`’Э. ГОФМАН о.

ФСвазеш о
KDACHKONperora

Этнографическое отделение Государет-
венного географического общества возобно-
вило прерванное в течение последних лет

издание фольклорных материалов, выпу“
стив сборник‘ «Сказки Красноярского края».

Сборник сказок Красноженовой — науч-
ного работника-самоучки — представляет
большой интерес. Преимущество Красно-
женовой перед другими  собирателями
‘фольклора в том, что она. в течение 23 лет
(с 1909 по 1932 г.) вела фольклорную ра-
боту в одном районе и имела возможность
детального и углубленного’ исследования
местного фольклора и фиксации малейших
изменений в устном ‘репертуаре. Особенно
важно проводить такую работу в наше
время, когда в фольклоре происходят or-
ромные сдвиги, когда в старые  традици”
онные произведения властно вторгаются
новая идеология, новая тематика, новый
язык, когда создаются новые сказки, ле-
тенды и песни © новой жизни и новых
людях. )

В сборнике Красноженовой записано 39
рказок — волшебных, авантюрных, сказок

`® животных, бытовых и сатирических.

Таким образом On дает достаточное
представление 0 сказочном репертуаре
Красноярского края, до сих пор мало из-
вестном. 4

Сборник Красноженовой тем интереснее,

то, сказки, опубликованные в нем, имеют  .

яркий сибирский колорит,

В оборнике много сказок 0 чудесных
приключениях Ивана-паревича или Емели
(у Красноженовой — Амели) -дурака, о жи-
вотных, верных помощниках человека, о
многоголовых змеях, похищающих девушек
и требующих человеческих жертв, о вол-
шебниках и колдунах, о чудесных пред-
метах, при помощи которых герой coBep-
шает чудеса. Сказки эти лишний раз
подтверждают правильность мыели А. М.
Горького, указавшего. на то, что в этих
фантастических сказках уже видны при
знаки  материалистического мышления...

«Признаки эти, — говорит А. М. Горь-
кий, — дошли до нас в форме еказок и ми-
фов, в которых мы слышим отзвуки рабо-
ты над приручением животных, над откры-
тием целебных трав, изобретением орудий
труда. Уже в глубокой древности люди меч-
тали о возможности летать по воздуху, —0б.
этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Деда-
ле и сыне его Икаре, а также сказка о «ков-
ре-самолете». Мечтали об ускорении движе-
ния по земле — сказка о «сапогах-секорохо-
дах», — освоили лошадь; желание плавать
по реке быстрее ее движения привело в
изобретению весла и паруса; стремление
убивать врага и зверя издали послужило
мотивом изобретения пращи, лука, стрел.
Мыслили о возможности прясть и ткать
в одну ночь огромное количество  мате-
рии... — создали прялку, одно из древней-
итих орудий труда, примитивный ручной
станок для тканья, и создали сказку ©
Василисе Премудройз.

В раде красноярских еказок мы видим
именно такую «научную фантастику», по-
рожденную стремлениями и мечтами чело-
века о поднинении себе природы. Так, на-
пример, в сказке «Иван Ветров» рассказы-
вается о том, как плотник пришел к царю
и «за собой журавликов привел. Царь уди-
вился, а он ему похвалятна: «Сяду и по-
лечу, куда хочу». Ну, вот, сял он и про-
катился; ковды стал их крутить, оне по-
дыматца, подыматца и улетели.. Облетел
сколь, вернулся, журавликов поставил, и
все сяли за пир на постройке дворца».

Журавлики, деревянный орел, ковер-еа-
молет — различные воплощения мечты че-
ровека о воздушных полетах.

Человек мечтает о преодолении смерти—
создаются сказки о живой и мертвой воде,
в чудесном воскрешении.

