BB A MOND PaO uote a cues Ae iris

Werepma wemmsot cemibm mapOROB

«На земном шаре есть только одна
социалистическая страна. Это наша
родина. Она самая большая страна
во всем мире. На севере’ ее вечные
льды, а на юге летом так жарко,
что вызревают апельсины и лимоны,
растут чай и хлопок. По природным
богатствам наша страна самая бога-
тая в мире. Все, что нужно для
жизни, имеется в нашей стране»,

Этими строками, дышащими горя-
чей любовью к нашей родине, ве-
ликой и единственной социалисти-
ческой стране, начинается новый,
утвержденный Жюри Правительст-
венной Комиссии, учебник «Крат-
кий куре истории СССР» под релак-
цией проф. А, В. Шестакова. Таким
же чувством гордости за свою стра-
ну. чувством безграничной любви к
замечательному настоящему и за-
хватывающим страницам прошлого
ее талантливых и свободолюбивых
вародов проникнуты всё  тлавы
этой книги, которая скоро украсит
книжные полки наших школьников.

Новый учебник и данные в нем
установки, как и решение Жюри,
дающее четкое марксистское об’яс-
нение ряда узловых моментов на-
пей истории, являются. базой для
дальнейшего развития исторической
науки. Создание этого учебника ста-
ло возможным лишь в результате
того огромного внимания и заботы,
© которыми руководили этим делом.
партия и правительство, и в резуль-
Tate той упорной борьбы, которую
вела и ведет наша партия со всеми
извращениями на  идеологичееком
фронте.

К осуществлению этой ответствен-
нейшей задачи можно было присту-
пить, только разгромив пустившую
В свое время глубокие корни и до-
вольно прочно засевшую в головах
‘некоторых наших историков ‘«тео-
рРию> так называемой «исторической
тнколы»  Нокровского. Решающую
роль в разгроме, этой «теории» и в
создании подлинной  марксистско-
менинской истории народов CCCP
еыграли замечания тт. Сталина, Ки-
рова и Жданова на конспекты учеб-
ников истории СССР и новой исто-
рии.

Новый учебник имеет огромное
значение не только для нашей шко-
увы. не только для всего историче-
екого фронта, но и для нашей ху-
ложественной литературы, для’ ис-
еледовательско-критических работ по
литературе, где вульгарный социо-
отизм и извращение исторической
действительности также принесли
огромный вред. Достаточно воном-
нить поворный провал «Богатырей»
в Камерном театре, пьесы, опошляв-
шей и оплевывавшей прекрасный
эпос великого народа, чтобы понять,
какое огромное значение для всей

И. СОСОНКИН

~ :

ная Европа под властью. монтоль-
ских завоевателей». Со стремитель-
ной силой обрушилось на раздроб-.
ленные русские княжества татаро-
монРольское завоевание. Раздирае-
мые внутренней борьбой, русские
княжества не смогли оказать доста-
точно сильного сопротивления, и на
народы Восточной Европы тяжелым
бременем легло татаро-монтольское
‘иго, дливиеееся свыше 200 лет.

Но одновременно зарождается и
‚ЕВреннет на русской земле новая
большая сила. Сожженная ханом
Батыем Москва; расположенная на
удобных речных путях и в центре
русских княжеств,  отстраивается
вновь и начинает ©обирать вокруг
себя все другие княжества. Этому
способствует энергичная  деятель-
ность московских князей, Ивана Ка-
литы и его потомков. Одновременно ©
ростом и усилением Московского кня-.
жества слабеет Золотая Орда, осно-
ванная Батыем. Уже в 1380 году
Дмитрий Донской в битве на Ку-
ликовом поле нанес татарским. пол-
чищам первое поражение, а в 1480
тоду при Иване Ш татаро-мон-
тольское иго кончилось. Русское то-
сударство выросло в это время
втрое в результате удачных войн,
Иван Ш стал «государем воея Руси»,
a ero гербом стал’ двуглавый орел
— древний герб Византии.
` Одновременно е этим усилением и
‘ростом Русского государства все
ухудшается положение крепостных
врестьян. На их подневольном труде
зиждется богатство князей, бояр и
монастырей. У крестьян отнимается
даже право ухода от феодалов в
Юрьев день При Иване Грозном
Русское тосударство растет также за
бчет захвата и трабежа земель на-
родов Поволжья и Сибири. Этот рост
эксплоатации и колониальных за-
хватов приводит к мощному под’ему
волны крестьянских восстаний, пре-
вращающихся при Шуйском в кре-
стьянскую войну.

