На конференции Об‘единенных наций
в Сан-Франциско

САН-ФРАНЦИСКО, 4 мая.
ТАСС). Уполномоченный по. печати при
американской делегации Байингтон заявил
представителям печати, что Молотов,
Стеттиниус, Иден и Сун зы-вень  прс-
должают обсуждать поправки к уставу,
выработанному в Думбартон-Оксе..

САН-ФРАНЦИСКО, 4 мая. (Спец. корр.
ТАСС). 3 мая члены и эксперты делегаций
Советского’ Союза, Соединенных’ Штагсов,
Соединенного Королевства, Китая и Фран-

(Спец; корр,   ции обсуждали проблему опеки. После за-

седания делегат Соединенных Штатов
Стассен заявил представителям печати,
что на заседании были представлены до-
кументы, раз’ясняющие. английскую точку
зрения на опеку. Участники совещания
согласились изучить английский документ
и встретиться снова 5 мая. Французские
делегаты указали, что Франция, возможно,
предложит некоторые поправки к амери-
канскому предложению об опеке.

КЛИКИ за рубежом на занятие Краеной Армией Берлина

БЕЛГРАД, 3 мая. (ТАСС). Едва диктор
московского . радио зачитал Сталинский
приказ о занятии советскими войсками

‚ как в Белграде уже загремели
первые залпы салютов, зазвонили колоко-
ла. Несмотря на дождливую погоду, ули-
цы быстро заполнились народом. Все
устремились к репродукторам. Собравшие-
ся встретили весть о взятии Берлина воз-
гласами: «Да здравствует Красная Армия!»,
«Ha здравствует маршал Сталин!. Люди
радостно поздравляли друг друга, горячо
пожимали г другу руки.

ПАРИЖ   мая. `(ТАСС). Агентство
Франс Пресс передает из Алжира, что за-
нятие Берлина Красной Армией вызвало
бурный энтузиазм среди населения всей
Северной Африки. В Алжире юостоялась
большая демонстрация, участники которой
приветствовали историческую победу Кграс-
ной Армии, как прелюдию к скорой и
окончательной победе над гитлеровской
Германией.

КОШИЦЕ, 5 мая. (ТАСС). 3 мая здесь
состоялся многолюдный митинг в честь
исторической победы Красной Армии,
овладевшей германской столицей — Берли-
ном. Падение Берлина совпало с другим
радостным для Чехословацкой ‘республики
событием — полным освобождением от не-
мецких оккупантов всей словацкой Tep-
ритории, На белых полотнищах, равзевав-
шихся перед ной, были написаны
краткие, выразительные слова: «Берлин
занят. Словакия освобождена».

- Тысячи жителей заполнили обширные
породокие площади. Митинг открыл упол-
номоченный по, делам информации словац-
кого национального совета. С речами вы-
ступили председатель ‘словацкого нацио-

ШВЕДСКАЯ ГАЗЕТА О НЕУМЕСТНОЙ ПОЗИЦИИ
ШВЕДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИО

ГЕТЕБОРГ, 2 мая. (ТАСС). Газета «Ге-
теборге-постен» пишет: «Шведская Tocy-
дарственная радиостанция вчера после
об’явления о смерти фюрера передавала
похоронный марш и другую траурную му-
зыку. Смерть этого человека, принесшего
всему человечеству столько несчастий, не
должна была бы явиться поволюм для

Движение в Латинской Америке за разрыв
отношений с франкистской Испанией.

НЬЮ-ЙОРК, 5 мая. (ТАСС). По cood-
шению корреспондента агентства Юнайтел
Пресс из Каракаса, более 400 видных дея-
телей Венецуэлы, среди которых имеются
политические лидеры и представители де-
ловых кругов, потребовали чтобы конфе-
ренция Об’единенных наций в Сан-Фран-
циско приняла меры, направленные против
франкистской Испании, указывая, что сот-
рудничество Испании co ‘странами осн
оправдывает разрыв отношений с Испани-
ей. В заявлении упомянутых деятелей ука-
зывается, что междунаролного мира не
может быть, пока существует  франкист-
ский режим. :

Конгрессы Костарики, Кубы и Венепуэ-
лы также требуют разрыва с франкистской
Испанией. Это требование ‘поддерживают
многие влиятельные профсоюзные, куль-
турные и ‘другне организации во всех
странах Западного полушария.

22. организации испанских республикан-
цев, представляющие более 75 тысяч чле-
нов, опубликовали манифест, в которсм
призывают Об’единенные нации, участвую-
шие в конференции в Сан-Франциско, не-

ской румынской армии, которая плечом к
‘плечу с армиями

‘овладевшую Берлином. Выступивший перед

‚нерал-полковник Сусайков. .

