15 мая 1945 г., вторник. № 112 {1987)

Е

Московскому” метрополитену
им. Л. М. Кагановича—10 лет

Беседа с начальником метрополитена генера
тов. И. С. Новиковым

Московский метрополитен,  построен-
вый по инициативе ‘товарищь Сталина,
широко известен в нашей стране, как ве-

` дикая стройка социализма. Сегодня ис.

цолняется 10 лет с того дня, ках нача-
1а6ь нормальная экоплоатация подземной
железной дороги налией столицы, В беее-
д 6 корреспондентом «Красного Флота»
анервя-директор тяги 3 ранга т, Нови-
ков рассказал:

-^( = Первая очередь Московового метро-

#

р

=

политена протяженностью в 11,4 им бы-
ла построена в рекордно короткий epox—
два года. Подобных темпов мировая
практика тоннелестроения еще не знала,
По окончании перрой очереди немедлен-
но началось строительство второй ouepe-
ди. Даже в самые трудные ля нашей
Родины дни, когда враг был у ворот сто-
лицы, строительство метрополитена . не
прекращалось. Уже в дни войны еоофу-
жены и пущены в эксшлоатацию  Замо-
оквороцкий радиус длиной 6,3 им и По-
нровекий — протяжением 7,2 км. К на-
стоящему времени длина линий нашей
подземной железной Дороги с 11,4 км вы-
рола до 36,7 км, а количество  стан-
ий — с 13 до 29.

Как самый лучший и быстрый тран-
опор”, оберегающий людям большое ко-
личество времени для труда и отдыха,
метрополитен прочно вошел в быт мо-

‘еквичей. Он связал многие районы сто-

лицы © центром. Экоплоатащионная ‘с50=
ость его поездов составляет 34,6 им —
в два ‹ лишним разы больше, чем трам-
вая, троллейбуса и автобуса, Чтобы хое-
хать от станции «Нлощадь Свердаова»
№ автозавода имени Сталина в метро
надо потратить 10 минут, & трахваем —
но менее 40. Проезд ox Охотного
ряда до Парка культуры имени Горького
Ha трамвае отнимает 30 минут, a B
метро — всего пять.

3а десять лет по метрополитену про-
следовало 4.927 тысяч поездов, перевез-
ших 2 миллиарда 862 миллиона пасса-
жиров — на 500 миллионов больше на-
‹еления земного пара.

Десять лет назад, приняв в окетлой-
тацию подземную железную дорогу, юол-
локтив метрополитеновцев успешно разре-
ших. почетную и отзотетвенную задачу:
оовоил сложную техниюу, добился того,
что дорога является четко работающим,
поправно действующим, точным, как хо-
роший часовой механизм, конвейером. В
настоящее время 99,9 процента веех
Ю6здов следуют ‘строго по графику,

По мере окончания строительства но-
зых очередей ‘и ввода их в экоплоатацию
возрастали и перевозки. В 1935 г. было
перевезено 40,9 млн. пассажиров, в
1943 г. — 388,9 ман,, ав 1944 году —
559,3 млн. В настолщее время сфедив-
суточная перевозка пассажиров состав-
аяет 1 млн. 700 тысяч человек. Удельный
36 метро в общегородеких перевозках
303р0е 6 двух процентов в 1935 году до

эридцати в 1944 году. .

г

]

b

\

Станции центрального  пересадочного
увла ежедневно пропубжают ‘около 800
тысяч пассажиров. Среднесуточная по-
(alka на станции «Комсомольская»  с0-
ставляет 200 тысяч человек.

