ГОРЬКИЙ

«Если бы Гегель создавал свою си-
стему в наши дни и если бы он был
знаком с новейшей русской литера-
турой, то несомненно в Чехове и
Горьком он мог бы увидеть интерес-
ный образец тезиса и антитезиса...
Эмблема одного—тоскующая скорбная
чайка; эмблема ‹другого—смелый со-
кол и гордый буревестник» (cM.
«К правде», 1904 г.).

Такими антиподами представлялись
Горький и Чехов некоторым своим
современникам. ГУ

И в самом деле, на’ первый взгляд,
два как будто диаметрально, противо-
положных писательских образа.

С одной стороны, молодой Горь-

сильно чувствуется‘ место, пахнет бу-
бликами», (Письмо 15 февр. 1900 т.).

И с одинаковым возмущением выс-
тупают оба против декадентски-пре-
тенциозных, антиреалистических про-
изведений Л. Андреева. Горький, для
которого понятие реализм было адэк-
ватно искусству глубокого обобще-
ния, отнюдь не удовлетворяется эм-
пирическим нанизыванием фактов.
Отрицательно оценивая андреевско-
ro «Camny Жигулева», Горький пи-
шет: «Хотя эта повесть и насыщена
фактами русской. действительности—
освещение и толкование фактов совер-
лпенно литературное, т. е. искусст-
венное, не живое» (письмо Л. Андре-
‘еву, недатированное). И этому мни-

Литературная газета № 44 (63)

и ЧЕЖОВ.
жизни» (Горький: «Литературные з8-
метки»);

И наконец, великому маннеу,
для которого литература, прежде все-
го, была трибуной, откуда он гово-
рил о любви и уважении к челове-
ку, близки и дороги. были рассказы’
Чехова, пропитанные не только глу-
боким знанием жизни, но и «мудрым
беспристрастием и состраданием к
людям, не. жалостью, а’ состраданием
умного и чуткого человека, который
все понимает» (там же).

Реализм, любовь к человеку, к жи-
зни-вот самое ценное в Чехове для
Горького, то, мимо чего прошли .рав-
нодушно близорукие вритики-сов-

.
ческом», пишет Алексей Максимович
Чехову, «все хотят возбуждающего,
‚яркого, такого, знаете, чтобы не было
похоже на жизнь, & было выше ее,
лучше, красивей...» (январь 1900 т.)
Это не отказ от реализма, не проти-
воречие. резлистическим. помыслами
убтремлениям `Горького, это ‘дальней-
ший щаг от реализма критического к
созданию искусства, будущего, искус“
ства ‘социалистического реализма,

`В противоположность латерю сим-
волистов, пытавшемуся об’явить Че-
хова «своим», облачить его в дека-
дентски-импрессионистическую TOTY,
молодой Горький отчетливо разглядел
ЖИ сущность чеховского
творчества. © гениальной прозорли»

анализу рассказа «В овраге» («Ли-

кий, только начинающий свой лите-
ратурный путь, путь страбтного бор-
Ца, «воспламененного желанием стро-
ить новую, свободную для челове-
ка жизнь, на обломках старой, тес-
ной>. Исходивший вдоль и поперек
всю Россию, он © жадностью и стра-
стью «пожирает» жизнь («Мне неко-
тда было учиться, я все жрал жизнь»),
с любовью и пытливостью всматрива-
6тся в человека — «самое чудесное,
самое высокое создание в мире»,

‹ А с другой стороны, еще не: старый,
‘но уже в зените славы, ‘уже умудрен-
вый и отяжеленный писательским
опытом Чехов, «присосавшийся к ме-
сту» («0 годами как-то тажелеешь,
присасываешься к месту»), тяготя-
щийся однообразием жизни, жалую-
щийся на свою внутренюю опустошен-
НОСТЬ. а

Конец 90-х, начало 900-х гг—это
тоды оживленной и задушевной пе-
реписки обоих писателей, в которой
мы находим взаимную высокую оцен-
ку творчества. ‹..Если бы познакоми-
лись и поговорили час, другой, то вы
убедились бы, как я высоко вас це-
ню и какие надежды возлагаю на ва-
ше дарование», писал Чехов начинаю-
шему Горькому (письмо от 3 дек.
1898 г.). А в ответ Алексей Максимо-
вич, взволнованный и «плененный
помощью» чеховского таланта, востор-
тается творчеством своего. старшего
товарища и друга («В русской лите-
ратуре не было новеллистов, подоб-
ного Вам, а теперь Вы у нас самая
ценная и крупная фигура»), гордится
его отношением к себе.

