Великому вождю народов товари

Дорогой наш сотен и учитель, родной
Иосиф Виссарионович!

В день празднования 25-й годовщины
установления Советской власти в Азер-
байджане наши мысли и взоры, наше
первое слово привета, наши безграничная
любовь и благодарность обращены к
Вам, любимый вождь и учитель.

Мы счастливы, что 25-ю годовщину
байджане отмечаем в дни величайшей
елавы советекого оружия, в дни истори-
ческих побед могучей советекой Родины
над немецко-фашиетскими захватчиками,
в дни, когда Врасная Армия, выполняя
Bam приказ, водрузила знамя победы над
мрачной цитаделью немецкого империа-
тизма — Берлином.

Bee свободолюбивые народы воздают
елаву героической Брасной Армии и ве-
ликому полководцу гениальному Сталину,
славу нашей великой Советской erpa-
He — стране освободительнице,  спас-
шей человеческую культуру и цивилиза-
цию и освободившей мир от угрозы фа-
итистокого порабощения.

25 лет тому назад осуществились са-
мые сокровенные мечты  азербайджан-
ского народа, мечты о свободе и незави-
симости родной земли, во имя которых
издревле шли на муки и жертвы лучшие
сыны и дочери Азербайджана.

В веках прославит  азербайджанокий
народ исторические дни апреля 1920 ro-
да, возвестившие начало новой эры в
жизни нашего народа, эры его  нацио-
нального возрождения и социалистиче
©кого процветания.

Немало страданий перенес
жанский народ прежде чем осуществил
свои вековые надежды. Шедро  полита
кровью народной древняя азербайджан-
ская земля. И не раз в Азербайджан,
стоящий на окрещении больших истори-
ческих дорог, устремлялись полчища чу.
жеземных захватчиков, разорявших и уг-
нетавших страну, обращавших в прах
цветущие города и селения. :

Неисчислимы были богатства нашей
древней земли, но не народ был хозяи-
ном на ней. Чужеземные поработители—
арабские халифы, персидекие шахи, от-
томанокие паши, царекае  сатрапы и
«евои» угнетатели — беки, ханы, нефтя-
ные магнаты —= отнимали у народа пло-
ды его тяжкого труда.

Зажженный природой, не затухал веч-
ный огонь в Сураханах, но беспросвет-
но темна была жизнь рабочего. Необоз-
римыми коврами’ расстилалиеь луга,
благоухали сады, но горькой оставалаеь
доля крестьянина. Выдающиеся поэты и
мыслители нашего народа Низами, Наеи-
ми, Физули, Вагиф, Мирза Фатали Ахун-
дов создавали неувядаемые ‘образцы ис
кусотва и литературы, но сокровищница
нашей национальной культуры была за-
хрыта для широких народных масе.

И только Великая Октябрьская еоциз-
истическая революция, только  совет-
ская власть и великая партия Ленина—
Сталина сделали азербайджанский народ
подлинным хозяином своей земли. и
всех ео богатств, вернули ему сокровища
его национальной культуры, вернули ему
его историческую славу.

Хозяйственным и культурным рабцве-
том своей родной республики, возрожде-
нием нашей древней культуры и всем,
что есть дорогого у каждого из нас, что
составляет сегодня нашу народную, гор-
дость и национальную славу, мы обяза-
ны родной Советской власти, великой

азербайд-

большевистской партии,  бесемертному
Ченину и Вам, дорогой товарищ
Сталин.

И в тяжЕие минуты исторических ие-
пытаний, и в радостные часы побед наши
мыели и взоры, наши мечты и, надежды
всегда обращены в Вам, родной Иосиф
Виссарионович,

Еще на заре нынешнего столетия в
Вашем лице, товарищ Сталин, азербайд-

зианекий народ нашел своего учителя,

вождя и родного отца.

Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, ос-
ветили наигу жизнь великими идеями со-
пиализма. Вы были провозвестникюм гря-
дущего освобождения нашего народа,
сплачивали первые когорты борцов 3a
народное дело и вели их в победе.

Вы, дорогой Иосиф Виссарионович,
научили нас ценить силу братетва и
дружбы народов и отстаивать свои чело-
веческие права.