Успешная культурная работа метропо-
литена 0б’ясняетоя прежде всего самоот-
BOP ROH HIM трудом налших замечательных
людей. На подземную дорогу  столиды
были посланы ‘лучшие люди промьшалея-
ности и транспорта. Не только среди вые-
шего и среднего командного состава, но
и 96ди мастеров, дежурных по тяговым
1 понизительным  подстанциям, среди
работников других профессий значитель-
ную часть составляют инженеры и тех-
ники. У нас оейчае 284 инженера и 350
техников. Остальную часть работников
оставляют тщалельно иодобранные, тех-
ничеоки грелкотные люди, имеющие боль-
шой практический опыт и длительный
аж работы по специальности. Наш з0-
ломй фонд — ото работники, прослужив-
шие на метро весь срок его существова-
ния, — десять лет. В содружестве се мо-
тодыми работниками и работницами они
обестечивалют  четкое, бесперебойное дви-
жение лоездов,

На метро работает замечательная плея-
да машинистов. За образцовую, безупреч-
ную работу Федор Григорьевич Гаврютин
девять лет подряд получает ежегодную
наркомовоюую mpemmo, Семь лет отлично
водят поезда машинисты Новяков и Ти-
хонов, Безутречно работают в течение
Шести лет машинисты Варженков, Бато-
pin, Жидьов. Зенин, Воронцов, Болыиа-
ов, Волков, Григорьев и десятки других.

Среди наших работников — 65 проц.
женщин, Они трудятся на станциях, в

л-директором тяги 3. ранга

мастерских, водят поезда так же четко,
как и мужчины. Особенно выделяется
Екатерина Дементьевна Мишина. Десять
лет назад она была помощником дежурно-
го по станции, затем поступила на курсы
машиниотов и успешно окончила их в
конце 1937 г. Теперь она — старший ма-
шинист, Самоотверженный труд т. Миши-
ной отмечен высокой правительственной
зчаградой — орденом Ленина.

Применяя лунинский метод ухода за
оборудованием ‘и борлеь за повышение
качества ремонта в депо, поездные брига-
ды довели ныне пробег ваголов между
текущими осмотрами с 300 км в 1935 г.
до 3.000 км. Между периодическими oc-
мотрами вагон раньше делал 3.000 км,
& сейчас — 23.000. Пробег вагонов меж-
ду средним ремонтом повыеилоя с 75 тые.
Км до 300 тыс. км.

За десять лет сокономлено такое коли-
чество электроэнергии, какого хватило бы
на перевозку 60 млн. пассажиров.

В течение истеклиих десяти лет наи
коллектив напряженно  фаботавет над
улучшением технических устройств. Зна-
чительные успехи достигнуты в усовер-
шенотвовании подвияеного состава,
устройств сигнализации и евязи, в пол-
готовке к переводу эсжалаторов на азто-
матическое управление, а тяговых пом
станций — на телеуправление.

Неустанно добивается найп поллевтиз

улучшения экономических  фезультатов
своей работы. -

Далеко вперед смотрел товарищ
Сталин, когда много лет назад по-
ставил вотрос о постройке метрополите-
на в столице. В дни войны во всей пол-
ноте раскрылось не только хозяйствонно-
культурное, но и военное значение метро-
политена. С первого же дня Великой Оте-
чественной войны метрополитен  пере-
строил свою работу на военный лад. В ко-
роткий срок были проведены все необхо-
димые мероприлтия для приема насоле-
ния в тоннели и на станции в случае на-
летов вражеской авиации.

В тревожные дни и ночи осени 1941 г.
метрополитен каждый раз широко откры-
вал двери своих станций для населения.
В общей сложности нами тогда оболуже-
но более 15 млн. москвичей, ‘укрызав-
шихея от возхушных налетов врага.

Сотни метрополитеновцев ¢ начала
войны ушли в ряды Красной Армии и
Военно-Морского Флота, На их место
прийнли новые кадры, нуждающиеся в
обучении. У нас непрерывно работают
курсы машинистов и мх помощников,
электромехаников, мраморщикюов, дежур-
ных по станциям и т. л. Только за проли-
лый год подготоваено 1.750 квалифици-
рованных работников и 1.740 человек
повысили свою квалификацию.

