Подписание акта о военной капитулянии .

БЕРЛИН, 8 мая.
солнечный — день, летний ° жаркий.
На Темпельгофском аэродроме © сетью
бетонированных дорожек, откуда co-
всем недавно поднимались самолеты
со свастикой, сейчае сверкают  совет-
ские истребители. Немецкие  самоле-
ты лежат сейчас в грудах металлического
лома, в разбитых ангарах. Один за другим
поднимаются в небо истребители. Их ве-
дет ‘майор Тюлькин. У летчиков-истреби-
‘телей почетная задача встретить зв небе
самолеты, которые должны прибыть сюда
с делегацией Верховного Главнокомандо-
вания экспедиционных сил союзников.

Ветер колышет государственные флаги
Советского Союза, США и Великобрита-
нии. Прибытие делегации ожихается к 14
часам. В 13 часов 50 минут с запада до-
носитея приглушенный гул моторов. Веко-
ре появляются два «Дутласа». Затем при-
ближается третий. Они делают круги над
аэродромом, над Берлином и снижаются
лля посадки. В 13 часов 58 минут колеса,
первой мапины чертили по земле берлин-
ского аэродрома. Серебристый «Дуглас»
останавливаетея на бетонированной до-
рожке. Открываются двери, и из кабины
выходит предотавитель Верховного Коман-
дования экспедиционных ‘сил союзников
главный маршал авиация, Тедлёр, за ним
спускается командующий стратегически-
ми воздушными силами США генерал
Спаате, командующий  военно-морекими
силами союзников в Европе ‘адмирал
Тарольд Бэрроу:

Прибывших приветствует генерал-лей-
тенант Васильев.

Потом  приземляютея и два других
самолет» с остальными делегатами и
представителями = прессы. Встречать
только что прибывших подходят пред-
ставители  советокого командования —-
генерал армии Соколовский, генерал-
полковник Берзарин, тенерал-лейтенант
Боков. Выстраивается почетный караул.
Впереди знамена СССР, США и Велике-
британий. Оркестр исполняет американ-
ский, английский и советекий гимны.
Полковник Лебедев рапортует главному
маршалу авиации Теддеру о том, что по-
четный караул построен. Глава делега-
ции вместе © прибывшими обходит по-
четный караул. Этим парадом, говорит
Теддер, нам оказана большая честь. 8
ответ в честь победы гремит над Берли-
ном красноармейское «ура».

Приходит четвертый «Дуглаю». В нем
доставлены в Берлин представители
командования фазгромленной немецкой
армии. Вот в сопровождении американ-
ских офицеров проходит фельдмаршал
Кейтель,  генерал-адмирал Ганс Фриде-
бург, генерал-полковник Штумпф. Немцев
проводят к автомалнинам.

(ТАСС). Яркий

У микрофона выступает главный
маршал авиации  Теддер. Он то-
ворит, = что является уполномо-
ченным  главнокомандующего Эйзенхау-

эра. Он очень рад ‘приветствовать созвет-
ских маршалов и тенералов, а также
войска Красной Армии и особенно рад
потому, что он их приветствует именно
в Берлине. Союзники на западе и BO-
стоке, сказал он, в результале сотрудни-
чества проделали колоссальную работу.

Союзные делегации и представителя
советского командования садятся в авто-
машины. Через весь город они следуют
в пригород Кафлехорет. В 14 часов 40
минут на аэродром прибывает из Парижа
французская делегация во главе © ге-
нералом Делатр де Тассиньи.

Через полчаса после прибытия сазо-
летов главный маршал. авиации Теддер
нанес визит Маршалу Советокого Союза
Жукову. Теддер поздравил Маршала \№у-
кова с победой и петедал ему белое шел-
ковое знамя с вышитой эмблемой 00’e-
диненных сил. Маршал Советокого Сою-
за Жуков в свою очередь поздравил
представителей союзного командования.
Маршала Жукова также посетил и 103-
дравил ©’ победой над фантистекой Гер-
манией  тлавнокомандующий  француз-
ской армией генерал Делатр де Тас-
синьи. Поздравляя Красную Армию
от имени де-Голля и французекого наро-
да, он сказал, что русский народ своей
борьбой оказал большую помощь в 0с-
вобождении Франции. После этого у
Маршала Жукова состоялась личная бе-
cela с главным маршалом авиации Тед-
дером. ‘ian