нального совета Шмидлке, министр Лауш-
ман, представители чехословацкого: коэ-
‚пуса и др. Под бурные аплодисменты
участники митинга приняли приветствен-
‚ную телеграмму президенту Чехословацкой
республики ‚ маршалу Сталину,
маршалу `Малиновскому и генералу армии
Еременко. 2
БУХАРЕСТ, 5 мая. (ТАСС). Как переда
ет бухарестокое радио, весть о взятии со-
ветскими войсками Берлина вызвала в ру-
мынском народе веописуемый энтузиазм,
На предприятиях, фабриках и заводах со-
стоялись митинги, на которых были- приня-
ты решения о посылке приветственных те:
‘леграмм с выражением восхишения и при.
знательности доблестной Красной Армии и
ее выдающимся полководцам. На митингах
приняты также приветствия демократиче-

союзников борется 3a
окончательное уничтожение фашизма. Уча-
стники митингов взяли на себя обязатель-
ство увеличить выпуск продукции с тем,
чтобы помочь фронту в деле скорейшего до
стижения окончательной победы.

Перед зданием Союзной Контрольной Ко-
миссии состоялась демонстрация, участники
которой приветствовали Красную Армию,

участниками демонстрации с речью полити-
ческий советник Союзной Контрольной Ко-
миссии А. П. Павлов сказал, что Красная
Армия, овладев крепостью немецкого им-
периализма — Берлином, уничтожила гнездо
мракобесия и человеконенавистничества. С
речью выступил‘ также заместитель предсе-
детеля Союзной Контрольной Комиссии ге-

более или менее официального зыражения
печали по шведскому радио. Когда в свое
время по шведскому радио было сообщено
о казни 5 датских патриотов, то не было
слышно траурной музыки. В обоих случа-
ях позиция, занятая радиостанцией, оказа-
лась неуместной».

медленно разорвать дипломатические от:
ношения © фашистской Испанией. В мани-.
фесте осуждаются преследования и пж-
теснения тысяч антифашистов в Испании
и приводится заявление командующего во-
енным округом Мадрида генерала Саликет
© том, что 26 тыс. человек будут преданы
суду и 200 тыс. человек заключены в
тюрьмы. Манифест призывает Об’единен-
ные нации оказать противодействие реак-
ционным  маневрам, направленным к вос-
станозлению ‘монархии в Испании, и ока-
зать Моральную и материальную помошь
испанским  подпольным демократическим
организациям.

По сообщению ондента агентства
Ассошиэйтед Пресс из Сан-Франциско, В
США недавно была организована группа
«Друзья ‘испанской республики». Эта груп-
па, состоящая из 100 американских деяте-
лей и возглавляемая радиокомментатором
Ширером, заявляет, что’ страны оси в тече-
ние ‘десяти лет отправляли в Латинскую
Америку награбленные ими ценности через
Испанию для проведения подготовки к но-
вой мировой войне.

ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
В ХЕЛЬСИНКИ 2

ХЕЛЬСИНКИ, 5 мая. (ТАСС). Находя-
щаяся в Хельсинки советская профсоюзная
делегация встретилась 3 мая с предета-
вителями финской печати. Финские журна-
листы задавали советским делегатам мно-
го вопросов, в том числе о помощи совет-
ских профсоюзов Красной Армии, о домах
отдыха, о

Ключи

Берлин  катитулировал. Нет те-
Hep Ha свете болеь жалкого Me-
‚ста, чем берлинокая «Аллея побед».
Эту длиннущую линию казенных мону-
ментов, в которую выстроились предки
нынешних  фрицев, следует  заверпгить
осиновым колом с короткой надписью:
«Здесь 2 мая 1945 год xpacnoap-
меец закрыл историю старого разбойни-
чьего Берлина».

В средневековье, в ту глухую  Wopy,
когда курфюрст бранденбурсский возвел
свой мрачный замок на земле лужичан—
славянекого народа, который немцы огнем
и мечом вытесняли в болотную толь, —
уходит история этого кровавого,  веро-
ломного. чванного города. Берлин пере-
живал и пожары, и моровую язву, и
пору унижения, когда видные бюргеры,
кланяясь в пояс, на бархатной подушке
выносили победителю ключи от  город-
ских ворот. Он видел в своих стенах и
русских и Французов. Он без содрога-
ния видел у себя и тех немецких солдат,
которые послушно служили Наполеону в
его войне против Пруссии. Он снова
рос, строился, становилоя многолюдным.
Но еще отвратительнее, чем прежде, ота-
новилась его прусская спесь. В этом го-
роде, тде все давит свежего человека
овоим однообразием, Tye <фриц дер
гроссе» тростью поправлял сидевшие не
так, как он предписывал, шляпы жите-
лей, где мундир занимал весь  тротуаф
вширь, где, емиренно поклоняясь этому
Мундиру, стареющий Гегель. писал 0
прусской монархми как о конечном. идеа-
ле человечества, не было чи дворца, ни
’ ривнушки, где бы не говорили © миро-
вом господстве немцев.

