POSTS CAL

Л ИТЕРАТУРНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ .

1826 r-.
Чтение Пушкиным
«Бориса Годунова»

_В Москве, на углу Армянского и Кри-
воколенного пер. на доме № 4 прикрепле-
‚на мемориальная доска со следующей над-
писью: «В этом доме родился и жил поэт
Веневитинов.
1805—1827,». С этим литературным домом.
старой Москвы связано воспоминание о
чтении Пушкиным «Бориса. Годунова» в

Дмитрий Владимирович

‚тесном кругу друзей.
8 сентября 1826 г. Пушкин,
привезен в Москву в

не в виде арестанта».

Весть ‚о приезде Пушкина быстро раз-
неслась по Москве. «Москва приняла его

с восторгом, — вспоминал один из совре-

менников поэта, Шевырев, — везде его
носили на руках. Приезд поэта составлял
событив в жизни нашего общества». Дру-
зъя Пушкина были сильно заинтересованы
тем, что написал он в своем вынужден-
  HOM деревенском уединении.

Слух 6 привезенной им тбтовой траге-
дии «Борис Годунов» уже распространил-
ся в литературных кругах. На третий же
день по приезде Пушкин прочел евою_тра-
тедию С. А. Соболевскому, два раза читал
ее у П. А. Вяземского, дважды же у\Вене-
витиновых, затем у Баратынского и Нащо-
кина. О чтении Пушкиным «Бориса Году-
нова» у Веневитиновых 24 октября 1826 т.
сохранились восторженные воспоминания

Погодина. : Eu

„.Мы все просто. как-будто обеспамято-
вали. Кого бросало в жар, кого во озноб.
Не стало сил воздерживаться. Один вдруг
вскочит с места, другой вскрикнет. У кого
на глазах слезы, у кого улыбка на губах.
То молчание, то взрыв восклицаний... Кон-
чилось чтение. Мы смотрели друг на дру-
та долго и потом бросились к Пушкину.
Начались об’яснения, поднялея шум, раз-
дался смех, полились слезы, поздравле-
ния... Явилось ‘шампанское, И
воодушевился, видя такое свое действие на
избранную молодежь. Ему было приятно
наше волнение. Он начал нам, поддавая
пару, читать о Стеньке Разине, преднело-
вие к «Руслану и Людмиле». Не помню,
как мы разошлись, как докончили день,
как углеглиеь спать». . !

О чтениях Пушкиным его еще ненапе-
чатанных произведений узнал шеф жан-
дармов Бенкендорф. И так как Николай 1

в pasrosope cBoem с Пушкиным  об’явил

ему, что будет теперь сам его цензором, .

то Бенкендорф и послал поэту письмен-
ный выговор, поставив ему на вид чтение
произведений, еще не прошедших царской
цензуры.

Николай Т, получив рукописв «Бориса
Годунова». положил следующую резолю-
цию: «Я щитаю, что цель г. Пушкина была
бы выполнена, если б с нужным очищением
переделал комедию свою в историческую
повесть.или роман на подобие Вальтера
Скотта».

Пушкин от переделок отказался. ‘«Жа-
лею, — писал он Бенкендорфу, — что я
не в силах уже переделать мною однажлы
написанное».

es
Ленин и. Сталин.
в стихах
и песнях

Под бтим заглавием в издании Журналь-
но-газетного об’единения вышел небольшой
сборник народного фольклора и поэзии на-
родов СССР, посвященный гениальным во-
ждям Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции.

Составитель сборника — Александр Ча-
чиков — взял очень широкий диапазон: он

включил в сборник, наряду с произведе-.

ниями фольклора, сказаниями и песнями
аптугов, сравнительно много произведений

поэзии народов СССР, в частности такие’

яркие произведения, как отрывок из поэ-
мы Владимира Маяковского — «Ленин»,
Демьяна Бедного — «Цветение жизни»,

Наиболее широко представлен в сборни-
ке народный фольклор, причем наряду с

‘русским народным творчеством («Камениа

Москва вся проплакала» — о смерти В. И,
Ленина, «Казачья дума о Сталине», сло-
женная казаком А. Исаковым, марш кол-
хозного казачества и др.) в сборнике нашли
себе место некоторые образцы украинского,
трузинского, казахского, кабардинекого,
узбекского и др. народного фольклора.

