a a

Wutepatypuag газета № 56 (692

Писатели готовятся к
ВСЕВОЛОД ВИШНЕВСКИЙ
(1 BUDO. в roneenn?

Oo шет тому назад. мы, большевики, шли
(он ва революцию, Балтийский флот и
рриня посылали своих делегатов на 2-й
yea советов в Петроград. Дав каждому
вих по две банки консервов, по второ-
уу лагану и сотне патронов, мы катего-
чески требовали:
—До тех пор обратно не возвращай-
съ пока не сообщите по прямому прово-
yy, чо все в полном порядке; власть у

етов, ‘
„= было время, когда голосовать при-
рдалобБ оружием. Оружие было казен-
Казну надо было сделать нашей,
Перход © 25 ти по 8 октября был
млелым периодом. Родзянко тогда кри-
ито лучше погиб бы Балтийский флот
вал бы Петроград, но лишь бы немца-
был восстановлен порядок. В те дни гер-
ужский Флот. обрушился на нас. Один-
рдцать немецких линейных кораблей вы-
дн против двух наших; «Славы» и
ражданина», Девять, крейсеров — иро-
yo трех наших. Сорок семь  минонос-
1 = против наших двадцати шести.
Дит шесть, вспомогательных судов —
ив Немногих наших плохо оснащен-
тральщиков.
и юльсингфорском с’езде в первые дни
ичбря балтийские матросы с дрожью в
ieee читали последнее воззвание: «В
yo, когда звучит сигнал боя и смерти...›
\№рики клялись биться с интервентами, и
илы дрожали от возгласов; «Да здрав-
  зует власть советов! В зале раздались
атия временному правительству и
русскому Бонапарту — Керенскому...
флот дрался... Что это’ были за бои!
Родина и ее сыны проверялись в смер-
том огне.
ли бы немцы ворвались в Финский
или», в Петроград, делу революции был
  6: нанесен смертельный удар. ‘
Предатели пытались эвакуировать ты-
‘yy, лазать панику и задавить нас. Но
  бльшевики отстояли подступы к Петро-
и He поддались провокациям. Враг
ыл отброшен. ›
В Балтийском флоте было в 1917  году
}№ тысяч человек, Балтийский флот го-
лховал 3& большевиков. В избиратель-
ом списке тогда первым кандидатом был
Ленки.
\% октабря (8 ноября) появились два
злумента. Письмо товарища Ленина и
ирдовая статья товарища Сталина. Это
  ля два боевых выступления. Два мощ-
  0х голоса говорили в унисон. Статья
(млииа называлась — «Что нам нуж-
  №, — Нам нужна ‘власть, нам нужен
  м) хужен хлеб, нужны права. Статья
(ма коротка — всего 150—160 строк. Это
(ых ситнал партии.
№ октября (7 ноября) мы пошли в бой.
  № сутки власть ‘принадлежала Сове-
у,

Пьрторг архантельского Дома крестьянина А.

тельного закона,

—— cao
СТРАНА ГОТОВИТСЯ К ВЫБОРАМ.

Когда вспоминаешь
закипает кровь... Чувствуешь, как мы вы-
росли, видишь, с чем мы теперь пойдем
на выборы и как много у нас сделано.

Нелегко было отстоять нашу револю-
цию. Немцы обрушились на нас в 18-м
году. Они заняли порты северо-западной

оссии, Нарву и Псковскую губернию. Их
коменданты, войдя в город, приказывали
брать отпечатки пальцев у каждого рус-
ского (приказ генерала графа Кирхбаха
в Пскове в феврале 1918 г). Для них каж-
дый русский был преступником. Они рас-
стреливали и истязали людей так же точ-
HO, как и в ХИ веке тевтонские рыцари
распинали псковичей и новгородцев на
стенах Детинца.

Таков наш враг!

нас достаточно много противников и’
сейчас, В наши ряды пробираются белые
офицеры, старые провокаторы, шпионы...
Кучка тубернских вельмож и помпадуров
«возжелала» старой жизни..; Это‘ люди,
продававшие нас и наше правительство.
Сейчас их из’яли, Нам ли, огромному на-
роду, бояться этих прохвостов? Есть по-
говорка: «Москва молодцов’ видала»... За
ряд веков народ одолевал и не таких Bpa-
тов, как сегодняшнее троцкистское под-
полье. Раздавим мерзавцев. Не мешать
стране!

