Всесоюзный комитет по делам искусств
‚ в помещении Государственного музея
восточных культур открывает выставку
китайской живописи.  На выставке бу-
дет представлено около двухсот произ-
ведений китайской живописи ‘от У ве-
ка до наших дней.

На снимке: рисунок художника Цзян
Тао: «Выступление на’ антияпонском
митинге командира 18-го армейского
корпуса  национально-революционной
армии Китая Чжу-дэ». .

a Be
“Книги
_ будущего года

ПИСЬМО ИЗ ЛЕНИНГРАДА :

Ленинградская писательская обществен-
ность продолжает обсуждать план Лёенин-
градского отделения Гослитиздата на 1938
год. Разделы плана, посвященные класси-
ке, критике, литературоведению и иностран-
ной литературе, подверглись на правлении
ЛенССП еще более резкой критике; чем раз-
дел современной советской литературы. (См.
«Литературную газету» от 15 сентября с. г.).

Протесты вызвало решение Ленгослитиз-
дата свести собрание сочинений Гончарова
К 6 томам, причем несколько значительных
произведений писателя механически отбрз-
сывается.

Помимо собрания сочинений Гончарова, в
1938 году в Ленинграде будут изданы в до-
голненном и распгиренном виде однотом-
ники Пушкина и Тургенева и ряд отдель-
ных произведений русской классической ли-
тературы. Из списка почему-то вычеркнуты
произведения Чернышевского, Аксакова,
Лескова, вычеркнут сборник революцион-
ной прозы ХГХ века, а второстепенные ро-
маны Боборыкина сохранены.

Не мог удовлетворить правление ЛенССП
и раздел плана, посвященный критике и ли-
тературоведению. Главная редакция Гослит-
издата утвердила книгу И. Груздева, «Горь-
кий и его время», работу Г. Гуковского
«Предшественники Пушкина», книгу В. Де-
сницкого «Гоголь» и еще 2—3 книги. Но по-
чему не попали в план такие предложенные
ленинградцами темы, как «Эстетика Горь-
кого», «Сатира Щедрина» и др.?

Современная иностранная литература
представлена в плане 79 книгами писате-
лей Америки, Англии, Франции, Испании,
Китая, Латинской Америки и других стран.
Большая часть намеченных книг не выхо-
дила еще на русском языке. ;

Правление Ленсоюза обратило ‘внимание
издательства на отсутствие в плане произ-
ведений Л. Фейхтвангера и других крупней-
ших писателей.

Обсуждение планов Гослитиздата в ле-
нинградской литературной организации по-
казало, насколько целесообразно участие
писателей в издательской работе.

Не пора ли создать при Гослитиздатё по-
стоянный широкий совет писателей? Это
предложение и было выдвинуто на заседа-
нии правления Ленсоюза. ’. ЮР.

ия < Ч Ее

ЧелфвеЕ ©

Шумит, волнуется меволюционный Петро-   Наиболее

град. Хмуроз октябрьское утро встает над
серыми громадами зданий. Туман липкой
влагой оседает на ‘мостовые и асфальтовые
плиты тротуаров. Человек с об’ективом вы-
ходит на улицы столицы былой россий-
ской империи. Он смотрит на небо, недо-
вольно бормоча:

— Ужасный свет...

Человек с об’ективом осторожно ‘продви-
гается по кварталам восставшего города.
Гремят раскаты орудийных залпов «Петро-
павловска». Со звоном лопаются стекла,
осыпая осколками человека, прижавшегося
к чугунному фонарному столбу. Прикрывая
кепкой аппарат, человек торопливо выдви-
гает кассету и щелкает шторкой. По бу-
лыжной мостовой в прокопченных, засален-
ных пиджаках шатают красногвардейцы е
Путиловского. Артиллеристы в серых ши-
нелях с наспех оторванными ногонами вы-
катывают орудия к Смольному. У Зимнего
выбивают юнкеров...

