На конференции Об‘единенных наций
в Сан-Франциско

Обсуждение вопросов об опеке
и о региональных соглашениях

САН-ФРАНЦИСКО, 14 мая. (Спец. корр.
ТАСС). 14 мая состоялись заседания, на
которых обсуждались проблемы опеки и
региональных организаций.

Сегодня председатель комитета № 4
(обсуждающего вопрос о «системе опеки»)
при комиссии № 2 премьер-министр. Новой
Зеландии  Фрэзер сделал сообщение пред-
ставителям печати о ходе этих перегово-
ров. До сих пор, заявил он, состоялось
три заседания комитета, но которых были
изложены точки зрения Советского Союза:
Соединенных Штатов, Соединенного Ко-
ролевства, Китая, Франции, Австралии,
Голландии Южно-Африканского Союза и
Филиппин. Вее участники заседаний призна-
ют необходимость ^ опеки, но существуют
разногласия в отношении масштаба опеки и
взаимоотношений с-Советом- безопасности. -

Отвечая на различные вопросы коррес-
люндентов, Фрэзер сообщил, что четыре
державы-организатора не внесли никако-:
го совместного предложения и что в ре-
шениячх, принятых в Думбартон-Оксе и в
Ялте, не имебтся никаких рекомендаций по
этому вопросу. › И

Фрэзер сообщил, что комитет рассчиты-
вает к вечеру 15 мая подготовить под ру-
ководством лелегата Соединенных Штатов
Стассена текст документа, в котором бу-
дут изложены все разнообразные. предло-
жения и который послужит базой для ра-
боты комитета. По словам Фрэзера, в этом
документе все противоречивые точки зре-
ния, предложенные на рассмотрение коми-
тета, булут изложены с полным  беспри-
страстием.

ВБ ответ на один из вопросов Фрэзер со-
общил, что Советский Союз внес свои прел-
ложения, но что комитет еще не рассматри-
вал их во всех деталях. Фрэзер ‘указал
также, что делегат Соединенного Kopo-
левства лорд Крэнборн выразил желание,
чтобы была изменена редакция Советского
предложения по вопросу об спеке, в кото-
ром указывается, что основной целью си-
стемы опеки является полная националь-
ная независимость народов, находящихся
под спекой.

Олновременно с заседанием различных
комитетов конференции Стеттиниус, Стас-
сен и другие делегаты Соединенных Шта-
тов совещались сегодня с министрами ино-
странных дел 9 латино-американских рес-
публик, стремясь притти к соглашению в
вопросе о роли региональных организаций.
В этом совещании, кроме представителей
Соединенных Штатов, принимали участие
министры иностранных дел Мексики, Чили,
Бразилии, Перу, Колумбии, Кубы, Уруг-
вая, Боливии и Венецуэлы. Из ‘авторитет-
ных источников сообщают, что представи-
тели Соелиненных Штатов указали, что де-
легация Соединенных Штатов считает важ-
ным поддержать авторитет Совета  безо-
паскости и в то же время добиться призна-
ния межамериканской системы, выраже-
нием которой является Чапультенекский
акт. a

Председатель комитета № 1 («Введение,
пели и принципы») при комиссии № 1 тов.
Д. 3. Мануильский заявил представителям
печати, что комитет продолжал сегодня
обсуждение предложенных поправок и ана-.
лизировал эти предложения силами специ-
алынюй подкомиссии. По словам тов. Ma-
нуильского, обсуждевие на заседании ко-
митета вскрыло наличие серьезных рас-
хождений в точках зрения по вопросу ©
пелях международной организашии. Точка
зрения делегаций Австралии и Новой  Зе-
ландии сильно отличается от предложений,
выработанных в Думбартон-Оксе.

Комитет рассмотрел различные поправ-
ки и в том числе предложение четырех
держав-организаторов, которое включает в
себя большинство других предложений, что
в значительной мере ускоряет работу ко-
митета. Тов. Мануильский в шутливой
форме сообщил, что комитетом получено
огромное количество документов для ©о-
ставления текста, который можно уместить
на одной странице. Он с удовлетворением
отметил, что. различные предложения OKa-
зались уже включенными в поправки,
прелложенные четырьмя ‚лержавамя. Поэто-
му делегации, внесние ‘такие предложевия,
согласились взять их обратно. Например,
сегодня делегация Голланпин взяла обрат-
но свою поправку к первому пункту первой
главы. Делегация Кубы также взяла обрат-
Ho 2Рое предложение. Тов. Мануильский
выразил надежду, что за 4—5 дней коми-
тет годготовит текст первой главы «Вве-
Herve, пели и приннилы».

