ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭКС

ECKOJIBKO —столетвй продол- <>
На бури ‚уезовочества за
‘OcBO ерного Ледови a-
за. Первые арктические а, Е. К. ФЕДОРОВ,
онаряжавттиеся. около 400 лет на- Герой Советского Союза.
зал, уже имели своей задачей най- <>
ти кратчайший северный проход для
о соединил бы 34-  метеорологических  явленлях в
дную сврону с Восточной. Авией. центре Арктики. Недаром этот рай-
он называетая «кухней погоды».
Эту задачу разрешила станция
«Северный полюс». Оказалось, что

© только в конце семидесятых го-
дов прошлого века  эконедиции
Норденшельль впервые удалось в
oa ee how ieee Co ряд теорий ученых о закономерно-
: о . стях изменений поголы в Арктике
практического освоения Северного :
морбкото ‘пути принадлежит совет   #8938 ИТ © колебаниями метеоро-
paises ie логических условий на материке
ie Cae ве. раз жестоко   ПУЖАВеТСЯ в сёръезных поправках
Суро или вовсе в пересмотре До высад-
Фасправлялся с отважными омельча-   хина полюсе нашей экспедиции
ками, пытавшимися раскрыть его   „алое убеждение в том, что над
тайны. Пытливый человеческий Ум   Полярным бассейном находится об-
нь лия ласть постоянного повышенного даз-
Baccus ы и cacoomommens   tone? атмосферы (Tak называемая
а ея в высокие широ.   АИТИШиКаоническая область). В нер-
вые ‘же дни работы в районе полю-
ты, туда, где, казалось, можно было  5 мы оказались в области циклона
найти. разгадку  многих OGKPCTOB   (пониженное давление атмосферы).
океана, получить достоверные дан-  Этот факт опрокидывал ‘прежнее
ные о его природе, закономерности   прелставление о взаимодействии ал-
движения льда, атмосферных ABIC-   осферы Полярного бассейна своз-
ниях в центре Полярного бассейна   лешными массами средних широт.
HT д. Наши наблюдения свидетельствовали
Исключительно большую роль В 0о том, что к полюсу проникают
научном познании Северного Ледо-   циклоны, зарождающиеся в Атлан-
витого океана сыграла экспедиция   тическом океане.
крупнейшего полярного исследовате- Если могли найтись скептики, ко-
ля всех времен Фритьофа Нансена.   торые подвертли бы сомнению ре-
Дрейф во льдах его корабля «Фрам»   зультаты наших  метеорологических
от Ново-Сибирских островов до 66-  наблюдений, то теперь, после двух-
регов Гренландии (1393—1396 пт.)   летней работы отважного коллекти-
позволил собрать чрезвычайно цен-   ва седовцев, эти сомнения оконча-
ный научный материал. Подтверди-   тельно рассеиваются. Можно счи-
лась омелая гипотеза Нансена о по-  тать твердо установленным, что и
-стоянном мощном течении с. восто-   в районе Полярного бассейна про-
Ra Ha запад, имеющемся в Ледови-   ходят циклоны и что там нет устой-
том океане, и таком же дрейфе  ! чивого высокого атмосферного давле-
льдов, покрывающих всю северную   ния.
часть океана. Однако проникнуть в  При составлении карты погоды
центральную часть Ледовитого океа-   синоптики, даже.в тех случаях, ког-
-на Нансену не удалось — дрейф   да множество данных говорило о
пронес его корабль по окраине П9-   том, что через Полярный бассейн
лярного бассейна. движется циклон, не ‘решались это
Великая Страна Советов в 1937 г.   утверждать. Естественно, это запу-
сумела осуществить то, о чем лишь   тывало общую картину метёорологи-

ПЕДИЩИЯ

севернее, тем меньше действие цен-
тробежной оилы, тем сильнее дей-
ствие земного тяготения,

Кроме того наша земля по своей
форме не является правильным шел
ром, а слегка сжата, как бы чуть
оплюснута, у полюсов. Поперечник
земли у экватора на 48 километра
меньше, чем поперечник у полюса.
Следовательно, чем ближе к полю-
су, тем ближе также и к центру
земли.

В земной коре масса распределе-
на неравномерно: в одном . месте
находится океан, в другом — мате-
рик и т д Неодинаковое устройст-
BO земной коры также отражается
на силе тяжести. На основе изме-
рений силы тяжести можно вычис-
лить форму земли и узнать, ках
устроена земная кора. Это необхо-
димо для всяких теодезичееких ра-
счетов. Гравитационные измерения
станции «Северный полюс» дали но-
вые интересные данные об устрой-
стве земной коры и ее форме в
районе Центрального полярного бас-
celina.

