PN

>

\лексей. Николаевич
олышой художник.

Павел Медведев
«милую тяжесть любви», изумление, как
у полюбившего Заботкина, перед жизнью,

природой, высоким небом, молодой, вес-
ной. i

‘Алексей Николаевич Толстой — вруп-
нейший советский писатель, один из луч-
ших мастеров советской социалистичес-
Бой литературы. Однако, для того, чтобы

олстой— кандидат

sy Nee

/

рная газета,

№ 63 (699)
ЕСО игом tia

тарой Русеы
В гостях у кандидата

ДЕЛЕГАЦИЯ СТАРОРУССКИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ у А. Н. ТОЛСТОГО

По телефону от вашего корреспондента

Он говорит о польских. деревнях, напоми»
нающих ушедшие в прошлое нищие дере.
вушки царской России: . завалившиеся из.
бенки, крытые соломой крыши.

Вчера` к  Алексею Николаевичу Толетому,
в г. Пушкин, приехала делегация избира-
телей Старорусского избирательного окру=

подняться на эти вершины, ему пришлось

пройти большой и сложный путь.

В интересной статье «О творчестве» сам
Толстой говорит: «Очень немногие с пер-

вых же шагов овладевают словом, — эти—

«6 природной постановкой голоса». У меня
процесс овладения словом был  длитель-
ный. Вначале слово было для меня вро-
де дикого животного, — брыкалось и не

слушалось и само несло меня в дебри».

Брыкалось, конечно, не только слово,
длительным процессом было не только ов-

ладение мастерством.

«Брыкалась» жизнь, текучая, сложная,
противоречивая, об’ективная действитель-
ность.

Чтобы познать ее правду, чтобы осмые-.
запечат-

леть правду жизни в правде искусства —
для этого понадобились многие годы тру-

лить ее закономерности, чтобы

да и исканий,

Большой путь пришлось пройти  Тол-

стому, прежде чем он нашел себя в CO-
временности, как гражданин и

когла вышла первая книжка стихов Тол-
стого «Лирика».

Сейчас даже трудно себе представить,

чтобы автором ее мог быть Алексей Тол-
стой, — настолько эта книжка противоре-
чит его характеру, его натуре, его писа-
тельской манере.

Искусственная, проникнутая мистикой,

эта «Лирика» интересна только как покз-
затель тогдашнего
буржуазного модернизма. ;

С этим искусством Толетому-художнику
пришлось бороться в первую очередь. И
по следующим книгам Толстого — «da
синими реками» и «Сорочьи сказки» мы
можем видеть, как успешно он, ведет эту
борьбу, опираясь на’ золотые россыпи
фольклора, на богатства народного песне-
творчества.

От «Лирики» до превосходной сказки
«Синица», хотя их разделяет всего лишь
период в два года, Толстым пройден уже
болышой путь в сторону реализма, просто-
ты и народности.

Думается, что именно через фольклор
Толстой пришел к реалистической. прозе
Во всяком случае, если первый рассказ
Толстого — «Старая башня» («Нива»,
1908 г., № 21) — еще овеян удушливым
воздухом «Лирики», то, только освободив-
шись от настроений этой книги. через
фольклор, Толстой выходит на просторы
художественного реализма и реалистичес-
кой прозы.

Еще в ранние годы своей литературной
деятельности Толстой создает в этой об-
ласти вещи яркие и примечательные. Та-
кова, например, серия рассказов, позднее
собранных в томик «Под старыми ли-

пами>.
«Приключения Растегина» и «Актриса»,
«Мишука Налымов» и «Петушок; — все

это детали одной картины,. картины оску-
дения и вырождения дворянской Рос-
сии.

Позднее к этим рассказам прибавятся,
развивая ту же тему, первые ‘романы и
пьесы Толстого — «Хромой барин», «Две
жизни» (позднейшее название — «Чуда-
ки») и «Касатка». ‘

Дикий, лохматый Мишука Налымов «с
‘собачьими мешками под глазами», сума-
сшедшая Степанида Ивановна, мелкий нёе-
тодяй Смольков, похотливый «петушок»
Николушка, Михаил Камышин «с головой
в виде огурца, кверху уже», опустошенный
князь Краснопольский, Ртищевы ¢ их
бычьей силой и животными инстинктами,
пропивший: и жену и себя Тенлов, лени-
вый, опустившийся Аттей Туренев — та-
ким рисует Толстой последнее дворянское
поколение.   :

И, если Тургенев поэтизировал дворян-
ские гнезда, а Бунин меланхолически опла-
кивал их гибель, то А. Толстой срывает
маску и с этого вымирающего племени и с
их разложившегося быта. Романтическая
идиллия «дворянских тнезд» в этих про-
изведениях Толстого разоблачена до кон-
Ца.

