вы фе

тозаров пытался прикрыть

„Литературная газета № 63 (699)

В МЕСТНЫХ ПИСАТЕЛЬ

—=

Подготошка

Участие писательских организа =
тотовке к выборам в Совет Conan и

(овт Национальностей является сейчас
уой важнейщей политической работой.
По тому, как писательские организации про.
ведут эту работу, советская общественность
будет будить о политаяческой активности
писателей, об их связи с народом. По по-
лунным правлением ССП сведениям,

я
областных писательских организаций rar
тивно участвует в подготовке к выборам.

В Иванове работают агитаторам -
в, Бритов, Зазьялов, Toxrépanane: Tae
Шошин пищет биографический очёрк выд-
зинутого от У. Иванова кандидата в ерхов-
ный Совет тов. Сахаровой. Тов. Полторац-
вий пишет биографию другого выдвинуто-
0 здесь кандидата в Верховный Совет —
орденоносца тов, Скоробогатова.

В Смоленске писатели готовят сборник
произведений, посвященных выборам, и пи-
шут биографии выдвинутых кандидатов,

ARpee me

«2 ‘августа я приехал в Челябинск и
хотел найти союз писателей. Мои поиски
были напрасны: в городе никто такого сою-
ва не знает»,— пишет т. Чесноков в Челяб-
18,

Тажого же содержания письмо получено
обхомом партии от одного из ‘учителей
райюна.

Хаинственность, которой окутано  место-
пребывание челябинской писательской орга-
низации, не случайна, ибо никакой творче-
кой работы Челябинский союз писателей
не ведет. я

Казалось бы, после того, как были разоб-
лачены злейшие враги народа,’ пролезшие
в писательскую организацию Челябинска,
местные писатели должны были все свои
силы направить на ликвидацию, последст-
внй вредительства и развертывание твор-
ческой и политико-воспитательной работы.
Ноу местной писательской организации об-
наружилось отсутствие. политической бди-
тельности.

До самого последнего времени у челя-
бинских писателей нехватило мужества по-
ставить вопрос о Викторе Губарёве, исклю-
ченном из рядов комсомола и снятом с га-
зетной работы за притупление классовой
бдительности и связь с врагами народа.
Не удосужились они обсудить и ‘поступки
Бориса Ручьева, неоднократно-обращавшето
на себя внимание пьянством и дебошами.
Но что уже говорить о проявлении собст-
венной инициативы, если организация дол-
го не находила времени обсудить заявление
Сержантова о его выходе из ССП, как дав-
но прекратившего (вернее, не начинавшего)
литературную деятельность.

Челябинские писатели проявили возму-
тительную пассивность, не создав кружков
по изучению великой Сталинской Консти-
туции и «Положения о выборах в Верхов-
ный Совет». Тем более не приходится гово-
рить о творческом обслуживании ими изби-
рательной кампании. Питущий эти строки
убедился в беседе с уполномоченным ССП
Светозаровым, что последний совершен-
но не знаком © «Положением о выбо-
рах». Тот же Светозаров в своей книге

о челябинеком большевике Цвиллинте до-

пустил грубейшие политические оптибки.

В своем бесцветном отчете о работе союза
Светозаров сознался, что ничего за поб-
леднее время не делал. Свое безделие Све-
«высшими 00-
ображениями», заявляя, что после. того, как
его раскритиковали в «Литературной газе-
Те», он не имел «морального права вести
работу». (

Работать @ каждым
шиезтелем ;

Подлая работа врагов, орудовавших в
Свердловской организации писателей, была
направлена к тому, чтобы ликвидировать
организацию, превратить ее’ в ‘рассадник
антисоветских сплетен и разговоров, сде-
лать писателей аполитичными, отвлечь их
внимание от социалистических успехов на
Урале,

Находясь в руководств6 организации,
зрати народа нельмовали способных моло-
дых писателей (статья о т. Савчуке «Некий
литкружковец Савчук»), расхваливали и
пригревали авторов антисоветских произ-
ведений (Троицкий), бюрократически отно-
сились к творческой работе писателей, спо-
собных авторов из рабочих и колхозников
отпугивали от организации.