Экопедиция Нансена сделала rpa-
витационные наблюдения всего в
двух пунктах. Сама методика гра-
витационных измерений тогда была

несовершенной. За два года дрейфа!

«Седова» его экипаж произвел 47
гравитационных наблюдений Ha
борту «Седова» для измерения си-
лы тяжести имелся точный и н%-
дежный автоматический маятнико-
вый прибор. Результаты этих изме-
рений впервые дадут полное и точ-
вое представление о размещении
силы тяжести на всем пути дрейфа
«Седова».

Ученые всего мира с нетерпением
ожидают того момента, когда все
результаты научных работ селовцев
будут доставлены на материк, обра-
ботаны и опубликованы. Можно
уверенно сказать, что эти резуль-
таты составят целую эпоху в на-
шем познании северной части Ле-
довитото океана.

Более двух лет 15 замечательных
сынов советского народа упорно рз-

мечтал Ф. Нансен, — организовать   ческих явлений на земном шаре и   ботают на одиноком корабле, дрей-

научную дрейфующую станцию  в  затрудняло составление празильных
районе Северного. полюса, которой,   пропнозов ногоды. Метеорологические
как известно, удалось сделать целый   сводки седовцев окончательно уст-
ряд чрезвычайно важных открытий.   ранили такие затруднения в работе

фующем в необ’ятных леловых про-
сторах. Над кораблем бушевала пур-
га, ледяной ветер пронизывал до
костей, вахты были  непрерывны.

Спустя 45 лет после дрейфа «Фра-   СИНОПТИКОВ.
ма» 15 отважных советских поляр-
ников прошли на ледоколе «Седов»
через’ всю северную часть Ледови-
того океана о востока на запад, вии-
 сав новую блистательную страницу
‘в историю арктических исследова-
ний. рейфуя параллельно пути
«Фрама» и почти все время значи-
тельно севернее его, селовцы выпол-
‘нили огромную программу научных
исследований, опирающихся на нос-
ледние современные достижения
науки и техники. Трудно переоце-
нить значение этих исследований
‘для уточнения наших познаний о
природе Арктики и для еще более
‘уверенного освоения Северного мор-
ского пути.

Олним из самых неожиданных и
зажных результатов наблюдений
станции «Северный полюс» была
сравнительно очень большая ско-
‚рость движения вашей льдины.

Дрейф «Седова» дал новые, ради-
тельные данные об ускорении и наз-
правлении дрейфа льдов Если ско-
poets дрейфа станции Папанина
еще можно было считать присущей
одному району, — поскольку дру-
тих подобных  экопедиций не бы-
ло, — To дрейф «Седова», вполне
сравнимый с движением «Фрама»,
позволяет теперь считать ато пред-
положение вполне справедливым для
всего Ледовитого океана. Теперь
каждому, даже неискушенному чело-
веку, видно, что «Седов» за более
короткое время прошел путь ‘более
длинный, чем «Фрам» за три года-

То обстоятельство, что лед в По-
лярном бассейне движется теперь
быстрее, говорит об усилении цир-
куляции атмосферы. Видимо, сейчас
происходит более интенсивный об-
‘мен возлушных масс Арктики и сред-
них широт. Потепление Арктики
можно уверенно поставить в зави-
‘симость от этого факта. Это — одив
из самых важных предварительных
выводов, которые можно сделать,
анализируя результаты наблюдений
седовцев.

Чрезвычайно большой научный
интерес представляют результаты
метеорологических наблюдений се-
довцев. Со времени «Фрама» ника-
ких более или менее точных све-
дений о состоянии погоды на про-
тяженяи длительного времени В
Центральном полярном бассейне не
было. Между тем наука о потоде за
‚эти четыре с лишним десятилетия
совершила значительный прогресс,
накопила большой фактический ма-
териал. Для проверки созданных ги-
потез и теорий нужны были данные

HOPOTHO

ИЗ УТРЕННИХ
Pace Eee

eae

ПРЕЗИДИУМ Верховного Совета СССР
5 января 19040 года ратифицировал Тор-
говый Договор между CCCP и Китай-
ской Республикой. заключенный B
г. Москве 16 июня 1939 года.

и Договор между СССР и Ки-
таем. заключенный в Москве 16 июня
1939 года. ратифицирован законодатель-
ной палатой Китая.

x ВЕЛЕНЫ предварительные итоги
poner городского транспорта Москвы
в 1939 году. Трамваями. метро, троллей-
бусами, автобусами и речными р
вая в прошлом году перевезено

ae 8 миллионов 122 тысячи

миллиарда
пассажиров. Больше веего пассажиров
перевезено‘ трамваями — свыше 1.837
миллионов.

