‘бунах, расположенных вдоль древней сте-
‘ны Кремля —тихо. На них собрались депу-

‹тисты,

жал ‚чувство удовлетворения тем, что есть

„и первый маршал Советского Союза. На

ah

[м О) С и

ПРОЛЕТАРИИ ВСВХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

a

МАЯ 1940 Г.

ПЯТНИЦА
№ 100 (4928)
Цена 10 коп.

Py

i

РНЕ

a

В ВОЗДУШНОМ ПАРАДЕ УЧАСТВОВАЛО 634 САМОЛЕТА

В дни торжественных праздников Крас-
Hag площадь как-то необычайно величе-
ственна и проста. «Ее обширная панора-
ма словно раздваивается: то, что есть те-
перь — тфодина всех лучших людей зем-
Horo шара, — и то арханческое, что было
до 1917 года». Эти слова революционного
писателя Анри Барбюса всегда вспомина-
ются, когда жденть начала парада воору-
женных сил. В минуты ожидания на три-

таты Верховных Советов ОССР и РСФСР,
стахановцы ‘и ударники московских пред-
приятий, ученые, инженеры, писатели, ар-
музыканты, художники, учителя,
представители советской прессы.

Люди на трибунах разтозаривают впол-
голоса. Они вематриваются в центр площа-
ди, на которой выстройлись части самой
мощной армии мира. Эта армия создава-
лась Лениным и Сталиным, когда наша
страна была атакована нё только белогвар-
дейцами, но и иностранными державами.
Красной Армии пришлось тогда сражаться
сразу и с царской военщиной и с военщи-
ой английской, французской и прочей.
Армия закаляла себя в отне пожариш
гражданской войны, в горячих схватках с
врагами, наседавшими со всех сторон на
молодую Советскую республику. Враг был
разгромлен и побежден. Армия страны co-
циализма выросла в  непобедимую,
несокрушимую силу, одетую в броню
сталинских пятилеток и оснащенную но-
вейшей современной военной техникой.

‚ Недавно мощный удар нашей Красной
Армии испытали на себе соединенные си-
лы империалистов, пытавшиеся посягнуть
на безопасность города Ленина, на кото-
рый они всегда точили свое оружие. В
1919 тоду империалисты вооружили Юде-
нича, чтобы захватить Петроград. ЦК
партии большевиков обратился тогда ко
всем. партийным организациям с письмом,
в котором полчеркивал, что «Советская
„Россия не может отлать Петроград даже
а самое короткое время... питерские ра-
бочие; не жалея сил, отдавали десятки
тысяч бойцов на все фронты. Теперь вся
Советская Россия должна пойти на по-
мощь Петрограду.. Дорог каждый зас».
„И труднейшая задача обороны Петрограда
‘была выполнена. Красная Армия разбила
Юденича.

Но теперь современная Красная Армия
нанесла. еще более сокрушительный удар
‘империалистам на Карельском перешейке.
Она уничтожила «неприступную> линию
Маннергейма и ликвидировала плацдарм,
подготовленный штабами империалистиче-
REX государств для наладения на, Совет-.
ский Союз. -

И советский народ, приветствуя в празд-
ник,! Мая свою Красную Армию, вырв-
у него’ таки вобруженные силы. которым
он снокойно вверяет охрану своей родины.

Уже стрелка кремлевских курантов при-
‘ближается к двенадцати. Остались секун-
лы. И вдруг тишина площади прерывает-
ся потоком восклицаний и возгласов. Ha
трибуну ‘мавзолея поднимается товарищ
Сталин и вместе сним товарищи Молотов,
Каганович. Калинин, Андреев, Микоян,
ТПверник, Берия, Маленков, Димитров,
Шкирятоз. Булганин, Вышинский, Возне-
сенский, Первухин, Малышев, Бадаев,
Щербаков, Пронин, народные комиссары,
руководители московской партийной орга-
низации. Народ’ громом оваций приветст-
зует великого Сталина и его соратников.

