ту

тера

- _›Усилим революционную бдительность
Покончим с политической беспечностью ‘в нашей среде!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к ХХ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции)

рная газета № 59

рить блины ы-ф

тская проза
> шит свое историческое призвание. Наше об-

\ : щество ждет этого от советских писателей.

‘Великая социалистическая ‘революция
принесла с собой новую литературу.

_ С н&чалом революции многие предста-’ И. НОВИЧ Оттото у нас такой любовью масс пользуют-

вители старой буржуазной писательской ся именно те произведения, в которых есть,

интеллигенции встали по ту сторону рево- > пусть еще далеко не полностью воплощен-

люционных баррикад и затем нашли себе i . ные образы наших героев.

приют в черных рядах белой эмиграции. вавшего в себе силы, чтобы сбросить иго Народ — творец и судья советской лите-
В литературу пришли молодые писатели   эксплоататоров. ратуры; она глубоко оптимистична по свое:

Конечно, назвав основные тематические
устремления советской прозы, мы далеко
не исчерпали многообразия ее тематики,
можно и нужно указать на достижения дет-
ской литературы, на произведения о совет-
ской молодежи, о советской женщине. Дело,
однако, не в том, чтобы назвать все темы
советской литературы; необходимо понять,
чт0 все они — проявления единого рево-
люционного содержания нашей литературы.
Ее лучшие произведения 06’единяет един-
ство цели — утверждение  социалистиче-
ского общества высший идеал, каким ког-
да-либо вдохновлялась  питература. По
этому, раньше неизведанному литературой,
пути шло развитие советской литературы,
уже насчитывающей не мало ценных про-
изведений художественной прозы.

Назовем: «Тихий Дон» и «Поднятая цели-
на» Шолохова, «Разгром» и «Последний из
Удоге» Фадеева, «Железный поток» Серафи-
мовича, «Как закалялась сталь» Остров-
ского, «Чапаев» Фурманова, «Бруски» Нан-
ферова, блестящую публицистику Кольцова,
«Дорога на Океан» Леонова и «Бронепоезд
14—69» Иванова,  «Разбег» Ставского, «Це-
мент» Гладкова, «Петр Первый» Алексея

му духу. Она не. «путентествует на край но-
чи», а живет и развивается при’ ярком ут-
реннем свете новой жизни советского на-
рода, она не опускает в отчаянии руки:
«все люди — враги», а борется за социали-
стическое братство народов.

В ее основе лежит советский патриотизм,
гордость своей родиной, в том возвышен-
ном понимании этой гордости, какое еще”
до революций дал Ленин, когда говорил о
русском народе, создавшем революционный
класс, выдвинувшем из своейсреды. блестя-
щую плеяду борцов за свободу. Этот ленин-
ско-сталинский социалистический патрио-
тизм разбивает вдребезги гнусную клевету
на русский народ, который троцкистско-бу-
харинские выродки изображали «нацией
Обломовых».

Лучшие произведения советской литерё-
туры пробили себе дорогу к умам и серд-
цам трудящихся капиталистических стран,
переведены на многие и многие языки н&-
родов Европы, Америки и Востока. Велика
историческая ответственность советской ли-
тературы перед трудящимися всего мира.

Советская литература — реалистическая

© фронтов гражданской войны, с заводов
и фабрик, из крестьянства и трудовой ин-
теллигенции. В годы революции создали
свои лучшие произведения и многие пи-
сатели предреволюционной поры, пошед-
шие с рабочим классом.

Советскую литературу возглавил вели-
чайший писатель современности, родона-
чальник пролетарской социалистической
литературы, сыгравший  беспримерную в
истории литературы роль всенародного пи-
сателя-трибуна, друг Ленина и Сталина—
А. М. Горький. т

«По силе своего влияния на русскую ли-
тературу, — говорил В. М. Молотов на тра-
урном митинге 20 июня 1936 т, — Горь-
кий стоит за такими. гигантами, как Пуш-
кин, Гоголь, Толстой, как лучший продол-
жатель их великих традиций в наше вре-
мя».

