©

fiw

Литературная газета № 63 (699 В ыы :

Николай ПАНОВ

ПРЕДВЫБОРНАЯ РЕЧЬ
О КОМДИВЕ ПЕТРОВЕ

С матросским суровым конвоем

АЛЕКСВИ ТОЛСТОЙ oo

Дива OUPLUBEA TB PON «УСле@»
Т   в

of uc rere

Немецкое ‚Командование уже осведомлено
о и Хабочих... Шпионов достаточ-
HO... незначитёльными силами немцы

новые выборы в сельсовет... И новый сель-
совет произведет справедливую разверетку
хлебных излишков.... У кого мало хлеба —

хлеба, «просвечивали» и самого председате-
ля. Не верили никаким оправданиям, гля-
дели в классовый корень вещей—в нерас-

Тревожные тудки по приказу Ленина вряд ли решатся лезть в Петроград...

аздались Через два часа после взятия

В соседней пустой комнате, где на един-

ова. Ревели все петроградские фабрики   ственном столе была развернута карта-

и заводы. Сбегавшимся рабочим раздава-

yooh оружие и патроны. (бор начался в
Смольном.

девятиверстка,

Всю ночь во всех районах столицы, со ликвидировали штаб бывшей ставки. Ленин

всех окраин шли кучки вооруженных — на
широкий двор Смольного, где горели кост-
ры, озаряя суровые, хмурые лица рабочих,
HX поношенную одежду, превращенную на-
(пех — поясом, патронташем, пулеметной
зентой — в военную; шинели и рваные па-
лати фронтовиков; золотые буквы на без-
возырках балтийских моряков, держав-
шихся отдельно, как будто этот необычай-
ный смотр — лишь один из многих авралов
при свежем ветре революции.

Было много женщин — в шалях, платках,
з полушубках, иные с винтовками. Кое-где

в темной толие поблескивали студенческие   1
‚ пуювицы. От озаряемой кострами колонна-

ды отскакивали воадники на худых лоша-
денках. Люди тащили пулеметы, связки са-
бель, винтовки. Охрипшие голоса выкрики-
вали названия заводов. Кучки людей пере-
бегали, строились, сталкиваясь оружием.

_ — Смирна! — надрывались
ие Владеющие оружием — шаг впе-
ред!.. ^

Снова пронеслись косматые, храпящие
лошаденки. Хлопали двери’ под колонна-
дой. Выбегали военные, ныряли в волную-
‘щуюся толпу... В костер летел кем-то при-
носенный золочёный стул, высоко взметы-

треугольный фронт Смольното.

Из темноты широкого Суворовского про-
спекта подходили новые и новые отряды
питерских рабочих, поднятых с убогих коек
и нар, из подвалов и лачуг неумолкаемой
тревогой гудков...

мощь

т тивалиесь туда с севера,

сказал им: «Войска, у нас нет, — рабочие
Петрограда должны заменить
ную силу». Генералы представили. план:
выслать немедленно в направяении Нарвы
и Пскова

тридцать—сорок бойцов и тем временем

вооружен-

‚ разведывательные группы по
формировать и перебрасывать им в по-
боевые отряды по  пятьдесят—сто
бойцов. Ленин и Сталин одобрили этот
план. Немедленно, в этой же комнате, с
одним столом и табуреткой,

рядов и отправку их на фронт.

Всю ночь отходили поезда на Псков и
арву. Многие из рабочих первый раз
держали винтовку в руках. Эти первые

отряды Красной Армии были еще ничтож-

ны по численности и боевому значению.
Но у людей — стиенуты вубы, напряжен
каждый нерв, натянут каждый мускул.

Поезда проносились по ночным снежным
голоса. —   равнинам. .

Питерские рабочие понимали,
что вступают в

враг этот носит имя — мировой империа-

лизм... Это сознание непомерных задач ока-

зывалось более трозным оружием, чем гер-
манские пушки и пулеметы.

Немцы надеялись

войти в Петроград: Их

пленных — по тайным приказам — пнодтя-

Сибири. Питерские обыватели перешепты-

вались, глядя на кучки немцев, без дела

шатающихся по городу. Но в одну черную

ночь Петроград, по распоряжению Ленина

и Сталина, был сразу разгружен от rep-

В коридорах Смольного рабочие двига-   мансвих подрывников. Взрыв не удался.

Иись сплошной стеной; одни — вверх по
лестницам, другие с оружием и приказами,
наспех набросанными на клочках бумаги, —
вниз, в морозную ночь, на вокзалы.