Создавая” вместе ©  бесемертным
Лениным партию нового типа, партию
большевиков, Вы первый подняли в 38-
кавказье яркий светоч ленинекого уче-
ния. Вы были ‚основоположником, вдох-
новителем и руководителем большевист-
вкой организации Азербайджана. Вы
превратили рабочий Баку в нееокруши-
мую крепость ленинизма, в подлинную
большевистскую цитадель.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы с
величайшей заботой и вниманием, с
величайшей нежностью  бережем в на-
ей памяти, в наших научных инетиту-
тах и музеях следы Вашего пребывания
и Вашей деятельности в столице нашей
республики — Баку. Мы гордимся тем,
что Вы, считаете себя «старым ° бакин-
цем».

Улицы и лома Баку, каждый камень
нашего города — свидетели револю-

` ционных боев, в которых трудящиеся

массы выстумали под Вашим Hewocper-
ственным руководством, товарищ Сталин.

Здесь в период подполья работали
Ваши славные ученики и последователи
Ладо Вецховели, Степан Шаумян, Алеша
Джапарилзе, Мешади Азизбеков, Ваня
Фиолетов, Амираслан, Бала Ами Дадашев,
Мамед’яров, Буниат Сардаров, Петр Мон-
тин м другие. Здесь отдал свою жизнь 3&
освобождение народа Ваш питомец —
пламенный Ханлар Сафаралиев.

Здесь подняли знамя созетекой вла-
сти незабвенные 26 комиссаров, своей
кровью заплатившие за счастье Asep-
байджана.

Здесь жити, работали и руководили
борьбой трудящихся Азербайджана Ва-
ши боевые друзья и соратники Серго
Орджоникидзе, Сергей Миронович Киров,

Таврентий Павлович Берия, Anacras
Иванович Микоян. :
В тяжелой кровавой борьбе в годы

гражданской войны бакинский  проле-
тариат ототаивал родную  советекую
власть. И в этой берьбе мы всегда чув-
ствовали Вашу помощь м поддержку,
Вместе с бессмертным Лениным Вы,
товарищ Сталин, руководили большеви-
ками Азербайджана в их ‘непримиримой
борьбе с мусаватокой, дашнакской, эсэ-
ро-меньтевистекой и мной контррево-
люцией, © иностранными интервентами,
протянувиими лапы к неиочислимым 60-
гатетвам нашей земли.

Никогда азербайджанокий народ не за-
будет, что в самые тяжелые дни для Co-
ветекой России Вы посылали верных лю-
дей, оружие и продовольствие B Bary.
И эта поддержка вливала новые силы в
наши ряды для борьбы с внутренней
контрреволюцией и с полчищами герма-
=о-турецких интервентов. В этой борьбе
нас вдохновляло сознание правоты свое-
го дела, сознание того, что мы не оди-
ноки, что за нами могучая поддержка ве-
ликого русского. народа, что вместе Cc Ha-
ми за свободу и независимость сражают-
ся все братекие народы налией страны.

В тяжелые минуты нашей борьбы мы
вдохновлялись Вашим пламенным  при-
зывом, обращенным к трудящимея му-
сульманам России и Востока:

«Устраивайте свою национальную
жизнь свободно и беспрепятственно.
Вы имеете право ‘на это. Знайте, что
ваши права, как и права всех наро-
дов России, охраняются всей мощью
революции и ее органов, советов ра-

КРАСНЫЙ Фх

a

От азербайджанского ` народа

бочих, солдатеких и крестьянских
депутатов».

Эти слова вливали в нас силу и окры-
ляли надеждой, ибо внервые за многие
годы исторического существования с
азербайджанским народом говорили, как
с полноправным и суверенным народом,
и призывали его в свободному устройству
своей национальной жизни и говудар-
ственности.

И вот уже 25 лёт, как благодаря побе-
де Советской власти азербайджанский
народ, осуществляя Ваш призыв, сво-
бодно и беспрепятетвенно устраивает
свою национальную жизнь.