Человек с об’ективом торопливо сует от-
снятые. кассеты в карман. порыжьвшего

` пальто и, вокинув. на плечо винтовку, дого-
няет рабочий „‚красногвардейский отряд:
Он спешит. Надо много сделать в эти горя-
чие, полные борьбы и тревоги дни. Здесь --
Ленин, гениальный Ленин, вскинув руку в
широком, смелом взмахе, бросает пламенные
слова в гущу многотысячной толпы; там—
Сталин, великий Сталин кует победу ок-
тябрьского восстания, двигая полки и ра-
бочие батальоны на штурм твердынь капи-
тала.

Дни бегут за днями, надо всюду поспеть,
ничего не упустить. Казалось, только вчера,
еще человек с об’ективом щелкнул шторкой,
снимая братание делегатов корниловской
«дикой дивизии» с солдатами и красно-
твардэйцами в’ Петрограде. а сегодня он
фотографирует Сталина и Воропгилова’в ок-
руженном. белыми бандами Царицыне;
следует за ними на 9-й с’езд партии; в
штабном вагоне несется в Баку, чтобы за-,
фиксировать вступление Кирова и Орджо-.
никидзе в освобожденный от англичан и

муссаватистов Авербайджан; на wre —
снимает захваченный под Каховкой бе-
логвардейский танк, на востоке —.. леген-

дарных бойцов неукротимого Чапая.
Цокают копыта горячего вороного коня—
Михаил Васильевич Фрунзе выехал на
Красную площадь принимать, парад рабоче-
крестьянской армии. И перед ним тотчас
вырастает человек с об’ективом, один из
тех простых советских людей, кто, делая
историю страны, попутно фиксировали на

‚  разнообразии ее форм (газета, окна, листов-

>
Д. MOOP

Заслуженный деятель
искусств

>

ными рисунками. Сатира их зла, напряжен-
на, по тематике и форме чрезвычайно раз-

‚ Выставка официально называется — «20
лет советской сатиры». Но для осуществле-
  ния подобной задачи, для ноказа двадцати:
летнего развития советской сатиры во всем

ки, иллюстрации, плакаты и пр.) и способов”
исполнения (клише, гравюра на дереве, ли-
нолеуме, трафарет, непосредственно рисун-
ки тушью, красками и т. д.) понадобился
бы целый выставочный городок. В особен-
‚ности если привлечь на эту выставку не
только армию профессиональных художни-
ков, но и самодеятельных художников, тех,
кто часто непосредетвенно в бою пользовал-
ся оружием сатиры.

Показ произведений советской сатиры на
выставке ограничен московскими мастера-
ми, притом главным образом представлены
произведения плеяды «крокодильцев» —
«стариков» и молодежи. Правда и среди
«стариков» преобладают мастера, воспитан-
ные и художественно взращенные Великой
Октябрьской социалистической революцией
и годами великой стройки сталинских пя-
тилеток. Таковы: Куприянов, Соколов; Кры-
лов, Каневский, Ротов И др.

Выставка ярко свидетельствует об общем
реалистическом направлении советской са-
тиры. Это реализм, без эстетства, которому
сатирический рисунок сломил голову еще
во времена гражданской войны, без форма-
лизма; но при исключительно богатом раз-
нообразии форм, и без натурализма, кото-

ощущение жизни, умение взять сегодняш-

ярко в Кукрыниксах, настолько им неизмен-

говорить как о больших мастерах. Каждый
из них сумел свой талант и художествен-
ную индивидуальность подчинить единой
коллективной воле и найти коллективный
творческий стиль.