Отвечая на оазличные вопросы корсес-
пондентов, тов. Манунльский сообщил. что
Новая Зеландия и Азотралия преллагапи,
чтобы ‘устав гарачтировал нерушимссть
договоров между члензмя международной
озгапизащии, а также гарантировал бы пе-
лостность всех государств, входящих в ‹о-
став  междунаролной. сфганизании. Тов.
Мануильский отметил, что он лично воз-
разкал протиз таких предложений, по-
скольку это выходит за пределы возмож-
ностей международной организации и мо*
жет протизоречить праву на самоопределе-
ние народов, желающих изменить свой ста-
тут или произвести мирный обмен террито-
риями, тогда как международная юрганиза-
ция должна полдерживать такое право.

Касаясь работы комитета’ № 3 («Сотруд-
ничество в экономической и социальной
областях») при комиссии № 2, прелседа-
тель этого комитета делегат Индии Муда-

лиар сообщил, что комитет принял решение
изменить поправку, предложенную четырь-
мя государствами-организаторами, так, что-
бы она включала в себя и предложения
других стран. Для выработки текста ново-
го предложения создана специальная под-
комиссия, в состав которой входят деле-
галы . четырех стран-организаторов, а
также Франции, Бразилии, Канады, Австра-
лии, Мексики и Норвегии...

В коммюнике, опубликозанном комитетом
№ 2 («Мирное урегулирование споров»)
при комиссии № 3, указывается, что об-
суждение болынинства предложений отло-
жено’ до тех пор, пока другие комитеты, за-
нимающиеся ’ аналогичными ° предложения-
ми, не вынесут своих решений. Так, на-
пример, отложено рассмотрение Ффранцуз-
ского предложения о том, что Совет безо-

‘пасности, хотя и будет иметь полномочия

расследовать конфликты, должен учиты-
вать, что договоры нужно уважать. Мек-
сиканский делегат, учитывая, что другой
комитет рассматривает. этот’ же вопрос,
взял обратно свое. предложение, °преду-
сматризавнее. предоставление Генеральной
Ассамблее таких же полномочий, как и Со-
вету безопасности, при урегулировании
конфликтов. Комитет. единодушно одобрил
поправку, предложенную четырьмя  госу-
дарствами-организаторами, согласно KOTO-
рой к пункту №2 прибавляется предложе-
ние, пзоедусматривающее, что и’ не члены
организации принимают на себя обязатель-
ство в отношении урегулирования ‘споров
мирным путем.

Работа комитетов

САН-ФРАНЦИСКО, 15 мая, (Спец.
корр. ТАСС). В связи с тем, что в работе
ряда важных комитетов достигнут значи-
тельный успех, в кругах конференция
ожидают, что к концу этой недели или к
началу следующей недели некоторые ко-
митеты будут готовы представить резуль-
таты своей работы Ha рассмотрение комЕс-
сий.

Вечером 14 мая было заявлено, что коми-
тет № 2 комиссии № 1, занимающийся
вопросом о членском составе международ-
ной организации безопасности, выработал
формулу, определяющую, кто может быть
членом международной организании. В то
время как в думбартон-оксовском тексте
говорится лишь, что «членами организации
могут быть все миролюбивые нации», фор-
мула, выработаныая комитетом, ‘гласит:
«Членами организации являются страны,
подписавшие устав, ратификация которого
вошла в силу в соответствии с 11-Й гла-
вой. Членами организации могут быть все
миролюбивые нации, которые, по мнению
организации, способны и готовы принять и
выполнять обязательства, содержащиеся в
уставе».