Четверть века — небольшой срок в
многовековой чстории народов, но 3a
этот короткий срок навта, республика про-
делала путь, на который в фругих yeao-
виях нехватило бы и сотен лет,

Советокий строй, мудрая ленинеко-
сталинская национальная политика 00-
вершенно преобразили наш родной Азер-
байджан. Былая ототалая окраина цар-
ской России превратилась в цветущую
страну, в форпост передовой социалиети-
ческой культуры на Востоке. Во всех 0б-
‘ластях жизни — экономической, поли-
тической, культурной — наш народе
братекой помощью великого русокого на-
рода достиг подлинно — исторических
побед.

Молодой Советской власти достались в
наследетво разрушенное наролное хозяй-
ство, разоренная нефтяная промышлен-
ность. В ноябре 1920 года, посетив Ба-
ку, Вы лично дали директиву о развитии
нефтяной промышленности. Вы и Ваши
ученики и соратники товариши Орджо-
никидзе Киров и Берия стояли у колы-
бели Технической реконстружщии нефтя-
ной промышленности, осуществленной со
евойственным Вам размахом и широтой
замыслов.

`’Наши заводы и промысла ныне оена-
щены самой передовой техникой и яв-
ляются гордостью могучей советекой ин-
дустрии. За годы Советокой власти, з
31/> раза возросла добыча нефти, в 47
раз больше стали вырабатывать бензила,
в 18 раз увеличилась выработка  элек-
троэнергии в республике, нефтлниками
разбурены миллионы метров нефтяяых
площадей, открыто 20 новых богатейших
месторождений. Лес новых вышек вырос
на Апшероне, и новые мощные промысла,
возникли рядом с хорошо знакомыми
Вам Балаханами, Сураханами м Биби-
Эйбатом.

Одна из крупнейших побед лениноко-
сталинской национальной. политики —
это создание промышленных очагов в
районах Азербайджана. Баку уже не
единственный индустриальный город в
Азербайджане. Сотни корпусов новых за-
водов и фабрик с первокласеной совре-
менной техникой обогатили второй про-
мышленный центр республики — Киров-
абад, районные и областные центры.
Въыроели новые промышленные города:
Нуха, Нахичевань, Степанакерт, Орду-
бад, Куба Хачмае, Евлах, Ленкорань;
Закаталы и другие.

Тишь при Советской власти Азербайд-
жан мог превратиться в передовую ин-
дустриальную республику. Азербайлжан-
ская промьшиленность. помимо нефтяной,
за годы Советской власти выросла в 19
pas. Созданы многие новые отрасли про-
мытленности. 95 процентов всей про-
мышленной префукции Азербайджан по-
лучает сейчас со своих новых и заново
реконструируемых предприятий.

„За тоды Советской власти проложены
сотни километров железных и тысячи
километров первокласоных шоссейных до-
рот, возведены прекрасные и благо-
устроенные рабочие поселки, построены
клубы и дворцы культуры, разбиты тени-
стые парки и сады.

Многотысячная армия рабочих Азер-

`орудий. Тысячи тракторов и сотни ком-

ля, возвращенные их истинному  вла-
дельцу— народу. 3a roam Советской
‚власти валовая продукция сельского

байджана приносит за все это Вам свою
благодарность, товарищ Сталин.
Могучая индустрия Советекого Союза
направила в сельское хозяйство Азер-
байджана огромное количество  новей-
ших  вельекохозяйственных машин и

—

байнов бороздят земли Азербайджана.
Сооружены мощные каналы,  преобра-
зившие былые безводные степи. Обиль-
ными урожаями заколосились налии по-

хозяйства увеличилась в два раза, обе-
спечив благосостояние и зажиточную
жизнь крестьянину.

Азербайджанское крестьянство,  гор-

дое евоими успехами и победами ‘Kom-
хозного строя, приносит за это горячую
благодарность Вам, товарищ Сталин.
° Советокая власть открыла перед азет-
байджанским народом необозримые го-
ризонты культуры. Выдающихея успе-
хов добился Азербайджан в области
народного просвещения. В школах pe-
спублики ныне обучается более 500
тысяч учащихся, в то время как в
1914 году их насчитывалось лишь 73
тысячи, а в черные годы мусаватекого
господства число их снизилоеь до 58
тысяч. Страна, где 97 процентов насе-
ления было безграмотным, становится
теперь страной сплошной грамотности
и передовой культуры.