Формально они работают цветом, что
чрезвычайно ценно, линия их не путает
цветовых отношений, а родится из цвета.
Поэтому их легко смотреть и на горизон-
тали, и на вертикали, и в книге, и на стене.
Свойственная”им декоративность, не пере-
‘ходящая, однако, в самоцель, позволяет ду-

тальные вещи крунных масштабов. Техни-
ческое их мастерство очень высоко. Послед-
ние работы намечают более бережное от-

Литературная газета: № 62 (698)

“Wanasrrm

Мастера советской сатиры

А. Ш. UW aumor none

Выставка в Ленинградском
университете

Литературный кабинет филологического
факультета ЛГУ ‘открыл выставку памяти,
А. iL Чапыгина. :

Студенты рассказывали нам; ,

сатирик. Политические рисунки 10, Tanda
— это острые памфлеты. Мрачные маски.
Ю: Tanda встают одна за другой на вы-,
ставке и надолго запоминаются своими мед-
ленными, каменными движениями. И в те-
матическом и в графическом. отношении
Ю. Ганф виртоузно-изобретателен. Многие
графические типажи, родившиеся из-под ка-

нообразна. Диапазон их творчества очень
широк. У них всегда чувствуется жадное

нюю тему, серьезно по форме разрешить.
поставленную задачу. Это уменье настолько

но свойственно, что о них можно и следует.

мать, что мы скоро увидим их монумен-

работами.

сатиры. Черемных — это еще «Окна сати-
ставке Черемных, к сожалению, представ-

полной картины его пути. Но и того, что

Особое изящество присуще . произведе-
ниям В, И. Козлинского. Изящный, свобод-
‚ный штрихотлегкая трактовка движения,
тонкий сарказм в обрисовке характера. Сю:
да еще надо прибавить острую наблюда-
тельность и композиционную изобретатель-
ность. Рисунков: Козлинского на выставке
немного, и она не дает полного. представле-

рандаша Ганфа, утвердились как маски,
которыми пользуются многие художники.
К недостаткам мастера надо отнести неко-
торое перенакопление «ужасов» в рисунке.

Бурный, нестареющий и неистощимый
Радаков представлен как новыми рисунка-.
ми, так и хорошо известными его старыми

Михаил Черемных — один из крупней-
ших и интереснейших мастеров. советской

ры», ранний «Крокодил» и т. д. Но на вы-

лен, только начиная с 1926 года. Это не дает

ю в руке...
показано на выставке, ‘достаточно, чтобы   НОЙ Кисть ру

судить об этом прекрасном рисовальщике. -

— Мы очень любили Алексея Павловича,
Многие из нас знали его лично, он не раз
приходил к нам в университет на занятия
студенческого литкгужка. И выставка. —
наш венок, на могилу. писателя.

Устроитали выставки буквально в не-
сколько дней собрали большой материал. о
творческом пути А. П. Чапыгина.

ниги, рукописи, документы, ` фотогра-
фии, картины... р

Вот висит на стене старинный цеховой ат+
тестат. Чернила на нем почти что выцвели,
— он выдан 20 февраля 1902 года.

Срзди множества фотографий мы находим
и редкий снимок подмастерья живописного
цеха А. Il. Чапыгина — с ведром и маляр-

Под стеклом — номер литературных при-
бавлений к «Биржевым ведомостям» за
1904 год, в котором напечатан первый рас-
сказ А. П. Чапыгина «Зрячий», ?

Особая витрина посвящена историческим
произведениям Алэксея Павловича. Много-
численным изданиям «Разина Стёпана»
предшествует рукопись пьесы ‘«Гориела-
вич» — первого исторического произведения
A. Il, Чапыгина, написанного по просьбе

‚рый по самому существу своему органиче-

на выставке, что классовое содержание и
целеустремленность темы, массовость уже
сами по себе приводят к действенно реали-
стическому изображению,

Боевой характер тематики типичен для
всех мастеров, представленных на выстав-
ке, но’ экспозиция рисунков показывает
каждого автора в отдельности.

К сожалению, многих рисунков, которые
хорошо помнишь и которые в свое время
определили творческое лицо автора, на вы-
ставке нет. Но такова уж печальная п
ка многих издательств: «подписано, с
плеч долой». Издательства предпочитают
не беспокоить себя хранением или, тем 6бо-
лее, возвращением оригиналов рисунков их
авторам.

