8 двадицаттиьиеттетю Onrra@pmenoi pPeromomnm
  . Доклад В. М. Молотова

на торжественном заседании в Болышом театре 6 ноября 1937 года

ние © тех пор сильно изменилось. Нечего и
говорить отм, что побед» социализма в
СССР подрывает корни неверия в свои силы
среди трудящихся всего мира. Она во многих
отношениях облегчает положение трудящих-
ся, мечтающих 06 освобождении от капита-
листического гнета. Нельзя сомневаться,
что эта мысль быстро зреет среди трудящих-
ся многих стран, Недоверие трудящихся в
своим силам будет теперь исчезать все бы-
стрее и быстрее. Вспомним же, как Ленин

Продолжение. Начало см. стр. 1.

получили возможность устроить жизнь так,   тым людям труда, хотя бы в тем, ког мы
как они сами хотят. Решив коренной вопрос,   называем стахановцами Фабрик. заводов,
вопрос 0 власти, рабочий класс вместе с кре-   колхозов. В нашей стране простые рабочие
стьянством начал новую жизнь, приступил в и работницы, простые колхозники и кол-
строительству «светлого здания социалис-  хозницы, давшие хорошие образцы работы
тического объества». на производстве, получают всеобщую из-

С победой Октябрьской революции свы-   Вестность и почет, В какой стране возмож-
ись мечты трудящихея и всёх лучших   №, чтобы вчера ыще никому неизвестные
представителей человечества. С этом вре-  СТахановцы из простых рабочих и крестьян,
мени началось соревнование двух ‘миров, 0с-   ТОЛЬКО потому. что они дали хорошие образ-
нованных на противоположных . принципах,   ПЫ труда на фабрике или в другом общест-
соревнование нового общества со старым.   В8ННОм хозяйстве, становятся известнейши-
соревнование социализма с капитализмом. В   МИ именами и любимцами народа? (Аплоди-

этому соревнованию приковано внимание во   СМенты). Разве что-нибудь подобное возмож-
всех странах но в буржуазных странах, где самим трудом

рабочего собственно никто не интересуется,
Основой старого общества была частная   д хозяин, на которого работает рабочий, ин-
собственность, когда все средства произвох-

тересуется только одним — прибылью. п-
ства принадлежали капиталистам, богачам.   лучаемой от этого труда.
На этом держалась власть капиталистов, на  °`Пи в одной буржуазной стране невозмо-
могуществе капитала. Советская BACT   но ‘представить такого положения, чтобы
ликвидировала капиталистическую  сибте-   простые люди труда. за свою хоропело рабо-
му хозяйства и отменила частную соботвен-  ’ (али известны всему народу, А у нас
ность на орудия и средства Производства,   мм вошло в обыкновение. Всем нам извест-
установив социалистическую систему хозяй-

BO, ITO это происходит не в ушерб людям
ства и социалистическую собственность.   пауки и ис ОЕ ВУ ок
Средства и орудия производства стали при-

хозяйства и культуры. Выдающиеся пред-
надлежать либо социалистическому гобу-   ители а И Sa.
дарству, либо нашим, социалистическим 2
ства и всех видов творческой деятельности,
колхозам и кооперации. В том и другом елу-
вся наша, трудовая интеллигенция, окруже-
чае они стали служить не интересам НажИ-  . вниманием общества и активной поддер.
вы отдельных лиц а счет других, а интере- 5 бо THB:
Это не   ЖКОЙ государства. Работая лля народа, че-
а стно руководя той или иной отраслью дела
маленькое изменение, а коренное переуст- ,

о налии руководители «имеют все основания
ство ства, коренная переделка его
ee а Е пользоваться доверием и любовью народа»,

как указал на это товарищ Сталин. (Апло-

Отмена частной собственности на землю,   дисменты). Такой строй, где трудящиеся
отмена, частной собственности на фабрики и   стоят у власти и гле человеку труда при-
заводы, отмена частной собственности н&

надлежит почетное место в обществе. не мо-
железные дороги и жилые дома в городах и   жет не привлекать сочувствия трудящихся
другие меры та рода привели к полной