До революции у нас не было ни од-
ной высшей, школы, ни одного научно:
иселедовательского учреждения. Теперь
в республике 14 высших учебных заве-
дений. университет, более 60 научно-
исследовалельских учреждений, десятки
техникумов, сотни клубов,  изб-читален,
кинотеатров. 0 том, до каких вершин
поднялась культура в нашей реепубли-
ке, как велики достижения наших на-
учных кадров, говорит исторический акт
создания Академии наук Азербайлжана.

Гордостью нашей является новая,
советская интеллигенция Азербайджана.
Из среды азербайджанекого народа вы-
шла плеяда талантливых ученых, выесо-
коодаренных поэтов, композиторов, ар-
хитекторов, тысячи врачей, инженеров,
учителей, агрономов.

Велики успехи азербайджанекого
искусства. Наряду с прекрасными про-
изведениями народного творчества, мо-
подостью и жизнью дышат произведения
наших композиторов, писателей и ху-
дожников. Азербайлжан, гле националь-
ный театр был лишен какой бы то ни
было. государственной поддержки. гле не
было музыкальных учебных заведений,
теперь имеет оперу, снискавшую — вее-
союзное признание, филармонию, кон-
серваторию, десятки драматических те-
атров, государетвенных музыкальных
коллективов, ансамблей. Достижения на-
шего искусства — свидетельство много-.
образной духовной жизни народа.

Азербайджанская интеллигенция, вы-
ращенная заботами партии и Советской
власти и полная преданности народу,
приносит Вам сердечную благодарность,
товарищ Сталин. Е

Революция раскрепостила нашу жен-
щину, сняла ‹ ее лица чадру. которой
она была окутана веками. Азербайлжан-
Ka стала активным строителем нашего’
социалистического общества. Ее можно
видеть на посту государственного дея
теля, руководителя предприятия, и в
буровой, и на кафедре вуза, и с хирур-
гическим ножом у операционного стола,
и на капитанском мостике корабля. и
за штурвалом самолета. Впервые в
истории Востока женщина получила
действительно равные права © муж-
anno i. fe

Женщины Советского Азербайлжана с
величайшей признательностью и лю-
бовью приносят Вам свою благодар-
ность, товариш Статин. es

За время Советской власти неизмери-

Москва, Кремль

Иосифу Виссарионовичу.
СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

С величайшим ликованием воспринял
белорусский народ весть о победе слав-
ных  советоких армий,  предводитежь-
етвуемых Вами в Великой Отечествен-
ной войне. Разгром гитлеровской Герма-
ний, полная и безоговорочная ее капи-
туляция — эта воемирню  историчеекая
побела войдет в века как апофеоз вели-
кой освободительной борьбы советского
народа и торжества нашего правого де-
ла. Эта победа означает конец  разбой-
ничьим нашествиям на восток немецких
милитаристов, которые ‘приносили неис-
числимые страдания и бедствия белорус-
exomy народу. На протяжении последних
трех десятилетий белорусский народ
трижды подвергался разбойничьим .набе-
там германеких захватчиков. По Вашему
зову, дорогой товарищ Сталин, в эту Ве-
ликую Отечественную войну белорусский
народ поднялся на хвященную битву
против своих вековечных вралов — не-
мецких поработителей. Hu варварекие
разрушения городов. ни массовое истреб-
ление мирного населения, ни угон ты-
еяч людей в немецкое рабетво не сломи-
ли волю свобололюбивомо белорусского
народа. Сотни тысяч белорусов bopo-
лись в рядах Красной Армии и в map-
тизаноких отрядах против немецких за-
хватчиков. При братокой помощи всех
народов  Советокого Союза,  блегодаря
усилиям героической Красной Армии бе-
лорусская земля была освобождена от
немецких захватчиков.

Дорогой товарищ Сталин!

Еще в начале войны Вы сказали: «На-
me дело правое, победа будет за нами».
Ваши пророческие слоза полноетью обы-
лись. Hama доблестная Красная Apuus,
руководимая Вами, освободила вею ¢0-
BeTCKyIO землю от немецко-фашистокиих
захватчиков, водрузила
над Берлином и вместе с армиями на-
ших союзников разгромила фашистскую

знамя победы

Германию и привела ее K полной и безо-
говорочной капитуляции. 9т& победа оз-
начает торжество ленинеко-статинекой
идеологии над реакционной человевоне-
навистнической идеологией  фализма.
Началея мирный период развития. .