Вчера же комитет, занимающийся вопро-
сами состава и процедуры Совета безопас-
ности, единодушно одобрил поправку, по-
зволяющую Франции немедленно занять
место постоянного члена Совета. Раздел
«А» шестой главы программы Думбартон-
Окса предусматривает, что Франция долж-
на стать постоянным членом Совета «в над-
лежащее время». Комитет предложил ис-

ключить из этого раздела слова «в надле-

жащее время». Z

Комитет № 1 комиссии № 2, изучающий
состав и процедуру Генеральной Ассам-
блеи, одобрил поправку, формулирующую
условия выбора генерального секретаря
международной организации. Согласно по-
правке генеральный секретарь избирается
Генеральной Ассамблеей по рекомендации
большинства из любых 7 членов Совета
безопасности. Одобрено также предложе-
ние четырех держав-организаторов, преду-
сматривающее, что генеральный секретарь
избирается на трехлетний период и может
быть переизбран снова. В комитете № 2 ко-
миссии № 2, занимающемся вопросом ©
политических функциях и функциях безо-
Пасвости Генеральной Ассамблеи, возникла
значительная дискуссия вокруг предложе-
ний различных делегаций малых стран,
стремящихся предоставить Ассамблее боль-
ше полномочий, чем это предусматривается
программой Думбартон-Окса. Согласно офи-
циальному сообщению комитета, вопрос за-
ключается в том, сможет ли Генеральная
Ассамблея по собственной инициативе да-
вать р@комендации по любому вопросу,
<«связавному с поддержанием международ-
ного мира и безопасности и рассматриваю-
щемуся Ассамблеей». Среди делегатов, ут-
вердительно отвечающих на этот вопрос,
находятся делегаты Бельгии, Филишпин,
Кубы и Гватемалы. Однако делегаты Coe-
диненного Коослевства, Китая, Кавады,
Голландии и Ирана выступают против.
Уругзайский представитель потребовал
компромиссного решения. Делегаты Бель:
гии, Кубы, Филиппин и Гватемалы утзез-
ждают, что необходимо предоставить Ac-
самблее более широкие полномочия в обла-
сти фассмотрения ‘международных спорэв,
если Совет безопасности не сумеет пред-
принять эффективчые действия. Противни-
ки этой точки зрения подчеркивают, что
необходимо избегать всякой возможности
конфликта в вопросе о юрисдикции между
Советом безопасности и Генеральной Ас-
самблеей в критические моменты. Эти де-
легаты указывают также, что предложение,
выработанное в Думбартон-Оксе, опирается
на разделение функций между Советом и
Ассамблеей, которое не следует нарушать.

В комитете № 3 комиссии № 3 также
возникли дебаты в связи со стремлением
делегаций ряда малых страш расширить
полномочия Ассамблеи. ©

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

——

Американская и английская печать
об отношении к военным преступникам

НЬЮ-ЙОРК, 16 мая. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» из Парижа, использование союзни-
ками германского верховного командования
для осуществления демобилизации герман-
ских сил способствует усилиям оставшихся
германских лидеров реабилитировать гер-
манское военное командование от обвине-:
ния в войне и сохранить за ним власть.
Немцы используют это положение для
увеличения своего собственного престижа.
Кроме переданного по радио  ’Фленебурга
заявления фельдмаршала Буша, в ‘котором
он претендовал на контроль над Северо-
Западной Германией < согласия союзников,
имеются лва других указания на германскую
тактику. Бывший командующий германски-
ми войсками в Норвегии генерал-полковник
Фалькенхорст в своей речи заявил, что
терманский генеральный штаб был, якобы,
всегда убежден в том, что Германия не мо-
жет выиграть войну. Бывший германский
радиообозреватель генерал-лейтенант Дит-
мар, выступавший от имени германского
верховного командования, подготовил речь,
в которой он обвинял за возникновение
войны только. нацистскую партию и оправ-
дывал германское верховыое командование.

Газета «Нью-Иорк таймс» заявляет, что

крайне необходимо. чтобы‘ процессы под-

жигателей войны «были ‘организованы сов-
местно и быстро проведены с достоинством,
суровой справедливостью и тщательно-
стью... Суд над этими военными преступ-
никами является психологической необхо-
димостью для того, чтобы среди народов
всего мира могло сохраниться чувство спра-
ведливости». Излишне любезный прием Ге-
ринга ‘американщами, которыми он был за-
хвачен, пишет газета, и его неуклюжие оп-
равдания создали неприятное впечатление.

13 мая газета «Крисчен сайенс монитора
\прек:.ула губернатора штата Теха: в том
что он одобрил любезное обращеняе с гер-
манским фельдмаршалом Рундштедтом, хо-
тя и протестовал против полобного обраше-
ния с Герингом. Газета заявила; что когда
проводится такое’ различие, то это мешает
видеть, какую угрозу миру Есе еще ппел-

ставляет собо# германская воезыная каста.

Генеральный штаб в Настоящее время,
возможно, более опасен для мира, чем
Титлер.

