‚ И мая 1945 г., четверг. № 114 (1989)

Из

COBMERTHDIE

\ В ‘борьбе на коммуникациях противни-
ва, которую вели авиация и торщедные ка-
тера Северного флота, сказалась могучая
снла их взаимодействия. Феновная 060-
бенность совместных действий этих двух
видов морского оружия состоит в чом
ч10 Полнота взаимодействия на всех
этапах операции достигается лишь в
дневном бою.. Нам могут возразить, что
торпедные › катера — оружие — ночного
боя, что наиболее полно они раскрывают
свои тактические возможности в уелови-
ях пониженной видимости. Это действи-
тельно так, Но законы современной вой-
ны, борьба за берег, близость вражеских
коммуникаций, возросшал роль авиации
привели в тому, что торпедных катерам
пришлоеь выходить на арену боев в
светлое время.

Нанесение систематических
Даров по вражеским конвоям на корот-
Кой коммуникащии требовало ряда обяза-
тельных условий, способствующих до-
ижению успеха. ним  относитея
прежде веего близость места намечаемо-
To удара к базам торпедных. катеров и
звиации, максимальное выдвижение ма-
невренных баз торпедных катеров и опе-
ративных аэродромов колесной авиации
Ha стык фронтов. — Взаимопонимание
достигалось здесь же, `на месте. пу-
тех личного общения командиров ка-
терного и авиационных соединений, их
штабов и непосредственных исполните-
26й— летчиков и катерников. Нужно было
добиться презосходетва наей авиации в
данном районе и безусловного господства
в воздухе над полем боя в ходе комбини-
рованных операций. Также необходимым
усовием являлось наличие крупного
соединения торпедных катеров,  обла-
дающих повышенной мореходнаетью.

Огромную роль играло определение в
операции главных сил, наносящих удар
по транспортам. Масемрованные группы
торнедных катеров и представляли в по-
добнох бою главную ударную силу. При
расчете действий авиации мы исходили
\3 момента, когда торпедные катер» до-
слигнут об’ектов” атаки. Действия удафр-
ной авиации против кораблей охранения

разнялись на развертывание торпедных.

катеров.
Отличная микрофонная и телефонная
вязь командира операции (в данном

случае командира катерного соединения)
‹ командующим флотом, командующим
ВВС и их штабами позволяла в случае
необходимости вызвать резервы флота и
авиации хля поддержки или развития
успеха. Управление боем обеспечивалось
надежной и непрерывной микрефонной
(BHBbIQ 60 всеми командирами  тактиче-
щих групи торпедных Калеров и авиации.

Очень большое значение имело пони-
мание ‘летчиками и катерниками общно-

ти задач и неизмеримо ‘возрастающих
опералявно-тактических возможностей
при осуществлении тесного взаимодей-
ОТВИЯ. ‘

Обстановка

I,

Посже ночных ‘ударов. наших торпед-

_ Вых катеров немцы наряду с усилением“

оэбкорть за счет главным образом’ сторо-
Жовых катеров стали проводить малые
конвои в дневное время в пределах Ва-
рангер-фиорда. Совершив = несколько
удачных переходов, противник етал уве-
ичивать состав караванов. Соответ-
ственно росло и количество охранных
зораблей. В сентябре 1944 года немцы
начинали движение судов из Бек-фиорда
(вглубине которого находится порт Кир-
а в 16—18 часов, и к наступлению
полной темноты караван проходил зону
итровов Варде, втягиваясь в Пере-фи-
рд, находящийся за пределами Bapau-
№)-фиорда.
Подобная тактика врага потребовала
организации быстрых ударов, ибо про-
хождение Варангер-фиорда вражескими
удами занимало 4—5 часов. сли от-
Юда отнять время, потребное на дораз-
BOARY, сопоставление данных, оценку“
тановки, принятие решения, органи-
цию взаимодействия, развертывание
(Ид, то самый совместный удар приходил-
яна исхох светлого ‘времени. В результа-
18 вся ударная авиация, действующая о
эродромов  тлавной базы, совершенно
16 имела резерва светлого времени для
производства посадки, От операции при-
Ходилось отказываться, так как выпу-
дать 8—12 торпедных катеров против
10 кораблей, идущих под защитой своих
>\бтарей в условиях полной › видимости,
‘значило подвергать их неоправданному
риску. В связи с этим мы применили
другой прием.
‚ Конвой противника начинал выход из
` Век-фиорла. (место формирования) в
18:00; С наступлением сумерек, примерно
коло 20.00, из маневренной базы на се-
вервыходила поисковая группа торпедзых
аеров, которая оставляла полуостров
ыбачий на зюйде и затем поворачизаль
№ курсы норд-вестовой четверти, чтобы
Чаивиться с неприятельским ‘берегом, и
‘медовала вдоль него до м. Маккаур. После
ото катера ложились на обратный куро
и шли навотречу вышедшему ив Бек-фи-
орда понвою. Тажим образом, пряем был
Рассчитан на упреждение по курсу про-
Ивниюка и затем поиск его на встречных
Курсах, что позволяло использовать фаж-
Top внезапности.