Когда шпионы начали доносить немцам

о возбуждении питерских рабочих, ‘о всеоб-

щей рабочей мобилизации, когда их пере-

довые части стали натыкаться на огонь

В третьем этаже, где находился кабинет   новосформированных пролетарских частей

Ленина, в этой давке протискивались ве-   — занятие северной столицы показалось

стовые, курьеры, народные комиссары,
секретари партийных комитетов, военные
лены Всероссийского Центрального испол-

нительного комитета и Петротрадского со-  .

вета. Здесь видели прижатых к стене ко-
ридора растерянных «левых коммунистов»,
здесь Иван Гора своими ушами слышал, как

‚ очках, притиснутый к вождю «левых ком-

мунистов», говорил ему:

— Вот, садовая голова, народная-то вой-
на когда начинается... Это, видишь, тебе—
не фунт дыму...

возбужденный, быстрый,
лючий, решительный — руководил
рей:
дей.
неловека, расспрашивал, ‘приказывал, раз’-
яснял короткими вопросами, резкими об-
наженными формулировками, Kak шпора-

делом рискованным и ненадежным.

П.

Продовольственные отряды питер -
старый путиловский мастер в железных Conny раз’езжались о по а
селам, глухим деревням. Стротого плана не
существовало. Отряды по собственному‘ ра-:
зумению кидались с головой в закипающую

деревенскую революцию.
В ином се мироед-христопродавец, на-

курив самогону, собрав сход, тряс мокрой от
Владимир Ильич у. себя в кабинете —   слез бородой, просил православных, вдов и
насмешливо-ко-   сирот о забвении грехов своих. «Что мое
бу-   то ваше,—товорил,—господь прогневалея за

parce’ тысячи записок, сотни лю-   Наши грехи, наслал заразу... Так неужто я
т телефона бежал к двери, вызывал   ДЬЯВолам— большевикам— отдам хлебец? Бе-

рите лучше вы из мово амбару по два пу-
дика, уж мы сочтемся, бог нас рассудит».

В ином село орудовал протопоп, трозно

ми, поднимал на дыбы волю людей, расте-   заламывая на амвоне косматые брови: «Ви-

рявигихся в этой чудовищной сутолоке,

Здесь же, освободив  от-бумаг и кни
Место за столом, работал Сталин. Сведения
в фронта поступали ужасающие, позорные.
Старая армия окончательно отказывалась
повиноваться. Матросский отряд,
рый возлагались ‘большиё` надежды, вне-
вапно, не приходя даже в соприкосновение

‘дали’у коммунистов на фуражках козлиные
рога? А кто не видал, пусть глаза пошире
разинет... Понимать можете? И кто.им хоть
зерно даст,—это_ зерно на страшном суде
спросится... Хлеб наш насущный даждь
нам днесь,—сказано в писании. А про мо-

На КОТО-   нополию в писании не сказано».

В ином селе кулачки по ночам пристрели-

$ неприятелем, оставил Нарву и покатился   вали беспокойных мужичков на огородах и
До Гатчины... В минуты передышки Влади-   гумнах, в страхе держали деревенскую бед-
мир Ильич, навалясь локтями на кипы бу-   ноту. Были и такие углы, где все еще си-

Маг на столе, глядел в упор в глаза Сталину:

_— Успеем? Немецкие драгуны могут уже
равтра утром: быть у Московских ворот.

Сталин отвечал тем же ровным, негром-

дел либеральный помещик, бэседуя в су-
мерках на крылечке о французской рево-
люции, о выкупных платежах, о славянской
богоискательской душе.

Продовольственный отряд, появляясь в

хим, спокойным толовом, каким вел все   селе, вылезал из телег у сольсовета. Вызы-

разговоры по телефону:

вали председателя,—человек. приходил, в.

страхе`моргая на суровые лица питерских.

— Я полагаю — успеем... Роздано винто-   Садились за шаткий столик, закапанный
Вок и пулеметов... — Он прочел справку.—   чернилами. Выясняли причины недоедачи

v ; р
вается иногда на суше обведенным вокруг
ia ; пальца.. Такова проверка буднями.
В одной из небольших комнат здания

Ледовый комиссар!..

Четыре года назад в ватоне екорого
уезда Негорелое—Москва, в котором мы,
встретив Отто Юльевича Шмидта на грани-
це, возвращались в столицу, везя спешно на-

бросанные корреспонденции, очерки, фелье- .

тоны, в поисках четкого, всеохватывающего
раголовка наименования простого, запомина-
рщегося, броского — вдруг нашлись эти
слова — Ледовый комиссар.

Теперь мы снова ставим в заголовок эти
два слова.

