_ повеедневной боевой подготовки

Г 16 мая 1945 г., среда. № ИЗ (1988; —

КАЖДУЮ `КРУПИ
НА УКРЕПЛЕНИЕ. МОГУЩЕСТВА НАШЕГО ФЛОТА!

Ше упрощать условий. боевой подготовки

_ Статья Героя Советского Союза твар-
дин капитана 3 ранга М.
(см. «Красный Флот» or апреля
1945 г.) еще раз поднимает вазоней.
пий вопрос об использовании в ходе
огром-

_ ного военного опыта, накопленного ко-

fh.

раблями и соединениями флота. Война
многому нас научила, И вполне прав
т. Грешилов, настаивая на болеь реши-
тельном внедрении. боевого опыта.

Мне хочется поделиться некоторыми
соображениями о мероприятиях,  кото-
рые, на мой взгляд, слвдовало бы ввести
в практику боевой подготовки экипажей
подводных лодок:

Опыт войны на балтийском, черно-
морском и/ северном театрах показал,
что противник всегда защищал свои
коммуникации позиционными минными
заграждевиями, Подводным лодкам все-
гда приходилось форсировать их, преж-
де чем Выйти на пути движения KOH-
Boek, Наши подводники приобрели боль-
шой опыт обнаружения и преодоления
минной опасности. Вполне понятно, что
этот опыт надо закрепить и совершен-
отвоваль. Отсюда необходимость 0бо-
рудовать полигоны специальными учеб-
ными минами. Вообще полигон, где атро-
ходит боевая подготовка подводных лодок
первой линии, должен располагать Ha-
nOorée полным комплексом противо-
лодочных мероприятий (минные поля,
поты СНиС, акустические береговые
установки, корабли и самолеты ПАО
лт.д.). Здесь одновременно могли бы
тинироваться подводные лодки и все
средотва ПЛО. Это, конечно, сложно и
дорого, но окупится сторицей.

Тов, Грешилов частично затронул во-
просы торпедной стрельбы, сказан-
ному!, им следует. добавить, что при
приеме зачетной задачи от экипажа
подводной лодки нельзя, ках зачастую
бывает, удовлетворяться выпуском по
цели одиночной торпеды. Я не хочу
сказать, что от этого нужно отказаться
вовсе, Однако выпуск лишь одной тор-
педы очень, облегчает задачу пятой
боевой части. Даже без всякого вмеша-
тельства  инженер-механика горизон-
альщик обычно легко удерживает пох-
водную лодку на глубине. Не испиты-

вает натряжения также и третья боевая.

часть. Так что в этом случае можно
проверить только умение командира ма-
неврировать и выходить в атаку.

`’ Аладуя вражеские корабли, наши ко-
мандиры часто использовали полностью

носовой или кормовой saan. У меня в

практике был даже тажой случай. когда
еле атаки. кормовыми аппараталя че-
783 две с половиной минуты пришлось
выпустив вое носовые тюрпеды’ пб дру-
toMy транспорту: Напряжение третьей

боевой части, а в особенности инженер-

уеханика и всех находящихся в цент-

ральном посту, в таких случаях несрав-
выше. Управление кораблем. его’

HeHHO
диферентами on

пловучествью ‚ гораздо
сложнее. Поэтому

примерно В таких
усювиях и ‘наде. тренировать личный
состав. Должен сразу оловоритьея. что
стрельба воздухом при заполнечных волой
торпедных аппаратах реальной картины
но создает, Мне кажется, что ‘одну — две
стрельбы в течение кампании следует
проводить полным залпом, причем часть
ториед можно заменить болванками.

Qcobo следует остановиться на отра-

Экзамены в Академии имени Ворошилова -

«Рудольф» был потоплен нашими летчика-   Торпедных катеров.