Коллектив метро активно участвует во
Всесоюзном социалистическом соревнова-
нии, Более 82 проц. работников подвем-
ной железной дороги являются стаханов-
цами и ударниками. За полуторагодичный
пернох участия во всесоюзном соревнова-
нии работников железных дорог метропо-
литену девять месяцев присуждалось
Красное Знамя Государственного Коми-
тета Обороны, которое мы держим и сей-
час.

Самоотверженный труд метрополите-
ноБцев высоко оценен партией и прави-
тельствем. Десятюи фаботников метро в
дни войны награждены орденами и мёда-
лями Союза ОСР, более 2 тысяч человек
награждены медалями «9 оборону Мо-
CKBED>,

По ремению Государственного Вомите-
та Обороны началось строительство чет-
вертой очереди метромолитена. Большое
кольцо будет молцной транспортной арте-
рией столицы. Новая линия обелужит 18
районов столицы, свяжет быстрым и
удобным транспортом 7 железнодорожных
вокзалов. На новой трассе будет ебофуже-
ню 12 станций, в том числе 6 пересадоч-
ных, Первым будет сдан в экотлоаталию
участок «Курская» — «Парк Культуры
лмени Горького» протяжением 7,1 км.
Уже недалеко To время, когда Москов-
ский метрополитен обогатится новыми ва-
мбчательными дворцами-отанциями чет-
вертой очереди.

— Коллещтив работниюов метро, — за-

явил в заключение тов. Новиков, —
отмечая десятилетие со дня пуска,
совпавшее с  победоносным  заверше-

нием войны против немецко-фашиотских
захватчиков, обязуется непрерывно повы-
шаль культуру оболуживания пассажи-
ров — замечательных граждан нашей ве-
ликой Родины.

ДРУ

ЛЕНИНГРАД, 14 мая. (По телефону).
В дни блокады Лелинирада, когда была
проложена, знаменитая ледовая «дорога
жизни», между девушками-торфяницами,
добывавшими топливо для города-героя,
й моряками-артиллеристами, охранявши-
ми ледовую трассу, завязалась  тес-
ная дружба. Офицеры проводили на раз-
работках доклады и б6беды о Красной
Армии и Военно-Морском Флоте, торфя-
ницы организовывали на батарее вечера
художественной самодеятельности.

После того как бловада была прорва-
на, батарея покинула берега Ладоги. Ap-
тилеристы совершили большой муть,
дошаи до фаппистежого логова. Но друж-
ба между моряками-артилаеристами И
Муфяницами не прокращается. На-днях
3 Германия на Ириновекое торфопред-
Приятие пришло письмо. Старший лейте-
нант орденоносещ Вижтор. Шалаев писал
ему другу, члену партбюро Нине Го-
Товиной:

«Помнишь 1942 год, «дорогу ans
РИ» И т206го друга, защищавшего ее
Что были тяжелые дни, Ленинград жлал
т вас топлива. (воей героической ра00-

ЖБА

Как далеки и близки эти дни нам, пе
реживишим ‘незабываемое время тероиче-
ской борьбы! И вот сейчас радость на-
полняет налии сердца: враг разбит, побе-
да за нами!».

Поздно вечером Нина Головина слуша-
ла радио. Прозвучали позывные, и зна-
комый голос диктора ‘принео великую
есть о победе.
= ту =. ночь Нина Головина отпра-
зила письмо Виктору Шалаеву.

«Вдраветвуй, Виктор, писала она.—
Трое письмо я получила в ратоетный для
нае советских людей, лень. Каким лико-
занием полно сердце! Конечно. я помню
трудную, очень трудную зиму 1942 года.
Как далеко всё это! Это. не значит, что
можно что-нибудь забыть. Красная Ар-
мия подведет итог. Вы в боях, & мы в
труде завоевали полную поеду.

