Троллейбуе — один из культур-
нейших видов транспорта. С момен-
та его появления в столице он
пользуется неизменными симпатиз-
ми москвичей. Характерные для
троллейбусного движения малая ава-
рийность н соблюдение графика —
несомненный. показатель оэщей хо-
рошей. стахановской работы водите-
лей машин, лнспетчеров, кондукторов.

Не тем досаднее отдельные слу-
чаи крайне некультурного отноше-
ния 5 пассажирам со стороны не-
которых линейных работников, пре-
имущественно кондукторов.

Так, читатель налцей газеты Дри-
биновнч, сообщил нам о следующем
случае. На одной остановке на Ca-
довом кольце дверь троллейбуса
№ 45$ прижала руку пабсажирка,
и она уронила на мостовую свер-
ток. Конлуктор отказалась остано-
вить машину, з на требование пас-
сажиров назвать себя ответила:
«Стану я каждому свою фамнлню
говорить». ;

Автор письма справедливо заме-
чает, что «нужно научить этого кон-
дуктора советскому отношению к
людям, нужно принять меры, по-
учительные для всех таких Кондук-
торов, которые, к сожалению, еще
имеются, хотя и не в большом чис-
ле».

Друтой случай. На остановке у
Столешникова переулка большая
группа пассажиров ожидала трол-
ленбуса. Было уже 10 часов утра
люди опаздывали на работу, волно-
вались. Подошел троллейбус № 667,
многие вышли из вагона, были сво-
бодные места. Но кондуктор № 918
никого не впустила, а на протесты
ехавших в вагоне ответила:

— Не ваше дело, я знаю, что- де-
лаю.

Жена командира РККА тов. Бай-
кова сообщила об аналогичном фаж-
те самодурства кондуктора Ануро-
вой на линии № 3.

Как реагируют Ha эти факты ру-
ководители «Мостроллейбуса>?

Как правило, ему «не удается»
установить личность кондуктора-са-

ЛЕЧЕНИЕ :
ОПУХОЛЕЙ
НАФТАЛАНОМ

На операционном столе 28-летний
больной. Хирург и ассистенты склони-
лись над раскрытой брюшной полостью.
На печени они нашли большую опу-
холь, распространяющуюся по брюши-
не. Это — рак. Оперировать бесполезно.
Полость закрыта, и через некоторое
время больной выписан из клиники.
Ему порекомендовали обратиться в ла-
бораторию экспериментальной онколо-
run Наркомздрава РОФСР, руководимую
профессором М. М. Невядомским.

Это было в мае 1936 года. В лаборато-
рии больного стали лечить эмульсией
из масел целебной нефти — нафталана.
Вчера вечером этот больной демонстри-
ровался на заседании Московекого нал
учного общества врачей-хирургов. Чув-
ствует он себя хорошо, работает на
производстве.

Доктор  Н. Берхин (лаборатория
проф. Невядомекого) продемонстрирова-
ла’ вчера еще нескольких больных, ко-
торые в течение длительного времени
лечатся нафталанной эмульсией в связи
с злокачественными опухолями желуд-
ка и матки. Внутривенное вливание
эмульсии и прием ее внутрь облегчали
тяжкие страдания больных, прекращали
боли и улучшали общее состояние здо-
ровья.

Сообщение доктора Берхин вызвало
большой интерес. В лаборатории проф.
Невядомского больные лечились амбу-
латорно, Клинического их обеледова-
ния не проводилось. Ноэтому случаи
‘излечения рака могут быть признаны
спорными. Общество хирургов выска-
залось за проверку действия нафта-
ланной эмульсии в клинической обста-
новке.

КОРОТКО

ИЗ УТРЕННИХ
Г Ав т

НАРОДНЫЙ комиссариат местной тон»
ливной промышленности РСФСР ‘ведет
в атом году обширное шахтное стро-
ительство. На Дальнем Востоке, Урале,
в Башкирии, Красноярском крае, Иркут-
ской, Чкаловской, Новосибирской, Ро-
стовской и других областях строятся
115 мелких угольных шахт,

*

15 ФЕВРАЛЯ начинается прием заявле-
ний от желающих поступить в Военно-
морское авиационное училище им. Ле-
ваневского (г. Николаев, УССР) и Bo-
енно-морское авиационно-техническое
училище им. Молотова (г. Пермь),

*

12 ФЕВРАЛЯ выехал из Москвы швед-
ский посланник г. Винтер в связи © его
назначением посланником в Бузнос-
Айрес. На-днях ожидается приезд в

Москву вновь назначенного посланника
Пвеции г. Ассаресон.