Горький, непримиримый обличитель вол-
чьих законов капиталистического мира,
ивобразивший в своих бессмертных‘ произ-
ведениях художественную историю русеко-
го капитализма, создатель первых в лите-
ратуре образов революционных рабочих,

«Красногвардейсний пикет» — рисунок художника В, Хвостенко,

; ) Ленин т : .
и а Толстого, «Цусима» Новикова-Прибой,   литература. Но ее реализм — особый реа- (Из подтотовляемого к печати П тома «Истории гражданской войны в СОСР>).
художественными произведениями с рабо- «Пушкин»  Тыняновв,  Соболева, «Солнечный город» Ильен-
кова, «Белеет парус одинокий» В. Катаева,
«Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Таш-
кент город хлебный» Неверова, «Кара-Бу-
таз» Паустовского,, «Севастополь» Малыш-
кина; «Лесозавед» Караваевой, «Юнотта»
Левина, «Педатогическая поэма» Макаренко,
«Дневник Кости Рябцева» Огнева, «Гидро-

Заиетиш Ф масофтой шесне
Какиб песни нам. нужны? торая подчас подмёняется декларациями, у Асеева:

делки и воспитания трудящихся в духе Во-первых, они должны сбответствовать Песенное мастерство присуще безымянным Коиная Буденного
социализма. духу нашей великой эпохи, отражёть на-   Создателям нашей народной поэзии и не- Раскинулась в степи.

Каждый шаг виеред в художественном   строение лучитих людей нашей страны, редко с трудом дается профессиональным Как поется в народе:

Творчество Горькогб, открывшее  codott
Новую главу всей истории мировой литера-
туры — социалистическую = литературу,
явившёеся живым воплощением кровной
связи социалистической литературы с на-
родом и с лучшими традициями классиче-
ской литературы, составляет славу и 3а-
конную гордость литературы эпохи Вели-
кой социалистической революции, эпохи
Ленина — Сталина.

Нет сомнения в том, что развитие совет-
ской литературы с большой полнотой от-
ражено в достижениях художественной про-
вы. Путь советской литературы - путь
острой, напряженной классовой борьбы
уротив буржуазно-реставраторских тенден-
ций, за укрепление новой, пролетарской
социалистической литературы, за коммуни-
стическое воспитание писателей из интел-
лигенции, не сразу нашедших свое место в
рядах строителей социализма.

В 1922 году, в ранний период развития
советской литературы, некоторые беспар-
тийные писатели, главным образом прозаи-
ки, составившие группу «Серапионовы
братья», на вопрос: «С кем они, с коммуни-
стами или против коммунистов», отвечали
уклончиво и не без хитрости: «Мы с пу-
стынником Серапионом»; «Мы пишем не
для пропаганды»; «Не всё ли равно, с кем
был Блок, автор «Двенадцати» и с кем Бу-
нин — автор «Господина из Сан-Франци-
ско». Эти жреческие «надпартийные» иллю-
зии, на деле бывшие результатом влияния
буржуазной идеологии, рушились в ходе
революции и строительства социализма.

Жизнь научила писателей понимать всю
ошибочность этих позиций. Под влиянием
успехов социализма большинство писателей
все ближе подходило к революции, к рабо-
чему классу, к партии большевиков, связы-

‚вая свое творчество с делом социализма.
Процесс идеологического перевоспитания
значительных слоев писателей составляет
весьма важную сторону литературного раз-
вития этих лет. :

`Главный, основной, коренной, решаю-
щий итог и результат литературного раз-
вития истекшего двадцатилетия характери-
зуется тем, что за годы революции выросла
социалистическая литература, являющаяся
идеологическим оружием в классовой борь-
бе рабочего класса, средством воспитания
широких трудящихся масс в духе задач
пролетариата как создателя коммунистиче-
ского общества.

Мы можем с полным правом сказать:
У нас есть своя, советская, социалистиче-
ская питература, самая идейная, самая пв-
редовая литература мира.

Она, как говорил на первом Всесоюзном
Б’езде советских писателей т. А. А. Жданов,
— «плоть от плоти и кость от ковти нашего
социалистического строительства».

Мы не можем еще назвать ее зеркалом
социалистической революции, но бесспорно,
что многие существеннейшие черты, мно-
гие стороны нашей советской действитель-
ности литература отразила правдиво, ярко-
талантливо, Она играла и играет свою роль
в социалистическом переустройстве cTpa-
ны.

