‚ Моевва шраздишичлияят

Народ ликует. На широких площадях
Москвы, еще более ’раздвинувшихся в
последние дни, помолодевших и наряд-
ных, гремит музыка, кружатся веселые
неутомимые хороводы, звучат песни, зна-
комые всей стране,

о По вечернему небу скользят лучи могу-
чих прожекторов, друг друга наститая,
перегоняя, скрещиваясь и застывая, нако-
‚нец, над кипучим городом, на беспредель-
ном фоне багрового неба зв виде гитант-
ской цифры «ХХ».

ярком блеске огней на каждом шагу
возникают приветливые, любимые черты
человека, составляющего славу и гордость
эпохи, человека, к которому тянутся серд-
ца миллионов, чье имя   радостно повто-
ряется сегодня во всех песнях, взмываю-
щих в светлые просторы социалистичес-
кой столицы.

Жизнь зажиточную стали

Мы в стране вести сейчас.

Есть у нас великий Сталин,

Есть закон его У нас.

Звонко выводит эти слова молодая ра-
ботница завода «Динамо», плавно идя на-
встречу своему партнеру, а он весело при-
топтывает ногами и подхватывает:

Есть у нас на отдых право,

И на труд, ведь, право есть.

Значит, Сталину и слава,

Значит, Сталину и честь.

В эти дни нам пришлось услышать
много таких песен, прославляющих Ста-°
линскую Конституцию, Сталинский изби-

рательный закон, будущий Верховный Со-

вет. Автор этих песен — сам народ, луч-
ше всех знающий, что новая Конетиту-
ция — выражение реальных, уже достигну-
тых побед,

Знает он и т0, чт0 этих побед никто
уже не отнимет, что на страже их стоит
несокрушимая подлинно народная Красная
Армия, воспитанная в духе беззаветной пре-
данности идеалам социализма.

За порядок, сердцу милый,

Станет грудью весь’ народ.

Сунь-ка, врат, свиное рыло

В наш советский огород!

Уж не быть тому, что было,

А совсем наоборот: :

Сунь-ка, враг, свиное рыло

В наш советский огород!

Частушки эти, задорно исполняемые на
плошади у Манежа двумя парнями, вы-
зывают взрывы хохота у окружающих.
Через несколько минут исполнение стано-
вится коллективным. Парни запевают:

Славный маршал Ворошилов

Лучших в армию берет..
® остальные бурно и стремительно про-
должают:

Сунь-ка, враг, свиное рыло

В наш советский огород!

Moms нашей страны демонстрировала
‚Красная Армия и народ на Красной пло-
щади 7 ноября. Мощь ее демонстрирова-
ло и самое оформление города в эти дни.
В бесчисленных произведениях искусст-
ва, документах, лозунгах, диаграммах
рассказывала столица о могучих достиже-
ниях советских республик.

Арбат превратился в улицу счастливо-
то детства. Из витрин магазинов глядели

Парад Benmore шарода

Из беседы с писателем А. И. Куприным

Многое я на своем веку пережил, много
впечатлений было, — но то, что я видел
7 ноября на Красной площади, произвело на
меня глубочайшее впечатление.

Незабываемый парад Красной Армии —
это просто волшебное зрелище. Это зрели-
ще хватает за душу, за сердце...

Я потрясен... Чрезвычайно’ интересно,
чрезвычайно сильно,

Какая мощь чувствуется в железных ря-
дах Красной Армии.

Какие все молодые, эти бойцы, какие у
них замечательные, мужественные лица.

Какая это чудесная армия, — такой ар-
мии нет ни в одной из стран Старого и Но-
вого Света.

Я видел на своем веку много всяких па-
радов, — в старом Петербурге, на Марсовом
поле, на военных плацах бывшего Царского
села. Были и большие торжественные па-
рады, но на них не было ничего, кроме муш-
тры, солдатской шагистики, тупой выправ-
ки, нафабренных усов звероподобных гене-
ралов и вахмистров.