Немецкие карикатуриеты ‚ пропетого
воска изображали Бисмарка, 0об’единилеля

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

1M203304

выводит корабль в широкие воды,

трудящихся Советского Союза, об участии
советских женщин`в управлении  государ-
ством и т. д.

В тот же день советская профсоюзная
делегация в полном составе присутство-
вала на заседании президиума Централь-
ного Об’единения профсоюзов Финляндии.

<>
С. МАРВИЧ

[=>

BIOpol империи, то лоцманом, который
то
кучером, который сажает в одну коляс-
ку королей других немецких государств.
Это были идиллические картины. А не-
преложная историческая правда состояла
в том, что германская империя воскрес-
ла для того, чтобы выйти на дорогу на-
силий, грабежа в Европе и грабежа за
океаном, межиународного коварства, на
дорогу упорной подготовки к новым вой-
нам.

„Победа над маленькой Данией, над
дряхлой Австро-Венгрией, отторгнутая
прусскими штыками Эльзас-Лотарингия,
первые владения в Африке, пять милли-
ардов франков контрибуции с францу-
30в — это были дрожжи, Ha которых
выше, чем котда-либо, поднялась  спобъ
пруссаков, опесь Берлина. В немецкой
столице появлялись новые кварталы с
роскошными и безвкусными строениями.
Властители второй империи торопились
во-вею. Надо было украсить город, ко-
TOPOMY надлежало после новых войн дик-
товаль законы всей Европе. 0б’единитель
империи Бисмарк восставал против самой
мысли о войне с Россией, против широ-
ких заокеанских авантюр, но его потомки
замахнулись на весь мир и прежде всего
Ha Россию. Где-ж было торда гадать,
что в новых войнах появятся 10-тонные
бомбы, которые покорежат безвкусную
роскошь Берлина, что русские  воору-
женные люди победоносно пройдут
Волги до Шпрее, что они сокрушат Bee
линии немецкой обороны и ворвутоя в
Берлин ‹разу с двух сторон,

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва. Сущевская ул., 21. Коммутатор, редакции Д 3-20-90 до Д 3-20-96,
отдел пропаганды—Д 1-11-45; отдел партийно-комесмольской жизни

отдел боевых  пействий флота—лоб.

от,

КРАСН

` ПОЛОЖЕНИЕ
НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

ЛОНДОН, 5. мая; (ТАСС). В кообщеняи
штаба верховного командования‘ экепеди.
ционных сил союзников говорится. что в
Австрии войска союзников достигли Аль-
тенбурга, в 5 километрах к северо-востоку
от Линца. Союзники форсировали реку
Ини в 13 километрах к югу от Пассау.
Части союзников взяли Инсбрук и продви-
нулись к Бреннерскому перевалу, гле со-
единились У Випитено (Италия) с частя-
ми 5-й армии, продвигающейся в север:
ном направлении. Другие части союзников
продвинулись от Инсбрука вдоль реки
Инн на 29 километров. После соединения
войск союзников в Италии фактически
прекратилось всякое организованное ‹о-
противление противника на фронте про-
тяжением в 112 колометров — от пункта,
расположенного в 48’ километрах к восто-
ку от западной траницы Австрии, до
пункта, расположенного в 24 километрах
от Инсбрука.

К северу от Регена войска союзников
достигли чехословацкого города Грюн.
Другие части союзников продвинулись на
16 километров в глубь Чехословакии.

4 мая. в районе Кильской бухты; в рай-
оне Эккенферде, а также к югу от острова
Эре самолеты союзников подвергли бом-
бардировке немецкие суда. 7 судов были
потоплены и свыше 70 — повреждено.

Войска союзников взяли в плен 48.100
немцев в районе между Зальшбургом и
рекой Иллер и 1.500 пленных в районе
между рекой Иллер и Лихтенштейном.
Среди пленных Находятся 14 немецких

генералов.

