‚зан

\

Литературная газета. № 55

Seer ИР

О

(698)

Col mae fos

А ПО

Партия и лите

`.
Партия большевиков во всёй своёй поли-
ко всегда исходит из интересов рабочего /

класса и крестьянства, из интересов тру-

борьбы рабочего класса против
  уксплоатации,

дящихся массе, из интересов народа.

В вопросах искусства и литературы пар-
тя всегда придерживалйсь той точки зре-
ния, что искусство своими корнями уходит
втолщу народной жизни, что искусство
должно служить. народу,

Ленин и Сталин учат Had рассматривать
зопросы литературы и искусства на основе
законов классовой борьбы, с точки зрения
гнета п

«Свобода буржуазного писателя, художни-
1, актрисы есть лишь’ замаскированная
(или лицемерно маскируемая) зависимость
и денежного мешка, от подкупа, от содер-
ganna.

И мы, социалисты, разоблачаем это лицё-
мерие, срываем фальшивые вывески — нё
для того, чтобы получить неклассовую ли-
иратуру и искусство (это будет возможно
лишь в социалистическом внёклассовом об-
цетве), а для того, чтобы лицемерно-сво-
(одной, а на деле связанной с буржуази-
зй литературе противопоставить действи-
тельно свободную, открыто связанную с
пролетариатом литературу» (В. Ленин,
1 УШ, стр. 889).

Великое уважение к культурным ценно-
(ям прошлого характеризует отношение
партии к классическому наследию.

Ленин учил, что коммунизм нельзя по-
(троить без критического использования
своего культурного богатства, которое было
накоплено человечеством в прошлом,

Ленин решительно выступал против
`меньшевистско-богдановской пролеткуль-
повской концепции, согласно которой проле-
тарская литература и пролетарское искус-
ство развиваются в отрыве от политики ра-
„бочего класса, от политики коммунистичес-
Кой партии, от. советского государства. Он
высмеивал жалкие цеховые попытки Про-
леткульта создать пролетарскую литерату-
ру лабораторным путем, в’отрыве от насле-
дия прошлого и от, опыта современной борь-
бы рабочего класса.

В руках коммунистической партии клас-
сическое наследство не является мертвым
музейным экспонатом. В великих произве-
дениях классического искусства отразились
чаяния широких народных масс, их надеж-
ды на лучшее будущее, их. ненависть к
угнетателям.

Товарищ Сталин дал нам гениальные
примеры того, как наследие классической
ттературы может играть роль отточенного,
разящего орудия в нашей сегодняшней
борьбе.

Критикуя в своем докладе о проекте Кон-
итуции Союза ССР фашистские бредни ©
том, что СССР не является государством, а
твографическим понятием, товарищ Сталин
обратил всю силу и желчь щедринской са-
тиры на современных фашистских бюрокра-
тов,

В проведении своей линии в области
литературы и искусства партия встречала
упорное, н6 прекращающееся до сих пор,
опротивление классовых врагов. Враги на-
падали, на линию партии иногда, открыто,

Иногда подло маскируясь, прикрывая. свои
зантрреволюционные цели будто бы орто-
доксальной фразеологией.

Классовая борьба в искусстве и в лите-
ратуре всецело определяется характером
классовой борьбы за победу рабочего клас-
са, за построение полного бесклассового
общества. Центральной идеей в великом
стратегическом плане Ленина и Сталина
после победы Октябрьской революции явля-
ся идея о возможности построения пол-
ного социалистического строя в нашей ве-
пикой и могучей родине. i

Враги партии с пеной у ртё воёгда. оспа-
ривали этот тезис. Они считали невозмож-
ным построить у нас в стране социалисти-
неское общество. Всей своей тактикой, всем
фвоим поведением они стремились к реста-
врации капитализма,

Ненависть‘ к социалистическому строи-
Чельству об’единяет в одну контрреволюци-
оную свору и троцкистов, и бухаринцев, и
всех многочисленных их подголосков.

Обер-бандит Троцкий всегда отрицал воз-
Можность победы социализма в СССР. Ес-
хественно, что он отрицает и возможность
создания пролетарской ‘социалистической
культуры, пролетарской литературы и про-
потарского искусства Троцкий‘ всемерно
вредил росту пролетарекой литературы, Он
воемерна старалоя расчистить дорогу
контрреволюционной буржуазно-Кулацкой
литературе,

Троцкистсво-ворбнская организация «Пе-
ревал» волна последовательно проводила
вредительские гроцкиотский установи в
литературе.