всех стран. Международное значение ново-
ликвидации капиталистических классов и   го советского строя растет на наллих глазах.
всех паразитических, нетрудовых элементов   Дальше. Известна также роль советского
в нашей стране. У нас не стало ни капита-   государства в международных отношениях.
листов, ни помещиков, ни кулаков, ни куП-   Основанный на великой дружбе народов,
цов, ни других захребетников народа. Наши   СССР занимает особое положение среди дру-
законы не стали допускать их существова-   гих госуларств в крупнейших международ-
ния и нового появления каких-либо парази-   ных событиях.
тов. Наш общественный строй основан На   Достаточно сказать о позиции Советеко-
дружественных отношениях рабочих и вре-

то Союза по отношению в борющемуея за
отьян, которые через советы ТРУДЯЩИХСЯ своп демократические права и свободу ис-
управляют страной и строят свою новую

панскому народу. Советский Союз не только

ЖИЗНЬ, : не прятал своего сочувственного отношения
Не в этом ли и заключались основные це-   к республиканской Испании, но открыто за-
ли Октябрьской революции? Безусловно, в

явил, что считает дело Испанской демокра-
этом. Значит, рабочий класс вместе с трудя-   тической республики близким себе делом,
щимися крестьянами, взяв власть в свой

делом всего прогрессивного человечества.
руки, действительно воспользовалея ею,

(Аплодисменты. Bosrnac: «Виват камрад
чтобы осуществить основные цели Октябрь-   Сталин!». Бурные аплодисменты. Возгласы:
ской революции. С какими громадными ус-

«Да здравствует  республикансная Испа-
пехами осуществлялись эти цели, что уже   ния! Ура»). Насколько же далеки от этой
нами завоевано, & теперь уже и записано

честной позиции поддержки испанской де-
в нашем освовном законе, — обо всем этом

мократии правительства тех государств, ко-
простыми, но огненяо-яркими словами гово-   торые, однако. не прочь выдавать себя за
pur принятая Советским Союзом — Оталин-   лемократические страны.

екая Конституция. (Аплодисменты). Оталин-   Или возьмите события в Китае. Свое с0-
ская Вюнституция говорит 0 победоносном  чувствие китайскому народу и отношение к
успехе Октябрьской революции, © том, Что   японской агрессии Советский Союз выразил
`наша революция на деле добилась основной

уже заключением советско-китайского пак-
своей цети и расчистила себе путь Е НОВЫМ  та © ненападении. (Аплодисменты). Но еще
великим завоевания.

неизвестно ни одного шага, который бы сде-
Отсюда рост международного значения   лали другие тия qa противодейст-
вия неслыханной агрессии против китай-
Октябрьской революции и созданном ею ского народа. И здесь Советский Союз выле-
Boney “Dinos: ляется из хора держав своей особой позици-
Основой нового <троя является участие  ей. своим честным отношением и искрен-
трудящихся масс в государственном упра-   ними симпатиями к народу, подвергшемуся
влении. Без этого ни 0 каких успехах 60-   иностранной агрессии. (Аплодисменты).
ветской власти не могло бы быть и речи. Международная политика  Советекого
Только благодаря тому, что в нашей стране   Союза была неизменной за вее эти годы. Бо-
победила диктатура пролетариата и 06у-   лее верного и последовательного сторонника,
ществлен демократизм высшего типа, де-  мира никто не укажет. Будет правильно,
мократизм социалистический, открывающий   если сказать, что в последовательном про-
неограниченные возможности для Участия   ведении политики мира и в стремлении к
всех трудящихся в государственном упра-
влении, только благоларя этому существу-

укреплению мирных международных  отно-
шений находит свое выражение уверенность
ет и неуклонно крепнет советское государ-
ство. (Аплодисменты).

нашей страны в своих силах. (Аплодисмен-

ты). У нае идет неуклонный рост народного

Этот демократизм не похож на демокра- хозяйства, неуклонный под’ем культурного
тизм буржуазных государств. Вто этого не

понял, тот — не социалист, не пролетар-

строительства и у нас нет никакой нужды во
ский революционер, тот не может быть с0-

внешних авантюрах. Пусть этим заниматют-
ся друтие, если уж у них тав горит под но-
внательным сторонником освобождения тру-
дящихся от гнета катитала.