Маяковский учил нае обогащать язык
маходить слова, чтоб «без’языкая улица»
Могла «разговаривать», выражая свои но-
вые чувства и  помыслы. И трудно не
испытывать законной, мне кажется, тут
писательской гордости, когда слышишь,
Как в речах“и приветствиях, в статьях и
очерках товарищей и просто в разговоре

Отто Юльевича Шмидта величают Ледовым .

комиссаром — высоким званием, почетным
титулом, который был найден тогда, 5 июня
1934 т. в поезде, везшем нае 6 границы:

‚ Отто Юльевич Шмидт баллотируется в
Совет Национальностей по Казанскому из-
бирательному округу. Я живу в Москве.
Мне, к сожалению, не придется голосоватв
8a Ледового комиссара. Но’ по советским за-
хонам каждый “Тражданин может агитиро-
Barb за любого выставленного кандидата. И
Я с тордостью воспользуюсь ‘этим нравом,
Maso гражданина и возможностями пи-
ателя-журналиста.

Многажды и в различной обстановке до-
дилось мне встречаться © Отто Юлье-
Вичем.

Профессора Шмидта я увидел впервые
В дверях деканатз физико-математическо-
ю факультета Г МГУ. Шла академическая
проверка студентов. Один из моих прияте-

ей, отрастивший огромные хвосты ие-
данных зачетов, нервничая, ждал своего
На наших

ч4са. Мы уже были проверены. На
Мчетках уже красовался штамп комиссии,
отустившей наши души на покаяние. Но
МЫ не могли оставить своего еще «не про-
мренного» друга. Нервное возбуждение
шло, схлынуло, обнажив усталость. Хо-
лось спать только. И вот дверь кабинета
Итрылась, и мы увидели фигуру вы00-
toro, бородатого человека. Это был пред”
идатель комиссии. Он медленно обвел нас
понимающим добрым взглядом. У него в
& большие, немигающие,  серо-голубые
маза. Прямой, бородатый, с правильными
ртами лица, он был похож на извест-
“  nontper Джона Брауна, самоотвер-
 _ к оболициониста.

ЛЕВ КАССИЛЬ

Герой Советского ‘Союза Отто орет

Шмидт баллотируется в депутаты

вета  Национальностей от РСФСР по Ка-
занскому избирательному округу.

еще немножко осталось  по-
терпеть, — как бы извиняясь сказал он,—
не надо волноваться... А вы чего тут до-
жидаетесь? Ведь вы уже как будто про-
верены? Спать, спать пора! Смотрите, ка-
кой у вас вид утомленный.

— Нет, уж мы подождем. Вот, как вы
namero Петро отпустите, так уж мы вме-
стё. л
— Нечего и ждать. Спать надо. Вон,
смотрите, этот товарищ совсем уже засы-
пает. Идите спать.

Он сердито твердил: «Спать, спать». Но
не мог скрыть тде-то на дне-своих серых
тлаз ватаенного, одобрения.

Я вспомнил 0б этой физматовской ночи
в то невеселое утро, когда Ушаков радио-
трафировал © челюскинской льдины, что

то Юльевич Шмидт болен, что прави-
тельству необходимо настоять, — нет, про-
сто предписать Шмидту при первой же

— Ну,

работал штаб — во главе
с генералом Бонч-Бруевичем. Ленин вызвал,
военных специалистов из Могилева, где они

штаб Бонч-
Бруевича начал формирование трунн и от-

орьбу с могучим вратом, и

без особых хлопот
многочисленные
вая искры. Серые облака рвали лохмотья   атенты готовили в Петрограде побоищеё-
© голые вершины деревьев, заволакивали   взрыв изнутри. Тысячи немецких военно-

востока — из

слоенность деревни. Надымив полную избу
махоркой, созывали на завтра общее со-
брание,

с того нз спросится, у кого много хлеба —

волюцией...

Иван Гора своротил большой нос, мигнул,
и одобрительно засмеялось большинство .со-
брания.

Иван Гора забрался со своим отрядом в
семь чёловэк далеко в черноземье, в Милле-
рово—ближе к знакомым местам:

В селе Константиновке, куда приехали
на двух телегах, начали с того, что аресто-
вали сельсовет: председатель оказался быв“
шим урядником, писарь — дьяконом. Всз
село загудело с утра у сельсовета.

Иван Гора распорядился: ` «Здешнее ку-
лачье нам устроит провокацию. Ни в каком
случае не открывать огня,—только в край-
ности. Двое—со` мной, без винтовок, — на
крыльцо. Остальные сидите в избе».