Враг народа  Авербах. придумал подлый
двурушнический трюк. Ox заявлял, что ©0-
ветская власть может создать «только».
пролетарскую культуру, но никогда не смо-
жет создать культуру социалистическую,
что в Советском Союзе может образоваться
пролетарская литература, но что социвли-
стической литературы он вырастить не в
силах,

Этот немыслимый отрыв социадизма от
продетариата нужен был  Авербаху для его
попыток разложить советскую литературу.

Бухарин во всей своей политике ориенти-
„Ровался на кулацкую контрреводюцию. Он
всемерно, явно и тайно, стремился поста-
‘вить рабочий класс на колени перед кула-
ком, перед фашистской контрреволюцией.
90 у него называлось «сотрудничество
8180с0в» при диктатуре пролетариата. Он
и его подпевалы отрицали классовый харак-
Тр культуры. Бухарин призывал ‘вовет-
(ких писателей к капитуляции перед бур-
хуазными  формалистами.  Прикрываясь
‘Чарксистской фразеологией, он занимался
двурушиической фальшивой политической
трескотней.

‚ На с’езде писатёлей вредитель Бухарин
(ак и другой предатель — Радек) прово-

еее ВЫ

Re
¥: eg
a Be

Pe

$y

Soe Bc Hie:

HI

>

‚ В. КИРПОТИН
>

OH пытался вбить

усыпления

Для осущёствления своих предательских

замыслов и троцкисты и правые создавали

всякие мелкие группы и группочки, целью
которых было дезориентировать писателей,
сбить их с толку, отвлечь их от пролетарив-

тв в латерь. контрреволюции. Таковы «Пе-

ревал», напостовская группа, «Литфронт»,

группа «Настоящее», конструктивизм, на-.

ционалистические группы в целом ряде
наших республик,

Партия и рабочий класс, в союзе со все-

ми честными беспартищными писателями,

нанесли сокрушительные удары всем про-
искам контрреволюции на фронте литера-
туры и искусства. Партия так же наотой-
чиво, последовательно и беспощадно вы-
корчевывает остатки вредительства в об-
ласти литературы и искусства, как и на
других участках нашей социалистической
действительности.

Разгром контрреволюционных сил явля-
ется нашей победой. Разоблачение киршо-
нов и микитенко очистило атмосферу писа-
тельской общественности, ‘устранило путы,
котёрые стесняли. творчество многих пар-
тийных и беспархийных писателей.

Учение Ленина— Сталина о возможности

построения полного социалистического об-
щества в одной стране стало краеугольным
камнем развития и победы советской лите-
ратуры,

Великие победы социализма вызвали по-
ворот всех честных писателей и художни-
ков на сторону рабочего класса, на сторону
коммунистической партин.

В условиях большого’ как количествен-
ного, так и качественного роста литературы
и искусства, создаваемого дружной семьей
партийных и беспартийных мастеров, пар-
тия под руководством товарища Сталина
приняла историческое решение о перестрой-
ке литературно-художественных организа-
ций от 23 апреля 1932 г.

Постановление от 23 апреля 1932 г. созда-
ло условия и средства’ наибольшей моби-
лизации советских писателей и художников
вокруг задач социалистического строитель-
ства.

Оно создало условия для наилучшей свя-
‘зи писателей, сочувствующих социалисти-
ческому строительству, с политическими а8-
дачами современности. Оно. об’единило всех
писателей, поддерживающих платформу
советской власти и стремящихся участво-

единый союз советских писателей, с пар-
тийной ‘группой в ‘нем. Оно‘воздало условия
для наилучшего сотрудничества” писателей
коммунистов с писателями . беспартийны-
ми. :

Один из приемов контрреволюционного
вредительства авербаховской банды заклю-
чался в пропаганде пресловутого диалек-
тико-материалистического творческого  ме-
тода. Схоластическая болтовня о диалек-
тико-материалистическом творческом мето-
де имела целью оторвать писателей от изу-
чения живой, конкретной действительности
Советской страны, запутать их в дебрях
схоластической игры: категорий.

В своих беседах с писателями в связи с
ликвидацией РАПП товарищ Сталин ¢ re-
ниальной прозорливостью выдвинул перед
всем”. фронтом’ литературы и искусства ло-
зунг социалистического реализма. В. уста
ве. союза советских. писателей понятие со-
циалистического реализма раз’ясняется сле-
дующим образом:

«Социалистический ‘реализм, являясв 05-
новным методом. советской художественной
литературы и . литературной . критики,
требует от художника. правдивого, истори-
чески-конкретного изображения  действи-
тельности в ее революционном развитии.)
При этом правдивость и историческая кон-
кретность. худозественного. изображения
должны сочетаться с эАдачей идейной пе-
ределки и воспитания трудящихся пюдей
в духе социализма. gud
Социалистический реализм обеспечивает