Часы бьют двенадцать.

Раздается команда маршала Буденного:
Бойны приняли положение «смирно». Из
Bopot Спасской башни выезжает” тов.
Воропилов — боевой сталинский нарком

середине площади происходит встреча
командующего парадом и наркома оборо-
ны. Нарком принимает рапорт и вместе
с Буденным об’езжает части и здоровает-
ся с бойцами, Гремят звуки «Интерна-
`пионала» и ‘перекатывается красноармей-
ское «ура».

Об’езл войск окончен. Раздаются звуки
‘фанфар. Все слушают первомайскую речь
тов. Ворошилова. Он говорит: «В настоя-
Wee время международная обстановка за-
путана ло крайности... Нужно быть гото-
выми всегла и ко всему. Нужно улвоить
нашу бдительность и удесятерить работу
_но обороне нашей Родины, но укреплению

ПРИЕМ В КРЕМЛЕ УЧАСТНИКОВ ПЕРВОМАЙСКОГО ПАРАДА

Вчера, 2 мая, в Кремле Центральный
Комитет ВКП(б) и правительство СССР
устроили прием участников военного па-
рада, состоявшегося на Красной площади.

Залы Дворца заполнены военными. Сре-
ди них немало отмеченных высшими на-
традами Советского Союза.  Пехотинцы,
артиллеристы, летчики, танкисты, моря-
ки, кавалеристы — все те, кто демонст-
рировал свою высокую военную выучку
1 мая на Красной площади, были пред-
ставлены здесь, в историческом Кремлев-
ском Дворне.

В Георгиевский зал входят, встрезенные
бурной овацией, товарищи Сталин, Молотов,
Ворошилов, Калинин, Каганович, Андреев,
Микоян, Шверник Берия, Маленков,
Булганин, НР Буденный,
Кузнецов. Кулик, Дегтярев, Штерн, Ры-
чагов, Кравченко.

Среди присутствующих народные во-
миссары, депутаты Верховных Советов
СССР и РСФСР, военные работники, Герои’
Советского Союза, писатели, деятели науки
и искусств. В числе собравшихся: тт. Ща-
денко, Тевосян, Ярославский, Раскова, Гри-
зодубова, Стаханов, Пронин, Попов, Черно-
усов, Кафтанов Поспелов, Первухин,
Гинзбург, Михайлов, Исаков и друтие.

Товариш Ворошилов, горячо приветст-
вуемый всеми собравшимися, провозтла-
сил;

— Товарищи, первый наш тост, — ока-
зал он, — должен принадлежать нашей
славной Рабоче-Крестьянской Красной Ар-
мни, нашей доблестной пехоте, артилле-
рии, кавалерии, танкистам, войскам свя“
зи, инженерам, автотранспортным войскам
пн всем вспомогательным родам войск, ко-
торые вчера на Красной площади демон-
стрировали организованность и ony на-
шей Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Бурные аплодисменты и крики «ура»
аздались в ответ на слова народного ко-

миссара обороны.

- ментируют Красную Армию и своими ге-

душном ожеане славу. нашей социалисти-

дала им могучие летательные аппараты, на
которых они прокладывают
неизведанным просторам о мира, 8 когда
родина призывает их на защити рубежей,
тогда они становятся грозной, несокруши-

строгом, размеренном движении всесокру-
шающая сила. За В
красавцах-конях лихие буденновские ка-
залеристы и прославленные тачанки. Бес-