У героя сказки «Дмитрий Михайлович»
умерла жена. «Митя загоревал, затоско-
вал. У них была кака-то стариннийша пра-
дедовска книга, он стал читатв и дочи-
тался: нашел такой герб, что можно его
взять и списать етот герб из етой книги
и помолиться, и человек воскреснет. Вы-

Сказки Красноярского края. Сборник
М. В. Красноженовой, под общей редакцией
М. К. Азадовского м Н. П. Андреева. Го-
суд. изд-во «Художественная литература»,
Ленинград. 1937 г., 294 стр. Ц. З р. 75 к.

a Sil
читал, снисал и пошел е ним в склеп, по-
ложил терб у ног и давай молиться
она, залиевелилась и‘как бы очнулась и ска-
зала: «Как я долго спала!» Он взял ее на
руки и унес. :

— «Наташечка, ты ведь не епала„ ты умн-
рала». . ;

— «Но как же я могла ожить?» — .

Несмотря на то, что большинство сказоч-
ников представлено неболышим количест-
вом сказок, все же творческий облик каждо-
го из них ясен, а

Тут и реалист-балатур Г. Д. Кузнецов,
вносящий в старую сказку городские бы-
товые детали, и И. Д. Кузнецов, дающий, по
выражению проф. Андреева, мещанско-лу-
бочное изложение волшебной сказки, и Чи-
чаева, особенно любовно и подробно разра-
батывающая психологические моменты.

Каждый из них по-своему интересен, у
каждого своеобразный стиль.

И вместе с тем большинство сказок ©03-
дает впечатление о едином процессе, про-
исходящем в сибирском сзазочном репер-
Tyape. - ‘

Древняя фантастическая еказка  поетё-
пенно превращается в авантюрную повесть.

Было бы слишком поспешно на основа-
нии одного сборника делать окончательные
выводы о путях современной сказки, но ду-
‚мается, что проникновение в сказку, в ее
язык сто литературных приемов,
больнее насыщение традиционной сказки
бытовыми реальными чертами — явление
типическое. т

Сказка, созданная на основе религиозно-
мифологических воззрежий, отталкивается
от них, впитывает в себя черты современ-
ной действительности, идет к реализму.

Сборник Красноженовой издан под рё-
дакцией М. Азадовското и Н. Андреева.

у «

Сборник снабжен интересной вводной
статьей о красноярских сказках и неболь-
шой статьей, характеризующей codupa-
тельницу.

К сказкам дан тщательно сделанный ком-
ментарий, указывающий параллельные
тексты. Приходится пожалеть о том, что о
самих сказочниках даны скупые  сведе-
ния, часто сводящиеся к указанию  в03-
раста сказочника и места и даты записи.

—

Митературная газета № 50 (686)

Трибуна
питателя

ть

Ни страданий,
ни труда

В седьмой книжке журнала «Октябрь
помещено стихотворение поэта И. Уткина
«Песня ‘о пастушке». Содержание стихо“
творения таково:

Маленький пастуток, увидя, что к селу
приближаются ‘белые казаки, переплываей
реку и предупреждает об этом отряд крао-
ных. Когда разбитые белые едут обрат-
но, они видят вылезшего из реки маль-
чика: Е
Увидали: — Ты откуда?

Говори... то будет худо!

Поняв, зачем он переплывал реву, базы
ROUTH повесили мальчика на березе:

На ремне висит пастух.

Подобных событий не мало было в истб-
рии гражданской войны. Враги жестоко
расправлялись © маленькими героями. Не-
нависть закипает в сердце, когда дума-
ешь об этом!

Но стихотворение Уткина, посвящены
ное одному из этих героических фактов,
выдержано в каком-то залихватском раз-
ухабистом ` ритме. Это никак’ ве обответч
ствует его содержанию: у

‚.Возле моста, возле речки
Две березки, три овечки,
На одной-из них — из двух

$ a >.
В Байрам-Алийском районе (Туркменская ССР) в колхозе «Большевик» организованы фольклорные кружки. Кружковцы
собирают и записывают стихи, сказки, песни, поэмы, сложенные туркменским народом после Октябрьской социалистиче-.
ской революции. На снимке: 75-летний колхозник Раим Мат Нияз передает песни туркменского народа кружковцу-пио-

На ремне висит пастух,

Мужественный поступок ребенка описан
как самое обычное, маловажное дело, ко-

все

неру Дазлет. (Союзфото).

