подготовлены первые
кадры радистов, операторов и техников.

Они явились в значительной степени тем
ядром, на основе которого выросла совет-
ская радиотехника, советская  радиопро-
мышленность. В годы сталинских пяти-
леток наша радиопромьшленность юнабдила-
Красную Армию и Военно-Морской Флот
всем необхолимым для решения задачи бое-
вого управления.

В академии открыта выставка радиоап-
паратуры — от грозоотметчика А. С. Попо-
ва до последних моделей радиолокаторов.

Книги об А,

Пятидесятилетию со дня изобретения ра-
Jeo посвящена выпущенная Военморизда-
том брошюра С. Кудрявцева-Скайф «Рус-
ский флот — колыбель радио». В живой и
популярной форме автор рассказывает о за-

развития радиотехники, были машины
высокой частоты и дуга. Чиело оборотов
некоторых из этих машин достигало 20
тысяч в минуту. В началу двадцатых го-
дов имелея ряд радиостанций, использо-
вавших малнины высокой частоты мощ-
ностью от 200 до 500 квт.

С появлением лампы и коротких волн
в радиотехнике’ произошла крупнейшая
техничевкая революция, в результале ко-
Торой отолили в протилое и искра, и дуга.

В 1911—1913 годах была открыта
возможность создавать колебания фадио-
частоты при помощи катодной лампы. В
1914—1915 годах появились первые
ламповые усилители. Но они были еще
весьма несовершенны. Только к началу
двадцатых годов промышленность окава-
лась в состоянии производить устойчиво
работающие лампы, начиная от маломощ-
ных, используемых в радиоприемниках,
и кончая лампами мощностью в сотни и
тысячи ватт для радиопередатчиков.

Катодная ламта ‘помотла решить  3а-
лачу  телефонирования по’ радио.
Возможность усиления слабых колеба-
ний в тысячи и миллионы раз, возмож-
ность удобно ‘и просто генерировать xKo-
лебания © длинами волн от тысяч мет-
ров до десятков сантиметров была немед-
ленно использована в самых ‘разнооб-
равных облаютях науки и техники, По-
явились радиотехнические мотолы ивзме-
рения ‘ничтожно малых перемещений и
давлений. Радио проникло во медицину,
в различные отрасли производства, в
сельское хозяйство. В самой радиотехни-
ке появление лампы, кроме pemenma 3a-
дачи  радиотелефонирования, ‹ принесло
возможность массового использования
радиотехнических  средетв, которые: ©та-
ли гибкими, портативными, удобными в
эвоплоатации. В частности, удалось до-
биться пишущего радиоприема — той са-
мой цели, которую поставил перед радио
его творец А. 0. Попов и от которой
на первых порах развития радиотехники
припглось отказаться,

ES ee SEs

‚волнах оказалось возможным

С. Попове
мезательной жизни и плодотворной научной
деятельности А. С. Попова:

Жроме брошюры, Военмориздат вышуска-
ет монографию Кудрявцева-Скайф «А. С.
Попов — изобретатель радио».

ТЕНЬ

Обнаружение способности коротких
волн обестечиваль связь на большие pac-
етояния при помощи маломощных ра-
диостанций сыграло огромную роль в
дальнейшем фазвитии радиотехники. К
‘началу двадцатых годов у радиотехни-
ков существовало твердое убеждение, что
дальняя радиосвязь возможна только. на
длинных волнах. Все мощные радиостан-
ции были тогда  длинноволновыми. В
это время американоким радиолюбителям
удалось установить связь на волне 120
метров между Америкой и Европой. Это
было величайшей сенсацией в радиотех-
нике. Ведь работа на волнах короче 200
метров была разрешена радиолюбителям
только потому, что этот диапазон ©чи-
талоя совершенно непригодным для ре-

гулярной ‘связи. Но обнаружилось, что
именно эти волны способны 060бенно
хорошо распространяться на большие

расстояния, что главную роль в даль-
ней радиосвязи играют верхние проводя-
щие слои земной атмосферы, от которых
радиоволны отражатотся.