*

‹ОНЧИЛАСЬ паспортизация городов
Gossrenoro Союза. В этом году состав-
лены паспорта 220 городов. — крупней-
ших промышленных краевых, област-
ных и республиканских центров. Пас-
порт города включает сведения 06 ac-
новных момёнтах его историй, нынеш.
нем состоянии промытленности и тран-
спорта, товарообороте и т. д. B 1949
году будут паспортизированы все горо-

ла Союза,

Pd
oe ЕТ агентство Рейтер по
КАК Пинивльно об’явлено об отстав-
ке английского военного министра Хор-
Белиша и министра информации Мак-
миллана. Король утвердил ние
военным министром Оливера она:
инистром информации — Джона Рейт
и министром торговли — Эндрью Дункан.
передает ио радио

K ;
Are? о ene . что там получено
Be one о победе китайских войск в
9 верной част провинции Гуандун. Co-
часио этому сообщению. китайские
Яска 1 января повели контрнаступае-
aS против японцев, в результате ee
Fopora последние потеряли свыше 19

тысяз человек.

экипажа «Седова»
только захватили новый, до
пор неиселедованный район,
были еще более пенными, чем Ha-
блюдения экспедиции Нансена. Днев-

ли известны синоптикам материка
лишь спустя несколько лет после

Ни морозы, ни тьма полярной но-

Более чем двухлетние наблюдения   ЧИ» Ни тяжелый труд — ничто не

за погодой не  СТрашило и не страшит седовцев.

сих   Ежечасно чувствуя внимание и 3а-

но   COTY родины, всего великого совет-

ского народа, героические зимовщи-

ки с честью преодолели трудности

‚на своем пути и. победно его завет-
шают.

Hamm познания о Ледовитом океа-
не и всех северных морях, окайм-
ляющих северную границу Страны
Советов, стали более точными, более
правильными. Пламенные советские

кики погоды в районе «Фрама» ста-

завершения экопедиции. Данные же
седовцев становились известными
всему миру каждые сутки.

„Отто отчете ОО те патриоты = cedonuat — te толь
} ме ; ‘  блестяще использовали все зозмож-
Магнитное поле земли не только м чи

ности, предоставленные  дрейфом
для огромной научной работы, но и
сумели сохранить в хорошем состоя-
нии свой корабль.

имеет различную силу в разных ча-
стях земного шара, но и распреде-
лено по его поверхности неравно-
мерно. Марнитная стрелка компаса,   В ближайшее время героическая
казалось бы, должна показывать На   полярная энопея будет завершена.
северный магнитный полюс, нахо-  Вед советская страна, все прогрес-
лящийся в районе Гренландия. Од-  сивное человечество с восторгом

нако на деле стрелка показывает не   приветствуют тероев исторического
на Северный полюс и даже не на   дрейфа. я i

магнитный северный полюс, а куда-
то в сторону от них. Налрример, в
Ленинграде стрелка указывает‘ на
4 градуса в востоку от Северного
полюса. Это отклонение стрелки на-
зывается склонёением компаса. На
Земле Франца-Иосифа склонение
равно 25 градусам. и, чтобы итти.
прямо на Север, нужно держать
курс на 25 градусов в сторону от
направления магнитной стрелки.

Чтобы можно было летать по воз-
духу и плавать на’ море, точно вы-
держивая необходимое направление,
надо знать склонение компаса в
каждом районе. На основе магнит-
HOH семки в разных точках земной
поверхности весь земной шар носте-
пенко покрывается сетью точных
данных о магнитных склонениях. В
районе дрейфа «Седова» такие на-
блюдения проведены впервые. ‘

Значительный научный интерес
представляют гравитационные изме-
рения экипажа «Седова» — измере-
ния силы тяжести.

Сила земного притяжения в рав-
ных местах земной ‘поверхности
различна. Если бы земля была пра-
вильным шаром и стояла спокойно,
то сила притяжения должна бы
быть одинакова в любом месте. Но
земля вертится вокруг оси. На эк-
ваторе’ это чувствуется сильнее все-
го. Центробежная сила здесь ослаб-
ляет силу земного притяжения. Чем

НА ЛЕДОКОЛЕ „Г. СЕДОВ“

ЗАПИСКИ КАПИТАНА
<

В начале октября 1938 года отважный экипаж дрейфующего
ледокола «Георгий Седов» готовился ко второй полярной ночи.
Большая Земля узнавала о жизни и быте седовцев только по ко-
ротким радиограммам с ледокола. Но и эти лаконичные сообщения
ярко говорили о большевистской организованности и величайшем
мужестве людей, исполненных горячим желанием как можно лучше

выполнить задание родины, партии, любимого вождя товарища
Сталина.
Капитан героического ледокола в свободные от напряженных

вахт минуты запечатлел на бумаге отдельные эпизоды из жизни
экипажа.