Ортанизация была основательно  засоре-
на. В самое последнее время исключено 20
человек.

Вместо того чтобы любовно выращивать
новых молодых авторов, организация нянь-
чилась 6 бездарными людьми.

Шумиха, парадность, «игра в писатели»
уводили организацию в сторону от вопро:
сов учебы, от социалистической действи-
тельности. При’ наличии способных писате-
лей на Урале не появилось ни одного. про:
изведения, отражающего гигантские. победы
социализма,

В деле воститания молодых враги прово-
дили прямую диверсию. Очень показатель-
на в этом отношении судьба поэтов Ручьева
и Троицкого. :

Троицкого величали «гением», Его антисо-
зетские выходки прикрывались и одобря-
лись. Особая любовь у врагов народа по-
явилась к Троицкому тогда, когда он напи-
cal контрреволюционные произведения.
Его устроили на работу в газету «Ураль-
ский рабочий» и поручили написать. книгу
© «формировании большевистского мировоз-
зрения у рабочих Исетского завода в период
1905 и 1907 пт.» (1).

8 февраля 1987 г. на васедании правле-
ния свердловской организации Морозов вы-
ступал с резкой критикой работы правле-
ния и обвинял правление в. укрыватель-
стве троцкистов. Правление, вместо того
чтобы разобраться по существу, поставило
вопрос «0 возможности дальнейшего пребы-
вания Морозова в рядах ССП».

15 марта 1937 г. командированный прав-.
уением ССП CCCP для расследования сиг-
налов о врагах В. Ильенков проводил собра-
ние свердловских писателей-коммунистов.

Вопросы, поднятые в заявлении Морозо-
вым, на этом собрании не получили насто-
ящего разрешения. Благодушие и отсут-
ствие бдительности не дали возможности
писателям-коммунистам разоблачить вра-
тов,

_ Несколько раньше был в Свердловске тов.
Овалов,

Осленленный «деловыми» качествами
Проходимцёв из руководства ССП, Овалов
нН8 только не раскусил их, но даже 6пособ-
ствовал укреплению их авторитета.

Перестройка работы свердловской орга-
низации дала некоторые положительные ре-
зультаты, Активизировалась работа Альма
паха, организация освобождается от слу
чайных людей, писатели больше стали уча-
стровать в жизни организации. Но, послед-
ствия врёдительской деятельности еще
Окончательно не изжиты,

‚ Обсуждался вопров о добровольной служ-
в@# Исетокого у белых; организация ни Е
вакому решению не пришла.

Было много разговоров 0 Том, что Би;
ов попал в союз случайно, Написав четы
фе стихотворения, он утратил желание ра

‚ Участие в выездных редакциях, печатают

СКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

& выборам

В Куйбышеве проведен литера
вечер, посвященный выборам. На be ig
бирательной кампании проводятся литера-
турные радиопередачи. Писатели печатают
свои произведения, посвященные выборам
в местных газетах. Г

В Свердловске писатели работают над би-
ографиями кандидатов и начали писать
коллективную книгу «Наша область».

В Ростове-на-Дону писатели принимают

очерки и стихи в местных газетах,
биографии кандидатов, f

Конечно, это только начало работы.

С каждым днем писательские ортаниза-
ции должны активизировать свое участие в
предвыборной кампании.

Особенно ` нужно активизироваться горь-
ковским и саратовским писателям, писате-
лям ДВК и Западной Сибири. В этих обля-
стях и краях работа по подтотовке к выбо-
рам развертывается чрезвычайно медленно.

пишут

MsBeerTren

На вопрос — какое же моральное право
он имел получать 600 рублей в месяц, оп-
лачивать квартиру, расходовать команди-
ровочные, пользоваться трехмесячным: твор-
ческим отпуском, жить в доме отдыха за
счет ССП, — Светозаров невозмутимо отве-
THI:

— Меня горфинотдел обязал получать
деньги, ибо это предусмотрено сметой.
Участники совещания дали убийственную

характеристику работы Светозарова и орга-
низации ССП в целом.