Подобные операции проводились тор-
Подными катерами’ неоднократно, причем
Пон м освещение зон поиска осущест-
млли самолеты ночной разведки, взаи-
ео с торпедными  кате-
ки,

Операция
15 сентября 1944 года
В ночь на 14 сентября 1944 года чет-

` Л№врна торпедных катеров под командова-
нем  капитан-лейтенанта  Лозовского,

дневных

опыта

ДЕЙСТВИЯ 7

КРАСНЫЙ ФЛОТ

>
Капитан 1 ранга А. КУЗЬМИН
<

производя иноиск по приведенной выше
схеме, к норду от островов Варде налол-
кнулась на группу боевых ‘кораблей про-
тивника и коротким ударом потопила
миноносец и тральщик,

14 сентября к исходу дня в Бек-фиор-
де было вновь обнаружено передвижение

ход конвоя. Подтверждающих данных
больше не поступало, а воздушную раз-
ведку из-за наступления темноты при-
шлось прекратить. Поэтому в 20.00 из
главной базы лота была выслана ше-
стерка торпедных катеров под командо-
ванием капитана 3 ранга Федорова. Ему
приказали следовать в район м. Маккаур
и затем, повернув на обратный куре, ит-
ти навстречу конвою. В 20.35 из манев-
ренной базы на полуострове Рыбачий вы-
  Шли два торпедных катера под командо-
ванием опытного офицера старшего лей-
тенанта Лихоманова. Вторым катером
командовал капитан-лейтенант (назовем
  его Н.), молодой, горячий, но мало дис-
циплинированный з бою офицер. Crap-
ший лейтенант Лихоманов получил зата-
чу: произвести разведку прибрежных
коммуникаций района островов Тилле
Эккерей—-Варде во ззаимодействии с
ночными ооветителями. В случае  обна-
ружения конвоя эта пара катеров должна

тера контакта») ударной группы Федо-

рова.

Группа Федорова, периодически полу-
чая новые данные обстановки с КП по
радиофону, продолжала итти 22-узловой
скоростью в район м. Маккаур, который
находился в 120 милях от места выхода.
В период между 22.38—22.44 команди-
ры катеров этой грунпы по пеленту на

м. Стуршер —- полуостров Эккерей виде-
  ли серии осветительных бомб. Их сбра-
‚сывали наши

самолеты для облегчения
помека, конвоя противника торпедными
катерами стариего лейтенанта Лихома-

HOBA,

В 00.45 часть катеров us шестерки
капитана 3 ранга Федорова попала в 1у-
чи вражеских прожекторов, которые бы-

ли внезанно включены на островах Bap-

де. Сбавив скорость, катера, отвернули от

‚ берега и тотчас вышли из лучей. Как вы-

яснилось впоследетвии, противник обна-
ружил ‘плавание двух наших катеров и

‚ освещал их. В 02.00, т. е. через шесть
‚ Часов хода из главной базы, катера удар-

но-поисковой группы ‘опознали м. Мак-

‚ каур. Они тотчас изменили курс для еле-

дования вдоль побережья протизника,
обтекая его контуры, чтобы. повысить ве-
роятноеть встречи с конвоем, который
К этому времени еще не был обнаружен.
Проходя в 03.20 на обратном пути зону

катера вновь были освещены прожекто-

от них.

Поиск оказался безрезультатным, и на
кацера с ВП было передано приказание
возвратиться в маневренную базу.

Как же действовала в эти часы  по-
исковая группа старшего лейтенанта Ли-
хоманова?