(ейчас у нас началел сезон добычи
торфа. Заработали мощные гилромонито-
ры, по трубам и полям. розлива потетла
гидромасса. Уже залито пемало десяткоз
гектаров площади. Все работают © боль-
пм пол’емом, настроение у Нас Bartow
тельное». :

Рожденная под Ленинградом в гямелое
блокалное время друяба стала еще 00466

TO вы вливали кровь и жизнь в аеНИН- оориой в дни торжествующей победи.

градсние заводы, дававшие нам патроны

й снаряды, ..

А. ЛЮБАРСКИЙ.

‘Holt

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Чего мы ждем
от историографов
флота

Значение историографической работы
на флоте общеизвестно. Ее задача — из-
учить и обобщить опыт Великой Отечест-
венной войны. Уже издано нескольто хро-
нию боевой деятельности флотов и фхоти-
лий, отдельных соединений, кораблей.
Непрерывно накапливаютсл и обрабаты-
валотел материалы для натисания новых
трудов.

Столь чрезвычайно важная научно-ис-
`следовательская работа — первый влад
в историю войны Советокото Союза Ha
море.

Зейчас необхотимо позаботиться 0 том,
Чтобы все документы войны тщалельно
велись, собирались и оберегались. Ha
один документ, проливающий свет на 1
или иные события, не должен пропасть
или быть уничтоженных. Офицеры, веду-
щие на кораблях и в частях боевую доку-
ментацию, обязаны помнить, что она нуж-
на не только для ближайшего нохода или
операции, по и на будущее. Долгие годы
после войны эти документы всесторонне
будут пзучать офицеры флота, историки,
ученые. Эти документы лягут в основу
многочисленных трудов, обобщающих
отыт войны на море.

На всех наших флотах и флотилиях
‘имеются офицеры-историографы. На них
возложена ответственная и почетная 0ба-
занность — собирать документы войны,
описывать операции, взсти флагманский
исторический журтал, руковотить всей ие-
ториографической работой на кораблях и
в ‘частях. Этим офицерам надо повое-
дневно помотать, руководить их деятель-
ностью. Тогда будет учтен и сохранен
каждый документ, имеющий  историче-
скую ценность.

Хорошо поставлено это дело в соеди-
нении контр-адмирала Григорьева. На-
чальник штаба лично руюоводит работой
иеториографов. Раньше, че на других
флотах и флоталиях,  здесх составили
«Хронику боевых действий соединения».
Хроника особенно интересна тем, что на-
писана участниками боев на Днешре, Дес-
не, Припяти, Западном Буге и Bo время
этих боев. Вся документация, ках трави-
20, хорошо оформлена.

Но далежо не поюду тах относятея к
историографии. Имеются факты  недо-
оценки этого важного дела. В некоторых
подразделениях совсем нет историогра-
(poz, a там, где они имеются, нередко за-
нималотся вовее He своим делом. 0т-
четы оформляютея плохо и пред
оставляются 6 запозданием. aorta
одно и то же событие в различных до-
пументах описано по-разному. Очевидио,
офицеры этих подразделений не пони-
матт, что ни одна боезая операщия не, м0=
жет быть вах следует изучена, если moc-
ле Нез не останетея хоротию  составяен-
ных, четко оформленных документов.

Нь соединении, где начальником шта-
ба капитан 1 ранга Сверллев, никто не
интересуется и не руководит историогра-
фической работой. На должность исто-
риографа до сих пор не подобрана подхо-
дящая кандидатура. В результате боевой
опыт соединения не становитоя всеобщим

‚достоянием. Мы уже не говорим 0. том,

как трудно будет впоследетвин докумен-
тально восстановить вое операции, про-
веденные кораблями соединения.

Историографичеекая работа должна за-
Елючаться не только 8 сборе и сбереже-
ний босвой’ документации. Необходимо
всячески поошрять написание моногра-
фий, обор фотодокументов и ведение офи-
церами личных дневников.