Острый. талант Дени представлен серией
рисунков, шаржей, газетных и журнальных
карикатур. Здесь и ехидные дружеские
‚шаржи и остроразящие политические шар-
жи. Этолподлинная первоклассная сатира.
Изумительная сила изобразительности —.
рисунок читается с первого взгляда, без об-
ращения к подписи.

Дени владеет секретом настоящего искус-.
ства карикатуры. Это подлинное слово Ма-
стера, сказанное ему свойственными изобра-
зительными средствами. К сожалению, ни
на ком так, как на Дени, не сказалась «не-
брежность» издательств. Многие оригиналы
погибли, растеряны, может быть, тихо «по-
чиют» в коллекциях рисунков «друзей».

Хочется сказаль нашей ‘молодежи: учи-
тесь у Дени изобразительному, & не описа-
тельному искусству.

Борис Ефимов — это чистокровный «га-
зетчик» с неиссякаемой изобретательностью
и легкостью штриха, иногда, гравда, не-
сколько однообразного. Но это однообразие
становится понятным, когда веномнишь,
сколько этот, еще молодой художник (rome
из «старчков», воспитанных Великим Ок-
тябрем) сделал за короткое время рисун-
KOB.

Борис Ефимов умеет дать точную харак-
теристику, выдвинуть главное, он совер-
шенно точен в костюмной части рисунка, —
у него не увидишь «развесистой клюквы».
Он прекрасно овладел природой юмора, и
даже иногда схематически построенные ри-
сунки у него живут своей «смешной» жиз-
нью. Борис Ефимов на выставке представ-
лен серией газетных и отчасти журнальных
рисунков. Большинство газетных рисун-
ков’— это оригиналы из газеты «Известия».

Константин Ротов — это счастливый,
жизнерадостный и оптимистический худож-
ник. У него стихийное чувство юмора при
острой наблюдательности и верности глаза.
Журнальным рисунком Ротов владеет ма-
стерски.

Среди его рисунков есть совершенно не-
передаваемые по юмору вещи («Кухня»,
«Каменный век», «На реке»). Их можно pac-
сматривать бесконечно и каждый раз на-
ходить новое в трактовке типажа и ситуа-
ЦИИ. ‘

Серьезные, умные Кукрыниксы — нераз-
дельная тройка Куприянов, Крылов, Соко-
лов — представлены на выставке прекрас-

O° eneTmBON

типичным для фотоискусства
прошлого был «семейный» портрет, который
можно было лицезреть на витринах любой
фотографии в каждом российском городе:
папаша—-владелец бакалейной торговли, ©
массивной цэпочкой, обвешанной брелока-
ми, застывшими на округлом животе рука-
ми, его счастливая супрута, не знающая, ку-
да деть руки, и дети, уставившиеся бесемы-
сленными оловянными глазами в об’ек-
тив. Этот сюжет обрамлялся обычно сним-
ками местной светской львицы, снятой ан-
фас. и в профиль «под Веру Холодную», я
также отпечатком двух забулдыг поднору-
чиков, воинственно опирающихся на эфз-
сы тупых пехотных шашек и чокающихся
стопками русской горькой.

Всю широту и необычайный размах с0-.
ветского фоторепортажа и фотоискусства
характеризует первая Всесоюзная выставка,
по фото, на-лнях открывшаяся в Государ-
ственном музее изобразительных искусств
в Москве. Здебь/ собрано все лучшее, чем
откликнулся на славный 20-летний юбилей
страны социализма человек с об’ективом —
и профессионал, и любитель,

В ярких, выразительных  фотодокумен-
тах, в снимках, нередко исполненных с бле-
стящим художествэнным мастерством, отра-
жено все многообразие жизни единствен-
ного в мире социалистического государства
рабочих и крестьян. Пять тысяч фотографий
ито жюри из различных уголков
СССР, отобрав около полутора тысяч на вы-
ставку. Выставка хороша уже одним тем,
что можно привести на нее любого, не имею:
щего никакого понятия об СССР, человека,
и он, ознакомившись с беспристрастными
фотодокументами, раввешанными на щи-

