«В защиту политической поэзии»
Обсуждаем вопросы советской поэзии

X@pemmazs mewn

on Goenrom Фоовотекий етих

Статья т. Н. Плиско «В защиту политиче-
ской поэзии», опубликованная 30 октября
в «Литературной газете», поэтами нашей
страны встречена сочувственно. Конечно,
можно было бы с ним кое о чем поспорить,
мне лично кажется, что термин «политичо-
ская поэзия» расшифровывается не совсем
точно. Под этим термином т. Н. Плиско, ви-
димо, подразумевает особо важный в поэ-
зни жанр, который должен иметь преиму-
щество перед другими жанрами: лириче-

ским, эпическим, песенным и т. п.

Думается, это не совсем верно. Проблема
политической поэзки не должна понимать-
ся, как проблема узко жанровая. Низведе-
низ политической поэзии до жанрового  по-
нятия, до стихов, напечатанных только в
газете, равносильно снятию этого большого
вопроса. Необходимо уяснить, что полити-
ческая поэзия — наджанровое понятие или,
вернее, вмещающее в себя все жанры — и
лирический, и эпический, и трагедийный, и
песенный, и. все остальные, так как неза-
BHCHMO от того, в каком жанре поэт работа-
ет, он обязан быть художественным провод-
ником идей партии Ленина— Сталина.

И когда мы боремся за политическую поэ-
зию, это вовсе не значит, что мы борэмся
только. за какой-то отдельный участок в на-
шей поэзии, а остальные участки оставляем
в полное владение литературных гурманов,
чистоплюев, эстетов, Нет, это, конечно, не
PAIS

Борясь за политическую поэзию, мы 6бэ-
ремся за повышзние идейного уровня всей
советской поэзии, боремся за поэзию пуш-
кинской ясности и простоты, рождающую
звук, отзывный в сердцах миллионных масс,
за поэзию великого опыта жизни, неотделн-
мую от политических задач советского на-
рода.  ,

Вот почему борьба за политическую поз-
зию должна охватить всю советскую поэзию:
это даст ей широкую перспективу развития.

И все жз, несмотря на спорный для меня
пункт о политической поэзии, статья
Н. Плиско в целом — отрадное явление: в
ней впервые взяты под сомнение литератур»
ные взгляды Е. Усиевич, нашедшие свое
последнее, HO времени, выражение в ее
статье «К спорам о политической поэзии».

Для советских поэтов эта статья не яви-
лась неожиданностью: она ‘вытекает из
зредной деятельности Усиевич на поэти-
ческом фронте. Эта деятельность ознамено-
вана, с одной стороны, неустанным оглупле-
низм и дисквалифицированием поэтов, кров-
ными нитями связанных с народом, и с
друтой стороны — упорным последователь-

ным выдвижением некоторых поэтов, ра-

зоблаченных впоследствии как враги наро-
да. В частности, одного из них Павла Ва-
сильева, она называла’ «поэтом миллио-
нов», утверждая, что «эмоциональная зара-
зительность его стихов дает все основания
предполагать это».

Пожалуй, не найдется ни одного литера-
турного критика, который бы заслужил у
поэтов такое единодушное отрицательное

отношение к себе, как это успела сделать
т. В. Усиевич. Это произошло потому, что

она, разглагольствуя о политической поэ-

зии, никогда не любила советскую поэзию—

и не любила именно за ее политическую

направленность, что ясно было выражено

ею в статье о Смелякове, где она прямо
нисала: «Лирика‘` существовала в нашей
поэзии на всех этапах ее развития... Но это
была лирика преимущественно борьбы, ли-
рика гражданская и политическая, и это
было совершенно естественно для проле-
тарских и близких к пролетарским поэтов,
в то время когда вся страна стояла про-
тив врага с оружием в руках, когда чувство
борьбы, чувство ненависти к врагу домини-
ровало», А теперь, видите ли, обстановка
изменилась, и у отдыхающего, с точки зре-
ния т. В. Усиевич, пролетарского класса
уже чувство ненависти к врагу не домини-
рует, а потому у него появилась потреб-
ность, как выражается т. Е. Усиевич, «в
иной лирике, потребность в интимной ли-
рике, в стихах о любви, о природе». Вот в
этом противопоставлении поэзии политиче-
ской поэзии интимной, в постоянном отры-
ве личного от общественного— вся т. Е. `Уси-
евич.