$ .

Большую часть третьей книги  CTHXOB
С. Олендера занимают. поэмы,

Всех их — четыре. Первая посвящена те-
ме гражданской войны, вторая. — Беломор-
свому каналу, следующая — Испании и по-
следняя — мировой империалистической
войне. у

В основе тематической ‹всеядности» ав-
тора лежит его стремление включиться в
круг актуальных тем. Епе недавно его поэ-
зия страдала абстрактной романтикой. и
шла откуда-то из «прекраеного высока»,
Теперь же она, становится более. конкретной,

Самой большой, но не самой сильной
вещью книги является поэма «Беломорские
вечера», посвященная перевоспитанию че-
ловека. Поэма проигрывает от того, что
«блатные» моменты превалируют в ней над
моментами «исправления», а также потому,
что самое это «исправление» происходит
нескольёо неожиданно. То-ееть поэма пока-
зывает лишь результат «исправления», но
не видно самого процесса. р

Автор, ведущий рассказ от лица героя и
в ето интонациях, говорит:

Я тогда, дорогие, не знал,

Что мы сделали ¢ этой страной.

Вот он — сжатый бетоном прибой,

Вот он — хлеб, заработанный мной —

Беломорско-Балтийский канал...

Здесь очень хороши строчки о канале, как
0 «хлебе», впервые честно ‘«заработанном»
героем. поэмы, но весь отрывок все же дё-
кларативен. Вся методика перевоспитания
исчерпывается в поэме появлением чекис-
та «товарища Банаса», который время от
времени производит психологический «на-
жим» на каналоармейнев.

Конечно, герой должен’ быть языково
правдоподобен. Он может еказатьБ — и это
не будет плохо: ‘

Sa лопатами, вира,
Сто шестая квартира!

Семен Олендер, «Беломорские ‚ вечера»,
Изд. «Советский писатель», М., 1937, тир,
5000, ц. З р. 725 к. .

сос

«.

В еборник вошли также произведения
русских писателей, ставшие’ популярными
народными песнями: `«Зимняя дорога»
А. С. Пушкина, «Назови мне такую оби-

тель» Н, А. Некрасова, «Песня о комарин-
ском мужике» Л. Н. Трефолева, «Нелюди-
мо наше море». Н. М. Языкова, «Хуторок»
. В. Кольцова, «Ехал из ярмарки ухарь-
ец» И. С. Никитина, «Ночь темна, лови
минуты» —, народный вариант стихотворе-
ния Н. П. Огарева «Арестант».

«Русские народные песни» изданы. На-
родным комиссариатом обороны Союза ССР

для красноармейской художественной са-

модеятельности. Для нее же выпущен на-
днях новый сборник «Песни Красной Ар-
МИИ».

В него вотнлю более 80 песен советских
композиторов: А. Давиденко, И. Дунаевско-
го, Л. Книппера, 3. Компанейца, В. Фере,

М. Блантера, Д. Покраса, А, Александрова
и др. Над текстами песен работали поэты:
В. Лебедев-Кумач, Виктор Гусев, Демьян
Бедный, А. Сурков, М. Светлов, Н. Асеев,
С. Кирсанов, М. Голодный и др., всего около
50 авторов. ‘ ay

В сборник включены: «Песня о родине»,
«Марш веселых ребят», «По долинам и по
взторьям», «Чапаевская», «Песня о Ста-
лине», «Конная Буденного», «Песня о Во-
рошилове», «Партизан Железняк», «Песня.
о Щорсе», «Песня о Тельманё», «Песня Та-
манской дивизии», «Песня о стратонавтах>»,
«Гибель Чапаева» и другие песни, отражаю-
щие величие нашей родины и могущество
непобедимой Красной Армии.

B. OMG

K. MAJIAXOB

«Родина радуг»

В горах Кавказа работает изыскатель:
ская партия, определяя место для буду-
щей гидростанции. В изображении этого
маленького коллектива автор хочет, как
з фокусе, показаль страну социализма, ро-
дину счастливых людей — «Родину ра“

>.