восхишеются военной техникой страны со-

ВИЛЫ

мощи Красной Армии и Военно-Морского
Флота. Мы это будем делать со всей боль-
певистской страстью. Порукой этому энер-
тия и непревлонная воля 153-миллионного
народа и наша мудрая партия Ленина—
Сталина». »
Речь наркома слушается © затаенным
вниманием. Ез заключительные слова «Да
здравствует наш великий Стапин!» покры-
ваются мощным «ура», которое звучит в
этот день не только на Красной площади,
но и по всем городам Советского Союза.
Снова раздается команда Буденного, и
звуки фанфар извещают о начале прохож-
дения войск.
Перед мавзолеем идут сводный полк на-
чальствующего состава центральных уп-
равлений Народных Комиссариатов Оборо-
ны, Военно-Морского Флота и слушатели
военных академий. На трибунах восхища-
ются отличной выправкой и чеканным
шагом командиров и комиссаров Красной
Армии. У многих из них блистают ордена
Советского Союза. Многие из них наделе-
ны большим военным опытом и подготов-
кой. Умные, образованные люди, они-—гор-
доств налних вооруженных сил. Они це-

роическими подвигами служат примером
доблести, мужества и преданности социа-
листической родине и партии Ленина —
Сталина. :

Присутствующие одобрительными в03-
тласами и овациями встречают  колон-
ну отважных моряков. Моряки идут
КОМПАЕТНОЙ и  слитной массой Они
словно олицетворяют славные — тра-
диции революционных  матросов—тероев
«Потемкина», «Гангута», фронтов граж-
данской войны. Они свято хранят эти 60е-
вые традиции. Совсем недавно моряки
Балтики без страха шли в бой с финской
белогвардейщиной. Родина! Вот что вооду-
незляло их в бою; Знаменем их был
великий Сталин. Об этом писали в своем
письме члены героического экипажа под-
водной лодки «С-1»: «Под командованием
нашего боевого командира Героя Советоко-
то Союза тов. Тринольского мы выполним
любую, поставленную нам партией и о0-
ветским правительством задачу. Никакие
преграды... нас не удержат... потому, что,
дорогой Иосиф Виссарионович, мы идем
< Вашим именем на устах и с Вашим
образом в сердце». И они шли ‘и побеж-
дали. ‘ ri

Проходят сталинские соколы — летчики
наптего славного воздушного военного и
тражданского флота. Сколько решимости в
молодых лицах! Как мужественен и дерз-
новенен взгляд людей, пронося в воз-

ческой родины! Советская промышленность

’ трассы по

мой силой. - -
Идут пограничники —
шительные часовые

находчивые, ре-
советских рубежей.

Идут пехотинцы. Их много, они держат

винтовки наперевес. Чувствуется в их

ними проносятся на

нгумно мчатся самокатчики и мотоцикли-
сты. С грохотом показываются гусеничные

тракторы, везушие дальнобойную артилле--
рию, зенитные пушки, прожектора. Какое

изумительное зрелище в эту минуту прел-
ставляет Красная площадь! На трибунах

циализма.

Но вот стихает трохот танков и тяже-
лых машин. На площадь вступают колон-
ны демонстрантов. В воздухе слышится
рокот моторов. В небе показываются само-
леты. Их приветствуют горячими аплодис-
ментами. Самолеты различных систем, со-
блюдая ровный строй, плавно пролетают
над площадью. Затем ритмичное гудение
бомбардировщиков сменяется отлушитель-
ным ревом неуловимых истребителей. Они
проносятся стремительно и, взмывая

вверх, быстро исчезают в. облаках. 634 са-

молета участвовало в параде. Е
Парад окончен. Он показал могучую во-
енную технику, какую имеют вооружен-
ные силы советского народа, созданные
непобедимой партией Ленина—«Сталина,

В. КНЯЗЕВ.

Товарищ Ворошилов  возгласил далее
здравицу в честь нашего Военно-Морского
Флота, в честь доблестных наших летчи-
ков — сталинских соколов.