Путем захваливания и рекламирования
дутых талантов искусственно затем. форми-
ровались кадры «обиженных людей». Вот
наиболее яркие факты. Свётозаров, напри-
мер, обнаружил новый талант, в 63-летнем
В. Довбня, напечатавшем ничтожный рас-
сказец в первом альманахе челябинских
писателей. Так как больше его никто не пе-
чатал, то в союзе ему внушили, что в этом
повинны бюрократы. ^

Другая жертва такого лживого внушения
‚— 60-летний врач Романников, После то-
го, как он.в примитивной форме поделился
своими переживаниями на фронте, его об’-
явили талантливым писателем. Уверившись
в этом, Романников ходит по инстанциям,
требуя, чтобы его разгрузили от обществен-
но-санитарных обязанностей и напечатали
его новую повесть-—совершенно сырую и
необработанную.

‚В. своем. выступлении т. Татъяничева, ме-
жду прочим, поведала, как обещал свое ше-   ДЯ крестьянского революционного движе-
фоство начинающим приезжавший в Магни-   НИЯ середины ХУП века, живет в много-
тогорск писатель Замойский и что из этого   ЧИсленных сказках, песнях и преданчмях.
вышло. В своей первой беседе с подшефны-  Созданные крепостным крестьянством,
ми Замойский скромно заявил: «Учитесь   бедным казачеством и батраками, посвя-
у меня». А затем стал раздавать кружков- щенные описанию различных подвигов и
цам лестные аттестации: «Татьяничева, —   эпизодов из жизни Разина, они существуют
товорил он, — угроза Вере Инбер». «Хаба-   вплоть до наших дней.

ров-—угроза ‘пародисту  Архангельскому.  Почему же разинский фольклор, создан-
Ударов—Маяковскому». ный 270 лет назад и находившийся под

ВБурно проходило заседание Челябинского   СУДОМ не один десяток лет, сохранился в
Союза писателей. На этом заседании сняли   Народных массах?
с работы уполномоченного Светозарова, пе-  Причина этого кроется в социальных мо-
реведя его из членов союза в кандидаты.   тивах произведений этого цикла. В них вы-
Исключили из союза Губарева и Ручьева и   ражена тяга трудовых масс к свободе, меч-
Сержантова.   о та об освобождении от кабалы помещиков

и воевод, ненависть угнетенных к класс
Все это должно послужить уроком для  , и У! ОЕ
писателей Челябинска, Местная организа-
ция обязана оживить работу литературных   В истории классовой борьбы в России
об‘единений на ЧТЗ и\в Магнитогорске, вы-   имя Степана Тимофеевича занимает одно из
явить литературный актив и начать работу   первых мест. Возглавив восстание. казачьей
Я им. бедноты и беглых крестьян против царско-
, В. ХМАРА го и помещичьего тнета, Разин, сам казак,
Е выступил активно на затщиту подневольных
трудовых масс. Царское правительство и
его приспешники . повели ожесточенную
борьбу против Разина и_его войск, клеймя
восставших названиями «воров», ‹душегуб-
Tes, «разбойников» и дав самому Степану
презрительную кличку «Стеньки».

Но ни разгром крестьянского движения
es царскими войсками, ни зверская казнь Сте-

Случайно попал в союз и Подоосов. Его   пана Тимофеевича. по указу царя не могли
‘творчество никакого отношения к художе-   сломить’ все более и более возраставший
ственной литературе не имеет. Изданные в   авторитет героя: напротив, открытые высту-
1912 году пьесы «Испытание» и «Новые   пления его Ha защиту эксплоатируемых
силы» беспомощны в художественном от-   масс создали ему в народе славу, ночет и
ношении и густо попахивают душком зем-   уважение.