Иван Гора вышел на крыльцо. По толи
человек в четыреста полетел ропот. Кое у
кого в руках были здоровые палки, выдер-
нутые из плетня. Иван Гора немного пома-
хал на толпу, будто это был рой пчел:

— Стращать меня станэте потом, товари-
щи. Давайте поговорим.

Поговорить, конечно, нашлись охотники.
Ропот утих. Он начал © главного.

— Что такое советская власть? Советская
власть-—это вы да мы... Мне сам Ленин
приказал об этом сказать... А вы что делае-
те? Выбрали кровавого палача, царского
урядника, Гнилорыбова, выбрали кутейни-’
ка секретарем. Чьи они агенты? Гнилорыбов
живет на дворе у Митрохина, всему свету
известного мироеда. Дьякон-—его, Гнилоры-
бова, зять... Вот они чьи агенты, вот кто их
поставил в сельсовет. Для чего? А для то-
ro, чтобы кулак Митрохин сидел в этом
тлупом озле царьком да вам бы—кому пу-
дик, кому два,—а вы ему летось за пудик
два пудика, и вы бы у него батрачили ху-
me, чем при Николашке Нровазвом... Понят-
HO

— Понятно, понятно, —ответили из толпы
голоса.

Иван Гора метнул глазами в ту сторону:

— Не думаю, чтобы вы были такие дура-
ки, товарищи... Не для того мы, питерские
абочиз, делали переворот в октябре, чтобы
рохин с Гнилорыбовым и`вся их шатия
жрали горячие блины в свое удовольствие,
а вы бы..—Тут он начал указывать паль-
цами на тех, про когоГузнал давеча от воз-
чиков по дороге.—А вы бы, Иван Василье-
Бич, вы бы, Миколай Миколаевич, вы бы,
Степан Митрофанович, без шапки под их
окошком слезно просили — повременитз с
должишком,—<«детишкам, мол, есть нече-
го»... Устроили вы у себя советскую влаеть,
ребята, —спасибо....

Он ожидал, — так и вышло: в. задних
рядах опять начался ae, злые \ голоса:
«Других ступай учить. Не хуже тзбя знаем
про советскую власть! Не давая разгореть-
ся шуму, Иван Гора раздул шею — за-
тудел басом:

— Советская власть: «Кто не работает—
тот не ест». Наша первая и последняя за-
поведь... Батрак, бедняк, однолошадник —
это советская власть... А тот, на кого вы ра-
ботаете, а он ест,—это враг. советской влз-

— Это как же так мы не работаем? —бз-
шено закричало десятка два голосов. — Дар-
моеды питерские! Грабить приехали! У си-
рот последний кусок отнимать!

Иван Гора решительно шагнул с крыльца!

— Правильно! Революция послала нас к
вам за хлэбом. Вооруженные пролетарии,
умываясь на фронтах кровью, требуют у
вас хлеба. Они, бедняги, умирают, чтобы ва-
ши дети бььли сыты. Требуют хлеба не у
тех, у кого нет... А требуют у тебя, богатей
Евдокимов... У тебя, Третьяков... У тебя,
Митрохин... Стойте.—Он поднял руку. Кри-
чавшие сильнее всех, видя, что их недруж-
но поддерживают и к крыльцу не дают
пробиться, замолчали на минуту.—Стойте!..

ы действуем по революционному советско-
му закону... В силу этого мандата... (выдер-
нул из циджачного кармана, помахал бу-
мажкой) председателя Гнилорыбова, как
скрывшего свою принадлежность к царской
полиции, и зятя его, дьякона,—арестуем, и
они будут преданы рэволюционному суду...
В силу этого мандата об’являю на завтра

Весь день шумело село, покуда на широ-
кой улице, уходящей черным шляхом в
степь, не показалось стадо. Позади садилось
широкоз солнце, ударяя сквозь пыль низ-
кими лучами по коровьим раздутым бокам.
Запахло парным молоком. Заскрипели во-
рота. Перекликались женские голоса,

Кучки спорящих начали расходиться,
Улица опустела. Только у сельсовета еще
виднелся народ—выходили и входили, хло-
пая дверью, желтел сквозь ставни свет. На
завтра были намечены удачные кандида-
ты в предсельсовета и в секретари—бойкие,
неглутые ребята—из самых захудавших на
селе. Выяснены приблизительные запасы
хлеба по кулацким дворам. Казалось, вез
шло гладко.