Историческое событие, KoTopoe~ Tom-
HO свершитьея и которого все ждут,
должно произойти в сером доме, на утлу
улиц Цвизелершитрассе и Райнитайн-
штрассе, где помещалось берлинское воен-
но-инженерное училище. В большом
двухсветовом зале — строгая оботанов-
ка. Для участников конференции приго-
товлены длинные столы. Четыре нацио-
нальных флага — СССР, США, Велико-
британии и Франции украшают зал.

...Глубокий вечер. В вал входит Маршал
Советского Союза Жуков, главный мар-
шал авиации Теддер. 3a ними следуют к
своим местам остальные предотавители
союзных государств, ‘члены  делегащий.
Кресла, стоящие под национальными
флагами, занимают Маршал Созетекого
Союза Жуков, Теддет, Cuaarc, Вышин-
ский, Бэрроу, Делатр де Тассиньй. Цент-
фальный стол занимают представители
союзных держав — тенералы Красной
Армии, командовавшие частями, овха-
девшими Берлином. За столом прессы—
советокие и иностранные журяалиоты.
Один стол пока пуст. Маршал Советекого
Союза Жуков обращается к присутет-
вующим.

— Гослода, — говорит маршал, —
мы собрались . здесь: по уполномочию
Верховного  Главнокомандования  Крас-
ной Армии Заместитель о Верховного
Тлавнокомандующего Маршал Советеко-
го Союза Жуков, по уполномочию Вер-

Обращение Шверин фон Крозика
к германскому народу по поводу
капитуляции

ЛОНДОН, 7 мая, <ТАСС). Как пере-   мпрала флота и правительства, поддержав-

дает агентство Рейтер, германское радис
передало 7 мая из Фленсбурга, что Дениц
отдал приказ о безоговорочной капитуля-
ции всех сражающихся германских войск.
В радиопередаче было сказано:

«Говорит германское ‘радио. Передаем
обращение рейхс-министра графа Шверин
фон Крозика к германскому народу:

«Германские мужчины и женщины! Вер-
хоБное командование вооруженных сил по
приказу гросс-адмирала Деница об’явило
сегодня, 7 мая, о безоговорочной капитуля-
Б качестве ведущего министра имперскога
правительства, которому адмирал флота
поручил ведать военными делами, я обра-
щаюсь в этот трагический момент нашей
истории к германской нации.

После героической борьбы с непревзой-
екной стойкостью в течение почти шести
лет Германия ‘уступила превосходящей
силе своих врагов. Продолжение войны
будет означать лишь бессмысленное крово-
пролитие и бесполезное разрушение. Пра-
вительство, чувствуя ответственность за
будущее своей нации, было вынуждено
действовать, учитывая крах всех физиче-
ских и материальных сил, и просить про-
тивника о прекрашении военных действий.

Это было благороднейшей задачей ад-

шего его после страшных жертв, которые
потребовались для того, чтобы спасти на
последнем этапе войны жизнь максималь-
ного числа соотечественников. То, что
война не была закончена немедленно и од-
новременно, на западе и востоке; должно
об’ясняться ‘единственно этой причиной.
Завершается этот серьезнейший час для
германской нации и ее империи.

В этот серьезнейший час для германской
нации и ее империи мы сейчас исполнены
чувства глубокого `благоговения по OTHO-
шению к погибшим в. этой войне. Эти жерт-
вы возлагают на нас высочайшие  обяза-
тельства. Наше сочувствие, в перзую оче-
рель, принадлежит раненым, осиротевшим и
всем, пострадавшим в этой борьбе. Никто
не должен питать иллюзий по поводу су-
ровости условий, которые будут поставле-
ны германскому народу нашими врагами.
Сейчас мы должны посмотреть в глаза на-
шей судьбе прямо и’ безоговорочно,

Никто не может ‘усомниться в том, что
будущее будет трудным для каждого из
нес и что оно нотребует жертв от каждого
из нас во всёх областях жизни. Мы долж-
ны принять это бремя и верно выполнять
обязательства, которые мы на себя бе-
рем».