На какой основе устанавливается
дружественная связь молодого Горь-
кого с Чеховым, что об’единяет их,
Bak перекрещиваются их творческие
интересы?

Искусство реализма, ставящего вы-
ше всего суровую неприкрашенную
правду жизни, было одинаково доро-
то и Горькому и Чехову. Революцион-
ная романтика раннего Горького от-
нюдь не противоречит резлистиче-
ским основам, заложенным © ca-
мого начала в его художественном
творчестве, являясь, по собственному
выражению А. М., лишь «исевдони-
мом» его реалистического стиля. В
ряде писем к А. П., в воспоминаниях
о нем Горький восторгается замеча-
тельным реализмом чеховского твор-
чества, умением «ввертываться в
тлубь и в суть жизни», как «бурав в
землю», «беспощадно и правдиво ра-
скрывать людям позорную и тоскли-
зую картину жизни», $

В критической статье, посвященной

тературные заметки». По поводу но-
вого рассказа А. П. Чехова «В овраге»
—1900 г.), Горький как-бы подытожи-
вает свою оценку Чехова-реалиста.
«В рассказах Чехова нет ничего
такого, чего не было бы в действи-
тельности. Страшная сила его талан:
та именно в том, что он никогда ни-
чего не выдумывает от себя, не изоб-
ражает того, чего нет на свете»...
(разрядка Горького).

В свою очередь Чехов среди ран-
них произведений Горького выделя-
ет, как лучшие, его реалистически
бытовые рассказы. «В степи», «Мой
спутник» получают наиболее высокую
оценку А. П. «Двадцать шесть и од
на» привлекает Чехова опять-таки
бытовым колоритом: «В рассказе

et   Tr

1.

Русская художественная литерату-
ра ХГХ века занимала в обществен-
ном развитии России выдающееся ме-.
сто. Это понимали ее создатели и ру-
ководители. Белинский в своем зна-
менитом письме Гоголю, получившем
высокую оценку В. И. Ленина, 0б’яс-
нял это тем обстоятельством, Что
только в литературе передовые лю-
ди могли, несмотря на жестокие ус-
ловия самодержавно-азиатской цен-
зуры, выражать революционные И
прогрессивные идеи.
`Великие произведения  критиче-
ских реалистов — Пушкина, Лермон-
това, Гоголя, Герцена, Толетого, лите-
ратурная и политическая борьба ре-
волюционных — демократов-шестиде-
сятников — Некрасова Чернышев-
‘ского, Добролюбова выдвинули рус-
скую литературу этого периода на од-

‘но из первых мест в мире. Энгельс в Берец 3a
письме к Паулю Эрнсту справедливо   царскими
подсудимых,
действительный   ‹.. Наша работа освобождает мир от   (М. Горький, «Литературно-критиче-
призраков и чудовищ,
вашей ложью, злобой и жадностью,

‘указывал на Россию, как на страну,
которая переживает
расцвет литературы.

Всемирно-исторические победы ре-

волюцнонного рабочего класса Рос-   чудовищ,
г рвали человека от жизни и разруши-

ли его; социализм соединяет разру-
шенный вами мир во единое великое   труда и борьбы, активно переделыва-
цепое, и это — будет!» (Подчеркнуто   ющий и изменяющий мир. Таким об-

сии, осуществившего социалистиче-
скую революцию, явившегося наслед-
ником и преемником высших дости-
жений человечества, нашли свое вы-
ражение и в
‘социалистической культуры. Рабочий

класс вылвинул человека, который   ны Горьким эти пророческие слова.
Все без остатка физические и мораль:   к миру — не только об’яснять, но и
ные силы свои отдал он борьбе за со-
циализм, ва воплощение в жизнь слов
Таким человеком явился Максим   Павла Власова «это — будет».

всем своим творчеством завобвал пра“
во стать рядом с великими тениями
‘литературы прошлого.

Торький. «По силе своего влияния
‘на русскую литературу, — товорил
‘тов. В. М. Молотов в день похорон ве-
ликого писателя на Красной плоша-
ди, — Горький стоит за такими ги-
тантами, как Пушкин, Гоголь, Тол-
стой, как лучший продолжатель их
зеликих традиций в наше время.
Влияние художественного. слова 1 орь-
кого на судьбы нахией революции нё-
посредственнее и сильнее, чем влия-
ние какого-либо другого нашего пи-

сателя. Поэтому именно Горький и шему мир, — осмова всех теоретиче

звляется подлинным  родоначальни”
ком пролетарской, социалистической
литературы в нашей отране и в гла*
вах трудящихся всего мира».