Ослаблением Русского государства
пытаются воспользоваться польские
паны, чтобы посадить на престол
своего ставленника и авантюриста
Лжедмитрия, которого «теоретики»
из «школы Покровского» и некото-
рые литераторы радили в тогу на-
родного тероя и «крестьянского. ца-
ря». Прекрасно показаны в учеб-
нике и подлинное липо Лжедмитрия,
и предательство бояр, под угрозой
все  разраставшейся крестьянской
войны посадивших на трон польско-
то королевича Владислава. Превос-
ходно показан мощный под’ем на-
родного патриотизма. Ополчение во

При первых Романовых Россия ‚ феодальными пережитками, излагает-
была отсталой и некультурной стра-   ся все время в тесной связи с обще-
ной, нуждавшейся в решительных   европейской историей. Этот показ
преобразованиях. Ore преобрагова- ‘отсталости Робсии по сравнению с
ния жестокими мерами властно про- Занадной..Европой. «дает — как от:
вел Петр Г «умный и деятельный   мечает постановление Жюри — один
царь», много еделавший для про-  из важнейших ключей к истории
тресса. России. «При Петре Т Рос- /России последних столетий...» ‘
сия значительно продвинулась впе- Правильную,. четкую  ленинокую
ред, но оставалась страной, где все характеристику дает учебник народ-
держалось на креностном угнетении   никам, которые в эту эпоху быстро-
и царском произволе. Усиление Роб-   го формирования рабочего класса в
сийской империи при Петре 1 было   России срывали союз пролетариата
достигнуто за счет гибели сотен ‘ты-   с крестьянством, отрицали роль иро-
сяч трудящихся, за счет разорения   летариата, как тегемона революции,
народа. Петр 1 сделал очень” много   направляя тем самым” революцион-
для создания и укрепления государ-  ное движение по ложному, обречен-
ства помещиков и купцов». Совер-  ному на неудачу пути. «Деятель-
шенно ясна огромная роль, которую   ность народников была. вредной по-
играет правильная оценка этих важ-   тому,. что они. мешали рабочему
нейших событий истории СССР. для   классу понять его ведущую роль в
нашей литературы и искусства. революции и тормозили создание

Безо этого‘ невозможно ‘создание   марксистской рабочей партии, ©
ярких и полноценных ‘исторических   влекали внимание трудящихся от
романов, правдивых и убедительных   борьбы 0 всем классом угнетате-
драматургических произведений, ки-  лей бесполезными убийствами‘ от-
нокартин и т. д, лельных представителей этого клас-

Реформы и завоевания Петра Т са и тормозили создание союза ра“
сделали Россию крупнейшим факто-  бочих и крестьян». т
ром общеевропейской политики, & Затем в такой же простой и до-
‘необходимость защиты интересов   ступной форме рассказывается © ва-
помещиков и куипов обусловили ее   рождении марксизма в России,
реакционную роль в этой политике.   Вслед за первыми марксиетскими
Реакция внутри страны и ва ее ру-  кружками, за плехановской труппой
бежами — таковы две линии рос-   «Освобождение труда» начинается
сийской самодержавной политики,   деятельность великого вождя и учи-
получающие свое яркое выражение   теля пролетариата Владимира Ильи-
в самом названии восьмой главы   ча Ленина. Растет и ширится ре
учебника — «Царская Россия -—  волюционное движение народных
жандарм Европы». масе, организуются «Союзы борьбы»

Зарево Французекой революции   — зародыши больнтевистской пар-
вызывало смертельный ужае у рус-  тии, начинает выходить «Искра»,
‚ского дворянства, только что пото-  революционные организации проле-
пивитего в крови Пугачевское в06-   тариата крепнут и растут по всей
стание. И Екатерина. П, и Павел Т  стране, от центра до окраин, от Пе-
ведут борьбу с революционной Фран-   тербурга до Закавказья, «где подви-
цией, а когда Цавел попробовал за-   залея © конца девяностых годов
ключить союз с Наполеоном, он был   протнлого века ученик Ленин
убит в результате дворянского зазго-   т. Сталин».
вора при участии ето собственного
сына. .   Of этих и последующих стран