Описываемые события продолжаются три
дня. Прошлое героев, то, как они форми-
ровались, дается или в авторских отступ-
лениях или в воспоминаниях и рассказах
действующих лиц. Стремясь соблюсти это
единство времени, места и действия, &вВ-
мор сознательно прибегает к диалогам, как
х основному способу раскрытия образов
рвсих героев.

Возглавляющий изыскателей большевик
инженер Илья Сибирцев, комсомольцы Ка-
питанов и Аля, партизан Бариба, скри-
пачка Лесная и группка диверсантов —
иэковы главные действующие липа в ро-
маве.

Бутковский умеет видеть и показывать
природу. Этот показ неразрывен в рома-
не с показом советского человека, не про-
сто любующегося красивым пейзажем, но
подходящего к этой природе ках хозяин,
желающий и могущий перестроить ее, за-
етчвить ве служить человеку. Сибирцев
ночью смотрит на горы и думает о том,
что здесь: «воздвигнутся стены плотин,
вырастут красивые здания, вспыхнут блес-
тящие созвездия электрических огней. Он
мысленно проникал взором сквозь много-
метровую толщу каменных пластов, видел
великие скрытые клады руд; как скупой
рыцарь, ревниво берегла земля эти клады
от их законного владельца — человече-!
СТВА».

Умеет автор нарисовать портреты своих
героев. Персонажи романа в большинстве
евоем выпуклы, зримы. У каждого из них
@CTb \CBOH неповторимые черты и особен-
ности. Их не спутаешь друг © другом, их
представляешь портретно. Однако по мере
того, как они начинают разговаривать и

пействовать, эта ясность рисунка. стуше-
вывается. Речи и поступки героев не всег-
да соответствуют тому облику, в каком

о

Г. Бутковский. «Родина радуг». Роман,
Журнал «Молодая гвардия» №№ 71—12,
4936 г. и № 6 — 1937 г

i
они предстали читателю вначале. Похоже
на то, что автор на протяжении романа
меняет свое представление о героях, снаб-
жая их чертами противоречивыми и им
несвойственными.

Советская молодежь ошущает себя на-
следницей мира, исполнена радостного
чувства оттого, что’ мир принадлежит ей,
что ей необходимо овладеть этим наслед-
ством. Она ся и хочет учиться, чтобы
узнать многое. Такими задуманы Капи-
танов и Аля. Капитанов заявляет в начале
романа: «Я горжусь тем, что вырос я He
в подвале, как мои старитие братья, что
никогда не дрожал за ‘кусок хлеба, как
мой отец, что доступны самые лучшие
книги, картины и мечты...». Он понимает
свою ответственность, заявляя 0 том, что
мало принять наследство, «надо двигать
его дальше, делать все еще в тысячу раз
лучше, красивее!» Читатель, вправе ожи-
дать, что в образах Капитанова и Али
автор’ даст типические черты советской
молодежи, той молодежи, для которой в
жизни нашей характерны люди, как Алек-
сей Стаханов, Петр Кривонос, Валентина
Хетагурова и другие молодые стахановцы
и герои нашей страны, Ведь именно та-
кие волевые и мужественные, идейные и
пытливые люди являются типичными 06-
равами, ведущими характерами ‚налией мо-
лодежи, на которые она равняется и на
которые следует ее ориентировать.

Но автор чрезмерно акцентирует ханти-
ментальность и даже слезливость, наив-
ность, & иногда просто инфантилизм сво-
их комсомольцев. Оба они непрочь всплак-
нуть и неоднократно это делают на прот
тяжении романа. Оба они достаточно на-
ивно ведут себя при встречах © дивер-
сантами,

Это не вначит, что следует. ‹железобето-
нировать» образы советской молодежи, ли”
шать ее. способности влюбляться, волно-
ваться и даже плакать. Но надо же знать
чувство меры. Иначе трудно поверить, на-
пример, в данном случае, что сантимен-
тальный и несобранный юноша, высту-
пающий таким в двух частях романа,
вдруг. окажется способным в третьей ча-
сти олним прыжком выскочить из подва-
да, куда дчверсанх собирается швырнутб

Рранату, и обезоружить врага © чудесной,
хотя и мало вероятной быстротой.