НЬЮ-ЙОРК, 16 мая. (ТАСС). Газета

«Нью-Морк геральд трибюн», отмечая, что
Гёринг воплощает германскую политику,
нишет, что, независимо от каких-либо пра-
сил военной вежливости, ничем нельзя об -
яснить тот факт, что‘американский генерал

пожимал руку Герингу. Газета одобритель-
Ho отзывается о приказе Эйзенхауэра; за-

прещающем подобные действия, но заяв-
ляет, что Эйзенхауэр все еще не об’яснил
внезапное появление фельдмаршала Буша
в качестве германского «командующего» в
Шлезвиг-Гольштейне.

Газета «Нью-Йорк пост» также одобря-
ет приказ Эйзенхауэра, но заявляет, что
главнейшие нацистские военные  преступ-
вики, как, например, фон Пацен, Франк,
Гудериан, Кессельринт, Рундштедт, Кей-
тель, Фалькенхорст, Клейст, Шахт и дру-
гие, все еще не предстали перед судом и
не наказаны.

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Вопрос 06
отношении к видным германским военно-
пленными преступникам продолжает при-
влекать настороженное внимание печати.
Беспокойство не было рассеяно приказом
Эйзенхауэра, запрещающим обращаться с
нацистскими лидерами, как с «почетными
врагами». Опубликовано много фотографий
Геринга, изображающих его в тот момент,

когла он говорит о себе как об оскорблен-

ной невинности. т

Газета «Ньюс кроникл» обращает внима-
ние на положение во Фленсбурге, где Де-
ниц находится в морских казармах и имеет
только германскую охрану. В некоторых
пределах Дениц обладает свободой дейет-

ВИЙ.

ЛОНДОН, 15 мая. (ТАСС). Как переда-
ст агентство Рейтер, епископ Эдинбург-
ский Дэнсон заявил в своем выступлении
перед епархиальным синодом в Эдинбурге,
что сознательная и безжалостная жесто-
кость гестапо’ требует кары, и церковь счи-
тает священным долгом ваказание тех, кто
скажется виновен в зверствах. —

К суду над военными преступниками в Румынии

БУХАРЕСТ, 16 мая. (ТАСС). В румын-
ской печати опубликован  обвичительный
акт по делу 38 военных преступников,
суд нал которыми начался 14 мая в Бу-
харесте.

В первой части акта излагаются.  пре-
ступления подсудимых генералов Мачича
и Трестиоряну в Одессе в 1941 году.

После взрыва в здании румывской комен-

датуры генерал Трестиоряну,  назначен-
ный вместо убитого при взрыве геверала
Глугояну комендантом Одессы, сообщил

в Бухарест, что им приняты меры к орга-
низации массовых казней в Одессе, После
этого в Одессу прибыл из Тирасполя ге-
керал Мачич. На улицах и плошадях
Олессы появились’ трупы повешенных И
расстрелянных ‚ жителей города. Всего за
одно утро было казнено около 5’ тысяч
человек. Румынские жандармы и полиция

согнали десятки тысяч ‚людей в одесскую

тюрьму.

У бараков заключенных связывали друг
< другом веревками, сталкивали в. проти-
воташковый ров и затем по команде под-
полковника Деляну расстреливали. Желая
быстрее покончить CO своими жертвами,
бандиты загнали в четыре барака более
5 тысяч человек. В стенах бараков были
пробиты отверстия, сквозь которые жан-
дармы расстреливали находившихся там
людей. Чтобы уничтожить следы престуй-
лений, палачи облили бараки бензином и
подожгли. К`вебу поднялись огромные
языки пламени. На крышах можно было
видеть живые факелы — об’ятых пламенем
людей. Тех, кто делал отчаянные попытки

спастись. жандармы расстреливали. Офи-
церы ‘забрасывали окна гранатами.

Далее в акте говорится о зверствах ру-
мынских оккупантов в Черновцах. 30 ав-
густа 1941 года губернатором Буковины
был назначен верный слуга Антонеску ге
лерал Калотеску. Калотеску признал, что
им были организованы массовые концлагери

для евреев, в которых были истреблены.

многие десятки тысяч людей.

По приказу Антонеску, в Тыргу-Жиу
был открыт большой концлагерь, который
по замыслу его организаторов должен был
явиться «могилой антифашистов». Обеи-
няемый подполковник Златеску’ установил
в лагере эвераный режим, в результате
применения которого массы заключенных
умирали.