Что же касается ее последней статьи, ко-
торую разбирает Н. Плиско, то смысл ее в
том, что у советского народа к 20-й годов-
щине Октября кроме двух поэтов — Маяков-
ского и Демьяна Бедного — никого нет. Вот
основной и даже незамаскированный вызод,
который делает т. Е. Усиевич из анализа
существующего положения вещей в совет-
ской поэзии. И этот вывод для т. Е. Усие-
вич закономерен. С разгромом вредитель-
ской бухаринской линии в поэзии и его
выдвиженцев, с разгромом поэтов, на ко-
торых опиралась ЕВ. Усиевич, вокруг кото-
рых она восхищенно приплясывала, со-
ветская поэзия ‘для нее перестала сущест-
вовать. /

Статья Н. Плиско поможет разоблачить
вреднейшую деятельность Усиевич на поэ-

тическом фронте.
` ДЖЕК АЛТАУЗЕН

Деогольюх двуемыелешиоетей?

Считаю правильной статью тов. Н. Плиско
«В защиту политической поэзии», как яс-
ную и недвусмысленную постановку вопро-
са о наиболее волнующих проблемах совет-
ской поэзии. :

Я вдвойне рад этой постановке — и за
поэзию, и за нашу критику, до сих пор хо-
дившую вокруг да около центрального во-
проса — участия поэзии в сегодняшнем
дне, в его интересах, трудностях, достиже-
НИЯХ.

Лично у меня, как у советского стихо-
творца, от атого обхаживания критики оста-
лось чрезвычайно неприятное впечатление
двусмысленной и недобросовестной возни,
имеющей целью запутать этот вопрос, сбив
с толку, дезориентировав тех, кому он яв-
ляется жизненно необходимым. :

В самом деле: припомним высказывания
тех критиков, которые так или иначе «3a-
давали тон» в нашей поэтической среде.
Как презрительно всегда отзывались они 0
людях. пытавшихся заниматься так назы-
ваемыми «атитками», которые и были в кон-
це концов политически-заостренными сти-
хами.

Селивановский, а велед за ним — Ерми-
лов, Лейтес, Тарасенков, — какая длинная
цель имен, вязавшая ноги молодой совет-
ской поэзии, всячески затрудняя ее дви-
жение по пути сближения 6е тематики ‘с
общественно-политическими запросами
дня!

К сожалению, и голос т. Е. Усиевич мож-
но найти в этом спевшемся хоре.

Голос не такой уверенный в себе, как
вышеназванных, но достаточно неприязнен-
ный в отношении политической поэзии.

ЗОЛОТАЯ КНИГА

Так можно назвать сборник «Творчество
народов СССР», выпущенный ‘редакцией
«Правды» к 20-летию Великой Октябрьской
социалистической революции. На обложке
этой изумительной книги нет фамилии ав-
тора. Ее автор — советский народ, и созда-
валась она ‹из песен, сказов, метких слов,
рожденных коллективным вдохновением со-
ветских народов».

Почти два года собирались песни, сказки,
былины, частушки. Писатели, фольклори-
сты, журналисты, краеведы, откликнувшись
на призыв редакции, записывали «создан-
ное народными талантами за двадцать ге-
ройческих лет». Свыше 600 печатных листов
советского фольклора собрала редакция. В
книге в 30 печатных листов опубликованы
«только лучшие, типичные произведения
советского фольклора». 250 вамечательных
произведений певцов, сказителей, рассказ-
чиков тридцати пяти советских народов
заняли более чем 500 страниц золотой книги.

Раскроем эту книгу и перелистаем ее
страницы. Перед нами — цветущая родина,
тде для советского народа «открыта в сча-
стье настежь дверь», где живет, работает
и на разных языках поет великий совет-
ский народ. Он гоет громко, во весь голос.
Песня летит от края и до края. Народ поет
© своей радостной и ‘счастливой жизни в
великую сталинскую эпоху, воспевает своих
любимых вождей Ленина и Сталина, он
славит могущество своей родины, «век со-
ветский, счастливый и радостный».