Представителем старшего поколения яв-
уяется инженер Сибирпев. On был на
рражданской войне, где проявил себя ге-
роем. После гражданской войны, вернув-
TCE Ha свой завод, он восстанавливал
его, учился на рабфаке, кончил вуз, и
среди инженеров говорят о работе у Си-
бирцева как 0 «школе высокой марки»,
Автор хотел даль его разносторонне куль-
турным человеком. Сибирцев всю ночь в
состоянии протоворить с композитором
Лесной об искусстве. Сибирцев бдителен.
Эта важнейшая для большевика черта
проявляется в его отношении и к одному
из подручных диверсантов Феофилу и Е
мнимому садоводу Коняеву. Таков. Сибир-
цев по замыслу автора и по тем страни-
цам романа, на которых OH появляется
вначале. Однако Сибирцев в дальнейшем
компрометирует задуманный автором 06-
раз. В разговоре с Лесной он заявляет;
«Если пятнадцать — шестнадцать лет по-
сле революции этой душой народа была
борьба с враждебным человеком, чуждыми
жлассами, врагами народного дела, то тег
перь эта борьба решена, и новая цель все
властнее входит в нашу жизнь», Сибирцев
считает этой новой целью, пришедитей на
смену борьбы с классовым врагом, борьбу
с природой. Настоящий большевик не мог
бы так рассуждать, ‘и это противоречит.
первоначальному образу Сибирцева. На-
лет дурной противоречивости и раздвоен-
ности у Сибирцева лежит на всем ком-
плексе отношений его с композитором Лес-
ной. То он воспринимает ее явно враж-
дебно, как чужую и чуждую ‘ему ску-
чающую барыню. То`он идет к ней ночью
и поверяет ей свои лучшие мысли, 6е-
седуя до утра. :

е удался образ. Лесной. Автор вместе

‚се Сибирцевым колеблется, как отнестись
к ней. Для него самого неясно: то ли это
человек большой общей и музыкальной
культуры, бывший долго в отрыве от Со-
ветского Союза, искренне тянущийся к на-
роду и желающий“ совдать народную му-
зыку. Тогда у Сибирцева есть основания
вести с ней длинные! разговоры о народ-
ном искусстве и 0’ том, чего ждут массы,
от своих композиторов и’ художников. То
ли это скучающая барыня, не очень ум-
‘ная и! очень чужая, решившая в тлушщи
затеять легкий роман © подвернувшимся
интересным инженером, и\тогда Сибирцев
ведет разговоры явнб не ‘на ту тему, ко-
торая ее живо интересует.

Кстати сказать, Сибирцев и Лесная, что
‘особенно неестественно ‘для последией ==

скрипачки и композитора, в споре об ие-
кусстве ухитряются не назвать ни одного
имени современных советских компози-
торов и художников. А ведь е именами
связано все разнообразие и богатство те-
чений и направлений советского искуе-
ства. Поэтому разговор их отвлеченный, в
нем слишком много общих мест.

Лучше других удался образ Барибы,
чудака и бывшего партизана. Бариба —
герой гражданской войны. Скромный и
даже неприглядный вид его как бы мас-
вирует его героическое существо. Автор
смог показать и ето внешнюю неказис-
тость и чудаковатость и внутреннюю силу
его убежденности, любви к своей стране
и ненависти к ее врагам. Однако чудако-
ватость, почти маниакальность Барибы
подчеркнута чрезмерно. Бариба ` убеж-
ден, что именно здесь, этой горной
тропинкой, которую он здесь стережет, при-
дет враг. Скомпрометирован Бариба еще и
тем, что он в угоду своей идее обрек себя
почти на полную самонзоляцию. Ero
друзья и сподвижники по борьбе с белы-
ми организовали колхозы и работают в
них, ведут большую работу в Красной
Армии, а Бариба полтора десятка лет си-
дит как сыч, с какой-то старинной вин-
товкой «крымкой» и ждет прихода пол
ковника Роспанько. И явно волей автора?
диверсанты приходят именно туда, где их
ждет Бариба.