ЕЕ
Страницы _
замечательной
жизни

Сбцэкгиз выпускает книгу Алексея Ста-
ханова «Рассказ моей жизни». Просто, без
прикрас, без‘ любования собственными по-
бедами рассказывает он 0 своих жизнен-
ных этапах.

Специальная глава в книге Алексея Ста-
ханова посвящена его пребыванию в Москве,
его встречам и беседам с руководителями
партии и правительства,

Книга А. Стаханова, зовет к упорной, все-
побеждающей борьбе за коммунизм, к но-
вым завоеваниям на фронтах науки, тех-
ники, искусства, /

‚ Авторы

На
дена
Горького,

На фото (справо налево): народный артист СССР Н. П. Хме-
лев, исполняющий роль Петра Сторожева, А Н. Вир-
та, постановщик спектакля народный артист ОСС
сец Л. М. Леонидов и режиссер спектакля заслуженный артист

республики Н, М. Горчаков.

Унолномоч. Главлита В—29624,

‚ «прощен-
ный» Николаем 1, был из Михайловского’
сопровождении
фельл‘егтеря — «свободно, под надзором,

и Пушкин.

опетиции пъесы Н. Вирта «Земля» — в Московском ор-
енина Художественном Академическом театре имени

т ПРОСП ЧИИТЬИ РУФЕФДИИИОЛТО
МУЗА т

одно из изданий, указанных в цитирован-
ной беседе с т, Гринбергом, фактически
не, выпущено и нет никаких оснований
рассчитывать, что они могут быть выпу»

Двадцатую тбдовщину Великой социа-
листической революции вся страна ветре»
  чает новыми радостными песнями. Наши-

ми поэтами и музыкантами создано много
новых прекрасных песен о великом вожде
народов товарише Сталине, о нашей пре-
красной родине, о Сталинской Конститу-
ции и счастливой радостной жизни, рас-
цветающей в наших городах и колхозах.

Но по милости беспечных руководите-
лей Музгиза наши профессиональные хо-
 ры и вся музыкальная самодеятельность

переживают горькое разочарование — нет
нот.

Давно пора приступить к разучиванию
новых несен, достойных наступающего в
стране великого торжества, но бесполезно
искать ноты в нотных , магазинах,

Еще недавно газета «Музыка» (редак-
тор’ В. М. Городинский), печатая беседу ‘с
управляющим Музгизом т. М. А. Гринбер-
том, убаюкивала себя ‘и музыкальную об-
щественность щедрыми обещаниями.

«Основу илану издания Музгиза к в6-
ликой дате, — заявлял в беседе с ‘сотруд-
‚ником газеты М. А. Гринберг, — `соста-
вляют ‘песенные и хоровые произведения.
Из них следует в первую очередь ‘отме-
тить двь сборника песен о Ленине’ и
Сталине; сборник народных песен и сбор-
ник песен советских композиторов»,

«Издательство, — говорил Гринберг, —
готовит также и другие песенные сборники;
сборник избранных популярных песен
советских композиторов (для голоса с фор-
тепиано), сборник новых массовых песен,
сборник песен Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски, междуна:

одный сборник лучших массовых ‘песен
на русском, французском, английском и
испанском языках)...» ит, д.