ы, писатели, — актив, который на вы-
борах пойдет к рабочим и крестьянам, к
бойцам армии и флота. Агитировать сло-
вом и делом в дни выборов в Верховный
Совет! Мы должны дать каждому трудя-
щемуся четкий ответ по всем вопросам,
его интересующим. Это — большая и от-
ветственная задача.

К урнам придет до ста миллионов вы-
борщиков. Весь мир будет вести ‘счет
этим голосам. Как реагировала на наши
выборы английская печать? В одной анг-
лийской газете была дана шапка: «Девя-
HOCTO миллионов русских будут говорить
Сталину: «Да или нет».

Мир будет подсчитывать поданные в
СССР голоса. Наши враги будут подемат-
ривать, какие кандидаты будут зачеркну-
ты в бюллетенях, на какие «резервы» они
еще могут рассчитывать в нашей стране.

о надо помнить. Мы пойдем в гущу
масс. Наше слово должно быть сильным и
живым. Стомиллионное — советбкое «да»
коммунистической партии! T pomonoe «fa»,
которое прокатилось бы по всему миру и
вызвало бы содроганиеу врага.

Мы должны пойти в гущу трудящихся
и работать с максимальным напряжением,
Агитируй” всюду — наш лозунг. На вы
боры, товарищи! ‘ ; :

ветский народ ждет: 12 декабря. Он
скажет:

Сто миллионов «да» Сталину! . -

Сто миллионов «да» испытанным больше-
викам!

все эта, — вновБ

Мы привыкли к тому, что в нашей
‚стране каждый имеет право на труд, на
отдых; к тому, что у ‘нас есть бесплатная
медицинская помощь, охрана’ прав’ матери
и ребенка и социальное страхование. Нам
кажется естественным, что в нашей стране
нет безработных, что наша молодежь при-
нимает участие в управлении государст-
вом. Мы к этому привыкли и считаем это
закономерным. ,

И только сравнивая нашу жизнь © тем,
что происходит в других странах, мы по-
нимаем, что часто даже недооцениваем
того, что дала нам революция,

Делегация советских писателей была на
антифашистском конгрессе.

Как-то утром`в Париже я услышала го-
лос певца’ и вышла на балкон. Напро-
тив, на тротуаре, стоял молодой человек,
на вид здоровый, прилично одетый. Он
пел. Я обратилась к Мих, Кольцову: ка-
кие, говорю, французы веселые. Смотрите,
шел, а потом остановился и поет.

Мих. Кольцов ответил коротко: дайте
ему пять франков, — это безработный.
Таких безработных в Париже много.
Молодая уборщица в гостинице жалует-
ся нам на боль в ноге. }
— А вы обращались к врачу? — спра-
шиваем мы.
— 0! — восклицает она, — доктор —

это слишком дорогое удовольствие!

На улицах Парижа совсем не видно
детей. е показалось это особенно стран-
ным. На московских улицах я привыкла
видеть веселых, жизнерадостных ребят. У
нас в трамвае уже восемь детских мест.

Я спросила французов: Где же ваши де:
ти? — «Дети в парках» — ответили мне.

Я поехала в парк. В большом парке де-
тей было столько, сколько у нас на
бульваре вокруг памятника Пушкину.

Я с моими спутниками, плывя в Среди-
земном море на теплоходе
слушал речь товарища Сталина на Чрез-
вычайном УП Всесоюзном с’езде Советов.
В кают-компании нашего корабля голос,
Sarena знакомый, ‚ произнес: «Товари-
Щи...»

Это товарищ Сталин начал свою речь.
Мы услышали его голос. Никогда не забу-
ду, как звучали на корабле исторические
слова о праве на труд, на отдых, на обра-
зование, о всеобщем, прямом, равном из-
бирательном праве при тайном голосова-
нии.

Наш радист бегал по кораблю и разно:
сил слова товарища Сталина тем, кто не
мог, неся вахту, слышать его голос.

Мы подняли на кормовом флагштоке

им ССОР, утвержденный” 144 статьей
талинской Конституции- размером один
на два.