В 1812 тоду огромная армия На-   книги, Просто, и понятно, ярко и
полеона, отнявшего у французского   живо рассказывает она O TOM, Kak
народа все завоевания революцион-  наша партия и ее великие вожди
ных лет, вторглась в Россию. Но на-  Ленин и Сталин привели рабочий
род, вновь охваченный чувством го-  класс и крестьяйство нашей страны
рячего патриотизмя, довел до нол- к победе Великой Октябрьской co-
ного истощения «великую армию?   цизлистической революции, к раз-
Наполеона, который с жалкими   грому капиталистов, помещиков и
остатками бежал за траницу. Во  интервентов в гражданской войне.
Франции силами победителей была   Замечательные большевики, лучшие
восстановлена монархия, & «Священ- сыны партии, верные соратники
ный еоюз», в котором главную роль   Ленина и Сталина — Киров, Воро-
играла Россия, етал оплотом евро-   шилов, Каганович, Орджоникидзе, —
пейской реакции. Эта реакция, с не-  руководили массами на фронтах
меньшей силой свирепствовавшая И   тражданской войны и социалистиче-
внутри страны, особенно усилилась   ского строительства. Г
при Николае I, начавшем евое цар- Учебник показывает измену роди-
ствование варварским подавлением   не русских помещиков и капитали-
восстания декабристов, первого по-  сетов, продавших свою страну иност-
коления русских революционеров: ранному капиталу ради возвраще-

Уже с первой главы история
CCCP предстает как история много-
численных населяющих его народов.
Не с традиционного и ложного
«призвания варягов», & © образова-
ния государств на юте Закавказья
и в Средней Азии начинают авторы
‘учебника ‘описание ‘древнейших рго-
сударств в нашей стране. Se

«Самые древние государства в на-
шей ане возникли на юте За-
кавказья: Это было около 3000 лет
назад. Первое государство Закав-
казья называлось Урарту в районе
Арарата у Ванского озера. Его по-
велители властвовали над грузински-
ми племенами. У них было ‘много
рабов, которые строили им дворцы,
рыли каналы для орошения царских
полей и садов. ни

Это было государство родонача:
ников нынешней Грузии».

Затем идет описание славян, их
быта и занятий. He ленивая и
инертная масса, как это. пытаются
изобразить фашистокие мракобесы-
«расисты», а храбрые и мужествен-
ные племена предстают перед чита-
телем.

Вторая глава учебника — «Киев-
екое государство». Здесь идет они-
сание энергичной деятельности пер-
вых киевских князей — Рюрика,
Олега, Игоря, Ольги и Святослава.
Они укрепляют границы. государет-
ва, собирают разрозненные племена
и княжества, совершают большие во-
енные походы. Одновременно стано-
вится все резче социальное неравен:
ство, все тяжелее зависимость от
князя и Bee больше дань, налагае-
мая на население. Без веякого ис-
кусственного социологизирования, из
простого и понятного рассказа ста-
новится ясным окончательное разло-
жение первобытно-коммунистическо-
то строя и формирование феодализ-
ма.

Усиливающаяся экеплоатания тре-
бует усиления княжеской власти, и
эта власть ищет новую опору в
принятии христианской веры. На
христианство принесло © собой и
большой культурный прогресс (эта
роль христианства в киевском госу-
дарстве, между прочим, была извра-
щена в свое время и автором и по-
становщиком «Ботатырей»).

«Христианство в свое время было
в сравнении с язычеством шагом
вперед в развитии России. Вместе
с христианством среди славян рас-
пространялась и греческая культура
и образованность. Византийские ма-
стера обучали елавян строить ий
украшать дома и церкви. Ученые
греческие монахи еоздали елавян-
скую азбуку».

Это глубокое обобщаютщее отфреде-

м

x

го наследства», посвященный пиеа-
а   телям шестидесятых годов.

{ мают материалы и статьи о
ух тероической борьбы веет
д me THI, великих русских просветителях —  не противоречило бы другому, ода

революционных
Чернышевском и Н. А. Добролю-   гим... Автор статей о Пушкине бых
бове.

мящшей читателя в оценкой творчест-
ва Добролюбова основоположниками   сы... но и распространил ‘его в пу

аботы:
обролюбов -- историк  литерату-
ры», Г. Берлинера — «Литературные   ниться от прочных оснований, поло-
противники Н. А.   Добролюбова»,
Н. Бельчикова —
демократическая беллетристика  69-х  лониться так далеко, как без отр
годов».

бове содержат публикуемые.
вые перетиска критика с издателем  -титься на прежнюю  догоголевекуй
«Журнала для воспитания» А, Чу- ;
миковым, с сотрудником этого me}; Bee эти редкие «качества ума 1
журнала И. Наульсоном ‘и воспоми-
Именно так. на основе ленинской   ния. потерянного господства. Учеб- нания о Добролюбове ето товарищей   лила автора статей о Пушкине, бы

Скульптура, изображающая знамен итого сказителя эпоса «Манае» Ca
гинбай Орозбанова. Картинная таллерея гор. Фрунзе.

соо

Литературное наследие
шестидесятников

Вышел 25—26 том «Литературно:   еще гораздо важнее для писи,
который имеет решительное BIRT
ние на публику, гераздо Bamneg
Центральное место в томе зани-  иметь твердую, стройную  снслему
двух   воззрения, в которой одно понят

демократах Н. Г.  понятие не опровергалось бы дру

так счастлив, что не только разви
Открывается книРА статьей, знако-   в себе. стройный и твердый обра
воззрений на литературные вопр

арксизма—ленинизма&.