Дело нё только в TOM, что советские
писатели создали ряд известных всей стра-
не произведений с разной‘ степенью ярко-
сти, талантливости, правдивости в отраже-
нии революции. Нечто большее определяет
Успехи советской литературы. Это «нечто»—
ее новое содержание.

Оплодотворенная завоеваниями класси-
ческой литературы, наша советская лите-
ратура порождена и воспитана новой, со-
циалистической действительностью, всемир-
но-историческим и героическим опытом
строительства социализма.

` Прежде всего необходимо отметить значи-
тельную группу произведений, посвящен-
ных истории гражданской войны и обороне
социалистической родины; Фронты граждан-
ской войны, ее люди и события нашли яр-
кое художественное отражение в ряде про-
изведений. ;

Широко осветила наша литература жизнь
трудящихся масс крестьянства. Она рас-
сказала о крушении частной собственности
в жесточайтней борьбе классов, о превра-
щении старого крестьянства, веками про-
вябавшего в грязи, нищете, голоде и бес-
культурьи, в совершенно новое, советское
крестьянство, обретшее подлинную радость
человеческой культурной, зажиточной жиз-
ни в свободном труде на колхозной земле.

Хотя теме индустриализации страны и
рождения в рабочем классе социалистиче-
ского отношения к труду посвящены цен-
ные произведения, все же эта тема художе-
ственно разработана в советской литературе
много слабее.

Ряд произведений нашей литературы по-
священ теме интеллигенции в революции.
^ Вольшой популярностью пользуются кни-
ги, посвященные историческому прошлому
нашей страны. В лучших советских исто-
рических романах изображены моменты из

централь» Шагинян, «День второй» Эрен-
бурта, «Наступление» Бахметьева», «Домен-
ная печь» Ляшко, «Я люблю» Авдеенко,
рассказы М. Зощенко и другие.

писателей.

Советская  Уитература,

враждебных писателей. Их было не мало.
Враги кликушески изображали наше строи-
тельство ‚обреченным на неудачу. Они клё-
ветнически изображали процессы  коллек-
тивизации сельского хозяйства и ликвида-
ции кулачества, как класса. Они гнусно-
клеветнически, пасквилянтски изображали
социализм как царство однообразия и бес-
культурья. Они пропагандировали смено-
веховокие чаяния; они, наконец, двуруш-
нически маскировались.

Мы не. забыли и не забудем отвратитель-
ного идеологического вероломства этих пи-

и развивалась советская литература. Она
по природе своей — народна. Она сильна
отражением на своих страницах вечно’ жи-
вого народного стремления к свободе, вечно
живой народной ненависти к экспловтации.
Наша литература действенна, она учит пре-
данности революции, активно участвует в
борьбе за коммунизм. И в этом — ее сила.

В советской литературе еще нет со всей
полнотой художественно воплощенного об-
раза большевика в строительстве социализ-
ма. В этом ее слабость. В этом же — ее са-
мая коренная задача, Ибо ёсли сила партии
в народе, то и сила нашего народа — в вё-
ликой героической партии МЛенина —
Сталина, партии ‚преодолевшей все испыта-
ния и трудности, приведшей`народ к победе,
к счастливой, свободной жизни, партии —
единой с народом, несущей в себе все луч-
шее, что было и есть в народе, выражаю-
щей это лучшее со всей яркостью.

Потенциальная и лишь частично реализо-
ванная сила нашей литературы состоит в
том, что она обрела своего положительного
тероя. Жизнь социалистического общества
дает нашей литературе героя. Этот герой —
советский человек, человек  беззаветной
преданности делу социализма, новой куль-
туры, коммунистической нравственности,
героизма и трудолюбия, высоких чувств и
стремлений.