—

BMECTO
ВОСПИТАНИЯ
КАДРОВ

<>

модура. «Мостроллейбус» не постес-
нялся прислать такой беспомощный
ответ: «Расследовать жалобу He
представляется возможным, посжоль-
ку на другой день после описанно-
го случая кондуктор больше не вы-
ходит на работу»...

Хуже того: наблюдается тенден-
ция выгродить  внновных с по-
мощью обяснений, не выдерживаю-
щих никакой критики.

Пример: по сообщению читателя
Ключникова кондуктор троллейбуса
№ 4175 на линии № 2 y конечной
остановки выпустила всех пассажи-
ров и, показав язык стоявшим в
очереди, отправила машину пустой.
Поступок явно хулиганский, кото-
рый необходимо расследовать и при-
HATH соответствующие меры. Вмес-
то этого управляющий трестом
«Мостроллейбус» тов. Трофимов при-

У входа в новое

здание Театра
Красной Армни на площади Ком-

СЕМЕНОВА.

НА ПРАЗДНИК
В ПОДШЕФНУЮ ЧАСТЬ

Большая группа рабочих Тормоз-
ного завода им. Л. М. Кагановича
собирается на празлник к своим
подшефным бойцам.  Самодеятель-
ные коллективы TOTOBAT для празд-
ника специальные номера. Перед
красноармейцами выступят завод:
ской ансамбль песни и пляски, хо-
ровой кружок, чтецы и танцоры.

18 февраля на Тормозной завод
приедут красноармейцы подшефной
части. Они расскажут рабочим, в

слал ответ, в котором утверждает,
WTO указанная машнна ‹курсирова-
ла с полной нагрузкой». Подтвер-
ждается это якобы «количеством
проданных билетов на этом участ
ке, зарегистрированных в контроль-
ном листе». Овоим ответом тов. Тро-
фимов не опроверг жалобы, & лишь
неуклюже от нее отписался. Возму-
тительный факт снова оказался
«неустановленным». у

Пря аналогичном случае насмеш-
‹и над ожидающими в очереди один
гражланян, желая выявить личность
невоспитанного конлуктора, вскочил
на подножку и на ближайшей оста-
новке установил с помощью возму-
щенных пассажиров номер кондук-
тора. ’

& этот раз каким-то чудом уда-
лось обнаружить виновника. Каза-
лось, тут бы надо было обсудить
случан на производственном сове-
щании, воздействовать ° обществен-
ным мнением, воспитать в работни-
ках сознание недопустимости таких
действий, мобилизовать на культур-
ное обслуживание в культурнейшем
виде транспорта. Ho руководство
треста даже не пыталось итти в
этом направлении, a ограничилось
бумажкой на имя директора 1-го
троллейбуаною парка. В этой 6y-
мажке предлагается наложить адми-
нистративное взыскание на кондук-
тора № 69 Аксенову. За что имен-
но? Может быть, за то, что она не
влкустила пассажира в свободный ва-
тон да еше посмеялась над ним?
Нет, в этом т. Трофимов, видимо,

не усмотрел ничего предосудитель-

ного. Взыскание предлагается нало-
жить единственно за то,
нарушила инструкцию: не приняла
мер к нарушителю правил пользо-
вания троллейбусом...

Приведенные факты  овидетель-
ствуют о крайней слабости воспита-
тельной работы и неумении руко-
водителей треста ликвидировать яв-
ления, дискредитирующие столич-
ный транспорт. Ответственность 38
это несут, конечно, и общественные
организации «Мостроллейбуса».

В ПАВИЛЬОНЕ
„АРКТИКА“

НОВОЕ
НА СТЭНДАХ

Знаете ли вы, что Крайний Север —
это почти половина всего СОСР? В
самом деле, он занимает 47 процентов
территорин Советского Союза.

На стандах павильона «Арктика» на

Всесоюзной сельскохозяйственной вы-

ставке в 1940 году по-новому будет по-
казана многогранная жизнь этого рас-
пветающего края-

В отличие от прошлого года на стэан-
дах павильона будут более развернуты
и более ярко показаны история OcBoe-
ния Северного морского пути, история
завоевания Северного полюса,

Очень красноречивы цифры промыш-
ленного роста Крайнего Севера.