’

мому, ограниченному, условному. ре-
ализму противопоставляет
чеховский реализм, который. «возвы-
‘зиается до одухотворенного и глубоко
продуманного символа», до «философ-  .
‘ских обобщений»

дальше Чехова. Основоположник ©0-
циалистического реализма, реализма
HOBOTO качества, Горький не удовлет-
воряется отражением в искусстве
‘нищей и уродливой правды» сов-
ременности. Он ищет «высокой празв-
‘ды искусства, жизнь которого’ дли-
тельней... личной жизни, правды, Ко-
торая важнее жалкой правды нашего
сетодня» (письмо Горького к И. Д. Cyp-
 гучеву от. 10 января 1912 г.).

И эта «высокая правда» реалисти-
‘ческого искусства требует от худож-
ника новых героических тем, героиче-
ских образов, которые помогли бы
`людям во имя. светлого революцион-
ного будущего преодолеть. «каторж-
ную мерзость»? настоящего,
же — настало время нужды в терои-

В

диться тем,
класс выдвинул художника, которому   совета 27 июня 1928 г. (см. «Литгазе-
удалось «отоль великолепно связать   ту» № 32, 1937 г.), — и писал книгу
века мировой культуры © револю-
цией, с самой мощной из всех рево-
люций, колебавигих землю». (Ромэн   кого тем, что он есть, тем, каким он   щего труд более легким, про
Роллан, «Памяти друга»). ь

чудовищной эксплоатации и жесто-
чайших издевательств над человеком,   том, товарищи, что. он первый в рус-
стояли гигантские задачи. Нужно бы-
ло не только усвоить и переработать   вый в жизни вот так, лично
великое наследие; но и заложить ос-
новы нового искусства, искусства с0-
циализма, искусства рабочего клас-
са — носителя
принципов и создателя новых мате-
риальных и духовных ценностей.

на «Маль»_А. М. Горький вложил ве.   трудом. В изумительных по силе ма-

щие, пророческие слова, выражав-,
щие мечту и веру великого писателя,

расцвете пролетарской   мною. — H, fh).

торского общества относились © ве-
личайшим презрением и издеватель-
ством к труду, к человеку труда. В
соответствии с этим отношением стро
илась эстетика эксплоататоров,

востью увидел он, в зрелом. писате-
ле то, что было присуще его собет-
венному мироотущению, ето эстети-
ческим взглядам.

В отличие от всей плеяды -крити-
ков разных латерей уже в те тоды
Горький увидел в Чехове не «певца
хмурых людей», не нытика и песси-
миста, а прежде всего разоблачителя
мещанства. «Огромное вы делаете
дело велзшими маленькими расскази-
ками —- возбуждая в людях отвраще-
ние к этой. сонной полумертвой жиз-
ни — чорт бы ее побрал!» (письмо Че-
хову, январь 1900 г.).

Не «об’ективиста» Чехова ‘увидел
Горький, в Чехова’ протестующего,
не примиренного © ‘действительно-
сетью, которая рождает «человека в
футляре», «унтера Пришибеева, «8ло-
умышленника» ‘и «хамелеона». Враг
пессимизма, оттолкнувитего его впо-
следствии от Л. Андреева («Меня все-
Tia раздражал его пессимизм; его. —
то, что он называл моим оптимизмом,
и что я лично называю исторической
сознательностью»), Горький в проти-
`вовес всей современной критике уло-
вил глубоко ценную для него в Чехове
ноту. — «ноту бодрости и любви в

соо

Горький

Но уже в те тоды Горький идет

«Право

А. М, Горький на трибуне Первого Всевоюзного С’езда Советских Пи-
сателей — в августе 1934 года.

АЕ А ЕЕ Е

н. плиско

a wi

труда

Передовое человечество может тор-  стью А. М. Горький на торжествен-
что русский рабочий   ном заседании пленума Тбилисского

о Максиме Горьком, я бы сказал в
ней, что сила, которая сделала ГорБ-

стоит перед вами, тем писателем, ко-
Перед Горьким, пришедшим в мир   торого вы так преувеличенно чтите,
которого так любите, заключается в

ской литературе и, может быть, пер-
понял
величайшее значение труда, ` обра-
зующего все ценнейшее, все прекрас-
ное, все великое в этом мире». (Под-
социалистических   черкнуто мною. — Н. П.).