ского либерализма. Сказки, песни и предания Оренбургской
В течение ряда лет балластом был в ор:   области, передаваемые «по наследству» из
танизации Балин. Читатели о нем знают   рода’в род, любовно и бережно хранят па-
не по произведениям, & по заметкам в «Пра-   мять о Разине. Для казаков того времени
вде» о его пьянстве и хулиганстве. Сейчас   не было большей похвалы, чем похвала са-
он написал «роман». Этот роман свидетель-   мого Степана Тимофеевича, высоко пенив-
ствует. лишний, раз о политической и лите-   шего «удаль молодецкую, отвагу казацкую,
ратурной неграмотности автора. верный глаз добра-молодца». Многие из них
Работа же со способными начинающими   Не переставали верить преданиям, расска-
писателями в загоне. Если кое-что делает-
ся в отношении помощи начинающим пи-
сателям, живущим в Свердловске, то по
районам работы не ведется. Свердловские
писатели не могут сказать, с кем из начи-
нающих каждый из них переписывается,
где есть интересные люди. Консультация
получает десятки писем, но ответы дают-
ся в большинстве случаев недобросовест-
ные. и. , задана почетнейшая, но и труднейшая ва-
Политическое воспитание, овладение   дача: отразить в юбилейных пьесах тэзму
‘большевизмом для писателей является пер-   прихода к власти пролетариата, впервые по-
воочередной задачей. Ё сожалению ‚в сверд-  казать со сцены образ тениального вождя
ловской организации к этому относятся все   революции—В. И. Ленина.
еще ‘беззаботно. Задание выполнено.
Организация в своей основе вдоровая и В дни великого праздника 20-летия Ок-
.   тябрьской социалистической революции в
: творчески сильная. Вопреки желаниям вра а а а
тов; старавшихся затормозить творческую ть я pis Pr
исатели дали неплохие произве- Bb премьзры юбиленных пьес.
ahah a Одним из наиболее значительных  спек-
Бондин напечатал П часть книги «Моя ee Hoke hea пъесы Н. Пого
ружьем» в театре имени
школа», Савчук — книгу «Так начиналась НА
жизнь», Панов — роман Урман». Вышла i

Правление союза советских писателэй
я

книга. стихов Н. Куштума «Лесная родине», совместно с редакцией журнала «Литера.
издано. три альманаха стихов и пр турная учеба» ортанизовало 16 ноября, в

Буквально за последнее время творчески   Доме советского писателя, выступление
вырос способный поэт Мурзиди. Его сти-   Н. Погодина. Драматург рассказал о рабо-
хи во второй и третьей книгах альманаха  те над пьесой, раскрыл перед аудиторией
подкупают глубиной содержания и свеже-   молодых писателей «тайники» своей твор-
стью поэтического языка,   ческой лаборатории, *

Качество новых произведений во мно- *
том будет зависеть от помощи свердловским
‚писателям со стороны наших квалифици-   териалы для своей пьесы о Ленине. Серь-
рованных писателей и критиков. До сих езно, вдумчиво и углубленно работал он.
пор такой ‘помощи оказывалось мало, и Не   Работал не один, а вместе с тэзатром, с ху-
только свердловским писателям, & В0-  ложником, постановщиком, исполнителем
обще писателям, живущим на периферии.   роли Ленина— народным артистом Союза
Критики почему-то гнушаются произведе-   ССР Б, В. Щукиным, Долго работал Пого-
ниями писателей, живущих в краях и 0об-   лин вместе со всем коллективом над пье-
ластях. Посмотрите толстые журналы, и вы   сой, добиваясь, чтобы она получила исто-
очень мало найдете статей и рецензий на   рически правильное звучание.
их произведения. — Как мы создавали образ вождя?—на-

Свердловские писатели должны работать   чинает Н. Погодин и тут же поправляет сз-
с удесятеренной энергией. Им надо немед-  бя—Впрочем, неуместна самая формули-
ленпо взяться за налаживание политико-   ровка; «создавали образ Ленина». Авторст-
воспитательной работы, за организацию   во тогда только принадлежит автору, когла
тлубокой политической учебы. он из множества черт отдельных людей со-

TE взойди, взойди, красно
солнышко,
Над горой взойди, над высокою,
Над дубравушкой, над зеленою,
Над урочищем добра-молодца,
Что Отепана-свет-Тимофеича,
По прозванию Стеньки Разина!..

(Из старинной народной песни).

ботать в литературе, но из союза его не
исключали.