Только Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция открыла уста народа для
бодрой, радостной песни. Большевистская
партия и ее вожди Ленин и Сталин создали
такую жизнь, когда трудовой народ может
петь свободно. от души. Вот почему самые
лучшие свои песни народ слагает о люби-
мых вождях. Изумительные по силе обра-
вы. замечательные слова паходят певцы,
чтобы выразить народную любовь к Ленину
и Сталину,

Ленин вотал, как солнышко восходит,

Разгоняя тьму и ложь, —
поет народ Чечено-Ингушетии.

«Ленин смелее и ярче солнца! Для Лени-
на ночи нет!», восклицает народный певец
Киргизии.

Ты нам все двери мира отворил,

Великий Ленин, исполин веков! —
поют таджики,

На всех’ языках прославляют Ленина па:
родные певцы, Они сравнивают его с тем,

что им дорого, близко, понятно. «Ленин —

И если Ермилов просто выполнял дирек-
тивы Авербаха, ругая Маяковского именно
за злободневность его стихов, а Мирский

уже вынужден был признавать Маяковско-
TO, HO обвинял в неудачности этого рода сти-
хов меня, —

если Тарасенков подпевал Мирскому, вся-
чески охаивая все, что близко было к поли:
тической поэзии, и с таким же жаром восх-
валяя все, что было ее антиподом, —

если Бухарин и иже с ним всячески ста-

рались похоронить носителей этого жанра

под грудой кислых слов,

то — Е Усиевич придумала совершенно
новую формулировку, долженствовавшую
смешать с грязью сторонников . политиче-
ского жанра в поэзии.

Формулировка эта — о поэзии, которая
будто бы делается по телефонному звонку.

В этом содержится компрометация поэта,
как наемника, который не сам, а под влия-
нием внешнего, чисто административного
воздействия пишет на тему, ему продикто-
ванную.

Все это было настолько двусмысленно,
неприязненно и настолько дурно пахло, что
спорить с этим не хотелось. Все ждалось,
что найдется же трезвый человек, который
эту двусмыеленность расшифрует; раз’яс-
нит, вытащит на солнышко.

Статья т. Е. Усиевич, о которой идет речь
в разборе Н. Плиско, является лишь раснги-
ренным толкованием той же вредоносной
и враждебной советской поэзии позиции,
которую занимали многие «опекуны» совет-

ской поэзии.
Н. АСЕЕВ

a ae

В. БАРЫКИН

солнце», «Ленин — свет», «Великий Ленин,
равный облакам», «Ленин, как снежные го-

‘ры, высок», «Ясное солнце жизни», «Самый

мудрый из мудрых, самый большой боль-
шевик», «Золотая заря», «Добрый великан»,
«Мудрые мысли Ленина, будто цветы цве-
ЛИ», — эти и им подобные образы и сравне-
ния целыми пригоршнями рассыпают на»
родные певцы в своих песнях о том, кто со-
здал нашу страну. .

Когда умер В. И. Ленин, печально зазву-
чали толоса певцов и сказителей. Миллионы
людей оплакивали смерть великого вождя.
Но’вот на весь мир прозвучала сталинская
клятва.

Живое имя Ленина —
Бесценный изумруд,
Твои слова, твои дела,
Клянемся, не умрут.

— запели в. Армении. Да и не только в Ар-
мении. Дело Ленина живет и гроцветает,
и песня о нем несется по просторам совет-
ской земли.

Как добрый конь, ступает твердо время.
Идут года, и мы идем вперед, i
По тем путям, что завещал нам Ленин,
Родной товарищ Сталин нас ведет,

Ему, родному Сталину, посвящает народ
свои вдохновенные песни. Каждая‘ песня,
сказание — это толос народа, голос, идущий
из глубины сердца, выражающий горячую
любовь народа к больневистской партии
и ее вождю,

По-иному светит нам

Солнце на земле.

Знать, оно у Стадина

Побыло в Кремле, —
расгевают в украинских селах.

«Это светит наше солнце — Сталин наш
родной», — поет свободный мордовский
народ.

Матери, баюкающие своих детей, поют им
о самом близком, самом родном человеке.

Сталин — в сердце каждого честного че-
ловека. Сталин близок каждому. Каждый
народ поет о Сталине по-своему, на своем
родном языке, рассыпая согатетва нацио-
нальной культуры. Какое разнообразие
форм, образов вкладывается в революцион-
ное содержание песен.