Придя в 22.00 к маяку Стуршер, ка-
тера осмотрели при содействии освети-
тельных. бомб, оброшенных © бамолетов,
район м. Стуршер — полуостров Экке-

ей, затем прошли до мыса Харбакен.

роизводя самостоятельный поиск, пе-
риодически попадая в лучи береговых
прожекторов Кибергнееского участка,
катера ничего не обнаружили и начали
отход внутрь Варангер-фиорда. В 03.16,
получив данные о дымовых  завесах в
районе Коббхольм-фиорда, ВИ направил
туда пару ТЛихоманова е целью внима-
тельного просмотра района.

Е 04.50. катера выполнили это прика-.
зание. Так как в течение` всей ночи ни-
каких определенных данных о противни-
ке не поступало, Лихоманову было отда-
но распоряжение: «Пройти вдоль берега
от. входа в Бек-фиорд до Пеуравуоно
(около Печенги), после чего отходить
в базу». Через 12 минут после получе-
ния приказания Лихоманов в рассветных
сумерках, справа по носу, в расстоянии
85—40 кабельтовых обнаружил конвойв
составе 16—18 единиц. В их чиеле бы-
ли транспорты, сторожевые корабли,
тральщики и мористее — большая грун-
па быстроходных сторожевых катеров.

Ошибка
капитан-лейтенанта Н.
Пе о БЫ оба

Старший лейтенант Лихоманов в 05.07
дал короткое радиодонесение об обнару-
жении конвоя. Видя несостоятельность
атаки столь крупного конвоя двумя кате-
рами, а главное, исходя из поставленной
ему задачи — в случае обнаружения про-
тявника навести на нее ударную группу
торпедных катеров, опытный офицер
решил уклониться от боя, вести наблю-
дение и затем, способотвуя наведению
группы Федорова, совместно 6 ней ата-
коваль противника. В подобных условиях
это было единственно верное решение.
Оно полностью соответотвовало замыслу
операции, тем более, что о внезапности
атаки (уже наступил рассвет) не могло
быть речи. :

Иначе думал и рассуждал  ведомыи
командир  катитан-леитенавт Н. Узи-
дев пефех в0бой противника, OH дал
радио: «Лихоманов, Лихоманов, будешь
Ли злаковывать?», а сам резко увеличил
ход и бросилея один против сильнейшего
конвоя. От вокорта отделились отороже-
вые катера и пошли навстречу, ставя от-
невые завесы. Старший лейтенант Тихо-

КОНКУРС НА ПЕСНЮ ПОБЕДЫ ,

Комитет по делам искусств при Сов-
нарком» СССР, Главное Политическое и
равление Красной Армии совместно C CO-
юзами композиторов и писателей ee
конкурс ма лучшую песню о победе. Ус-
тановлено несколько денежных премий.

Уже поступило до 70 песен. Среди ав-
торов — композиторы Дунаевский, Нови-
‘ков. Мокроусов, _ поэты Асеев, Сурков,
Долматовский, Жаров. Песни написаны

для солистов, ансамблей, XOPOF. ТАСС).

судов, которое указывало на близкий вы-.

была служить средством наведения (<ка-

островов Варде в расстоянии двух миль;

рами, ‘но обычным маневром уклонилиеь,

a ET a a ee

манов, видя безрассудность действий ка-
питан-лейтенант» H., Boe же из чув-
ства товарищества был вынужден ит
ти в том же направлении, етремлеь под-
держать зарвавшегося офицера.

Отжимаемый группой сторожевых ка-
теров от конвоя, Н. ве выдержал
артиллерийско-пулеметного огня и резко
отвернул влево. Ухоля полным ходом на
норд, преследуемый немцами, он побта-
вил длинную дымовую завесу, чтобы уйти
от прицельного отня и одновременно
прикрыть катер Лихоманова, который,
ввиду меньшей скорости, значительно
отетал. Нротивник прекратил прееледо-
вание Н. и окружил одиночный катер
Шихоманова, отрезав ему пути к нашему
побережью. Старший лейтенант Лихома-
нов упорно вел неравный и длительный
бой, пытаясь вырваться мз окружения.
Командир калера Н., наблюдая, в какую
тяжелую обетановку попал катер това-
рища, неоднократно делал попытки от-
влечь на себя немецкие сторожевые ка-
тера. Он завязывал © ними бой, но все
его усилия выручить Лихоманова, 0-
MOUS ему вырваться из окружения оказа-
лись тщетными, В 05.32 с катера Лихо-
манова было получено последнее радио:
«Командир убит, моторы вышли из строя,
катер тонет». На глазах у капитан-лей-
тенанта Н. и подоспевлтих в этому вре-
мени наших летчиков катер, расетрелян-
ный в упор, затонул.