Год назад советским драматургам была

Автор долго и кропотливо собирал ма-

Писатели должны активно участвовать в здает одно лицо, создает 06 НА
й жизни страны Главное сей- Ленина нельзя так создавать. раз Ленина
te a в  нзповторим, создан самим Лениным. Он

час — работа по подготовке к выборам

8 ай Она жив и будет жить в веках,
ерхо ‘

— Я прочел горы материалов, — говорит
Наконец, настало время всесторонне 03-  Ч Погодин —В воспоминаниях ближай-
накомиться с творческой работой каждого   пих соратников и друзей, Ленин всегда ри-
члена организации. Как это ни странно, &   сустся добрейшим человеком, ‘чутким, от-
свердловские писатели плохо знают друг   зывчивым, у иных-—всепрощающим. Но раз-
друга и особенно с творческой стороны. На-   ве только таков он? История знает другого
пример, тов. Бондин написал ряд хороших   Ленина, который живет в документах му-
КНИГ. Fro знают широкие читательские мас-   ззя его имени. Этф человек железной воли,
сы, & вот писатели не знают, как он рабо-.   суровой непреклонности, непримиримости,
тает. человек, полный огромной ненависти к вра-
Если организация положительный опыт   гам революции.
каждого писателя сделает достоянием вое-   Bee эти черты необходимы в характере
то коллектива, то это принесет огромную   вождя, решающего громадные исторические
пользу и поможет устранить разобщен-   пробязмы, открывающего величайшие пер-
ность между писателями. спективы, Всеми этими качествами обладал
‘А. ЖУЧКОВ ! Ленин.

«Колхозники читают доклад товарища Сталина о проекте новой Конституции» —
. юбилейной выставки «Индустрия социализм

Образ Степана Тимофеевича Разина, воз:  “

ооо
‘es

зывающим о чудесном спасении Разина от
казни и 0 жизни его в далеких, неведомых
никому странах.

Это желание сохранить в своей памяти
образ Степана Тимофеевича живым ‘и не-
вредимым, недоступным злым проискам
царских слуг, послужило толчком к соз-
данию самых различных сказок, песен и
преданий о нем.

Отрывки одной сказки, записанной мною
зимой этого года от сакмарского колхозника
Александра Ивановича Комиссарова, я
привожу ниже.

«Один уральский казак поехал на охоту,
на Ельмень-озеро большое и заплыл очень
далеко. Глянул на запад и увидал золотую
маковку. «Что это за золотая маковка, —
сам себе обсуждает казак, — ведь на этом
месте жизни нет людей?». Долго стоял и
думал он, как ему быть: плыть ему домой
или узнать, что это за золотая маковка. И
решил он свою судьбу испытать,  на лодк
поплыть.

Подплывает он к этому месту, и так дале-
ко ему показалось. Застигла его ночь. Приш-
лось заночевать, даже позябнуть в легкой
одеже прииглось. Плывет день, плывет два.
И как с воды был туман, пришлось ему
ожидать. И вот туман прошел, и видит
казак дворец перед собою, а на том дворце
крыша из чистого золота так и блестит. Дво-
рец этот был самого Степана Тимофееви-
ча) .

Самого Степана не было при месте, была
его супруга. Слуги захотели истребить ка-
зака. Казак поговорил с супругой Разина,
и она не позволила его пальцем тронуть.
Пока хозяина не было, она казака чайком
напоила, водочкой попоила. И приезжает
тут значит сам хозяин...

„Слезает Степан Разин © коня, подходит
к каваку, здравствуется с ним, подает ему
руку: «Ну, как вы осмелились к нам в та-
кую даль прибыть?». Казак все по порядку
отвечает. Степан Разин выслушал казака и
сказал: «Молодец, решаенть свою судьбу.
Какие же вы охотники?» Казак отвечает:
«Охотники мы на все: и на птицу, и на
зверя». Тогда Степан и говорит: «Вот у нас
есть охотники стрелки. Если вы не смо-
жете супротив их выстоять, то я вас домой
не пущу. Это я вам даю задание...» Казак
отвечает: «Что могу, то выполню>.

1 Колхоз им. Кирова Сакмарского района,
Оренбургской области.

ee

=

Николай Погодин.

— Образ величайшего мыслителя и ре-
волюционера, вождя и ‘учителя предботал
передо мной во всей его исключительной
сложности, противоречивости, во возм по-
трясающем величии. Я еще раз почувство-
вал свое бессилие передать образ тения.
Вспомнились слова Сталина о том, что
Ленин—это океан.