Опустела и площадь у сельсовета. Над вы-
соким тополем разторались семь звезд Боль-
шой Медведицы. Конечно, если вслушатьея
в ночную тишину не городским, а деревен-
ским ухом, можно было бы различить нз-
привычные звуки, например, — далеко в
степи конский топот, Но мало ли кому по-
надобилось скакаль среди ночи...

Замоткин, завхоз отряда, раздобыл хле-
ба, яиц и кислого молока. Комаров, Жилин,
молчаливые братья Уйбо и больной цынгой
Федичкин (все путиловцы, из одного цеха)
поужинали. Иван Гора приоткрыл ставень:

— От этой махорки с души воротит...

Ночь была черная, влажная, тихая. Даже
собаки перестали брэхаль. Лениво прини-
маяся шелестеть тополь, заслонивитий не-
сколько звезд... Замоткин сообщил, что на
дворе роскошный сарай, правда, без кры-
пги, но внутри чисто и пусто...

т

— Тут бабенка одна вертелась в сумер-

ках: «Не надо ли вам чего, товарищи!» Вз-
лел ей соломы принести.

— Бабенка вертелась?— удивленно спро-
сил Иван Гора.

— Своя вполне, товарищ начальник. Я в
ней ведь-не сразу, а с подозрением: «Ты
что, говорю, тут нюхазить, толстенькая? Мо-
жет, баню истопила3» _

— Вот дурной!—Иван Гора захохотал,
топая сапогом.—Ну, как, ребята, в сарай
пойдем?

Все согласились, что обстановка не вну-
шает опасений. Все-таки для осторожности
решили по очереди дежурить. Захватили
остатки хлеба, портфель, винтовки, пошли
в сарай. Здесь, дэйствительно, было хоро-
шо, прохладно, пахло свежей травкой, ра-
стущей у-порога широких, щелястых поко-
сившихся дверей.

— Замоткин, ты как же, так ве в лоб и
«просил про баню?

— Ага. Думаю —ну как скажет про ба-
ню—<сейчас арестую... =

‘— Умора!..

Иван Гора закрутил головой. Начал етя-
гивать сапоги, но подумал—не стоит, пожа-
луй. Один из братьев Уйбо взял винтовку,
пошел к воротам. Семь’ человек легли на
жиденькую соломенную подстилку, и тут
же—кто ровно задышал, кто начал посви-
стывать носом...

Иван Гора еще ельшал, как Уйбо, види-
мо, соскучась стоять у ворот, сел на бревна,
тяжело прислонился венаружи к доскам са-
рая. Над головой смутно темнел переплет
стропил, горели большие донскиз звезды.

Внезапно Иван Гора, не разлепляя глаз,
привстал: показалось, что в стену сарая
ударили чем-то, будто застонал человек. Но
проснулся Иван Гора от раздираютщего тре-
ска повалившихся дверей, от звериного во-
пля. Векочил, протянул руки. Кто-то ки-
нулся на него, остро воняющий потом, бе-
шено обхватил, ломая, и сейчас же ударил
лезвием вскользь-—мокро—в голову...

один из самых серьезных экзаменов. Мож-

но быть человеком безумной отваги, а В
деловом повседневьи оказаться трусом. Мо-
хаживавший вокруг света, оказы-

бывших Верхних торговых рядов, у стола,
покрытого красным сукном, встал встре-
ченный аплодисментами человек, больше-
вик, ученый-исследователь, ‘чьи походы и
знания, чье мужество и твердость. водите-
ля советских полярников были известны
каждому из присутствовавших на том соб-
рании. Но в этот день в небольшом зале
своего учреждения он, как коммунист, как
рядовой член партии, проходил партий-
ную проверку.

— Моя биография, — товорил он, — ни-
чем особенным не замечательна и мало
поучительна. Поучителен в ней разве толь-
ко яркий пример того, как велика моту-
чая воспитательная сила пролетарской ре-
волюции. Я — интеллигент. Профессор...

С мужественной откровенностью, без ри-
совки и позы рассказывал он о сложном
своем пути в партию. Гимназия в Одессе,
Снаряды © «Потемкина». Пожар гавани,
еврейский погром, заревом вставтие. над
мирными горизонтами детства. Но это
было лишь тревожным отеветом каких-то да-
леких и не совсем понятных бед. Потом
Киевский университет. Чтение Маркса,.
война, канонада которой потрясла молодо-
то ученого и заставила по-иному взгля-
нуть на многое. Петроград 1917 года,
‘Июль — октябрь. Революция радует, увле-
кает его. Но он еще не верит в силу под-
нятых масс. И Базаров нашептывает ему,
  что Ленин`— фантаст. Затем Москва. В
том же самом здании Верхних торговых
рядов, где теперь проходил партийную чи-
стку Ледовый комиссар, оседает Нарком-
прод. Шмидт — член коллегии наркомата.
В декабре 1919 года вместе с лучшими ` из
интернационалистов принимается в РЕП и
получает партбилет, в котором стаж за-
ечитан с марта 1918 года. В. 1920 году —
член коллегии Наркомпроса. Заведующий
Госиздатом.