бовещание предетавителей пяти держав в Сан-Франциско

САН-ФРАНЦИСКО; 7 мая. (Спец. корр.
ТАСС). 7 мая в Сан-Франциско’ состоялось
совещание представителей пятя держав,
на котором было решено назначить подко-
миссию для рассмотрения предложений о.
поправках, представленных странами, ве
принимавшими участия в конференции в
Думбартон-Оксе. Подкомиссии  предло-

жено представить как можно скорее отчет
министрам иностранных дел пяти держав.
На этом совещании Советский Союз’ пред-

ставлял тов. Молотов, Соединенные  Шта-
ты — Стеттиниус, Соединенное королев-
ство — Эттли, Китай — Веллингтон-Ку,
Францию—Бидо.

a

САН-ФРАНЦИСКО, 7 мая. (Спец. корр.
ТАСС). Глава украинской делегации на
конференции Об’единенных наций т. до,
Мануильский, выступая на многолюдной
пресс-конференции как председатель ко-
мнтета № 1 комиссии № 1, сообщил, что:
утром 7 мая состоялось плодотворное за-
седание комитета, на котором обсужда-
лись введение, придципы и цели, а также
общие положения Устава. Тов. Мануиль-
ский заявил: :

«Я сделаю вам обзор заседания комите-
та, который собрался сегодня для того,
чтобы рассмотреть принципы и цели буду-
шей организации безопасности. Деятель-
ность делегации сегодня была довольно
эвачительной. В нашей повестке дня стоя-
ли поправки, подготовленные 4’ держава-
ми организаторами конференции, и новые
официальные ‚предложения относительно
сведения к Уставу, которые должны быть
подготовлены на основе думбартон-оксов-
ского плана. Фельдмаршал Смэте произнес
речь, в которой изложил основные’ взгля-
ды и принципы, которые должны быть
включены в этот документ. После’ заявле-
ния Смэтса о введении к Уставу состоя-
лось обсуждение. Большинство делегатов
поддержало предложение Смэтса, и коми-
тет окончательно принял эти принципы в

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

TM203306

Заявление тов. J.

3. Мануильского

качестве основы для будущего введения,
которое должно быть включено в Устав,
за исключением, пожалуй, окончательной
фсрмулирозки.

На нашем следующем заседании мы рас-
смотрим предложения и поправки к тексту
думбартон-оксовского плана, а затем, воз-
можно, назНачим проектную комиссию для
того, чтобы разработать окончательный
текст, Но я ‘могу сказать вам, что сегодыя
наше заседание было положительно пло-
дотворным, и оно облегчит и ускорит нашу
работу, в особенности, поскольку нынеш-
ний ход событий требует, ` чтобы делегаты
могли вернуться домой как можно скорее.

Что касается моей собственной слраны,
то я надеюсь, что я смогу сделать вам за-
явление в ближайшем будущем, но пока
еще мы не в состоянии сделать этого».

После закрытия  пресс-конференции He-
большая группа корреспондентов окружи-
ль т. Мануильского. Корреспондент еврей-
ского агентства спросил, понесли ли ук-
раинские евреи большие потери во время
войны. Тов. Мануильский ‘ответил, что без
различия между евреями и неевреями ук-
раинское население’ потеряло 2,5 млн. че-
ловек убитыми, 1,5 млн. пропавшими без
весли и 3 млн. насильственно угнанчыми.

отдел боевых действий флота—доб.

хевного Главнокомандования . экспеди-
ционных сил союзников— главный мар-
шал авиации Теддер; здесь также присут-
ствуют генерал-полковник. американской
армии Спаате, от французской армии Де-
латр де Тассиньи — принять условия
безоговорочной капитуляции от комапдо-
вания вооруженных сил Германии. И
предлагаю приступить к работе и при-
гласить сюда уполномоченных TepmaH-
ского командования,

Затем маршал отдает приказание; ——
нь сюда представителей немен-
кого Верховного главнокомандования для
принятия условий безоговорочной капи-
туляции,

В зал входят  тенерал-фельдмаршал
германской армии Кейтель, генерал-ад-
мирал Фридебург,  генерал-полковник
Штумпф в сопровождении ад’ютантов, .В
абсолютной тишине ‘фельдмаршал Кей-
тель вместе с сопровождающими его за-
нимают приготовленные для представи-
телей немецкого командования места.