О Сталине, могучем батыре, поют в Казах-
стане:

Только этот батыр, и мог
Разбить вековой замок,
За которым богач берег,

СЕ ^^ ДЕ

Журнал «СССР на стройке», лучший co-
ветский иллюстрированный журнал, поль-
зуется заслуженной популярностью не толь-
ко у нас в стране, нок за границей. Изда-

ваясь, помимо русского, на нескольких ино-
странных языках, журнал из месяца в месяц

Статья т. Плиско полезна тем, что затра-
тивает вопрос о той части поэтической ври-
тики, которая, как правило, резко расхо-
дится с народным, читательским ‘мнением.

Фигура критика т. Е. Усиевич в этом
смысле почти показательная.

Пристрастие т. В. Усиевич к конструкти-
вистам, затем к констромольцам, к эсте-
там, поддержка и прославление некоторых
поэтов, враждебность которых впоследет-
вии стала очевидной для всех, — все это
заставляет невольно думать, что здесь
целая концепция, которая врядли годится
для советского критика.

Вынужденные комплименты т. Е, Усиз-
вич по адресу Д. Бедного и Маяковского ка-
жутся дымовой завесой, которая не может
прикрыть ни великолепного молчания ее о
целой армии боевых, демократических по-
этов, ни ее высказываний, дискредитировав-
ших работу этих же поэтов.

Некоторые поэтические имена, которым
Е. Усиевич пророчила судьбу «поэтов мил-
лионов», приобрели такую печуальную из-
вестность, что вряд ли стоит о них и упо-
минать. ]

«Правда» указывала на вредный харак-
тер статей этой «пророчицы» печального
образа, и полное раскрытие ее критическо-
то лица могло бы пойти на пользу всему
подлинно советскому искусству — и ноэзии,,
и критике.

Хоропто, что сделан почин.
ВАС. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

номики, расцвет культуры Советского Сою-
за, его республик, краев и областей.
Большинство номеров «СССР на стройке»,
вышедшие в 1937 т., показывают, что ре-
дакция журнала неустанно работает над
повышением художественного и политиче-
ского качества иллюстрационного материала,
(кстати — всегда оригинального), ища и на-
ходя новые интересные формы подачи чи-
тателю фотоснимков и текста. Привлекая к

щих страну писателей и журналистов, ре-
дакция «СССР на стройке» сумела сочетать
их работу с работой выдающихся  фотома-
стеров, создав образцы фотоочерка, фоторас-
сказа,

Юбилзйный номер’ «СССР на стройке»
целиком посвящен великой Сталинской
Конституции. Бесспорно, что это глубоко
продуманное и блестяще оформленное из-
дание выхолит далеко’ за пределы рамок
обычных номеров «СССР на. стройке». Пе-
рзд нами великолепная книга, иллюстриру-
ющая заявление вождя народов СССР

He советов, ‘что наша советская Конетиту-
ция «допжна говорить с том, что уже есть,
что уже добыто и завоевано теперь, в на-
столацем».

Следуя шаг за шагом за статьями вели-
кой Сталинской Конституции, юбилейный
нюмер «СССР на стройкё» иллюстрирует их
яркими фотомонтажами и снимками, вос-
‚произведением образцов советского изобра-
зительного и народного искусства, диаграм-
мами, картами, цифрами. Все это, в соеди-
нении с лаконичным, выразительным тек-
стом Бориса Атапова, использовавшего и
цитаты из выступлений Ленина и Сталина,
и народный фольклор, делает юбилейный
номер журнала документом большой силы,
одинаково интересным и полезным и для
читателя, как нашего советского, таки
зарубежного.

Построенный просто и ясно, этот номер
журнала является прекрасным подспорьем
для партийного пропатандиста и советского
активиста в избирательной кампании в Вер-
ховный Совет, :

Номер открывается

ba чеетну
пером

В силу целого ряда обстоятельств полу-
чилось так, что правдивая и ясная статья
Н. Плиско прозвучала не только в защиту
политической поэзии, но и в защиту всей
современной советской поэзии. За послед-
нее время стало обычным явлением в кри-
тике огульное, со свистом и улюлюканием,
охаивание творчества советских поэтов по-
одиночке и группами.