Ло революции здесь было четыре ле-
сопильных и пять рыболовных пред-
приятий полукустарного типа. Добыва-
лось немного угля на Сахалине. -Pa6o-
тали зшесть полярных станций:

За годы советской власти здесь соз-,
дана апатитовая промьпилениость, ©
крупнейнгим в мире кукисвумчорреким
рудником. Построено больше 29 лесо-

том числе призывникам, 09 Жизни } пильных, 34 рыбоконсервных wid кра-

и быте бойцов. Гости из ‘подшефной   бовых

части будут присутствовать и на
общезаводеком торжественном засе-
дании, посвященном ХХП годов-
щине РККА.

ВЫШИВКИ
И ТКАНИ

Огромные Фантастические цветы —
зеленые, красные, оранжевые, голубые—
разбросаны по черному полю. Старин-
ный украинский народный рисунок
ковра поражает умелым подбором то-
нов. богатством замысла.

Просмотр изделий, выпускаемых ар-
телями Украинских художественных
промыслов, состоялся вчера при музее
Института художественной промьшлен-
ности. На выставке были представле-
ны образцы купонов на платья, блуз-
ки, портьеры, дорожки, ковры, кото-
рые артели предполагают выпускать в
1940 году.

Особенно хороши тканные изделия
кролевецкой артели им. 20-летия OK-
тября. Артель имеет свыше 1.000 рабо-
чих и ежегодно выпускает различных
изделий на 8 миллионов рублей.

В 1939 году артели Укрхудожпромсоюза
выпустили изделий на 1 миллионов
рублей. В 1940 году они должны вы-
работать на 11,5 миллиона рублей.
Значительная часть изделий будет по-
лучена магазинами столицы. К сожале-
нию Всекопромсовет недостаточно забо-
тится о развитии строче-вышивальных
и ткацких промыслов, плохо снабжает
их сырьем.

заводов. Работают 10 уголь-
ных рудников, 2 нефтепромысла, 6 су-
достроительных верфей. Выросла круп-
ная золотая промышшленноеть. Созданы
медно-никелевые комбинаты, Теперь на
Крайнем Севере работают 54 полярных
станции,

Сельское хозяйство Крайнего Севера
имеет свои особенности. Это — край
вечной мерзлоты, суровых, продолжи-
тельных зим, кратковременных теплых
дней. И все же картофель растет на
Игарке. И вое же овощи и зерновые
далыше и дальше продвигаются в За-
полярье.

О росте урожайности этих культур
также расскажут стэнды  навильона
«Арктика».

Охота и звероводство’ имеют большое
значение в экономике Арктики. На вы-
ставке будет рассказано о госзаповед-
никах пушного зверя, о жизни ондат-
ры и американской норки.

Посетители выставки снова пережи-
вут героическую эпопею завоевания
Северного полюса, снова увидят они
папанинскую палатку, вновь проследят
пути дрейфа героических ледовых ка-
питанов.

Истария арктических экспедиций от
шхуны «Утренняя заря» до «Седова»
будет показана на стэндах. Еёбтествен-
HO, особое место займет на выставке
эпопея  седовцев. История дрейфа,
жизнь на корабле —все это будет пред-
ставлено . подробно и наглядно.

...В эти дни полным ходом идут под-
готовительные работы к Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Подби-
раются экспонаты, пишутся портреты,
делаются макеты.

что она.

ВЫПУСК
1940 ГОДА

85.400 МЕДСЕСТЕР,
ФЕЛЬДШЕРОВ, ФАРМАЦЕВТОВ

В этом тоду зубоврачебные, фар-
умацевтические и средние медицин-
окне школы  Наркомздрава ССОР
окончат. 85.400” человек. Будет выпу-
eno: 35.000 ‘медицинских . сестер,
свыше 24.000 фельдшеров, большое
число акушерок, 2.290 зубных вра-
чей и 2.200 фармацевтов. 7