ски чужд бватире. Наглядно убеждаешься

ношение к поверхности, которую они «в дни
молодости» немного грязнили, очевидно
работа по живописи пробудила в них лю:
бовь к каждому дюйму плоскости. ‘

Л. Бродаты — великолепный мастер ри-
сунка и цвета. Этот мастер сатиры и ри-
сунка сейчас в полном расцвете своего да-
рования. Каждый щтрих, каждое красоч-
ное пятно строги, продуманы, легки. Ка-
жется, что никаких трудностей для него не
представляют рисунок, тема, цвет — до та-
кой степени. они непринужденны и как бы
рождаются сами собой. Нашей художест-
венной молодежи есть чему поучиться У
Л. Бродаты в отношении. напора, умения и

зителен в характеристиках, неожидан и
остер в рисунке. Его стиль — индивидуа-
лен. 3

Из молодых «стариков» ‘очень хорош
Аминадав Каневский. В его творчестве со-
четается легкий смех и исключительный по
бичующей силе юмор. Примером ‚последнего
являются его иллюстрации к произведениям
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кажется, что эта
Россия, управляемая помпадурами, с ее
генералами, крестьянами, избами, лошадь-
ми, все это вросло в землю, все неподвиж-
но, заросло бурьяном, покрыто пылью и
трязью.

Рисунки Каневского в «Крокодиле» пол-
ны заразительного юмора и графической
изобретательности. Очень хороши его ри-
сунки для детей.

Ю. Ганф — талантливый рисовальщик и

В центральном выставочном зале Всеко-
художника (Кузнецкий мост, 11) 16 ноября
открывается выставка московских мастеров
советской сатиры.

На выставке будет представлено свыше
трехсот работ (карикатура, иллюстрация,
глакат) 24 московских художников. Экспо-
нируются работы заслуженных деятелей ис-
кусств Д. С. Моора, Дени, М. Черемных,
Б. Ефимова и крупнейптих советских мас

т Киргизка-к
(М. Альперт. — Всесоюзная выставка фотоискусства).

кружка в селе Ивановке, бродит се Марией
емченко по свекловичному полю на Укра-
ине, с Мамлякат-Наханговой—по хлопкаво-
му в Таджикистане, следит за движениями
кара Мазая у доменной печи, спускаэтся
с Алексеем Стахановым в шахту Ирмино.
Свыше шестидесяти своих лучших работ
посвятили фотомастера вождю народов СССР.
и мирового пролетариата И. В. Сталину.
Посетители выставки, подолгу задержива-
ясь у этих щитов, с любовью изучают облик

тах, увидит и узнает, как живет и чем ды-   ЛУчшего друга всех трудящихся.

шит наша могучая и счастливая родина.
Добрых полтора десятка стэндов заметно

Вот Сталин работает в своем кабинете.
Сталин выступает на П Всесоюзном ‘с’езде

выделяются среди остальных, и под ними   Колхозников (Кислов).

мы читаем знакомые фамилии фотомасте-

Сталина обнимают 3a столом президиума

системы работы. Бродаты лаконичен, выра-

Выставка московских
_ Мастеров

Sele НО @

А, М. Горького.

Этот раздел выставки завершается послед-
нэй книгой Алексея Павловича — романом
«Гулящие люди».

В других выставочных витринах—автог-

афы писателя, подлинники писем А. М,

орького с`оценкой произведений А. П. Ча-
пыгина, письма читателей, критическая ли-
тература. Е

ния о его творчестве.

Д. К. Мельников = полноценный рисо-:
вальщик. Его порой нарочито «сухая» трак-
товка формы об’ясняется лаконизмом авто-.
ра, строгим отбором художественных
средств. 1 f

Федор Решетников на выставке представ-
лен картонами, написанными в ледовом ла-
гере челюскинцев. По особенному волнуют  Университетская выставка памяти Чагы-
эти документальные зарисовки из жизни тина развернута в... проходной комнате,
героев челюскинцев. Рисунки. Решетникова среди аудиторий и кабинетов. Следовало бы,
полны юмора, они жизнерадостны‘и по сво- дополнив нэкоторые разделы, перенести ее
OMY: GAH. в помещение, доступное для более широких

Решетников, Пророков, Горяев, Сойфер-  кругов посетителей, например, в Дом писа-.
тис, Семенов — это молодое поколение   теля им. Маяковского.