На многочисленных собраниях и ми-
тингах в селах, городах, колхозах, в уч-
реждениях, посвященных победе над гер-
манекими захватчиками, . трудолюбивый
белорусский народ дает Вам обещание,
товарищ Статин, приложить вое старания
и силы, чтобы в кратчайший срок зале-
чить нанесенные раны хозяйству и куль-
туре, ‹ честью выполнить задачи мирно-
то строительства,

Благодаря выдающимея победам Kpac-
ной Армии и помощи всех народов Со-
ветевото Союза, Советекая Белорусия
освобождена и восстановлена Kak rocy-
дарство и заняла достойное место среди
свободолюбивых народов мира. Совет-
ская Белоруссия вместе ю другими на-
циями призвана решать ‘сложнейие во-
просы мира м безопасности.

В дни великой победы мы приносим
Вам, другу, вождю и учителю, налти поз-
дравления и чувотво горячей призна-
тельности и благодарности от всего бе-
лорусекого народа.

Да здравствует налпа, обеда

Да здравотвует нална могучая Совет-
ская Родина!

Да здраветвует победоносная Красная
Армия!

Да здравствует наши товарищ Сталин!
Председатель Президиума Верхов-
ного  Совета Белорусской ССР

: Н. НАТАЛЕВИЧ.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Белорусской ССР

fl. ПОНОМАРЕНКО,

Секретарь Центрального. Комитета
КП(б) Белоруссии

Н. КИСЕЛЕВ.

Москва, Кремль

Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза

товарищу

СТАЛИНУ

Маршалам, генералам, офицерам, сержантам, бойцам
победоносной Красной Армии

Доблестные маршалы, генералы, офи-
церы, сержанты и бойцы победоноеной
Врасной Армии!

В светлый, радостный день победы
над. гитлеровской Германией белорус-
ский народ шлет Вам свой бралекий
привет с чувством глубокой любви и
благодарности за Ваш великий ратный
подвиг. : er

Ваша величественная борьба с не-
мецкими захватчиками, Ваша железная
воля в выполнении гениальных замые-
лов Верховного  Главнокомандующего
Маршала Советского Союза товарища
Сталина, Ваше мужество и стойкоеть в
боях с врагом предотвратили гибель
человечества. Вы спасли священную
свободу и жизнь нашей великой Роди-
ны, Вы фазгромили орды гитлеровских
душегубов и заставили фашистскую
Германию капитулировать перед мощью
своего оружия и оружия наших 60ю3-
‘НИКОВ.

Слава Вам на долгие века!

Красная Армия вернула  белорусско-
MY нарюду счаютье мирного созихатель-
ного труда. Великие героические битвы
за Белорусеию золотыми етраницами
войдут в историю борьбы белорусского
народа. Имена прославленных полковох-
yes Красной Армии, руководивииих бе-
торуескими фронтами, любимы и будут
незабываемы в веках во веех поколе-
ниях нашего народа.

Воины Красной Армии!

Белорусский народ в годы фашиет-
ской оккупации вел всенародную парти.

занскую борьбу ¢ немецкими захватчи-
ками, помогая Ирасной Армии раеша-
тывать германскую военную мамину,
Сотни тысяч сыновей и дочерей `бело-
русского народа сражались за победу
в тылу врага и на фронтах Отечествен-
ной войны и своими подвигами умно-
жали боевую славу Красной Армии.
После освобождения Советекой Бело-

руесии от немецких оккупантов  бело-
русский народ, движимый чувством
глубочайшей благодарности Красной

Армии за свое освобождение, направил
все свои трудовые силы на помошь
фронту, и сейчас, на праздник победы,
белорусский народ пришел с сознанием
выполненного долга в Великой Отече-
ственной войне. Г

Сегодня вместе со всеми народами
Советского Союза, вместе с Вами, вои-
ны-герои, трудящиеся ской Бело-
руссии празднуют победу, зазоеванную
кровью и трудом нашего могуществен-
ного народа.