ЛЕНИНГРАД, 15 мая. (По телефону от
Корр. «Красного Флота»). Закончилась экза-
менационная сессия Ha ‘первом курсе
командного факультета Военно-Морской
ордена Ленина Академии имени К. Е. Воро-
илова, Капитан 3 ранга Горшенин ‘и майор
Ветчинкин по всём дисциплинам получили
отличную оценку. Капитан 2 ранга Устинов,
капитан 3 ранга Кальненко ий капитан-лей-

Гренгилойа

* *

< у

Герой Советского Союза
гвардии капитан 2. ранга
Г. ЩЕДРИН,

<

ботке торпедной атаки кораблей с боль-
шим охранением. Противник сильно’ ох-
ранял противолодочными кораблями и
самолетами свои транспорты и другие
ценные .0б’екты. Каждому из нае до
того, как выпустить ториеды, приходи
лось прорываль одну, а ‘иногда и две
линии неприятельских кораблей ‘охра-
кения самых различных типов. Это тре-
бует большого напряжения ‘и высокого
умения воего личного состава” подвод-
ной лодки. При этом очень отвелетвен-
па роль акустического наблюдения, так’
Kak ‘набаюдение. в перископ почти ‘не-,
возможно: ть

Разумеется, ч10 в период боевой
подготовки к выполнению боевой задачи
должны  допускаться ° наиболее ‘под-
готовленные подводные ‘лодки, HO Ca-
мов учение ° должно быть  мавеи-
мально ‘приближено к условиям  дей-
ствительного боя. Hu B Roem ‘блучаз
нетьзя ‘упрощать оботановку решения
  задачи.

Вспоминается, как мы проводили та
кие учения до войны. Иногда все  на-
правлялось к тому, чтобы ‘максимально
упростить действия подводной  лолки
Из-за боязни столкновения = Евли
Учесть, что к выполнению задачи при-
влекаются ‘’ хорошо ‘обученные  окила-
RH 6. отьылными  вомандирами, то
такая боязнь абоолютно’ нёобоснованна.
Наоборот, надо всячески усложнять ус-
ловия, корабли конвоя должны маневри-
Повать ’ так, как бы они действительно
маневрировали при фактической вотрече
6 подводной лодкой противника.

Неправильно считают. что ‘если под-
водную лодку обнаружили до выпуска
ториед, то она, стало быть, ни в коем
случае не выполнила задачу. Вепомйнаю
свой первый боевой поход. Очёвидно,
из-за неумелого ‘пользования’ периско-
пом нашу лодку обнаружили хо’ выпуска
торпед. Сторожевой корабль противника
пошел на таран, & затем стал’ сбрасы-
‘вать глубинные бомбы. Я принял реше-
ние: поднырнул под конвоем, вышел 6
другого борта и вее-таки, успешно ara-
ковал врага кормовыми аппаратами, по-
топив транспорт водоизмещением в шесть
тысяч, тонн. ‹

Мы должны воспитывать смелых, pe-
‚цгительных ‘и умелых ‘подводников.
Сложные, приближенные № боввой дей-
ствительности условия боевой подготов:
ки дадут много полезных навыков лич-
ному составу и офицерам. & также по-
‚ могут выявить и убрать неспособных. .

Война учит, что легче атаковать про-
тивника, чем найти его в море. Однако в
системо боевой подготовки поиску отво-

на ‘учениях ‘мы заранее: знаем, когда и
‚какой корабль нае будет обеспечивать, &
поэтому не получаем навыков поиска
противника. Необходимо либо организо-
вать впециальные учения, либо ‘вовме-
тать этот вид боевой подготовки с реше-
вием надводными кораблями флота сво-

неожиданно для обеих сторон.

a
тенант Бабанин сдали испытания на «отлич-
но» и «хорошо». Отличные оценки по ос-
човным предметам курса. имеет и. Герой
Советского Союза Н. А, Лунин,

На шестом факультете начались выпу-
окные государственные экзамены: в группах
штурманов и гидрографов. Группа сталич-
ского стипендиата капитана 3 ранга Янина

по первым двум дисциплинам имеет ‘60

aa

на эсминце

Ведавяо было проведено групповое уп-
ажнение командиров эсминцев совмест-  .