Проплавать под этим флагом хотя бы
недолго, хотя бы корреспондентом = это
большая честь. Это — воспоминание, ко-
торое будет жить всегда со мною до пос-
леднего дня.

Мы видели, как салютовали нам ветреч-
ные пароходы. Мы видели; как опускались
флаги на испанских судах. Когда прохо-
дили мимо германского корабля, мы слыша-
ли, как грузчики устроили нам овацию и
кричали: «Вива Руссия, вива Сталин!.

Старый испанский профессор права
принес нашей уборщице Тане коробку ©
духами и сказал: р

«Я принес этот подарок вашей женщи-
не. Молодые люди, вы не знаете, в какой
стране вы живете».

Он топал ногами и кричал, что мы не
знаем, в какой стране мы живем, так как
мы слишком молоды: Он ‘сказал, что муд-
рость и величие законов, которые сущест-
вуют в Советском Союзе, он восприни-
мает лучше, чем мы, так как он — про-
фессор права.

История спросит: как вы воспользова-
лись этими замечательными правами, пре-
доставленными вам?

У нас есть права граждан, есть права

А. Смирнова (у схемы) проводит
# рботниками Дома крестьянина очере дное ванятие по изучению нового избира-

(Союзфото).

Вс. Вишневский, С. Вашенцев, Ал. Исбах

‚18 октября секретариат Союза совет-
  шт писателей и редакция журнала «Зна-

i созывают актив оборонных писателей.

ужно обсудить насущные вопросы 060-

иной литературы, причины ее отставания.

Ужно вскрыть методы работы врагов, ко-
рые вели борьбу с оборонной литературой.

деманы и компания стремились вся-
  \кя и под всякими предлогами подорвать
итерес писателей к оборонной теме, от-
ити писателей от этой темы.

Пасмтелям нужно возродить оборонную

Ммиссню при Союзе советских писателей.

№тавестно, по каким причинам онё была

мзднена. Нет никакого сомнения в том,
  № оборонные комиссии должны быть не-

Идленно созданы во всех отделениях ССП

Тдолжны состоять из знающих; авторитет

ит писателей, К участию в работе необ-

mo привлечь представителей ПУР.
Ия помогут связать творчество писателей с

Штуальными задачами и жизнью ЁКрасной

Армии и Флота.
Kap оборонных писателей ‘у ‘нас есть.
Ox x епки, проверены, они хотят работать

рокной темой. Но надо сказать пря-
\-враги сумели все-таки кое-что сделать,
Мы отвести ряд писателей от оборонной
мы, Всяческими помехами, всяческими
Пищрениями они. разбивали интерес писа-
№ к историко-военной теме, к народно-
\) эпосу, к жизни армии,

He случайно устами шпиона Эйдемана и
Цуих людей протаскивалась мысль—зачем
Пу особая оборонная художественная лите-
Мтура, каждое-де произведение и без того

HHO HT. д.
® случайно враги пытались опорочить
№ каждую оборонную книгу и пьесу,
ино, если они касались вопросов совре-
итиости или вопросов гражданской войны.

Тах было с книгой Л. Рубинштейна «Тро-

мураев», успех которой пытался с0-
jit, ныне разоблаченный Ким, поместив
Юпомную и издевательскую статейку В
on Москве», т

№% пытались затереть книгу ©. Ва f
hoa «Kannte, Которую хорошо встретили
лателя п литературная критика. Расстре-
Мацый шиион В. Фельдман начал сразу

166ла появления книги агитировать иро-

и» Почему? Потому, очевидно, зто KIM

‘прежде, чем удалось его напечатать. Враги

Оборонные писатели,

вперед! =.

белогвардейцы и польские легионеры-—Мир-
ские и В Ясенские—затотовляли целые
платформы, которые должны были ориентн-
ровать критиков. (Достаточно показательна
история со статьей
кая же работа проделывалась и в Ленчн-
граде, и в Киеве сволочной компанией троц-
кистов, зиновьевцев, петлюровцев.

та говорит о культурном, инициативном, та-
лантливом командире.

Не случайно чуть не полтора года мучил-
ся П. Павленко е романом «На Востоке»

вроде Гамарника всячески старались при-
ложить грязную руку к книге, задержать из-
дание, выхолостить, покалечить книгу.