гами. (Смех, аплодисменты). Но не скрою,
В буржуазных государствах демократи-

мы заботимся о Красной Армии и ее мощи
(Бурные аплодисменты) и не забываем о
ческого типа провозглашают формальное
равенство прав граждан, но одни из них

возможности авантюр, особенно со стороны
как были, так и остаются эксплоатируемы-

фаптистов.
ми и угнетенными, & другие — эксоплоата-

Но самое важное, в чем сказывается сей-

час международное значение CCCP, ato oco-
торами и угнетателями своего народа! Да-
же в самой демократической буржуазной

бое политическое влияние Советского Союза
на умы и настроения трудящихся других

стране демократия лля трудящихся огра-

ничена узкими рамками и терпится лишь

стран.

Если прежние революции порождали у

постольку. ПОСКОЛЬКУ ЭТО не нарушает гос-   ТРУДЯЩИХСЯ разочарование в революционной
подствующего положения эксплоататореких
классов. В буржуазных странах демокра-

борьбе, порождали неверие в свои силы, то
наша, революция и ве славное двалцатилетие
тизм используется господами положения в
своих интересах, а всякое расширение, по-

имеют другое, прямо обратное влияние. Те-
перь уже не нужно доказывать, что трудя-

литических ‘прав трудящихся натыкается

на упорное сопротивление.

щиеся могут обойтись без капиталистов и
помещиков, что власть трудящихся самая

Наш строй оенозан на другом. Наш строй
становится тем крепче. чем активнее и впе-

великая сила в наше время. (Аплодисмен-
ты). Сомневавшиеся в этом могут теперь
стороннее трудящиеся участвуют в госу-
дарственном управлении.

своими руками пощупать Новый строй и его
завоевания под властью советов. Найдена

Сталинская Конституция дала новое. до-
казательство тому, что мы стоим на поч-

жизненная форма власти трудящихся,
раскрыто и ее социалистическое содержание.

ве всестороннего развития  демократизма

трудящихся, что мы идем по пути всемер-

Много сделали буржуазные революции для
того, чтобы подорвать доверие в свои силы
ного усиления участия трудящихся В д6-
лах государства и во всеи нашей обще-

у трудящихся. Но, спросим мы, разве мало
ственной жизни. Демократизм нашего строя

сделала Октябрьская революция и наш co-
ветский строй для того, чтобы разбить это

характеризуется не только устранением

всяких ограничений з избирательных пра-

недоверие и поднять дух трудящихся во всем
вах для всех граждан Советского Союза, не

мире?
Могло иногда казаться, что у трудящихся
мало сил, что этих сил нехватит для того,
только полным равноправием женщины ©   чтобы вырваться из плена капитализма.
мужчиной, не только полным равноправием   Буржуазия все сделала для того, чтобы при-
всех наролов СССР и усиленной государет-   вить такого рода предрассудки, чтобы при-
венной помошью отсталым национально-   вить это неверие в свои силы и для этого
cram, Демократизм нашего строя. характе-   набрала себе в услужение всякого рода «со-
ризуется, кроме того. тем, что наша Кон-   циалистов» е фальтиво-социалистическим
ституция говорит о таких правах трудящих-
ся. как право на труд, право на отдых, прз-
во на бесплатное образование, вплоть 10

билетом в кармане. Между тем дело, конеч-
но, не в недостатке сил у трудящихся. Дело
высшего для веех трудящихся. (Аплодис-
менты). Ни о чем подобном не знают кон-

только в недостатке организованности масс,
а& главное — в недостатке влассовой созна-