Затем идут  блике, которая теперь в свою очере
В. Полянского — «Н. А.

начала. иметь прекрасное влияние на
литературу и не допускает её укло

женных автором етатей о Пушкине,
«Революционно-  по крайней мере, не позволяет ув-
нения со стороны публики мотло 6H
это случиться при стремлении мно
тих талантливых нисателей возвра-

Много новых данных о Добролю-
впер-

колею,

характера, которыми. природа Hale

нашей культурно-политической  жиз-
ни, для всех отраслей искусства
имеет выход в свет нового. маркеи-
стското учебника истории нашей ро-
Дины.

На двухстах ботатбо й интересно
иллюстрированных страницах, В
сжатом, но живом и запоминающем-
ея изложении дает учебник историю
великой семьи народов Созветекого
Союза, i

«Наша родина в далеком прош-
лом» — Tak называется первая
глава книги. Здесь живо и инте-
ресно рассказывается о тех далеких
временах, когда еще почти вея нана
страна была покрыта еплошным
льдом. Но неумолимая и всесильная
поступь времени снимала постепен-
но. из столетия в столетие, эту ле-
дяную корку, и на освобожденной
от ледяного покрова земле нпояви-
лись первые люди. В тяжелой борь-
бе с природой, со слепыми силами
стихии отвоевывали люди свое пра-
во на существование. Тогда еще не
было ни богатых, ни бедных, ни
частной собственности и тосударет-
ва, сказку 06 извечности которых
выдумали для защиты интересов
буржуазии ее продажные ученые и
писаки. т

«Краткий `курс истории СССР».
Учебник для 3-го и 4-го классов на-
взальной школы, Под редакцией
проф. А. В. Шестакова.

ление роли христианства в тот пе-
риол, ланное в учебнике, целиком
совпадает с оценкой ее в постано-
влении Жюри.

Но борьба закрепощенного населе-
ния, стихийные восстания в городах
против князей и бояр, внутренние
pacnpH между самими князьями
ослабили Киевское государство, и
место захиревшего Киева занимает
большой торговый город Новгород.
Замечательным, подлинно тероиче-
ским ио.одним из самых захваты-
вающих моментов истории Новгорода
является борьба новгородцев © за-
ъзоевателями из разбойничьего тев-
тонского ордена — «псов-рыцарей»,
как назвал их Марке. Ярко и увле-
кательно рассказывает об этом учеб-

«Немцы-рыцари @ сильным вой-
ском напали на новгородекую землю,
разоряли города и угрожали разоре-
нием Новгороду. Князь Александр
Невский собрал евои войска и дал
немцам решительный ‘бой на льду
Чудекого озера. Битва была очень
упорной — лед покраснел от крови.
В этом Ледовом побоище немцы не
выдержали натиска храбрых новто-
толских воинов и побежали. До са-
мой границы своих земель Александр
Невский преследовал врата. Так нов-
городны решительно отразили врага
и отстояли свою землю от немецких
насильников».

Третья глава учебника—«Восточ-

К. МАЛАХОВ

тлаве с Мининым и Пожарским про-
гнало поляков, засевших в Москов-
ском Кремле. Не польский наемник
Лжедмитрий. а Иван Болотников
показан как настоящий крестьян-
ский вождь. Поражению его армии,
как и поражениям последующих
крестьянеких восстаний дается чет-
кое марксистское об’яснение. Только
в союзе с пролетариатом и под его
руководством крестьянство может
победить’ в революции,

«Армия восставших мужественно
залцищалась, но потерпела пораже-
ние. Оно и понятно. Крестьяне не
имели тогда такого’ союзника и ру-
ководителя, как рабочий класс. Да.
и сами крестьяне были несозна-
тельны. Они воевали не против ца-
ризма и помешичьего строя, а .про-
тив плохого царя и плохих. поме-
щиков, за «хорошего» царя и «хо-
роших» помещиков».

Но крестьянские волнения не пре-
кратились. Уже второму Романову,
Алексею Михайловичу, пришлось
подавлять восстание Степана Рази-
на, а при Екатерине П русское ea-
модержавие сотрясалось под мош-
ными ударами восстания Емельяна
Пугачева, в котором принимали уча-
стие и многочисленные покоренные
русским царизмом народы, выдви-
нувигие своих замеч ьных вождей
и тероев, например, вамечательното
деятеля пугачевекого’ восстания Са-
лавата Юлаева.