Это убеждение Горького настолько
велико, что он готов и свои литератур-
В уста. Павла Власова, героя рома-   ные успехи об’яснять только личным
стерства воспоминаниях oO Леониде
Андрееве Горький говорил: «Я внаю,
социализм, посаженный   что обязан успехами моими He столь-
опричниками Ha ‘скамью   ко природной талантливости, сколь-
авел Власов товорил:  ко уменью работать, любви к труду»

рожденных: ские статьи», Гослитиздат, 1987 г.
стр. 224).

Естественно, что в центре горьков-
ского творчества, как и всей социали-
стической” литературы, стоит человек

запугавших народ. Вы ото-

разом в основу эстетических принци-
пов А, М. Горького положено марк-
сово учение об активном отношении

Тридцать лет назад были написа-

переделывать мир.

В борьбе за утверждение социали-
стического реализма, в статьях о ли-
тературе, призванных направить ли-
тературу Страны’ советов на разре-
шение стоящих перед ней историче-
ских задач, А. М. Горький подробно
развивал эти положения.

«Мы должны усвоить, — товорил
он в докладе на первом всесоюзном
с’езде советских писателей в 1934 го-
ду, — что именно труд масс является

Основа эстетики А. М. Горького —   основным организатором культуры и
труд человека. Отношение к труду   создателем всех идей, — тех, которые

#.

Господетвующиё классы экоплоата-

как активному началу, преображаю-   на протяжении веков понижали ре’

шающее значение труда — Ибточни:
ка наших внаний, и тех идей Марк-
са — Ленина — Сталина, которые в
— №-  наше время воспитывают революци-
онное

ских, историко-культурных и лите-

ратурных взглядов Горького.
«Если бы я был критиком,

ворил со свойственной ему скромное !

лекают те торькововие произведения,

образом, лирика («Вы по натуре ли-
рик, тембр вашей души мягкий. Ес-
ли бы вы были композитором, то

гда подымающийся до натетики стиль
ранних произведений Горького с их

волизирующим протест против душ-
ной и смрадной действительности, —
вся эта революционная романтика

тельная риторика, как

1 хвала велия».

ременники, то, что связывает эти два
имени,

Гораздо. менее зорким в отношении
Горького обазалея Чехов, который не
смо уловить основного в творчест-
ве будущего автора’ «Матери». Горь-
кий, горячий и страстный борец, с0з-
датель образа гордого’ буревестника
и вольного сокола, не был воспри-
нят Чеховым. Внимание Чехова прив-

в которых еще приглушенно звучал,
социальный протест молодого писа-
теля, Он ценит в Горьком, главным

избегали бы писать марши»), он во-
сторгается «музыкальностью» и
«стройностью» ето ранних рассказов
(см. т. У писем Чехова).

Торжественно приподнятый, ино-

свобололюбивыми. героями, © образом
безграничной морской стихии, сим-

воспринимается Чеховым, как утоми-
«несдержан-
ность» еще не овладевшего мастер-
ством писателя.. «Несдержанность
чувствуется в описании природы, ко-
торым вы прерываете’ диалоги...
частые упоминания о неге, шолоте,
бархатности и пр. придают этим опи-
саниям некоторую риторичность, од-
нообразие—и расхолаживают, почти
утомляют... Часто говорите о волнах».

Письма к А. М. пересыпает Чехов
рядом литературных советов, указа-
ний, непосредственно обращенных в
молодому автору. Признанный мастер
маленького рассказа, один из лучших
в мировой литературе новеллистов,
Чехов учит начинающего Горького
компактности, сдержанности,  «гра-
ции». Лучшие заветы. чеканной пуш-
кинской прозы передает. Чехов сво-
ему младшему товарищу. «Красоч-
ность и выразительность в описаниях
природы, — пишет он, — доститают-
ся только простотой, такими просты-
ми фразами, как «зашло солнце»,
«стало темно», «пошел дождь». «Чи-
тая корректуру, вычеркивайте где
можно определения существительных
и глатолов. У вас так много опреде-
лений, что вниманию читателя труд:
но разобраться и он утомляется». И
дальше в том же духе: «Пишите, пи-
пгите и пишите, пишите обыкновенно
и по простецки — и да будет вам
(Письмо от 7 июля
1900 т.). :

И эту простоту чеховского: письма,
стремление к четкому, ясному слову,
лишенному вычурности и претенци-
озности, не только оценил, но усво-
ил молодой Горький и пронес через
всю свою творческую жизнь.