Слава Вам, терои-победители!

Слава гениальному полководцу, вели:
кому  Маршелу Победы товарищу
Сталину!

Председатель Президиума
Верховного Совета’ БССР
Н.. НАТАЛЕВИЧ
Председатель Совета Народных
Номиссаров БССР
П. ПОНОМАРЕНКО
Секретарь ЦК` КП(б) Белоруссии
Н. КИСЕЛЕВ

СУДА ИДУТ В

ЛЕНИНГРАД, ‘16 мая; (ТАСС). На ре-

ках Северо-Западного речного пароходства
развернулась навигация.

Открылось пассажирское движение. На

ЛЕНИНГРАД

линии Ленинград -—— Кронштадт курсируют
хорошо оборудованные пароходы  «Крас-
нофлотский» и «Кремль». Два ‘пазохода
связывают Ленинград с Петрокрепостью.

байджана»

‚ сельекее

17 мая 1945 г., четверг. № 114 (1989)

мо вырос «жизненный уровень  трудя-
щихся Азербайджана. Одним из ярких
выражений жизненного процветания
нашего народа является TO, ЧТо 8a
годы Советской власти на 25 процентов
снизилась смертность населения, в Пол-
ropa фраза увеличилась рождаемость я
в 4 раза увеличилея общий прирост на

селения нашей республики.
завоевания,

Наши социалистические :
наши великие демократические nee
закреплены в золотой книге Сталинск
Конституции.

Советекого Азер-

С A
Могучая индустри вооруженное

его цветущее,

техникой
хозяйетво, его замечательные

а и искусство особенно
ярко выглядят на фоне промышленного
застоя и культурной отсталости зару-
бежных стран Востока. оставшихся на

передовой

литература, наук

том уровне развития, который ase
джанский народ давно уже остази
  тозади..

Вот почему налши единокровные бра-
тья за рубежом, чья участь продолжает
оставаться горькой и тяжелой, © тавим
восхищением взирают на налие величест-
венное движение вперед, с тавим внима-
нием и интересом присматриваются к Ha-
шей жизни, с тажой теплотой и любовью
встречают представителей интеллигенции

Советского Азербайджана и © Не
благодарностью воспринимают sag -
разную помощь, оказываемую им бозет-
ским Союзом.

Виссарионович! Mit

орогой Иосиф
мы 25-летие талией и B
дни, когда героическая Красная Армия
разгромила немецкий фашизм.

В рядах доблестной Красной Армии,
плечом к плечу с воинами братеюих Cd-
велеких республик, во главе с великим
русским народом, сражаются и сыны
азербайджанокого народа. Сред них есть
отвакные соколы-летчики, грозные  ар-
тиллеристы и танкисты, бесстрашные Ca-
перы, неутомимые пехотинцы.

Воины Советокого Азербайджана 506-
кросили героические традиции и приум-
ножили воинскую славу свободолюбиво-
го авербайджанокего народа, славу ero
предков доблестнотго полководца
Джаваншира,  громившего иноземных
захватчиков, мужественного Бабека, б0-
лее 20 лет державшего в страхе могу-
щественную арабскую империю. Но ©
особой силой на полях сражений сказа-
лись та боевая закалка, та большевиот.
ская твердость, тот советский  патрио-
тизм, которые в течение многих десяти-
летий Вы, товарищ Сталин, воспитьыва-
ли в нашем народе.

Более 20 тысяч азербайджанцев наг-
раждены на фронтах Отечественной вой-
ны боевыми орденами и медалями. 60
сынов нашей республики удостоены вы-

социалистическое,

сокого звапия Героя Советохого Союза.

Средн них люди всех профессий, всех
слоев  народа-—— доблестный командир
тенерал-майор танковых войск Ази Ac-
ланов, бакинокий рабочий Мехти Вулиев,
‘колхозник Мелик Mareppamos, учитель
Шамсулла Алиев, работник искусства Ку-
лиев и многие другие. Вечным почетом

будут окружены они, из поколения в по-.
коление будут передаваться имена этих.

доблестных сынов Азербайджана.