Снова говорит Маршал Я уков:

—- Господа, сейчас предотоит под-
писание акта безоговорочной капитуля-
ции. Я обращаюсь к представителям rep-
манского Верховного главнокомандова-
тия © вопросами, имеют ли они на ру-
ках акт, познакомились ли с ним, соглас-
ны ли представители германского коман-
дования подписать этот акт?

С этими же вопросами к предотавите-
лям командования немецкой армии обра-
щается главный маршал авиации Теддер.
Ответа ждут все собравшиеся. Тишина.

— Да, я согласен, — тихо  произно-
сит генерал-фельдмаршал немецкой ар-
мии Кейтель и передает Маршалу Жукову
документ Главной ставки, подписанный
гросс-адмиралом Дениц, уполномочиваю-
щий Кейтеля, как шефа командования
вооруженными силами и одновременно
как Командующего армии, фон-Фриде-
бург как командующего  военно-мор-
скими силами Штумпф—как предетави-
теля воздушных сил — подписать акт о
безоговорочной капитуляции германских.
вооруженных сил перед Берховным
Тлавнокомандованием созотекими воору-
женными силами и Командованием с0ю3-
ных экепедиционных сил, Необходимые
формальности соблюдены. Маршал Жу-
ков предлагает уполномоченным Верхов-
ного командования германской армии 1о-
дойти к столу и полписать акт. Один за
другим Кейтель, Фридебург пи Штумпф
полписывают акт.

05’ективы фотозппаралов и пленка
кинокамеры запечатлевают это событие.

Акт подписан. Германия безоговороч-
но капитулировала. Один экземпляр акта,
составленного на трех языках, вручается
фельдмариталу Кейтель.

Маршал Советекого
являет: — Немецкая
удалиться.

Б. АФАНАСЬЕВ, К. СУХИН.

Союза Жуков 0б°-
делегация может.

На “пресе-нонференции
у Кл. Черчилль

8 мая в английской посольстве в Моск-
Be председатель Британского Комитета
«Фонд помощи России» г-жа Клементина
Черчилль устроила пресс-конфеоендию, на,
которой присутотвовали представители с0-
ветокой и иностранной печали.

— Цель моей поездки в Советекий
Союз, — оказала г-жа Черчилль, — 38-
ълючалась в том, чтобы озлажолвиться ©
медицинекими организациями, санатория-
ми, больницами, хетокими учреждениями
и всем тем, что связано с оказанием по-
мощи, Поездка предпринята также для
укрепления сотрудничества и уз, евязы-
вающих английский Враоный Крест с co-
ветским Обществом Красного Креста.

` Т-жа Черчилль выразила надежду, что
установленный во время этой поездки

‘контакт © представителями советеких 0P-

танизащий будет способствовать более
тесной дружбе и сотрудничеству между
народами Англии и Советекого Союза.

Она также отметила, что на нее про-
извело огромное впечатление то внима-
ние, которое уделяется в СССР науке и
искусству.

Т-жа Черчилль, тосетившая ряд Aer
ских учреждений в Москве’ и других го-
рохах, заявила, что она особенно восхи-
щается той заботой, которой в Советском
Союзе окружены дети. Не знаю, сказала
она, как этим учреждениям удается столь
хорошо организовать эту работу. Пора-
жает то, что такая работа проводится не
только в Москве ив Фенинграде — в
крушных центрах страны, — но и в про-
винции, например, в Крыму, где я по-
бывала.

По ее словам, она восхищена ак-
тивной ролью COBETCKAX женщин BO
всех областях жизни страны. Она, в част*
ности, отметила, что повсеместно совет-
сокме женщины занимают рукюозодящие
посты в государственных учреждениях, в
хозяйственных, культурных и других ор-
танизациях. а также исключительные ре-
зультаты, достигнутые советевими  жен-
щинами.