Изломанным, разложившимся,  ‘опусто-
шенным героям из среды поздней буржу-
азно-дворянской интеллигенции Толстой
противопоставляет людей простых и здо-
ровых, с их ясными и сильными чувства-
ми, любовью к живой жизни и отвраще-
нием к нарочитым сложностям и условно-
стям буржуазной культуры.

‚ И Толстой с большой силой рисует этих
немудрствующих лукаво людей — Зава-

лишина («Овражки»), доктора Заботки-
на («Хромой барин»), ‚Ивана  Телеги-
на («Хождение по мукам»), Гусева

(«Аэлита»), простой мир простых чувств,

ДожЖник.
Начало этого пути восходит к 1907 году,

влияния на Толстого

oaa

Тут раскрываются лучшие, самые силь-
ные стороны дарования ‘Толстого’ — его
реалистичность, ‹конкретность,  болыцое

здоровье, оптимизм, неиссякаемая  жизне-

радостность, мягкий, не лишенный лукав-
ства, юмор,

А его’ неустанная слава здоровью; прос-
тоте, живой жизни являлась формой про-
теста, формой’ борьбы с переутонченной;
салонной, вагнивающей буржуазной куль
турой.

Но, конечно, буржуазная культура, им-

периалистическая действительность влия-
ла, давила на Толстого. Она сковывала его
дарование, мешала ему. развернуться.
Друтой действительности тотда Толстой
не знал или, во всяком случае, плохо ви-
дел ее. На эту живую, новую действитель-
ность открыла Толстому глаза война и в
особенности Великая Октябрьская coma:
листическая революция. Без всякого пре-
увеличения можно свазать, что Толстого,
как подлинно большого, ‹ первоклассного

художника, ‘сформировала Октябрьская 00-.

циалистическая революция.

Сам Толстой говорит в своей статье «0
творчестве»: «Наступила война и — cpa-
зу необ’ятные задачи. Где тот язык, кото-
рый справится с грандиозным ‘и столь тра-
гически простым, как смерть миллионов?
Язык современности был. кабинетно-пере-
водный, интеллигентский, выродившийся
язык великого прошлого. Не с ним же лезть
в кровавую кашу».

Еще более необ’ятные и новые вадачи

поставила перед каждым художником, в
том числе и перед А. Толстым, Октябрь-
ская социалистическая революция. Их на-
до было разрешать. В этом заключалось
основное дело писателя, весь смысл его
работы. «Я медленно вживался в COBpe-
менность», — слышим мы от Толетого.

Действительно, первые тоды революци:
онной эпохи представляют в творчестве
А. Толстого период сложных и мучитель-
ных исканий, не свободных от различно-
го рода ошибок.

Творчески это была очень трудная по-
лоса для Толстого, усложненная еще сий-
стематической, безобразной травлей писа-
теля со стороны презренных врагов наро-
да, подлых. авербаховцев.

О писателе, мужественно взявшем под
огонь самокритики свое прошлое, о пред-
ставителе лучшей части дореволюционной
интеллигенции, неуклонно движущемся в
сторону пролетариата, писали в издева-
тельском тоне. )

Творчески‘ этот период отмечен самыми
различными показателями. Есть тут и яв
ные неудачи — «Заговор императрицы»,
«Черное золото» и др. Есть вещи острые,
но спорные — «Голубые города» и «l a-
дюка». Есть, наконец, несомненные дости-
жения — превосходное «Детство Ники-
ТЫ», один из лучших рассказов из эпохи
гражданской войны — «Морозная ночь»,
острый памфлет на белогвардейскую эми-
трантщину — «Приключения Невзорова,
или «Ибикус», удачный опыт советского де-
тектива «Гиперболоид инженера Гарина»
и много других, у

Писатель поднимает различные темы,
пробует себя в различных жанрах. Писа-
тель вдумчиво и напряженно вематривает-
ся в революционную современность, ос-
мысливая ее историческую  закономер-
ность, «воспринимая ее всеми чувствами».