Таким образом, нарушение принцииа
парности действий в бою привело к 1и-
бели торпедного катера.

Вступление в бой
группы Федорова
Донесение Тихоманова явилось пере-

ломным моментом в ходе всей поисковой

операции. ‚ Капитан 3 ранга Федоров в
05.20 получил с ВП приказание итти в
район обнаружения противника. В этому
времени торнедные калера его группы
подходили к м. Вайтолахти (северо-3а-
падная оконечность полусетрова Рыба-
чий). До противника было примерно
30 миль. Катера находились в море 11
часов 25 минут. У двух катеров горючее
было на исходе. Поэтому участвовать в
операции дальше смотли только 4 катера.

Одновременно с началом их движения
в район, где был обнаружен конвой, нами
были приняты меры к под’ёму авиации—
сперва прикрытия, а затем штурмовой и
ударной. Высокая готовность наших лет-

чиков на оперативном аэродроме позво

лила поднять в воздух первую группу
истребителей за 21 минуту де восхода
солнца, т. е. в 05.33. Через 8 минут 1п06-
ле взлета они уже появились над наши-

ми торпедными катерами и вотупили в

контакт с пими.

‚ Слабый ветер медленно нес с зюйд-ве-
сть густые полосы дымзавее, поставлен-
ных противником с кораблей охранения
и с берега, Завесы, теряя свою первона
чальную плотность,  разжижалиеь и
создали ча громадной площади —
от южного побережья до Вайтолах-
TH зону искусственного
на. Он затруднял наблюдение © полуост-
рова Средний за южным побережьем Ва-
рангер-фиорда, & также усложнял нашей
авиации поиск конвоя. .

Через 20 минут после под’ёма в воздух
самолеты обнаружили 4 корабля против-
ника. принятые ими вначале за тран-
спорты, и’стали наводить на них торпед-
ные катера. Но вскоре летчики опознали
в них сторожевые катера и произвели
штурмовку их. В 06.19 нашки самолеты
прикрытия обнаружили под берегом в
районе Саг-фиорда конвой в составе 20
единиц, из которых — 4 крупных тран-
спорта. 3 .

Идя на сближение с четырьмя силуэ-
тами по наведению авиации, Федоров
вскоре опознал в них сторожевые кате-
а и, видя маневр старшего лейтенанта

кутова и капитан лейтенанта Шузяков-
ского, направленный на решительное
сближение ‘е ними, удержал офицеров.
Он передал по радио: «Будьте внима-
тельней. Осмотритесь. Охотники замани-
вают вас. Не идите на провокацию».
Велед за этим командир труппы прика-
зал Шуляковокому отеечь «охотников»
дымзавесой. Здесь сказалоя урок, полу-
ченный Федоровым в 600 22 anpeas,
когда так же как и сейчае, ему, не ви-
дя еще конвоя, пришлоеь столкнуться ©
выдвинутой в море дозорной завесой не-
мецких сторожевых катеров.

Котда катер капитан-лейтенанта Шу-
TAKOBCKOPO набирал скорость и отавих
отсекающую дымзавесу. летчики своими
курсами и по радиофону стали наводить
Федорова на конвой. Немецкие суда,
прижимаясь к береговой черте под за-
щиту береговых батарей, проходили 30-
ну О и, разрывая ордер, спе-
шили к Яр- и.Бек-фиордам. Вруго раз-
вернувшись влево, катера в тесном клин
на полных ходах устремились нё зюйд-
вест, куда настойчиво звала авиация.

В 06.31 с катеров было обнаружено
под берегом свыше десятка кораблей
противника, составаявтних основу кон-
воя. Через минуту по катерам открыли
огонь береговые батареи, и еще через две
минуты Ha североморцев  обрушилоа
встречный огонь внешних кораблей ох-
ранения. Капитан 3 ранга Федоров, имея
справа «охотники» противника, отсечен-

ные дымзавесой а слева — корабли
эскорта, приказал старшему лейтенанту
Шкутову создать дымовой коридот.