Корреспондент агентства Рейтер
о заявлении Эйзенхауэра по поводу
капитуляции южной группировки

‚; ‘германских армий

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства Рейтер из штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников в Париже, сегодня вечером
генерал Эйзенхауэр опубликовал заявление,
в котором говорится, что «продолжает на-
блюдаться деморализация и распад среде
германских армий на Западном: фронте. На
южном фланге германская армейская груп-
пировка под командованием гелерала Шуль-
ца, состоящая из 1-й и 19-й армий, сдалась
‘сегодня после полудня генералу Деверсу»х.

ТРУМЭН НАЛОЖИЛ ВЕТО
НА ЗАКОНОПРОЕКТ OB OTCPOYKAX

ВАШИНГТОН, 3 мая. (ТАСС). Прези-
дент Трумэн впервые наложил вето на за-
конопроект, который предусматривает пте.
доставление почти всем сельскохозяйствен-
Бым рабочим отсрочки от призыва на во-
екную службу. Трумэн заявил, что «ни
одна группа не дюлжна пользоваться ни-
какими особыми привилегиями». Трумэн
указал также, что этот закон был бы не-
справедливостью по отношению к миллао-
нам, уже. призванным на военную службу,
или тем, кому предстоит призыв, ‘и Hapy-
шил бы основной принцип закона о призы-
ве, запрешающего предоставление отсро-
чек различным группам или лицам в зави-
симости от рода их занятий. Трумэн ука-
зал: «Во время войны высшим долгом
каждого гражданина является служечие
своей стране сообразно co своими макси-
мальными способностями».

СООБЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО
ШТАБА ЮГОСЛАВСКОЙ АРМИИ

БЕЛГРАД, 5 мая. (ТАСС). Генеральный
штаб югославской армии сообщает в опе-
ративной сводке, что, по неполным данным,
в боях в районе Триеста немцы потеряли
только убитыми 12 тыс. человек, в том
числе 35 высших офицеров В самом Трие-
сте немцы потеряли убитыми более 8 тысяч
и пленными свыше 4 тысяч солдат и офи:
церов. (Югославскими войсками захвачено
450 орудий и огромное количество военных
материалов, которые подсчитываются. В
порту Триест потоплено 20 судов протав-
ника. Почти все портовые сооружения за-
хвачены югославскими войсками в испраз-
ном состоянии,

Адвокат Крестель отказался
защищать Петэна
ПАРИЖ, 5 мая. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс передает, что адвокат Кре-
стель, которого Петэн избрал в качестве
своего защитника, отказался от защиты.

ерлина

‚У германского завоевателя короткая.
память. Он досадливо морщится, когда
ему напоминают о том прошлом, кото-
рого нет в его учебниках. Он ополчает-
CH даже. против покойников, когла из
могилы доносятея их предостерегаютщие
голоса. Бюлов, один из преемников Бис-
марка. политик, гораздо более  дальче-

видный, чем другие германские лолити-

ки, в посмертных мемуарах (при жизни
у него не было духа их выпустить) ©
огромной ‘злостью . написал о главных
действующих лицах второй империи. Он
напомнил соотечественникам о том, что
Пруссия уцелела случайно, что «фрица
дер гроссе» спасло не военное  искус-
ство, & подлая воля  голитиневого
кретина, занявшего на несколько меся-
цев русский престол.

Это был едкий совет не задаваться.
Смирившийся только с виду поелевер-
сальский Берлин ответил на эти мемуа-
ры бранчливым сборником «Фронт про-
тив Бтюлова». В этом сборнике принял
участие «цвет» берлинской наук, в
том числе и Дельбрюк. А портрет авт-
ра мемуаров был демонетративно вы-
несен из законсервированного зала «Па-
латы господ». Не избежал судебных не-
приятностей за свои посмертные зание-

ки и сам об’единитель второй империи.

Бисмарк.

Нелегко было даже в годы до Гитлера
поднять свой голос против  воинетвен-
ных пруссаков. А после января 1983
года неограниченное кровавое насилие
над сопредельными странами, над всей
Европой, над всеми материками стало
тосударственным культом  фашистекой
Германии. Берлин, где никогда не уми-
али эти паламеские проекты. становится
центром государства, которое уже не ис-

29, 36;

отдел информации—лоб. 1-35; отлел писем — доб. 23, иллюстрационный отдел-—доб;

Типография «Красное

}

ый ФЛОТ

ВАРШАВА, 4 мая. (ТАСС). Выступив-
ший вчера на пленарном заседании Край-
овой Рады Народовой премьер-министр
Временного правительства Польской рес-
публики Э. Осубка-Моравский дал широ-
кий анализ политической и хозяйственчой
жизни возрождающейся Польши,