С помощью партии и великого пролетар-
ского писателя А. М. Горького, через боль-
шую общественную работу Толстой выхо-
дит на столбовую дорогу советской социа-
листической литературы.

От «Сестер» через «Восемнадцатый год»
к «Защите Царицына» проходит, все ши-
рясь и углубляясь, написанная А. Тол-
стым величественная эпопея о нашем ге-
роическом народе и о нашей ’подлинно-
народной революции.

Замечательный роман Толстого «Петр Г
шире и богаче своего названия. Он — не
только о Петре Т, но ио России на рубе-
же ХУП и ХУШ веков. Сложная и про-
тиворечивая эпоха в лице Петра Т нашла
выразителя только некоторых из OCHOB-
ных своих тенденций. Толстой блестяще
преодолевает ограниченность  историко-
биографического романа.

В этом заключается громадное ведущее
значение, «Петра 1!» в создании. советско-
го исторического романа.

Алексей Николаевич Толстой, обогащен-
ный опытом величайшей социалистичес-
кой революции, вырос в ее героической
атмосфере в крупнейшего художника co-
циалистического реализма.

Сейчас он находится в расцвете‘ своих
творческих сил, говорит «во весь голос».
Страна и советский народ ждут от него
новых, вамечательных произведений.

А. Н. Толстой за работой.

Boa

Две pew.

С. Марвич _ я

Плотный конверт, добротнейшая бумага,
Глубоким спокойствием веет от шрифта,
которым напечатано

что состоится специальный доклад, понят-
ный для немногих. Но на этот ‘раз тема

самая жгучая. Это — приглашение в Лон-
дон на сессию Конгресса мира и дружбы.

Они. вполне добросовестны, эти люди,

которые созывают сессию. Они истинные
друзья мира, культуры и прогресса. Но
они очень уж традиционны. Это самые
традиционные ученые, писатели, художни-
ки, мыслители Европы. На сессию придет

второе, третье поколение фабианцев, люди,
полагающие, что евой путь к социальному
совершенствованию общество должно про-
ходить не спеша, не вступая в жестокие
конфликты с другой частью общества, хо-
тя бы и виновной в том, что совершен-
ствование ужасно задержалось.

Придут! ученые, искренно осуждающие
капитализм за то, что он безумно расто-
чает, народные богатства. При этом они по-
лагают, что среди капиталистов есть хищ-
ники и организаторы, что контроль над
первыми ощутительно поможет делу. Эти
люди, конечно, знают. о том, что в центре
Европы у власти оказались кровавые не-
навистники культуры и человека, что в
столице этого государства, которая прежде
считалась умственным центром Европы,
происходило зрелище мрачное, как шабаш
ведьм, что на кострах сожгли книги Марк-
са, Дарвина, Гете, Геккеля, Гейне.

Эти люди протестуют против воскрешен-

ного варварства. Поэтому они и пришли
прослушать доклад советского гостя, роман
которого о Петре Первом был тоже сож-

‘жен на берлинском костре. Они отзывчиво

приняли участие в Конгрессе защиты
культуры, но в их протесте еще много
спокойствия. Ведь мракобесы разгулялись
на континенте. На островах — этого варвар-
ства нет. Парламент такой же, как был.
Университеты такие же, как были, во все-
ми их недостатками. Мосли не раз бит,
неё раз провалился на выборах. Чернорубяа-
шечникам свищут, их также не раз коло-
тили под хохот толпы.

Зал (весь наполнен, когда советский
гость приступает к докладу. Он. говорит
также очень спокойно, как и все ораторы
на конгрессе. Но другие доклады были вы-
слушаны с вежливым академическим вни-
манием. А на этот раз — внимание на-
пряженное. Зал нетерпеливо поглядывает
на переводчиков.

Волнуют факты, приведенные советским
делегатом. Тема его доклада — о совет-
ской литературе, но рамки доклада не-
вольно расширяются. Речь идет о куль-

‘турной, жизни новой страны, о работе ху-

дожника, мыслителя, интеллигенции в со-
циалистическом обществе.