7 ноября на Красной площади я видел

° народных бойцов, проникнутых достоинет-

вом и силой.
Это был подлинный парад народа, уверен-
ного в своей правоте, народа, который зна-

портреты прославленных детей Союза —
Миши Фихтенгольца, Лизы Гилельс, Буси
Гольдштейна и многих других талантов,
бережно выращиваемых нашей страной.
Рядом с ними — артековцы, юные герои,
с ранних лет научившиеся ставить благо
общества выше частных соображений и
интересов. Множество фотоснимков с изо-
бражениями быта детских садов и яслей.
Данные о школах, построенных за послед-
ние годы, о количестве учащихся, о дет-
ских театрах.

О победах на театральном фронте СССР
рассказывает Кузнецкий мост. Во всех вит-
ринах — макеты последних гостановок Те-
атра Революции, Госета,. Камерного театра,
портреты актеров орденоносных МХАТ,
Большого театра и Малого театра. Снимки,
знакомящие с творческой практикой цы-
танского театра Ромэн, латышского театра
«Скатувэ», театра им. Вахтангова, Сатиры,
МОСПС и др. Макеты постановок в орде-
ноносных театрах Украины, Казахстана,
т Узбекистана.

ртина подлинного расцвета театральной
культуры, самой передовой в мире.

%

Кировская улица воскрешает перед нами
разные моменты строительства канала Мо-
сква— Волга. О замечательных наших хо-
зяйственных победах рассказывает оформле-
ние других улиц. ;

Ho наиболее яркое впечатление произво-
дит оформление улицы Горького.

Шаг за шагом воспроизводит оно перед
нами жизнь двух величайших людей нашего
времени — Ленина и Сталина; Вниматель-
но, ознакомиться со всеми снимками, доку-
ментами и сжатыми пояснениями к ним,
украшающими витрины магазинов и учреж-
дения по обеим сторонам улицы, значит —
заново прочитать историю партии, историю
ее славных битв за победу идей ленинизма,
за торжество гролетарской диктатуры. .

В памяти оживают первые годы граждан-,
ской войны, дни героических пятилеток, все
славнейшие даты борьбы советов за мир и
братство народов, мы снова переживаем
радость и восторги первых дней Сталинской
Конституции. Мы опять присутствуем при
встрече вождя с народом, с лучшими его
людьми, Сталин приветствует  стаханов-
ский с’езд, Сталин произносит историческую
речь на УШ Чрезвычайном С’езде советов,
Сталин обнимает Чкалова, вернувшегося из
своего первого беспосадочного полета. В
Парке культуры и отдыха вождя народов
тесно обступила взволнованная детвора. С
безграничной любовью смотрит на своего Te-
ниального друга величайший пролетарский
писатель Максим Горький. С отеческой за-
ботливостью наклонился Сталин к Марии
Демченко.

Народ толгится у витрин, внимательно,
неторопливо знакомится с содержанием
картин и документов. Здесь еще и еще раз
раскрывается перед ним славное героиче-
ское прошлое, в свете которого становится
особенно близкой и дорогой наша действи-
тельность, наши достижения, и еще более
зримым то светлое будущее, к которому
вел Ленин, к которому ведет нас великий
Сталин. .

Fi

ет, за что он борется и ради чего он жи-
вет.

Плакать хотелось от радости. Иногда даже
не верилось, что я дожил до такого времени
и такого зрелища на старой, видавшей ви-
ды, Красной площади.

Я увидел счастливый советский народ.

Не узнать старушки Москвы. За пять мё-
сяцев, которые я живу в Советском Союзе,
— даже за этот короткий. срок я наблюдал
огромные сдвиги, всюду — в промышлен-
ности, в деревне, в искусстве, литературе,
науке. .

На параде 7 ноября я впервые увидел ко-
лонну парашютистов. Еще в старые годы
я очень интересовался авиацией. Когда-
то я не совсем удачно поднимался в воздух
с авиатором Заикиным. Теперь мне очень
хочется увидеть прыжки с ‘самолетов, уви-
деть этих летающих людей в синих костю-
мах. Это наверно замечательное зрелище

Таких праздничных, таких радостных
улиц, как в Москве в дни праздников, я
еще никогда не видел. Так петь, как. поют
в Москве, — так прекрасно и так весело, —
могут петь люди только в свободной стране.

Большое спасибо моим товарищам писа-
тёлям за приглашение на Красную площадь.

Я никогда не забуду эти часы, которые я
провел на замечательном параде.

А. МАЦКИН

ЮБИЛЕЙНЫЕ ПЬЕСЫ
‚ В МОСКОВСКИХ ТЕАТРАХ

щенные двадцатилетию Великой
ской социалистической революции,

Лина»,

берегу Невы».