Диверсанты, этенты иностранных контр:
разведок, выглядят в романе, как люди
опасные. Под покровом их внешней
приятности, услужливости, даже добро-
душия, ‚автор. еумел дать ‘почувствовать
читателю их вредность, смертоносность
ядовитых насекомых. Бутковский делает
это, и используя смутную, инстинктивную
тадливость молоденькой Али, и некоторыми
чертами в авторском рисунке ‘облика «че-
ловека необычайной приятности» Дунюш-
кина и «добродушного Феофила». И вдруг
эти серьезные гады, рассчитывающие на
крупные вредительские акты, внезапно
и довольно наивно покушаются истребить
скот и еще более «простодушно» идут уби-
вать Барибу, облегчая ему совершенно
молниеносную  расправу с ними. Так же,
как и1с0 многими другими героями, в ро-
мане происходит здесь нечто вроде неудач-
ного фотографического снимка, во время
которого снимаемый шевельнулся, и порт-
рет получился  расплывчатый и удвоенный.

Бутковский может писать простым и
выразительным языком. Но ‘ему мешает
любовь к нагромождению сравнений,

На каждой странице можно найти: боль“
шоё количество всвх этих «точно», «елов-

но», «будто», «как», «похоже», «напоми-
нал» и т. ‘п. словечек, за которыми сле-
дует то или иное  еравнение. Эта пере-
груженность ‹ портит‘ многие удачные
страницы. Нагромождая сравнения, ‚автор
подчас не замечает, что они противоре-
чат друг други. Так, вводя в роман. са-
довода Коняева, автор рассказывает о его
ножницах сначала, что они «лязгнули
грозно, словно рядом каркнула зловещая
птица», десятью строчками’ ниже «нож-
ницы ео щелкнули словно зубы толод-
ного волка, как будто угрожая переку-
сить пополам», а на следующей. страни-
це ножницы из волка превратились в во-
рону и опять «каркнули зловеще».

На стр. 156 № 11 «Молодой гвардии»
за 1936 г. словечко «словно» звучит по-
ложительно навязчиво: «Он испытывал
неприятное чувство словно Лесная гово-
рила в ‘его присутствии с кем-то другим»...
«Лесная смолкла как-то вдруг, еловно
ожидая .чето-то>... «и словно в ответ ей
в саду зашелестели вершины...» «Она
словно опустилась» и т. д. ’Развернутые
сравнения, к которым также часто при-
бегает Бутковский, нередко неудачны, на-
думанны и просто ‚затуманивают картину
вместо того, чтобы сделать ее бодсе яркой
и образной.

Встречаютея напыщенные фразы, перё-
межающиеся ‘© ‘плохими’ газетными оборо-
тами. Рядбм; например, стоят такие две
фразы: «Оскорбительное безразличие пе-
реполнило ‘чашу ero ярости» и тут же
«потеряв сразу все преимущества ‘евоего
вооружения и опыта в вопросах убий-
ства»,

Подведем! итоги. ;

В романе много интересного.
его, замысел и форма, которую сознатель-
nf избрал автор. ‘Актуэльны темы,  по-
ымаемые в романе и, волнующие его ге-
ров. Автор наблюдателен, one дает ему
возможность дать запоминающиеся порт:
реты. И всетаки весь роман оставляет
впечатление, что автору нехватило како-
то-то ‚окончательного, последнего творче-
ского усилия, каких-то последних штри-
хов, которые бы сделали полностью жиз-
ненным, полностью верным и до конца
завершенным и реализованным замысел
писателя. Отсюда противоречивость харак-
теров ряда действующих лиц.