‘художественному творчеству исключитель-

ную возможность проявления творческой
инициативы, выбора разнообразных форм,
стилей и жанров». ^   #6

_ Обор

Тем& защиты родины и боевого подвига
родилась вместе с историей народов. На

этой теме’ вырос эпос. Образ воина всегда

был — в глазах народа — образом чести и
славы, а поля исторических битв не клад-
бищами, а памятниками его национальной
силы и государственного достоинства,
Иторь ли нз «Слова о полку», Добрыня
ли Никитич или Илья Муромец из былин—
все это образы самого народа, его персонк-
фицированная воля К. самостоятельности
и посейчею волнующая нас, несмотря на
то, что забыты самые условия, в которых
приходилось действовать народным теро-
ям. Забыта обстановка, но живы и волнуют

‘нас характеры, увлекают героические де-

ла,
Тема защиты родины не иосякала В на-
pote HM в творчестве лучших‘ художников
слова даже в периоды, когда условия госу-
дарственной жизни вносили разлад и двой-
венность в общественное сознание, когда
царский гнет исеушал, мертвил любовь к
своему отечеству и ослаблял веру в его
достойное будущее. ,
«Полтава» Пушкина и «Бородино» Лер-
монтова были глубоко народны именно гор-
достью за мужество и стойкость, проявлен-
ные русским народом в годы страшных
угроз его самостоятельности.
г былин, через Пушкина и Толстого, к
великим песням нашей гражданской войны
идёт славная традиция оборонной темы,
обогалценная после Октября новым, рево-
онным содержанием,
ITT MAgnOeeROR Д. Бедный поднимают
эту тему как знамя, и «Окна Роста» Мая-
ковского вместе с баснями Д. Бедного, их
подписи на плакатах становятся лозунгами,
поговорками и остротеми всех лет граж-
анской войны. ;
Г Пришел Серафимовяч с «Железным по-
током», Фурманов с «Чапаевым» и «Мяте-
жом», Фадеев с «Разгромом», и тема за-
щиты социалистической родины стала еще
шире и глубже, развернув нам образы но-
вого героизма, не героизма смерти и тибе-

ли, в Жизни и созидания под ленииско-.

ратура._

двурушническую п у

бесстыдно ИУ, О,
клин между литературой и политикой ра-
бочего. класса, В контрреволюционных це-
лях он пытался отвлечь литературу и ис-
кусство от политических задач современно-
сти, превратить их в орудие
классовой бдительности, в ‚орудие -распро

странения и утверждения реставраторской
идеологии.

вать в социалистическом строительстве, В.

обыс успехи. и завоевания советско

За дальнейший расцвет культуры народов СССР,
й#й науки и техники

‘ ) (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к ХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции)

Литература всёгда стремилась к связи ©
народными массами, с реальной жизнью, ©
прогрессивнейшими идеями человечества.
Лозунг социалистического реализма дал
возможность глубоко и полно осознать эти
стремления.

Величайшее уважение партии и прави-
тельства к литературе, к искусству, забо-
та об условиях их роста и преуспеяния на-
ходят себе каждодневно красноречивейшее
выражение.

Нигде в мире деятели искусства не полу-
WOT столько знаков внимания, столько
наград, столько признания заслуг, как в
Советском Союзе.

Партия оказывает помощь литературе в
искусству критикой их ошибок, предосте-
регая их от неправильных путей, возвращая
их на дорогу большого ‘исторического раз-
ВИТИЯ, ¥ .

Постановка оперы Шостаковича «Лэди
Макбет Мценского уезда», а также’ некото-
рых его балетов выпукло обнаружили вред
формалистических тенденций имеющих
место в советском искусстве.

Аналогичные явления имели место и В
литературе. .

Центральный орган партии «Правда» вы-
стунила, в связи с указанными спектакля-
ми, с рядом статей, в которых © больше-
вистской прямотой и решительностью бы-
ли вскрыты ошибки и вред формализма и
натурализма.

В этих статьях было показано, что `фор-
мализм непонятен массам, что он отвлекает
искусство от тогд, что дорого, ценно и люби-
мо народом. : ме

Выступления «Правды» сыграли огром-
ную роль для литературной и художест-
венной общественности. В многочисленных
дискуссиях отряд ва отрядом в искусстве
устраняя ощибки, расчищая пути для 0-
циалистического реализма, для народности
в искусстве.

В область искусства’ стало было‘ прони-
Katb  нигилистическое, ничего общего с
коммунизмом не. имеющее, отношение к
прошлому нашего народа. Очень характер-
ным примером опошления истории русского
народа являются «Богатыри» Демьяна Бед-
ного, Мы уважаем свое прошлое. Мы умеем
отделять прогрессивные явления нашей
истории‘от насилия и мракобесия реакцион-
ных сил,

Партия и правительство много внимания
уделяют поддержке народного творчества,
получившего новый толчок при советской
власти во всех республиках нашего Союза.