Ниже мы помещаем эти записи тов. Бадигина. Они датированы
15 октября 1938 года. Но и до сего дня не потерял своей ценно-
сти этот волнующий рассказ о героических «буднях» людей боль-
шевистской воли,

мы уже кое-что успели сделать —
установили, например, деревянный
биме *) в котельном отделении, кре-
пления и коробчалый Suse Bp ма-
шинном отделении,

Наш штатный научный работник
Буйницкий проводит магнитные,
астрономические и травиметрические
наблюдения и с ними прекрасно
справляется Кроме этого мы реши-`
ли дополнительно вести крутгаосу-
точную метеорологическую вахту с

a начинается резким `завыва-
нием во всех репродувторах
Это наш ралист’ Полянский, или,
как его здесь называют, дядя Ca-
ша, предупрежлает о трансляции
очередного выпуска «Последних из-
Бестий» из Москвы. Невообразимый
вей и писк, предшествующий‘ ра-
лиопередаче. значительно облегчает
труд вахтенного, так как буквально
за лве-три минуты вся команда «Се-
дова» пробуждается без его ‘усилий

Арктики,

После сытного завтрака с ежеднев:
ной дозой витаминов «С», ровно в
9 часов, начинается деловой день
Работы у нас по горло. Надо до
темноты выполнить кучу дел: отеп-
лить окончательно помещения, при-
готорить аварийный запас, преду-
смотрев все мелочи, обеспечить себя
анектроэнергией, необходимой для
связи (для этого мы устанавливаем
три агрегата в различных местах.
работающих на разном топливе), —
в общем сделать все необходимое в
возможное для наилучшего изучения

Для безопасности судна

записями наблюдений через каждые
va часа, производить промер глу-
бин сборы поверхностных слоев до
300 метров, наблюдения за жизнью
и состоянием льда. суточные маг-
нитные наблюдения. связанные ©
северным сиянием.  Уртанизацию’
этих работ взял на себя капитан
ледокола. Дополнительные работы
распределены так: на метеорологи-
ческую вахту идут капитан, ctap-
пкий помошник Ефремов, враз Со6бо-
левокий и Буйницкий. Гидрологиче-

АРХИТЕКТУРНО-
ИСТОРИЧЕСКИЙ
`° МУЗЕЙ В КИЕВЕ

КИЕВ. (ТАСС). Большой популярно-
стью пользуется среди киевлян Архи-
тектурно-исторический музей, располо-
женный в бывшем Софийском соборе.
Собор является ценнейшим историческим
памятником ХТ века. Исключительную
научную ценность представляют в нем
мозаика византийского происхождения и
‘фрески. изображающие спены  празд-
неств и охоты. Их реставрируют луч-
шие ученые и художники Советского
Союза,

Мувей пополнился рядом новых экс-
понатов, Готовится к открытию новый
отдел — «Архитектура феодальной Ру-
си». Здесь будут экспонированы зари-
совки и макеты сохранившихся древних
памятников, образцы строительных `ма-
териалов того периода.

Большое место в музее отведено’ по-
казу достижений советской архитектуры.
Отдел «Архитектура социалистического
строительства» пополнился многочислен-
ными фотографиями и зарисовками, по-
казывающими прошлое и настоящее
Харькова. Днепропетровска, Горловки,
Запорожья. которые волею партии
большевиков превращены в подлинно
социалистические, благоустроенные го-
рода. Ряд экепонатов отражает все ста-
дии строительства гиганта первой свта-
линской пятилетки — Днепрогэса имени

И. Ленина.

ироко представлено, в музее строи-
тельство колхозной деревни, Среди акс-
поналов — макет села Чапаевка, Золо-
тонотиского района, Полтавской области,
проекты колхозных домов, обществен-
ных столовых, кооперативов, клубов.

В текущем году будет закончена ре-
ставрация мозаики и продолжена ре-
ставрация Фресок Софийского собора, &
также фресок бывшего Михайловского
монастыря и Кирилловской церкви.

ЕР ОВНА НИЕ ПЕ
лимоны
И МАНДАРИНЫ
ДЛЯ СТОЛИЦЫ

ТБИЛИСИ. (Ham корр.). Трест «Чай-
совхоз—Грузияя и Лиммантрестоотпра-

`Рвили большую партию мандаринов для

трудящихся Москвы и Ленинграда.
Только эти тресты отправляют свыше
65 миллионов мандаринов. Кроме того в
ближайшие дни трест «Чайсовхоз—Гру-
зия» отгрузит для столицы и других
промьииленных районов 100 тысяч ли-
монов и 10 тысяч апельсинов.