Немало напих офицеров ведут  днев-
пики, систематически и тщательно 3a-
писывают свои личные наблюдения. Ис-
ториограф обязан знать этих людей, дер-
жаль с ними бввязь и всячески 61060б-
ствовать этому чрезвычайно полезному
делу, но в то ме время не связываль
инициативу автора своими увазаниями
и ненужным контролем. ,

За годы войны на флотах и флюотилиях
накоплен ценнейший боевой опыт. Он
будет изучаться в наших вмузах, акаде-
миях, 0 Hem будут написаны многочис-
ленные. труды. На героизме советеких мо=
ряков будут ‘воспитываться поколения
молодежи. Вее ото обязывает нас, учавт-
ников Отечественной войны, сделать Tax,
чтобы каждое событие. каждый заслужи-
вающий внимания факт стали бы достоя-
нием истории.

Капитан 3 ранга И. АНАНЬИН.

На основе боевого опыта

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 14 мая. (По те-
леграфу). Флагманский врач Краснознамен-
ной ордена Ушакова 1-й степени бригады
подводных лодок майор медицинской служ-
бы Гусинский закончил научный труд «Ха-
рактеристика юбитаемосги подводных ло-
док и опыт их рационализации на Север:
Hom флоте». Свои научные исследования
автор проводил четыре года непосредствен-
но в боевых походах.

Отдельные вопросы, затронутые в науч-
вом труде, обсуждались на племумах Уче-
ного медицинского совета при начальника
Медико-санитарного управления ‘Военно-
Морского Флота, где попучили одобрение.

= А. БОРИСОВ.

НИНОВЫПУ6Н „ЗНАМЯ ПОБЕДЫ
НАД БЕРЛИНОЙ ВОДРУНЕНО“

Вчера, 14 мая, в Комитете по делам ки:
нематографии при Совнаркоме СССР был
показан киновыпуюк «Знамя победы вед
Верлином водружево».  Материал, вошед-
щий в этот выпубк, является частью боль-
шого документального фильма, который
посвящен последнему этапу Велекой Отё-
чествениой войны, окончательному разгро-
му гитлеровской Гермайии и капатулящии
германских вооруженных сил.

Советские кинооператоры забняли бой в“
улицах Берлина. Фильм запечатлел собы-
тия последнего дня войны. На экране
проходят кадры, показывающие
8 мая 1945 года, когда в Карлехорте пюо-
исходило подписание ‘акта об безоговобоч:
капитуляции. На экране — маршал
Советокого Союза Г, К. Жутов и иред-
ставители командования союзников.

Ажт о безоговорочной капитуляции под
писан. На экрапе отображено эте ислориз
ческое событие,

Руководил с’емками лауреат Сталинской
премии режижер Ю. Райзман, монтировал
выпуск лауреат Сталинской премии режис-
cep В. Беляев.

Сегодня киновыпуск Появится на экранах
столицы:

MACE).

вечер

Краснознаменный Балтийский флот. Катерные тральшики выходят в мор.

Когда синеву весенней московской но-
чи озарили вопышки победных залпов,
& небо расцветили звезды ракет и народ
из уст в уста понес радостную весть ю
Дне Победы, экипаж тральщика «Ми-
на», видимо, и В этот час был далеко в
море. Прибежал на мостик взволнованный
фаесыльный и, но переводя дыхания, ве-
роятно. сказал:

— Победа, товарищ капитан третьего
panral.,

Улыбнулея Bacnani Константинович,
пришурил глаза, сначала побарабанил
пальцами по поручням, а потом повер-
нулея, тряхнул головой и сказал:

— Здорово! Передать о тобеде ‘по всем
средствам связи! —ИЙ тут же добавил: —
Ну, орлы, понимаете, какие это большие
обязанности накладывает? -—— И, подняв
указательный палец, продолжал: Очень
сие понималь надо. Ясно? Невидимый
враг мины— еще ‘долго будет беспо-
зоить и штурманов и командиров кораб-

лей. И мы, ревизоры морей, первыми
должны поднять ©рой голос и заявить:
«Море от мив чисто».
жях Я
Ночью тральщик вошел в 0дес-
ский порт. На его борту едва мож-

но было различить короткое название:
`«Мина». Сейчас это звучит парадоксаль=
но. Корабль, который первым «открывал»
Одесский порт м подорвал в нем 14 мин,
корабль, который очищал Констанцекую
бухту и производил контрольное трале-

ние фарвалеров Севастополя и Ялты, но-.