Потом проект создания Большой cone
ской энциклопедии. Тесное общение ¢
лучшими людьми партии. Частые встречи
е Лениным. Бывал на всех с’ездах партии
после Октября, кроме тех, когда мешали...
льды. Огромная работа на’ Севере.

Сталинская идея о сквозном плавании—
Великим северным морским путем. Лич-
ная неустанная помощь и руководство
товарища Сталина.

Исторические походы, окончательно вы-
ковавшие одного из лучших коммунистов
Арктики. »

Нужно ли приводить здесь весь послуж
ной полярный список Шмидта? Начиная
с 1929 года этот список становится тож-
дественным славной летописи победного
наступления большевиков Арктики. В

возможности покинуть ледовый лагерь. Мы
узнали, что несколько дней Шмидт пре-
возмогал болезнь, скрывая ее от това-
рищей по латерю; изо всех последних сил
стараясь не свалиться. Слабые легкие и
давно уже подкрадывавшийся туберкулез
вломили яростное сопротивление. Шмидт
слег. Четыре дня в ее он от всего ми-
ра свою болезнь. Мы вопомнили физма-
товскую ночь и затаенное одобрение во
взгляде серых глаз. Мы поняли («Нет, уж
мы вместе!..»).

; рой раз мне пришлось встретить
0. Ю. Шмидта на подножке вахона поль-
кого вкепрееса,

Рустым восновым лесом проехали мы из
Негорелого к коттеджам потраничной за-
етавы, к волейбольной площадке, к крас-
ному уголку — самому первому красному
уголку у входа в ОССР с Запада. Красно-
эрмейцы заботливо украшали, заставу,
приколачивали транспарант: «Привет с0-
ветскому Колумбу!». Первый привет Стра--
ны советов был от имени Красной Армии
на первых же метрах ерегаемой ею
земли.

Тихо на границе. Из-за польского. гори-
зонта плывут облака, переваливают через
траницу, проходят’ над заставой, над ло-
зунгом арки: «Коммунизм сметет все гра-
ницы». И ветер несет их к советским 1о-
ризонтам.

И вот ровно в 8 часов вечера, тяжело
отпыхиваясь, медленно прошел под аркой
экспресс. И в предпоследнем вагоне мы
увидели 06 шееся лицо Шмидта и 3a-
торелый лоб ме Покинув почти два
месяца назад шалкую, неустойчивую льди-
ну, они плыли на чужестранных кораблях,
двигались по чужим землям, и вот ва
скромной аркой, которая в эту минуту.
стала дая них триумфальной, они енова
на родной земле.

— Наконец-то после всех заграниц мож-
но снова вздохнуть полной грудью на 60-
ветской земле! — восклицал Отто Юлье-
вич и глубоко вдыхал аромат’ белорус-
ского бора.

Потом мине доводилось не раз видеть
Отто Юльевича на собраниях, на митин-
тах, слышать ето замечательные рассказы
о тероизме советских полярников — слы-
шать в больших залах и дома, в кабинете
ученого. Но особенно запомнилея мне один
день. В этот день прославленный Ледовый
комиссар, ученый, отважнейший путеше-
ственник проходил суровую и ответствен-
ную проверку. Проверка буднями, испы-
тание медленным‘ отнем повседневности—

rk

-\

тому придется немножко поделиться с ре-

Герой Советского Союза комдив Ми-
хаил Петрович Петров баплотируется
в депутаты Совета Союза no Hapo-
Фоминскому избирательному округу.
(Московской области).

Страна наша сталью одета.

И, брови нахмурив cypoBo,

Ее охраняют герои —

Им равных в истории нет.
Споем про комдива Петрова!
Прославим комлива Петрова, —
Танкиста и кандидата

В Верховный Союзный Совет!
Взгляните на смуглые скулы,
Взгляните на взор непреклонный,
На жесткий, крутой подбородок,
Овеянный сотней ветров...

Под лязги и грохот и тулы
Ведет броневые колонны а
Герой трудового народа —
Михайла Петрович Петров.

Он был полутрамотный слесазь...
Ел б вы узнали едва ли...
Родился он в дальней деревне, `
В закованной, нищей стране.
Он к солнцу тянулся из леса,
Он жил в петербургском подвале,
Трудясь на Патронном заводе,
На Выборгекой стороне.