Шетория
ш литература

«Постановление Жюри ПравителБ-  На пути в созданию настоящих

етвенной комиссии по конкурсу на
лучший учебник для 3 и 4 классов
средней школы но истории СССР»,
как и учебник, одобренный Прави-
тельственной комиссией, имеют’ зна-
чение не только для учащихея и
преподавателей истории. Они явля-
ются ценным вкладом в историче-
скую науку и крупным событием в
культурной и политической жизни
страны. .

Десятки миллионов трудящихся
СССР выросли политически и куль-
турно. Советский патриотизм, лю-
бовь к своей стране вызывают же-
лание знать историю героической
борьбы народных масс за евое осво-
бождение. Этот интересе к истории
находит свое выражение и в том
огромном спросе, который, пред-
являет читатель на историческую ху-
дожественную литературу.

Замечания тт. Сталина, Кирова,
Жланова на конспекты учебников по
истории. постановление Совнаркома
и ЦЕ ВКП(б) о преподавании граж-.
данской истории легли в основу раз
работки проблем истории. Постано-
вление Жюри Правительственной
комиссии евидетельствует о том, что
эти указания вождей нашей партии
нашли отклик среди советских исто-
риков и принесли свои пледы в
виде первого  подлинно-научного
марксистского учебника. Но и само
постановление Жюри конкурса содер-
жит ботатейший материал, необхо-
лимый как историку, так и литера-
тору’ Постановление Жюри, развивая
замечания тт. Сталина, Кирова и
Жтянова помогает овладению исто-
рическим наследством классиков
марксизма

Нельзя быть литератором, не бо-
pach Ba овладение большевизмом,

нельзя овладеть большевизмом и

быть маркоистеки трамотным нело-

веком без знания ‘истории.

марксистских учебников по истории
тяжелым препятствием лежал груз
антибольшевистских ликвидатореких
теорий «школы» Покровского. Заме-
чания тт. Сталина, Кирова, Жданова
и работа, проделанная историками
на основе этих замечаний, разоб-
лачили вредную роль исторической
«школы» Покровского и этим самым
сделали возможным создание. наетоя-
щей; правдивой книги по истории.

В области исторической художест-
венной литературы также гуляло
немало ненаучных, вульгаризатор-
ских и враждебных теорий. Взять
хотя бы известное обвинение писа-
телей в том, что они, занимаяеь
исторической тематикой, уходят от
современности. Об’ективно подобные
обвинения были на руку контрре-
волюционным фальсификаторам
истории, кровно заинтересованным в

TOM, чтобы поменыше было книг,
освещающих перед  трудящимися
массами в маркснотско-ленинском

духе прошлое народа.

He случайво троцкистекие лакеи
фашизма пытались использовать
историю в своих  клеветнических
целях. Достаточно взять высказыва-
ния их по поводу исторического ро-
мана. Бандит Ваганян, говоря о ро-
мане А, Толстого «Петр [», проводил
клеветническое уподобление социа-
листической революции эпохе петров-
ских реформ. Этим сравнением ма-
терый троцкист Ватанян стремился
оклеветать борьбу за социализм,
диктатуру пролетариата.

Так пытались «ориентировать» ео-
ветского писателя  этенты врага.
Вместе с этим они протаскивали на-
циональный нигилизм, пренебрежи-
тельное отношение к нрошлому ево-

ей страны. И если фашисты сочи-
няют теории о превосходстве ‹арий-
ской» ‘расы, то обер-бандит Троцкий
и ‘его последыши делают то же са-
Moe с другого конца, всячески при-
нижая великие народы страны, пер-
вой пришедшей к социализму, опо-
рачивая ее прозизое.

Но необходимо отметить, что в ли-
тературной практике советских пи-
сателей эти теории имели мало ус-
пеха. Для многих советских  писа-
телей самый подход к исторической
теме, самый факт, что писатель
бралея за историческую тему, явля-
лись показателями активного пово-
рота в сторону социализма.

Рост числа произведений на ието-
рические темы является результа-
том стремления ряда писателей свое
желание участвовать в борьбе за
социализм связать с революцион-
ными традициями исторического
прошлого народа, чтобы в художе-
ственной литературе на образцах ге-
роической борьбы прошлого воспи-
тывать новые поколения строителей
социализма. Историческое произведе-
ние дает возможность раскрыть
преемственность современной борьбы’
за социализм. Историческая литера-
тура имеет огромнейший материал о
борьбе народных масс против своих
угнетателей, о серий крестьянских
войн, о тероических восстаниях кре-
стьянства, терпевиего поражения до
той поры, когда, наконец, возник ра-
бочий класс, создалась большевист-
ская ‘партия, сложился прочный
союз’ рабочего класса и крестьянства
и этим была обеспечена победа над
эксплоататорами:

Советские писатели,  евязавание
свою жизнь и работу с делом социа-
лизма, изучая историю и давая ее
в художественных. образах, тем са-
мым ведут борьбу с фашистской
фальсификацией истории. Bopsch
против попыток фашистов и их

характеристики оценивает декабри-
сетов учебник. «Их было немного, и
они не. были связаны © народом.
Но декабристы первые организован-
но и открыто выступили с оружием
в руках против самодержавия в са-
мой царской столице. Их дело не по-
тибло. Ето продолжали следующие
поколения революционеров».