«Емкость эфира» благодаря примене-
нию коротких волн возросла во много
раз. Появились тысячи новых каналов,
используя которые можно было устано-
вить дальнюю радиосвязь без взаимных
помех. Для дальней связи на коротких
и6п0лъз0-
вать значительно меньшие мощности, ‘не-
жели на длинных волнах. Сэмые mepe-
датчики и антенны для пефедая на ко-
ротких волнах обладают, по сравнению
¢ длинноволновыми, во много раз мель-
шими габаритами и весом. Поэтому ко-
роткие волны помогли осуществлять
прямую дальнюю радиосвязь’ надводным
кораблям, тодводным лодкам и самоле-
там,

Таким образом, появление лампы и.
внедрение коротких волн обеспечили мас-
совость использования ° фадиотехниче-
ских средств в военной и военно-мор-
ской области, в области вещания, народ-
нохозяйственной жизни,

хак

С первых дней появления радио за
границей в его усовершенствованию бы-

о

и

зарубежной.
Морской Флот и гражданокие ведометва,

ние многих лет жить и работаль © заме-‘

физиком, крушней-

шим электротехником, изобретателем ра-
дио Алетоандром Степановичем Поповым.
Я был участником всех его- опытов,
продожжительных ^
Степанович делилея со мной своими з9-
  мыолами, планами, расчетами.

В

беселах  Алевеанлр

— русский человек, — говс-

рил он, — и вое свои знания, весь ©ной
труд, вое свои достижения отдам мсей
родине. Пусть меня не понималот,
я горд тем, что родился русским. И.
соли не совремечники, то потомки нания
поймут, ках счастлив я, что пе за ру-
бежом, & в России открыто новое сред-
CTBO связи.

BOS

Да! Александр Степанович был прав.

Русский народ понял величайшее значе-
ние того дела, которому Попов посвятил
свою жизнь. Советские люди свято чтут
память © своем великом
нике.
ства, большевистской партии, товарища
Сталина наша Родина вновь стала веду-
  щей страной в развитии радио, его ши-

воотечествен-

Заботами советекоко  правитель-

рочайттего применения в культуре, нау-
ке, народном хозяйстве и военном деле.

Я вотретилоя © Алекеандром Степано-
вичех Поповым в 1894 году. После
одного из заседаний Русского физико-
химическото общеютва ко ‘мне подошел
невысокий человек в расстогнутом ciep-
туке, е несколько одутловатым лицом и
редкой бородкой. Это был А. С. Попов.

— Начальство поручило мне догово-
риться © вами, —— сказал он. — Давай-
те потолкуем. У нас в школе имеется ва-
кантное мосто лаборанта. Конечно, жить
в Вронштедте скучновато, но со време-
нем привышннеле. Зато, если хотите за-
няться научной работой, то лучших у6-
LOBU не сыскать.

Я дал согласие и 1 мая 1894 года
был зачислен на службу в Минный офи-
церский влаес аостотентом претотавате-
ля тальванизма и практической физики
ий заведующим физическим кабинетов.

Здесь, в Минном офицереком жутаосе
и Минной школе, впервые были испыта-
ны электрические лампочки Ладыгина и
«евечи» Яблочкова, здесь были изобре-
THE особый морской тип аккумулятора,
оригинальные луговые лампы ит. д.

Свои первые опыты Попов проводил с
довольно примитивными средетвами:
роретью железных опилок и спиралью
Румкорфа средней величины. В одной
из комнат стояла маленькая  отправи-
чельная станция, состоявшая из спираля
Румкорфа. Между ee электродами mpo-
окакивала искра, длиною около 3 мил-
лиметров. В соведней, бельшой комнате
помещалась приемная станция. На каж-
дую искру отиравительной она отвечала
коротким звонком. Совершенетвуя аппа-
ратуру, подбирая соответствующий поро-
шок и меняя обмотку электромагнитов
реже, А. С. Пошов увеличивал фахиус
действия установви. При этом он убедил.
ся, что стены здания ие окепталот arpuemy.