Далее г-жа Черчилль указала, что во
время поездки по Советокому Союзу она
наблюдала большую восстановительную
работу, которая ведется в районах, опу-
стошенных терманскими оккупантами, и
инициативу и мужество, проявяяемые
широкими массами B процессе этой ра-
боты.

Г-жа Черчилль отметила гостеприимет-
во, оказанное в Советоком Союзе ей и с0-.
провождающим ее лицам, и заявила, что
высоко ценит награду — орден Трудово-.
го Красного Знамени, которой ее удостои-
ло Советекое правительство.

В заключение т-жа Черчилль подчерк-
нула, что она убедилась в большой полез-
ности той помощи Советскому Союзу, ко-
торую оказывает возглавляемая ею орга-
низация, и заявила, что в дальнейшем эта
помощь будет усилена.

На пресс-конференции присутствовала
также секретарь Британокого Комитета
«Фонд помощи России» г-жа М. Джон-
сон. (ТАСС).

Коммутатор

29, 86;

отдел информации—лоб. 1-85; стлея писем — доб. 28, иллюстрационный отдел—доб.
Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

9 мая 1945 г., среда. № 107 (1982)!

4 7 . КРАСНЫЙ ФЛОТ

СЕГОДНЯ — ГОДОВЩИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ,

Го

Девятого мая 1944 г. войска 4-го Ук-
раинского фронта и Приморской армии в
результате трехдневного штурма 0свобо-
лили от врага Севастополь — город рус-
ской доблести и славы. Два дня спустя
остатки крымекой труппировки нацист-
ских войск, укрепившихея на западной
оконечности Херсонесского полуострова,
сдались нашему командованию.

Двести пятьдесят дней стояли немцы
под Севастополем в 1941—1942 тг. Пять
суток в 1944 г. потребовалось Нрасной
Армии для тото, чтобы взять город и
сбросить в море остатки немецеих и Py-
мынеких войск. Таковы некоторые cpaBHe-
ния обороны 1941—1942 гг, и наступле-
ния 1944 г. Они характерны прежде все-
го тем, что наша оборона и наше штурх на-
глядно показали превосходство советожо-
го воина над немецким солдатом и офице-
ром, превосходетво сталинской стратегии
над стратегией германского генерального
штаба.

Немцы подошли к перешейку  Крым-
ского полуострова в середине сентября
1941 г. Они с первых же дней наступления
на Крым иопользовали свое превосходство
в авиации. Сотни самолетов «висели» над
обороняющимися ‘войсками, бомбардируя
передний край, ближние и дальние тылы
и штурмуя дороги, идущие к перешейку.
Две танковые дивизии и несколько мото-
ризованных пехотных дивизий, подтяну-
тых к Сивангу, начали штурм позиций 38-
щитников Врыма. Особенно яростные ата-
ци немцев начались с 18 октября. В это

‘время фашгистское командование ослабило
совой нажим в Донбассе, очевидно, по той
причине, ‘что значительные силы авиа-
ции, артиллерии и ганков были сосредо-
точены на Сиваше, возможно, за счет
некоторого ослабления ’ группировки
войск Донбасского направления.

Яеная, сухая погода давало врагу воз-
можность г полной мере использовать
свое явное преимущеетво в азиации и
танках. Восемь дней шли бои на Ишуни.
На каждую атаку врага части Ерасной
Армии отвечали жестокими контратаюалеи,
но перевес сил был все-таки на стороне
немцев. Немецкое командование тороти-
лось с прорывом в Крым. Оно, видимо,
знало, что в бой будут взедены части
Приморской армии, эвакуированные из
Одессв, и старалось опередить события.
Полностью эту задачу врагу решить ме
ухалось: Приморская армия успела вой-
ти в соприкосновение с врагом и участ-
вовала в боях на ишуньских позициях. Но
даже и с подходом Приморсекой армии
соотношение сил, особенно боевой техни-
ки, было явно в пользу немцев. Поэтому
они сумели сравнительно быстро прорвать
ишуньекие позиции и 27 октября вы-
рваться на просторы степной части Кры-
ма. Туг их удержать уже было совсем ие-

возможно: сухая, ровная степь давала, не-

отравиченные возможности для маневри-
рования подвижных частей. Немцы 00-
ходили наши укрепленные узлы сопро-
тивления и рвались к Севастополю. 80
октября они атаковали первые  дзоты
внепилего обвода укреплений Севасто-
поля. Началась оборона города-героя.