Писательские организации не понимали,
недооценивали значения народного ` твор-
чества, народных поэтов, народных певцов.
Это непонимание дает себя знать кое-где
и до сих пор. Между тем, народное творче-
ство дало нам ряд ценнейших произведе-
ний, которыми по справедливости гордит-
ся вся страна, 4

Имена Сулеймана Стальского и Джамбула
стали известны всем народам Советского
Союза, наряду с именами лучших, талант-
ливейших профессиональных  писатёлей.
Образы Ленина и Сталина нашли наилуч-
шее воплощение в устном: народном твор-
честве и в произведениях народных невцов,
которые ‘сейчас знает ‘вся страна. ^^’.

На основе ленинско-сталинской ’нацио-
вальной политики, на основе положения
товарища Сталина о культуре, националь-

ной по форме, социалистической по. содер-
жанию, получило невиданный ‘раньше рас-
цвет творчество всех народов Советского

Союза;

„Враги социализма, фашистские шпионы,
троцкистско-бухаринские предатели, нацио-
налистические контрреволюционеры орудо-

вали во всех республиках Советского Сою-
за и еще продолжают попытки вредить нам.
Но врагам не сломить силы победоносного
социализма, не сломить им и победоносного
развития литературы и искусства среди
освобожденных народов Союза, 5

Никогда в истории старой России не бы-
л0 и не могло быть такого живого братского
обмена культурными ценностями, который
мы наблюдаем сейчас. т

Всеми своими победами, лучшими свои-
ми произведениями всесоюзная советская
литература обязана идеям Маркса —
Энгельса — Ленина — Сталина, обязана py-
ководству великой коммунистической пар-
тии, обязана любви нарбдных масс и 6е-
режной заботе, которую оказывает лите-
ратуре и искусству наша партия во главе
с товарищем Сталиным.

В дни выборов в Верховный Совет Рес-
публики на. основе новой Сталинской Кон-
ституции советская литература. с гордо-
стью может сказать, что она под руковод-
ством партии стала силой, принимающей
участие в воспитании человека в социали-
стическом духе.

большая и давняя история,
так же как театры украинский,
ский, грузинский и др., насчитывает ве-
ка.
роде, его истории, его борьбе и быту, поро-
дила в ХУШ и Х[Х веках произведения ис-!

ключительной силы.

дения, как «Недоросль» Фонвизина, «Бо-
рис Годунов» Пушкина, «Горе от ума» Гри-
боедова, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лер-
монтова, прекрасный цикл трагедий и драм
Островского,

Л. Толстого и др.

_ Советская

За нашей отечественной Зри —
усский театр,
белорус-

Драматургия, черпая материал в на-

Вов знают такие драматические произве-

трилогия Сухово-Кобылина,
«Власть тьмы» и‘«Плоды просвещения»

Наша драматургия всегда была пропита-
на-высокими прогреесивными идеями. Она

смело выступала против старых порядков

и старых нравов, бичуя царский строй, по-
мещичью власть, чиновничество, насилие.
Эта драматургия прорывалась сквозь цен-
зурные рогатки, она шла к народу, зовя к
боцьбе и’ свету.

Названные классические произведения
русской драматургии являются народной
гордостью.

В начале ХХ века в нашей драматургин
выступили два новых мощных таланта, Это
были Чехов и Горький. С исключительным
умением пьесы этих писателей были поста-
влены одним из наших лучших театров —

Чехов был драматургом, отобразившим
увядание и умирание старого мира, драма-
тургом, который искал и улавливал и не-
кие новые черты грядущего,

Горький явился оеновоположником новой
социалистической драматургии. Стоя на ру-
беже двух веков — ХХ и ХХ, Горький со
всей силой своего огромного таланта отра-
зил в своёй драматургии острейшие соци-
альные конфликты и идейную борьбу, ох-
ватившую Россию в девятисотых годах.
Цикл пьес Горького — «Мещане», «Дач-
ники», «На дне», «Дети солнца», «Враги»,
«Васса Железнова» и др. показывает нам
с исключительной яркостью предреволюци-
онную пору. В втих пьесах уже слышен

голос поднимающегося на борьбу пролета.

риата. В этих пьесах выведены люди, бес-
страшно отстаивающие новые идеи.