Польская демократия, сказал премьер-
министр, взяла власть в свои руки в ис-
.ключительно трудвых условиях. Правитель-
ства реакционной польской эмиграции
толкали страну к новой катастрофе, раз-
жигала преступную — братоубийственную
войну внутри страны, пытались создать
пропасть между Полышей и Советским
Союзом. В этих условиях только подлинно
демократический лагерь, только партии,
способные к активизации всех здоровых
сил в народе, только люди, ве обременен-
ные ответственностью за полятическую
катастрофу Польши в проналюм, могут. вы-
вести страну из этого. трудного положения,
Сама жизнь, весь ход событий раскрыли
перед народом лицо обанкротившейся са-
национвюй политики реакционных польских
пслитиканов в Лондоне. Не удержался и
не огравдался ни один из политических
тезисов реакции. Честные люди быстро
разоблачили подлость и  вредительство
тех, кто призывал к саботажу работы для
государства, к бойкоту Польского Войска!
поставок для армии и наших городов.

Победа демократического лагеря в Поль-
ше находит отклик не только внутри стра-
ны, не только в эмиграции, но также ив
союзных государствах. Временное прави:
тельство признано Советским Союзом, Че-
хословакией и Югославией. Завязаны пер-
вые нити сотрудничества с Италией и дру-
гими государствами.

Останавливаясь далее на решениях Коым-
ской конференции, премьер-министр заявил:
Крымская конференция руководителей
зеликих держав приняла решения, которые
соответствуют нашей политической ли-
нии, — решение относительно создания в
Польше Правительства Национального
Единства, освовой которого должно быть
Временное правительство. Польской респуб-
лики в Варшаве. Это решение, по существу,
отвечает нашим желаниям, т. е. желаниям
большей‘ части польской общественности,
которая окончательно отвернулась от кучки
политических авантюристов, именуемых
польским правительством в Лондоне. Лю-
бое другое разрешение этого вопроса, к ко-
торому стремится кучка польских реакцию
неров явилось бы нарушением воли народа:
Этого факта пе может ни затушевать, на
преуменьшить тот факт, что представители
Временного правительства не были пригла-
шены на конференцию в Сан-Франциско,
призванную разрешить вопрос oO установ-.
лении послевоенной системы безопасности.
Польша является слишком серьезным мо-
ральным и материальным. фактором, чтобы
она. могла быть забыта в тот момент, когда
союзные народы должны разрешить вопрос
о мире и безопасности в Европе. Временное
правительство Польской республики не не-
сет ответственности за промедление в реа-
лизации ‘решений Крымской конференции
по польскому вопросу.

Касаясь заключения Польско-Советского

‚ Договора о дружбе, взаимной помощи и

послевоенном сотрудничестве, премьер-ми-
нистр сказал: Этот договор и новая внеш:
няя политика Полыши прокладывают путь
к тому, чтобы наше государство. заняло! ме -
<то в передовых ‘рядах народов Европы, и
вместе с тем являются ценным вкладом в
дело мира’ и безопасности во всем мире.
Польско-боветский ° договор, как мы его

расцениваем, является основным звеном в.

6 мая 1945 pe воскресенье, № 15 (1986)

a а

Пленарное заседание Крайовой Рады

Народовой
Выступление Э. Осубка-Моравского

цепи договоров, которые мы стремимся за-
ключить` с Чехословакией, Югославией,
Францией и другими государствами, догово-
ров; которые явятся дополнением к между-
народной системе безопасности, значение
которой мы хорошо понимаем. Не буду го’
ворить о том, что мы стремимся к установ-
лению самых сердечных отношений с вели-
кими народами Англии и США.
Премьер-министр особенно отметил YK
репление Польского Войска, состоящего
уже из двух мощных армий, насчитывающих
значительное количество механизирован-
ных броБетанковых и авиационных частеи,
Большая работа проводится по демократи-
зации Польского Войска ‘путем подготовки
офицерских кадров из числа трудящихся,
проявивших себя в борьбе за освобождение
Полыши. Премьер-министр отметил значи-
тельное улучшение ‘работы государственно-
го аппарата за счет подбора лучших, более
подготовленных кадров. Это в первую оче-
редь касается старост, президентов гороков,
бургомистров и администратизного аппарата.
Большое внимание, сказал Осубка-Мо-
равский, уделено демократизации город-
ских самоуправлений, укреплению и рас-
ширению их. деятельности. Правительством
предприняты энергичные шаги в деле ока-
зания помощи самоуправлениям путем уп-
рощения налоговой системы и передачи че-
которых государственных налогов CaMO-
управлениям. Польша. в новых границах ста-
Ла высоко-индустриальной страной. Шахты
и ваводы в Силезии, текстильная промыш-
ленность Лодзи, широко развитая строи-
тельная промышленность, достаточно раз-
витая и имеющая будущее кожевенная про-
мышленность и другие предприятия могут
предоставить работу миллионам людей. Не-
исчерпаемые возможности открывает пе-
ред нами хозяйственное сотрудничество ¢
Советским Союзом и другими государ-
ствами. Чтобы еще выше поднять про-
дукцию промышленности, мы должны
улучшить работу нашего транспорта, улуч-
шить продовольственное снабжение насе-
ления. Особенно пострадали  железнодо-
рожные пути на правом берегу Вислы. Од-
нако, указывает премьер-министр, с по-
мошью частей Красной Армии уже вос-
становлено около 800 железнодорожных
мостов. Это дало возможность наладить