Л. М. Леонидова.

3% С большим успехом прошла в театре
им. Вахтангова премьера. пьесы Н. Погоди-
на «Человек с ружьем» в постановке народ-
ного артиста РСФСР Р. Н. Симонова и в
оформлении художника В. В. Дмитриева.
Каждое появление народного артиста СССР
Б. В. Щукина, исполнявшего роль В. И, Ле-
нина, вызывало восторженные овации зри-
телей в честь гениального вождя Великой
Октябрьской социалистической революции,

3% В Московском Намерном театре 7 нояб-
ря  состоялась премьера пьесы Ю. Яновекого
«Дума о Британке» в постановке народного
артиста PCOCP А. Я. Таирова. Спектакль
был повторен 8 и 9 ноября:

3х Ежедневно, начиная с 7 ноября,
в театре им. МОСПС идет пъеса Н. Никити-
на «Апшеронская ночь» («Баку») в поста-
новке народного артиста РСФСР Е. 0. Лю-
бимова-Ланского.

3% В Московском Театре Революции в
юбилейные дни шла новая пьеса А. Кор-
нейчука «Правда» в постановке Н. В. Пет-
рова и оформлении художника Ф. Ф. Конд-
ратова. Премьера спектакля состоялась 5
ноября.

3 В Московском театре Ленсовета 7 и 3
ноября шла премьера пьесы Л. Рахманова
«Беспокойная старость»  («Профессор Поле-
жаев>). Этот спектакль смотрели колхозни-
ки, приехавшие в Москву на октябрьскае
тержества. г

№ В Центральном театре для детей 6 и 7
ноября была поставлена новая пьеса В. Ка-
таева «Белеет парус одинокий». 7 ноября
спектакль был поставлен для Красногвар-
дейского отдела народного образования.

* ТРАМ показал пъесу И. Чекина «Ночь
в сентябре» в постановке заслуженного
деятеля искусств И. Я. Судакова.

«Dem в Жудожкеепвениофм театре

Пьеса «Земля», поставленная МХАТ кв
двадцатилетию Великой Октябрьской социа-
листической революции, написана Н. Вирта
по мотивам романа «Одиночество». В пьесе,
как и в романе, действие происходит в
Тамбовской губернии во время антонов-
ского мятежа. :

Знакомый с романом зритель, глядя на

спектакль, вначале вероятно испытывает
некоторое недоумение. Позвольте, — ска-
жет он, — да разве это трагедия? Что

стало со Сторожевым? Куда девалась его
сила отчаяния? И почему жив Алешка,
не умирает Наташа? Почему уничтожение
Сторожева достается такой легкой ценой?

«Земля» — это ни в какой мере не
инсценировка романа «Одиночество». И то
«оскудение трагедии», которое заставило
нас было насторожиться, становится впол-
не об’яснимым по мере того, как мы зна-
комимся с развитием спектакля.

Самое главное лицо в «Одиночестве» —
Сторожев. Он как бы олицетворяет фило-
софию кулачества, проклятую силу капи-
тализма, его извечную алчность и жесто-
кость. Еще до появления романа Вирта
в советской литературе было немало книг,
в которых показаны злобные враги рево-
люции. И вовсе не в том заслуга писа-
теля, что он первый изобразил врага не
в виде плакатной маски, а настоящего,
опасного и остервенелого врага. Важно
другое, а именно та атмосфера распада и
катастрофы, в которой живет Сторожев.
Неумолима логика его гибели. Нет ему
спасения. В смертельной тоске бродит он
вокруг своей деревни, своей земли. От-
верженный, презираемый, покинутый, он
уходит в неизвестность, чтобы преобра-
зиться, выждать и снова начать свое
мерзкое дело.

Вирта остерегается исихологических из:
лишеств. Он не думает превращать Сто-
рожева ‘в сатанинскую силу, в некоего
Люцифера. Все обстоит гораздо проще п
значительнее. Крестьяне в союзе с рабо-
чим классом борются з& свободную жизнь,
за землю. В борьбе за будущее человече-
ства они беспощадно уничтожают Сторо-
жевых. И Сторожевы, обезумевшие от
злобы, бессильны перед ходом истории.
Такова тема романа о Сторожеве.