‚ Революция 1917 года, великий Октябрь
открыли новую страницу в истории нашой
драматургии. Социальный переворот. выз-
вал, огромные сдвиги в нашей стране. Мил-
лионы людей втянулись в напряженную,
кипучую, страстную борьбу, строительство

и творчество. Из низов, из среды рабочих,,

крестьяй, eee интеллигентов, из сре-
ды бойцов Красной Армии к искусству, те-
атру потянулись новые люди, Приведем
следующие исторические факты и цифры.
В разгар тражданской войны одна лишь
Красная Армия имела до 1250 театров. Пар-
тия оберегала искусство. Она сохранила
все лучшие наити. театры — МХАТ, Боль-
шой, Малый, Александринский, Мариин-
ский, национальные театры и дала жизнь
ряду новых.

e
Партия и нарбд делились последним ку-
ском хлеба с людьми’ искусства... В бесчис-
ленных :рабочихои красноармейских студн-
ях в годы гражданской войны, когда не бы-
ло топлива и был минимум продовольст-

вия, когда блокада 14 держав-интервентов.

сжимала нас за горло, — работали наши
люди! Сто тысяч рабочих, крестьян, красно-
армейцев, и матросов учились тогда в круж-

‚ках — театральных, литературных, скульн-

турных и иных. Народ тянулся к искусст-
ву, и партия из народных недр извлекалз
все здоровое, все лучшее.

Подхватывая традиции подлинном мас-

сового, революционного искусства, подхва-

тывая агитационную большевистскую .ли-
нию, в ту пору в драматургию пришел Вла-
димир Маяковский. Ех «Мистерия-буфф»
была смелой попыткой широкого охвата
эпохи. Маяковский упорно работал, как дра-
матург и в последующие годы. Он создал
пьесы «Баня», «Клоп», представление для
цирка «Москва горит» и ряд сценариев для
кино. Он был одним из первых советских
драматургов. В пору вооруженной борьбы
ряд наших писателей и драматургов был
на фронте. С оружием в руках они отстаи-
вали Республику, чтобы потом, после побе-
ды, описать славные деяния народа и Кра-
сной Армии в своих пьесах. Мы здесь на-
зовем участника Октября и одного из пер-
вых советских драматургов, заслуженного
деятеля искусств тов. В. Билль-Белоцерков-
ского, автора пьесы «Шторм».

-Ряд писателей работал в 1917—21 т. в
большевистской печати, в политотделах, в
первых общественных организациях. Мы
здесь назовем К. А. Тренева, Николая По-
тодина и других. В‘ту же пору создавались

и новые кадры национальных драматуртов:

онная литерат

П. ПАВЛЕНКО

i   2

сталинскими знаменами. Когда в ‘боях ©
белыми‘ генералами натоды Советского Со-
юза добывали право на свободную, мир-
ную, социалистическую жизнь, они‘ реша-
ли судьбы всех народов мира. =

Когда советская литература дала пер-
вые свои книги 0б этой новой для мира,
впервые справедливой, войне, она дала в
руки миллионов хорошо записанный опыт,
как сражаться и побеждать за социализм.

Образ Чапаева становится мировым. Но
он лишь первый в ряду многих других,
уже давно ‘созданных героической револю-
цией, но еще не отображенных искусством.

Рождаются первые краснофлотские песни
Асеева. Вс. Иванов ‘дает образ китайского
батрака, борющегося’ за русскую револю-
цию в рядах сибирских партизан. Бабель
записывает героев 1-й Конной, показывают
героических революционных матросов’ на
сцене Билль-Белоцерковский и Лавренев,
Шолохов записывает героику Дона Крас-

Horo, Ве. Вишневский, по-новому пронеся

тему 1-й Конной и балтийских ‘моряков;
включает героев нашей гражданской войны
в живую борьбу сегодняшней Испании, как
непосредственных участников великого об-
щеевропейского дела «Цусима» А. Новико-
ва-Нрибоя, книга гибели царского флота в
руках бездарнейших адмиралов, становит-
ся книгой уроков и книгой матросской сла-

BH,

А. Толстой в «Хождении по мукам»,
К. Федин в «Городах и годах», Малышкин
в «Севастополе», Ставокий в кните расска-
зов «Сильнее смерти», Ромашов в «Огнеёенном
мосту» й «Бойцах», Л. Никулин в расска-
зах о гражданской войне, и затем Соболев
(«Капитальный ремонт»), Слонимский («По-
весть о Левина» и «Пограничники»), Лапин
(«Подвиг»), Л. Рубинштейн («Тропа саму-
pace»), М. Залка («Добердо»), Корнейчуя

(«Гибель эскадры»), Вирта («Одиночвсиво»),

Павленко («На Востоке»), Яновский и др.—
разрабатывают все шире и тлубже, все
разнообразнее в плане жаниов развертыва-
ют тему защиты социалистической родины.
Они по-новому рассматривают героику граж-
данской войны, то заглядывают вперед, в
очертания будущих войн, то показывают
быт и будни Красной Армии, типы и харак-
теры ‘бойцов и командиров, : то, наконец,
развертывают картины авангардных боев
зарубежного пролетариата или ‘рисуют с6-
ветскому читателю образы: врага.