Шкутов ставил ‘завесу слева от движения

тума-

Великой Отечественной войны

РИЕДНЫХ КАТЕР

В АВИАЦИИ

катеров, з Шуляковский ‘одновременно
продолжал стазить дым справа.

Батера вошли в коридор. Калерников
непрерывно поошряли с воздуха вися-
щие над ними истребители прикрытия
возгласами: «Верно идете. Правильно.
Хорошо» ит. д. Катера продолжали на
фореированных ходах  сближаться ¢
центром конвоя, где сгрудились тран-
впорты.

Капитан-лейтенант Шуляковекий, ус-
пешно тянувший длинную дымзавееу в
течение шести минут, оказался ° значи-
тельно впереди остальных катеров. Это
позволило ему пересечь их курс, выйти
влево и начать в непосредственной бли-
засти от конвоя новую завесу. Она ока-
залась очень полезной для остальных ка-
теров, отремившихся в атаку. Не прекра:
щая постановки завесы, Шуляковекий
подошел Ha близкую` дистанцию ®
тральшщику и дал залп. Наблюдая взрыв
в кормовой части немецкого корабля, ка-
тер отвернул. влево, сбросил несколько
дымовых шашек в воду и начал отреми-
тельный отход,

Старший лейтенант Шкутов, начавший
в 06.34 ставить дымзавесу, в 06.42 пре-
кратил дымонуск, сбросил ва борт горя-
щие шашки и тем создал плотную завесу
¢ неподвижной точкой горения. Она
скрыла наши торпедные катера от иду-
щих параллельным курсом четырех! ето-
рожевых катеров протавника. В момент
взрыва первого корабля противника
Шкутов начал ставить новую дымзавесу,
чтобы прикрыть свой подход кю намечен-
ной цели, которая в каждой секундой
приближалась. В 06.46 Шкутов 6близил-
вя с транспортом — водоизмещением
4—5 тысяч тонн и ззял на себя рычаги
торпедных атпаралов.

Из труб во свистом выскочили торие-
ды, и вскоре два белых следа кончили
свой бег под днищем транспорта. Раз-
далея мощный взрыв. Не прекращая ды-
уотуска, Шкутов отвернул вправо и. ук-

лоняясь от огневых трасс и снарядных

разрывов, начал на зитзаге отход от ме-
ста боя. Помня о том, что слева нахо-
дятоя сторожевые катера противника,
Шкутов в интересах скрытого отхода ос-
тальных торпедных катеров обросих в
воду две серии дымовых шашек.

Флагманокай торпедный катер, управ-
ляемый старшим лейтенантом ФЖелвако-

‚вым, прорезав одну дымзавесу, сбросил

серию дымовых шашек ¢ небольшой
‘дистанции от противника, чтобы подго-
товить для 6ебя укрытое место после
атаки. Катер стремительно шел на обли-
жение с крупным транспортом, с кото-
рого немцы вели ураганный огонь. Наши
летчики Кирченко и Павлов, видя тяже-
лов положение катера, повели свои ез-
молеты на транепорт и почти в упор об-
стреляли из пушек и пулеметов огневые
точки противника, сбив прицельный 00-
втрел катера. Это позволило Желвакову
достигнуть прямого понадания в тран-
порт двух торпед. Взрыв был необычай-
ной силы. Транопорт, разломивиииеь на-
двое, быстро исчез в смадающей поете
взрыва вочне. :

Торпедный катер стартегмо лейтенанта
Успенского (обеспечивающий коман-
дир старший лейтенант Шленский),
имевший меньшую скорость, чем первые
три катера, нееколько ототал и шел на
конвой последним, Командир не чуветво-
вал одиночества, идя навстречу сосредо-
точенному по нему артиллерийскому ог-
ню береговых батарей и кораблей охра-
нения. Он видел, что над ним непрерыв-
но висит барраж краснозвездных истре-
бителей. Он видел их штурмовые дейст-
вил по кораблям противника м был уве-
рен, что летчики окажут ему поддержку
в неравном бою.