«Крокодила», выученики «стариков», и каж-   Ведь, в сущности говоря, устроители вы-
дый из них имеет много достоинств. ставки сделали то нужное дело, о котором

Акварель художника Цзян Тао: «Китай.

Мечтательный  Сойфертис — художник   не подумали ни Литзратурный музей Акз-   сние партизаны». (Выставка китайской
легкого штриха, мастер полужурнального-  демии наук, ни Публичная библиотека, ни живописи).
полуиллюстративного характера, наблюда-  тот же Дом писателя, . oe
тельный, с хорошими комнозиционными Б. Р..
установками; Решетников ищет свою твор- * re
ческую индивидуальность в рисунке, в кра-   Правление Ленсоюза писателей приняло итшияхвеша я

сках, на бумаге, на полотне, напористый и  ряд постановлений по увековечению памяти
хорошо видящий жизнь художник; Проро-   А. П. Чапыгина. Помимо издания посмерт-
ков, несмотря на молодость, опытный ра?   ного собрания сочинений и монографии ре-
ботник, прошедший хорошую газетную шко-  шзно обратиться с ходатайством в Ленин-
лу; Горяев начал выдвигаться как иллю- градский совет ‘об установлении памятника
стратор, но в «Крокодиле» удачно выступил   Ha могиле писателя в Александро-Невской
и как карикатурист. лавре, о сооружении мемориальной доски

Для этой способной, даровитой молодежи   На д. № 19 по ул. Литераторов, где ——
выставка — крупнейшее достижение и вме-   Алексей ах и и ыы сти
сте с тем этап творческой самопроверки для  Пендии им. запыгина в Университете..

хроника

ГОСЛИТИЗДАТ ВЫПУСКАЕТ:

`\К «Мать» — М. Горького.

%\ «Мыс желания» — С. Кирсанова. В
книгу включены стихи и поэмы последяит
лет. Отдельным изданием выходит «Тв
поэма» С. Кирсанова.

борьбе Ирландии. за, независимость. Дейст
вие романа развертывается в Дублине в нь
чале шестидесятых годов прошлого века, в
эпоху премьерства Пальмерстона. В основу
романа положены малоизвестные у наб ма.
териалы 0 разгроме Пальмерстоном рев
люционного, союза фениев.

3 «Воскресение» — Л. Толстого, с цвет
ными рисунками Л. 0. Пастернака.

‘собрание критиков

Бюро секции критиков ССП СССР на од-
ном из своих совещаний решило организо-
вать перед 20-летием Великой Пролетарской
революции доклады критиков о советской
литературе, за 20 лет по тезисам, разрабо-
писаны на самые различные темы: быт, ан-   танным критической секцией. В. частности,
тирелигиозная пропаганда, литературная намечался доклад П. Ф. Юдина «20 лет % «Пошехонская старина» — Салтыкова
тематика, гражданская война, международ-   борьбы 3a марксистско-ленинскую кри-   Щедрина.
ое Hp. THRY>. _ ; CR eee ae

выставке показаны также дружеские Кроме того секция должна была провести :
шаржи и портретные зарисовки А. М. Горь- и в члены и ны союза О РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
кого, В. Маяковского, А. Толстого и др. ряда критиков, о которых; согласно специ- ИЗДАТЕЛЬ;
Е May Е ‚Журнально-газетное об’единенив,

альному решению президиума ССП, долж-
ны были появиться в печати статьи-харак-   — ——________________
РЕДАКЦИЯ: Москва, Сретенка

теристики.
Вее  эти решения были зафиксированы в Последний пер. д. 26, тел, 69-61,
`Издательство: Москва, Страстной

протоколе бюро секции, нони одно из них
Gyn. 11, Ten. 4-68-18 и 5-51-69,

сатиры

ров — Кукрыниксы, Л. Бродаты, А. Канев-
ского, К. Ротова, Ганфа и др.
Представленные на выставке  работы на-

реализовано не было,
‚ Необходимого перелома в работе бюро
секции таким образом не наступило.
Секретариат ССП СССР решил созвать 20
ноября в ДСП общемосковское собрание
критиков с участием широкой писательской
общественности. На’ собрании будут заслу-
шаны отчет бюро секции критиков, а так-
же отчетный доклад журнала «Литератур-
ное обозрение».