И когда литература даст образы этих но-
вых людей на своих страницах, она совер-

Когда Поэт Василий Кириллович ТредБ-
яковский в торжественных случаях подно-
сил. императрице Анне. сочиненную им
оду, он должен был от самых дверей ва-
лы до трона ползти на коленях. В 1740
тоду Tor же Тредьяковский, вызванный
ночью к Волынскому для сочинения  сти-
хов к свадьбе придворного шута в ледя-
ном доме, был жестоко избит вельможей
только за то, что пожаловался на послан-
ного, который испугал его, не об’яснив це-
ли своего ночного посещения. В прощении
к императрице Тредъяковский писал, что,
хотя ему и следует принести жалобу на
Волынского в суд, но он. не делает этого,
Tak как «бедному человеку © такою вы-
сокою персоною тятаться весьма трудно и
суд получить невозмьжно, кроме горшей
еще погибели», Дело об избиении стихо-
творца так и осталось бы без последотвий
для «высокой персоны», какою был Волын-
ский, если бы он не, прогневал чем-то
фаворита императрицы — Бирона и не
был казнен. Прошению Тредьяковского дан
был ход. Й сенат постановил: «Тредьяков-
скому ва безчестье и увечье его Артеми-
ем Волынским в награждение выдать из
взятых за проданные его, Волынского, по-
житки триста шестьдесят рублев».

Когда в 1845 г. некий ученый Савельев-
Ростиславич обрушился на Тредьяковского
‘и со странным восторгом пересказал ис-
торию его избиения, Белинский гневно пи-
сал; «Савельев-Ростиславич с презрением
товорит о Тредьяковском, который, по па-
дении Волынского, взыскал с его наслед-
ников за побои 360 рублей. Что ж тут
удивительного? Мог ли иначе поступить
человек, которого кормили оплеухами и
валяли палками, заказав ему стихи на
шутовскую свадьбу в ледяном доме?.. И
можно ли слишком порицать низость
чувств в писаке, которого, как всякого пи-
истории борьбы русского народа Ba свободу  ‘саку, в то время можно было бить?.. А
и укрепление независимости родины, сила   хорошее было то время, когда вельможа
и талантливость народа, веками накапли- Волынский, провозглашенный патриотом,

Разумеется, читатель без труда назовет
еще не мало любимых книг современных

создаваемая В
дружном сотрудничестве всех честных пар-
тийных и беспартийных писателей, росла
в ожесточенной классовой борьбе против

сателей. В творческой борьбе с ними росла

традиции классической литературы.
Но социалистический реализм,

дотворен опытом борьбы за социализм,
Здесь -— источник правдивости

грессивные
развития

рука об руку.

альному замечанию Маркса,

великой исторической трагедииз.

ликой борьбы,

и принципы, Она защитила советскую ли-
тературу от тнусных посягательств ‘троц-*
кистско-бухаринско-авербаховских гадов,
протягивавших к ней свои щупальцы, вре-
дивших ей.

Советская литература переживает свою
молодость. Она будет стократ ярче, талант-
ливее, сильней.

Обильная, неиссякаемая творческая ра-
дость выпала на долю советских писате-
лей — участвовать в борьбе за социализм
и писать об эпохе Великой социалистичео-
кой революциии!

Н. АШУКИН

у

ратвлян  поезтелети
- в щаревой Poeenmn

потешался собственноручным кормлением
бедного писаки  оплеухами?.. Бедный
Тредьяковский! Тебя до сих пор едят
писаки и не нарадуются досыта, что в
твоем лице нещадно бито было оплеухами
и палками достоинство литератора, учено-
го и поэта!...»

Гневная и страстная отповедь Белинско-
го продиктована не только его сочувствен-
ным. отношением к Тредьяковскому (по
выражению Пушкина, «достойного во мно-
тих отношениях уважения и. блатодарно-
сти нашей»), но и тем, что сам Белинский
остро ощущал то бесправное положение, в
котором находился писатель в его время.
Прошел век’ пудреных париков, mytos-
ских свадеб и блистательных вельмож, на-
граждающих оплеухами неугодившего им
поэта, наступили иные ›времена, но евро-
пейская внешность попрежнему только ед-
ва прикрывала варварскую грубость рос-
сийского самовластия. «Достоинетво лите-
ратора, ученого и поэта» унижалось Ha
каждом шагу, как унижалось вообще. до-
стоинство каждого человека, особенно ‘если
он имел смелость’ не быть беспрекослов-
ным холопом.