Читательская конференция в приволж-
ском городе. У писателя нехватило вре-
мени поспеть на нее. Рабочие читатели
посылают за ним самолет. В стране
шестьдесят миллионов ‘взрослых читателей,
и каждый — строгий судья, каждый по-
могает писателю своими требованиями.

O60 BceM этом докладчик рассказывает
просто, без всяких прикрас. Он умеет яр-
KO H точно определить отдельные периоды
развития нашей литературы, и это запо-
минается. Период первый — первые годы
после гражданской войны. Советские пи-
сатели работали еще разрозненно, служе-
ние единой цели еще не об’единяло ху-
дожников. Второму периоду работы совет-
ских писателей — годам первой пяти-
летки — была свойственна’ очерковая TO-
ропливость. Писатель с головой окунулся
в замечательный новый материал, но. еще
не дошел до широких обобщений. Третий
период — построение `социалистического
общества — охкрыл советскому писателю
эту возможность.

оклад вызывает много вопросов, Уча-
стники конгресса не могут не сделать сво-

приглашение. Так
академии -наук извещают ученых о TOM,

7 \ ‘
их выводов. Кого из них не волнует про-
блема новых, небывалых отношений меж-
ду художником и обществом? Кто из них
вполне удовлетворен своим положением в
стране? Hro не ищет новых путей? Выво-
ды неизбежно не в пользу фабианских,
рескинианских и всяких иных безмятеж-

ных теорий обновления общества.

Такова речь Алексея Толстого в Лондо-
не. Он спокойно делится с зарубежными
собратьями накопленным опытом жизни и
работы в новой стране. Это действует на

умы, это убеждает.

Летом того же года Толстого видят в
Испании на Международном конгрессе пи-
сателей. Он проехал по дорогам Испании
от Валенсии до Портбу. С’ шоссе, которое
фашисты держат под пулеметным обстре-
на проселок.
У
разрушенных жилищ сидят занятые ру-
кодельем женщины, & рядом, на пригор-
ке — молодежь. Народ не бросает работы

лом, писатель сворачивает
Деревни, дома выворочены бомбами.

и под бомбами.

Писатель пробирается траншеями Yuu-
верситетского городка. Бойцы республи-
советского
делегата конгресса. Бойцы знают, что ой
расскажет о них на родине. Пробоины в
стенах, сгоревшие, покинутые дома, раз-
рушенный снарядом огромный лекционный

канской армии приветствуют

зал, мешки с песком у окон.

Трибуна конгресса расположена у самого
фронта. Здесь сидят поэты‘и художники
в военных куртках, бойцы единого фрон-
та, породнившиеся с Испанией не только
словом, но и кровью. Здесь стоя чтят па-
мять испанца Гарсиа Лорка, венгерца Лу-
кача, немца Ганса Баймлера, а с улицы
этом
зале не может быть ни спокойствия, ни
пассивного сочувствия. И здесь было бы
излишне учительски рассказывать людям
строитель-

спании
знают об этом лучше, чем в Лондоне. Они

сюда доносится гул бомбовозов. В

© преимуществах культурного
ства в Советской стране, Бойцы

это прочувствовали в боях.

Ал. Толстой видел в Университетском
городке на стене полуразрушенного дома
огромные буквы приветствия Сталину, на-
писанного неизвестным бойцом. Здесь зву-
советского писателя —
страстная, беспощадная. Писатель преду-
преждает героических бойцов о врагах в

чит иная речь

тылу!

«Нам еще и еще раз хочется повторить,
что одно из самых опасных оружий фа-

шизма — это ночная тень, подкрадываю-
щаяся тайно, коварно, чтобы провокацией,
диверсией и шпионажем сделать то, чего
не в силах сделать враг в открытом бою.
Троцкизм должен быть беспощадно рас-
топтан во всем мире, При участии широ-
ких масс народа троцкизм должен быть
обнаружен и вырван с корнем как и у
нас в СССР... Троцкий носил маску. Она
сорвана с’ него тремя судебными процес-
сами, где его. атенты сознались... в убий-
ствах, в шпионаже, в подготовке разру-
шения и гибели нашей родины, Велед за
экономическим кризисом безликие короли
тяжелой ‘индустрии выпустили своих кро-
вавых псов, фашистов, на народные мас-
сы. Троцкий и его агенты сомкнулись ©
фашизмом, чтобы итти к власти любой
ценой. Фалтизм предоставил им. область
провокации, шпионажа и диверсии,
ласть, им понятную и им свойственную».