Уполномоч. Главлита В—29627.

Но следовало ли превращать Стороже-
ва в главного героя спектакля?

Трагедия Сторожева — всего только
агония издыхающего зверя; и хотя стра-
сти Сторожева — большой силы, внутрен-
ний мир его ничтожен.

Вот почему Художественный театр по-
ступил мудро. подсказав автору пьесы но-
вую, гораздо более важную тему о на-
роде, познавшем ленинскую правду, об
установлении новой формы союза рабо-
чего класса и крестьянства.

Спектакль подчинен единой идее. Это не
традиционная тема мирового искусства —
стихийная сила «Земли-праматери». Это и
не бальзаковское обоготворение земли —
первостепенного об’екта буржуазною нако-
пления. Земля здесь потеряла характер не-
коего символа природы, господствующей
над человеком. Спектакль Художественного
театра в высокой степени историчен, в его
основе — новая форма. соглашения между
осуществляющим свою диктатуру, пролета-
риатом и большинством крестьянского на-
селения,

Самое главное лицо’ в спектакле
Фрол Баев. Это, быть может, один из са-
мых замечательных образов, созданных
советской драматургией. Фрол словно за
вершает цикл русских правдолюбцев. Но
oT ‘«любви-благоволения» Платона Кара-
таева, от вредоносного  утешительства
странника Луки в Фроле не осталось ни-
чего. Он лишен елейности и пошлости
профессиональных примирителей. Ум Фро-
ла пытлив, характер его деятелен, он
ищет не град-Китеж, не журавля в небе,
не пресловутую правду-истину и правду-
справедливость.  Фролу .‹ чуждо такое
празднословие. Он ‘выражается кратко и
незамысловато. Его’ обманул Антонов, он
видит, что правда не у кулацкого атамана,
и он решает итти к Ленину, чтобы узнать
мужицкую правду.

Его поиски правды полны конкретного
смысла, — это поиски выхода из веко-
вых противоречий, из тупика Частнособ-
ственнического мира.

‘блевая игра,

Но если Фрол приобрел в спектакле
первостепенное значение, то это не зна-
чит, что .все остальные его герои стали
незаметными, отошли в. сторону. И Ли-
страт, командир коммунистического пар-
тизанского отряда, и Алешка, да и Сто-
рожев, и Антонов живут в театре очень
сложной и невыдуманной жизнью,

И быть может искусство режиссуры
(Л. Леонидов и Н. Горчаков) заключается
именно в том, что в спектакле установи-
лось правильное внутреннее соотношение
веех ето участников. Это не просто ансам-
согласованность актерских
реплик и движений. Здесь одновременно
сочетаются чувство меры и знание Tea-
трального эффекта. Режиссура считает
Фрола главным героем спектакля. Однако
его роль не преувеличена и не вызывает
у зрителя ложных эмоций. Сторожеву от-
водится куда более скромное место, чем
в романе, однако образ этого вдохнови-
теля кулацкого бунта не обесцвечен.

‚ Гармоническое построение спектакля на-
рушается только в. четвертом акте. Судь-
бы некоторых действующих лиц не нахо-
дят драматического завершения в пьесе.
Так, безусловный герой первой части
спектакля, Алешка к концу исчезает в
массе крестьян села Дворики. В той же
безымянной толпе теряется и замечатель-
ная девушка Наташа (ее хорошо играет
Степанова), от которой хотелось бы чего-
то большего, чем простое участие в за-
ключительной массовке.

Кстати, о внешнем оформлении послед-
него. акта. Он поставлен: в духе обычных
апофеозов современных колхозных пьес.
Но если в «Поднятой целине» такого рода,
торжественный финал понятен, то в «3е-
мле» он кажется неуместным. Чуть-чуть
более нарядные, чем ‘следует, ржаные  по-
ля и слишком яркое‘ солнце, ‚заливающее
сцену, и пение жаворонков, да и костюмы
крестьян создают впечатление стабильного
и зажиточного быта. Это как бы атмос-
фера колхозного села 1937 года. Но ведь
не надо забывать, что в пьесе показана
тамбовская деревня, едва оправившаяся
от кулацких грабежей. Это 1921 год —
самое начало восстановительного периода

Большинство московских театров показа-
ло в октябрьские дни новые пьесы, посвя-
Октябрь-