Вюгда в металлическом вое
Штыки свои в землю вонзали
Солдаты (в окопные ночи),
Векипала восстаний pera. A

И в етихе и в жизни дружии,

Мы е тобой —

„Общей цели вместе, служим,
Мой герой. ин

Ты, моряк, стоишь на вахте,
Мой герой.

Ты рубаешь утоль в шахте,
Мой герой. _

Пашешь землю, город строишь,
Мой герой. \

Варишь сталь, каналы роешь,
Мой герой. is

Ты — отважный пограничник,
Мой герой.

Ты — стахановец, отличник,
Мой. герой. f

В стратосферу мчишься к звездам,
Мой герой.
Громом бъешь по вражьим гнездам,
Мой герой.

1929 году Шмидт на ледоколе «Седов» от-
правился на Землю Франца-Иосифа и впер-
вые водрузил там красное знамя Советов.
Уже тогда профессор Шмидт был облечен
замечательным званием «Комиссара Архи-
пелата». Через год Шмидт, опять на «Ce-
дове», повторил это путешествие, а затем
со своей экспедицией направился в Се-

верной Земле. ;

Так были внесены поправки в старые
карты Арктики. Некоторые мнимые вем-
ли были разжалованы в несуществующие,
но попутно были открыты и нанесены на
карту новые земли, новые острова и меж-

ними остров Шмидта. В 1932 году
Шмидт на «Сибирякове» в одну навига-
цию, несмотря на чудовищно-тяжелые ус-
ловия, прошел Великим северным морским
путем из Архангельска в Тихий. океан.
Это был поход небывалый в истории море-
плавания. Страна наградила Шмидта орде-

ном Ленина.
„..Заседание в зальце Главсевморпути за-
канчивается.

— Товарищи, — говорит председатель

комиссии по чистке, — товарищи... Провер-

ка товарища Шмидта показала, что он ©
честью носит не только высшее отличие
тражданина — орден нашей страны, но и

самый почетный документ человека —

партбилет коммуниста!

рудно сейчас энциклопедии поспевать
за нашей жизнью, Шмидту — главному
редактору БСЭ — это известно лучше, чем
гому бы то ни было... Не успел. книго-
еще
пахнущий клеем и краской, как сведения
о советской действительности, изложенные
на его страницах, уже устарели... Возьмите
том БСЭ на букву «Ш». Прочтите, какими
заманчивыми, интригующими строчками

ноша доставить вам очередной том,

обрывается скромная заметка о Шмидте:
«Ш, 12 июля 1938. г.
судне «Челюскин»

лана большая работа по подбору и подго-
товке научных и практических кадров».

Вот и все; Отправился на судне... За-
метка на этом обрывается, как-будто пи-
савший ее сам торопился на вокза2 про-
вожаль Отто Юльевича или уехал вместе
е ним.

Необходимо несколько дополнить эту ко-
отку авку.
} о а Шмидта, большого
ученого, академика, большевика, автора
большой ‘специальной ‘математической ра-
боты ‹Аботравтная теория pie слава
мировая и разносторонняя. Имя Шмидта—
краткое и твердое, словно вырубленное
изо льда — энциклопедично. Это имя но-
сит один из островов Полярного моря. Это
имя носил латерь на шаткой, но никогда
не тающей в вашей памяти льдине,
Этим именем подписаны беръезнейшие ма-

отправился Ha
(см.) во главе новой
полярной экепедиции для повторения рей-
са 1932 г., имея ряд новых научных и хо-
зяйственных заданий. Для обеспечения ра-
боты и исследований Арктики Ш, проде-

Он был на Финляндеком вокзале,
Он слушал — голодный рабочий —
Речь Ленина с броневика!
Пылают восстанья горнила...
Винтовки дают на Патронном...
Солдаты © рабочими рядом...
Октябрьская ночь на дворе...
Отброшен кровавый Корнилов!
Конец императорским тронам!
Михайла < рабочим отрядом
Врываетея в Зимний дворец...
Дни славных походов ‘настали.
Винтовки всегда наготове.
ЕВраенов и чехословаки...

Урал, Туркестан, Ярославль...
Да здравствуют Ленин и Сталин!
Споем о Михайле Петрове,

О красноармейце Петрове,

Чья елава в сраженьях росла]
Мы учимся, крепнем и строим.
Отрана расцветает на диво!

И тех, кто ее защищает,

Умеет она наградить...

Он был незаметным героем,

Он стал знаменитым комдивом:
Два ордена, путь освещая,

Горят у него на груди!