тельности. .
ституции буржуазных государств, включая   Советский Союз с его великими социали-
и самые демократические из них, 0 таких   стическими завоеваниями бъет по всем этим
правах трудящихся говорит только Сталин-   предрассудкам, внушая веру в свои силы
ская Конетятуция, Вонституция победивше-   рабочим и крестьянским массам. Не будем
го социализма, Конституция социалистиче-   заниматься пророчествами, & напомним липть
ского демократизма. (Аплодисменты). один факт. Много ли было людей в нашей
Посмотрите не только на Конституцию,   стране, уверенных в победе Октября, хотя
Возьмите простые факты. Возьмите такой   бы всего за несколько месяцев до октябрь-
фавт, как общественное отвошение к про-   ского восстания? Не так ул много. Подюже-

Чтобы понять успехи социализма в на-
шей стране, надо сравнить Советский (о-
103 наших лней е дореволюционной Рос-
сией. Чем была наша страна и чем она
стала?

В дореволюционной России у власти сто-
яли капиталисты и помещики во главе ©
царем, которого в народе ‘звали «первым
помещиком России». Россия была отсталой
страной. по преимуществу земледельческой.
ПШюмышленность была развита слабо и во
многом отставала от промышленности дру-
гих государств. Ленин сказал о тогдашней
России, что она была «невероятно, неви-
ланно отсталой страной, нищей и полуди-
кой. оборулованной современными орудия-
ми производства вчетверо хуже Англии,
впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже
Америки». Особенно отставала тяжелая про-
мышленность, которая дает такую нужную
продукцию. как уголь, нефть, руду, желе-
30, машины, химические продукты. Бога-
тейшие недра земли разрабатывались пло-
хо. И при всем этом в крупнейших отрас-
лях промышленности главными хозяевами
были не русские, & иностранные капита-
листы. Оборудование для своих фабрик и
заводов в большинстве случаев закупалось
за границей. Во всем сказывалась промыш-
ленная отсталость страны.

В деревне полностью господствовали по-
мещики и кулаки, урядники и земские на-
чальники. Говоря словами Ленина, мы име-
ли следующее:

«Около 70 миллионов десятин земли
y 30000. крупнейших помещиков и при-
близительно столько же у 10 миллионов
крестьянских дворов — таков основной
фон картины».

Несколько миллионов крестьян остава-

лось вовсе без земли и без посева. Боль-
шинство крестьян страдало от малоземелья.
Две трети деревни состояли из голодной бед-
ноты. Подавляющая Macca бедноты и се-
редняков обрабатывала клочки евоей и
арендованной у помещика земли староде-
довскими снособами при помощи сохи. Во
многих местах в деревне была распростра-
нена барщинная система, т. е. обработка
помещичьей земли крестьянами их же свуд-
ным инвентарем.

Октябрьская революция произошла на
четвертый год империалистической войны,
которая разорила народное хозяйство и ло-
вела тягость положения народных масс до
крайности. № этому вскоре добазилиеь но-
вые бедствия. так как помещики‘ и капита-
листы, при поддержке иностранных интер-
вентов. навязали нам длительную граждан-
скую войну, которая тоже отняла три ©
лишним года. Гражданская война потребо-
вала от нае громадных жертв. № кону гра-
жданской войны упадок промышленности,
железных дорог и сельского хозяйства 10-
шел до последнего предела. Сельское хозяй-
ство давало каких-нибудь две трети довоен-
ной продукции. Промышленность упала еще
ниже и давала в 1920 году меньше одной
шестой от довоенной продукции.

При такой разрухе созетская власть при-
ступила в восстановлению народного хозяй-
ства, к пох’ему сельского хозяйства и. про-
мышленности, транепорта и торговли. Ка-
залось, нужны будут долгие годы. Враги
большевиков злорадетвовали. А что в конце
концов вышло? Вышло так. что трудящие-
ея нашей страны победоносно справились
© этой задачей в короткий срок.