«Комсомол»,

и обязанности советских писателей. Нас.

ирского о Фадееве). Тз-.

когда читатель, читая книгу т. Павленко,
видит какие-то провалы в ней, схематиче-

еста, пусть он попросит т. Павленко
ские м ‚ Пу gene

рассказать, кто постарался над тем,
были эти провалы, чтобы схема заменяла
жизнь.

Не случайно сначала встречена была в
штыки книга Н. ка «Одиночество».

Не случайно Вс. Вишневскому приходи-
лось © Sonik отстаивать каждую свою книту,
каждую свою пьесу, каждый сценарий. Вра-
ти пытались сорвать в ЦТКА «Первую Кон-
ную», запрещали «Оптимистическую траге-
дию» и сценарий «Мы из Кронштадта».

Ведь все это— оборонная литература, все
это орудие защиты нашей родины. Враги

емились выбить его из рук писателей.
Примеры их работы можно было бы умно-
Жить.

Пытаясь ослабить и нейтрализовать 06о-
ронную художественную литературу, врати
в то же время поднимали на щит книги ти-
па «Болшевцы», в которых воспевался ма-
терой шпион Ягода, в которых воспевалясь
и другие враги и шпионы. Такого сорта
«литературой» пытались кормить читателя.

Какими методами пользовались враги?

Методы были самые разнообразные. Затя-
тивание выхода книги, выматывание нервов
из писателя, наглое хозяйничанье в книге
‘или пьесе. ‘Опорочивание книг по всякому
пустяковому поводу. Например, стоит авто-
ритетно сказать о какой-нибудь книге (060-
бенно о современной Красной р что
такое-то место не совпадает с Уставом —
и все! На основании маленькой ошибки, не
играющей ‘никакой роли в существе княги,
опорочивается вся книга. Самый легкий и
безобидный способ уничтожения книги Г

Враги прибегали и к активным воздейст-
виям через критику. То в одном, то в дру-
том журнале или на дискуссиях, например,
по поводу исторического романа, враги нано-
сили удары то одному; то другому п sn -
дению, На авербахововях кварлирах бывшие

Враги закрывали все двери для проник-
новения широкой исторической темы в ли-
тературу. Для них история была мертвой
схемой. Народ они считали нацией Обломо-
вых, В их поганой вредительской критике
не существовало великой истории нацио-
нальной литературы. Для них никогда не
было Новгорода и Пекова с их бессмертны:
ми летописями, песнями, былинами;, Для
них не существовала изумительная русская
письменность, создававшая могучие эпиче-
ские произведения. Они неё знали, а если и
знали, то старались стереть всякую память
о замечательных документах периода борь-
бы с тевтонами, с монгольским игом, с поль-
ской шляхтой. oi

Более чем тысячевековая история русской
литературы не существовала для этой бан.
ды. Они годами суесловили,. переворачивая
всякие измы, громоздя схоластические по-
строения, калеча и уродуя историю, литера-
туру, народный дух. Это были невежествен-
ные и злобные типы, для которых не су-

ществовало никогда поэзии, красоты и пре-.

лести народной песни. Когда вся эта шайка
говорила о литературе, ее мысли, слова, тер-
минология не выползали дальше ее куцого
и бедного бытия. Они ползали на крошечном
участочке; «от сотворения РАНП до сего
дня». Если сейчас перечитать их «труды»,
ужас охватит каждого. р »

Эти люди не знали войны, бойцов, армии,
Они не знали души солдата, матроса, врас-
ноармейца. Они He знали гигантской, слэав-
ной боевой истории нашего народа. И когда
писатель, человек с настоящим сердцем,
человек, выросший в народе, хотел подойти
к исторической и военной теме, его отпу-
тивали, на него кричали, на него лгали...
Когда писатель все-таки упорно шел к этэй
теме, ему говорили угрожающе: об армии
писать нельзя, тема секретная, Писатель то-
ворил: писать нужно, партия, народ ждут
наших книг. Тогда ему говорили: произведе-
ния создаются на основе конф ‚ав

А. БАРТО.