Стремительный бросок в ‘Севастополю
имел целью отрезаль сухопутные войска
от города, не дать им возможность войти
не только в Севастополь, но и отетутить
& портам Южного берега Крыма и на Кер-
ченский полуостров. А. отрезав Севаето-
поль от сухопутных войск, легче будет
захватить его штурмом с суши. Так пла-
нировали немцы. 06 этом свидетельство-
вали многочисленные документы,  захва-
ченные нами, а также показания плен-
ных.

Севастополь немцы собирались взять ©
хода — 1 ноября. Но город устоял. В
Севастополю гитлеровцы прорвались
очень быстро. а отрезаль, расчленить и
уничтожить по частях отетупавлиие совет-
ские дивизии они не сумели. Полки Ёрас-
ной Армии пробились из окружения и
вышли & Севастополю или на, Керченский
полуостров. .

Большую фоль в прикрытии отхода
Приморской армии сыпрала 7-я бригада
морской пехоты. Она © боями отходи-
ла до линии Булганак — Симферополь.
Здесь закрепилась на временных  по-
зициях и в течение почти двух суток:
вела тяжелые бои с наступающими ча
стями немцев. Выполнив свою задачу,
бригада снялась с позиций и горными до-
рогами отошла ® Севастополю, сохранив
всю. свою боовую технику и 0003.

Немцы для атаки Севастополя фаспо-
лагали значительными вилами. Не менее
четырех пехотных дивизий, несколько
румынских бригад, до двухсот танков,
большое количество артиллерии и авиа-

ции — Bee это было брошено против
сравнительно небольшого — тарнизона
Севастополя, тастянутого по фронту

длиною до 35—40 километров. Севасто-
польцы в этот момент почти не имели в
воем составе ‘армейских частей.  Ha-
©коро сформированные батальоны мор-
ской пехоты заняли оборону города с
суши. Их поддерживала береговая и ко-
рабельная артиллерия.

Морокие пехотинцы горели желанием
сразиться © врагом на берегу, но их
подготовка для такой войны была явно
недостаточна. Это были моряки с кораюо-
лей, батарей береговой обороны, школ
младших специалистов. Они умели отлич-
но управлять механизмами корабля, но
не веегда знали, как надо окапываться,
переползать,  маскироваться, ходить в
разведку. Они учились в самом бою. И эти
немногочисленные батальоны приняли на
себя первый удар врага, превосходив-
шего их зв. несколько раз не только в
технике, но и живой силе.

Первые бои показали военным моря-
кам, что они имеют дело © наглым, но
в то же время и трусливым врагом.
Немцы смело лезли в атаку в тех ме-
сетах, где не было настоящего отпора. Но
там, где фашисты встречали должный

редакции Д 3-20-90 ло Д 3-20-96,

отпор, их «боевой пыл» сразу же осты-
вал. На отдельных участках немцы даже

As Ree а а а eM a и ог.
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва. Сущевская ул., 21.

99; начальник издательства

Телефоны: для справок—доб. 1-73; отв,
отдел пропаганды—ЛД. 1-11-45; отдел партийно-комссмольской жизни-— доб. 8; иностранный отдел — доб. ` 1-22,
Д 1-12-60; бухгалтерия — доб. 25; отдел подписки — Д 1-62-91.

хотинцев. Оборона дзота № 11 особенно
ярко продемонотрировала превосходетво
наших воинов над немцами. Семь кфас-
нофлотцев, засевших в. дзоте, в течение
нескольких суток отражали атаки роты
немцев. Раенко, Калюжный, Погорелов,
Еремко, Мудрик,  Четвертаков погибли
омертью героев. Тяжело раненный боец
Григорий Доля выжил и был эважуиро-
ван на Кавказ. Немцы так и не сумели
взять дзот № 11.