% В Государственном ордена Ленина
Академическом Большом театре 7 ноября
‚была поставлена для работников Москов-
ского военного округа опера И. Дзержинско-
го (по роману М. Шолохова) «Поднятая це-

3% В Государственном ордена Ленина
Академическом Малом театре 7 и 8 ноября
для рабочих организаций Москвы была по-
ставлена юбилейная пьеса К. Тренева «Нз

% Московский Академический ордена
Ленина Художественный театр показал 7 и
8 ноября пьебу Н. Вирта «Земля» в поста-
новке народного артиста СССР орденоносца

Указания товарища Сталина о тесней-
шей связи с массами, о необходимости «чут-
ко прислушиваться в голосу Macc» — яв-
ляются основой большевистского стиля ра-
боты в любой отрасли государственной и
общественной жизни нашей страны.

С этой точки зрения мне, рядовому чита-
телю, хочется поставить вопрос перед пи-
сательской общественностью и @оюзом о0-
юстских писателей — в каких формах они
осуществляют связь с читательскими Mac-
орми, ‚
°С общественными формами читательской
критики через печать, путем творческих
собеседований с автором и общественных
диспутов. — за последнее время дело об-
стоит плохо. Между тем, такая обществен-
ная критика могла бы ‘`сослужить прекрас-
ную службу самим литераторам,

В самом деле, большой художник всегда
ищет суровой критики читателя и жаждет
непосредственных встреч с ним. Яркий при-
мер тому -—— Маяковский, несший всегда
свои, еще неотделанные, произведения в ра-
бочую молодежную аудиторию. ‘

Недаром еще Крылов говорил:

Таланты истинны за критику не. злятся

Их повредить она не может красоты,

Одни поддельные цветы дождя боятся...

У нас не так уж много цветов .«поддель-
ных», но все же не все мастера слова охот-
но идут на творческие собеседования С
читателями, ,

Оценка: и мысли рядового читаблеля 0
том или ином художественном произведе-
нии становятся общественным достоянием
только в виде случайных писем в редак-
цию. Эти оценки зачастую звучат более мет-
ко и справедливо, чем рецензии «присяж-
ных критиков». Сошлюсь, например, на
письмо ‘читателя в «Правду» о пьесе «Умка
—  белый медведь».

В литературно-критических и просто кри-
тических журналах голоса читателя вы не
услыпгите, хотя именно таким журналам
следовало бы в первую очередь взяться за
организацию читательской критики и пре-
доставить ей почетное место.

Недостаточность и ‘случайность живых
форм общения писателей с массовым чи-
тателем явно болезненно отражается на не-
которых моментах развития совефской лн-
тературы. Яркое подтверждение тому — во-
прос о политической поэзии. Чем иным, как
не отсутетвием действительной. связи поэ-
тов с массами можно об’яснить то положение
«затишья», ‘которое мы наблюдаем в обла-

в Нашей стране, и для того, чтобы пере-
дать радостное ‘облегчение крестьянства,
почувбтвовавшего себя истинным хозяином
земли, нет никакой надобности приукра-
шивать и поделащать действительность
тех дней. А

Сцена эта легко поддается исправле-
нию. Во всем остальном — спектакль
строгий, цельный, монументальный; Это
тем более отрадно, что в «Земле» высту-
пают не. только признанные мастера
МХАТ; это скорее спектакль второго по-
коления, спектакль «сорокалетних».

Фрола играет еще малоизвестный Грибов,
Антонова до сих пор по-настоящему неоце-
ненный Топорков, Алешку —Белокуров —
совсем недавний актер МХАТ, пришедший
сюда из театра Революции. И далее — Хме-
лев, Добронравов, Зуева, Степанова, Гриб-
ков, Калинин и др. И так как роли разош-
лись в общем удачно и каждый делает то, к
чему призван, то в смысле актерском
спектакль представляет выдающийся ин-
Tepec.