Mi CMOKOMNMEI
BA CROMX METEM

Неверно, что французы не хотят иметь
детей. Мне говорила одна француженка: «Я
боюсь иметь детей, но не потому, что я не
хочу обременять себя. Я боюсь, что если я
умру, мой ребенок останется сиротой. Кто
поможет ему пробить себе дорогу в жизнь»,

У нас в Советском Союзе ни у кого не
может возникнуть Такой тревоги. Даже
слово «сирота» у нас вышло из унотреб-
ления. Если родители умирают, наши де-
ти не остаются сиротами. О них заботит-
ся. их любит, их воспитывает наша стра-
на. Мы спокойны за своих детей.

Наша родина пользуется огромным ав-
торитетом в Европе. Нужно было видеть,
какой успех имеет советский павильон на
Всемирной выставке,

Советская кинохроника идет под сплош-
ные аплодисменты зрителей.

Огромным авторитетом и уважением
пользовались там наши летчики.

Когда Валерий Чкалов и его товарищи
входили в магазин, им вслед повторяли
восторженно: ‚

«Советские. авиаторы!»

«Бесстрашные советские летчики!»

Сколько раз мне приходилось слышать
в Париже:

«0, вы — советская женщина!» Это зву-
чало как: 0, вы — счастливая женщина!

В Испанин делегацию советских писа-
телей везде встречали с огромной ра-
достью и любовью. Там особенно часто
мы слышали возгласы: «Вива Руссия,
вива Сталин!»

За границей мне стало особенно понят-
но, почему каждая делегация, возвращаю-
щаяся в Союз, с чувством. такой огром-
ной радости под’езжает к родному Него-
релому.

ЛЕВ КАССИЛЬ

MOTO PMs.

CMPOCcuT

называют мастерами слова, нам даны для
агитации, для нашей работы такив слова,
как демократия, республика, причем им
возвращен полный блеск, полная чистота,
они освобождены от той пошлости, кото-
рыми их успели загрязнить в: капитали-
стических странах. Это слова;. которыми
мы должны насытить наши произведе-
ния. Мы должны работать на всех участ-
ках, во всех пунктах. Надо притти к лю-
дям и, подготовить их, чтобы OHH эмоцио-
нально чувствовали те права, ту гордость,
о которой так правильно‘ писал Маяков-
ский. а

Вот придет день, когда избиратель, дер-
жа. бюллетень, останется наедине со сво-
ей гражданской совестью. Мы должны ему
сказать:

— Страна верит тебе, страна уверена В
a что ты выберешь достойного. Голо-
суй

Надо это рассказать людям.

Работаем же мы на этом участкё пока
еще очень мало. А люди расспрашивают
и ждут ответов на свои ‘вопросы:

‘Наши советские ребята очень ‘ревниво

будут. оберегать -все пункты и параграфы
избирательного закона. Недавно одна де-

вочка в школе выступила ‘и предложила
осуществить ребячий контроль у избира-
тельных ящиков. Она требовала, чтобы в
контроле обязательно участвовали ребя-
та до 3-го класса, а старшим нельзя: «они
выше ростом и могут заглянуть и уви-
деть, что пишут». Е

Я вчера беседовал с одной очень ува-
жаемой писательницей, которая чудовищ-
но ‘путает все пункты избирательного за-
Kona. !

Нечего тут важничать или стесняться.
Писателю надо пойти в кружки и изучить
избирательный ‘закон.

Я хочу верить, что среди избранников’

сердца народа будут и Halim писатели,
которым доверяют высокое звание члена
Верховного Совета. Союза ССР. в

то будет победа всех нас. Это будет.

почетное признание нашей — литературы.
Но это признание надо заработать, и за
эту работу надо приниматься сейчас,

военной среде конфликтов нет. Когда писа-
тель говорил, что военная тема — и есть
тема величайших всемирных конфликтов,
враги придумывали какой-нибудь новый
ход. ‘ ea
Когда враги пробирались в редакции жур-
налов и газет, они со злорадством ‘ превра-
щали оборонную тему в хроникерский уго-
лок. Там печатали какие-нибудь беспомощ-
ные заметки или казенные отписки. Нехотя,
с0 скрипом они вытаскивали военную тему
к 23 февраля, но и‘тут ухитрялись что-ни-
будь испакостить, искалечить.