Установлен ‘порядок  распределе-
ния средних медицинских кадров
выпуска 1940 года. Главное внима-
ние уделяется укомплектованию ме-
дицинскими и патронажными се-
страми детских учреждений, в пер-
вую очередь консультаций и яслей.
В детские ясли, молочные кухни,
детские консультации, больницы и
амбулатории направляется 11.000 се-
стер. Городские ‘и сельские лечеб-
ные учреждения, амбулатории, шко-
лы и т. д. получат 24.000 медицин-
ских сестер. 10.000 медицинских се-
стер выделяются для обслуживания
больных на дому:

ИЗУЧЕНИЕ
ТУНДРЫ

ЭКСПЕДИЦИЯ ТОПОГРАФОВ
И ГЕОБОТАНИКОВ

НАРЬЯН-МАР. (Наш корр.). Весной
пропЕлого года из Архангельска в Не-
нецкий округ вылетела на самолетах
группа топографов и  геоботаников,
Экспедиция ‘должна провести геобота-
ническое обследование Большеземель-
‘ской тундры, изучение кормовой базы,
поиски новых пастбищ, уточнение
маршрутов, по которым кочуют олене-
водческие колхозы Ненецкого и Печер-
ского округов. Работы экспедиции в
Большеземельской тундре необходимы
для правильной организации землеполь-
зования.

„Экспедиция  осмотрит площадь B
250.000 квадратных километров и седе-
лает на 25 миллионах га топографиче-
ские с’емки.

В прошлом году экспедиция провела.

топографическую с’емку трех с поло-
виной миллионов га в районах Вашут-
киных озер, Хайтудырской губы, Янея
и Варандея. Геоработники обследовали
в тех же районах 1.900.000 га тундры.
Всю остальную работу экспедиция
преднолатает закончить к весне буду-
щего года, когда должны быть созда-
ны топографическая и тзоботаническая
карты Большевемельской тундры. Ле-
том этого года здесь будет работать
более 120 специалистов экспедиции. Они
отправятся туда из Нарьян-Мара.

ТОННЕЛИ.
ПОД РЕКОЙ

Вл. РУДНЫЙ
<>

K ОМБИНЕЗОН, резиновая куртка
резиновые сапоги и твердая ко-
ричневая каска— в таком наряде я
отправился в небольшой двор в
переулке, возле улицы 25 Октября,
вк лифту тринадцатой шахты Метро-
строя, чтобы совершить путешест-
вие под Москва-рекой. Лифтерша,
или по-здешнему стволовой, четыре
раза замкнула рубильник. Это зна-
чило: осторожно — люди, и. клеть
стремительно упала в пустоту. Ста-
ло темно и сыро. Откуда-то поли-
лась вода. Лифт остановился в шахте.

Наверху был крепкий мороз. Здесь
— осень, туман и тепло. Это — е6-
тественная теплота подземелья: ECe-
таки на два десятка метров ближе

к центру земли...

Коридор от лифта ведет в TOH-
нель. В тумане — мутный электри-
ческий свет. Под потолком  подве-
шен троллей для электровозов. Све-
тящаяся надпись предостерегает:
«Жизнеопасно! Троллей под напря-
жением!». По рельсовым путям уз-
коколейки бежит груженый  поро-
дой состав. Вот и все, что в этом
тсннеле напоминает о Метрострое.
В остальном это уже — метрополи-
тен: готовый чугунный тоннель, вер-
нее — подземная улица в чугунной
трубе, составленной, из множества
металлических колец-тюбингов. Что-
бы уложить под землю каждое из
этих колец в три четверти метра
шириной, надо было потратить мно-
то часов напряженного труда. 06

этом труде рассказал Всеволод Фе-
дорович Невраев — встреченный
мною в тоннеле начальник щита.

Высокий, крепкий блондии, поседев-

ний от известняковой пыли, редко по-
кидает шахту. Он — профессиональный
торняк, даже родился, вырос и выу-
чилея на Урале, много лет работал на
угольных копях и нод улицами Моск-
вы бродит уже лет семь. Он был и
под .Манежем и под площадью Pero:
люции, прошел за эти годы все курсы,
какие только были на Метрострое, а
теперь построил без кессона первый
тоннель под Москва-рекой и ведет
трассу дальше, к будущей станции
«Ново-Кузнецкая».