Попов перенес прибор в сад Мигной
школы. зашем он на игрушечном  воз-
душном шаре поднял‘ проволоку, конец
которой присоединии к  электроскопу.
Тисточек элоттроекоша, получив заряд от

верхних слоев алмосферы, начинает от-

клоняться и, наконец, касается контакта,
соединенного с приемной радиостанцией.
Случайно во время опытов в окрестно-
стях Петербурга  проходиёи  грозовые
разряды. Станция их отметила, и ва Oy-
мате регистрирующего барабана получу-
лась своеобразная запись  приближаю-
щейся грозы © дистанции около 30
километров.

Так была изобретена приемная радио-
етанция А. С. Попова.

ли привлечены лучшие научные и тех-
нические силы. В России это дело было
сосредоточено в руках одного А. С. По-
пова, и тем не менее в течение первого
пятилетия со дня изобретения радио тех-
нический прогресс радио. в России и за
рубежом был примерно одинакозым. В
те годы совершенствовались самые при-
боры, и здесь А. С. Попов благодаря
своей исключительной эрудиции и изо-
бретательности мог конкурировать с луч-
шими силами Европы и Америки, расто-
лагавшими несравненно большими тех-
ническими и материальными возмозжюно-
отями.

Только после Великой Октябрьской со-
циалистической револющии развитие pa-
дио в нашей стране приобрело  достой-
ные нашей Родины mMacmrraber,

Несмотря на блокаду и хозяйственную
разруху, начиная с 1919 года, в тече-
ние короткого срока трудами М. А. Бонч-
Бруезича, М. В. Шулейкина, И; Г. Фрей-
мана, Н. Н. Пиклинекого, В. П. Вологди-

на и ряда других инженеров и физиков,

работы: которых поддерживалиеь и на-
правлялись партией и правительством, в
СССР была создана современная радио-
промылеленнюсть. Появились  советекие
радиоламты, советокие радиотередатчики
радиоприемники. Сравнительно быстро
советская радиотехника достигла уровня
Жрасная Армия,

начали вооружалься советской, отечеет-
венной радиоатпаратурой. При этом в

области. скажем, строительства мощных
радиовещалельных станций
Союз быстро вышел на, первое. место BO
всем мифе.

Советокий

Hama страна, прославивитаяея  из0-
бретепием А.С. Попова, может гордить-

ся и школой советских радиотехников и
радиофизиков,
кых-академиков
Б. А. Введенского, Л, И. Мандельштадга.
и Н. Д. Папалекеи широко известны не
только в СОСР, но и за границей.

ххх

Имена
М.

советских. уче-
В. — Шулейкина,

После той революции, которую произ-

вели в радиотехнике катодная лампа и
короткие волны,

эчачительно в03росло

Boenuo-

7 мая 1895 г. в демонстрацией прибора
Александр Степанович скавал мне:

— Петр Николаевич, это-—открыие,
все значение которого сейчае едва ли
кто сразу поймет. Эти несколько недель,
которые мы провозились © прозоотмет
чиком, верьте мне, являются ‘самырм зна:
менательным временем BO всей нашей
жизни.

И Попов был прав. Именно ¢ nposoor-
метчиком родилось новое средотво свя-
зи — радио.

В марте 1896 г. Попов, выстутит ©
новым докладом в Русском физико-хи-
мическом обществе. В кабинете Петер
бургекого университета стоял первый в
мире радиоприемник. 0т него в окну, где
была установлена антенна, тянулел проч
Водник. Я находилея у передатчика, ко-
Toph был установлен в 250 метрах, у
здания химического института. После
вотупительного ‘слова Попова мы пере-
дали и приняли первую зв мире радио-
трамму из двух слов. 4

После этого начались опыты на судах
Учебно-минного отряда Балтийского фло-

‘Ta, затем на крейсере «Африка». Многие

из. них пришлось производить мне одно-

‚му, так как Попов уезжал она дето в
- Нижний-Новгород,

откуда в подробных
письмах инотруктировал меня,

B 1898 тоду мы проделали опы-
ты как на фортах так и на kox
раблях флота. 10 июня 1899 года во вре
мя опытов мне удалось установить - но=
вые свойства чувствительной трубки; по=
crpoenno А. С. Поповым, — возмож-
ность принимать сигналы на, слух, на те
лефон. Это значительно упростило и ехе-
му приемной станции. Я немедленно.
сообщил 0б этом Попову, который соби-
pages за границу. Получив телегралагу
всего в четыре слова, Попов отложил
поездку и немедленно вернулся в Ерон-
пирадт. Здесь он лично проверил 866 опы-
ты и разработал схему телефонного
приемника. Патент на него он получил
потом не только в России, но м в Анг-
лии и во Франции.