Мы еще’ не все проверили, что’ наделали
эти люди. Пусть каждый писатель глубо-
чайшим образом проверит свои мысли, на-
блюдения, относящиеся к проблематике вой-
ны, к проблематике оборонной литературы;
Всю методологию врага`надо обнажить бес-
пощадно. В’ литературу должна хлынуть
здоровая живительная струя народного эпо-
са, народной истории, великих войн Россия,
Украины, Грузии... На территории нашей
земли многие века происходили порази-
тельнейшие события. Наш народ пытались
сдавить со всех сторон. Были нашествия
кочевников, тевтонов, польской шляхты,
монгол.

Это была многовековая борьба на кольце-
вом фронте. Россия веками отбивалась, ок
руженная врагами со всех сторон. Истори-
кам и писателям нужно еще изучать и
‘углубляться в события У века, когда наш
народ еще в зачаточном своем состоянии
сталкивался и отбрасывал готов. Надо во-
скресить жизнь, ‘деяния и подвиги Киев-
ской Руси. Надо воскресить. и воспеть дела
Великого Новгорода, Пскова, Владимира,
Суздаля, Москвы. Надо. заново ‘перечитать
всю историю, He доверяясь материалам
ХГХ века, критически относясь к спору
славянофилов и западников, проверяя
археологию, историографию.

Надо преодолевать традицию
давление школы Покровского. Надо проде-
лать заново огромнейшую работу, Надо дви-
нуться в архивы, надо пойти на Чудское
озеро, на Куликово поле, к Бородину, Смо-
ленску, Березине, на Волгу, по сибирским
тропам и рекам, на Украину, на Черное
море, на Кавказ. Надо исходить по всем
маршрутам, по которым проходили дружи-
ны и полки народа. Собрать малейшие сле-
ды, внимательно работать с этнографами,
в музеях, записывать песни, ` сказания.

Надо извлечь с запада и с востока все,
что было записано и сказано о нашей стра-
не. Надо создавать многотомную ‘историю
России и народов СССР—для всего мира.
Делу этому надо отдавать всю жизнь. Нало
считать, что наши писатели и историки
лишь подошли к осознанию всей этой зада-
чи. Произведения, сделанные ‘советскими
писателями, — лишь начало огромной исто-
рико-литературной общенародной задачи,

*

Карамзина,

выборам в Верховный Совет СССР

СЕМЕН КИРСАНОВ
а вита’ пра@фт $

Предстоящие выборы в Верховный С0-  Читаешь это стихотворение и кажется,
вет СССР — это исключительно важное со-   что оно написано буквально вчера. Чита“
бытие в жизни нашей-родины — застав-   ешь теперь и радуешься, что ра по
ляют нас, писателей и поэтов, всерьез по-  ‘екручиванию ‘мерзавцев идет с достаточ-
думать и об участии нашем в предвыбор- (ным размахом. Читаешь эти стихи и ра“
ной работе и о многих наших ‘литератур-   дуешься их смелости и прямоте. А у Had
ных делах вообще. : na. писатели часто не касаются некоторых тем

Советская литература унаследовала от   только потому, что это-де «опасные темы».
рубской классической литературы одно   Нет, товарищи, для писателя и поэта, пре-
драгоценное клдчество, которое некоторые   данного делу социализма и родине, нет
мемные` литературные дельцы. и диверсан-   опасных тем в Советской стране.
ты пытались унизить и уничтожить. Это Нам предстоит конкретная предвыборная
качество: писатель — общественный дея-   агитационно-пропатандистская работа. Нам.
тель. нужно будет разоблачать и показывать

Общественная деятельность писателя, го- хитрые Уловки еще не скрученных воло-
рячее желание советского поэта участво-   китчиков, кулаков и подхалимов и заше“
вать своим пером в построении социализ-   велившихея во многих углах сектантов,
ма было ee глазу у тех, кому   попов бритых и безрясых.
социализм был ненавистен, и потому вра-  Я вот читал и думал: ну, какие у нас,
TH © такой яростью и хитростью при по-  ъ век авиации, в стране большевиков, ста-
мощи всяческих литтеорий оттирали писа- и