Особой жестокостью отличались обви
няемые Бурадеску, Изопеску wm др,, яв
лявшиеся начальниками концлагерей. Так.
Изопеску, прежде чем истребить  заклю
ченных, прабил их. В лагере Богдановка
содержалось свыше 48 тысяч человек. 2]
декабря 1941 года по приказу Изопеску
начались массовые ‘убийства заключенных.
Больных и инвалидов разместили в He-
скольких бараках, которые были  облиты
керосином и подожжены. Заживо сгорело
до 5 тысяч человек. Остальные, среди ке:
торых находилось много женщин и детей,
были расстреляны разрывными пулями Е
лесу около лагеря. Заключенных группа:
ми по 300—400 человек ставили на колени
на краю рва, а затем расстреливали. Tpy-
пы затем сжигались. Изопеску чрисутетво-
вал при расстрелах и фотографировал наи-
Солее «захватывающие «цены»,

ВНЕСЕНИЕ  ГЕРИНГА В СПИСОК
ВОЕННЫХ . ПРЕСТУПНИКОВ

ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). Как сообща-
ет агентство Рейтер, вчера комиссия Об’е-
диненных наций по расследованию воевных
поеступлений об’явила следующее: «В
связи с обсуждением в печати комиссия
Об’еданенных наций по расследованию
военных преступлений уполномочена  зая-
вить, что еще в ноябре 1944 г. имя Ге-
ринга внесено в первый список лиц, об-
виняемых в военных преступлениях. Этот
список принят комиссией  Об’единенных
заций»:

АМЕРИКАНСКИЕ ВОЙСКА
ЗАХВАТИЛИ КАЛЬТЕНБРУННЕРА

ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). По сообще-
нию американского радионередатчика в
Англии, отряд 89-й американской дивизии
вместе с австрийскими патриотами захва-
тил в плен Кальтенбруннера — заместителя
начальника гестапо и начальника австрий-
ских отрядов СС.

Кальтенбруннер, захваченный врасплох,
заявил, что он является немецким BCCH-
ным врачом. Он даже пред’явил  соответ-
ствующие документы. Для того чтобы его
не узнали, он приклеил усы. Будучи окон-
чательно разоблаченным, Кальтенбруннер
признался.

В его доме было найдено много герман-
ских банкнот, золото и ‘доллары.

Кальтенбруннер, говорится в сообщении,
является военным преступником первого
ранга. Он должен наряду © другимй пре-
ступниками ответить за смерть миллионов
невинных людей.

ПЛЕНЕНИЕ МИЛЬХА
И МАНТЕЙФФЕЛЯ

ЛОНДОН, 16 мая. (ТАСС). Лондонское
ралио передает, что германский генерал-
фельдмаршал Мильх и командующий 3-й
танковой ‘армией генерал-лейтенант Man-
тейффель взяты в плен английскими вой-
сками. у

АРЕСТ ГИТЛЕРОВСКИХ АГЕНТОВ
р В ПРАГЕ

ПРАГА, 16 мая. (ТАСС). Эдесь ‘аресто-
ваны марионеточный «президент» так назы-
ваемого «протектората Богемия и Моравия»
Эмиль Taxa, бывший «премьер-министр»
и «министр юстиции» марионеточного пра-
кетельства Ярсслав Крейчи, бывший «пре-
мьер-мивистр» Рихард Бинерт, «министр
путей сообщения» Генрих Каменицкий,
«министр финансов» Иосиф Кальфус,
«министр сельского хозяйства» Адольф
Грубы и руководитель чешской  фашнет-
ккой партии генерал Рудольф Гайда.

ДЕЙСТВИЯ АМЕРИКАНСКИХ
подводных лодок

ВАШИНГТОН, 16 мая. (ТАСС). Морское
министерство США сообщает, что за пос-
леднее время американские подводные лод-
ки потопили в тихоскеанских водах 9 япон-
ских судов: 1 эсминец, 2 небольших эскерт-
ных и 2 сторожевых судна, 1 крупвый TaH-
кер, 1 среднее и 2 небольших грузовых
судна.

С начала войны на Тихом океане амери-
канские подводные лодки потопили 1.128
японских судов.

Кронтитадт. 12 мая в саду школы связи имени А. С. Попова состоялось торжественное
тинг на открытии памятника. 2. В музее школы: приборы, созданные руками А. С. Попова, — первый грозоотмелчик, приемная станция

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

TM203313

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Су

отдел боевых действий  Ффлота—доб.