— Нет сомнения, — сказал товарищ
Ворошилов,—что наш народ самый терои-
ческий среди всех народов света. Из среды
нашего народа вышли подлинные герои.
Перечислить имена всех замечательных ге-
роев Арктики, боевых фронтов и социа-
листического труда почти невозможно,
ибо это заняло бы очень много времени.
Я не сомневаюсь вместе с вами, что наш
народ и дальше будет давать лучших
своих сынов на все поприщша борьбы за
новую жизнь, за нашу великую родину.
Не называя по именам тероических людей
нашей великой страны, я ограничусь тем,
что назову только одно имя, которое
пользуется в нашем народе великой лю-
бовью я уважением, — имя товарища
Сталина. Да здравствует наш народный
терой товарищ Сталин!

Бурная овапия в честь товарища
Сталина прокатилась по всем залам Двор-
ца. Гремело «ура». Собравшиеся взволно-
занно приветствовали организатора и луз-
шего друта Рабоче-Крестьянской Красной
Армии товарища Сталина.

Прием прошел в теплой дружественной
обстановке. Праздничное оживление пари-
ло в зале.

В большом концерте приняли участие
лучшие артистические силы. Выступали
народная артистка СССР В. Барсова,
заслуженная артистка РСФСР Е. Кругли-
кова, заслуженные артисты РОФОР Леме-
шев и Норцов, ансамбль песни и пляски
при центральном клубе НКВД, Красно-
знаменный. ансамбль  красноармейской
песни и пляски Союза ССР, Государст-
венный ансамбль танцев народов СССР,
Государственный русский народный хор
имени Пятницкото и друтие.

Товарищи!

Поздравляю Вас; бойцов, командиров и
политработников и всех граждан с меж-.
дународным праздником — 1-е мая.

Только народы Советского Союза встре-
чают этот день радостно и празднично.
Советские люди гордятся своими дости-
жениями в социалистическом отроитель-
стве и с удовлетворением отмечают тот
факт, что наша страна пользуется блата-
ми мира, стоит в стороне от бушующего
пожарища второй  империалистической
войны.

Воздух еще сотрясал рокот самолетов,
& со стороны Исторического музея и ули-
цы 25 Октября на Красную площадь
сплошным HOTOKOM вливались колонны
демонстрантов. Шествие открыли знаме-
носцы районов столицы. В разноцветных
майках, с шелковыми знаменами — алыми,
голубыми, зелеными, с огромным макетом

значка «Готов к труду и обороне»
идут спортсмены «Спартака», «Динамо»,
«Крыльев советов», «Науки», «Торпедо».

В их рядах — мировые рекордомены —
пловцы, гиревики, копьеметатели. Над де-
монстрантами — лозунги, сотканные из
цветов: «Да здравствует 1 Мая!ь, «При-
вет родному Сталину!», «Да здравствует
ма: Красная Армия!, высоко
подняты ‘портреты руководителей партии
и правительства, прославленных  летчи-
х0в, подводников, танкистов, стахановцев,
ученых.

Колышется огромный макет с изобра-
жением ордена Ленина. Это — колонна
завода «Красный пролетарий», славный
коллектив передового предприятия столи-
цы, застрельщик многих  стахановских
начинаний в промышленности. В первых
рядах — знатные люди завода: ордено-
носцы мастер Латышев и долбежник Во-
ронков, мастер Скворцов, награжденный
медалью «За трудовую доблесть». Дви-
жутся колонны «Трехгорки», «Серпа и
молота», автозавода имени Сталина. Эти
предприятия с тордостью ралортуют о
сверхплановых метрах ткани, тоннах про-
ката и стали, новых машинах.

Прессовый цех получил переходящее

На трибуне мавзолея 1 мая 1940 года. Вверху (слева направо):
Маленков, Микоян, Шкирятов, Шверник,
тов. И. И. Проскуров, комдив тов. Г. Г. Соколов, командарм 2-го ранга тов. А. Д. Локтионов,
тов. Н. Г. Кузнецов, армейский комиссар 2-го ранга тов. А. И. Запорожец,
Советского Союза тов. К.Е. Ворошилов, Герой Советского Союза командарм 1-г
1-го ‘ранга тов. Б. М. Шапошников, армейский комиссар 1-го ранга тов. Л. 3. Мехлис,

Шербаков, Димитров, Ярославский,

Народы  капиталистических ‹ стран се”
тодня еще острее, ‚чем когда-либо, ошутят
всю разницу, существующую между капи-
тализмом и Советской страной, всю глуби-
ну бездны, разделяющей два мира.