хановцев, атеистов, в 1937 году поны?.,
теля и поэта от живых и актуальных тем   Ц, дот будучи в командировке в Одес-
советской действительности. ; i
се, в сентябре, мне пришлось познакомить-
‚ Писатель — общественный деятель! Но  ‘сз’с очень хитроумной атитработой попов
деятельность эта не в том, как это теперь   „сектантов.
стало модно, писать «отклики» и обещания.
Бывает и Так, что эти «отклики» на co-  В. Одесое баптисты собирали молодежь,
бытия оказываются отписками от них. ромео м rere лы
7 < у
Не только «отклика» или «вызова» ждет ниями Островского и страданиями Иисуса

от нас читатель, а литературного дела —
произведений, одновременных и созвучных   Христа. А отсюда рукой подать к душеспа»
сительным   псалмам и затем к кое-каким

с делами социалистической страны. 4
«беседам».

Мы помним много стихов Маяковского, я
которые были не только откликами на то   Как видно, и нам стоило бы заняться и
или иное событие, а были и остаются сме-   безбожной пропагандой. )
лыми, горячийи политическими акциями   Или такой серьезный факт. Одесса —
украинский город и окружена украински*

тражданина-поэта.
Я недавно прочел «Разговор с товарищем   МИ селами. Но в самом городе многие ты-

Лениным» Мвяковского. Там есть такие   СЯЧИ русских граждан, родной язык кото-
строки: ‹ рых — русский, А. газеты на русском язы“
„очень : ке нет. Само собой разумеется, что ника-
много разных мерзавцев кая агитация и пропатанда не. получит
ходят должного размаха среди русской части
по нашей земле одесского населения, если не будет вестись
и вокруг. на родном языке. Это надо, и как можно
Нету . скорее, исправить.
им Здесь писатель должен не только сит
ни числа нализировать, он, заинтересованный В
НИ КЛИЧКИ победе партии, должен настаивать, убеж-
целая дать, говорить смело и открыто!
лента типов “Мы; писатели и поэты, примем участив
тянется. в выборах не только подачей своих бюл-
Кулаки и волокитчики, летеней за достойных товарищей, — наше
подхалимы, участие должно выразиться в наптих сти-
сектанты хах, фельетонах. песнях, очерках, расска-
и пьяницы — зах, в помощи партии живым литератур-
ходят, . ным словом. :
гордо Я обязательно буду писать конкретные

убедительные стихи о кандидатах, в из-
брании которых я, советский избиратель,
заинтересован.

И прежде всего я напишу стихи о Ha-
шем первом кандидате, именем которого
названа в народе наша Конституция, о
кандидате, которому мы отдадим He TON:
ко наши (голоса в бюллетенях, но и голо-
са наших ‘етихов и наши жизни.

соо
СТРАНА ГОТОВИТСЯ К ВЫБОРАМ

к:

выпятив груди,
в ручках сплошь й
и значках нагрудных...

мы их
всех,
конешно, скрути

Но всех
скрутить
. ужасно трудно.

Преподаватель 1-й Тбилисской средней школы тов. Давиталя (слева) перед уроком
седуёт с учениками старших классов о Конституции Союза ССР, т
(Союзфото).

попугай и не манекен, он может сказать и
«ступайте» и «идите», и даже «ступай» и
«иди», хотя по правилам и надо говорить на
«ВЫ» и «исполняйте». В жизни, в бою, н&
маневрах командиры говорят по-разному.

В «Красной звезде» от 9/Х в заметке «Па+
мятные встречи» мы читаем следующий
строки:

«Сдерживая волнение, в каюту наркома
входит краснофлотец Редняк — линкоров-
ский кок. В его руках проба. Редняк докла-
дывает:

— Товарищ народный комиссар обороны ^
СССР. Проба ужина с общего камбуза при-
несена. Дежурный кок Редняк.

— Здравствуйте, товарищ Редняк,‚—говэ“
рит нарком. Затем спрашивает:

— Откуда родом?

‚ — Из Донецкой области, товарищ нарком.

— Земляки, значит?

Ужин нравится наркому. Ничего’ не скам
жешь, вкусный, очень вкусный ужин.

— Ну, что же, тов. Редняк, приготовлв-
но хорошо».

`С точки зрения «механических» критн“
ков, Климентий Ефремович трижды нару“
шил правила.