НОВЫЕ
СКУЛЬПТУРЫ
НА МЕТРО

К пуску в экоплоалацию станции

«Площадь Революции» московского
метрополитена имени Л. М. Катано-
вича в подземном вестибюле были
временно установлены гипсовые
скульптуры работы заслуженного
деятеля искусств скульптора Мани-
sepa, Сейчас большинство гипсовых
фигур заменено бронзовыми, изго-
товленными на бронзолитейном за-
воде в Ленинграде.
_ На-днях были установлены фиту-
ры колхозника, в ближайшее время
прибудут скульптуры ученого. Они
уже измтовлены и отправляются из
Ленинграда в Москву. После того
как их установят, все скульптуры
на станции «Площадь Революции»
будут бронзовыми,

На снимках: слева бронзовая
скульптура ученого; справа — бронзо-
вая скульптура колхозника,

ские работы взял на себя старший
помощник, штурман-гидрограф Еф-
ремов. Наблюдение за льдом ведет
капитан, он же измеряет глубины.
Суточные магнитные станции будут
также производиться капитаном.
Буйницкий и Ефремов ежедневно
посылают с нашей  метеорологиче-
ской станции в Бюро погоды четы-
ре телеграммы, в Которых сообща-
ютоя результаты наблюдений.

Для нормального проведения ме-
теорологических наблюдений необхо-
димы метеорологические залюзийные
булки. За изготовление таких будок
взялись боцман Буторин и матро?
Гаманков. Они же изготовят трос
для глубоководных промеров. В на-
ших условиях делать промеры чрез-
вычайно тяжело. так как приходит-
ся распускать стальной огвартовый
конец и затем сращивать его пряди.
Делается это на холоде голыми ру-
ками. Трос облегчит работу. Его
предполахается изготовить длиной в
5.000 метров.

Механик Токарев и машинист Нед-
звецкий под руководством старитего
механика Трофимова неузтанно тру-
дятся над установкой двигателей.
Шарыпов и Гетман заняты отенле-
нием помещения, подбором аварий-
ных запасов и другими хозяйствен-
выми делами. Старший радист По-
лянский прекрасно справляется с
работой, обеспечивая Наю связью ©
внешним миром. Радист Бекасов не-
сет культурное радиообслуживание,
& также помотает в хозяйственных
работах на судне. Старший помощь
ник Ефремов является хранителем
всех наших запасов. Он ведет точ-
ный учет всем расходам, этот рев-
ностный блюститель установленных
нори. Наконец, судовой врач Co6o-
левский является главным органн-
затором нашего питания. Кроме 3a-
боты о здоровье экипажа он при-
нимает активное участие в целом
ряде мероприятий. Капитан непо-

*) Бимсе—поперечная балка на судне.  средственно руководит всеми рабо-

на реке Яузе.

В крупнейшем московском плодо-
овощном комбинате «Красная През-
ня» хранится 31 тысяча тонн кар-
тофеля. Из них 21 тысяча тонн не
перебиралась ни разу. Между тем
в отдельных закромах количество
загнивших клубней доститает 4—$
процентов.

В цехе № 4 почти весь картофель
засорен соломой. Эт этого он согре-
вается, и верхний слой прорастает.
В 82-м и 99-м хранилищах темпе-
ратура в средних слоях картофеля
достигает 12 градусов вместо нор-
мальных двух градусов.

Очень плохо следят за состоянием
верхнем слоя картофеля в 32-м хра-
нилище (кладовщик тов. Ступина).
Картофель мокнет и прорастает. В
некоторых случаях ростки достига-
ют 15) сантиметров.

Переборка, картофеля ведется
крайне медленно. В среднем за день
на комбинате перебирают сейчас
всего лишь 400 тонн. Поэтому ©
каждым днем увеличивается количе-
ство отходов, которые уже состав-
ляют полторы тысячи тонн. Качест-
во переборки к тому же часто не-
удовлетворительно. В 74-м хранили-
ще 3-го цеха картофель был переб-
ран 21 декабря, но и здесь осталось
немало мокрых и гнилых клубней.

Переборкой картофеля занято все-
го 200 штатных рабочих. Текучесть
рабочих здесь очень велика. : не
прямой результат отсутствия заботы

Го людях 0 отороны руководетва’

тами, входя во все мелочи вплоть
до составления меню.