Пять виселиц на Сенатской пло-
щади ‘стали страшным символом

ва, Белинского и Шевченко, десятки
других замечательных сынов Hapo-
да. Это была эпоха тшпипрутена и
разнузданного фельдфебельского са-
пота,

`Следующея глава — «Рост. капи-
тализма в царской России». Напуган-
ное угрозой революции «снизу», цар-
ское самодержавие ‘идет на отмену
крепостного права, одновременно ог-

шие земли.

В России начинается рост. капита-
лизма, быстрая социальная дифе-
ренциация деревни, формирование
пролетариата. Учебник рассказывает
6 том, как в это время на Западе
развивается деятельность великих
основоположников научного социа-
лизма — Маркса и Энтельса, рас-

Т Интернационале. Таким образом,
история России, в которой развитие
капитализма сильно  тормозилось

нашу родную страну, советские пи-
сатели воспитывают в новых поко-
лениях любовь в стране и к ее на-
родам, которые после многих веков
тероической борьбы смогли одержать
победу и построить социализм.

М. Горький писал еще в 1931 году*
«У нас создан подлинный и высоко-
художественный исторический ро-
ман... Превосходный роман А. Н.
Толстого «Петр I>, шелками выткан-
ный «Разин Степан» Чапытина, та-
лантливая «Повесть о Болотникове»
Георгия Шторма, два отличных, ма-
етерских романа Юрия Тынянова—
«Кюхля» и «Смерть Вазир Мухтара»
и еще несколько весьма значитель-
ных книг из эпохи Николая Т. Bee
это поучительные, искусно написан-
ные картины прошлого. и решитель-
ная переоценка его». (Горький ‹0
литературе». Изд. «Советекий писа-
тёль»). .

С тото времени появилось много
‘новых исторических произведений.
Широко известен всей стране «Ти-
хий Дон» М. Шолохова. Новый ро-
ман «Гулящие люди» написал Ча-
пыгин. Ряд романов, повестей и пьес
написан советскими писателями о
Пушкине. Из этого пушкинского
цикла в первую очередь необ-
ходимо отметить роман’ Тынянова.
Два новых исторических романа
«Якобинский взаквас» и «Казанская
помещица» дала Ольга Форш.

Правда, подчае на некоторых из
них сказываются еще неизжитые и
непреодоленные ошибки «школы»
Покровского. Встречаются отдельные
случаи и просто легкомыеленного от-
ношения писателя H в теме ик
читателю. .

Образцом такого легкомыслия яв-
ляется произведение Мариенгофа,
напечатанное в № 9 и 10 журнала
«Литературный современник» за.
1936 год. Это произведение предста-
вляет собою сумму анекдотов, кото-
рые Мариенгоф без больного труда
собрал в дореволюционной мемуар-
ной, беллетристической и просто
альковной литературе. Именно к
альковным деталям чувствует автор
особенное влечение. Никаких даже
попыток дать образ Екатерины П, ©
начала царствования которой Poc-
сия выступает в качестве междуна-
родного жандарма, автор не делает.
Но такое отношение к истории, ко-

ник излатает и раз’ясняет «тот важ- И знакомых — М. Шемановского,
нейший для истории СССР факт,   ВБ. Сциборского, И. Сяздкопевцева
что российские капиталисты и 1ю-  И ДР.

мещики, потерпев поражение еше в В книге помещены также неиздан-
конце 1917 года почти на всей тер-  ный отрывок перевода Добролюбо-
ритории СССР, решили продать  ва из Фейербаха, заметка Добролю-

свою страну и ее независимость гер-
манским империалистам, затем импе-
риалистам Антанты» (постановление
Жюри конкурса).

Ненависть и презрение вызовут у

эпохи Николая Т. Это была эпоха,   читателя имена подлых изменников   пустили 15-го чиела. Цензура рас-
затравившая Пушкина и Лермонто- и предателей родины, фашистских   свирепела, да авось уймется».