Роман печатался в «Молодой гвардии»,
редакция несет ответственность за то, что
писателю не помогли до конца, дружески
не посоветовали еще работать над рома-
ном с тем, чтобы интересный вамысел и
способности ‘писателя наши: себе полно“
ценное выражение. , К

Интересен

Ни етраданий, ни труда,
В этих строчках, хотел или не пла и»
то т. Уткин, выразилось его отнотеть к
евоей поэтической продукции,

Александр №
Инструктор районной газеты,
Новгород: Северск,

ПВлеветиипитески
satya

УВурнал «Сверчок» резко отлучиеа
всех нацгих детоких журналов, «Онуз
имеет специальное назначение: ‘сия
ребят.

На титульном листе «Сверчка» па
толовком значится; «Реселые Kapa
для маленьких ребят». Но когда отр
журнал, становится не весело, & пот
Чудовищное натромождение искали
звериных и человеческих физиономи
тел, перекошенных ртов, выпученных п
раздувшихся зживотов вызывает Изиз
ние. ;

Это не шаржи. В шарже коми»
стигается усугублением каких-то тии
ных для изображаемого об’екта комет
черточек,— в изображениях «Сверчье
ничего тинического. Это не шарж, 3 ®
застенчивое искажение действительнха

Из. общей массы уродливых изо?
ний ничто не выделяется. Нельзя пл
над чем собственно редакция смеет. ®
смеется надо Beem. Bee отвратителью!
нелепо. Создается впечатление, что из
ция задалась целью внушить ребен] #
вращение ко всему на свете.

Основное место на страницах «=
ка» занимают звери (еще бы, ведь №1 `
так любят. животных!), но какой: вид и

нимают здесь эти любимцы детей! (an or
Вислобрюхий exon на тоненьких #®
ках, хилый лев, страдающий водянки »
ловы, лошадь е искривленными рев
‘MOM суставами.
Но особенно отвратительны в изобая
нии «Сверчка» люди. Это усутубми
еще идиотским выражением, которо 1
дожники ‘`«Сверчка» старательно приди
всем лицам без исключения. Даже №
кин, портрет которого фигурирует в & ‘
ной из картин «Сверчка», наделен ‚Ты
же стереотипным выражением. ` Разна
‘На страницах «Сверчка» читаю * pe
увидит ни одного нормально 9640 са р
Все—идноты и дегенераты: Но в 310% * ность
общем - идиотизм” намечается неко были
градация. Самым тлупым и ней! ность
изображении «Сверчка» всегда явля ©б’ед;
милиционер или дворник; находчивот! Horo
ловкость—проявляет исключительно и А
вающийся над всеми хулиган. С
При этом редакция делает вид, ® Tape)
это чистая случайность. Детям, №4 ®  carm
вершенно безразлично, гонится ля м  \
ционер за хулиганом, или. хулитак 08 ЗЫмс
лиционером, почему гонится, кто 18 aly
прав. Лишь бы они переворачивали»   ‘ниче
дали в лужи, расшибали носы, лить па
было смешно. Детям, мол, все равЕо, Since
чем смеяться, лишь бы смеяться. Rug
Стремясь привить своим маленькие ® = CrBg
тателям желание всегда и во всем ви и
только смешное и уродливое и отт, Со
ся © полным безразличием к внут  му
сущности и моральной стороне apne ю п
редакция ‘«Сверчка» пыталась mons Ел
970 таков’ бездушное отношение в и Русс
жающему—свойство, внутренне mpscy= pra;
советским ‘детям. ной
Ona возводила эту клевету №8 №  Mane
ка для маскировки своей вредителые Ант
деятельности, направленной к pass т
нию детей, к разложению их поли Cn
Практикуемое «Сверчком» сплоши . ‘ee
рикатуривание всего окружающею и”  :
весьма определенное назначение: о=0 У;
шает разглядеть явления подлинно У ког
ливые, мептаето заметить TO, йети СУДЬ
тельно достойно насмешки и ватирн, ®! Whee
оскверняет действительность, васлоняя № Заме
великое и прекрасное. Boag
Может быть теперь когда №79 hai
«Сверчка» Олейников разоблачен, вред ee
кого окарикатуривания поймут наконец hone
«наивные» издатели, принимавшие 1 И
логические отговорки редакция 9

за’ ‘чистую монету.

д, КОН