`Речь в Лондоне была обращена к тем,
кто отдает свое сочувствие, свое слово
борьбе против фашизма, речь в Мадриде—
звучала для тех, кто проливает свою кровь
в борьбе с фашизмом. Эта последняя
речь — результат высокого идейного ро-
ста, результат крепчайшей политической
закалки.

С’ трибуны единого фронта B осажден-
ном Мадриде говорит наш крупнейший
мастер, человек, кровно связанный с инте-
ресами народа, сталинский гражданин.

об-

га: 77-летний рабочий-клеевар, стахановец

фанерного комбината № 4 Семен Куприя-
нович Куприянов (первый, предложивший
выдвинуть кандидатуру А. Н. Толстого в

депутаты Совета Союза), технический ру-

ководитель комбината инженер Ф. Д. Ва-

раксин, колхозник артели «Атеист» Иван
Васильевич Карпов, стахановка Парфин-

ского фанерного завода Анисья Ивановна

Захарова и редактор районной газеты

«Трибуна» Г. Ф. Гладких:
Делегация передала А. Н. Толстому го-

рячий привет от избирателей округа и при-
тлашение посетить предприятия и колхозы
районов, входящих в Старорусский изби-

рательный округ.

п Несколько часов продолжалась оживлен-

ная беседа А. Н. Толстого с делегацией из-
бирателей.   Г } Е
— Рабочие и работницы Парфинского

фанзавода, — сказала Анисья Захарова, —
просили меня передать вам, Алексей Нико-
лаевич, следующее: книги ваши мы чита-
ли, смотрели в нашем клубе (а клуб у нас
на тысячу человек) картину «Петр. Пер-
Ваши произведения мы любим, и

вый)...
картина понравилась.

Карпов, — все колхозники порешили уже:

свои голоса мы отдадим Алексею  Нико-

лаевичу. В нашем колхозе вы будете же-

ланным гостем, увидите, как культурно и

зажиточно живем. мы.
А,  Н. Толстой расспрашивает делегатов
о работе заводов и колхозов.

— Депутат трудящихся в Верховном С0-

вете, — говорит он, — должен быть связан

с0 своими избирателями самым тесным 06-

разом, должен изо дня в день бороться за
их интересы, за благо своего народа и
своей родины. Я понимаю всю ответствен-
ность, которую принимает на себя депутат,

По просьбе делегатов А. Н. Толстой рас-
сказал о своей поездке в Испанию, о Мад-
риде, об испанском народе, героически за-
щищающем свою чезависимость.

— Какой замечательный народ в-респуб-
ликанской Испании! — говорит А. Н. Тол-
стой, — как похож на наш русский народ!
С каким героизмом он защищает каждую
пядь своей земли от фашистских банди-
тов. =”

Рассказывая 0 затранице, Алексей Ни-
колаевич приводит примеры нищеты в го-
родах и селах капиталистического Запада.

‚ ДЕНЬ

У нас в колхозе, — сообщил Иван

А. Н. Толотой сравнивает нищету, пера.
щую в фашистских странах, с ботатством
советских колхозов.

— Фашизм означает ужас, — товорят
Алексей Николаевич, — какого никотда нь
было еще в истории человечества.

Делегаты спрашивают Алексея Николае.
вича о писательском труде, о советской ли.
тературе.

— Я начал писать, — отвечает А, Н, Тод.
стой, — в 1907 году. Народ до’ револю.
ции не читал писателей, их знали узкие
круги интеллигенции. Когда книга выго.
дила тиражом в 3 тысячи экземпляров и
распродавалась в течение года, — это бы.
ло хорошо.

Насколько вырос наш читатель, я могу
судить хотя бы по тому, что роман «Петр
Первый» вышел уже тиражом в 19 мил.
лиона экземпляров. И книги нигде не Hatt
дешь. Мне говорили, что для того, чтобы
удовлетворить всех читателей, надо вы»
пустить 5 миллионов экземпляров. Читать
стал народ.

Для того, ‘чтобы быть писателем, надо
жить интересами своей страны, надо упор-
но работать над своим мастерством, надо
много читать и думать.