наймитов. Тронкого, Зиновьева, Ка-
менева и др. Простым и понятным
языком. ‘рассказывает о учебник ©
тнусной «работе» этой банды шиио-
нов, диверсантов и убийц, разобла-
чая и тромя которых, ленинско-ста-

бова «Известие» и два письма в не-
му Некрасова. ‘

В одном из них поэт жалуется
на притеснения цензуры: «Современ-
ник у нас идет так себе. УТ № вы-

*

Из литературного наследия Чер-
нышевского печатается несколько
семинареких и студенческих работ;
неопубяикованные в свое время по

ли посвящены, как мы уже указали
в предыдущей статье, ‘служению OF
ной высшей: идее, — служению па
пользу родной етраны без страха и
лицеприятия».

Эту глубокую любовь К родинв,
к своему народу Чернышевский от
мечает и в другом великом крит
ке-публицисте Н. А. Добролюбове:

<..невознаградима его потеря длЯ
народа, любовью к которому торел

ло его слово, но когда ты будешь
тем, чем хотел он тебя видеть, ты
узнаешь, как много для тебя сделал
этот тениальный юноша, лучитий и
сынов‘ твоих».

Писатель не ошибся в своем през

линская партия ведет народы‘ СССР   цензурным обстоятельствам тексты   видении: гений Добролюбова, ето за-

от победы в победе.
Изложением  оенов
Конституции, описанием`героических

ся учебник. Он воспитывает в уча-
щихея не только чувство  ‘безгранич-
ной ‘любви к родине и ее истории,

но и непоколебимую уверенность в  .

дальнейших победах великой социа-
листической семьи народов.

Эта прекрасная книга^ должна
стать основой для новых исследова-
тельских и литературно-беллетристи-

страны, для все более тлубокой раз-
работки замечательных страниц на-
шего богатейшего прошлого.

торое. проявил Мариенгоф, редкое ис- войн получились империанистичв-

ключение.

Столь же редки в исторической
литературе и прямые покушения
оклеветать историю своей страны.
«Смута» Галкина один из примеров
этого рода. Значительно чаще та-
кие случаи, когда писатель, пытаяев
опереться в своей работе на ието-
рика, падает жертвой плохой исто-
рической консультации, ‘ошибочной
исторической концепции. Это случи-
ось не так давно е писателем Давы-
довым, давшим несколько лет тому
назад яркий роман «Беруны» и не
так давно допустившим крупные
ошибки в романе «Дикий камень».

Два автора в 1936 году продемон-
стрировали, как ошибочная истори-
ческая концепция, положенная писа-
телем в основу исторического ‘про-
изведения, приводит к искажению
исторической действительности. В
№ 9 журнала «Знамя» за 1936 тод
была напечатана повесть Аристова
«Дело подполковника Энгельгардта».
Повесть рисует начальный период
войны 1812 года Желая показать
угнетение крестьян в России и те
надежды, которые в некоторых
слоях русского населения были свя-
заны © Наполеоном Т, Аристов изо-
бразил все крестьянство во время
Отечественной войны, как людей, ко-
торые с нетерпением ждут прихода
Наполеона и только от него ожи-
дают ‘освобождения. Неоднократно
акцентируется эта мысль на протя-
жении всей повести. Конечно, кое у
кого, особенно в начале войны, была
некоторая, быстро погасшая надежда
на то, что Наполеон освободит Kpe-
постных. Но неправильно изобра-
жать войну 1812 года так, что ее
вели только дворяне и казаки.
Французские ‘войска с самого. нача-
ла пришли, как чужеземные завое-
ватели. Россию защищали не только
и не столько правящие классы,
сколько основная масса населения
— крестьяне, которые начали и по-
бедоносно окончили национально-
освободительную героическую  вой-
ну. Ленин писал: «Когда Наполеон
создал французскую империю с по-
рабощением целого ряда давно en0-
жившихся, крупных, жизнеспособных
национальных государств Европы,
тогда из национальных французеких

и исторические статьи писателя: pe-

«Опыт историческото оправдания

рабив крестьян и отняв у них луч-   дел и дней социализма ваканчивает-   Петра Т против обвинений некото-

рых современных писателей», «О по-
корении. цивилизованных народов
полудикими» и др.

Большой интерес. среди этих ма-
териалов представляют впервые по-
являющиеся в печати высказывания
Чернышевского о Белинском и Доб-
ролюбове. р

«Иметь более или менеб обшир-

сказывает о Парижской Коммуне, о   ческих трудов по истории нашей   ные „знания, — пишет Чернышев:

ский, — еще не особенная редкость
или важность, Важнее быть чело-
веком с прочиым образованием, но

ские, породившие в свою очередь
‚национально-освободительные войны
против империализма Наполеона»
(Ленин, т. ХХ, стр. 181).