Если продукция всей крупной промыш-
ленности (в ценах 1926/27. г.) составляла
в 1913 г, 11 миллиардов рублей, ав 1920

I. COPEBIOIBA TINIE
С БАШШТАЛИЗМИФМ

тионов лошадиных сил. Комбайнов ua полях   через большие трудности и перенееди ве мха
уже свыше 120 тысяч. Кроме того, до 120\] ло лишений. Мы должны были отбивать тн
тысяч грузовых автомобилей работают В зицию за позицией, раобуитывая только вз
колхозах и совхозах. свои собственные силы. Путеводной звезой

Сверх тех земель, которые раньше нахо-   30 всей нашей area em ‚Ленинск
длились в руках крестьян, советская власть   Идея укрепления пролетарской диктатуры
передала крестьянам больше 150 миллио-   На основе союза с крестьянством, Мы вез
нов гектар бывших помещичьих, казенных   42 помнили великий завет Ленина в 1931

-и_ монастырских земель. Pacrer урожай-   ГОДУ;

ность та и совхозных полей. В этом  «10—20 лет eee соотношений
году мы. собрали около 7 миллиардов пухов с крестьянством i nh stony nobera g
зерна (Аплодисменты), чего еще. наша всемирном маештаое a при затяжы
страна никогда не знала. Значительно под- пролетарских  революпи и г расту),
нялась урожайность хлопка и свеклы. По ae arcs лет мучений белотвардей“
всему сельско-хозяйственному фронту идет :

борьба за повышение урожайности, за уве- Мы потому е таким успехом проволили
личение производительноети сельско-хозяй-   В жизнь эти ленинские заветы, что воем ны
ственного труда. шим делом, всей нашей работой фуковоли

В лореволюционной России Rorninwuored достойный прололжатель дела Левина, ro.
крествянства состояло из голодной бедно-  Торому приналлежит заслуга развития лы

ты. Еще 10 лет тому назад мы считали, что   НИНСКИХ илей о С DABOM
‘ 3¢ :
не меньше одной трети херевни составляет   ПИИ nam Сталин. (Бурные продохки

беднота. Теперь у нас уже нет больше бехно- тельные аплодисменты, переходящие в 68а
ты в херевне, Белняки вместе со всей труля-   ЦИЮ, Всо встают. Возгласы: «Да здравствует

fi fi ‚ ‚ «Ура»). ‚
щейся деревней строят в колхозах новую,   108 Сталин». «Ура»)

действительно зажиточную и действительно в * ee one Us Leal Pues
культурную, жизнь: (Аплодисменты). р D .

HHAW3M4. i

Забота советской власти © колхозном Пробравшиеся в партию чужаки и в
крестьяйстве в этом году выразилась в pane жтазные перерожденцы. TDPOBORA

новых спепиальных мер: Не говоря уже о кие буржу Dep up a

ры и пионы, вроде Троцкого, Рывова, bys
недавно опубликованных льготах для Кол-   „ина вели ожесточенные атакл лля то
хозников ПО сдаче молока государству, B pane Вы

учил нас еще в предоктябрьекие дни, 9то
«самое главное внушить угнетенным и тру-
дящимея доверие в свои силы».

На опыте двух десятилетий Октябрьской
революции миллионы ‚рабочих и крестьян
научились многому новому, начали по-дру-
гому относиться в своим силам, стали pac-
ставаться с предрассудками недоверия в
возможность своей победы — в этом глав-
ное, и действительно международное, значе-
ние нашей победы,

roxy скатилась ло 1,7 миллиарда рублей,
то в текущем 1937 году она достигнет свы-
шеё 90 миллиарлов рублей. Это значит, что
против довоенного уровня промышленная
продукция увеличилась уже больше, чем в
8 раз. обавьте к этому еще одно’ —
указанного довоенного уровня промышлен-
ной продукции мы достигли только в 1926
тоду. Таким образом, увеличение промыш-
ленной продукции больше чем в восемь раз
против дозоенного уровня произошло лишь
3a, последние 11 лет. Во всех отраслях про-
мышленности теперь развернута работа
полным ходом. Во многих отраслях прове-
дена коренная реконструкция на основе с9-

временной передовой техники. Рял круп-
нейших промышленных отраслей бозлан
заново: по машиностроению, химии. метал-
лургии ит. д. Промышленность дореволюци-
онной России стояла на пятом месте ере-
ди других стран, на четвертом — в Евро-
пе. Теперь только Соединенные Штаты Аме-