Время Николая 1, когда жил Велинский,
Герцен назвал «моровой полосой». Тяже-
лая рука деспотизма душила тогда всякое
проявление свободной мысли. — Историк
С. М. Соловьев называет в своих мемуа-
рах’ Николая   «деспотом по природе», ко-
торый любил «только бездушное движение
войск по команде». Николай, по. собствен-
ному признанию, «получивший скудное
образование», был, как выразился Соловь-
ев, «до просвещения He охотник». И про-
свещение «стало ‘  преступлением в глазах
правительства». Характеризуя мрачную ка-
зарменность николаевской России, Герцен
с негодованием восклицал: «Какая нище-
та правительственной мысли, какая проза
абсолютизма, какая жалкая пошлость!»

— Ну, какая польза от вашей образд-

развитии приближал человечество к правде,
без которой нет искусства. В этом смысле   самой с
литература социалистического реализма ©   званию.

ее правдивостью также продолжает великие

литературы, — порождение освободитель-
ной борьбы рабочего класса, новой, небы-
валой, революционной действительности И   ни ‘очень мало разработана, и поэтам при-
XOAHTCH присматриваться в практике пред-
шественников или руководиться собствен-
ным песенным чутьем, а‘оно иередко отсут
ской литературы. Ибо цели коммунизма со   ствует даже у больших поэтов; его не было,   Сесенный прием: вторая п
например, у Тютчева, Фета, Брюсова, как

тенденции и закономерности   нет и у многих современных поэтов с име.
об’ективной действительности.   нами.

„Третье требование — это доходчивоств
песни до шираких кругов насельния, и чем
Мало того, что стихи мо-

коммунистического мировоззрения; он опло-
совет-

всей полнотой отражают и выражают про-

В силу этого нашей социалистической ли-
тературе, в отличие от буржуазной литера-
туры, даже эпохи: ее расцвета, нет необхо- К
димости облекать действительность в от-  гут петься, надо, чтобы их пели с охотою,
влеченные от реальной жизни иллюзорные   чтобы их нельзя было не петь: так они дол-
образы.. Социалистическое содержание ис-
кусетва и правдивость изображения идут

Правда советской литературы — в 60-
циалистической действительности. И для
того, чтобы добыть ее, узнать и воплотить
в художественные образы, советский писа-
тель сам должен быть участником борьбы
за коммунизм, а не равнодушным, сторон-
ним ее созерцателем, жить ее победами и   ностью.
трудностями. Лучшие совётские писатели
и являются такими участниками этой Be-

«Пионерский марш»:

Как МЕТОД   кладутся на голос, если их трудно произно-
сить при пении и трудно запоминать—все
Повтика mec-

равно песни нё получится.

шире, тем лучше,

жны нравиться. L

позитором,

и нельзя не согласиться с мнением Гете:
Сердце к сердцу речь не привлечет,
Коль не от сердца речь идет.

«Кирпичики».

В издаваемых ныне песенниках  поме-
щается материал идеологически проверён-

Во-вторых, они должны быть песнями по
уктуре своей, а не только по наз-
едостаточно озаглавить свое сти-
хотворение «Красноармейская песня» или   ВОДЫ»
если слова не легко   Взгорьямы

Многое здесь зависит от музыки, и Автор
популярной песни. должен. в большей или

Дело социализма, истинно-героичное в   меньшей степени делить свою славу с ком-
своей реальности, не нуждается в иллюзиях,
как нуждалась в них буржуазия, по тени-
обращав-
шаяся к иллюзиям и теням прошлого, «что-
бы скрыть от самих себя буржуазно-огра-
ниченное содержание своей борьбы, чтобы
удержать свое воодушевление на высоте

Доходчивоств текста песни вависит 01 86   и се
искренности и эмоциональности. Некоторые
поэты и даже целые поэтические школы не
раз открывали гонение на эмоциональность,
но все это большею частью было выраже-
нием литературного снобизма. Великие поэ-
ты и народные массы всегда думали иначе,

Из всех поэтических жанров гесня бтли-

` Таким образом, песня идеологически дол-
щна стоять на высоте современной ей эпохи.
Далее, от автора песни требуется песенное
Партия Ленина — Сталина дала’ нашей мастерство и, наконец,
литературе истинные творческие лозунги   искренность, задушевность.
Как пример песни, не так давно очень
популярной, но крайне низкой по идейному
уровню, можно указать на пресловутые

эмоциональность,

поэтам,

‚занные с эпохой гражд

четверостишия повторяется.