отдел информации—доб. 1-85; отдел писем — доб. 28, ил

открытие памятьикКа

29, 36

люстрацнон ный отдел—доб.

изобретателю радио А. С. Попову; На снимках: 1. Ми-

и др.
Фото Б. Васютинского (ТАСО),

99; начальник издательства

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21. .

‚ют жизненно важное значение

17 мая 1945 г., четверг. № 114

a

(1989)

Заявление Трумана на пресс-конференции

ВАШИНГТОН; 15 мая, (ТАСС). Выслу-
пая на пресс-конференции, Трумэн сооб-
шил имена лиц, которые’ будут сопровож”
дать в Москву представителя Соединенных
Штатов в союзной комиссии по возмеще-
ныю убытков, — Паули и его помощника
Любина.

Один из корреспондентов напомнил Тру-
мэну, что во время своей первой пресс”
конференции Трумэн обещал позднее со-
общить квое мнение относительно закона
Джонсона, который запрещает Соединен-
mom Штатам предоставлять займы  стра-
нам, которые не выплатили Соединенным
Штатам долгов с пропалой мировой воины.
Трумэн ответил, ‘что он сторонник отмены
закона Джонсона и что никогда его he
одобрял. Он зачитал отрывки из, янВа.-
ского послания Рузвельта конгрессу по
вопросам бюджета, в котором Рузвельт
зысказывалея за отмену этого закона.
Трумэн заявил, что он‘ полностью согла-
сен с высказываниями Рузвельта.

Касаясь создания комиссии по. возмеще-
нию убытков, Трумэн заявил: «Справедли-
вое и действенное урегулирование вопроса
о репарациях выдвигает некоторые труд-
нейшие проблемы послевоенного  УстроН-
ства. Эти вопросы тесно связаны с зада-
цей обеспечения длительного ‘мира. Поэто-
му правильные ответы на них представля-

для без-
опасности (Америки и всего мира. Я личво
в общем разделяю вэгляды на наши соб-
ственные цели, которых придерживаются
посол Паули и доктор Любин. Tipex ae
всего пообходимо получить уверенность В
отношении того, что Германия и Яповия
не смогут когда-либо вновь  перевоору-
житься,.— это для нас важнее всего.
считаю далее, что наши союзники придер
живаются одной точки зрения с нами по
этому вопросу и что при наличии такого
основного согласия будет открыт путь для
установления справедливой м удовлетво-
рительной программы германских  релара-

с

ций—<«репараций в натуре», которые обес-

ксимальное восстановление pated
оккупированных тёрриторий, Лица, избран
ные для выполнения этой важной миссии,
должны внушать доверие всем  американ-
пам. Они вполне пригодны для этой Bas
ачи».

ть вопрос © том, выработана ли пози:
ция Соединенных Штатов В отношении об.
ращения с германским генеральным шта.
бом, Трумэн ответил, что’ этот вопрос зе
еще не. разрешен. На вопрос © военных
преступниках Трумэм заявил, что это. дело
в настоящее время поручено члену вет.
xopnoro суда Джексону.

Трумэн сообщил об изменении сделан:
ного недавно руководителем бюро военной
информации США Дэвисом заявления о
том, ‘что ввоз различных изданий в окку-
пировавную ‘американцами зону Германии
будет в значительной степени ограничен,
Трумэн заявил, что Дэвис действовал ис.
кренне, считая, что он достиг соглашения
по этому вопросу с подчиненными верхов»
ного главнокомандующего Эйзевхауэрл,
олнако Эйзенхауэр поэднее информировал
Трумэна, что юн He согласен с подобной
политикой. Трумэн заявил: «Генерал Эй
зенхауэр уведомил меня, что ом не давал
никаких ‘распоряжений или приказов в от-
ибсшении ввоза’ изданий в Гермавию. 9й-
зенхауэр! выразил свое личное мненив, Зак:
лючающееся в ТОМ, что свобода печати и
своболный притох информации и идей
должны быть Ффазрешены в Германии в
пределах, допускаемых военной безопас-
ностью. Эйзенхауэр подчеркнул, тем ве
менее, что в Германии не может быть в0с-
становлена. свободная немецкая печать до
‘сконмательного устранения влияния наци’
стов и военцияны. (Мы не намерены терять
достигнутый мир путем  прелоставления
лицензий последователям расовой теории,
пан-германизма, нацистам и милитазистам
с ‘тем, чтобы они могли злоупотреблять
пемократическими правами для нападения
на демократию, как’ это делал Гитлер, Я
согласен с Эйзенхауэром».