НОВАЯ ПОВЕСТЬ

Алексея ТОЛСТОГО

а

“ПФ езтелть

В коридорах московских издательств и ре-
дакций нередко можно встретить некоего
А. Р. Ларского-Кулиница, именующего себя
писателем. Он и киносценарист, и драма-
тург, и скульптор, и грозаик, одним словом,
«мастер на все руки». i

В 1930—81 г. ему удается пролезть в Mo-
сковское общество драматургов и комнпози-
торов в качестве «кинорежиссера и сценари-
ста». Отнюдь не творческая деятельность
соблазняет А. Р. Ларского. Он использует
‘свою принадлежность к обществу драматур-
гов и композиторов как трамплин для карь-
еры хозяйственника и строителя. Использо-
вав строительно-хозяйственные связи, Лар-
ский вскоре получает квартиру в доме пи-
сателя на ул. Фурманова; хотя никакого от-
ношения к писателям не имеет. ,

От общества драматургов и композиторов
Ларский преемственно переходит к Москов-
скому областному отделу союза советских
художников и скульпторов, который коман-
дирует его в Ташкент уполномоченным по
строительству... памятника Ленина. В Таш-
- кенте Ларский также быстро приходит к
«финишу» — его выгоняют за невыполне-
ние плана строительства, использование
служебного положения в личных целях и за
растрату государственных средств. Трудно
перечислить все учреждения и предприя-
тия, которые пострадали’ на доверчиво-
сти к этому авантюристу. Одно время
Ларский воспользовался щедрой дотацией
Гослитиздата. Нелишне отметить, что этот
ловкий Фигаро одновременно получает пен-
сию как «нетрудоспособный».

О темных делишках этого авантюриста
еще в 1932 г, поступили. материалы в гор-
ком писателей, однако эти материалы были
припрятаны Майзлиным, бывшим секрета-
рем горкома писателей. Немало материалов
о похождениях Ларского имеется и в расго-
ряжении московской прокуратуры.

Совершенно недопустимо, что А. Р. Лар-
ский имеет возможность до сих пор прикры-
ваться какой-то принадлежностью к писа-
тельскому коллективу. Коллектив должен
решительно от него отмежеваться и, в част-
ности, освободить от него дом писателей.

(Оборона Царицына)

ПЕЧАТАЕТСЯ

В 12-Й (ДЕКАБРЬСКОЙ)
КНИГЕ

ЖУРНАЛА ЦК ВЛКСМ
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

(Scacacdacacico

722тателей

НА СКЛАДЕ ГЛАВНОЙ
ПОДПИСНОЙ КОНТОРЫ
КОГИЗ’А ИМЕЮТСЯ
ЖУРНАЛЫ 1937 ГОДА.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК»

MN 2, 8, 4, 6, 7, 8 Tena
номера 2 рубля.

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

MN 7, 8, 9, 12, 16, 18/19.
Цена, номера — 80 коп.
О
” Заказы направляйте по адресу:
Москва, Маросейка, 7. Главной   под
писной конторе КОГИЗ’а.