Мировая практика указывала, что
строить под рекой тоннель без кессона
опасно. Такие стройки и в Европе и в
СТПА чаше всего терпели аварии. Не-
враев взялся строить без кессона. В
этом был риск, но так строить дешевле,
легче, быстрее. Первые шестьсот мет-
ров ‘стоили особенно много сил и
нервов: проходку вели веленую, Ha-
встречу с‘того берега Москва-реки от
четырнадцатой шахты прокладывали
шлольню. А вдруг тоннель не сойдется
со штольней?

На невраевском щите работали три
бригады отличных проходчиков —
бригады Лаптева, Кругова и Монетки-
на. Каждая из них надеялась первой
подойти к сбойке и протянуть в штоль-
ню руку, но трудно было заранее ре-
игить, кому достанется эта честь. Нака-
нуне собойки на смену заступил Анато-
лий Монеткин. До штольни оставалось
три с половиной метра. Проходчики ра-

ботали в эту смену © неслыханным
рвением, но время кончилось, & до
сбойки — еше метр с лишним. Где-то

рядом, в штольне, сльшины были взры-
вы. Тут она, близко! Монеткин решил
пробурить. хотя бы дырочку, просунуть
в Hee палец. Запустил бур доотказа—
нехватило. Невраев взволнованно сле-
дил за Монеткиным: неужели  непра-
вильно вели? Монеткин не оборачивал-
ся и продолжал бурить. он готов был
поработать еще хоть целую смену. Но
лаптевская бригада стояла тут же,
«над душой» с часами, Лаптевцы He
хотели уступать ии минуты своего вре-
мени. Кончил смену — уходи. Монет-
кин нехотя уступил забой. Он остался
в шахте ждать, что будет дальше.
Лаптевцы выбрали еще немного грунта,
и вскоре бур проходил насквозь, к
кснпу смены была обойка. Невраев мог
быть спокоен. Трассу вели точно: толь-
ко 5 миллиметров отклонения. Это бле-
слящий результат! Под рекой впервые
возник сквозной ход. Из Замоскворечья
с четырнадцатой шахты стали ходить
на тринадцатую в гости.

Чем ближе невраевский щит про-
ходил к реке, тем больше подзем-
ных вод встречалось на пути. Бу-
рит, бурит человек по сухому, вдруг
перфоратор прорывается в пустоту,
и оттуда — мощный фонтан; про-
ходчика Кирюшу Данилова вместе
с перфоратором однажды выбросило
таким фонтаном из ячейки щита.
Возникли опасения, не будет ли
под рекой слишком много воды,
тотда трудно обойтись без кессона.
Но тут строителей постигла неожи-
данная радость: под рекой щит во-
шел в сухой известняк. Его трудней
было рушить, зато не мешала вода.
Щит прошел тоннель под рекой в
сорок рабочих дней. Невраев 0бо-
елся и без кессона и без аварий.
Тогда под реку пошел второй щит
Гавриила Александровича Колоколо-
ва, тоже старого метростроевца, про-
шедшего в подземном тороде путь
от простото откатчика до  началь-
ника участка. Он прокладывал па-
раллельный правый тоннель.

Теперь идешь по невраевскому
тоннелю с обычной скоростью неше-
хода, и не видно, где был плывун,
tye был бой с водой, где воевал
проходчик с известняком — все
скрыто чугунной трубой.

Я шел под землей. отсчитывая по
перенумерованным чутунным  коль-
нам метры, и мысленно предотав-
лял себе параллельный путь по по-
верхности. Некоторое время это уда-
валось. Там должен быть двор
шахты, потом — забор, потом —
улица Куйбышева, знаменитый в
Москве виртуоз регулирования ули-
чного движения против Снасских
ворот. Но тут моя мысль внезапно
попала в тупик: впереди громадный
каменный дом, его надо каж-то обой-
ти — или справа или слева, а под
землей тоннель идет прямо, без
препятствий, без поворотов. Я’ поте-
рял мысленный ориентир и так и
не заметил, где же река. Где-то на-
верху—ее дно, холодная густая во-
да, лед, снет, мосты, трамваи, авто,

шумная московская жизнь. Здесь ни-
чего этого не слышно. И под бере-
тами и под рекой ` одинаково тихо,
лишь подземные потоки шуршат где-
тс за. оболочкой тоннеля, и впереди
на щите оглушительно стучат отбой-
кые молотки. Только маркшейдер-
ская отметка на карте поясняет:
такой-то тюбинг — река,