Артиллерия береговых батарей и ко-
раблей флота; стоявших в те дни в Ce-
вастошоле, активно поддерживала ‘части
морской пехоты. ИМрекрасно зная мест-
ноеть, артиллеристы кораблей и батарей
били не только то переднему краю, но
й по скоплениям неприятельских войск
в тылу. Огнем артиллерии было настиг-
нуто и разгромлено несколько походных
колонн врага, идущих ® Сёвастополю.
Особенно ‘отличились 30-я м 10-я бере-
товые батареи, В первые дни ‘овады эти
батареи уничтожили свыше сотни тан-
ков, большое количество автомашин,
повозок и несколько тысяч солдат и
офицеров врага. . 4

Потеряв 15 тысяч
только убитыми, 150 танков, сотни ав-
томалиин, более 70 орудий, 181 самолет,
десятки минометных батарей, немцы не
смогли взять город и к 21 ноября
совсем прекратили атаки. Началась пе-
виционная война.

Немцы усиленно
рому пегурму, подвозили новые подктеп-
ления. К началу второго штурма осад-
ная армия генерала Манштейна насчи-
тывала ужесдо 200.000 штыков, свыше
200 танков и больше тысячи орудий.

Но увеличилась военная мощь и 38
митников города. Гарнизон Севастополя
получил значительные подкрепления.
его состав влилась Приморская армия,
на кораблях © Кавказа прибыли новые
подкрепления морской пехоты.

К началу декабря Севастопольский
оборонительный тфайон имел уже хоро-
шо организованную оборону. Во главе
гарнизона стоял командующий  Черно-
уорекии флотом, а командующий При-
морской армией являлся его заместите-
лем по сухопутной обороне. Фронт был
равделен на четыре сектора, во главе
которых были поставлены опытные
коменданты из командиров армейских
дивизий. Управление артиллерией было
организовано так, что полюбому участку
фронта, занимаемому противником, мог
быть открыт сосредоточенный огонь де-
сятков орудий. В эти тяжелые дни 060-
роны большую помощь пехотным частям
окавали и зенитные ‘батареи, стрелявиите
по наземным целям.

Второе наступление на Севастополь,
начавшееся 17 декабря 1941 года, тоже
окончилось для врага крахом.

На отдельных участках немцам уда-

тось было продвинуться на несколько ки

отходили после контратак морских

солдат и офицеров

тотовилиеь в вто-

пометров, но в результате контратак на-
ших частей, поддержанных мощным ог-
нем береговой и корабельной артиллерии,
враг был отброшен на исходные позиции.
В результате двухнедельных боев немцы
в ряде мест даже оказались дальше от
(Севастополя, чем они были 17 декабря.
Потери же, понесенные врагом в резуль-
pate этого наступления, ‹ исчислячись
только убитыми до 80.000 солдат и офи-
церов. Воины флота и Приморской армии
стояли насмерть. Это в те дни пятеро
военных моряков отразили атаку враже-
ских танков, уничтожив десять из них.
Пятеро моряков-—Н. Фильченков, В. Ци-
булько, Ю. Париин, И. Брасносельский
и Д. Одинцов пали смертью героев, но
не пустили врага в Севастополь. Обвязаз-
птись гранатами, они бросались под вра-
жеские танки и взрываси их волесте с со-
бой.

Ё третьему штурму немцы готовились
пять месяцев. Были подтянуты новые
дивизии, снятые с других. участков фрон-
та, огромное количество артиллерии. В
Крым был перебавировая 8-й авиационный
®орпус генерала Рихтгофена в составе не
менее 700 самолетов.

К началу третьего штурма немцы име-
ли двойное превосходство в живой силе,
тройное—в артиллерии, огромное иревос-
холотво в авиации и танках. Против Ce-
вастополя было сосредоточено свыше де-
сяти дивизий пехоты, две танковые ди-
визии, несколько полков крупной артил-
херии, многочисленные саперные части.
здесь впервые немцы применили батарею
615-10 орудий. Веего к началу третьето
наступления немцы имели против Сева-
стополя до 250.000 : штыков. В порты
Крыма были стянуты торпедные катера
для борьбы © кораблями флота, помогаз-
ими осажденному городу. Кроме этого
для действий против налших кораблей бы-
за выделена специальная группа торие-
доносцев п бомбардировочной авиации в
количестве свыше ста самолетов.