‚ „.Груды книг, а рядом—одна, маленькая
—=<Сталин о Ленине». И правда—только в
ней! Только тэний может товорить о гении,
только Сталину дано раскрыть, об’Яснить
нам значение и сущность ленинского уче-
ния, его заветов, Гениальный Сталин под-
сказал Нернсе’ решение, помог понять суще-
ство образа Ленина.

И, вот пришла творческая ясность, явилось
спокойствие, началась работа.

%

Н. Погодин взял тзму простую, понятную
всем: союз рабочих и крестьян, об’единен-
ных мудрым руководством партии.

Крестьянин—<солдат Иван’ Шадрин, «ч6-
ловек с ружьем»—тлавный терой событий.
Любовно и берзжно выношенный автором,
этот образ чрезвычайно удался ему.

or a 1

[ime monnie mmmrm
Mi. RO. OW pommmrsrina

Беседа с писателем

На далеком севере живет семья сказителя
былин. Сказитель знает множество захва-
тывающих историй о густом и непроходи-
мом лесе, о бурных водах, о диких камнях,
о больших и малэньких обитателях север-
ной природы. Он рассказывает о них своему
семилетнему мальчику.

Но нарушается мерное течение жизни дя-
лекого края. Первобытную северную при-
роду решил перэзделать человек,

строителя—план; обтановить падун.
Построить плотину, преградить путь водо-
паду.

Против строителя обращены все силы
стихии. Вода, лес, ветер борются с ним. Да-
же местный человек — рыбак и охотник,
вросший корнями в прошлую жизнь, проти-
водействует ему.

Приходит взсна — решительный момент
борьбы строителя с природой. Побеждает
строитель. Меняет свое лицо природа.

ебольшое озеро наполняется водой, уве-
личивается в три раза. Под водой исчезают
прежние острова, возникают новые. Рыбы
ищут и нг находят старых мест в водоеме.
Звери подходят к берегам и не узнают их.

картина художника Ф. Малаева для
ar. ‘

i

НАРОДНЫЕ” ПРЕДАНИЯ
O CTENAHE PA3ZWHE

Вызывает тут Степан своих охотников и
стали слуги, все трое, в предмет стрелять.
Не столько стреляют, сколько мимо попа-
дают: первый стрелял — (не попал, второй
стрелял — не попал, третий в копейку, в
самый край попал. Начинает тогда казак в
этот прёдмет етрелять и попал с первого
раза в копейку, в самую середку.

Заинтересовала Степана Разина такая
меткость и спрашивает казака: «Где вы обу-
чались?» Казак отвечает: «Обучен я своей
охотой, своей практикой». До трех раз Сте-
пан заставлял своих слуг стрелять, и стрел-
ки его не могли в прёдмет попасть. А казак
попал все три раза вподряд. Тогда Степан
потрепал его по плечу, пригласил к себе на
стакан чая, напоил его водкой за храбрость
и меткость и репгил его судьбу — отпустить
домой. И сказал он на прощанье: ‹А меня
вы больше не увидите: буду я далече и в
эти края больше не ворочусь».

К разинскому. циклу принадлежат также
песни о «сыне» Разина — удалом молодце,
под именем которого, как предполагают,
воспевались близкие Разину лица, славя-
щиеся своей отвагой и храбростью.

Они платились пытками и мучениями за
свои рискованные вылазки в города, заня-
тые царскими войсками,

Один из вариантов подобной песни, ва-
писанной от того же Александра Иванови-
ча Комиссарова, изображает допрос такого

«сынка», схваченного и приведенного Ha

суд.
За столом сидит сам вельможный князь...
Перед ним стоит млад донской казак,
Эх, млад донской казак, раздунтаточка.
Его бить-то не бьют,
Крепко спраптивают:
«Ты скажи, да скажи, ты каких родов,
`Али царских, аль боярских?»
— «Я не царских, не дворянских,
А я Стеньки Разина сын,
Эх, свет-Степан-Тимофеевича...»
Как и всякий художественно-историче-

ский фольклор, песни и сказки подобного
рода имеют большое значение.