В Советском Союзе 133-миллионный на-
род, во главе с партией Ленина—Сталина,
руководимый великим Сталиным, строит
свою социалистическую жизнь. Советский
Союз войны не хочет, но к войне всегда
тотов. Разгром в короткий срок белофин-
ской армии с ее прославленной линией

Маннергейма, не взирая на англо-француз-

ДЕМОНСТРАЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ НА.КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

красное знамя автозавода, Зригада тов.
Хлюшина получила переходящее красное
знамя кузницы. План выполнен на 110

а станкозавода имени ©. Орд-
жоникидзе—мастер-изобретатель тов. Мор-
гунков, старший мастер участка полуавто-
матов тов. Павлов, награжденный Me-
далью «За трудовую доблесть», и. мастер-
орденоносец тов. Носенков. Завод дал
стране сверх апрельского плана 27 стан-
ков. С трибуны мавзолея секретарь МК и
МГК ВКН(б) тов. Щербаков передает пер-
вомайский привет мнотостаночникам —
стахановцам столицы. Площадь тудит от
восторженных криков «ура».

На площадь медленно в’ехали изящные,
сверкающие на солнце новенькие автомо-
били — красный, голубой, сиреневый.
Bro — малолитражки — прекрасный пер-
вомайский подарок коллектива завода
имени . Завод тотов! К Первомаю он
вступил в строй действующих предприя-
тий автомобилестроения.

Когда на площадь вступают работники
оборонной промышленности, © трибуны
мавзолея несутся слова горячих привет-
ствий. Народ восторженно встречает ста-
хановцев военных заводов, конструкторов,
летчиков-испытателей, людей, которые сво-
‘им самоотверженным трудом возвеличили
славу непобедимого советского оружия,
содействовали укреплению мощи Красной
Армии.

«В нашем народе источник отваги, са-

моотверженности и героизма неисчерпаем»
— эти слова тов. Молотова мнотократно

=

товарищи Вышинский,
Бенедиктов и Вознесенский. Внизу (слева направо):

маршал Советского

>

Калинин, Булганин, Молотов,

Речь Народного Комиссара Обороны СССР маршала Советского Союза то

скую помощь, показал еще раз мощь на-
шего народа, силу и великую доблесть
нашей славной Красной Армии.

В настоящее время международная об-
становка запутана до крайности. Вторая
империалистическая бойня разгорается все
сильнее и сильнее. Поджитатели ее будут
стараться втянуть нас в эту кровавую ка-
шу, а при случае и напасть на тот или
иной участок Советской земли. Нужно
быть готовыми всегда и ко всему. Нужно
удвоить нашу бдительность и удесятерить
работу по обороне нашей Родины, по ук-

повторяются на транопарантах почти В
каждой колонне, Они звучат как грозное
напоминание врагам налией родины.
Взоры демонстрантов устремляются Е
мавзолею. Там стоит Сталин. Тысячи лю-
дей приветствуют самого дорогого и люби-
мого человека, поднимают над головами
своих детей. Над колоннами высится
большая картина. На ней изображен
товариш Сталин в своем‘ рабочем каби-
нете за письменным столом. Под карти-
ной подпись: «О каждом из нас заботит-
ся Сталин в Кремле». И вот он стоит на
трибуне мавзолея; ‘великий мастер чело-
веческого счастья. Приветственно: подняв
руку, Сталин радостно улыбается очаст-
ливой советской молодежи. ‹ Проходят
школьники, студенты,  осоавиахимовцы,
ворошиловокие стрелки, летчики, параптю-
тисты. Дети несут лозунги, красные зна-
мена, врученные лучшим пионерским от-
рядам. Студенты Московского унизверси-
тета подняли над колонной щит с над-
писью: «В университете 2.800 отличников
и ударников учебы». Большинство сту-