Взаимные оценки Горького и Чехо-
ва чрезвычайно характерны для 06бо-
их писателей, они подчеркивают
идейный облик Важдого из них, их
эстетические взгляды. Несмотря на
глубокую разность своих. темперамен-
тов, творческих профилей, они с са-
мого начала связаны общей любовью
к искусству высокой и суровой прав-
ды, к искусству подлинного реализма.

л. поля

всех отран и в нашей стране возво-
дят труд на высоту силы, коя слу-
жит основой творчества науки, ис-
кусства». Исходя из этих посылок,
Горький выдвигал перед литератора-
ми Советского Союза и революцион-
ными писателями западноевропей-
ских капиталистических стран зада-
чу изображения человека труда, «Ос-
новным героем налцих книг, — гово-
рил он, — мы должны избрать труд,
т, е. человека, организуемото процес-
сами труда, который у нас вооружен
всей мощью современной техники,
человека, в свою очередь организую-
AYRTHB-
ным, возводя его на степень искус-
ства. Мы должны выучиться пони-
мать труд как творчество» 1,

‘Эти мысли проходят ‘через все
статьи Горького о литературе *,

Процессы, происходящие в стране
социализма, совершенно невиданны
и неё имеют прецедента в мировой ис-
тории. В’ борьбё за социализм рожда-
ются не только новые социалистиче-
ские отношения, но и новые люди ©
новыми мыслями и чувствами.

Величественные и гигантские зада-
чи встают перед литературой — от-
разить все это в волнующих и ярких
художественных образах, отразить в
замечательных романах, повестях и
поэмах. «Не было еще такой  эпо-
хи, — говорил А. М „Горький в бе-
беде с молодыми писателями, — ко-
тда искусство располагало бы таким
разнообразным материалом, какой
предлагает искусству материал на-
шей страны. Никогда еще литератор
не ‘пользовался такой широкой, сво-
бодной возможностью непосредствен:
ного общения с читателем, какая от-
крыта пред ним в нашей слране 8.

* М. Горький, «Литературно-крити-
ческие статьи», Гослитиздат, 1937 г.,
стр. 649—650.

* Очень хорошо сделал Гоелитиздат,
издавший на-днях сборник литера-
турно-критических сталей М. Горько-
го. Редактор и составитель включил
в сборник статьи и дореволюцион-
ные, Таким образом сборник являет“
ся «первым опытом собрания вое-
дино важнейших горьковских статей
по вопросам литературы».

‚$ «Литературно-критические

правовознание пролетариев тьи», стр, 603.

турга очень рельефно подчеркнуто са-
мим Горьким в статье «О пьесах». В
pe или повести, говорит Алексей

ные автором, действуют при его по-
мощи», так как писатель комменти-
рует их поступки. Иное дело пьеса.
Здесь действующие лица ‘«создаются

т. е. чисто речевым языком». Отсюда
вытекает требование Горького, чтобы

речь каждого персонажа «была стро-
то своеобразна,

ролея против эффектных словечек в

cTa-

«Домик на с’езде» — ва бывшем Успенском, ‚ныне Почзтовом с’езде в г.

своего деда В. В. Каширина жил ло возвращении

о Язык пьес Горького

Значение языка в творчестве драма-

аксимович, все «люди, изображен-

исключительно и только их речами,

предельно вырази-
тельна». к
При этом Горький горячо возражал
против подмены выразительности
языка словарной экзотикой. Он 6о-

обиходе современных писателей, раз-
облачал снобизм тех, кто в погоне за
дешевой изысканностью делает свою
речь просто непонятной.

Теоретические взгляды Горького
подтверждались его собственной твор-
ческой®практикой. Алексей Максимо-
вич, как автор пьесы из жизни «дна»,
мог вполне естественно использовать
в речах своих персонажей лексикон
преступного мира. Но Горький в про-
тивоположность некоторым своим
предшественникам и современникам
от Крестовского до Свирского остает-
ся в пределах литературного языка.