Все эти щедроты Музгиз рассыпал пе-
ред музыкальной общественностью в га-
зете «Музыка» от 6-го июля текущего года.-

же реализуется вексель, выданный
Музгизом советской общественности? Ни

С; Брегман выдавал себя за человека ©
«революционным прошлым»,

Это был подлог номер первый. Но наш-
лись слепцы, которые охотно поверили это-
му новоявленному Хлестакову. В газете
lisp Эмес» даже появилась в 1937 г. статья
еврейского писателя ВБ. Оршанского, пол-
ная самых неистовых восхвалений афери-
ста. Мало. того: редакция «Эмес» поставила
перед. соответствующими инстанциями BO-
прос о выдаче Брегману персональной пен-
сии как бывшему «партизану». Бывшему
редактору газеты «Дэр Эмес» (разоблачен-
ному ныне врагу народа) удалось втереть
очки работникам Наркомсобеса — и Брег-
ману была установлена пенсия в размере
75 рублей. ©

За этим последовал подлог номер второй.

Вооружившись фиктивными справками о
своем участии в революционном движении,
поддержанный всякого рода проходимцами
и вратами, Брегман и впрямь возомнил се-.
бя революционером и решил заработать но-
вый капитал на «мемуарах» о своих по-
хождениях. Он написал несколько совер-
шенно бездарных книг на еврейском язы--
ке, — и то же издательство «Эмес» поспе-
шило размножить брегмановскую халтуру.
При помощи услужливых друзей Бретман
был незамедлительно принят в члены Сою-

:  за. советских писателей, В 1932 г. оргкоми-

тет ССП руками разоблаченного теперь вра-

Гослитиздат выпускает:

„К «Песни и поэмы» — Джамбула. В сбор-
ник включены избранные песни старейшего
казахского акына: «Песня о Сталине», «Ве-
ликий Сталинский закон», «Ленин и
Сталин» и др.

„К «Я, сын трудового народа» — В. Ката-
ева. Повесть о вооруженной -борьбе укра-
инского народа с немецкими оккупантами в
1913 тоду,

№ «Под небом родины моей» — С. Щи-
пачева. Сборник новых стихов.

„АХ «Пушкин на юге» — пьеса И. Новикова.
Ее сюжет — пребывание великого русского
поэта в Кишиневе, Одессе и Тирасполе.

№ «Что человеку надо» — новый рбман
Ильи Эренбурга, рисующий героическую
борьбу испанского народа против мятежни-
ков и интервентов.

„К «Василий Чапаев» — позма Б. Брика.
Поэма посвящена боевым походам леген-
дарного героя гражданской войны.

К «Пушиин» — А. Синявина. Биотра-
фический очерк о великом поэте, написяч-
ный рядовым читателем, любящим и знаю-
тим Пушкина.

К ХТ! том полного собрания сочинений
Н. Г. Чернышевского,

№ «Отцы и дети» — И. С. Тургеневе. Ро-
ман выпускается массовым тиражом в уде-
шевленном издании, i

Ж11Х том полного вобрания сочинений
Гюи де Мопассана. В том включены два ро-
мана: «Пьер и Жан» и «Сильна, как смерть».

„К «У нас это невозможно» — пьёса Син-
клера Льюиса и Джона Моффит. Пьеса яв-
ляется драматической обработкой одноимен-
ного антифашистского романа! С. Льюиса.

№ «Игрок в крокет» — книга Г. Уэллса.
В нее включены «Игрок в крокет» и кинопо-
весть «Облик грядущего». В обоих произве-
дениях автор выступает с явно выражен-
ных антифапистских позиций.

щены к октябрьским торжествам,

Более того, Музгиз до сих пор не опуб-
ликовал ни одной песни ‘о Сталинской
Конституции из тех многочисленных пе-
сен, посвященных всенародному сталин-
скому закону, которые звучат сейчас’ на

языке всех народов СССР.

Из выпущенного Музгизом В сентябре
сборника десяти песен, включая и «Песню
о родине» В. Лебедева-Кумача, почему-то
оказался исключенным написанный уже в
времени поэтом дополнительный
текст, посвященный Сталинской Конститу+

тому

ЦИИ.

Музгиз в ‘последнее. время выпустил:
было массовым двухсоттысячным: тиражом
сборник песен  композитора-орденоносца
 Но сделал это столь. не-
брежно, допустив при’ этом в одной из
наиболее популярных песен‘ композитора
что это вызвало
решительные протесты со стороны потре-
бителей сборника, и Музгиз вынуждён был

И. Дунаевского,

чудовищную опечатку,

снять его’ 6 продажи.