омсомолка,

Петрусова: «Кабардинка», «Торпедная лод-
ка» и «Обед в полз». Замечательны снимки
молодого фотомастера, Халипа, в особенно-
сти «Казах-краснофлотец», «Торпедист» и
«Ворошилов на осенних маневрах». Нарком
обороны внимательно смотрит на часы, на
возырьке его фуражки влага—чувствуется
сырой, осенний день,—снимок живет. Хо-
оши тяжелые «Корабли над облаком» —
агина, «Встреча Молокова» — Мусинова:
мать плачет от радости, прильнув-к приле-
тевшему из Арктики Василию Сергеевичу,
все, встречающие .героя-пилота,. смеются.
Трудно даже просто перечислить все вы-
дающиеся экспонаты выставки—их слиш-
ком много. «Блюхер на маневрах Амурской
флотилии» и «В Туруханской тайгз» (Деба-

ров, выращэнных и воспитанных больше:   Таджичка-пионерка Мамлякат и туркмен-
вистекой печатью. Это—М. Альперт, Д. Де-   ская колхозница Эне’ Гельдиева (Kanam-
бабов, Зельма, Е. Игнатович, Калашников,   НИКОВ).

Кислов, Кудояров, Кулешов, Марков, Муси-  Сталин склонился к Ворошилову— оба за-
нов, Н. Петров, Петрусов, Родченко, Озер-   разительно смеются.

ский, Фридлянд, Шагин, Шайхет, Штерен- Сталин закуривает трубку (М. Альперт).

берг и др. Последний снимок особенно мастерски
Особенность их творчества — огромный   выполнен—даже огонь спички живой —
диапазон тем, охватывающих буквально все   горит!
стороны жизни страны социализма, Совет- . Альперт—врелый законченный мастер
ский фотомастер не отсиживается в четы:   выставил ряд вамечатэльных, высокоху-
рех стенах студии, освещенной юпитерами,   дожественных работ, свидетельствующях
он заходит в кабинеты вождей партии и   0 большой культуре автора. Надолго `запо-
правительства в Кремле, снимает парады на  минаются его киргизка-комсомолка, скачу-

пленкз и на стекле могучее дыхание своей   Красной площади, летит на самолете героев   щая на коне по альпийским горным лугам,

славной родины.

Какая огромная пропасть лежит межлу  ториздном катере по Балтийскому морю и

на Северный полюс, карабкается Ha ледни;  и колхозные вышивальщицы в саду. зали-
ки Пика Сталина и Хан-Тенгри, несется на   том мятким солнечным светом.
Живой Киров, пламенный трибун, очень

дореволюционной и советской фотографией,   Амуру, сидит на постановке театрального ! удался Калашникову. Прекрасны работы

бова), портрет Маяковского (Родченко),
«М. Горький прощается с Ромэн Ролланом»
(Озерский), тончайшие работы Штеренбер-
та, посвященные искусству танца, «На вах-
те›—Петрова, серия «Испания» Макасеева
и фото других перечисленных выше авто-
ров стоят на уровне настоящих художест-
венных произведений.

Из молодых выделяются Гурарий, Л. Да-
нилов и юный фотолюбитель Кунов (Мо-
сква).

Есть и недостатки на первой Всесоюзной
выставке: тесно фотографиям, они очень
скучены, отсутствуют фотокарикатура, фо-
топлакат, фотомонтаж и почти нет сверх-
увеличений. Тем не менее выставка остав-
i прекрасное впечатление.

ГАБРИЭЛЬ.

ВЫПИСЫВАЙТЕ на 1938-й год журнал

«КНИГА и
ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,

в котором помещаются отзывы о ‘всей выходящей в СССР и за гра-
ницей художественной литературё и книгах по вопросам искусства. 12 но-
меров в год. ‘
Подписная цена на год 94 р., на 6 Mec. —12 р., на 3 мес. —6 р.
Цена отд. номера—2 р.
Подробные иллюстрированные
Москва, Орликов, 3.

Подписка принимается отделениями, магазинами, киосками и уполномо-
ченными КОГИЗ’а и повсюду на почте.

COUIKTH3

проспекты высылает  Соцэкгиз —

—ы=——— ы . м 7
Уполномоч. Гафэмита В—29628, Типография газ, «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30, _

3 «Севастополь» — роман А. Малышки.
дальнейшего соверщенствования. ;