Сейчас аварийные запасы почти
полностью заготовлены. Для боль-
шей гарантии аварийный запасе дуб-
лирован. Один комплект находится
3 10) метрах от судна, на льду, а
другой, такой же, — на палубе суд-
на. В каждом комплекте — пяти-
месячный запас продовольствия, ме-
ховяя одежда. оЗувь, радиостанция,
торючее и целый ряд необходимых
предметов, включая все нужное для
продолжения научных работ. При
составлении списков предметов, не-
обходимых в аварийном запасе, мы
учитывали опыт прежних полярных
экопедиций и личный опыт, а так-

же предложения всего экипажа на’

производственном совещании, посвя-
ценном специально этому вопросу

На льду аварийный запас ‹нахо-
дитея в двух палатках. Он разде-
лен на две части. В одной из па-
латок установлена радиостанция...

Обед, ужин и вечерний чай про-
ходят у нас обычно под звуки па-
тефона, который благодаря обилию
пластинок (свыше ста) еще не ус-
пел надоесть, Несмотря на усилен-
ную трудозую нагрузку, выпадаю-
щую на долю каждого из нас, адо-
ровый аппетит делает свое дело —
почти все прибавляют в весе и 0б-
растают понемногу жирком. Все pa-
ботают с энтузиазмом.

Касаясь наших бытовых условий,
можно сказать, Что они вполне удо-
влетворительны. Мы сумели сделать
свои помещения теплыми, сухими и
улобными для жилья. Баня функ-
ционирует каждые десять дней.
Установлены специальные дни для
стирки белья (единственное занятие,
к которому зимовщики совершенно!
не чувствуют симпатии). Выдачу пи-
щи, мытье посуды совершают у нас
диевальные, меняющиеся каждые
пять дней Сейчас в буфете гремит
тарелками Алферов. Дневальными

Несмотря на морозы, на Яузе продолжаются работы по углублению
и очистке дна реки. На снимке: землечерпалка у новых набережных

` ОПАСНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

СКВЕРНО ХРАНЯТ КАРТОФЕЛЬ

МОСКОВСКИЙ
ДЕНЬ

СТАХАНОВСКИЙ ЦЕХ
АВТОЗАВОДА
ИМЕНИ СТАЛИНА

Коллектив  рессорно-пружинного цеха
добилея в истекшем 1939 году огром-
ных успехов. Производительность тру-
да за последние два года B цехе вы-
росла вдвое, Количество стахановцев к
концу 1939 года достигло 350 человек,
или 80 процентов общего числа рабо-
чих. Нормы выработки в среднем по
цеху выполняются на 150 процентов.

Коллектив реесорно-пружинного цеха
первым на заводе выполнил задание
партии и правительства по освоению
деталей для советских малолитражных
автомобилей. Годовая экономия цеха
составляет 800 тысяч рублей.

За отличную работу в 1939 году при-
казом директора завода тов. Волкова
цеху присвоено звание стахановокого.
Лучшие стахановцы и командиры про-
изводства премируются. Для популяри-
зации стахановских методов работы рес-
сорщиков в сТахановском кабинете
Дворца культуры автозавода имени
Сталина организуется специальная вы-
ставка.

готовятся
К НОВОМУ
ПРИЕМУ

В  Сельокохозяйственной академии
имени Тимирязева развертывается под-
готовка к новому приему студентов в
1940 году.

Переиздается справочник для посту-
пающих, который выйдет двухтысяч-
ным тиражом. В ближайшее время в
виде стенного плаката выйдет спе-
циальный номер многотиражки «Тими-
рязевказ. Богато иллюстрированная (bo<
тографиями, она широко ознакомит де-
сятиклассников с учебной работой и
бытом студентов академии.

Около 50 профессоров и преподавате-
лей выедут во время зимних каникул
в средние школы Московской и смеж-
ных . областей. Они подробно ознако-
мят выпускников с условиями прие-
ма, расскажут о специальностях, по
которым готовит академия.

Фото Н. СЕМЕНОВА

40 ЛЕТ
комбинатом. Нет общежитий, плохо КАНАЛИЗАЦИИ
работает столовая.   МОСКВЫ

‚Неудивительно поэтому, что 8 год Исполнилось 40 лет существова-
на комбинате четыре раза создава-  ния московской канализации.  Отме-

чая эту дату, Московский совет ре-
птил премировать более 80 работников,
способствовавших своей продолжитель-
ной и преданной работой развитию и

лись «пробки». Приходилось  моби-
лизовать рабочих других предприя-
тий, чтобы сберечь картофель. Зато

директор комбината тов. Карташев   улучшению  эксплоатации московской
спокоен канализации. Среди премированных —
. 12 человек, работающих на предприя-

тиях московской канализации е начала,
ее основания. Это механик Власов,
истопник Бурнаев. десятники Нестеров
и Барабанщиков, машиниет Соболев и

— Нехватает рабочих, а при чем
тут я? — рассуждает невозмутимый
директор.