Этим языком говорит у него даже
вор Пепел. Купцы Горького не упо-
требляют специальных «купецких»
выражений, и действующим лицам из
«Егора Булычева и др.» в этом отно-
шении никак не угнаться за, героями
хотя бы. Лейкина. Легкий успех та-

кой колоритности не прельщал писа-

теля. i
Не выходя из рамок общелитератур-
ного языка, Горький создает тиниче-
скую, характерную, реалистически до-
стоверную речь. Стоит Звонцову из
пьесы «Егор Булычев и др,» произ-
нести одну фразу, и мы узнаем адво-
ката-кадета, будущего комиссара Вре-
менного Правительства. Его речь —
подражание провинцидла думским
ораторам-кадетам с той же любовью к
отвлеченному политическому словарю
и «великолепным» иериодам и «бли-
стательным» эпитетам.
Или возьмем речь другого персона-
жа незавершенной трилогии — попа
ина, У, него есть черты сходства
с адвокатом Звонцовым: оба говорят
безостановочно, хотя и в различных
ораторских жанрах. Особую стилисти-
ческую окраску речам Пазлина, при-

дают церковно-славянские цитаты, &
Ее о

3.

Но наша советская литература еще
даже в минимальной степени не раз-
решает стоящих перед ней задач. Она
бледнее, нежели налиа действитель-
ность.

На это обстоятельство неоднократ-
но указывал А. М. Горький. Он яв-
лялся подлинным учителем и другом
литераторов социалистической роди-
ны, он являлся совестью социалиети-
ческой литературы.

Критика Горького была всегда
принципиальной, ибо он исходил из
интересов социалистической литера-
туры, из всего своего богатейшего
творческого опыта, поставленного на
службу социализму.

Сколько в нашей критике было на-
путано по вопросу о социалистичес-
‘ком, реализме. А между тем ибчерпы-
‘зающие формулировки, исходные по-
зиции с гениальной силой и просто-
той были сформулированы А, М, Горь-
КИМ.

«Социалистический реализм в ли-
тературе, — говорил А.М. Горький в
беседе с молодыми писателями, —
может явиться только как отражение
данных трудовой практикой фактов
социалистического творчества. Mo-
жет ли явиться такой реализм в на-
шей литературе? Не только может, но
и должен, ибо факты революционно-
социалистического творчества у нас
уже есть, и количество их’ быстро рз-
стет. Мы живем и работаем в стра
не, где подвиги «славы, чести, герой-
ства» становятся фактами настолько
обычными, что многие из них уже не
отмечаются даже прессой, Литерато-
рами они не отмечаются потому, что
внимание литераторов направлено
все еще по старому руслу критиче-
ского реализма, который естественно
и оправданно «опециализировался»
на он явлениях жиз-
ни> 4.

Одно из требований литературы со-
циалистического реализма Горький
видел в том, чтобы писатель умел
заглянуть. в будущее.

Это требование находится в полном
соответствии с реальной жизнью соци.
алистического мира. Ибо без романти-
ки, основанной на реальном изуче-
нии действительности, ваконов звиз-
ни, путей ев развития нельзя было
Стаханову и Демченко добиться ово-

& «Литературно » критические ста-
тьиз, отр. 592.

«книжные» выражения. Он не
жет: «мнение его неверно», а обяза-

‘чий, — говорит. своим,

убит, и ему приходится снять личи-

реставрирован).
оо
Б. НЕЙМАН

своеобразные
ска-

главным образом

тельно: «мнение его ниспровергается
тем фактом»; для него слишком про-
сто сказать: «пьяница», выразитель-
ней: «чрезмерно пристрастный к ви-
нопитию». Отсюда любовь к таким о60-
ротам, как: инде, сии ит. д.

Еще более ценным в речи персо-
нажей горьковоких пьес является уме-
нье писателя сочетать типическое с
личным. Каждое действующее лицо
ero пьес, — фабрикант или рабо-
только ему
присущим, языком.

Перед нами три буржуа-эксплоата-
тора: фабрикант Мих. Скроботов
(«Враги»), судовладелец Нестрашный
и купец Губин («Достигаев и др.>).
Всем им, властным, грубоватым хо-
зяевам, свойственны некоторые 0б-
щие черты. Им все дозволено, и не
удивительно, что ‘они не стесняются

в выражениях, Но брань их. различна.

Скроботов человек не без некоторого
лоска культуры, и потому в ругани
OH не переходит известных границ,
«Мерзавцы», «подлецы» — ввучат
чрезвычайно салонно по сравнению
с ассортиментом ругательств неоте-
банных купчин из пьесы «Достигаев
и др.»: «собака», «харя», «сукин сын»,
«дерьмо».