Сетодня наши сыны победоносно идут
по проклятой немецкой земле, водрузив
знамя победы в Берлине. А ведь было
время, когда дикие фашистокие орды
докатились до ‘предгорий Кавказа, когда
священной земле наших предков, вамой
жизни и свободе нашей угрожала смер-
тельная опасность. В этот грозный час
Вы прислали одного из своих замечатель-
пых учеников и соратников Лаврентия
Павловича Берия, который, осуществляя
Ваши указания, организовал могучий от-
пор вражеским ордам. Ваши мудрые ука-
зания воодущевляли наю в 00рьбе, вли-
ли силу в нашу оборону и привели Hae
к победе.

Примите же, родной Иосиф Виесарио-
пович, в радоетный день нашего нацио-
нального праздника торячую  благодар-
ность азербайджанекого народа, оласен-
ного Вами от немецко-фашистокого раб-
отва. Й пусть эти строки будут выраже-
нием нашей величайшей благодарности
Красной Армин, нашей  беззаветной
з0бви к Вам, великому и непобедимому
полководцу, любви, которая вечно будет
жить в сердце азербайджанского народа.

Счастливая судьба Советского comma-
листического Азербайджана, ero развитие
и могучий раецвет являются свидетель-
ством непобедимой силы  ленинеко-
сталинокой национальной политики,
Еще в те годы, когда реакционные силы
разжигали межнациональную ‹ вражду,
стремясь превратить наши города и ce-
ла в арену  братоубийственной ‘резни,
Вы, товарищ Сталин, высоко подняли
знамя пролетарского интернационализма,
в Закавказье, где в живой практике ре-
Волюционной борьбы выковывалась друж-
ба народов,

В годы Совелекой власти еше более
окрепла наша кровная дружба с наро-
дами Грузия и Армении, с которыми нас
связывает общность исторических судеб
и с которыми мы на протяжении многих
лет, следуя Вашим указаниям, совместно
строили CBO экономику, культуру и
ввою госухаретвенность. у

Воспитанный на заложенных Вами
славных традициях, азербайджанский
народ самоотверженно, с пламенным
стремлением в победе, трудится в тылу,
помогая родной
4-х лет длитея героическая вахта бакин-
ских нефтяников. Заправленные  бакин-
оким бензином, наши самолеты и танки
крушили и крушал ненавистного врага,
совершают свои изумительные  многоки-
лометровые рейды в глубь фашистского
логова. За время войны наши нефтепе-
регонные заводы стали давать втрое
больше BELCOMVONTAHOBOTO бензина.
Много десятков эшелонов горючего or-
правлено Врасной Армии сверх государ-
ственного задания, Баку стал могучим
арсеналом Красной Армии.

Письмо обсуждено
ников и колхозниц,

Ерасной Армии, Около.

Азербайджанской республики,

у о ОО оо

ИН ¥

И плодородная земля наша служит
фронту. На широких просторах наших
полей, в: садах и отофодах республики ит
зари до зари кишит работа. Женщины,
стариви и Колхозная молодежь м
воодушевлены одним стремлением
трудом своим приблизить вашу победу,
В тот период, когдй земли Украины и (+.
верного Кавкава временно оказалиеь под
немецкой пятой, Азербайджан на Joos.
ки тысяч тектаров увеличил площадь под
зерновыми посевами. В тяжелые зн
войны мы не только ‘сохранили крупный
и мелкий рогатый скот, выполняя сво
обязательства перед государством. перед
Красной Армией, но и добилиеь уведиче-
ния потоловья скота в колхозах на 1 мил.
лион голов, at

В горниле жестокой войны защалиль
нана интеллигенция. Наука стала в ])-
Wak сражающегося народа могучим о].
жием, умножающим наши силы и при.
ближающим разгром врага. Научные ис-
следоватия, изобретения, повседневная
героическая работа нашей инженерно.
технической интеллигенции позволили ¢
наибольшей полнотой использовать при.
родные ресурсы реслрублики, многократ-
но увеличить производетвенные возмох.

`ноети предприятий. Врачи, учителя, 1г.