Роль Грибова — сплошной соблазн. В
ней неизбежны литературные ассоциации.
Котомка и медный чайник Луки, благоле-
пие ‘дошлых странников, ходоков в «мир
божий», которых так зло описал Горький.
Ни следа этой кулацкой елейности мы не
видим у -Грибова. Его Фрол — мужик
мыслящий, но без всякого суетного веле-
речия. Прямой и строгий, добродушный,
не без юмора и известной хитрецы, он
живет интересом общества — «как мир
скажет». Он лишь несколько пытливее,
чем его земляки, во всем остальном он
похож на них. И ищет он мужицкую пра-
вду (не для нравственного самоусовершен:
ствования. Правдолюбие его совершенно
жизненное, земное, и когда он находит
наконец эту правду, никто не может по-
колебать его сознательной веры в буду-
mee. Hu ехидные речи Сторожева, ни
истязание, ни смерть. Как человек быва-
лый, довольно тонко разбирающийся в
людях, он быстро по заслугам оценивает
«маленького, скуластого, толстогубого» Ан-
тонова, как описывает его автор в ре-
марке.

Антонов — Топорков не прбето атаман
в красном картузе и красных галифе; это
опасный маниак, который лжет и тут же
забывает, что солгал, и уже сам готов
верить тому, что говорит. Даже в дни ус-
пеха мятежа его не покидает чувство не-
уверенности. Он склонен к эффектному
жесту, ему ничего не стоит расстрелять
хулигана-матроса, но руководить восста-
нием он неспособен.

Типография газ. «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 34%

Лите

г: Трибуна читателя НЕ

ТЕСНЕЕ СВЯЗЬ.
С МАССАМИ ЧИТАТЕЛЕЙ

$

aseta № 61 (397)

_ СЛЕТ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ
И СКАЗИТЕЛЕЙ

Союз советских писателей CCCP copy,
вает на 22 ноября в Москве всесоюзный сл
народных певцов. и -скавителей, посвящен.
ный вопросам участия народных певцов
избирательной кампании.

сти политической поэзии и в жанре зло-

бодневных стихов. По крайней мере, дебаты, i фут И. vik is ee rant
литературных у Hley

ce ae ene ets аа своих произведений, посвященных Сталин.

кругах о «нужности»
злободневных стихов, об «устарелости аги-
ток» — ни в какой мере не выражают мне-
ния советской общественности и были на-
вязаны врагами народа. с прямой целью,
как разоблачила «Правда», «свернуть нашу
поэзию с правильного пути... чтобы лишить
партию такого острого оружия, как полити-
ческая поэзия».

Невольно приходит на память происхо-
дившая в Москве в Центральном Доме Крас-
ной Армии встреча командиров РККА ¢
одним крупным, любимым страной, поэ-
том. Этот поэт в ответ на настойчивые воп-
росы читателей, почему” он, уважаемый
поэт, перестал писать в газете, смиренно от-
ветил, что за газехные стихи критика часто
рутает. А отсюда возникает невольное сом-
нение — может быть, и впрямь газетными
стихами не удовлетворишь запросов нашего
требовательного читателя, и лучше всерьез
и надолго взяться за эпические полотна.

Наш читатель, и в особенности молодежь,
воспитанная на прекрасных примерах G6oe-
вой газетной поэзии Маяковского и Демья-
на Бедного, знает цену пламенному боль-
шевистскому слову поэта-агитатора.

И для такого читателя не может быть
вопроса «нужны» или «не нужны» агита-
ционные стихи, он требует только, ‚чтобы
стихи были хорошие и отвечали бы чувст-
вам народа. ‘

Секция позтов немало заседала по вопро--
су о газетных стихах, но позволительно
спросить: пробовала ли секция проводить
свою работу с приглашением читательского
актива, который есть при любой библиоте-
ке и многотиражке?

По-моему, правление ССП должно играть
ведущую роль в деле организации читатель-
ской общественности. oe

Если будет вытравлен душок пренебрежи-
тельно-барского отношения некоторых ли-
тераторов к читательской критике, а сам
Союз советских писателей с привлечением
читательской общественности найдет новый
стиль работы, то легче и менее болезненно
будут решаться насущнейшие вопросы со-

ветской литературы.
Вл. АРТЕМЬЕВ. -

Спушатель Военной академии ›им.
Куйбышева,

`В четвертом акте Антонов ползком, в по-
мятой одежде появляется из ржи на полян-
ке, у дуба. Он. прощается со своими сорат-
никами и уходит в лес. Это уже совсем кон-
ченный человек, в его пустых глазах скво-
зит животный испуг, страх алкоголика и
сифилитика в трех поколениях. «Вот и один,
был один, один и остался...»