Семен Куприянович Куприянов просит
Алексея Николаевича рассказать о повести
«Хлеб».

А. Н. Толетой подробно излатает содер-
жание поввсти.

— Мною обусловлено, — говорит пис.
тель, — чтобы первый тираж повести, ко-
торая выйдет в свет к 1 декабря, был о№
правлен в Старорусский избирательный ок
руг. А первую книгу я подарю Семену Куп-
рияновичу Куприянову. ,

— После «Хлеба», — сообщил Алексей
Николаевич делегации, — я буду писать
пьесу 0 Ленине. Действие пьесы mpoucxo-
дит осенью 1919 года, в момент похода
‘14 капиталистических государств на моло-
дую советскую республику, когда возник
гениальный план Сталина, позволивший
разорвать кольцо интервентов.

Дружески прощаются делегаты со своим
кандидатом в ‘депутаты Верховного Совета.

— До свидания, Алексей Николаевич, до
свидания в Старой Руссе, в наших колхо-
зах, на наших фабриках. у

Гор. Пушкин, 18 ноября.

ПИСАТЕЛЯ

-. Эль-Регистан

Небольшой старый дом ничем 000-
бенным.не выделяется на этой тихой про-
винциальной улице городка, расположен-
ного в трех десятках километров от шум-
ного Ленинграда. Смотришь на такой дом
снаружи, и кажется, что он погружен в мир-
ный покой и тишину, как эти запорошен-
ные снегом деревья, поникшие за деревян-
ным забором. Так только кажется.

Ровно в 9 часов утра по лестнице на
крыльцо старого особняка взбегает почталь-
он, маленькая, живая комсомолка с рас-
красневшимися от утреннего‘ мороза щека-
ми. Жизнь врывается в дом вместе с энер-
тичным звонком девушки, деловито выкла-
дывающей из туго набитой кожаной сумки
пахнущие типографской краской ` свежие
тазеты, стопки писем и солидных пакетов
всех цветов и оттенков, покрытые почтовы-
ми штемпелями необ’ятного советского го-
сударства и зарубежных стран.

Особняк в Пушкине, в котором живет и
работает большой советский писатель Але-
коей Николаевич Толстой, тысячами нитей
связан с жизнью родного народа. Посмотрев
«Петра Г», кузнец из далекого сибирского
села шлет А. Толстому дружеское  преду-
преждение от советских кузнецов, указы-
вая на маленькую неправильность, допу-
щенную в кинопоказе кузнечной работы.

Лейтенант из красноармейского гарнизо-
на направляет ему посылкой от имени бой-
цов-командиров старинную книгу петров-
ской эпохи, случайно обнаруженную среди
рухляди на чердаке:

— Может, пригодится при написании
третьего тома «Петра 1».

Донские красные партизаны, узнав о том,
что Алексей Толстой работает над новым
романом «Хлеб», спешат предложить ему
в помощь свои воспоминания:

— Приезжайте к нам на места осмотреть
Ворошиловские окопы, — наш колхоз их
бережет, не запахивает по’общему поста-
новлению,

Такие письма, такие посылки нё остают-
ся без ответа. Писатель собирает их в пап-
ки, сортирует, сверяет факты с действи-
тельностью лаконичных военных сводок,
сравнивает описание местности с топогра-
фическими картами и географическими ис-
точниками, роется в архивах и Петровских
рескриптах и ленинско-сталинских декре-
тах времен Октябрьской революции, тща-
тельно анализирует эпоху, и учится, учится
непрестанно, без устали жить, мыслить н
творить.

Рабочий день писателя, начинающийся
с утреннего визита комсомолки-почтальока,
насыщен упорным трудом. Прочитав. све-
жие газеты, он принимается за разбор мно-
гочисленной корреспонденции. В 12 дня по
внутренней лестнице поднимается наверх в
свою комнату, где работает. Зажав трубку
в зубах, он с драгоценным рукописных
сырьем переходит к другому столу, чтобы
сесть за портативную нишущую машинку,

Как всякий мастер, писатель очень строг
и требователен к продукту своего мастер-
ства — по пять-шесть, по десять раз ок
дополняет. или сокращает напечатанное, от-
тачивая слова и шлифуя образ.