Делалось это не сразу, а постепенно, под
разными благовидными предлогами, но в
итоге страдали и поэзия и поэты.

Нужно проследить, например, за практи-
кой журнала «Литературное обозрение»,
чтобы понять эту несложную истину.

В особенности яростным нападкам под-
вергались поэты, работающие в плане поли-
тической поэзии. Своего апогея эта линия
«критики» достигла в известной статье
т. Е. Усиевич, статье политически вредной
и лицемерной.

Е. Усиевич оставляет в советской поэзии
В. В. Маяковского, которого. мы, “поэты, и
без ее помощи ‘считаем нашей гордостью и
славой. Затем т. Е. Усиевич «признает» поэ-
зию Д. Бедного; опять-таки и в этом случае
мы можем обойтись без ее открытий. Все
остальные поэты игнорируются или. подвер-
таются расправе. В. Усиевич путем неслож-
ных ухищрений ликвидирует политическую
поэзию в тот момент, когда она насущно
нужна нашему народу и всему трудящему-
ся человечеству. Все это весьма и весьма
похоже на желание запутать советских
поэтов и унизить их работу. От. статьи
т. Е. Усиевич и ей подобных несет холодом
и недоброжелательством. Видно, что Е, Уси-
евич не любит поэзии, или любила и любит
поэзию какого-то иного склада и лада. Мы,
советские поэты, работаем еще далеко не
так, как работают лучшие люди нашей
страны, наши вещи страдают многими и
многими недостатками, но в целом совет-
ская поэзия дала за 20 лет много прекрас-
ных, сильных и умных вещей и является
сейчас лучшей в мире. Честное слово; мы
не боимся нашей суровой критики, но кри-
тики партийной, честной и в основе своей
доброжелательной. За’ такую критику мы

будем бороться.
В. ЛУГОВСКОЙ

монтажем — вос-

‚ Украинцам отвечает белорусский народ:

Пусть живет на свете
Жизнью нерушимой
Наш товарищ Сталин —
Наш’ отец’ любимый! 5
Эти песни подхватывает” весь советский
народ;
края до края, по горным вершинам,
Где свой разговор самолеты ведут,
Сталине мудром, родном и любимом
Преврасную песню народы поют.

*

Следующий раздел книги-—«Гражданская
война» — открывается широко известной
госней, с которой тогда полураздетые, плохо
  вооруженные красные войска шли на врага

и били его вооруженные по г.оследнему сло-
ву техники полки: «Смело мы в бой пойдем
за власть Советов».

Прочитываешь творчество народа, поме-
щенное в этом разделе книги, и перед тобой
встает живая история боевых дней, когда
революция защищалась от белых полчищ,
от интервентов 14 стран, изгоняя их со своей
священной земли. у

Боевые подководцы революции, ее слав-
ные командиры, легендарные герои, безы-
мянные бойцы — вот к кому народ обра-

щает свою любовь. О незабываемых делах
] Фрунзе, Серго, Кирова, Ворошилова,
Буденного; Чапаева, Щорса народ поет свои
песни, частушки, сочиняет сказки. ‘Все
основные этапы и наиболее яркие эпизоды
гражданской войны нашли свое отражение
в волотом роднике народного творчества.

Борьбу с Деникиным, Врангелем, `Колча-
ком, Петлюрой, боевые походы славной кон-
ной армии, бои за Царицын, за Приморье,
за Украину, легендарные походы Чапаева,
Щорса, боевые. партизанские дела, — вое,
что. пережил народ, он запомнил и вложил
в уста своих певцов. По гесням ‘вародным
будущие историки смогут ознакомиться ©
‚этими боевыми годами, когда Страна сове-
тов под руководством Ленина и Сталина
расправляла свои могучие крылья и очища-

За которым мулла стерег,

Как яблоки своих глаз, т

Все украденное у нас!

Грузинские народные певцы сравнивают
Сталина с орлом: :

Ты — ввысь поднявшийся орел,

Что над вершинами летает.
Таджикские певцы спрашивают:

Где найдешь ты в памирских горах
такого большого орла,

У которого есть миллионы верных и
смелых орлят?