1 с комамдным составом военно-воздулг-
ых сил, Мы установили пути практиче-
ого решения ‘вопросов опознавания и
НЫЕ авиации на корабли противни-

Для лучшего наведения авиации на ко-
РАбяи противника необходимо выделять
Корабль, который будет периодически да-
Валь координаты своих и вражеских сил.

а одной из совместных игр эеминец,
мторым я командую, кап раз и выполнял
ль такого «наводчика». Мы находи-
1165 между неприятельекими кораблями
и родромом, вне видимости противника,
й условными сигналами давали места и
сы своих и вражеских кораблей. Ока-
884005, что самый принципи наведения
Правилен, но таблицу сигиалов надо усо-
зершенетвовать.

На учениях выявиловь также, что тое-
10 из командиров недостаточно знал на-
Ши самолеты. Пришлось провести, опеци-
1506 упражнение. В ближайший день
Группа старших корабельных офицеров
Иправилась на один’из аэродромов мор-

‘CRO авиации. Там нам продемонстриро-

Вали самолеты на земле и в воздухе, рас-
‘сказали об их тактико-технических дан-
ных,

Недавно такое же учёние было прозе-
оно с помандирями подразделений торлед-
вых патеров. Его цель —— отработать вза-
Имодействие эсминцев и торпедных кате-
Тов в ночном бою, особенно обоюдное
опознавание и совместные торпедные &та-
ки. Учение подтвердило, что совместная
атака эсминцев и торпедных катеров от-

нюдь не заключается в том, чтобы торпе-
ды эсминца и катера одновременно до-
стигли цели, как это полагали некоторые
офицеры. Различие в, оружии, скоро-
стях хода не позволит сделать это 063
значительных потерь. Необходимо рас-
считывать на совместный удар и взаимо-
прикрытие, полностью испельзуя на раз-
личных эташах мощь оружия эсминцев и
торнедных катеров. :

Часть эпизодов групиовых упражнении
в соединении проигрывается на корабле.
Особенное внимание три этом обращают на
тактическое использование оружия и
приборов. Шри этом выленилось, что не-
которые офицеры, умеющие применять
оружие в простых условиях, He всегда
так же умело действуют при взаимо-
действии с другими ‘родами морских
сил, i
Офицерская учеба на корабле на-
правлена на наилучшее тактическое
использование своего оружия. Мы соста-
вили перечень вопросов по отдельным
боевым частям, — их должен изучить
каждый офицер, и в перзую очередь —
стоящий ходювую вахту.

Весь’ учебный материал приходится си-
стематизировать и изучать сначала, ‘так
как все без исключения офицеры должны
твердо знать эффективность использова-
ния различных снарядов в различных ус-
ловиях, схемы приборов управления ар-
тиллерийской и торпедной стрельбой, пра-
вила маневрирования. В ходе учебы на»
ми в частности решен вопрос о деист-
виях и расчете данных артиллерии  96-
минца-осветителя, когда он находится в
стороне от плоскости стрельбы большого

_ р —_оО о АА ae

дится незаслуженно мало места. Обычно.

КРАСНЫЙ ФЛОТ 1

Вполне согласен © высокой ‘оценкой
акустики, которую дал т. Грешилов. Могу
‘подтвердить, что из четырнадцати кораб-
дей противника, потопленных и повреж-
денных подводной лодкой, которой я
командую, только два корабля: были по-
топлены без помощи акустики, да и т
только потому, что она В Это время была
выведена из строя.

Бои показали. какой важной фигурой  .
на корабле является вахтенный офицер.
B ory войну не единичны случаи, когда
торпедную атаку (главным образом  ноч-
ную) фактически проводили. вахтенные
офицеры. Однако курс боевой подготов-
ви: подводных лодок не предусматривает
зачетных торпедных стрельб для вахтен-
ных офицеров. Это положение следовало
бы изменить, с тем чтобы  вахченные
офицеры проводили в плохую видимость
подводные и ночные надводные зачетные
торпедные стрельбы.