Так незаметно я миновал реку и
подошел к щиту. Он находится уже
вблизи четырнаднцатой шахты. Через
забой ° пролезаю в ‘штольню —
неболыной крепленный- деревянны-
ми стойками коридор. Шумный по-
ток, выжатый тюбинтами и мощным
пагнетанием из. тоннеля, чувствовал
себя в штольне вольготно и мчался
под уклон к стволу шахты. Приш-
лось итти по колено в мутной. воде.
Снова лифт. Клеть прорывается
вверх, к морозу; сквозь. проливной
дождь. Из лифта — на площадку
вышки, она находится за Москва-
рекой, возле старой церкви на ули-
це. Осипенко. Было немного стран-
но; опуститься под землю в переул-
ке около улицы 25 Октября и, ми-
новав мосты и реку, очутиться в
Замоскворечье. Но в будущем — в
поезде метро — этот путь займет
каких-нибудь две минуты;

Возвращаться обратно по улицам
Москвы мне показалось  неленым:
надо итти’ мимо Ново-Московской
тостиницы, пересечь мост, поднять-
ся на Красную площадь, на улицу
Куйбышева, и, наконец, только —
тринадцатая шахта. Самый корот-
кий путь — под вемлей. Опустив-
итись снова вниз, иду обратно под
реку правой штольней по направ-
лемню к правому тоннелю, который
стронт Колоколов. :

Итти здесь еще труднее, чем в
левой штольне. Вода доходила до
плеч, пришлось влезть Ha проло-
женную по штольие большую трубу
и ползти по ней. По карте трассы
мне было иавестно, что под рекой
находится дверка аварийной пере-

ЕЕ Е ЕЕ ЕЕ ИН
О a kp etl

мычки. На случай аварии ее можно
закрыть и таким путем в любой мо-
мент изолировать опасный участок.
Дверка была открыта, собственно ее
никогда и не закрывали: на строи-
тельстве.не было ни одной аварии.
Около этой дверки я остановился в
прислушался: значит, где-то навер-
ху. метрах в двадцати с лишним
надо мной, — Москва-река.

За аварийной перемычкой воды
меньше, но итти все же трудно. На-
несенный сюда подземными потока-
ми ил затягивал сапоги. До щита
оставалось несколько метров — в
этот день Колоколов заканчивал
проходку тоннеля под рекой. Я вы-
лез из штольни в забой и поспепгил
выскочить в тоннель. Подрывники
заложили в породу аммонал ‘и гото-
вили взрыв. Штольня уже наполня-
лась оизым дымом от подожженного
бикфордова шнура. Со щита все
отошли в сторону. Последовало не-
сколько взрывов. Проходчики снова
рернулись на щит, и шум работы
опять наполнил тоннель. Бригадир
Хоботов, дежуривший в этот час,
работал под сплошным потоком во-
ды. Этому щиту не позезло. так, как
невраевскому. До реки вода находи-
лась в нижней части забоя. Под ре-
кой щит пошел под уклон, и вода
оказалась в его верхней части. Три-
ста пятьдесят кубометров воды в
yac — под таким ливнем проходчи-
ки отстаивали метр за метром тон-
неля. :

Чем далыце от щита, тем суше и
чище. Я шел вперед к тринадцатой

шахте. Кажется, снова кончается
Метрострой и начинается метропо-
литен, Действительно, впереди про-

звучал баритон поезда, Тоннель вел
к станции Свердлова, Там недалеко
поезд Горьковского радиуса москов-
ского метрополитена заходит в ту-
инк. Этот тупик доживает послед-
ние месяцы. Ето снимут и откроют
путь на новую трассу под Москва-

реку.

3 ВОНИТ телефон. Дежурный врач од-
ной из московских больниц обра-
шается в Центральный институт гема-
тологии и переливания. крови:

— К нам доставили тяжело больного.
Срочно нужно сделать переливание кро-
ви...

Дежурная сестра записывает требова-
ние, и через несколько минут машина
увозит герметически закупоренную
склянку с кровью.

Кровь берется институтом у доноров.
Донором может быть каждый здоровый
человек, независимо от пола и профес-
сии. 7

Организм человека содержит в себе
от 4,5 до 5 литров крови. У донора бе-
рется в один прием 200—500 кубиче-
ских сантиметров. Потеря такого коли-
чества крови абеолютно безвредна и
восстанавливается через 10—12 дней.