Открытие телефонното приема pas-
двинуло пределы радиосвязи. После не-
го завоевания в области радио стали
быстро следовать одно за другии.

Следующие пять лет до емерти Попо-
ва были залюлнены натряжечной” рабо-
той над дальнейшим  совершенствова-
нием оппаратуры и практическим приме-
нением радиотелеграфа. Не могу не ушоз
мянуть об одной из первых крупных
побед радио. 24 января (5 февраля)
1900 г. я принял радиограмму. перфедан-
ную Поповым из Korea: <24 яиваря
1900 г. 2 ч. 16 м. Команлиру <Ерма-
ка». Около Лавенсаари оторвало льдину
в рыбаками. Окажите помощь. Авелан».
Я передал начальнику партии по eiaces
нию ‘броненосца <Гечерал-адмирал Ata
ражеин» эту фадиогралму, принятую от
здресата за клм. Тот ее сообщил
командиру, и корабль вышел на cuaces
ние людей.

жк

В личной жизни А. С. Попов был проз
CTEM и скромным человеком. Это был
очень вежливый и отзывчивый человек,
приятный собеседник. ее

В сентябре 1905 пода Александр Сте=
панович прочел на зазедланни Русского
физико-химического общества свой пос-
ледний доклад о волномерах. Напряжен-
Had работа подточила здоровье Попова.
31 декабря 1905 года он неожиданно
скончался от кровоизлияния в мозг. Он
умер 46 лет, в расцвете творческих сил
й блестящей научной деятельности.

П. РЫБКИН

количество линий связи, увеличились их
дальность, надежность, быстрота радио-
обмена. Самые отдаленные пункты зем-
ного шара оказались связанными друг C
другом коротковолновой  радиосвязью.
‚ Короткие волны обеспечили возможность

вещания в пределах не только одной
страны. E

Радио позволило решить задачу видеч
ния Ha расстоянии. Телевидение, прав
да, еще не достигло того уровня технич
ческого соверптенства, на котором Haxd-
дитя радиовещание. Но прогресс. радиоз
техники, который ясно обнаружилея в
ходе нынешней зойны. дает вее основан
ния считать. что мы стоим на пороге мае-
сового распространения телевидения.

Радио в настоящее время нашло из
рочайшее применение в навигации. И в
темноте и в тумане оно ‘позвожяет ko
раблям и самолетам определять вое Mex
‘ero, Оно обеспечило возможность слепо-
го полета, по заданной трассе, слетой по-
садки, определения высоты полета тои
помощи радиоальтиметров.

Вторая мировая война дала многочис-
ленные примеры применения радио He
только как средства связи и боевого уш=
равления, но и как боетавной части opy-
mua. Мы знаем многочисленные обравды
мин м торпед, действие которых отреде-
ляется радиоалпаратурой.

Пожалуй, самым поразительным доз
стикением современной ‘радиотехники,
‘ев шедевром ‘° является фадиолокация,
‘благодаря которой можно за многие дез
святки километров определять место са
умолета;, корабля, берега. Радиолокация
‘дала возможность стрелять по’ невилиз
мым целям,. безопасно плавать и в Cas
‘мых’ трудных условиях. Она’ обеспечила,
если так можно выразиться, возмож=
ность видения на расстоянии, но только
при помощи иных средств, нежели теле
видение. Радиолокащия достигла высокоз
го уровня совершенства в течение пос-
‘ледних трех-четырех лет, и это нагляд-
ный пример необычайно быстрого про-
тресса  Тадиотехники и широчайших
перспектив, открытых перед нею.

Профессор, доктор технических
наук инженер-полковник А, ЩУКИН.