Совершенно иное положение в
Павшиноком комбинате. Директор
комбината тов. Хейфец вовсе не
жалуется на нехватку рабочих. Здесь
много кадровых работников, которые
умело, бережно хранят картофель.
Работники комбината окружены
большим вниманием и заботой руко-
водства. Лучшие стахановцы преми-
руются. Налились средства и возмож-

ности для хорошей организации
культурно-бытового обслуживания
рабочих. .

Очевидно, все дело в инициативе
и умении правильно организоваль
работу. Этого не хочет понять тов.
Карташев.

Не все благополучно и в комби-
нате им. Бадаева (директор тов. За-
харов), где много
картофеля и
переборки очень низкое.

В 15-м закроме 1-то цеха среди
перебранного картофеля 16 процен-

тов гнилых клубней, а в 7-м зак-
роме 3-го цеха еще больше — 13
процентов.

Крайне медленно идет переборка

в Боеноком комбинате (директор

тов. Терентьев). Долгое время лежат

здесь 15 тонн поврежденного Kap-

тофеля, и никаких мер для вывоза

его не принимается.

Ha складе Киевского райпищетор-
га, (лиректор тов. Петров) в Филях

имеются случаи замораживания кар-

тофеля.

Все эти факты достаточно тревож-

ны и заслуживают серьезного вни-

мания прокуратуры.
М. Мацова.
И
ВАКУУМНАЯ
АВТОМАТИЧЕСКАЯ
РУЧКА
ЛЕНИНГРАД, 1. (По телефону.
нинградской фабрикой «Опар»

лулоида. В этом году Фабрика

ных ручек и 115 тысяч деталей.

Сейчас фабрика закончила освоение
новой вакуумной автоматической руч-
ки. Ручка набирает чернила в три раза
непосредственно в

болыне обычного
ствол ручки, без резиновых баллонов.
Она снабжена золоченым никелевым

пером, имеющим припайку иридия на

кончике,

бывают все за исключением капи-
тана.

Между зимовщиками с первых
дней пребывания на корабле уста-
новились дружеские взаимоотноше-
ния. Не услышишь резких слов или
повышенного голоса. Все чутко и
внимательно относятся друг к, дру-
ту, это делает седовцев дружным,
работоспособным коллективом, ^©1о-
собным выдержать все невзгоды.

В большом ходу — книги’ поляр-
ных исследователей. Ими интересу-
ются положительно все. Недавно,
знакомясь на коллективной читке ©
трудом Ричарда Бэрда «Снова в
Антарктике», ‘мы были удивлены
описанием хаоса, царивитего в «Ма-
ленькой Америке»**) и вообще при-
сущего якобы Заполярью. Случай
же безразличного отношения к по-
жару, приводимый Вэрлом как ил-
люстрация, был нами резко осуж-
ден. Морякам «Седова»—людям но-
вого, социалистического строя—не мо-
гут быть присущи такая инертность,
Takoe безразличное отношение. к
окружающему. Люди, воспитанные
коммунистической партией, великим
Сталиным, хоропю видят цель
своей работы. Вот (в чём разница
между нашим коллекливом ‚и. жите-
лями” «Маленькой Америки»!

И сейчас, оставаясь. в суровой
Арктике на второй год зимовки, мы
живем полноценной жизнью вместе

© нашей великой родиной. Каждое.

выполнение плана заводом, колхо-

неперебранного
главное — качество

Нат
корр.). Вечные перья, выпускаемые ле-
(бывш.
«Прометей»), пользуются широкой изве-
стностью в стране. Это — единственная
фабрика, изготовляющая ручки из цел-
даст
115 тысяч автоматических  целлулоид-

другие.

Отмечено 30-летие плодотворной рабо-
ты в этой области заслуженного дея-
теля науки и техники профессора Стро-
ганова. Решено провести юбилейное
собрание рабочих, инженерно-техничес-
ких работников и служащих MOCKOB-
ской канализации.

—_

В ДНИ
КАНИКУЛ

Юные художники собрались сегодня
в Музее западного искусства. Здесь
выставлены их работы. В гости к ним
приехали лучшие мастера изобразитель-
ного искусства, чтобы поделиться опы-
том и посмотреть их работы.

В городском Доме пнонеров и октяб-
рят школьники встретились с артиста-
ми московских театров. В Центральном
детском кинотеатре сегодня побывали
воспитанники московских детских до-
мов. О ними беседовали Герои Совет-
ского Союза.

Дети железнодорожников, приехавшие
из Белостока, Гродно и Барановичей,
были сегодня на утреннике вместе ©
юными железнодорожниками.