Перед приходом на дистанцию залпа
катеру Успенского пришлось  неодно-
кратно прорезать дымовые завесы,  по-
оставленные катерами, выходившими из
атаки, В этот момент на катере и3-за ма-
лого уровня топлива в цистернах моторы
стали сбрасывать ‘обороты. Возникла
опасность обтановки. Старшина 1 cra-
тьи Маляклтин, опытный катерник, уча-
стник еще первых боев торпедных катеров
на Севере, встал на ручную подкачку и
обеспечил нужную скорость.

Оставив за кормой последнюю дымза-
весу, старший лейтенант Шленокий при-
цазал поставить дым вдоль конвоя.
Эта завеса прикрыла разрядивщиеся ка-
тера. Но главное, что злежло команди-
ра в голову конвоя, обнаруженный там
крупный транспорт. Не доходя неоколь-
вих кабельтовых до транепорта, Успен-
ский По совету обеспечивающего коман-
дира опивал с дымом одну полную пра-
вую циркуляцию и после этого се предель-
но короткой диетанции двумя торпедами
потопил крупный транепорт.

( первого взгляда подобная. «пляска»
в дымом под носом противника кажется
по меньшей ‘мере бесцельной, Но, анали-
зируя трудности сложившейся обстанов-
ви, нужно признать, что маневр, осу-
ществленный этим катером «не по пра-
вилам», ввел в недоумение противника,
затруднил ему прицельную стрельбу, со-
здал впечатление отказа от атаки.
Калер старших лейтенантов  Шаенекого.
я ан подвергея воздействию
береговых батарей,  афтиллерии ко-
padre охраны м транспортов и враже-
ских самолетов. Но, поддержанные на-
щими истребителями, катерники довели
торпедную атаку до конца, потопили
транспорт и благополучно прибыли в
базу.

Последовательно в ходе общей атаки
летчики доносили по радиофону: «Транс-
порт взорвалел, тонет», «Еще два трано-
порта горят», «Транспорт разломилея
пополам».

Продолжение следует.

СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ ДЛЯ МАЛЫХ РЕК

ЯРОСЛАВЛЬ, 16 мая. (ТАСС). Ярослав-
ский судостроительный завод начал стро-
ительство’ катеров для малых рек. Выцпу-
щены первые 4 катера  мощнослью 100
лошадивых сил каждый. Всего в течение
этого года завод построит 140 газогене-

раторных катеров разной мощности. В
текущую навигацию намечено перевез-
ти по малым рекам 20 тысяч тонн различ-
ных грузов из глубинных пунктов области.
Впервые начнутся грузоперевовки по Ух-
pe, Сити и Согоже. . мы

` ставляют украинцы,

Краснознаменная Каспийская флотилия. Катера «МО» возвращаются в базу.
Фото С. Кулишона.

„Балтика в дни Отечественной войны

1942—1944 гг.“

К итогам выставки работ С. К. Вишневецкой

В искусстве многих наших мастеров во-
енная тематика занимает большое место,
ей посвящены лучшие произведения. Каж-
дый художник стремится дать правдивые
картивы, пронизанные духом и чувством
советского патриотизма, стремится просла-
вить героику Отечественкой войны.

Любое произведение состоявшейся в
Москве выставки гуашей С. К. Вишневец-
кой говорит о том, что именню такие мыс-
ли и чувства направляют творчество ху-
дожницы.

Хотя в некоторых ‘произведениях не
встретишь той тонкости восприятия и тех-
ники, того живописного мастерства, какими
обладают опытные морекие  баталисты,
но несмотря на некоторую грубость мазка и
шершавссть линий в работах Вишиевец-
кой видна свежая. кепосредственность,

Виценевецкая изображает боевые будни

Краснознаменного Балтийского флота.
Она показывает подводные лодки, ухо-
дящие в море, катера в дозоре, Kopad-

ли, выходянкие в боевую операцию, погруз-
ку транспорта, аэростаты заграждения в
заливе, батареи береговой обороны, боевые
действия моряков. Картины в разделах
выставки «Ленинград», «Корабли на Неве»,
«Кронштадт», «Форпосты Балтики», «Тал-
лин», «Рига» — это собрание живописных
новелл, в которых перед зрителем ожива-
ют напряженные дни 1942—1944 гг., ког-
да балтийцы героически сражались © вра-
rom,
Художественные

приемы Вишневецкой

направлены к тому; чтобы наиболее жив.
ненно, в суровых реалистических красках
запечатлеть исторический момент. Это та
традиция, которая должна войти в твор.
ческий метод ‚советского морского батали-
ста.