Снабжение периферии новыми песнями

Музгив уже явно сорвал, едва ли в луч-

шем положении окажутся и хоровые кол-

1 лективы Москвы. т

В номере‘от 16 октября «Музыка» с006-

щает: «Музгизом напечатан сборник. песен

Краснознаменного ансамбля песни и пля-

ски Союза ССР», совершенно умалчивая,
что между моментом напечатания и появ-
ления сборника на ‘полках музыкальных
магазинов «дистанция огромного размера»
и неёт никаких оснований рассчитывать
воспользоваться сборником на октябрьских
торжествах.

Пора Всесоюзному комитету по дёлам

искусств навести большевистский порядок
в подведомственном ему Музыкальном. из-

дательстве.
ЕЯ В. БАРМУЗ,

Adbepmer C. Bpermam

га* народа ходатайствует об ; нии
Брегману размера получаемой. Пейсии.
В управлении РККА, куда направлено по-
том было это ходатайство ‚усомнились, бы-
ло, в правах Брегмана на помощь государ-
ства. Но в дело вмешался еземляк» этого
мошенника й проходимца, .6. начальник
Главного управления РККА. Фельдман,
ныне расстрелянный троцкистокий шпи-

OH, — и ходатайство было. удовлетворено:.

персональная пенсия
До 250’ рублей.
Были ‘люди,
истинное лицо ЭТОГО «Нисателя», люди, ко-
торые знали в прошлом Брегмана, как
OT ABMCHHOTO спекулянта, Kak лишенца,
как внутреннего” эмигранта, помышлявше-
го о бегстве из СССР в Польшу, где у него

Брегману повышена

проживают. родные. Но эти люди. не`суме-.

ли. проявить должной энергии для › ого,

чтобы своевременно ‘разоблачить негодяя,

‚надевшего личину революционера и выдав-
шего себя за литератора. И’только сейчас,
после Toro ‘как Брегман лищился всех
своих покровителей из лагеря ‘врагов’ наро-
да; с него удалось сорвать маску:

Аферист Брегман уже лишен персональ-
ной пенсии. Но он еще. пребывает. в ря-
дах ССП.’Нужно его как можно ‘скорей из-
гнать. оттуда. Ибо.он.не, только мошенник,
но и полная бездарность. Это ни. для Koro
не секрёт. ~ : ВЕ з i

ЗА.
ЗУ Иж :

ЕШШЖШАЯ ХРФОШИКА

«Асадепиа» выпускает:

К «Дневники, мисьма, театр» — A. Н.
Островского. Первую часть книги составляют.
дневник великого русского драматурга и
его письма к близкому другу замечательно-
му актеру Прову Садовскому. Вхорая часть
посвящена исследованию драматургии Ост-
ровского. В книге около 200 иллюстраций,
среди которых много красочных. ae

№ «Переписка» Tere a Iluanepa. Benu-
зайшие поэты мира долгое время находи-
лись в оживленной переписке, Собрание ин-
сем составит два об’емистых тома. Первый
том, выходящий в свет в ближайшее время,
охватит период с 1794 по 1797 годы и содёр-
mur 395 писем. Книга иллюстрирована ри-
сунками самого Гете, замечательно испол-
ненным портретом Гете, портретами Шил-
лера, Фихте, Виланда, В. Гумбольдта“ и др.

К «Утраченные иллюзии» — Бальзака.
Роман выходит в богато иллюстрированном
издании с рисунками известного рану
ского художника Шарля Гюара.. Вступи-
тельная статья в книге — Г. Лукача.