‚движение 60 дальних и 190 местных пасса-

жирских поездов. }

Остановившись на вопросах сельского
хозяйства и проведении весеннего сева,
премьер-министр’ особенно подчеркнул боль-
шую помощь, оказанную польским кресть-
янам Совётским Союзом’ и частями Поль-
ского Войска. Премьер остановился также
на вопросах. государственного бюджета и
развитии банковской системы, на работе
вновь созданного министерства -восстанов-
ленйя страны, министерств сзязи, просвеще-
HA Hw др. Коснувшись культурной жизни
Польши, премьер-министр отметил, что в
стране уже работают 12 театров, открыты
и работают 4 консерватории, 2 академии
изящных искусств и множество других
культурных учреждений. О размере, кото-
рый приняло восстановление культурных
учреждений, можно судить по следующим
данным: в январе министерству культуры и
искусства было отпущено 338 тысяч зло-
тых, а в апреле — свыше 12 млн. злотых.
Кроме этого, министерством информации и
пропаганды открыто в стране около 120“до-
мов культуры, 2.300 изб-читален.

Речь премьер-министра, изобиловавшая
большим фактическим материалом, неод-
нократно прерывалась бурными  аплодис-
ментами.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ПОЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ВАРШАВА, ‘5 мая; (ТАСС). 3 мая на
вечернем. заселании секкии Крайовой Рады
Народовой президент рады Берут высту-
пил с сообщением о том, что им 2 мая.
удовлетворена просьба Эдуарда Осубка-
Моравского .06 освобождении ero от
выполнявшихся им по совместительству
обязанностей министра иностранных, дел.
Удовлетворены также просьбы Эдмунда

Залекского 06 освобождении его от обя-
занностей министра юстиции, Винценты
Ржимовского — от обязанностей министра
культуры и искусства. По предложению
председателя совета министров Берут на-

‘значил ‘министром иностранных дел Вин-

центы Ржимовокого, министром юстиции—
Свентковского и министром культуры и
нскусства — Эдмунда Залесского.

ФРАНЦУЗСКИЕ  ЛАКЕИ ГИТЛЕРА УКРЫВАЮТСЯ В ИСПАНИИ ‘

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер из Парижа, стало из-
вестно, что 2 служивших немецким окку-
пантам француза — Жорж Гильбо и Жак
Герар — прибыли в Испанию на самолете
из Милана. Гильбо, руководивший ранее

ВЕЕР aS SE a

подтишка, как в первые годы после Вер-
саля, не маскируясь, а открыто готовит-
ся к тотальной войне, заранее позволив
себе все—и клятвопреступления, и ду-
шегубки, и иголки под ногти жертве.

Мрачная сага о Нибеллунтах закон-
чивается кровавым побоище и пожа-
ром, в огне которого сгорают трупы уби-
тых терманцев. История «третьей импе-
рии», которой фашисты заранее вазна-
чили тыелчу лет жизни, началась © уто-
ловного поджога. Над вечерним Берли-
ном поднялось зарево горящего рейхста-
га. Уголовнмк льстил себе, думая, что
он исполнен тлубокого маккиавелистоко-
го коварства. Вожак разбойников снял-
ся на фоне пожара, но легенда не будет
ему служить так же, как Нерону. Из
римляне, которые рождали не только
воинов, но и поэтов и зодчих, а клаено-
рожие истопники из Майданека начали
в Берлине историю «третьего рейха».