И отвечают: у

Нет такого орла в-горах! :

Есть счастливый такой орел далеко ва

горами:
‚ Зовут его Сталин!

В Азербайджане иное сравнение: 4

Все науки мудрые познавший,

Маяка ты светишь ярче, Сталин!

Ты заветы Ленина исполнил,

Партии брильянт, ярчайший, Сталин!
Туркменские колхозники, обращаясь к
любимому вождю, говорят:

«Ты зорче сокола в небесах, ты храброго
льва сильней».

У армянского народа свои слова, свои
образы:
Ты — новых дней отец, товарищ Сталин!
Ты выше всех богатырей на свете,
Ты — гышный сад с душистыми
плодами.

Колхозник Автономной Удмуртской pec-
публики поет; .

Велшволешихое
Msnanme

Юбилейный номер журнала «СССР на стройке»

демонстрирует рост’ социалистической эко-

авторской разработке своих номеров знаю-.

товарища Сталина на УШ Всесоюзном ©’ез-.

«Румпельштильцхен»
Издательство‘ «Асадепиа» выпускает

Он ярче солнца в июне,

Он выше июльской тучи,
Яснее летнего дня.

Сталин — орел могучий —
Ведет нас вперед, к коммуне
И пусть он слышит меня.

Замечательные слова о Сталине можно
найти в песнях каждого народа, населяю-
щего СССР, В Киргизии, например, поют о

том, как Сталин

Для отсталых; темных племен
Создал счастливый век,
Под мудрым ваором его
Человеком стал человек.

Свободный украинский народ поет:

И с тобой, наш ясный сокол,
Мы с дороги не свернем.

Мы в сердцах и на знаменах
Конституцию несем!

ла свою землю от всяких Вияутренних и ино-
земных врагов. ‘ ;

Песни о гражданской войнё — это песни
любви к своей родине, к своим вождям и
полководцам, песни ненависти к врату.

Следующий раздел книги — Красная Ат-
мия — является как бы продолжением пре-
дыдущего. Гордостью и радостью за свою
родную, непобедимую Красную Армию, ‘ох-
раняющую труд работников социалистиче-
ского государства, наполнены до краев пес-
ни народные.

*

Хотите почувствовать, что такое наша ро-
дина, как и чем живет Haul советский на-
род? Хотите ощутить географию и этногра-
фию нашей страны, лицо одиннадцати со-
ветских республик, их неисчерпаемые `60-
татства? Перечитайте 107 песен, сказок, ча-
стушек, сказаний, напечатанных в послед-

‘
Литературная, газета № 62 (698)

Поправка

В докладе тов. Молотова «К лвадпатии
тию’ Октябрьской революции», опубликоз
ном в «Литературной газете» 10 ноу
`1937 г., в главе Ш «0 перспективах», эх
второй колонке, в пятом збзапе сверху нь
печатано:

«Что все это означает? Это означает, yy)
в нашей стране создалось невиданное ра,
ше внутреннее моральное и политичени
единство народа. Моральное п политичеь -
единство сопиалистического общества»,

Надо читать:

«Что все это означает? 91% означает, my
в нашей стране созлалось невиланное рад,
ше внутреннее моральное и политически
единство народа, моральное и полятичесь
единство социзлистического общества»,

произведена скульитура Мухиной— рабочий
и колхозница над земным шаром, на OCH
которого развевается красный флаг, водру-
женный героями Советской страны Ha Ce-
верном полюсе. : 7

От умнейших и передовых людей эпох и
народов — Платона, Томаса Мора, Фомы
Кампанеллы, Руссо, Сен-Симона и Фурье,
журнал изреходит к основоположникам на-
‘учного ‘социализма Марксу и Энгтельсу, ге-
ниальным вождям Великой Социалистиче-
ской революции в СССР Ленину и Сталину.