Тему эту наполняет боевым. пафосом мно’

гое увидевший в Испании М. Кольцов. Ве—
оборонную тему — начинает глубоко понн-
мать ранее далекий от нее И. Эренбург. К
ней приходит в последней своей кните
В. Катаев. К ней, после «Наследников», воз-
вращается, Л. Славин. Неустанно рабстают
Г. Фиш, Абрамович-Блэк, Вашенцев, Пер-
венцев и много других товарищей, сделав-
ших делом жизни показ боевой тероики
советского человека. :

Но, пробежав по вехам прозаических
книг, вошедших в той или иной степени в
славный фонд оборонной литературы (и не
касяясь других книг, оборонных по своему
смыслу и существу, хотя и трактующих
«гражданские» темы), мы должны ‘06обо
остановиться на нашей оборонной поэзии,

За двадцать лет своего развития совет-
ская боевая красноармейская песня стала
песней трудящихся. всего мира. Ее поют

всюду — и в окопах Мадрида и Шанхая,
и на парижских улицах, и в фашистских
застенках, Имена Маяковского, Д. Бедного,

Асеева,  Н. Тихонова, Суркова, Жарова, Гу-
сева, М. Голодного, Луговског, Прокофье-
ва, Алтаувена, Светлова, Саянова, Лебедева-
Кумача и др. наших песенников и певцов

в период гражданской войны. Писатела,

деревнях они создавали агитспектакли. Воз-

`Ю. Олеша, В. Катаев и др. Несколько исто-

праматургия

анализировала литературные процессы.
Партия выращивала  марксистско-ленин-
скую литературную критику. Партия дава-

Вс. ВИШНЕВСКИЙ

< ла литераторам указания и советы еще H
пору довоенной «Правды». Руководство ис-
Джнафар-Джабарлы, Шалва ‘Дадиани,   КУсством в пору революции и гражданской

войны было постоянным. Огромного значе“
ния были партийные документы 1920 г. (6
Пролеткульте), затем документы 1924—1925
гг. В мае 1927 г. Центральный Комитет Всее-
союзной коммунистической партии боль“
шевиков специально рассмотрел` положенив
драматургии и театра. Партия наметила
пути развития драматургии.

Руководящие партийные указания И
советы оздоравливающе сказались на ра-
боте. К 10-летию Октября появились новые
крепкие, интересные драматуртические про-
изведения. Зрители увидели на сцене «Мя-,
теж» Фурманова, «Бронепоезд» Вс. Иванова,
«Разлом» Лавренева, «Власть» Глебова, и др.
пьесы. Эти новые произведения разрабаты“
вали историческую проблематику страны,
показали живых людей — участников ре-
волюции и ряд сторон решающего этан%
народной жизни.

Помощь партии, ее постоянное глубочай-
шее внимание к вопросам культуры, искус-
ства сказались и. на последующем разви“
тии драматургии.

В 1929—80 гг., с началом новой обострен-
ной борьбы с началом наступления на ку*
лачество, с развертыванием великого’ ста*
линского строительства, в драматургию
входит сильная группа писателей: Н. Пого-
дин, Н. Зархи, А. Корнейчук, Л. Славин,
В. Гусев, И. Прут, К. Финн, И. Зельцер и
дгугие. На советской сцене проходит цикл
новых больших пьес, отразивших по-ново-
му общественные процессы: преодоление
старых начал стихийничества, хаоса, и, ©
другой стороны, рождение новых социали-
стических, государственных начал. OTH
пьесы — «Темп», «Поэма о топоре», «Мой
друг», «Аристократы», «Первая конная»,
«Последний решительный», «Оптимистиче-
ская трагедия», «Улица радости», «Гибель
эскадры», «Мстислав Удалой», «Год девят-
надцатый», «Бойцы, «Слава», «Концерт»
и другие.

На сцене появились новые персонажи.
Новые пьесы упорно разрабатывали вопро-
сы строительства, нового быта, новой дис.
циплины, новой морали. Писатели входили
все глубже в философию современной ис-
тории. Советские пьесы двинулись и на
Запад, выполняя там большевистскую
функцию.