сит такое название!

Даже ночью в Одесском порту царило
необътчайное оживление. Оно напомина-
ло довоенную Олессу. И вот, в тот час,
когда на внешнем рейде глубоко и про-
тяжно  заревела сирена  прибывиего
транспорта, на «Мине» готовились в оче-
редному выходу в море..

Капитан 3 ранга Стешенко, широко-
плечий и загорелый моряк 6 тебелыми
гаввами, стоял сейчас перед командиром
дивизиона капитаном 3 ранга Гернгроссом
й докладывал план очередных тральных
работ. Дела много не тольво здесь, но. и
в других портах. На очереди Очаков и
Днетро-Бугокий лиман. И ему, неугомон-
ному командиру=-пруженику, который, ка-
METH, с детотва [рос и зослитывался
именно на тралящих кораблях, понятны и
большая жажда работы и её широкие
перспективы.

Когда Василий Константинович вБинел
13 каюты, командир дивизиона сказал:

— Профессор 10 электромагнитных
тралам. И нет у меня в дивизионе лучше-
го командира тральщика. А самое глав-
ное, что хотелось бы отметить, — это
его ноустанную работу с личным юоета-
вом. Мне кажется, что усцехи «Мины»
‘во многом об’ябнятются этим оботоятель-
ством. Вы возьмите любого из 6го офи-
церов. Это же все рядовые советекие лю-
ди. К нему на корабль лучших не. подби-
„рали, a BOT вам факты: помощник —
старший лейтенант Смоляков — может в
любое время заменить командира; To же
можно сказать и 0 командире третьей
боевой чаети лейтенанте Косинове.

Заметим, что Косинов только что пря-
шел из училища и плавает Beero один
год, а командир ворабая сумел привить
ему настоящую любовь к тральной тех-
нике. Как бы ни было тяжело тралить,
но, как только трал выбран на борт, лей-
тенан  собирает тральные фасчеты и
делает самый тщательный разбор того,
что сделано за день.
`” Такие разборы практикуются и на дру-
‘гих кораблях, но они часто проводятся в
слешке: появитоя командир, скажет ие-
сколько слов, иногда чувотвуешь, чо и
сказал-то он только для того, чтобы. oRa-
зать, а потом повернется — ик себе в
каюту. Косинов не пожалеет потратить
чае, лолтора, но проведет разбор чите-
pecHo и тах, что ни у кого, начиная от

старшины и кончая молодым кробнофлот-.

цем, не оетанетея ничего им непонятого.

Хотоловь бы сказать и ещё 06 одном,
на порзый взгляд как будто незаметном,
человеке. из экипажа «Мины», человеке,
который не только на тральщакях, но и
на других кораблях играет далеко не

последнюю роль. Я имею в виду команди-
ра ВЧ-У. На «Мине» ero обязанности
выполняет старшина труппы Лавупгкин.
Этой старина награжден тремя ордена-
ми. Первый он получил за то, что отлич-
но организовал борьбу за живучесть в тя-
желой боевой обстановке. Тральщик or-
ражал в тот день атаки немецких самоле-
тов. Одному из них удалось прорзатьея
сквозь завесу огня и ©бросить бомбы. на
кормовую часть корабля. Вода залила по-
мещения, было потеряно рулезое управ-
  ление.