Прежле чем взять кровь у донора,
институт определяет количество крас-
ных и белых кровяных шариков, про-
центное содержание гемоглобина и груп-
пу крови. Кроме того доноров осматри-
вают врачи.

Взятая у доноров кровь консервирует-
ся и может храниться в леднике до
29 суток. Институт изыскиваег сейчас
новые методы консервации крови, уд-
линяющие сроки хранения. Ведутся эк-
спериментальные работы по высуши-
ванию крови 6 последующим pacTRo-
рением ее в нужный момент,

В Москве немало людей, оказываюм
щих большую помощь нашим медицинн
ским учреждениям в их борьбе за спам
сение жизни тех, кого постигли ране-
ния, ушибы и другие несчастные слу-
чаи. Многие доноры по нескольку лет
дают свою кровь. Вот, например, бух-
талтер М. Ю. Крушинский. Состоя в
институте донором с 1927 года, он 198
раз давал свою кровь и веего дал ее
33 литра! Медсестра В. М. Низяева —
донор с 1981 года. За 18 раз она дала
24 литра крови.

*

НА СНИМКАХ: в Центральном ии
ституте гематологии и переливания к®-
ви Наркомздрава ОССР: сверху слева
взятие крови у донора, сверху справа-+
выдача крови из рефрижератора; в цен-
тре — комната отдыха доноров; внизу
слева — группа работниц заводь име»
‚пи Орджоникидзе, пришедших в HH
ститут дать кровь; внизу оправа — 58
бораторный анализ крови,

Фотоочерк Н. СЕМЕНОВА.

а

МОСКОВСКИЙ ДЕНЬ

СЕДОВЦЫ
В ДОМЕ ЖУРНАЛИСТА

Участники. исторического дрейфа на
ледоколе «Седов» приехали вчера вече-
ром в гости к московским журналистам.
Состоялась теплая встреча, на которой
выступили Герои Советского Союза тт.

Трофимов, Буйницкий, Недзвецкий и
Мегер.

С большим интересом было встречено
выстунление профессора Н. И, Зубова,
отметившего значение дрейфа ледокола
«Седов» для советской науки. Проф.
Зубов особенно подчеркнул, что пребы-
вание седовцев в Полярном бассейне
подтвердило предположения советских
ученых о потеплении Арктики.

Выступали также корреспонденты цен-
тральных газет на Флагманеком ледо-
коле «И, Оталии» тт. Бронтман, Вилен-
ский, Эфроимеон и кинооператор тов.
Кармен.

В заключение состоялея концерт эет-
радного ансамбля под руководетвом
Дарского и Мирова.

ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
НАРОДНЫХ АРТИСТОВ

Пентральный дом работников искус-
ств организовал творческие отчеты
крупнейших мастеров искусств в честь
XXII годовщины Рабоче-Крестьянской
Красной Армии и Военно-Морского Флота,

Уже прошел творческий вечер на-
родной артистки РОФСР К. Н. Елан-
ской. Завтра, 15 февраля, состоится
творческий отчет народной артистки
СССР А. К. Тарасовой, >

<

‘СТРОИТЕЛЬСТВО `
НОВЫХ ШКОЛ

В этом году в Москве должно быть
выстроено 12 школ. Отроительство не-
которых школьных зданий уже нача-
лось. Идут земляные работы на строи-
тельной плошадке новой школы на
Б. Марьинсокой улице. Строится школа
по М. Коптевскому пер. (Левинградекий
район). Идет подготовка к строительст-
ву школы на Фрунзенской набережной,
недалеко от новых домов Управления
Дворна Советов. Готовится участок для
школы в Гнездниковском переулке и
недалеко от Дома правительства на
Берсеневской набережной.

Строительство школ Моссовет пору-
чил двум трестам: «Москультетрою» —
7 школ и «Госгражданстрою» — 5 школ.

ШКОЛЬНИКИ-
ЧЕМПИОНЫ

Вчера судейская коллегия розыгрытиа
лыжного первенства Москвы для
икольников утвердила результаты со-
ревнований.

В гонках юных лыжников и лыж-
ниц приняли участие 568 человек, Пер-
венство оспаривали команды  юноше-
ских секций спортивных обществ и
районных спортивных школ Москвы.