Не обошлось и в этот период без враже-
ского противодействия. На сцену пролезали
такие типы, как Киршон, Микитенко и им
подобные — с пьесами схематичными, фаль-
шивыми, антинародными. Эти замаскиро-
вавитиеся пролазы пытались спекулировать
на лучших чувствах советского врителя,
Писательская среда изгнала вражескую
атентуру из своих рядов,

К 20-летию Октября советская драматур-
гия дает ряд новых. больших произведений;
Драматурги могут рапортовать партии, пра-
вительству и читателям о том, что законче-
ны новые-работы: «Мы русский народ»
Be. Вишневского, «На берегу Невы» К. Тре
нева, «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Вос-
стание» Каплера, «Правда» Корнейчука,
«Дружба» Гусева, «Я, сын трудового наро-
да» В. Катаева, Земля» Н. Вирта, Толу-
би мира» Вс, Иванова, пьеса о разтромв
Деникина драматурга И. Прута и ряд дру-
гих пьес и сценариев,

Что характерно для этих новых работ
Работа над образом Ленина, показ меж-
дународного значения Октября, освещение
исторического пути России, разработка но-
вых моральных проблем. “i

Драматурги нашей страны работают!
Учась $ своих предшественников — клас-
сиков России, Украины, Белоруссии, Гру=
зии, перенимая лучшее у Горького — вели-
кото отобразителя жизни революционной по-
ры России — наши драматурги создали з&
20 лет широкий цикл пьес, вошедших ‘в
фонд советского театра и в общекультурный
фонд народа. Многие пьесы советских авто-
ров идут на наших сценах по пять и по
десять лет. Советская пьеса об’ясняет и за-
рубежному ne какова новая жизнь,
возданная в СССР, каковы методы, которыв
применил наш’ народ в своей борьбе.

Советская пьеса действует, как мобили-
зующая активная социалистическая сила.

советских драматургов ежедневно милли-
онные аудитории.

\

Это напгими драматургами. и писателями
в содружестве с кинорежиссерами, кино-
операторами, актерами и художниками с0-
зданы такие произведения, как «Бронено-
сец Потемкин», «Мать», «Конец Санкт-Пе-
тербурга», «Потомок Чингис-хана», «Встреч-
НЫЙ», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Де-
путат Балтики», «Юность Максима», «Воз-
вращение Максима», «Петр 1», «Последняя
ночь» — целый цикл кинопроизведений,
получивших всемирную известность.

Это советские драматурги дали в послед
нее время произведения, на основе которых
сейчас создаются новые фильмы об Октяб-
ре, о разгроме интервентов, о народных г6-
роях советской России, Украины и других
братских республик. :

Это советские писатели вместе с компо-
зиторами создают новую оперу.

Мы можем по праву сказать: Октябрьская
oe дала силы нашей драматургии.

еред ней раскрыты широкие пути, пути
во все стороны света. По этим путям пой-
дут наши драматурги, творя новые трате-
дии, драмы, комедии, фильмы и оперы, ко-
торые смотрит, на которых учится все пе+
редовое человечество, ибо наша драматургия
г PRMETy ping правды, совести, силы и че.
сти. ота драматургия здорового народа, на“
рода-победителя. j

С. Шаншиашвили и др.
Так росла новая, советская драматургия

примкнувшие к большевикам, пошедшие с
народом, ни на минуту не оставляли рабо-
ту. На фронтах и в тылу, в городах и

ник ряд новых театров — театров револю-
ционной сатиры и т, п. В спектаклях про-
водились идеи победы, торжества социализ-
ма в нашей стране, бичевался враг — Де-
никин, Колчак, Врангель, польские паны,
банды Махно и интервенты.

Вспомните, как Фурманов рассказывает в
романе «Чапаев» о фронтовом спектакле. В
армии и на фронте действовали десятки
тысяч. актеров, которые обслуживали бо-
рющийся народ. Тогда в ход было пущено
все: рядом с самодеятельными агитпьеса-
ми шли пьесы Шекспира и Шиллера, пье-
сы Лопе де Вета, стихи Демьяна Ведного,
газетный материал, частушки, боевая за-
дорная песня «Яблочко», за которую враги
расстреливали.

Драматургическая, театральная жизнь не
замирала ни на минуту. Народ жадно вос-
принимал. новые идеи, новые образы. Ты-
сячами он. шел в театр, внимая впервые
и греческим трагедиям, и трагедиям Шек-
спира и Шиллера. В 1919 г. в Москве, в
разгар ожесточенной вооруженной борьбы,
был проведен 1-й всероссийский театраль-
ный с’езд.

Вот в такой обстановке и вызревали си-
лы наших новых ‘драматургов. Они вы-
ступили активно со своими новыми Ube-
сами сразу же после гражданской войны.
Зна льным явлением здесь была пьеса
писателя-большевика тов. В. Билль-Бело-
церковокого «Шторм», В этой пьесе пока-
заны напряжение борьбы за социалистиче-
ский строй. Вспомните, как упорный, креп-
кий большевик—секретарь уездного коми-
тета партии и матрос, «братишка», преодо-
левают невероятные трудности в обстанов-
ке гражданской войны.