«Механический» критик сказал бы, что,
во-первых, нельзя называть кока io! dias
лии, во-вторых, нельзя обращаться к нему
с частными вопросами и, в третьих, надо
‘сказать «исполняйтер, & не «ну, что же, тов.
Редняк, приготовлено хорошо».

Но это с точки зрения «механического»
критика. А в жизни это бывает иначе. Су-
воров умел с солдатами находить простой
человеческий язык. Кутузов тоже находил
его, Нащ маршал тем более знает этот про-
стой человеческий язык в общении с крас
ноармейцами. Пусть это и не нравится «ме
ханическим» критикам. ‘

К счастью, «механических» критиков не
много среди наших читателей. Читатель, и
‚особенно читатель Красной Армии, — куль-
турный, вдумчивый, серьезный. Он понима-
ет, что литература не является дополнением
или комментарием к Уставу.

С точки зрения какого-нибудь формаля-
Сста-уставника, например, «Война и мир»
Л. Н. Толетого не выдерживает никакой кри:
THEE, Per

Не критикуйте писателя поверхностно, по
пустякам, а лучше помогите ему в его труд-
ной и ответственной работе. Критика доля
на помочь писателю раскрыть Ви
Красной Армии во всей его сложности, пол-
ноте, а не во внешних формальных прояв-
лениях. :

Страна ждет от писателей настоящих 566-
ронных художественных произведений.

Писатели обязаны дать их. Надо итти в
военные части, Надо внедряться в историю
войн. Надо вооружать наш народ Рнигами,
пьесами, фидьмами, мобилизующими мил-
ион
‚

Враги пропагандировали идею, будто не-
чего больше писать о гражданской войне.
Все, якобы; уже рассказано. Надо разбить
эти вражеские «теории».

Гражданская война, ее герои, —огромней-
шая тема на многие и многие годы. Мы толь-
ко приступили к этой теме. Образ фурма-
новского «Чапаева» стоит перед нами, как.
яркий пример.

Далеко не благополучно с показом совре-
менной Красной Армии. Этя тема все время
находилась в’ загоне, Враги старались от-
пугнуть от нее пибателей Жизнь совре-
менной Красной Армии должна быть пока-.
зана во всей ее сложности и многогранно-
сти.

Особо интересна и важна тема о буду-
щих войнах. : Г

Оборонная литература в нашем народе
а более тысячелетия тому назад.

боронная литература—это не администра-
тивная кличка, не название какого-то сек-
тора ССП, оборонная литература—это aa-
родная слава. Оборонная литература Рос-
сии началась с былин — о славе богатырей.
Эта литература — страстное слово о полку
Игоревом. Это — эпоб веков, в который ны-
не вплетаются имена героев гражданской
ВОЙНЫ. °

Нашу тордость-—оборонную литературу,
‘действие которой мы видим сейчас в ССС
и разных странах мира, враги хотели унич-
тожить. Но коса нашла на камень. Кадро-
вые оборонные писатели с честью выдержа-
ли этот натиск, не отступили, не рассея-
лись, не рассыпались, а ответили ударом,
Враги здесь здорово просчитались.

Основные кадры оборонных писателей как
были, так и остались. Они сгруппировались
вокруг журнала «Знамя».

Сейчас наша задача— всемерно расширить
эти кадры, раз’яснить писателям, что тема
защиты родины-—самая почетная тема. Что
читатель простит им случайные мелкие
ошибки в Уставе, если их произведения в
целом — честные, искренние, полезные,
продиктованные любовью к социалистиче-
скому  отечеству.

Не всегда так поступают наши критики,

даже те из них, кто может быть побуждаемы
самыми. лучшими намерениями,
.‚ В номере «Советского искусства» от 5/Х в
заметке о пьесе Л.. Леонова «Половчанские
сады» читатель т. Болоцкий, между про-
чим, написал:

«Ив третьих, в Красной Армии командир
товорит He «ступайте», a «исполняйте»,
(Речь идет о том, что в пьесе Леонова
командир, выслушав ординарца, сказал
ny «ступайте»). ;

е вдаваясь в вопрос о том, хорошая эта
пьеса или плохая, мы только хотим OTMEe-
тить, что такого сорта «критика» способна’
только отпугнуть писателя.

Волоцкий не понимает, что командио де