вой песни.

ного мастерства,

ляется порядок слов в первом стихе:

рый мы должны сделать.

более слабая часть стихотворбния,

окончательной гобедой,

мвя удачная — та,
обычно и поетбя.

Возьмём три популярнейших песни, свя-
ской войны: «Про-
Демьяна Бедного, «По долинам и по
С. Алымова и «С неба полуден-
ного» Н. Асеева. Во воёх этих песнях автор-
ский текст подвергся большей или MeHB-
шей обработке в народе. Кроме того, тексты
Д. Бедного и Н. Асёева сильно сокращены;
текст первого с 68 строк доведен до 40, текет
второго — с 36 до 28, а в некоторых обра-
ботках даже до 16. Зато введен характерно-
оловина ‘каждого
Те жё повто-
рения находим и в песие «По долинам и по
] взгорьям». Или повторения или припев —

неизбежная принадлежноств каждой хоро-

ОченБ поучительно наблюдётв, чю народ
выбрасывает совсем и что переиначивает.
Такие наблюдения — лучшая школа песен-

В «Проводах» Демвяна Бедного пбрёстав-
не’
«как родная мать меня», & «как родная ме-
ня мать». Этим нарушается рифма: «меня»
мья» рифмуют, а «мать» и «семья» —
нет, но легкость произношения для песни
важнее рифмовки-—вот первый вывод, кото-
Сокращена в
«Проводах» речь Ванбка, — действительно

В авторском текстё песни «По долинам и
по вэгорьям» естфь одно неудачное ‘место:
«Наливалися знамёна кумачом последних
ран». Это неудачно, потому что не просто,
Нотому что ставит исполнителей в тупик,
чается, пожалуй, наибольшей эмоциональ-   Что это вначит., Обычно поют, опять-таки

: жертвуя рифмой («ран» — «‹партизан»), нё
«послёдних ран», 8 «последний р8з» и в
этой поправке сказывается колоссальное ху-
дожественное чутье масс: вёдь В этом гвоздь
всего содержания песни, ведь «штурмовые
ночи Спасска» и «Волочаевскиб Дни» тем и
замечательны, что они были завершением,

Всего большей пербработвб . подверглась
иёсня Н. Асаева, мастера книжных стихов.
Есть разные варианты этой нереработки: са-
которая фактически
Из 36 авторских строк
ный, но, может быть, только одна десятця   ТОЛЬБо 12, т. е. треть, остались неприкосно-

или двадцатая помещаемого действительно   Венными; остальные пбределаны, а двё чет-

пользуется пгирокой гопулярностью. В 006-
тальных нехватает или песенного мастерст-
ва, совершенно отличного от мастерства в

вербстишия выброшены бовсем.

Веб изменения безусловно ведут # улуч-

шёнию‘авторсного Te

ЕНИЖНОЙ ПОЭЗИИ, ИЛИ эмоциональности, вО-   FO примеров:

ванности, если вы не умеете стоят перед
начальством, — говорил николаевский ко-
мандир молодому офицеру.
Пушкина, не склонявшегося перед «при-
дворными хамами», Николай, желая уни-
зить, произвел в камер-юнкеры. Великий
поэт, слава и гордость русского народа,
должен был «торчать на придворных ба-
лах» и получать выговоры з& несоблюде-

ние этикета.

«Мой. поэт» — отзывался 6 Пушкине
Николай 1, хотевший, но не сумевший з8-
ставить его стать’ перед троном на колени
с одой в. руках.