этом году сильно понижены нормы сдачи го-
сударству по зепнопоставкам и по натур-
оплате работы МТС. Это снижение HOD 10-
стигает свыше 20 проц. против прошлого
года. Списаны также ссуды по хлебу, ока-
занные государством колхозам в прошлые

чтобы сбить нас © правильной линии, чтобы
привести партию в капитуляции перед тру
ностями первой пролетарекой  революпии,
Таковы были не только тропкиеты, но и всё
эти правые, леваки, зиновьевцы, бухарин-
цы и другие `антиленинские труппки,
Прежле чем изгнать их метлой из боль

годы. Вее эти льготы по зерну в одном толь-
ко этом году составляют около 600 миллио-
HOB пудов, которые остались теперь у ва-
мих колхозов и колхозников. Что-то мы не
слыхали, чтобы в капиталистических стра-
нах проявлялась такая же забота о благопо-

Е зала, что в партию залезло не мало такий

Пусть же крестьяне и рабочие сравни-   чужаков, а кое-кто из них был и прямо 34
вают, на чьей стороне правда в соревнова-   cyan в наши организации еще парекой ох
нии, идущем между социализмом и капита-   ранкой, а также иностранными развелкахя:
лизмом. Пусть рабочие и крестьяне делают Неред нами стояла такая главная 324898:
Из Этого свои Выводы. Должно быть, ЭТИ сохранить COIs рабочего ЕЛаеса © БрОсть-
ВЫВОДЫ будут не в пользу капитализма, но янством, обеспечив пря этом такие тезты
зато в пользу нашего строя, (Аплодисмен-   пол’ема социалистической индустрии, язля-
ты). ющейся ведущей силой всего социзлистиче=

Общее выражение хозяйственного роста   КОГО строительства, чтобы в кратчайший
ного дохола страны. Известно, что в царской   СТИ, из отсталости экономической, из отстаз
России девять десятых населения состояло   Л0СТИ технической. из отсталости культур-

Г 18 Hav
о neie aon,» yea] HO mame. ona Te
которой поступала примерно одна четверть ут

вародного дохода. Иначе говоря; десятая eee Wht eto ate foe
astra sean ее ЕР it a евр сказать: в освовном эту
дей. загребала в свои карманы и В МЫ Уно реше, (Авен
три четверти народного лохода. 2 тех ПОР! ты) В противном случае мы не имели бы
положение круто изменилось. Теперь Весь   теперь возможности сказать, что мы уз
народный дохол поступает в руБИ ТрУДЯЩИХ-   справились с установленным в свое время
ся, причем 99 процентов народного лохода   планом технической реконструкции в pe
поступает в руки рабочих, служащих и КТе-  шающих отоаслях народного хозяйства. }
отьян. занятых в социалистическом хозяй-   нае не было бы и победы колхозного стол,
стве, и только одна сотая хохолов приходит-   представляющей собою самое крупное 3
ея на долю трудящихся из единоличников и   воевание второго десятилетия нашей резо-
некооперированных кустарей. По сравнению   люпии.
в довоенным временем общий размер народ-  Это не значит, однако. что вопрос @ C0
ного дохода увеличился в этом году В ПЯТЬ   ревнозании с капитализмом для вае уже Pe
раз. Таковы факты, о которых нужно знать.   шен. Этот вопрос не только не решен, —

Несколько слов о культурном росте на-  его и нельзя полностью решить без node
шей страны. ды социализма в других странах.

Вот наиболее важные цифры. Общее чи-   Марксизи учит нас тому, что после све
в 8 миллионов в 1914 году возросло до 38   ТОЛЬКО не ослабляется. а, наоборот, прио-
миллионов в прошлом году. Увеличение, та-  бретает гораздо более острые формы.
ким образом, в 4,7 раза. В таких республи-  Тем более это относится к первому гоу
ках. как Узбекская. Таджикская, Туркмен-   ДаРСтву, строящему социализм во вражл
ская, Киргизская, количество учащихея во-  НОМ капиталистическом окружении, Кажи“
зросло в десятки раз. Начальной школой   СЯ» Не трудно понять, что вразжлебные C0
теперь охвачены все дети. Количество уча-   ПИАЛИЗму силы в этом случае питаются всех
щихся в средних школах возросло в 18 раз   ТИМ внешним окружением п кажлой KATE