Сошло внешнее, актерское, ’ осталась
гниль; на лице Антонова улыбка мерт-
веца, сохранившего только одно желание
— «хватать. живых». Душевная пустота,
безразличие, какая-то заторможенность
чувств много нашкодившего и пойманно-
го преступника, которому уже никуда не
уйти, — это и есть психологическое со-
стояние Антонова. Топоркова можно уп-
рекнуть только в‘ одном: его AHTOHOBY
нехватает сознательного действия, он жи-
вет как бы в полусне. Он не просто. само-
влюбленный позер, Чие только дегенерат и
пустобрех, он — злейший враг, он рев-
ностный выполнитель кулацко-эсеровских
директив, формальный вождь восстания.
Правда, истинный его вдохновитель. — Петр:
Сторожев. В спектакле, как мы уже говори-
ли, Сторожеву пришлось потесниться. Исто.
рия его деятельности и гибели уже пе
составляет трагического конфликта пьесы.
Сторожев в «Земле» — лицо важное, но в
конце концов только эпизодическое.

У Хмелева нет никакой плакатностн,
крикливости. Его Сторожев прежде всего
сосредоточен в самом себе. У него большое,
тяжелое тело, длинные, путающиеся руки,
но походка его легка, и появляется он вне-
запно. В штабе Антонова он самый умный
и политически дальновидный. Он дерется
за землю не потому, что она кормит и поит
его, а потому, что в ней видит свое могуще-
ство, свое кулацкое право.

Брови его насуплены и улыбка редко
появляется на его лице Это мучительная
улыбка человека закоренелой злобы, кото-
рому чужда человеческая теплота. Он ни-
когда не теряет внешнего благообразня.

Злоба‘ его проявляется не в минутных
вспышках, а в систематической борьбе, в по-
стоянстве ненависти, Хмелев все свое вни-
мание устремил именно на эти черты Стэ-
рожева. В сценах же душевной‘ борьбы по-
ведение Сторожева носит слишком рациона
„листический характер. Здесь хотелось бы
большей страстности, большей непосредет-
венности. у

Сторожеву и Антонову в спектакле про-
тивостоят не только Фрол, но и Листрат и
брат его Алешка. Листрат—вполне зрелый
революционер, пролетарий, участник цари-
цынских боев. Его играет Добронравов, ко-
торый давно прославилея своим искусст-
вом создавать положительные типы наше:
то времени. Роль Листрата не представляет

ской Конституции и победам социализиз в
нашей стране.

Слет продлится 3 дня. В программе рабо
слета — вступительное слово т. Ставсков,
доклад т. А. Аршаруни — «Народу
творчество и выборы в Верховный Сова
CCCP», доклады фольклорной секции и сев,
ции поэтов и обмен делегатов творческиу
опытом.
` Для подготовки и проведения слета Со.
зом советских писателей выделена коме.

сия.

«Что человеку надо?»

Новый роман И. Эренбурга

Героической борьбе испанского народ
посвящена выпускаемая Гослитиздатом yo.
вая книга И. Эренбурга «Что человеку на.
до?>.

Основной персонаж книги — француз
Бернар, борющийся на фронте республика:
ской Испании против фашизма.

Salas

Виана
хроника

ГОСЛИТИЗДАТ ВЫПУСКАЕТ:

3 «Избранные стихи и поэмы» И. Г
Чавчавадзе. В книгу включены поэмы, сти:
хи.

3. «Избранные стихи и поэмы» Д. Гурамя.
швили — грузинского классика ХУ века,
В сборник включена большая поэма «Беды
Грузии».

№ «Народные
Сборник.

3 Однотомнин народного поэта Белорус
сии Якуба Коласа. В центре книти—тлавы
из новой большой поэмы о Белоруссии.

3% «Пушкину» — сборник стихов коллев-
тива молодых поэтов. Выходит. под редак:
цией П. Антокольского. :

3% Массовыми ‘удешевленными издания.
ми Гослитиздат. выпустил. повесть Н. В. Го-
голя «Тарас Бульба» и роман Бальзака
«Отец Горио».

«АКАДЕМИЯ» ВЫПУСКАЕТ:

3 «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пуш.
кина. Поэма иллюстрирована многокрасо+
‚ ными рисунками А. Могилевского.