«Собаке — собачья смерть», изрек имие-
ратор, когда ему сообщили о смерти дру-
гого поэта, Лермонтова, с

П, Я. Чаадаев в 1836 г. ва «Филбсофи-
ческое письмо», в котором он говорил об
отсталости от культурной жизни Запада,
был по высочайшему повелению об’явлен
сумасшедшим;

«Николай стоял спиной к литературе».
Это выражение. историка Соловьева. не со-
всем точно, Николай ненавидел. литерату-
ру, боялся. ее, как боялся всякого проявле-
ния свободной мысли, которую. и; душил
всеми способами. Испутанный раскатами
революционной грозы В Западной Европе;
с ужасом и ненавистью вономинавший
декабристов (друзей Пушкина), Николай
создал для литературы целый‘ ряд запре-
тительных мер. На прошениях о разреще-
нии издавать новые журналы царь накла-
AIBA резолюции: «Не нужно». «И без то-
го много», Цензура запрещала «всякие
рассуждения о правительственных мерах».
Было запрещено. упоминать «о тобударст-
венных думах в западноевропейских стра-
нах, о конституциях, о выборах депута-
тов, об утверждаемых ими. законах, о тре-
бованиях и нуждах рабочего класса», Из
учебников древней истории вычеркива-
лись имена греческих и римских героев,
боровшихся за свободу отечества. Hena-
висть к литературе, к писателю — харак-
терная черта Николая и его ‘невежествен:
ных слуг. Когда в 1839 №. в «Отечествен-
ных записках» стали печататься неиздан-
ные сочинения Пушкина, редактор журна-
ла Краевский был вызван к начальнику
Третьего отделения генералу Дубельту, ко-
торый встретил его следующими. словами:

— Что это, голубчик, вы затеяли, в че-
му у ваа потянулся ряд неизданных со-

‘торским’ скипетром;

но?

Краевский начал былб об’яснять, кому
и чем дороги неизданные сочинения Пуш-

кина, но тенерал перебил ero:
— Эх, голубчик! никому-то не
ваш Пушкин. Да и граф Алексей Федоро-

вич (шеф жандармов гр. Орлов) недово-

лен и приказал вам передать, что доволь-
но этой дряни, сочинений-то вашего Пуш-
кина, при жизни его нацечатано, чтоб про-
должать еще и по смерти его отыскивать
неизданные творения да печатать их.. По-
вторяю, граф Алексей Федорович очень не-
доволен.

Позднее Краевский, который был ин-
опектором классов в Павловском корпусе
и находился под начальством брата царя,
вел. кн. Михаила, был смещен с должно-
сти. «Но этого, — пишет мемуарист, —
мало. Михаил призвал. его к себе, чтобы
об’явить, ‚что он его выгоняет, ‘выгоняет
как литератора, как редактора журнала, и
сказал ему, что он глубоко презирает ли-
тературу и литераторов»,

Подводя итоги литературной жизни ни-
колаевской эпохи, Герцен писал: «Ужас:
ная, черная судьба выпадает у нас на
делю всякого, кто осмелится поднятБ Tq
лову выше уровня, начертанного импера-
пбэта, гражданина,
мыслителя неумолимый рок толкает в мо-
гилу. История нашей литературы — или
мартиролог или регистр каторги. Даже Te,
которых правительство пощадило, погиба-
ют, едва распустивитись, спеша оставить
жизнь... Рылеев повешен Николаем, Пуш-
кин убит на дуэли... Грибоедов зарезан в
Тегеране. р убит на дуэли, трид-
цати лет.. Веневитинов убит обществом,
двадцати двух лет, Кольцов убит своей
семьей, тридцати трех лет. Белинский
убит, тридцати пяти лет, голодом и нище-
той. Полежаев умер в военном госпитале,
после службы солдатом на Кавказе в т6-
чение восьми лет.. Бестужев умер на Кав-
Kaze совсем еще молодым, после ваторж-
ных работ в Сибири»,

Этот герценорский регистр, расширив его
хронологические рамки, можно дополнить
великим множеством имен русских писа-
телей. Сменялись цари, «емягчались» фор
мы правления, но неизбежным оставался
деспотизм, ненавидевший проявление сво-
бодной мысли — литературы. Н. Г.

нужен

; Возьмем несколБ-

Конница Буденного
Рассыпалась в степи.

Конечно, «рассыпалась» динамичнее и жи.
вописнее, чем «раскинулась» («Раскинут»
ся» можно лагерем, «Раскиньтесь на покой»
товорит Фамусов Скалозубу).