Для театральной художницы, какой по
существу язляется Вишневецкая; эта под-
черкнутость деталей, изучение обстановки
весьма характерны. ее живопись,

хотя и ограниченная в красках, знамитель:

на по результатам.

Вы суммируете наблюдения, и блатодаря
этому собранию запечаллленных эпизодов в
памяти фиксируется величие Балтики в
дна войны. Очевидность ‘и убедительность
сюжета, тона, своеобразие колорита соз-
дают’ цельность восприятия. Вы вопоминае-
те и подвиг восьми балтийцев, удачно изо-
браженный художницей, когда боевое ох-
ранение отбивает вражеский налет, бой
батареи с самолетами противника, белые
тревожные ночи на Балтике, корабли, осво-
божденные города..И еще более привле-
кательными представляются широкая серо-
голубая гладь воды, стальной блеск,
скользящий по морским волнам, заснежен-
ные или грязнозеленые холмы, тяжелье
свинцовые облака, темное небо. прорезан-
ное бледными лучами прожекторов, везь
запоминающийся колорит.

Отоюда и тот интерес, который вызвала
к себе выстазка работ художницы  Вян:-

невецкой,
Л. ВАРШАВСКИЙ.

В ПОРТУ ОСИПЕНКО

Порт Осипенко готов к приему судов.
Все причалы приведеньг в порядок, вдоль
‘основных дорог в порту разбиты цветочные
клумбы.

Погрузочный участок, которым руково-
дит бывший балтийский подводник, ныне
инвалид. Отечественной войны т. Ермак,
произвел погрузку баржи для одной из
военно-морских баз.

На-днях сюда прибыл отряд катерных
тральщиков. Отряду предстоит большая
работа: проверить и, в случае нужды, очи-
стить фарватеры для безопасного плавания

Заявление Фирлингера о.

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Атентство
Рейтер передает, что, согласно сообщени-
ям; полученным чехословацким Hpece-
бюро, чехословацкий — премьер-министр
Фирливгер заявил:

‚ «Население Карпатской Украины co-
говорящие на языке
крестьян Полтавской и. Харьковской об-
ластей. Сейчас они создали свое автоном-
ное правительство, которое выразило же-
лание присоединиться к Советскому Союзу.
Однако это правительство пока признает
власть нашего правительства. Член быв-

кораблей. Командир отряда трижды орде-
ноносец старший лейтенант Болотин за-
явил, что личный состав тральщиков при-
ложит все усилия, чтобы выполнить это
боевое“задание в кратчайший срок. Торго-
вые моряки оказывают посильную помощь
экипажам тралыциков в их работе.

Порт Осипенко, разрушенный и разпраб-
ленный немецко-фашистскими захватчика-
ми, вновь возрождается к жизни.

Капитан порта К. ПУШКИН.
г. Осиценко.

Закарпатекой Украине

него чехословацкого государственного со
вета в Лондоне Иван Петрущак находится
сейчас в Ужгороде в качестве представи-
теля’ министра внутренних дел. Петрушак
поддерживает связь с нами и действует в
полном согласии как с чехословацким пра-
вительством, так и с национальным <ове-
том Карпатокой Украины: ;

Президент Бенеш и наше правительство
хотят ‘разрешить вопрос о Карпатской Ук-
раине е Москвой самым дружеским обра-
зом, с учетом подлинных желаний, ‘выра-
женных местным населением». }

=

`Мексяканская газета о роли Советского Союза
в достижении победы

МЕКСИКО, 9 мая. (ТАСС). (Задержанс
доставкой). 9 мая газета «Эль популар>
опубликовала большую статью под  заго-
ловком «Привет Советскому Союзу», на-
писанную дипломатическим обозревателем
газеты Андре Симоном. В статье отме:
чается роль Советского Союза и Красной
Армии в достижении победы. Автор статьи
заявляет: «Семена, посеянные в Сталин-
граде, дали самый обалыьный и прекрас-
ный урожай, которого только можно бы-
ло ожидать Лидеры ‘нацистской империи,
виновные в ужасном терроре, дрожат от
смертельного страха, боясь попасть в ру-
ки справедливости. Ужасная война, кото-
рую мы можем считать самой кровавой в
истории человечества, закончилась».