по сравнению с дореволюционным временем, ии
БИЧ УЧАТСЯ В ВЫОПЫ УРНЫ А оо онноХ 9 ах SAIOPTRIRTEA
ведениях возросло почти в пять 083. Теперь   лают и паши враги из лагеря империа-
£ ea. leon обучается 540 тысяч сту-  тизма. Из этого сравивния мы делаем своя
дентов. Широко развернулись общеобразова- елают хругив
тельные школы взрослых, где учится около   оазтические выводы, а они х
9 у ‚о   ВЫВОДЫ, противоположные. Олно ясно, Ед
миллионов человек. Сверх указанных 38   питализи сам не сложит оружия Teper Ye
миллионов учащихся на различных епеци- пехаиц социализма в нашей стране. Ort
ree a8 tee рабочих и  колхозников   успехи вызывают в лагере буржуазии bere
A, иона человек и в до- НУЮ злобу, перехоляшую в злобу отчаяния,
школьных учреждениях проходило подго- Мн ROJAN © этим считаться, как в haze
товительное обучение 4,3 миллиона детей.

TOM.
Количество газет, выпуск книг и их ти- Теряя все новые и новые позиции в 01
ражи возросли во много раз. Особенно быс-  крытом. так сказать, в мирном соревноз8“
тро растет тираж газет и издание книг на  нии с победоносным социализмом, буржуз-
национальных языках. При советской вла-  зия, и особенно ее фашистекие громилы,
сти начался настоящий расцвет националь-  пускаются на все и всякие подкопы, #8
ных культур, находившихся раньше в тя-  все и всякие подлости из-за утла. 90 и8-
желом забитом положении. (0 громалйом под’-   глядно видно на примере троцкизмз, OPEB
еме культурного строительства говорит рост  ратившегоея уже давно в шиионо-трод“
наших расходов на просвещение. За послед-  кизм, в ораву шпионов, о
ние 10 лет расходы на просвещение. взя-   вокаторов и террористов. Товарищ (талия
тые в целом. увеличились в 33 раза. (Ап-  блестяще раскрыл сущность теперешиег
лодисменты). Они достигают в текущем   троцкизма. 90 не политическое течение,

шевистских рядов, нам пришлось в течение
ряда лет вести громадную раз яснительную
работу в партии и в рабочем классе, приниз
мать не мало мер для охраны партийное
единства и очистки наших рядов от веех
этих агентов буржуазии. Революция пока

рики по валовой продукции промышленно-
сти стоят впереди СССР. Промышленность
Советского Союза вышла на первое место
в Европе. (Аплодисменты).

В бытовых условиях рабочих произошла
крутая перемена. Еще 10 лет тому назах
мы насчитывали полтора миллиона безра-
ботных, Но вот уже несколько лет. как у
нас нет безработицы. нет безработных. И
это В 10 время, когда в Соединенных Шта-
тах Америки 9-—10 миллионов безработ-
ных, в Германии больше 3 миллионов без-
работных, в Англии — 2 миллиона безра-
ботных. В десятилетию Октябрьской» рево-
люции советская власть провозгласила пе-
реход промышленных рабочих Ha семича-
совой рабочий лень, и это решение было
проведено в жизнь, не говоря уже о том,
что на подземных и некоторых других труд-

ных работах у нас всегда был шестичасовой
‚рабочий д Ни в одной стране рабочие
не могут при капитализме мечтать о таком
коротком рабочем лне. Число занятых в
промышленности рабочих и их заработная

`сельское

плата в нашей стране неуклонно растет.
Еще в 1928 г. общий фонд заработной пла-
ты составлял немного больше 8 миллиарлов
рублей, а в текущем 1937 г. он составит
свыше 80 миллиардов рублей, т. е. увели-
чился примерно в 10 раз. (Аплодисменты).