Аристов не дал этой‘ диалектики
истории, этого превращения освобо-
дительных войн Франции в захватни-
ческие, вызвавшие в. странах, куда
вторгаяся Наполеон; в частности в

России в 1812 тоду, под’ем нацио-
нального чувства и тот взрыв геро-
изма народных масс, который обусло-
вил поражение Наполеона.

Явно под.влиянием «теории» По-
кровского написана новелла Цирель-
сона «Казак Bapyx>  («Звезда»,
1936 г, № 11). Желая показать’ не-
однородность ° Запорожской  сечи,
классовую борьбу внутри нез между
основной массой казачества и бога-
тыми старшинами, Цирельсон совер-
шенно замолчал значение Запорож-
ской сечи, являвитейся военной орга-
низацией украинского народа, выну-
жденного. давать отпор трабитель-
ским набегам. на Украину турок и
татар и попыткам польских панов

захватить Украину. Даже .в смысле.

национального состава Цирельсон
рисует Запорожскую сечь, как нечто
не связанное ‘с украинским народом,
как интернациональное сборище бол-
тар и евреев, калмыков и испанцев,
поляков и великороссов. Украинцы
по Цирельбону занимают едва ли
не последнее место в Запорожской
сечи. Походы Запорожской сечи так
же, как и внешнюю политику Поль-
ши, определяет откупщик Юдич.
Весь сложный переплет и националь-
ной, и классовой борьбы, в центре
которого стояла Сечь, у Цирельсона
заслонила фигура «некоронованного
короляз Польши, представителя тор-
гового капитала Шауль Юдича.
Трудно переоценить значение для
янтературы тех указаний по вопро-
сам истории, которые дали партия
и правительство. В течение ряда
лет вожди нашей партии помогают
и историкам и литераторам нравиль-
но подходить к истории, правдиво
показывать” пропглое евоего великого
народа. И эти указания не прошли
бесследно для художественной лите-

ратуры. Историческая романистика

слуги перед родиной ‘полностью

Сталинской   цензия на книгу Карла ФЗадлера  оценены и признаны В наши ды

народами Страны Советов.

Кроме этих материалов в томе лё
чатаются неизданные стихотворения
поэтов-шестидесятников — Н. Серое
Соловьевича, Р. Щиглева, И. Голы
Миллера, Н. Курочкина, неизданная
статья Н. Шелгунова о «добролюбовь
цах» и «писаревцах», неопублико-
ванное стихотворение Н. Некрасов
и др.

Том иллюстрирован  портретаия
писателей-шестидесятников, or
снимками с их рукописей и рёзли+
ных   автографов.

В. АНОВ,

ЕЕ ТЕ ea КИС ЕЕ ЕТ ЕЕ ии ие и

растет и количественно. и качестве
но. Недаром Горький отмечал то 0
стоятельетво, что он не знает &
прошлом ‘десятилетия, которое вы»
вало бы к жизни столько ценных
книг». В той же статье Горький пи
сал: «Создан исторический ромав
какого не было‘в литературе дор
BOMOHHOHHO!>,

При всей разнице художественноя
го уровня, при всем обилии истори
ческой художественной литературы
есть нечто общее во’ всех произведа“
ниях советских исторических ром
нистов. Советский исторический р
ман народен. В центре внимания ©
ветского писателя прежде всего на“
родные маесы, он рисует. события,
затративающие интересы мналионов.

Общим для советской  историзе
ской художественной литературы я8*
ляется то, что советский писателя
выступает, как человек, переоцени“
вающий ‚ историческое. прошаюе, ни
спровергающий` прежний” подход. К
историческим событиям. Переоцене
вая прошлое страны, еоветский п
сатель дает образы народных героев

в новом, верном освещении.
‚Вобпитывая в читателе

любви к. евоей родине, советский
писатель воспитывает вместе 6
тем в нем и подлинный интерив“
ционализм. Потому что настоящий
интернационализм заключается не Я
принижении своей национальности
перед другими. Наоборот, глуб0Бб
интернациональна уверенность #
том, что и мой народ, который #8
протяжении веков давал  образкы
великих дел, а в настоящем совер“
шает еще более героические подви?%
что этот народ уже доказал свою
способность с  честью принять у93“
стие в великом соревновании в8ро“
дов мира, идущих к социализму. И
вся история нашей етраны показы“
вает, что. наш о великий народ и
праву занял почетное место перед@
вого отряда, ударной бригады сред
народов, борющихея ва социзлиз\» .

я
р
р
ia
ir
{0
te
м
wp
i
 :
in
hy
pe

г
ol
al

I

и так рано егорел он. O, как ‘ок
любил. тебя, народ! До теба. доходи-

cy
»
ar
}
к

Er > = полотна