В лице кровавого выродка германские
короли железа, угля, стали, синтетиче-
ского азота, синтетической нефти,  зе-
мельные магнаты нашаи подходящего
для страны правителя, чтобы снова по-
пытаться открыть себе. дорогу к неогра.
ниченной тегемонии на мировых рынках,
№ просторам на Востоке, на Западе, 3a
океаном. Он служил им преданно. Фн
сумел развратить миллионы немцев по-
хулами щедрых наград в «тысячелетнем
царстве». Для этого ему были отпуще-
чы деньги, типографии, бумага, радио-
станции, полномочия. А плата этом
преданному, хотя порой и нахальному,
слуге, от выходок которого инотха, быть
может, корчило магната с древним име-
нем, — пожар рейхетата, костры из
книг, коричневая униформа для убийцы,
бесконечные ` маскарады с барабанных
боем, социальная демагогия и открыто
опубликованный план уничтожения
двадцати миллионов славян— ну, что-ж,
такую плату подлинные властители

99; начальник издательства

ЕЕК rT

Телефоны: для справок—доб. 1-13; отв. секретарь редакции
—доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-22,
JL 1-12-60; бухгалтерия — доб. 25; отдел подписки — Д. 1-62-21.

П. МУСЬЯКОВ.
ть

гитлеровской пропагандой в Тунисе, был
приговорен французским судом к смерт-
вой вазни за сотрудничество с врагом.
Герар — бывший посланник  «правитель-
ства» Виши в Лиссабоне и личный секре-
тарь Лаваля.

Германии считали для себя приемлемой,
И выбор пал на кандидата, который дав-
но уже был известен как суб’екл с тем-
ным прошльм.

Сговор состоялся. И с 1953 roza
Берлин прусокий становится Берлином
фашистоко-прусским, тде разрабальва-
ются самые‘ оголтелые планы нападения
на всю Европу, на весь мир. Уже ско-
ро после этого были сброшены мяаекиро-
вочные щиты. Закладыватются дредноуты,
сходят © конвеиера танки, первые тыся-
чи самолетов появляются на аэродромах,

открыто работает генеральный штаб аг-

рессии, притаившийся

было после Вер-
саля.

Историческое значение того, то про-
изошло потом, отчетливо понимает каж-
дый честный человек, под какими бы
широтами он ни жил. Если бы ве было
на свете такой силы, которая называет-
ся Союзом Советеких Социалистических
Республик, если бы не было могучей. со-
циалистической страны,
руководи-
мой Сталиным, великим продолжателем
дела Ленина ничто не помешало бы
германоким фашистам полностью осуще-
ствить свои изуверские планы. И не

т руководимой
‘партией Ленина — Сталина;

‘занском

мифом, а страшной реальностью стало
бы это «тысячелетнее царство» с Bep-
лином в центре. Советский народ crac
мир. от этой угрозы.

Четыре года, четьгре года без малого,
отступая ли, сражаясь ли ча «пятачке»
возле Невы или форсируя Днепр, мы шаг
за шагом приближались к Берлину.
Тяжкий ратный путь! Годы всенародной
страды! Какой же еще народ прошел
этим путем? Вто же еще в мире так
много отдал делу победы? Разрушенные
наши города, заглохшие поля, которыз
так трудно оживить, безвестные моги-
лы, где лежат миллионы замученных
врагом людей, могилы  ленинградцов,

——_

д
отдел культуры — доб.

1-08-08;

ПРИБЫТИЕ-В_ МОСКВУ
д-ра ХЫЮЛЕТТА ДЖОНСОНА

5 мая по приглашению  Веебоюзноо
Общества Культурной Связи © заграни-

цей и Испожкома Союза Обществ Пры-

ного Кресты и Красного Полумесяци
СССР в Москву прибыл Настоятель Кон.
терберийского Собора др Хьюлет
Джонсон, Вице-Нревидент Лондонюхого
Общества Культурного   Сближения ‹
CCCP и Председатель Об’единенного Ko.
митеть Помощи _ Советскому  Consy,
Вместе с д-ром Х. Джонсоном прибыл
его личный секретарь г-н А. Дай,

На центральном — аэродроме д-ра
Х. Джонсона вотречали  Предеедатель
Всесоюзного Общества Культурной Свя.
зи с заграницей В. С. Кеменов, Предее-

датель Исполкома Союза Обществ Вры-

ного Креста м Красного Полумосяца
СССР С. А. Жолеоников, Представитель
Исполкома Союза Общеетв. раеном Куе-
ora и Красного Полумесяца СССР в Лен.
доне проф. С. А. Саркисов и ответ.
ственные сотрудники Веесоюзного Обще-
ства Культурной Связи с заграницей
К. А. Воронков и С. А. Кондрашов.