Следует напомнить также пьесу А. Гле-
бова «Загмук», которая передавала в при-
поднятых, порой условно-романтических то-
нах, историю восстания рабов древних вре-
мен.

В 1925—26 г. на сценах появилась пьеса
К. Тренева «Любовь Яровая», В этой пъесе
показан путь интеллитенции в революции.
Автор смело решил проблему перехода ос-
новной массы интеллигенции на сторопу
большевиков. Автор смело выдвинул про-
блему приятия социализма, уверенности в
победе нового ‘строя в нашей стране. Учи-
тельница Любовь Яровая находит новый
смысл в жизни, прямо выступает против
своего мужа-офицера, который примыкает
к контрреволюции, В пьесе даны и образы
рабочего-комиссара, старого профессора и
образ веселого боевого матроса Шванди.. _

В`ту пору, — мы говорим 6 1923—27 тг,
— выступили и такие раме, как
Б. Ромашов, А. Файко, Б. Лавренев, Л. Ле-
онов, И. Бабель, Л. Никулин, М. Булгаков,
рических пьес дал Алексей Толстой. Одно-
временно развивалась и драматургия укра-
инская, белорусская, грузинская, узбекская,
татарская и иные,

Центральными идеями н творчестве круп-
нейших советских драматургов были идеи
борьбы, социального размежевания, форми-
рования нового человека в нашей стране и
проблематика интеллигенции,

Выход новых советских авторов на сцену
600 (& ныне более 700) театров. СССР. не был
простым, безболезненным. Враги сопроти-
влялись ожесточенно и на театрально-дра-
матургическом участке. Были прямые п
пытки срыва спектаклей советских драм
тургов. Были прямые попытки вредител!
ства. Троцкистская сволочь набрасывалась
с ругательствами, с хулой\на новых авторов,
дезориентировала их. Появлялись авторы.
которые пытались протащить антисовет-
ские, троцкистские пьесы на советские сце-
ны, Напомним «Барометр показывает бу-
рю», «Зойкина квартира», «Заговор рав-
ных», «Патетическая соната» и т. п. В. теа-
тре, в драматургии шла напряженная идей-
ная, классовая борьба. Это было время
НЭП, когда троцкисты пытались атаковать
партию. Отрицая возможность построения
социализма в нашей ‘стране, троцкисты вся-
чески вредили великому историческому де-
лу нашего народа,

оборонной темы стали известны и дороги
широчайшим массам.

Есть что петь в мирном быту, будет что
петь и в борьбе. Уже поют и любят наши
песни далеко за пределами Советского Со-
юза, —.0б этом стоит вспомнить перед ок-
тябрьскими днями. Советокая песня не
один раз водила бойцов в сражения и во-
дит их, и еще будет водить к славным ис-
торическим победам социалистической жиз-
ни, под знаменами Ленина — Сталина. Но
20 лет Октября есть рубеж, ставящий перед
оборонниками еще ее сложные и вдох-
новенные задачи. ^

Нам, оборонникам, нужно глубоко вско-
пать историю напгих советских народов, из-
влечь из нее и показать миру ‘наиболее ге-
роические страницы народных войн, Еще
ий ещё обратиться к эпосу гражданской вой-
ны, чтобы создать книги о  Сталине-полко-:
водце, о Фрунзе, Ворошилове, Буденном,
Блюхере; Щорсе, #

Нам нужно писать о сегодняйтних героях
Красной Армии, о ве знаменитых и славных
бойцах, защищающих пубежи Союза, о
будничном героизме пограничников.

‚У нас мало книг о Красном Флоте и Кра-
сной Авиации и нет®ничего о командирах
— героях Советского Союза, _

Мало книг и о наших возможных вра-
гах, мало книг о будущих войнах, о героях
антияпонекой борьбы в Китае,

Все это нужно нам и нужно скоро,

Кадры оборонных писателей, имевших в
свокх рядах Матэ Залку (генерала Лукача),
— крепкие, упорные кадры. Творчество
М. Кольцова тому пример.

Тема защиты родины растет, привлекан
к себе все новые и новые писательские си-
лы, воспитывая их и вооружая идейно-
творчески, Это тема силы и славы наше-
го государства, мощи нашей Красной Др-
мии, единства наших народов. Ви предото-
ит широкое будущее. Ее ждет широкий-чи-
татель. Это тема’ верности сталинскому зна-
мени, знамени наших побед, нашего сча-
стья, нашего будущем!

во —