3 «Переписка Шиллера и Гете». Пере-
писка охватывает 1794—1805 гг. и совпадает
с периодом работы Гете над «Германом и
Доротеей».

3 «Поль и Виргиния» — Бернардена де
Сен-Пьера.

% Мертвые души» Н. В. Гоголя. Поэма
иллюстрирована рисунками A. Aruna. В
приложениях даны ‘варианты ко П тому
поэмы: первоначальная и окончательная,
разрешенная цензурой редакция «Повести 0
капитане Копейкине».

ИЗДАТЕЛЬСТВОМ «СОВЕТСКИЙ
 ПИСАТЕЛЬ» ВЫПУЩЕНЫ:

%\ Поэмы ‘и стихотворения Н. П. Огарева,
В первый ‘том включены наиболее извест:
ные стихи и поэмы, а также литературео-
критические статьи поэта,

3Е «Друзья» — киноповесть Николая Ти’
хонова и Льва Арнштама.

3 «На Востоке» — роман П. Павленко. Иль
люстрации художника A. Mopososa-Jloc.

3 В серни «Библиотека поэта» выходит
полное. собрание стихов А. К. Толетого. В
первый том включены поэмы, баллады и
сатирические стихотворения. Издание ил-
люстрировано.

ИЗДАТЕЛЬСТВО. АКАДЕМИИ НАУК ВЫ:
ПУСКАЕТ:

* 3 Том «Литературного архива», посвя-
щенный Ф. М. Достоевскому. В том войдут
неогубликованные тексты — Достоевского
(черновики к «Подростку» и др.), которые
составят свыше 40 печатных листов.

грузинскив сказки» —

‘

ничего принципиально нового для. Добрб-
нравова. Но я в ней сказывается внутреннее
возмужание актера. В его улыбке появи
лась мудрость. Движения его стали мене
порывистыми, его беззлобный юмор стал
жестче, серьезнее.

Встреча Листрата с  Алешкой — встречз
братьев из двух враждующих лагерей
самая драматическая сцена спектакля, Ля“
страт уверен в своем превосходстве, и 210
спокойствие разоружает пылкого и увл-
кающегося Алешку. Спокойствие Листратз
нисколько не похоже на равнодушие Ан-
тонова и внешнее благообразие Сторожева.
Это спокойствие правоты, непоколебимой
вегы в конечный успех своего дела. В Ли.
страте чувствуется государственный УМ
человек большого призвания. Алешка -
другого склада, он — натура чувственная,
непосредственная. Он полон юношеского
озорства, характер его еще не установился,
и Фрол хорошо говорит о нем: «Кость у 19*
бя нетвердая, огня много, а жиру—с гуль-
кин НОС». Перед ясными и простыми ©ловз-
ми брата он теряется и ничего путного в 01°
вет сказать не- может.

Белокуров—актер с большим будущим-—
играет Алешку вот именно таким непосред-
ственным. своевольным, озорным. Во взглЯ*
дах Алешки нет никакой твердости ик АЕ
тонову он примыкает только в силу своей
бесхарактерности, в силу инерции подчине-
ния Сторожеву, у которого он батрачил 6
малых лет: Ни со Сторожевым, ни с АвТо-
новым у него ничего общего нет, и когд&
разбуженный словами Листрата, он начи“
вает задумываться над всем происходящим,
он_-в ужасе отшатывается от Сторожева. Как
и Фрол, он находит свою человеческую,
большевистскую правду. И этот перелом В
сознании крестьянской массы, эта победа
партии, укрепившей союз рабочего класса
с крестьянством, и есть содержание этого
спектакля, который по праву может быть He
зван юбилейным. Когда думаешь о спектак“
лях МХАТ’а, е которыми хочется сравнитв
«Землю», на память приходит «Броне
поезд», поставленный к 10-летию Великой
Октябрьской социалистической революции
и сыгравший историческую роль в жизни
Художественного театра.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

—ы—ыы=ы=ы=ы=—=З:ЗХЬьП МЫ —»=—еь
ИЗДАТЕЛЬ:
Журнально-газетное об’единение,

РЕДАКЦИЯ: Москва, Сретенка, Послед»
ний пер., д, 26, тел, 69-61.

Издательство: Москва, Страстной буп» 1%
тел. 4-68-18 и 5-51-69.

\
’