Тесная зеленая дрёма

Моторным взрывается ревом —
Ревут иноготонные танки,
Танкетки встают на дыбы:

Мы знаем, что на танкодромах
Танкисты комдива Петрова

В учебные ходят атаки,
Ломают на части дубы.
Вращаются плоские башни,
Окрестности в пушечном громе...
Разбитые в щепы мишени
Дымятся на дальнем лугу...

А он наблюдает — всегхашний:
По-сталински весел и скромен,
Всегда неуклонный в решеньях,
Всегда беспощадный к врагу.
Ноябрьские дни на исходе!
Страна бюллетени подымет

За. счастье, за мир, против войн —
В торжественный выборный день...
Трудящийся Наро-Фоминска
Назвал пролетарское имя

Героя, который достоин

Войти в окружной бюллетень:
То — имя комдива, Петрова.
Фамилия скромная эта
Танкиста и кандидата

В Верховный Союзный Совет...
“Отрана наша сталью одета.

И, брови нахмурив сурово,

Ее охраняют герои —

Им равных в истории нет!

Илья ФРЕНКЕЛЬ

paresis

Mom repom

Вот на льдине ты зимуешь,

Мой герой.

Ночи Арктики птурмуеть,
Moi герой.

Ты — ученый, врач, писатель,
Мой герой. .

Ты — артист, изобретатель,
Мой герой.
Большевик непримиримый,
Мой герой.

Всем народом нашим чтимый,
Мой герой.

Ты проверен, ты испытан,
Мой герой.

Славным Сталиным воспитан,
Мой герой.

Тозунг, песня, речь поэта,
Голов мй —

Чтоб прошел в состав Совета
Мой герой.

>

тематические труды. Это имя первым сто“
яло в историческом рапорте, посланном
Сталину людьми, завоевавиими Северный
полюс. Принадлежа к партии, меняющей
лицо земли, Шмидт удостоился права пер-
вым редактировать новый портрет и опиев
нашей планеты — большой советский ат-
лас мира.

` Его, ставшая уже знаменитой, патриарч
хальная, столь любимая карикатуристами
борода, как. своеобразный флаг развевает“
ся во всех больших советских полярных
походах. Вот мы провожаем его зябким
утром с Московского аэродрома, где он
вместе с Папаниным проверяет утварь и
хозяйство первой в мире зимовки на Ce-
верном полюсе. ‚Проходят месяцы, и снова
на этом же аэродроме мы встречаем ега
опять, уже вернувшимся с полюса,

Он не любит писать. Ему кажется скуч-
ным это томительное занятие. Он не нал
писал ни одной книги. о своих замечая
тельных походах. А сколько интересногд
он мог бы рассказать нам... Он не любик
писать, но это не мешает ему быть страст-
ным читателем. Он читает много, всегда и
везде — дома, в отпуске, на ледоколе, на
льдине. Гете — вот один из любимых его
авторов. Это отвечает энциклопедичности
шмидтовских интересов. Но он ценитель и
современных книг, особенно — современч
ных поэтов. Он верный почитатель Мая-
ROBCKOTO.

Он любит молодость в’ a
театре.

Он сам живет большой, молодой, полно+
ценной жизнью. И несмотря на огромную
занятость, на большую ответственную pas
боту, у Шмидта как-то выкраивается вре«
мя для отдыха, для прогулок, для спорта.

любит изобретать всевозможные итры.
Его любимая забава — выдуманная им
игра в бутылку капитана Гранта — не раз
помогала челюскинцам коротать тяжелые
часы. Пишется таинственная записка, где
добрые три четверти букв отсутствуют H ~
заменены черточками. Записку эту нада
расшифровать.

Шмидт любит хорошую улыбку и звон-
Жий смех. Самая длинная зимовка не смо
жет поколебать в нем жизнеупорной, боль“
шевистской веры в успешный исход дела.
Он остается великолепным организатором
в любой’ обстановке. И люди верят в него,
как верят большому человеку, умному на-
чальнику, другу. Стоит лишь послушать,
с каким восторгом говорят о своем Ледо-
вом комиссаре те, кто разделил с ним тяз
готы ледового относа, или же трудные вёз
личеетвенные часы, когда власть человека
закреплялась над Северным полюсом.

Академик, орденоносец, Герой Советскога
Союза — он выдвинут сейчас кандидатом
в депутаты Совета Национальностей. Он
знает просторы нашей страны, начиная от
Памира и кончая Северным полюсом, и
страна знает его, славит и голосует за
Hero.

искусстве,