‘ х

Так’ живет и работает кандидат в’ депу-
таты Верховного. Совета Союза А. Н. Тол-
стой, для которого великие А. М. Горький
и Ромэн Роллан в разное время нашли оди-
наково звучащие слова:

«Вы знаете, что я очень люблю и высоко
ценю Ваш. большой, ценный, веселый та-
ант, Да, я воспринимаю его, талант Ваш,
именно как веселый, с эдакой искрой, с
остренькой усмешечкой, но это качество его
для меня где-то на третьем месте, а прежде
всего талант Ваш — просто большой, на-
стоящий русский, и`— по-русски — ум:
НЫЙ... «Петр» — первый в нашей литера-
туре настоящий исторический роман. Книг
— надолго. Недавно прочитал отрывок из
2-ой части - хорошо. Вы можете делать
великолепные вещи?. (Из письма М. Горь
кого. 1931 год). :

«Л восхищен той мощью, тем неисчерпав.
мым изобилием творчества, которые у ва6
кажутся простыми слатаемыми. Меня 060-
бенно поражает в Вашем искусстве, твердом
и правдивом, то, как вы лепите Ваши лер-
сонажи в окружающей их обстановке. Они
составляют неот’емлемую часть воздуха, зем-
ли, ! света, которые их окружают и питают,
и Вы умеете одним взмахом кистй выра
зить тончайшие оттенки среды». }

(Из письма Ромэн Роллана. 1937 г. 0%
тябрь). х

В особняке на тихой провинциальной ули*
це живет большой писатель,   советский
инженер человеческих душ. Его  имя произ-
носится, с любовью в родной стране, егб
произведениями ‘зачитываются и многочи-
сленные соватские города и одинокая зимов-
ка Папанина на дрейфующей льдине, ваво-
ды и фабрики, шахты и рудники, колхозы
и дальние кочевки.

Гор. Пушкин, 18 ноября,

_— ——_—_—_—_—_—_—_—__д_ыыыы—А———/,/—, А А/.——/

вотицкого, Лычковского, Демьянского, Вал-

дайского и Залучского.
Избиратели любят и ценят Алексея Ни-

Crapan Pyeea

От нашего специального корреспондента

Старая Русса — центр избирательного
округа, выдвинувшего своим кандидатом
в депутаты Совета Союза писателя Але-
ксея Николаевича Толстого.

Это один из древнейших русских горо-

дов.
Большая многовековая история у этого
города. Он отражал набеги литовских и
ливонских рыцарей, он сбрасывал с себя
иноземное иго, в нем происходили восста-
ния военных поселенцев и городских ре-
месленников.

Старорусские патриоты, с увлечением
рассказывавшие нам о грошлом родного
торода, сейчас с особым интересом напоми-
нают, что Петр 1 не раз посещал Старую
Руссу, славившуюся своим солеварением.

Старая Русса — древний город. Долгие
века старорусских крестьян преследовали`
‚нищета и бесправие. Сейчас на пред-
выборных собраниях старые рабочие и
колхозники вспоминают свою’ жизнь до
1917 года.

Существовал в Старой Руссе небольшой
фанерный завод Лютера. Хозяин заставлял
своих рабочих работать по четырнадцать
часов в сутки, & заработная плата еще
В 1913—14 ‚гг, составляла 6 копеек в час
для мужчин и 4 копейки для женщин,

Теперь на месте полукустарното завода
Лютера стоит огромный фанерный комби-
и. В сравнении с дореволюционным вре-
менем количество рабочих выросло в
5 раз, выпуск продукции увеличился 6бо-
лее чем на 2000 процентов. Заработная
плата выросла в 25 раз. Не менее рази-
тельны цифры культурных достижений
окраины города, в которой ‘расголожен

Са

Книги А. М. Толотог, изданные за границей ,

колаевича. «Петр  первый» — одна из по-

комбинат, Раньше здесь была одна цер-  ПУлярнейших книг. 65-летний конюх кол-

ковно-приходская школа. Детей рабочих
обучалось в ней всего лишь... 10 человек.
В советское время вблизи

строена новая школа-десятилетка, в ней

учатся около 1000 ребятишек — детей тру:   демонстрировался фильм”

дящихея. На комбинате — две библиоте-
ки, насчитывающие 9500 книг.
тельный драматический коллектив комби-

хоза им. Сталина (Зехинский сельсовет)
Николай Смирнов с увлечением читает

завода вы-   Своей семье роман «Петр Первый».