Третье наступление на Севастополь на-
чалось с массированных налетов авиации
в конце мая. Атаки наземных войск на-
чались утром 7 июня. В этот день свы-
ше пяти дивизий врага начали одновре-
менно штурм позиции на более важных
направлениях Фронта. Первые дни нем-
цам не удалось продатнутьея, но посте то-
го, как у осажденных стал ощущаться
недостаток в боеприпаеах и в pesepBax,
которые было очень трудно подвозить с
Кавказа, нацисты стали медленно
мать кольцо осады.

Огромному количеству немецкой авиз-
ции, буквалыно ‘«висевшей» вое время
над городом, защитники Севастополя
мотли противопоставить только несколь-
ко десятков истребителей и штурмови-
ков, бавировавшихся на единственном
небольшом аэродроме, пестоянно обстре-
тиваемом артиллерией. Этот аэродром
немцы все время блокировали с воздуха,
Но наши летчики ухитрялись даже в
такой обстановке взлетать и завязывать
воздушные бои над городом. .

сжи-

секретарь редакции. Д
отдел культуры — доб. 8

1-08-08;

оод доблести и славы

Такое гостодотво в воздухе CoBepmen-
но исключало приход транспортных ко-
раблей в Севастополь. Да и воепные
корабли, вследствие очень короткой ночи,
не могли долго находиться в городе и
вынуждены были.в сумерках приходить
и до рассвета уходить. Веледетвие этом
резко уменьшилея подвоз боепришасов,
продовольетвия и горючего. Военные ко-
рабли могли подвозить только небольшое
количество боелтришаеов, живую силу да
увозить раненых,

Немцы же не имели в это время ни- ^

каких ограничений в модвозе резервов,
боеприпасов, оружия. Поэтому с kam.
хым днем соотношение сил. вое больше
менялось в пользу врага, хотя они
нес несравненно большие потери. Третье
наступление стоило немцам особенно
больших потерь. В течение 25 дней
непрерывных 60ев они потеряли  овы-
ше 150 тысяч убитыми и  танеными,
Некоторые дивизии (170-я, 28-я, 132-s,
24-я, 29-я, 50-я) потеряли до 60 про-
центов. своего состава. Но таяли силы и
залцитников городе. Были участки, rye
олна наша фота противостояла целому
полку врага.

3 июля Севастополь был оставлен на-
шими частями. Немцы получили руины,
потеряв ва 250 дней осады до 300.000
солдат и офицеров, из них только уби-
тыми свыше ста тысяч человек. Только
в третьем штурме нацисты потеряли
севыше 250 танков, до
самолетов, i

В Севастополе’ наиболее ярко и тесно
проявлялось боевое содружество войск
Красной Афмии и Военно-Морокого Фло-
та. На боевых участках военные моряки
и красноармейцы в тесном содружестве
грудью защищали честь и независимость
своей Родины. Так они символически
п запечатлены на исторической медали
«За оборону Севастополя».

Стойко м мужественно отстаивали род-
ной город _ прославленные снайперы
ефрейтор из Приморокой армии Иван Б9-
гатырь и военный моряк Ной Адамия,
красноармеец-овязист Девитяров, в30р-
вавший себя вместе с вражеским танком,
и краснофлотец-минер Александр Чека-
ренко, тоже взорвавигий себя и минный
склад вместе с находившимися там нем-
цами.

Никогда не забудет Родина подвигов
летчиков Иванова, Евграфова, красну-
флотцев-зенитчиков 365-й батареи Да-
нича, Шкода, пулеметчицы Нины Онило-
вой, краснофлотца Ивана Голубец и мно-
гих других, погибших в боях за Родину.

Советские воины, — вдохноваяемыю
великим Сталиным, показали изумитель-
ные образцы массового героизма, стой-
ROCTH м умения драться © врагом в. с4-
мых трудных условиях. .

Севастополь сыграл весьма большую
роль в первом, наиболее тяжелом году
войны. Будучи далеко в тылу у врага,
тород сковывал значительное количество
войск противника, которые могли быть
использованы на других участках фрон-
та. Защитники города спутали планы
гитлеровокого командования и в значи-
тельной мере способствовали срыву