дентов Архитектурного института BCTpe-
тили йразлник отличными успехами B
учебе. первых шеренгах колонны идут

кандидаты на сталинокую стипендию —
будущие зодчие лов и сел нашей ве-
ликой страны тт. Фомин, Горячев, Филит-
повская, Змеул.

‚ Среди демонстрантов были многочислен-
ные представители советской интеллитен-
ции. Гости на трибунах узнавали в ко-
лоннах солистов Большого театра, акаде-
миков, артистов МХАТ, врачей, знатных

Сталин, Берия,

Союза тов. С. М. Буденный, народный
о ранга тов. Г. И. Кулик, армейский комиссар 1-го ранга тов. Е. А. Щаденко, командарм
корпусной комиссар тов. С. П. Игнатьев.

Свыше 1 миллиона 800 тысяч трудящихся Моснвы вышло 1 мая на
улицы и площади красной столицы, демонстрируя свою безграничную
преданность родине и партии Ленина-—Сталина.

Во всех городах и селах Советсного Союза
КолхОзНинов, интеллигентов вместе со своей доблестной Нрасной Армией.
демонстрировали готовность советского народа защищать от любого врага.
Страну Советов—отечество трудящихся всего мира.

десятки миллионов рабочих,

Андреев,
Герой Советского Союза комдив
народный комиссар Военно-Морского Флота флагман флота 2-го ранга

Л. М. Каганович,
комиссар обороны маршал

Фото М. КАЛАШНИКОВА («Правда»)

в, ВОРОШИЛОВА К, Е,

реплению мощи Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота. Мы это будем делать
со всей большевистской страстью. Порукой
этому энертия и непреклонная воля 183-
миллионного народа и наша мудрая пар-
тия Ленина — Сталина.

Да здравствует наш могучий Советский
Народ!

Да здравствует славная и доблестная
Красная Армия и Военно-Морской Флот!

Да здравствует партия Ленина— Сталина!
Да здравствует наш великий Сталин!

учителей, писателей. В руках у демон
странтов мажеты книг Маркса, Энгельса,
Ленина, Сталина. На кумачевых полотни-
шах  начертано: «Привет товарищу
Сталину от советской интеллигенции!»
«Да здравствует ленинизм!». В колонне
Академии наук СССР несли картину, изо-
бражающую беседу товарища Сталина ©
академиком Цициным. Под ней приведе-
ны сталинокие слова, ярко характеризую-
щие всеобщий почет и уважение, которы-
ми окружены ученые в нашей стране:
«Омелее экспериментируйте, мы Вас под-
держим». За последний год выдающиеся
советские ученые — академики Лысенко,
Пицин, Фаворский, Курнажов, Зелинский,
Капица, Иоффе, Брицке дали стране свы-
ше 50 научных работ. Над колонной Ака-
демии наук ОССР — большюй плакат со
словами: «Сталин — наше знамя! Ца
здравствует корифей науки — почетный
член Академии наук И. В. Сталин!».

..Праздничное ликование трудящихся
столицы товорило о законной гордости
великого советского народа, одержавшего
блестящие победы, о невиданном един-
стве и монолитной сплоченности всего
183-миллионного советского народа вокрут
партии, правительства, родного Сталина.
Наш народ не хочет войны, но всегда к
ней готов. Он знает, что победа будет за
ним. Порукой этому несокрупимая мощь
Красной Армии и Военно-Морокото Флота.

Более 1.890.000 человек приняло участие
в демонстрации на Красной площади.

(ТАСС).