Нани подводные лодки плавали в в0-
дах противника продолжительные сроки
без заходов в овои порты. Во время этих
плаваний личный состав. накопил боль-
шой опыт эксплоатации механьзмов и
ухода за‘ними, изучил их слабые и силь-.
ные стороны, ‘Нужно и в дальнейшем
практиковать длительные плавания, на-
сыщая их различными видами бобвой
подротовки, т, е. приближая к фактиче-  .

На боевом учении.

БЕСЕДЫ ГЕРОЯ

©
Фото Н; Веринчука .

ЦУ, БОГАТЕЙШЕГО ОПЫТА ВОЙНЫ

we

Как мы изучаем

скому боевому походу. Нам предетавляет-
ся, что такое плавание должно ежегодно
являться как бы заключительным эталюм
боевой подготовки.

В связи с этим хочется коротко. 06та-
новитьея на комплексном прохождении
боевой подготовки. У нас очень неплохо

Среди курсантов, проходяших практику.
на кораблях Краснознаменной Каспийской
`флотилии, находится Герой Советского Со-
оза капитан-лейтенант Александр Райку-
нов, Он часто проводит беседы с личным со-
ставом кораблей об отваге, мужестве и
самоотверженности советских моряков, их
пружбе, высокой дисциплинированности ‘и

‚ опыт войны

#

Война внесла немало нового в тахтиюу
действий торпедных калеров. На’ фло-
тах накоплен чрезвычайно ° ботатый
опыт. Торпедные атаки по конвоям в хо-

зав проходила операция, получилея вее-
сторонний критический анализ. При
этом штаб потребовал, чтобы офицеры
‘показали, ваю следовало бы осуществить

осваиваются, если можно так выразиться,   организованности.
элементы, из которых складывается 606-  Рассказы Героя Советского Союза Рай-
слособность подводной. лодки: надволное   кунова и других курсантов — участников

рошую видимость, взаимодействие Ravre-
ров с авиацией, использование их в де-
сантных операциях, решение многих дру-

точно такую же операцию в условиях
 Тихоокеанекого флота, учтя больше чис-
10 туманных дней и другие ‘метеоролоти-

и подводное маневрирование, торпедные
и артиллерийские стрельбы, узлонение от
вораблей ПЛО и самолетов ит. д. Ме

кажется, что большой поход, о котором Десанте, о ночных налетах катерников, ©   бтвенно, стремятся как можно ob cros-
я говорил выше, должен включить в себя   высоком мастерстве артиллеристов и лдей-   тельнее изучить боевой опыт свожх това.

й с врагом-—ютали одной из попу-
лярных форм воспитания личного состава
иа лучших примерах борьбы фронтовиков.

Много полезных и ценных сведений о

весь комплекс отработанных ранее за-   Ствиях подводников почершнули кастийские

дач: скрытый переход в район боевых

действий при фактических помехах co
стороны «противника». поиск «противни-
ха», преодоление средств ПЛО. взвичо-
действие с еилами разведки, атаку, уЕ-
лонение от кораблей охраны, хождение
фарватерами и т. д.

Наконец, последний вопрое, на KoT0-

ржи из этих бесед.
ies A, BEX,
——.

””^ Учения
по живучести корабля

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 15 мал. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).

ром я хотел бы остановиться, это увязка   В соединении подводных лодок, пле флаг-

работы между штабами подводных, над-
водных и авиационных соединений. Bee
эти средства флота нуждаются во взаим-

‘ном обеспечении, и было бы хорошо, е6-
ли бы штабы взаимно увязывали боевую   ния

подготовку своих соединений, например,
проводили уклонение подводной лодки от.
атаки самолетов тогда, когда авиация
осваивает атаку подводной лодьи, отра-
батывали атаку конвоя в охранением,
когда надводные корабли решатот задачу
конвоирования транспортов, ит. д.
‚Конечно, мы привеля далеко не полный.
перечень вопробов, который следовало бы
учееть при
боевой подготовки офицеров-подводников.