Показав борьбу за Октябрь воспроизведе-
нием известных картин художников Щег-
лова и Иогансона, историческими докумен-
тами и цитатами, журнал иллюстрирует И

СТАТЬ HepB YR HNROTER UMM PEYOORS BISN ПРЕМЬЕРА «ТИХОГО ДОНА

ляющим фотомонтажем художника Эль-Ли-
сицкого: творец Конституции — великий
 Оталин товорит с трибуны, рабочий и кся- В ТАШКЕНТЕ
 хозник высоко вздымают над головой вождя

Ташкентский театр оперы и балета поз
зал в Октябрьские дни премьеру epg
И. Дзержинского «Тихий Дон»; i

знамя с гербом СССР.
  В сзрии ярких разворотов, посвященных

Коллектив. театра и зрители отправил
т. Михаилу Шолохову. в адрес Централь

т,ст, 2, 3, 4, 6, 1, 8, 11, показаны не только,

мощь и расцвет экономики СССР, удельный

вес нашей родины в мировом . хозяйстве,

ботатотва недр. земель, вод и лесов, заводов,

фабрик, шахт, рудников, транспорта, бан-   избирательной комиссии по выборам в №

ков, связи, совхозов, колхозов, но и 10, ксму   ховный Совет СССР телеграмму, в коту
поздравляют писателя с большим poner
«Тихого Дона»

«Все присутствующие, — говорится ви

леграмме, — рады случаю поздравить м

все эти богатства принадлежат,
также с тем замечательным фактом, зто м

Статью 12 — о том, что труд является в
СССР обязанностью и делом чести, иллюст-

округов выдвинул вас кандидатом в №
ховный Совет.

рируют изображения знатных ‘людей стра-

ны — кузнэца Бусыгина, скрипача Ойстра-
ха, машиниста Кривоноса, писателя Шоло-

Мы надеемся видеть вас нашим сти

в столице Узбекистана в самом скором В

мени».

хова, инженера Жук, трактористки Палии
«ПРАВДА» А, КОРНЕЙЧУКЮА

Ангелиной, академиков Баха и Лысенко, за-

нятых каждый своим трудом.
Оригинальная цветная композиция герба
СССР (худ. В. А. Фаворского). изображаю-
щая содружество советских народов, от-
крывает парад одиннадцати союзных рес-
публик.
РОФСР, цветущая Украина, охраняющая

вападный беж Белоруссия, нефтяной

И рупия и Армзния, В ТЕАТРЕ ИМ. ФРАНКА
хлопковые жемчужины Узбекистан, Турк-

менистан и Таджикистан, пюмышленный От нашего киевского
и животноводческий Казахстан и Киргизия корреспондента

представлены в юбилейном номере во всем
великолепии своих достижзний.

Номер завертнается изображением велико-
то Сталина в окружении его ближайших
соратников и лучших людей советского на-
рода, на защите которого стоит часовой -—
несокрушимая Красная Армия. а

i* a

С огромным успехом идет в украннски
драматическом театре им. Франка нов:
пьеса А. Корнейчука «Правда»,

С захватывающим волнением  встрежи
зритель появление в последнем акте В, 1
Ленина в талантливом изображении и 1
полненин васлуженного артиста Бучин,

met

LoS
et

те;
ora,

ee Or rs

«Йоринда и Йорингель»
Сказки братьев Гримм с иллюстрациями Ракхама 1900 г.

Песня хорошо выражает думы и настрое
ния народа. В Харьковской области спа’
шивают: «Отчего, земля, ты сделалась весе
лой, отчего запели города и села?». Харь
ковчанам отвечает эвенк Никодаев из Даль
невосточного края: «Настала светлая жязнь
советская, колхозная». И эта светлая совет
ская жизнь раскрыла уста, и поет HApO
славу своей стране, своему Сталину, с08д
телю светлой советской жизни. Сквозь в6
песни проходит Сталин. Сталин дает пез
цам вдохновение, и они поют о нём, выра
жая думы и мысли и любовь’ народную.

Говоря о содержании книги, нельзя #
сказать и 0б ее оформлении. Каждая стр’
ница сделана с большой любовью. ОтЕр\
вается книга портретами В, И. Ленина #
И. В. Сталина, вытканными руками ковров
Ще Туркмении. Влестящая работа!

Лучшие образцы творений народа собра-
ны редакцией для оформления золотой кая
ти, Долго нельзя оторваться OT красочных
вкладок, на которых воспроизведены работы
палешан («Партизаны», «Уборка урожая»)
Замечательно сделан портрет В. М. Моло-
това, Ивановские и вологодекие кружевни“
цы представлены искусными работами, по
казывающими, каким высокохудожествей“
ным вкусом обладает наш народ. УБраиЕ“
цы дали грекрасные гобелены («Товарищ
Сталин, сведи народа», «К. Е, Ворошилов
среди колхозников», «Защита Донбасса 07
белогвардейцев», «На отдыхе»).