печат ма

- ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА

САН-ФРАНЦИСКО, 15 мая. (Спец.

корр. ТАСС). Отвечая на BOolipec, касаю-

щийся поставок по ленд-лизу Советскому
Союзу, государственный секретарь Стетти-
ниус заявил:

«Принцип, который ‘применялся в вопро-
сс о ленд-лизе в пронглом, — сказал Стет-
тиниус, — сохранится и теперь, когда BOH-
на в Европе кончилась, и будет одинако-
вым для всех стран. Поставки по. ленд-
лизу доставляются и будут доставляться
нешим союзникам, будь то Советский Co:
юз, Соединенное Королевство, Франция,

no ВОПРОСУ 0’ ЛЕНД-ЛИЗЕ

Голландия или любая другая страна, в раз-
мерах, необходимых для достижения бы:
строй и эффективной окончательной победы
с наименьшими потерями. При  практиче-
ском применении этого основного принци*
па характер и количество поставок, прело-
ставляемых любой стране, всегда пере:
сматривается и будет пересматриваться в
свете меняющейся военной обстановки. Ни-
какое другое соображение нз будет дикто-
вать изменений в программе  ленд-лиза
после поражения Германии».

Письмо группы видных общественных и культурных
деятелей Австрии

ВЕНА, 16 мая. (ТАСС). Австрийская га-
зета «Нейес Эстеррейх» опубликовала 13
мая`письмо видных общественных деяте-
лей, а также деятелей науки и культуры
Popol демократической Австрии, начавших
подготовку к созданию общества культур-
ных и экономических связей с СССР.

Отметив, что нацистская пропаганда
создавала ‘среди австрийцев  превратное
представление о. Советском Союзе, авторы
заявляют, что «о высоких культурных цен?
ностях, создачных Россией во всех обла-
стях искусства — театре, музыке, изобрази-
тельном искусстве, литературе, здесь зна-
от столь же мало, сколь и о высоксм раз-
витии русской науки, которая в лице мно-

гочисленных специалистов достигла’ вы-
дающихся успехов: Новая Австрия, пре-
исполненная благодарностью к своим ос-

вободителям и воодушевленная желанием
развивать дружественные отношения с

Россией, придает болыное значение вос-
становлению духовных связей между обен-
ми странами. Необходимо, — говорится в
письме, —предиринимать поездки в  Рос-
сню с целью ознакомления с культурной A
духовной жизнью этой страны. Необходи:
мо также, чтобы Советский Союз ознако-
мился с духовной жизнью Австрии. Сле-
дует принимать различные меры для сбли-
жения Австрии и России. Такова цель, к
которой мы стремимся. Посредником в
этом деле должно стать общество, котор
необходимо теперь основать».

В числе подписавших письмо— ректор Вен-
ского › университета профессор Людвиг
Адамович, ректор Академии изобразитель-
ных искусств профессор Герберт Бекль, ми-
нистры Иоганн Бем и Эрнест Фишер, рек-
тор высшей технической школы профессор
Альберт Душек, заместитель бургомистра
Вены Леопольд Куншак.

Буксируемые доки для линкоров

Для обеспечения боевых действий
флотов, оперирующих в Тихом океане на
большом удалении от главных баз, в США
построены пловучие доки новых типов.
Сюда относятся, в частности, буксируе-
мые секционные доки. Конструкция их
заключается в слелующем: каждый док
состоит из нескольких секдий обычной
для судового корпуса обтекаемой формы.
Верхние палубы сеюций ровные, о уста-
новленными в районе мидель-шпангоута
кильблоками. В ноет и корме воздвигну-
ты высокие балини, могущие быть уло-
женными на палубу на время перехода
судна-секщии в ожеане.

При необходимости поднять  повреж-
денный корабль несколько секций при-
буксировываются в указанное место, ста-
новятся на якоря и соединяются сталь-
ными тросами или цепями борт о борт.
После этого погружают секции и вводят
в док корабль. Регулируя сткачку воды,
поднимают корабль. Каждая секция име-
ет насосную станцию и откачку воды мо-
жет производить самостоятельно. Грузо-
под’емность секции 10.000 т. Для под’е-
ма линкора док составляется из десяти
секций, для под’ема крейсера из семи-
восьми, для под’ема эсминца — Мз пяти
секций и т. д. Полная трузопод’емность
этих доков гораздо больше, чем
водоизмещение подлежащих под’ему
кораблей. Однако, чтобы использовать ее
полностью, пришлось бы поднимать одно-
временно по два или три корабля, что
будет трудно и рискованно. Запас rpyso-
нод’емности дает возможноеть поднимать
корабли, принявшие большое количество
воды.