К пребыванию г-жи К. Черчилль
в СССР

5 мая возвратилась в Москву пос
большой поездки mo СССР Председатель
Британского Комитета «Фонда Помощи
России» г-жа Клементина Черчилль в
сопровождении секретаря Комитета
«Фонда Помощи России» г-жи М. Джон-
сон. Г-жа К. Черчилль, побывавшая 3
Сталинграде, на Кавказе, в Врыму, в
Одессе и Курске, посетила  тобпитали,
больницы, детекие учреждения, знакоми-
лась с ходом  вобсотановительных pabor
в районах, освобожденных OT немецк-
фаптистоких захватчиков. Во время пре-
бывания в г. Одессе г-жа Ё. Черчилль
присутствовала Ha первомайском — воен.
ном параде, у посетила медицинские п
культурные учреждения, беседовала с
английскими и французскими офицерами
и солдатами, освобожденными Красной
Армией из немецкого плена.

Вечером 5 мая председатель Лнтифа-
шистского Комитета советеких женщин
В. С. Гризодубова устроила прием 3
честь г-жи № Черчилль. На ветрече с
т-жой К. Черчилль присутствовали А. И,
Шахурин, 0. А. Лозовский, М. М. Ли-
винов, И; М. Майский, И. С. Жемчужи-
на-Молотова, Е Д. Ворошилова, М, М.
Каганович, Д. М. Хазан, А. Д. Жукове,
А. Е. Конева, А. М. Тимошенко, Герой
Советекото Союза  партизанка Н. В,
Троян, виднейшие стахановки MocKor-
ских предприятий, работники ‘искуееть,
науки, литературы, представители совет-
ской и иностранной прессы.

Г-же К. Черчилль, вотреченной В. (.
Гриводубовой и С. Н. Ежовой, быт
предотавлены женщины. — деятели про.
мышленности, науки и искусства, в то
числе `стахановки . автозавода имени
Сталина, тт. Максакова и Журавлева.

Во время приема состоялся концерт,
в котором приняли учаетие  виднейшие
мастера искусств столицы. we

ll

ВОЙНА НА ТИХОМ

ОКЕАНЕ ;

агентство Рейтер, штаб юоб’единенного
командования вооруженными силами союз:
ников в юго-западной части “Тихого окел-
на сообщает. что австралийские войска
при поддержке авиации заняли японские
казармы в западной части города Таракан
(остров Таракан). На острове Лусон аме-
риканцы закончили ликвидацию японских
войск в районе Багуио и заняли’ два
пункта в 6 милях к востоку от этого го-
рада.
ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Штаб
тихоокеанского флота США сообщает, чо
утром 4 мая значительные CHIE японсксй
авиации подвергли бомбардировке амери-
канские корабли у юстрова Окинава, пото-
пив пять неболыших судов и повредив
несколько других.

ночь на 4 мая японские войска попы-

тались высадиться на западном и восточ-
ном побережье острова Окинава, но были
отброшены.

умерших от голода, оставили мы позади.
Пролито море оиротеких сле. Подра-
стают дети, которые ни разу не видели
и не увидят отца И ве me He
как мотители мы вошли в Берлин.
Разве ‘мотителем  называетея чело-
век, который покарает убий-
цу? Нет, это судья. On карает для.
того, чтобы защитить братьев. Будет
ли местью отобрать у человека оружие,
который в душе еще но перестал быть
усиицей, опечатать станки, вытачиваю-
щие детали для самолетов-снарядов, иди
станки, которые нетрудно
дня этого? Нет, это также защита чело-
вечества, глубоко гуманистический акт.
Это TO, что юристы называют превен-
тивными, предупредительными мерами,
Разве можно считать местью, если в Ma-
кулатуру пойдет учебник
по которому ребенок вычисляет, сколько
И тонн бомбового груза, что-
ы разрушить горо: ей р
Geet py ород’ средней pean

Почти двести лет лежат в Ленинтраде
ключи от Берлина. Они пролежали в Ke-
соборе все 900 дней блокалы.
На пушечный выстрел от памятчика Пу-
тузову, простершему руку вдаль. стояли
все эти 900 дней немцы. У подножья
памятпика, возле тех стен, гле покоится
прах Кутузова, рвались немецкие снаря-
ды. П не тактической, а стратегической
задачей была в то дни оборона правого
берега Невы. Но немцы не Tolman в
этот город, который никотда за все века
но открывал ворот перед вооруженных
иноземцем. Они не завладели Ленингра-
дом и не вернули ключей Bepruna,

Но ленинградские орудия били 0
Берлину. Они участвовали в штурме ци-
тадели немецкого империализма. И co-
ветокий человек, ведомый Сталиным,
поднялся во весь рост и волрузил знамя
нашеи победы над Берлином —— оплотом
кровавого фашистокого государства,

Ответственный редактор

приспособить ©

арифметики, .