Самый характер речи у каждого из
этих героев свой, Скроботов говори»
нервно, импульсивно, настойчиво. В
нем чувствуется напор нервной воли
и твердой решимости эксилоататора,
борющегося за полноту «права» на уг-
нетение. Речь Губина тоже отличает-
ся большой эмоциональностью, HO ata
эмоциональность совсем другого иро-
исхождения. Пьянствующий купец,
самодур, он вечно находится в. во03-
бужденном состоянии. Отсюда пьяные
скачки мыслей, незавершенные фра-
зы, обилие бессистемных  восклица-
ний. И. совсем опять-таки иная речь
у медленного, мрачного, несловоохот.
ливого Нестрашното. :

Горький рисует свои’ сценические
образы обычно в их борьбе и стано-
влении. На протяжении его пъес мож-
но видеть, как изменяются сами пер-
сонажи и как меняется их язык, В
этом отношении любопытен образ Зах,
Бардина («Враги»). Вначале он —
мягкий, либеральный фабрикант,
предпочитающий . неопределенно-меч-
тательные фразы и вопросы взамен
утверждений.

Под конец, когда его компаньон

rz

их производетвенных рекордов,  &
ТШмидту, Водопьянову, апанину,
Кренкелю и другим лететь на Север-
ный полюс, Чкалову, Байдукову, Бе-
лякову, Громову, Данилину, Юмаше-
ву и другим летать без посадки че-
рез полюс из СССР в Америку. Нуж-
но подходить к любому труду как к
творчеству, и тогда результаты будут
таковы, какими они бывают у луч-
тих, знатных людей нашей страны.

Со всей силой своей могучей отра-
сти Горький обрушивался на тех’ ли:
тераторов, которые подходят к раз-
решению своих задач равнодушно,

Писатели, рассчитывающие «вые-
хать» лишь на литературных навы-
ках, приобретенных ремесленниче-
ским путем, будут отвергнуты чита-
телем и забыты. Вот почему дискус-
сию о формализме Горький принял
очень горячо.

«Формализм как «манера», как
 «литературный прием», чаще всего
служит для прикрытия пустоты или
нищеты души. Человеку хочется го-
ворить с людьми, но сказать ему не-
чего, и утомительно, многословно, хо-
тя. иногда и красивыми, ловко подоб-
ранными словами, он говорит ` обо
всем, что видит, но чего не может,
не хочет или боится понять». Фор-
мализм часто являетоя прикрытием
«уродливого, враждебного»  отноше-
ния к действительности. Так писал
Горький о формалистах.

Горький прошел тяжелый жизнен-
ный путь, борясь за существование,
испытывая на себе все «прелести»
капиАлистической экоплоатации,
царского азнатского варварства, Он
ненавидел все темные силы старого,
рабокого буржуазного мира, и всеми
доступными ему средствами вел с ни-
ми борьбу. Он призывал трудящих-
ся к разоблачению и уничтожению
а, шпионов, диверсантов
«Если враг не сдается, его уничто-
жают» Он настойчиво советовал. с0-
ветским литераторам показать врага
в художественной литературе, pac-
крыть его подлые и грязные при-
емы, вызвать художественным разоб-
лачением священную ненависть
гнев к тем, кто намеревается отнять
добытое в кровавой борьбе счастье
трудящихся.

Он говорил о том, что в самую сре-
ду литераторов пролезают враги и
что нужно уметь их разоблачать; в
ряде статей показал он те болезни
литературной среды, пользуясь ко-
торыми враг делает свое гнусное и
предатедьское дело.