У `Асеева:
Пусть паны нб хвастаю?

Как поется в народе:

Пусть белые не хвастают,—
опять гораздо лучше, так как авторский
текст суживает тему, как будто речь иде
только о борьбе с польскими панами. Кроме
того, неудачное сочетание «паны не —
«поныне»,

У. Асезва:
Не затеваем бой мы

Как поется`в народе;

Не затеваем боя мы

В переделке более правильно, по-русски.
Всего вамечательнее, ‘что одна из стро,
необычайно удачно выбранная, как наиб
лее динамичная, превращена в припев. №
и тут предварительно внесено нескольм
изменений
Последняя строфа у Асеева:

Никто пути пройденного
Назад не отберет,

Конная Буденного,

Армия — вперед!

Припев, как поется в народе:
Никто пути пройденного

У нас не отберет.

Конница Буденного,
Дивизия, вперед!

«У наб» вместо «назад» на TOM me OCHO
вании, почему некрасовская строчка «Has
ви мне такую обитель» поется «Укажи ме
такую обитель». Кроме того ‹у нас» — силь’
нее, эмоциональнее. Конечно, армия сли
ком велика, чтобы ей командовать «Ble
ред!», гораздо уместнее тут «дивизия».

Повторяем, что Н, Асеев — большой ua
стер в книжной поэзии, но составители п»
сенников делают непростительную ошибку,
когда из боязни задеть авторское самолю“
бие помещают у себя не тот текст, который
принят и стал доходчив и популярен, &
продолжают навязывать народу первонае
чальный авторский, гораздо худший текст,

В этом неправильном предгочтении CRA
зывается неуважение к народному творче-
ству. Поэты, еели им выпало счастье дой-
ти до народа, должны чутко прислушиватвь
ся ‚как народ исправляет и редактирует ях
произведения,

, чийений Пушкина? К чему, кому этб Hym-:

нышевокий в 1862 г. был заключен в [6
тропавловскую крепость, в 1864 г. сослан
в Сибирь, где пробыл до 1883 года, & 38°
тем до конца своей жизни (он умер В
:1889 г.) томился в ссылке в Саратове. ИМЯ
его было изгнано со страниц русской пе
чати. Человек‘ с тениальным умом и ши
рочайшим образованием, который мог бы
обогатить науку и литературу целым ря
дом новых созданий, был обречен на 063
действие. Мстительность царского прави’
тельства по отношению к Чёрнышевекому
доходила до’ того, что в 1872 т. министр
народного просвещения отдал ‘распоряже-
ние не принимать в университеты никого
из саратовской семинарии, так кАк ‘Tall
а учился этот крамольный пис“
ель.

Льва Толотого не трогали только потому,
что боялись «европейского скандала»,
Александр Ш, как он выразился, не хотел
«сделать из. него мученика». Но жизнеЕ“
‚вый путь пролетарского писателя М. Горё
вого щедро отмечен тюрьмами. Когда В
1902 г. он был избран в почетные акаде
‘мики, Николай Il на докладе 06 этом
наложил резолюцию: «Более чем ориг
нально» и потребовал отмены выборов. В
письме по этому поводу к министру Н8*
родного просвещения царь, возмущаяеь
главным образом тем, что в академики и3*
бран человек, политически неблагонадеж
ный, высказался и как литературный
«критик». «Ни возраст Горького, — писах
он, — ни даже коротенькие сочинения ею
не представляют достаточного наличия
причин в пользу его избрания на таков
почетное звание».

Каторга, тюрьма, ссылка, грубое издева“
тельство — вот чем отмечала царская
власть труд писателя-гражданина,

Страна победившего социализма высоко
оценила значение литературного труда.
Писатель, получивший почетное звание
«инженера человеческих душ», окружен
исключительным вниманием партии и прз
вительства. То общение с читателем, с ши
рокими народными массами, о котором
прежде мог только мечтать писатель, 06у-
ществилосБ на деле, Народ в нашей
стране относится к писателю с чувством
величайшего уважения и доверия, Выс“
шее проявление этого доверия — BHABHA
жение писателей кандидатами в депутаты

Чер-   Верховного Совета СССР. .