По первой группе первенство выиграл
«Спартак». Второе место занял стадион
Юных пионеров и третье—«Локомотив».
По второй группе победа досталась
спортивной школе Оталинского района.
Среди победителей на отдельные ди-
станции — юные лыжники Соколов,
Круглов, Троицкая, Быковская, Вол-
кова и др.

ТРОЛЛЕЙБУС
К ВЦСПС

«Мосэлектротране»? разработал проект
строительства новой троллейбусной ли-
нии — Калужекая застава — ВЦСПС.
Эта линия будет проходить от заставы
по новому Калужскому п00се и далее
по проспекту, идущему к зданию
виопс. т

Сейчас начинаются подготовительные
работы к асфальтированию участков
дороги, ведущей к зданию ВЦОПС.
Весной одновременно с дорожными ра-
ботами начйется строительство и новой
троллейбусной линии, Длина ее --
около 4 километров.

ОПЛАЧЕНО ВЫИГРЫШЕЙ
HA 1.920.000 PYBJIEH

В первый же день оплаты выигрым
шей по 5-му тиражу Займа третьей пяя
тилетки (вынуск 1-го года) в сберкася
сы столицы было пред’явлено 15.586
облигаций. По ним было выплачено
выигрышей на сумму 1.920.000 рублей.

Больше всего оплачено выигрышей
сберкассами Москворецкого района —
на 136 тысяч рублей.

КУРСЫ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Жены командиров воинской части,

где начальником политотдела тов. Kaus
дыба, с огромным вниманием следя

за героической борьбой бойнов Ленин»’

градского военного округа с белофинная
ми. Почти каждый день на имя команя
довання поступают письма от 606
вых подруг е просьбой послать их на
фроят.

На-днях по просьбе жен командиров
в части организованы 9-месячные кур-
сы медицинских сестер. Свыше 40
женщин рептгяло получить среднее ме-
дицинское образование.

ОХОТА НА ЛИСИЦ
я ПРОДЛЕНА

Госохотинспекцией охота на лисиц
продлена до 20 февраля. С этого же
числа кончается дфрыча белки, черно-
го лесного хоря, горностая и норки.

В теченне всего года можно уничто-
жать волков, ястребов, сусликов, хомя-
ков и других вредителей сельского и
охотничьего хозяйств,

—_

ПРОИСШЕСТВИЯ

% ПОЖАР В МАГАВИНЕ, Вчера в 5
часов 30 минут вечера в одноэтажном
деревянном помещении бакалейно-гаст»
рономического магазина № 4 Советского
райпищеторга (Брестский проезд, 10)
возник пожар. Магазин е продуктами и
подсобные помещения сгорели. Обгоре-
ли также наружная стена соседнего
двухэтажного деревянного дома и квад-
тира. Жильцы временно размещены в
других квартирах этого же дома. В ту-
шении пожара принимали участие 4
пожарных команды. Убытки исчиеляз
ются ориентировочно в 15 тысяч рубч
лей. Ведется следетвие.

x

ЗАМЕТКИ ФЕНОЛОГА

В ЛЕСУ

Обычно зимняя погода под Москвой
очень неустойчива. По многолетним нал
блюдениям, не бывает ни одного зим*
него месяца без оттепели. Но бывают
и исключения. Нынче, например, мо-
розная погода в Москвё держалась без
перерыва около двух месяцев. Конеч-
но, это не могло не сказаться на жиз-
ни природы, в частности леса.

Снег до сих пор лежит во всей сво-
ей толще рыхлым, сыпучим слоем. В
густых зарослях кустарников он обра-
вовал причудливые бугры и навесы.
Пухлыми огромными шапками повис
он на соснах и елях. Сократилась пло-
шадь для поисков и без того скудного
зимнего корма у синиц. Но зато тете-
рева, глухари и куропатки в рыхлом
обильном снегу нашли надежную за
щиту от суровых январских морозов.
Зарывитись с головой в снег, точно по
крывшиесь одеялом, проводят они там
студеные ночи.

Тише обычного сейчае в лесу. Моро-
зы прогнали дальше к югу многих го-
стивших у нас зимних пернатых. Хотя
среди снега кое-где краснеют грозди
уцелевшей рябины, но снегирей и сви-
ристелей, больших любителей этих
ягод, уже не видно. Реже обычного
попадаются дятлы, совсем нет оставав-
шихея изредка у нас на зимовку гра»
чей и уток.