Указав, что Денин, Шверин-Крозак ий
Иодль — это военные преступники и что
развитие событий требует быстрой распра
вы с ними, автор призывает обратить вни-
мание на «Ффальсификаторов истории». Ov
пишет, что еще до того, как было об’ яв-
лено об скончании военных действий в
Европе, определенные агентства, газеты, 4
также определенные политаки во всех
странах «стали дезориентировать общест»

венное мнение, с тем чтобы оно  забыло
непревзойденные подвиги Красной Арми“
и понесенные ею жертвы. Все эти фальсн-
фикаторы преследуют одну цель — нару-
шить единство великих союзников и под-
готовить почву для  претьей мировой вой-
ВЫ».

Подробно проанализировав экономические
и моральные основы моши СССР, автор
пишет: «Когда Гитлер напал на Советский
Союз, отдельные люди и вся нация прел-
стали перед лицом огромных военных за-
дач с такой же решимостью, какую они
проявили во время мирного строительства.
В результате этого советские войска на-
несли болышие потери германской ‘армии и
уничтожили болыпе военных материалов
Германии, чем все остальные союзные на-
ции, вместе взятые».

В заключение статьй автор пищет: «В
день побелы в Европе мы должны выра-
зить восхищение и благодарность Совет-
скому м его великому вождю
маршалу Сталину -= крупному  стратету,
pe uel RS Se Гитлера. Сталин больше
кого бы то ни’ было способствовал разгро-
му гитлеровской Гермавии».

у

Торжественное заседание французской Консультативной
ассамблеи в честь победы

ПАРИЖ, 16 мая. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс передает, что вчера Консуль-
татавная ассамблея торжественно отметила
победу французских и союзных армий.
Впервые в истории французского парла-
мента заседание транслировалось по радио.
Люксембургский дворец, в котором про-
исходило заседание, был празднично укра-
щен и декорирован флагами Об’единенных
наций,

Открывая заседание, председатель Ас-
самблен Феликс Гуэн оказал:  «Пробил
час возрождения и правосудия, т. е. выс-
шего возмездия». Оратор подчеркнул, что
с захватом Берлина подлый нацистский
зверь добит, «Мы гордимся тем, — доба-
вил он, — что, сопротивляясь, мы всеми
силами способотвовали великой победе
права и справедливости».

Председатель Комиссии по делам Фран“
цузской империи Моннервиль отметил роль
населения французских владений в дости-
жении победы.

Матильда Пери, жена пасстрелянного де-
путата-коммуниста Габриеля Пери. высту-
пила от имени женщин-делегаток Ac-
самблеи. Она сказала, что человечество

познало глубину горя из-за варварства,
которое приняло облик подлой идеологии,
направленной к уничтожению сил прог-
ресса. Пери приветствовала женщин Фран-
ции, которые боролись и страдали, Ha-
помнив имена двух  француженок-муче-
ниц — Даниэль Казанова и Берти Альб-
рехт, она указала, что женщины требуют
наказания предателей,

От имени Национального совета сопро-
тивления Луи Сайян приветствовал борьбу
организаций сопротивления и подчеркнул
их вклад в победу. Он ожазал, что посла
первого ошеломления,л вызванного пораже-
нием 1940 года, во Франции родился мощ-
ный патриотический порыв, который наз-
вал себя сопротивлением, Движение соп-
ротивления боролось за священные челове-
ческие права и справедливость. тот
момент, когда мы праэднуем победу, —
сказал он, —= мы должны ` помнить, что
именно духом сопротивления проникнуты
французекие войска». Далее Сайян, ука-
зав, что организации сопротивления долж-
ны будут решить в освобожденной Фран-
нии важнейшие задачи, призвал  француз-
ский народ к творческому труду во имя
лучшего будущего. i ;

ПРЕЗИДЕНТ ЧЕХОСЛОВАКИИ 9. БЕНЕШ ПРИБЫЛ В ПРАГУ

ПРАГА, 16 мая, (ТАСС), Сюда прибыл
президент Чехословацкой республики д-р
Эдуард Бенеш. Огромные массы населения
чехословацкой столицы устроили  прези-
денту восторженную встречу. Э. Бенеш

выступил < речью, в которой отметил ос-
вободительную роль Красной Армии и
важное значение советсоко-чехословацкого
договора о дружбе, взаимной помощи и
послегоенном котрудничестве,