В Москву на каникулы приехали де-
ти иримерно из 30 городов Советского
Союза. Оёгодня вечером дети из `Мии-
ска, Воронежа, Витебска. Курска и дру-
гих городов встретятся с Героями Co-
ветского Союза тт. Спириным и Ляпи-
девским,

ЖИЛИЩНоО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ
И ДАЧНЫЕ КООПЕРАТИВЫ

В «Вечерней Москве» недавно сооб-
шалось об утверждении СНК РСФСР
новых уставов жилищно-строительных
и дачных кооперативов. Сейчас Нар-
комхоз РОФОР издал специальный при-
каз, предусматривающий порядок пере-
вода уже существующих кооперативов
на новые уставы.

Перевод должен быть осуществлен не
позже 1 марта текущего года. Прика-
зом предусматриваются также перевы-
ры правлений и ревизионных комис-
сий. Дальнейшая организация коопера-
тивов должна производиться на осно-
вании новых уставов,

Как сообщили нам в кооперативном
отделе Жилищного управления Моссо-
вета, в Москве сейчас насчитывается
16 жилищно-строительных и 125 дачно-
строительных действующих кооперати-
вов. Кроме того имеется 36 дачных ко-
оперативов, которые пока не приступа-
ли к строительству. После утверждения
новых уставов в кооперативный отдел
поступил ряд заявлений от организа-
ционных групп о создании кооперати-
вов.

В ближайшие дни начнется перевод
кооперативов на новые уставы.

ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ
СТОЛИЦЫ

Вчера игрался 10-й тур московского
шахматного чемпионата,

Своеобразной сенсацией тура было
поражение одного из лидеров турнира
+ Смыслова, Его противник Дуз-Хоти-
мирский, пожертвовав пешку, вскрыл
линию на королевском фланге. В то
время как Смыслов, игравший черны-
ми, рокировадся в короткую сторону,
Дуз-Хотимирекий избрал длинную ро-
кировку. В результате Дуз-Хотимирско-
му удалось создать очень сильную ата-
ку на позиции короля черных. В по-
исках контршансов Смыслов пожертво-
вал фигуру, но и это не спасло его.
Дуз-Хотимирский добился победы.

Партия Верлинский — Лилиенталь за-
кончилась вничью. Остальные партии
отложены, В партии Белавенец — Кро-
люницкий в отложенной позиции у Кро-
люницкого две лишних пешки; партия
Кан — Панов отложена в сложном по-
ложении, но с материальным преиму-
ществом на стороне Панова. -

Впереди — Юдович, Лилиенталь, Смы-
слов, Кан, Панов, Белавенец и другие.

8 января будут доигрываться отло-
женные партии, 9 января — 11-й тур.

ПОЖАРЫ
ИЗ-ЗА НЕБРЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

В связи ¢ наступившими холодами
в Москве увеличилось количество нпо-
жаров. Многие пожары произошли ис-
ключительно из-за халатности отдель-
ных управдомов и жильцов, не со-
блюдающих самых алементарных про-
тивопожарных правил.

Из-за неисправности дымоходов BOB-
никли пожары в домах: по М. Никит-
ской улице, 18, где выгорели квар-
тиры в трех этажах. по 1-му Крутиц-
кому ep, 1/13. по Б. Головину пер.,
12, по Манежной ул., 9.

отогревания замераитих труб про-
изошли пожары по Трубниковскому
пер., 9/9, где выгорело восемь ком-
нат; по Б. Спасской улице, 3, вагорел-
ся пол в квартире.

В доме № 1/13 по Ср. Киеловекому
переулку задумали обогревать комнату
керосинкой и оставили ее без надзора.

В результате выгорела квартира и за-
дохнулся спавший в комнате гр. Филин.
Управление Московской ордена Тру-

30M, новое достижение советской
науки, новый стахановокий рекорд,

рост ° обороноспособности нашей   дового Красного Знамени пожарной
охраны вместе с управлением мили-
славной Красной Армии, политиче-   ции г. Москвы привлекает к ответ.

ские события во всем мире—все это
представляет для нас громадный ин-
терес, все это переживается, застав-
ляет‘ влумываться, волноваться вме-
сте со всем великим народом Совет:

ского Союза
К. БАДИГИН.

база антарктической

ственности всех лиц,
исшедиих пожарах.

Каждый управдом должен сейчас же
проверить состояние всех дымоходов и
печей в доме и ни в коем случае не
разрёшать отогревать замерзшие водо-
проводные и паровые трубы откры*
тым отнем.

виновных в про-

Ф. Ноятов,
старший инспектор управления
ордена Трудового Красного Зназ
мени цожарной охраны НКВД,

#%) Зимовочная
экспедиции Бэрда.

>