В книге средставлены  вышивальщицы
Узбекистана, выжигальщики по дереву, ВЫ*
шивальщицы по коже, резчики по дереву,
резчики по кости, бакинские вышивальцщи“
цы, мастера игрушек, мстерские мастер®
федоскинские мастера и многие други?
представители плеяды замечательных №86
теров, разбросанных по всем краям нашей
страны,

овторяем, с’ любовью оформлена каждая
страница. Издание этой книги — хороший
пример всем издательствам.
*

Известно, как А. М. Горький относился #
народному творчеству. В предисловия *
книге «Творчество народов СССР» говорит
ся: «Эта книта зарождалась при активном
участии ‘великого пролетарского писателя
Алексея Максимовича Горького. Его ней?
меримая любовь к народу, вера в народные
таланты отражены в этой книге». Надо Ay
мать, что выпуском этой книги будет поло
жено начало регулярному изданию целой
серии аналогичных книг.

то касается выпущенного тома, 70 Of
должен стать настольной книгой лля кажде-
то советского поэта и писателя, По ней мож
но учиться, как надо творить для-народь

Книга ИЕ одов СССР» пд
редакцией ГА-М. Горькото, [ Л. 3. Мехлисв,
A. И.   Стецкого выпушена редакцией
«Правды».

нем разделе сборника «Творчество народов
ССР».

«Песней о родинё» открывается этот са-
мый большой раздел квиги. Широка страна
моя родная! Прекрасные песни звучат среди
полей лесов и рек. Вольно дышится челове-.
ку в нашей свободной прекрасной стране. И
эту жизнь изумительно отражает многона-
циональный наш народ в своем несенном
творчестве. Трудно выделить какие-либо об-
разцы собранного здесь драгоценного мате-
риала. Каждая песня, это — бесценный ал:
маз, сияющий всеми цветами радуги. Они
‚радуют, эти песни-самоцветы, воспеваю-
щие счастливую страну, где «шумят хлеба,
как море», где «дороги нет для горя».

И солнца смех ту землю греет,

Где не румянилась заря;

Страна, как сад цветущий, зреет

Под ярким солнцем Октября.

Как не радоваться, как не запеть, когда
«теперь мой край привольно весь одет цве-
тами», Как не крикнуть: «Эй, время, время,
солнце — время». Как не запеть, когда
Сталин дал народу новый закон.

Слушайте песню о радостной вести:

— Новый закон гонцы привезли.

В нем — радость для всех народов земли,

В нем — слава побед величавых встает.

В нем сердце сталинское живет!

Владимир Маяковский высоко ценил пёс-
ню и с гордостью говорил: «Песня и стих —
это бомба и знамя». С песней наш народ
шел в бой и побеждал вратов. С песней он
начал залечивать раны на теле своей стра-
ны. С песней он начал возводить новые за-
воды в годы сталинских пятилеток.

Пелись песни на лесах, —

С песней дело краше,

И летели песни те

До Кремлевских башен.

Эта песня раздавалась на стройке Харь-
ковского тракторного завода,

«Я певец счастливой страны», говорит на-
родный певец Казахстана Маймбет, «у кото-
рого на душе весна».

Песня и стих — это бомба и знамя, И как
бы отвечая талантливейшему поэту назней
советской эпохи, советские казаки поют:

Синий Дон волною бъется

О крутые берега,

Ната песня раздается,

Мчится пулей на врага!

«Песни летят, как соколых, — поют в од-
ном конце страны, «Пусть по стране летят
песни твои крылатые», — говорят в другом,
«Песни певцов-соловьев молодят седых ста.
риков», — поют в киргизских степях. <Я го-
лос народа, я слово народа, я песню наро-
да пою>, — говорит гевец Туркмении.

Никогда не танцевала,

Не смеялась от души,

А теперь веселой стала, —

Пой и смейся и пляши, —
несется из башкирских колхозов, где быв:
шие бедняки и середняки под сталинским
солнцем обрели свое счастье.

ре   чьи