А что делалось в Старой’ Руссе, когда
«Петр. Первый»!
За несколько дней картину просмотрело

Самодея-   16.500 человек.

Огромная популярность А. Н. Толстого,

ната пользуется широкою известностью во однако, не должна давать основания об-

всей Старой Руссе.

Рабочие стахановцы фанерного комбина-
та выдвинули первыми кандидатуру А. Н.
Толстого в депутаты Совета“ Союза. Одно-
временно кандидатура А. Н. Толстого бы-
ла названа на ‘собрании колхозников кол:
хоза «Атеист».

Колхозники вуевязи с выборами в Вер-
ховный Совет обратились `к товарищу
Иосифу Виссарионовичу Сталину с большим
письмом, являющимся еще одним ярким
документом победы колхозного строя.

Колхозники пишут, что они выдвинули
кандидатуру А. Н. Толстого потому, что
он связал свою судьбу с судьбами народов
СССР, потому, что он предан нашей роди-
не и партии большевиков, той’ великой
партии, которая открыла крестьянам гуть
5 зажиточной культурной жизни. Письмо

щественным организациям районов, вхо-
дящих в избирательный округ, забывать
© задачах агитации за своего кандидата.

Нам уже пришлось отмечать на страни-
цах «Литературной газеты», что эта рабо-
та в Отарорусском районе развернута еще
слабо. : Г

Центральная старорусская библиотека,
которая, казалось, в первую очередь обяза-
на была агитировать за писателя-кандида-
та, ограничилась тем, что вывесила в зда-
нии библиотеки портреты... председателя
и секретаря окружной избирательной ко-

1 миссии. Но в библиотеке мы не нашли ни

портрета А. Н. Толстого, ни списка ero
произведений, ни выставки его книг с от-
зывами читателей и т, д.

Не лучше обстоит дело и в других биб-

содержит множество убедительных цифр и   ЛИотеках, клубах. и красных уголках.

примеров роста зажиточности когда-то ни-

щих старорусских крестьян.

Местная тазета «Трибуна». почти ничего
не делает, чтобы подробно рассказать своим

Кандидатура любимого писателя А. Н.   Читателям о литературной и общественной
Толстого была поддержана решительно на   Деятельности кандидата старорусских из-

всех предвыборных

собраниях рабочих,   бирателей.
колхозников, трудовой интеллигенции всех

Старорусские товарищи справедливо

шести районов, входящих в Отарорусский указывают, что до сих пор из Ленинграда

избирательный округ: Старорусского, Мол:

не присланы обещанные материалы, в том

числе материалы ‘для пропагандистов E
агитаторов.

Сборник о А. Н. Толстом, издающийся
в Ленинграде, делается очень медленно,
Все районы избирательного округа все еще
ждут портретов своего кандидата. В то #9
время на складе фотолаборатории ленин“
градского Литфонда оказалось... 1.000 боль-
ших фотоснимков А. Н: Толстого! Они ле
жат без движения, так как все`еще «вы-
ясняется вопрос», кто должен переслатв
эти портреты в районы Старорусского из»
бирательного округа!

Только 14 ноября Ленкогиз собрался
прислать в свой старорусский книжный
магазин несколько. десятков экземпляров
избранных произведений А, Н. Толетоюо.

Витрина книжного магазина стала своб-
образным «агитационным окном»: плакат
извещает, что эти книги написаны канди“
датом Старой Руссы в депутаты Верховно“
то Совета СССР.

В ленинградском отделении союза гиса-
телей много говорят о необходимости ак-
тивно участвовать в агитации за кандида“
туру А. Н. Толстого.

Но вся реальная работа выражается по-
ка что в посылке одной бригады в Старую
Руссу.

Конечно, этим ограничиться нельзя, He

надо забывать, что Старорусский — округ
состоит из шести больших районов, 8 н8
только из города Старая Русса, что докла-
ды квалифицированных критиков необхо“
димо сделать во всех районных центрах,
а литературные вечера, посвященные А. Н.
Толстому, надо проводить и в колхозах В
на предприятиях всего избирательного ов»

руга,
5, PECT.
Старая Русса, 17 ноября,

=

лик