рономы — каждый с радостью  отдет
свои знанмя, силы и способности благо-
родному делу защиты Родины. Деятели

кульгуры, искусства и литературы Asop.
 байджана весь свой талант поставили на

елужюбу Великой Отечественной

войне,
воститывая любовь к отчизне, ненависть
к врагу, вооружая народ сознанием пра.
воты своего дела. В наютоящее время в
различных областях работают у нае овы.
ше 800 научных работников. Только за
время войны 30 человек уелешено Sanu.
тили докторские диссертации и 185 че.
ловек получили ученую степель канд.
датоз наук.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Этим своим письмом азербайлжанокай
народ хочет выразить безграничную приз
нательность Вам, налему вождю и уч.
телю, налиему великому другу. Сегодня,
в торжественный день 25-летия наше
республики, каждый из нае в чувству
благоговения ставит свою подпясь пу

этим письмом, дает священную клятву.
всегда и в0 всех случаях следовать №.

шим указаниям, жить. бороться и побох.
дать под знаменем Ленина-——Сталина,

Обещаем Вам, товарищ Сталин, что ун
будем еще сильнее оберегать самое дра-
гоценное наше завоевание — сталихскую
дружбу советеких народов, дружбу н
старшим другом и братом — великих
русским народом.

Мы гордимея тем. что еще нашими
мудрыми предками был заложен фунла-
мент дружбы русекого и азербайдялиноки.
го народов. Вдохновенно воспевал д0б-
лесть и славу русеких богатырей вели-
кий Низами. Идейная друлоба связызель
имена азербайджанского ‘просветитеиая
Ракиханова и бессмертного поэта рус-
ского народа Пушкина, Грибоедова, 1-
кабриста Бестужева. На. пламенный ре:
волюционный призыв великих русских
мыслителей—материалистов Герцена 1
Чернышевекого откликнулся вылдающий-
ся просветитель азербайджанского н4-
рода Мирза Фатали Ахундов. /

У славного и благородного
народа, давшего миру -великого Ленина
и первым поднявшего победоносно
знамя. Октябрьской Социалистической
революции, училея азербайджанский
народ лучшим традициям  револу-
ционной борьбы. С помощью русского
народа мы отстояли родную Советокую
власть и научились строить  социали-
стическое общество. Своими завоевания:
ми в области науки, литературы и.
кусотва Азербайджан обязан благотво-
ному влиянию могучей русской куль

русском

туры, неоценимые сокровища. которй
открыты для всех наз  Советокой
властью.

Совместно

с русеким народом, в-
родом творцом и зодчим, мы возводим
величественное здание коммунизма. Bo
главе © русским народом наша единая,
сплоченная большевистской партией
советская семья отстояла свои великие
социалистические завоевания от пок -
шений ‘всех врагов нашей Родины и
разгромила немецко-фалиистеких захват.
чиков. Вместе с русским народом, вме
сте ©0 всеми братекими советскими на-
родами, под Вашим гениальным воли:
тельством, товарищ Сталин, мы пойдем
вперед, к новым победам и процветанию
нашей могучей социалистической Po-
Дины.

Обещаем Bam, товарищ Сталин; чо
мы всегда и во всем будем достойны
славных сталинских традиций. Мы 6\-
лем зорко охранять свои исторические
завоевания, множить оборонную мощь
нашего  социалистического’ государоми,
ни на минуту не ослабим мы своих
усилий и не успокоимея до тех пор,
пока враг не будет добит.

чи победы над темными  бидам
вемецко -фаатистск.ого варварства, судь-
0& грядущих человеческих поколений
вручены историей великой ‚ советской
стране. Непреоборимая сталинская №
тя,  оталинокий гений.  выковавиий
несокрушимое могущество налией Родины,
ведет нае вперед к новым исторических
горизонтам. Огни великой победы. 1а-
AOCTHO озаряют праздник 25-летия Asep-
байджанской Советской — Социалистите-
ской Республики.

Слава нашей мо i
гучей победоносно

Красной Армии!
Да цветет и крепнет нерушимая с1й-

линская дружба народов!

Да живет и славится в веках. наш
могучая социалистическая Родина!

Да здравствует наша великая партия
Ченина— Сталина!

Живите и здравствуйте долгие году.
наш великий вождь и полководец, и
дежда и слава народов, родной, люби
мый Сталин!

на широких собраниях т
Bs s 01X03
интеллигенции О а

в подписано 1,100,000 ‚трудящихся