№ Сказки братьев’ Гримм, собранные в
одном томе. Среди них — «Мальчик с паль-
чик», «Снегурочка», «Красная шапочка»,
«Золушка» и мн. др. Переводчик сказок —
Г. Перников. ;

№ «Бахчисарайский фонтан» — A. C.
Пушкина. Поэма Пушкина выходит в боль-
шом формате, на хорошей бумате, снабжен-

ная многочисленными красочными иИлЛлюЮ-

страциями работы A. П. Могилевского.

we «Аминта» — Торквато Тассо.. Перевод
пасторали великого итальянского поэта вы-
полнен М. Столяровым и М. Эйхентольцем.

* П том собрания сочинений Ж. Расина.
В книгу вошли наиболее выдающиеся дра-
матические произведения Расина — «Ифи-
тения в Авлиде», «Федра», «Эсфирь» и «Атв-
лия».

оо

юбилейных пьес на репетициях в мос

с

Я bg tis

«На берегу Невы» К. А. Tpenepa — в Московском ордена
Ленина Малом тбатре. Автор иьесм беседует с участниками
спектакля — В. Н. Пашенной и А, }

И. Зражевоким.

‘  комбаева (Киргизия),

которые хорошо знали  .

В ПРЕЗИДИУМЕ,
} 1 ССП

Вчера на расширенном заседании Прези-
дйума правления ССП под председатель-
ством П. Павленко обсуждался вопрос ©
приёме и переводе кандидатов в члены со-
юза советских писателей. ‘

Собрание носило весьма оживленный хв-
рактер. Вокруг каждой кандидатуры неиз-
менно возникали споры. Но следует отме-
тить, что в большинстве случаев споры эти
отличались беспредметностью. Выяснилось,
что, как правило, московские писатели и
критики знакомы лишь в произведениями
‘столичных писателей. Во всех же случаях,
когда обсуждался вопрос об авторах книг,
вышедших на периферии, приходилось це-
ликом доверяться рекомендациям местных
литературных организаций,

К сожалению, и рекомендации эти были:
весьма абстрактны. Так, президиуму не бы-
ли представяены конкретные соображения

писателей, о которых на собрании шла речь.
Писатели эти, ‹ правда, приняты в члены
ССП (Теннадий Гор, П.. Евстафьев, Г. Фе-
доров, сценарист Каплер) и в кандидаты
союза (Е; Рывина), но осталось чувство не-
удовлетворенности тем несколько бюрокра-
тичесвим характером, которым отличалась
вся процедура приема. “
‚Общие чувства горячо выразил С. Кире
нов; заявивший, что «посвящение. в писатё-
ли» должно носить более праздничный, `60-
лее творческий характер, & не являться ак»
том формального порядка. : ; :

В этом смысле наиболее отрадным: момен-
том ‘явилось обсуждение кандидатуры мо0-
лодого ленинградского поэта .^ П. Шубина,
 На собрании были зачитаны его стихи, и
это явилось лучшей аргументацией: в. поль-
зу поэта, единодушно принятого в канди-
даты. : i

Собрание приняло решение о переводе
в члены ССП. драматурков. А. Крона и
М. Гальперина, писательницы 0. Немировой
и утвердило постановление секретариата об
исключении Марьенкова из рядов ССП за
недостойное советского писателя  пове-
дение. .

По докладу 1. Аршаруни вдинодушно
принято решение о выводе из состава прав-
ления ССП Микитенко (Украина), Сейфул-
лина (Казахстан), Золотова (Чувашия), То-
Маджиди (Узбеки-
стан) и Субоцкото. я!

Сезодня заседани8 превидиума продол-
жается. В повестке дня — доклад о работё
ССП Украины, доклад бюро секции крити*
ков 0б обзоре «Советская литература .за;
20 лет» и другие вопросы. :

— © Молодых

Советская ‘литература в значительной
‘мере освободилась и освобождается от
всякого рода проходимцев и случайных. в
литературе людей; Наряду с этим ‘чрез-
вычайно важно воздать условия непрерыв-
ного притока в ряды советеких писателей
свежих молодых сил, - р

Однако вопровами приема новых членов
‚с008 писателей почти два года He зани-

Manca. За это время в ССП накопилось  :

свыше ста заявлений о приеме. 1
Секретариат союза писателей постанови.
в течение ближайших месяцев рассмотреть
все заявления о приеме в союз и выделил

для этого. пе. Москве специальную. группу.