Требующееся в каждом случае коли-
чество секций определяется длиной под-
нимаемых кораблей, а не их водоизмеще-
нием. Современный линкор при’ длине
230—250 м требует килевую дорожку
дока длиной до 200—220 м, длина крей-
сера — 170—180 a a 1. 3. При ориенти-

‚можно точно ‘отрегулировать

ровочной ширине секций в 18—19 x
длина дока, составленного из десяти сек-
ций (с промежутками между ними в
1,0—1,5 м), составит свыше 200 x,

Судя по трузопод’емности и размерам,
можно предположить, что секции дока
построены из корпусов стандартных т0]-
говых судов типа «Либерти», значитель-
но подкрепленных введением двух-трех
продольных переборок, которые нужны
также для обеспечения поперечной остой-
чивости секции при погружении и под-
ме.

Секции доков нового типа несамоходны
и требуют буксировки их к месту работы,
Американцы предполатают строить и 04
моходные секции,

Основные недостатки доков нового ти-
на состоят в том, что ими трудно подни-
маль тяжело поврежденные большие кд-
рабли (линкоры, авианосцы),  потеряв-
ие общую продольную прочность, та
как секции имеют только гибкую связь.
На волненим свыше 5—6 баллов секции
будут биться друг о друга. Вообще ис-
пользование доков Ha волнении и н&
большой тлубине (свыше 100—200 м)
затруднено, ибо зв этих условиях #6в0з-
установку
секций так, чтобы килевая дорожка пред-
ставляла прямую линию. Кроме Tore,
следует отметить сложность регулирова-
ния погружения и под’ема дока.

Вместе с тем доки нового типа обладая“
ют рядом крупнейптих достоинетв, как-
то: возможность рассредоточенной 010-
янки и работы ‘отдельных  секщий или
небольших трупп их. что особенно ценно
с точки зрения противовоздушной 9091-
ны; возможность широкой замены 103-
режденных секций исправными, a также
Юыстрого шеребазирования. Корпуса cy-
дов-секций позволяют разместить в них
mod0e станочное оборудование для Pe-
мента поврежденных кораблей.

А. В,

К пребыванию в Москве г. Хьюлетта Джонсона

16 мал Председатель Правления ВОС
В. С. Кеменов устроил завтрак в честь
находящегося в Москве настоятеля Кез-
терберийского собора, председателя 0б?-

`‘единенного комитета помощи Советскому

Союзу, вице-президента Лондонского 08-
щества культурной связи © СССР докто-
ра Хьюлетта Джонсона и сопровождаю-
щего его г-на А. Дай.

На завтраке присутствовали: Народ-
ный Комиссар Здравоохранения CCCP
Г. А. Митерев. председатель. Комитета по
делам высшей школы при CHR CCCP
С. В. Вафтанов, генерал-полковник ме-
дицанской службы Е. И. Смирнов, заме-

щевская ул.. 21. Коммутатор редакции Д 3-20-99 ao Д 3-20-96. Телефонь: для справок—доб. 1-73; отв. секретарь редакции Л ;
отдел пропаганды-—Д 1-11-45; отдел партийно-комсомольской жизни—доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-22, отдел А me ay ев
До 1-12-60; бухгалтерия -— доб. 25; отдел подписки — Д 1-62-21. °

ститель председателя Комитета по делах
искусств при CHK СССР А. В. Солод®-
ников, заместитель Народного Комиссарь
Здравоохранения СССР и председатель
исполкома Обществ Красного Креста 1

Красного Полумесяща С. А. Колесников, -

академик Tl. Л. Катица, видные деятели
советской культуры, ответственные  ¢0-
трудники ВОКС м исполкома  Обществ
Красного Иреста и Красного Полумеся-
ца, ® также Поверенный в делах Вели
кобритании в СССР г-н Робертс и первый
секретарь посольства г-н Юроствейт,
Завтрак прошел в атмосфере сердеч-
ности и дружбы, (ТАСС).

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.