Командир аварийной группы Лавуш-
кин проявил изумительное спокойствие,
раоторопноеть и инициативу. Его люди
сумели не только остановить дальнейнтее
поступление воды, но и наладить ее от-
качивание, помогли перейти на ручное
управление рулем и таким образом во
многом  способетвовали спасению Ko-
рабля,

Тавушюин 06 от боя до боя и промел
путь от старшины до командира пятой
боевой части. К таким же людям можно
отнести и командира отделения рулезых
старитину 1 стальи Стасюна,  парторга
«Мины», натражденного тремя орденами
и тремя медалями. Парторганизащия, ко-
торой он руховодит, была признана луч-
шей в соелинении. За этот год она вы-
росла на 12 человек.

Такова, несложная боевая характериети-
ка любого из людей экишимка. Но убеди-
тельнее в66го, пожалуй, оказать словами
командира дивизиона, который He bes
гордости сообщил, что на, тральщике «Ми-
на» от командира до кока — все награж-
дены орденами и медалями. ;

Вернемея к командиру «Мины» капи-
тану 3 ранга Стетенио. Вов-тави это он
организовал и подготовил людей и вместе
с ними сделал проходимыми непроходимые
бухты и целые районы. Его опыт —
это самое ценное, чем располагает диви-
30H,

Командир дивизиона на секунду заду-
MICH и, как бы перебирая в памяти ми-
нувние дни, медленно произнес:

— Когда был принят на вооружение
трат Н., документацией мы не располага-
ли. Стелненко глубоко заинтересовался
‘новым оружием. Он неделями не сходил
на берет, проводя время в каюте с ин-
женером Южаниновым ва разбором схем
и переводов. Непосредетвенно участвовал
з монтажных работах, сам запускал жаж-
дый агрегат, следил за его. действием, де-
Tad расчеты и ‘чрезвычайно глубоко ус-
‘воил одну, в сущности, очень простую
мыель: чтобы полностью использовать
трал, надо было знать все элементы, KO-
торые могли повлиять на его работу. бей-
час мы подробно об этом не говорим, но,
когда настанет время, я думаю, что спе-
циалисты по тралению, изучая опыт
‘командира «Мины», найдут для себя мно-
го интересного. Оюобенно много: сделал
Василий Константинович при расчете
талсов, когда требуетея и точно учитывать
их число и одновременно 6 этим вохра-
нять высокое качество траления.

В тральном деле немалое значение
имеет и подготовка площади траления.
Здесь командиру корабля без помощи
офицеров трудно самому решить все ва-
дачи. Предвидя это, валитан 3 ранга Оте-
енко еще во время обвоения трала не
только изучал его сам, но и привлекал
Е этому весь офицерский состав. Первые
занятия были оргавизованы в момент
вгонтаика, Их проводит тот 6 инженер
ТОжанинов.

Здесь интересно отметить одну деталь.
В момент, когда корабль готовился к пер=
вому выходу, произошао то, что нередко
случается на налних кораблях. С «Мины»
ушли два ведущих офицера помощник и
штурман. Командиру пришлось срочно
самому взяться за обучение вновь при-
бътипих молодых офицеров,

Паптитал 3 ранга Стешенко ‘взял на, ©е-
бя тему о тактических элементах трала,
& непосредственное руководство по из-
учению техники возложил ча инженера
Мозгунова. Офицеры собирались в калот-
компании, у механизмов, выполняли 0т-
дельные задания командира и инженера,

Ад
A ER

Фото В. . Федотова,

ино“

проверяли друг друга и таким образом су
мели х выходу на траление хоромто тодго-
товиться.

Такая работа дала чудесные результа“
ты. Каждый раз, когда капитаном 3 ран-
га ставилась новая задача, он по опыту
етарых русевих морлков собират в кают-
компаний офицеров, подробно излагал
им задание и требовал, чтобы они
вносили свои предложения. Иногда,
вепоминал и сам Стешенко, офицеры
предлатали до десяти вафиантов, и тогда
командир брал на себя смелость из этих
десяти выбрать один. но такой, в кото-
ром бы учитывались и наивыгоднейтая
скорость, и наименьшая затрата времени
на траление, и сохранение высокого ка-
чества.