писателей: тт. Суркова, Фадеева, _ Панфе-.
popa, Леонова, Вишневского, Ромдшова. и.
Погодина;  Однако кроме тт. Вишневского,
Погодина и Суркова-никто из упомянутых
‘писателей не участвует в подготовке HO-
вого: ‘приема, отговариваясь «ерочной ра-

ботой» и. недосугом, :

‹Правление союза приняло принципиаль-.

но важное решение, чтобы до обсуждения
кандидатуры писателя, вновь принимае-
‘мого в ССП; на президнуме, в печати
была дана обстоятельная оценка его твор-
чества. Однако секции прозаиков, врити-
ков и переводчиков условия этого не вы-
понняют. Большим писателям, видите ли,
«н6 ДО ЭТОГО».

В результате братья Тур, например, до

‘сих пор состоят в кандидатах ССП: не-

кому о них статью написать,

Многие писатели считают недостойным
евоето. пера написать статью о новом, по-
дающем вадежды, писателе.

Партийная группа правления ССИ при-
знала создавшееся положение ненормаль-
ным и обрётила на это внимание выделен-

ной комиссии по приему и руководителей,

секций ССП, }

Работа с молодыми литературными Ввд-
рами и вовлечение наиболее талантливых
из них в семью советских мисателей —
почетная задача каждого советского пи-
сатрля. Пренебрегать этим могут лишь те,
кто. вообще безразлично относится к ро“
сту советской. литературы. ИЕ

4 П. - УЖКАЛЬНИС.

и

СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ

Сегодня в 4 часа дня на совместном за-
седаний президиума Союза советских писа-
телей и Союза советских композиторов (ул.
Вбровского,,50, Дом советского писателя) бу-
дут обсуждены вопросы советской песни..

Обсуждение будет сопровождаться демон-
страцией новых песен солистами и хором
`Радиокомитета, - a: А

В совещании приглашаются принять уча-
стие все советские поэты и композиторы, &
также исполнители советских песен.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И С0-
‚ ЮЗ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

s

A

Театр им. Вахтанто

cy H.

о творческом лице группы ленинградеких.

‚Павлович посвятил народу, нашей стране.

но‘ народную славу. И с тех пор

изведениями.

ПИСАТЕЛЬСКИХ

‚А. П. Чачыгин похоронен на кладбище

всего‘ периода своего существования.

ковских театрах

тотовит & двадцатилетию Октября пье-
‚ Погодина «Человен. с ружьем», в постановке народ:
ного артиста РСФСР Н. Симонова»

_Митеразурная газета № 53 (69)

ЛЕНИНГРАД. (По телефону от нашого
корреспондента). Вечером 21 октября, в 680-
ей квартире на улице Литераторов, после
продолжительной болезни скончался один
из старейших советских писателей Алексей
Павлович Чапыгин. /

Гроб с телом А. П. Чапыгина был переве-
gen в Дом писателя им. Маяковского.

Огромные венки живых цветов были в03-
‘ложены на гроб ленинградским отделом
‘союза писателей, трупнкомом ‘писателей,
Литературным фондом, писателями Москвы
и Ленинграда.

23 октября, в денб похорон, отдать пос-
ледний, долг скончавшемуся писателю. прия-,
шли ero друзья и товарищи по литературе,
художники, композиторы, студенты и
школьники, читатели его прекрасных произ-
ведений. Пришла HT yuna ey Ae маляров,
давних ховарищей Алексея Павловича’ по. ;
малярному цеху. Из Москвы прибыла деле-
тация в составе К. Федина, Ю. Олеши и
М. Серебрянекого. d

В последний почетный карзул становят-
ся Ю. Тынянов, К. Федин, Б. Лавренев и
Г. Мирошниченко,

Смолкает траурный марш. .
‘== Советскую’ литературу постигла болБ- W