механиком инженер-капитан 2 ранга Пуза-

HOB, недавно проведен двухдневный ©бор   ных катеров», «Участие торпедных ка-
офицерского состава, посвященный борьбе  теров в десантных

за живучесть корабля. si

Об опыте передовых офицеров соедине-
и других флотов в борьбе за живучесть.
корабля докладывал на сборе т. Пузанов.
Затем на аварийно-снасательной станции
состоялось показательное ’ учение,
продемонстрированы все

ные способы борьбы‘с ними. Затем состоя-
лись общекорабельные учения, на которых
офицеры под руководством командиров ко-
раблей произвели ряд групповых упражне-
ний по сохранению живучести корабля.

Во время общекорабельных учений

организации и проведении   всех кораблях были применены различные

средства имитации повреждений, показан-

Анализ и освоение опыта Отечественной   ные на сборе,

войны, внедрение его’ в боевую учебу пд-
требуют еще больших усилий. Следует за-
метить, что успенгное решение этой важ-
‘нейшей задачи во MHOTOM зависит от

их задач в отдаленных районах, причем   На® — командиров кораблей соединений.

Северный флот,

ee

МАСТЕРСТВО ЭПРОНОВЦЕВ

Благодаря опыту,

зы быстро поднимают со дпа рек потоплен-
ные вражеские суда. Так, пароход, «Молс»

Были   зет и журналов, № также отчеты ©
существующие   боевых действиях катеров. После этого
средства имитации повреждений и различ-   наиболее подготовленные товарищи дела-,

на   Торпедными калерами Тероя Советокого

приобретенному за   Воего постаралиеь представить их наглях-
время. Отечественной войны, наши водола-   но. Они коставили схему разведки конвоев,

гих задач — Bee ero требует глубокого и
‘тщательного изучения.
Натерники Тихоокеанекото флота, есте-

чеевие уеловия. Доклалчики должны были
сравнить боевые действия катеров с на-
шими учебными атаками, сопоставить их 6
существующими у нас наставлениями и
другими руководящими ховументами,
Богда не только докладчики, но и все
офицеры должным образом подготовились
5 занаятили, состоялась тактическая коне
ферейцил на тему «Действия торпедных
калеров на комиуникащиях противника».
После докладов начались выступления.
Товарищи анализировали положительный
©тыя, указывали на отдельные недостал-
ku, Чейтенант Реут осветил вопробы
пигурманекой подготовки операции и 0т-
метил, в чзетности. тавой недостаток: ка-
терниви не точно знали состояние и про-
THos погоды. Уже булучи в море, они
запралиизали 00 этозг. базовый командный
пунет. Тавлюе отмечалось недостаточное
навигационное  счисление. — Лейтенант
Маракин всесторонне разобрал и показал,
что угол упреждения при атаке выбирал-
ся неправильно. ’Отрях включал в еебя
калерь с различными  тактико-тежниче-
скими. данными, Поэтому нельзя было да-
зать общую команду итти полным ходом.
6 мнению лейтенанта’ Маракина, это
привело к тому, что два торпедных ва-
ера оторвались от“основной группы.
Офяцер-связист т. Шинкаренко фазоб-
Рал схему’ связи в операции. Другие ло-
варищи отметили хоролнее ведение раз-
ведки в интересах торпедных катеров,
четкое управление базовото командного
пункта, организацию взаимодействия тор-

‘piled по’вружию — североморцев, бал-
тийцев и черноморщев, — применить его
в повседневной боевой подготовке,

Важнейшая форма изучения такого
опыта — офицерская учеба. Вог как ona
проходит в Н-оком соединении  торщед-
ных катеров. ‘

Форм и 61060бов учебы у нас много. В
последнее время прошли занятия на та-
кие темы: «Тактические приемы авиащии
и противовоздушная оборона  торнед-

операщиях».