Или вот навигационное обеспечение.
Чтобы добиться его, необходимо все вре-
ия вести определение по двум углам, a
определяться положено через каждые не-
сколько минут. Ясно, что на тральщике
этого типа обойтись силами одних
офицеров тяжело. Занят помощник, за-
нят командир БЧ-Ш, один ‘из офицеров
несет ходовую вахту, значит остаются
только шурман и командир корабля. На
одном Из совещаний, где сетретились
‘офицеры тралящих кораблей и гидрогра-
фы, Стешенко вместе с капитан-лейте-
нантом Пашенцевым и другими указал, в
вавих точках на берегу ему желательно
заранее иметь ориентиры. Это задание
дали гидроотделу, потребовав. чтобы TOT
‘произвел оборудование в течение олно=
то двух дней.

той вотрос — кого на корабле можно бы
ло привлечь к работе с  сежотаном.
Инструмент это точный, почти хирурги-
ческий. Отешенко фешил использовать
своего помощника, командира третьей
боевой части, петурмана, зоенфельдиера,
начальника CAYO снабжения и стар-
шину группы  комендоров. Мобиливовал
Bech свой золотой фонд!

— Подготовиг, ‘научатся, — сказал
командир «Мины». — Главное, чтобы и
у старшины и у фельдшера задору бы-
ло больше, веры в себя. А вы, товарищи,
не робейте. Без подготовки на измерение
не допущу. Z

Два занятия по теоретическому вуреу
провел лейтенант Поярков, & после ‘в мо-
ре на траленим сам Стешенко со штур-
маном и командиром третьей боевой час-
ти начали определение, & остальные, вы-
деленные из числа офицеров и отаршия,
Te же самые измерения производили па-
раллельно и сверяли ‘у Стешенто, шетур+
мана и командира БЧ-Ш.

Через несколько дней сони уже само-
стоятельно делали замеры, освободив
иггурмана для работы только Ha про-
травторе.

А ведь об этом очень много говорили
на 0борах. Требовали, чтобы. на тральти-
ки посылали слециалистов-гидрографов.

Опыт быстроходного тральшика «Ми=
на» и его командира показывает, что
значит старание. Старшина группы
хомендороз Воклюкин настолько овладел
секотаном, что вое измерения  сейчае
производит без оптибок.

Выполняя свою основную задачу —

траление, капитан 3/’фанга Отешенко не
снижает и темпов боевой полготовви. Уже
в этом телу экипаж сдал три боевые за=
дачи, & если бы ему немного больше по-
могали табы, он сумел бы сдать и еще.

Умение приваечь общественность и 60-
средоточить ee внимание на решении
важной задачи — одна из отличительных
черт характера командира экипажа «Mu
вы» Василия Константиновича Отешен-
хо, или, как его называет командир ди-
визиона, профессора трального оружия.

Настанет время, и этому  дивизиону
тральщиков Родина скажет спасибо как
победителям в борьбе с невидимым вра-
том па море — минами. И в числе пер-
вых радостную весть об этом принесут
на мостик командиру корабля, п он,
улыбнувитись, скажет:

-—— Хорошо! Очень хорошо! Передать
0б этом по воем средствам связи!

А. БАКОВИНОВ.
Черноморский флот.

Пропаганда боевых традиций

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 14 мая. (По
телеграфу от корр. ` «Красного Флота»).
Чтобы лучше ознакомить краснофлотцев,
старшин и офицеров флота с героическими
подвигами военных моряков, Политуправле-
ние флота приступило к изданию серии бро-
шюр «Боевые традиции тихоокеатцев».

Уже вышла из печати и поступила на
корабли и в части брошюра «Подвиг коман-
ды крейсера «Варяг» и миноносца «Стерегу-
ший». Автор—майор Мельчин. В ныешнем
году намечено выпустить еще 9 Opomnop:
«Миноносцы «Страшный» и «Скорый»,

«Адмирал Макаров», «Броненобен