Благодаря им раскрываются страницы
далекого прошлого и ‘из исторической дали
веков выступает во весь рост фигура героя
народных масс Степана Тимофеевича Ра-

anna,
Н, КОМОВСКАЯ

C=

— Я представлял себе, — рассказывает
Н. Ф. Погодин/— весь путь моего героя,
путь темного солдата, силою революцик
поднятого из низов на командные высоты.
Я загорелся этой мыслью, и раньше всего

‚ написал сцену встрэчи Ивана Шадрина с

Лениным в Смольном.

Эта, центральная сцена стала осью, яд-
ом пьесы. Начало и конец написаны после.
цена осталась без изменений. Вот. что зна-

чит почувствовать и использовать момент
наивысшего творческого напряжения.

Вдохновение! Не будем бояться этого. сло-
ва. Его любил Пушкин и отлично об’яснил.
В этом слове нет мистики, оно означает хо-
рошее творческое состояние продумывания.

— Еще так недавно мне было страшно да-
жз подумать, какие слова я вложу в уста’
Ленина,

И этими словами оказались самые про-
стые:

«Соскучились по чаю?»

В пьесе Ленин не говорит цитатами из его

_про®зведений. Язык вождя создан творче-

ски, i
«Профессионально» читая статьи и речи
Ленина, стараясь за буквами ленинских
слов уловить живой драматический образ,
впитывая отдельные характерные выраже-
ния, словечки, восклицанкя Владимира
Ильича, автор старался воспроизвести яр-
кую, своеобразную манеру речи Левина. По-
этому язык Ленина и получился живым.

С большим трудом далась автору сцена,
тде Ленин показан капитаном революции,
стоящим у руля государства.

Было написано 13 вариантов сцены, пол-
тора месяца заняла работа над одним этим
эпизодом.

Ленин локазан «на ходу». Этот сценичз-
ский прием рассчитан на то, чтобы вритель
понял: вот как умел руководить, настав-
лять, учить этот человек.

А как он работал на полную мощность,
что он сделал для революции, для всего тру-
дящегося человечества—0б этом знает исто-
рия и мы-—счастливейшие наследники его
TPY OB,

В последней сцене показан Ленин-трибун,
показан, как живой памятник, запечатлен-
ный в искусстве и в сердцах миллионов,

Здесь речь вождя, обращенная к рабочим
и крестьянам, идущим защищать револю-
ционный Петроград, смонтирована из ку-
сков подлинных статей Ленина, Вставлен
сюда и знаменитый эпизод о человеке с,

ружьем, главном помощник и защитнике

аны.
Погодина показан возго

своего народа, с
Ленин в пьесе

на— построен

Стихия смирилась. Плотина установле-
еломорско-Балтийский канал,

0б этом рассказывает в своем новом про-

изведении М. М. Пришвин.

— Это будет роман?

— Вероятно это будет роман, — товорит
писатель. — А может быть, я назову его
поэмой: в этой взщи будет много от сказ-

ки, А героем ее будет семилетний мальчик.

Природа, люди и их дела будут показаны
глазами ребенка. Это—давняя моя мысль.

В самом первом моем рассказе я сделал
героем ребенка. Но рассказа никто не захо-
тел напечатать. Девриен, старый книгоиз-
датель, заставил меня заменить ребенка
взрослым, чтобы книжка не ‘была специаль-
но детской. Позднез я вторично, но снова
безуспешно, пробовал осуществить эту
мысль. Стремлюсь к этому и сейчас.

Показать северную стихию, борьбу чело-
века с ней через восприятие ребенка— вот
моя задача. Это должно помочь мне
раскрыть с максимальной простотой и ясно-
стью сложные социальные: проблемы.

Роман начат осенью. Написаны шесть
глав, но до конца еще далеко.

— Вещь разрастается —продолжает пи-
сатель,—и я не хочу себя ограничивать вре-
менем или числом страниц, боюсь искусет-
взнно ускорить процесс созревания. Я ду-
маю, что это будет лучшая моя книга, глав-
ная в моем творчестве. Я хочу. создать на-
стоящую советскую книгу. Такую, в KOTO-
рой идеи и мысли невидимо вплетены в
ткань произведения. :

«Колобок», изданный 32 года назад,