из Астрахани 5-лет ний Алеша’ Пешков. (Дом частично

Горьком. В этом доме в семь

авВд
ет 6
фоль
бя в
вуван
тельнн
вуз В
papa #
poco
ну, чтобы энергично руководит hyp. 8388
рикой и экспловтировать рабочих, д МР
меняет свой ‘стиль, отбрасывает едз. Ка
ху мечтательных слов и резко сои»
щает количество  вопросительных дит
предложений, Надо не спрашиваь & РВВ
приказывать, ie
Особенно выразителен язык Bye, ГОД
Достигаева. Ловкий приспособлена,
он является перед нами вое врем А
различным, в зависимости of cane {P02
окружения. Вот он в домашней обета, ponte)
новке, когда нечего. стесняться, ron eae
все — свои и нет надобности хитрить 6
Он добродушно груб; он назыми pare
дочь Антошкой, & жену — Лизкой, pane
На миру, среди людей, среди вла err
совых друзей, которых надо попоь т“:
зовать, ‘среди врагов, которых що”.
обмануть, речь Достигаева’ совершен ope
но иная. Она становится осторожни, y A
меткой, блестящей. Он рассыпает Oh bra
разцы ловкой и колкой игры слом. К
ми, острит и рифмоплетствует. №0,
жена недаром сказала, что Доститиа ee
‚‹играет для того, чтобы всех обыти ime 1
вать». Он все время настороже: 19 1  ,
спрячется за коротким, неопреды и
ным ответом, то, взамен ответа, си аа
поставит вопрос, то скажет sarany
‘ную фразу, в которой никто н8 №2 тей
берется. hane
есть о том, что в Петротраде об Я
зовалось новое рабочее правит ит,
ство, заставляет Достигаева нае,
новую маску, и он` начинает мл 8
варивать в новом стиле: «Ну, чо хй 14
Деды и прадеды warm, m3 patour 70 4
вышли, отцы в рабочими, позцу ТРИ
же и мы не сумеем?». Достигавв при’ ДАТЬ
спосабливается,  Ножку ‘. подотавит ВИМо
можно будет потом, «на крутом д тво
ти. на неведомой дороге». TCE
Мастерство ‹ Горького aro ne Wi TPH
стерство вообще, не, искусство «аш день
по себе» Горький никогда не стан» ВЫ
вится в позу «об’ективного» писатем, КУЗо
Боторый с. холодным: безразаичии Ном
изображает персонажей своих п Ou
Он разоблачает и KaeftwarT Kagerenn TOP!
пустословие Зионцова;  разнообры ИЯ
ные, но одинаково омерзительные % HYD
лики хищников-хозяев; эксплоата» Аея.
ра, надевшего овечью шкуру; ловко
приспособленца, всегда тотовото ще» BOsy
лать в наиболее удобной маске, И з\%но
то же время он озаряет светом лоб Рен
и преклонения строгий облик женщи 8861
ны, отдавшей свою, жизнь 60рбз И Нар
счастье угнетенных. Ter
Любовью и ненавиствю пронизиа В
творчество. великого писателя; ww Ce
бовью и ненавистью заражает 01) 1966
нас. 9

золор

4. i Th Ч

Цен
Перечитывая сегодня стат Тб же
кого о литературе, начиная с «91% За
TOR 6. мещанстве»,  опубликованны им
Горьким в 1905 году в газете «Нови Цен
жизнь», кончая стенограммой выс? Apa
пления на мартовском пленуме 0 ел
за советских писателей в 1935 10 Ко
поражаешься этой удивительной * раб
следовательности литературных зат
взглядов Горького, -раввивавиите о
вмёсте с ростом рабочего влась { 690
развитием его борьбы. Горький, № 9
никто из литераторов, умел полз  и
нять каждое свое литературное и п} Тер
блицистическое выступление ROH д
кретным задачам борьбы а
класся.
Замечательное мастерство rent
ального художника сочетается B ON
статьях со страстью бойца-публищ” Фи
ста и чутьем изумительно 101%
литературного критика. bo
Литературные-‘портреты — Bolt 1
минания об А. П. Чехове, Кароняй  ‚=
Петропавловском, Льве Толстом № ‘
роленко, Гарине-Михайловском, 01}
тее Есенине — работы, не превзойле  ,.
ные по тонкости анализа литерву”
ного творчества этих писателей, И
крываемого с гениальной силой,
Эти очерки о встречах с писат
ми помогают понять в’ самых глуб м
ных истоках характер их творчет®%
‚ Но к оценке каждого из них Гор  д
кий подходит с теми остетичесвиий
принципами, которые сложились
него, как у художника пролетарии
В Чехове он видит человека, К
рый с большой силой понимает «8
чение труда как основания Кул
ры». С Леонидом Андреевым Го
кий расходится во взглядах ®
конце концов разрывает с ним mM
но потому ‚что Леонид Андреев mek
ставляет себе человека духовно и
щим, & человеческую мысль gyaraet
лживой и враждебной ;
Детали житейской обстановки п
сателя, замеченные Горьким 1 м
да раскрытые с самой неожиланио
стороны, настолько тилизны,
кажлая из них помогает раскрыт
особенности и значение rBopyect™
писателя. ‘
Toppkoscrae mpanumnet a yneseill
в очень многом не претворены #04
в налту’ литературную жиз
заветы остаются для нас путеволии,
звездой. И чем полнее будет осо
его наследство, его опыт руково
теля, организатора, критик > т.
успешнее будет расти советская я
тература, тём вначительнее 088
дет ц на международной арен®