Вы знаете о том, что в связи с двадца-
той годовщиной Октябрьской революции
опубликован декрет правительства о повы-
шении заработной платы низкооплачивае-
мых рабочих, для чего епециально ассиг-
новано 100 миллионов рублей на послед-
ние 2 месяца этого года и 600 миллионов
рублей на 1938 год. (Аплодисменты). Ме-
Жду тем, во всех странах капитализма: и
в Германии. и в Италии, и в Японии, и в
Соединенных Штатах, и в Англии за пос-
ледние годы произопьто не увеличение, а
снижение заработной платы рабочих.

Все это красноречиво говорит о том, что
успехи роста промышленности Советского
Союза, как и другие успехи социализма,
ведут к коренному улучшению положения
рабочих масс.

В нашем сельском хозяйстве произошла
настоящая революция в технике и в орга-
низации дела. За последние несколько лет
хозяйство  перестроилось, как
крупное социалистическое хозяйство, на 06-
нове колхозов и совхозов. Окончательно по-
бедил колхозный строй. Машинно-трактор-
ные станции обслуживают своими машина-
ми все колхозы, за малым исключением. Ко-
личество тракторов в колхозном и с0вхоз-
ном хозяйстве достигло 450 тысяч; а мощ-,
ность их составляет теперь больше 8 мид-

1937 году свыше 18 миллиардов рублей.

Пусть потягаются с этими фактами бур-
жуазные страны. (Аплодисменты). Ни одна
из этих стран не может противопоставить
этим цифрам сколько-нибудь заметного
улучшения дела в области культуры, зало
найдется не мало таких. которые за послед-
ние 10—20 лет пошли не вперед, & назад
В своем культурном строительстве. :

На чем основаны эти успехи советского
строя?

Ha том же. на чем основаны и все дру-
гие успехи Октябрьской революции. Они
основаны, прежде всего, на правильной
политике партии большевиков (Аплодисмен-
ты), руководящей всем социалистическим
строительством. Во всех успехах социализ-
ма, во всех наших победах. мы видим все-
побежлающую силу ленинизма. (Аплодис-
менты). Мы победили верностью лениниз-
му! (Аплодисменты). Этому учил и учит нас
товарищ Сталин. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты),

Партия Ленина—Сталина вела нас от
победы к победе: в дни октябрьского воб-
стания; в период, когда нужно было выр-
ваться из огня империалистической бойни;
в героические годы гражданской войны и
вооруженного отпора интервентам; при пере-
ходе к нэпу, когда мы переходили, так ска-
зать, на новые рельсы: при развертывании
социалистической индустриализации стра-
ны; при переходе крестьянства на путь кол-
лективизации; в годы окончательной побе-
ды социализма, в нашей стране, Мы прошли.

воторое должно иметь сзою программу &
не прятать своего лица’ перед массами.

Шпионо-троцкизм — это банда развод“
чиков, убийц и вредителей, с которой нах
поступать Tak, как поступают со злейшя-
ми врагами нароха. (Аплодисменты). Вей
этой дряни, сколько бы ее-не нанималя
на службу иностранные разведки, мы, 60-
вечно, прижмем хвост...

В этом мы видим одно из условий, oT
которых зависит спокойная работа и успех
нашего соревнования © капитализмом #8
главных фронтах.

Сегодня главное соревнование 6 БЗИЕ-
тализмом идет в хозяйственной области Е
потому главным критерием (мерилом) з этом
соревновании являетея производительноеть
труда. Мы и здесь помним ленинское УЕЗ-
зание. что «производительность труда, 970,
в последнем счете, самое важное, самое
главное для победы нового общественного
строя».

Мы не можем еще сказать. что в Ми
деле мы имеем достаточные успехи, хотя
У нас есть заводы и фабрики, образцово
справляющиеся со своим делом. В целом
ряде важных отраслей промышленности хы
еще отстаем от передовых по технике Kae
питалистических стран, особенно от Америч
ки. Мы еще во многом не сумели использо“
зать ‘опыта стахановцев для того, чтобы по<
большевистски поднять на ноги заводы й
Фабрики, целые отрасли промышленности

Окончание доклада В. М, Молотова ==]
см. стр.