Литературная газета Ne 64 (70

ЕВЕ
nee

=>

НОВЫЕ

+

= 4 ee Tord ;
«\ Л ФФ» ФВОФЯ Ф
‘выдвигает на ROMBEDYOMny, }
телеграмме к Ленину он просит 0б отн,
нии изменника Снесарева.

Сталин вмеете с Ворошиловым в,
жает из Царицына на бронеповздь bf
pout. Hamenuuku wa mirada oGopony (hp,
Кавказского фронта предупредили, оч,
видно, белогвардейцев о выходе бр

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

у

` Царицыне энергично наводится революци-
р порядок, вводится хлебная’ монопо-
лия, укрепляется партийная работа и
развертывается борьба со спекулянтами и
контрреволюционерами. Обо воем, что им
  сделано, Сталин информирует по телегра-
фу Ленина.

чем он может оправдать малоуспешные
действия на фронтах, и не об’ясняются
ли они отсутствием правильной политиче-
ской подготовки. Жалкий лепет изменника-
тенерала о том, что под огнем неприятеля
трудно перестраивать психику бойца, пре-
рывается четкой репликой вождя-стра-

‚ Вот ‘как описывает автор «Хлеба» отно-
шение Ленина к предложению Сталина:

«—«Крестовый поход» за хлебом нужно
возглавить, — сказал он. — Ошибка, что
этого не было сделано раньше. Прекрасно!
Прекрасно! — Ленин откинулся в кресле,
и лицо его стало оживленным и лукавым.

Окончание, Начало см..на 1 стр.

у $
ных. Эта дезорганизация еще более усили-
вается после нового провокационного при-
каза Троцкого разоружать отступающие
красные украинские части, не давая им
«во исполнение: договора с немцами» пере-

} Первый германский корпуе глубоким 06’-
ятием охватывает северо-запад Донбасса и
Харьков. Только сдержав наступление нем-
ek, можно успеть вывезти из Харькова

омное военное имущество. Сюда на

ронт спешит военком Ворошилов со ево- ходить границы Великороссии Оп тега: Н испытание ожидает армию Во-
1 ws — ределяется центр борьбы — Цари- : „.Новое поезда. Первые две’ станции к прио
им отрядом луганцев, в несколько сот  Благополучно эвакуирован Харьков. Ог-  цын, Прекрасно! И вот тут-то мы и побе-  «— Где перестраивать психику, как не   рошилова. Белыми взорван мост через em бронепоезда разгромлены белыми, 2
ОВ, На железнодорожных . станциях   ромную роль в этом сыграл Ворошилов.   дим». 1 под огнем неприятеля, — там-то и пере-  Путь на Царицын вновь отрезан, и на ay третьей только что взорваны пути— ции.
с, на фронте — неразбериха: красные   По распоряжению Совнаркома Донецко-  В результате этой беседы товарищ И. В.   страивать», раз армию Ворошилова, казалось, мож лы еще дымятся. Сталин и opomzan,

части действуют несогласованно между со-
бой; нет связи, никто не знает, где штаб
командующего украинскими армиями...

яд Ворошилова прибывает на ст.
Ворожба. Для того, чтобы выяснить, на-
сколько продвинулись немцы, Ворошилов ©
несколькими товарищами отправляется на
паровозе на разведку к Нонотопу и, столк-
нувшись с германским бронепоездом, едва’
не гибнет под орудийным обстрелом. Чтобы
остановить бронепоезд, прорывающийся к
Ворожбе, Ворошилов и его разведка отвин-
чивают рельсы.

Вернувшись на ст. Ворожбу, Ворошилов
собирает ночной митинг. Призывая’ луган-
цев умереть, но не пустить врага в Донбасс,
Ворошилов со своим отрядом и одной един-
ственной пушкой занимает подступы к Во-
рожбе. Отряд не выдерживает напора пре-
восходных, технически оснащенных герман-
ских сил. Немецкие драгуны прорвали
фланг, лутанцы бегут. Ворошилов останав-
ливает бегущих, поворачивает их лицом к

‚спасти лишь чудо, :

Входящий в состав его частей анархист-
ский отряд «Молния» оказывается бан-
дитским отрядом, готовящимся уничтожить
Ворошилова и его’ штаб. Это открывают
Агриппина и Иван Гора, обнаружившие B
пиджаке одного из бандитов письмо. Анар-
хистский отряд обезоружен матросом Чу-
таем, одним из командиров армии Воро-
шилова. j ‘

Пока идет восстановление взорванного
пролета моста, Ворошилов, не теряя вре-
мени, формирует свою армию, организуя
единое снабжение и приводя в порядов
запасы. Возвратившийся из Царицына Ар-
тем привозит приказ Сталина: пятой армии
Ворошилова, переправившись через Дон,
итти в Царицын.

Автор «Хлеба» вновь перевосит дейст-
вие в Царицын, где в своем салон-вагоне
работает Сталин. Он. диктует машинистке
телеграмму в Москву, точно перечисляя,
какие товары следует послать в Царинын

Криворожской республики он организует
из своего луганского отряда, усиленного
коммунистическими рабочими и шахтер-
скими частями, стойкую воинскую группу,
обучает свою будущую армию, вводя в ее
ряды железную дисциплину. Получив. при-
каз выбить немцев из Сватова, Ворошилов
переходит в решительное наступление и
опрокидывает германские части. Но левый
его фланг неожиданно обнажается отсту-
плением соседних дезорганизованных крао-
ных частей,

На ст. Миллерово заседает совет Донец-
ко-Криворожекой республики под председа-
тельством т, Артема. Путь на север от-
резан немцами, на юг — тоже. Единствен-
ный выход — пробиваться на восток, что-
бы спасти армию, 60 эшелонов военного
и заводского имущества, 15 тысяч детей,
женщин и стариков — беженцев, вывевен-
ных Ворошиловым из занятых немцами
районов.

Алексей Толстой рисует незабываемые
картины первых шагов деятельности И. В.
Сталина в Царицыне:

«К этому времени вагон Сталина, отве-
денный на запасные пути, был включев
в городскую телефонную сеть. Сталин на-
чал работу. Два его секретаря, молчаливые
и бесшумные, вызывали по телефону пред-
седателей и секретарей партийных и совет-
ских организаций и учреждеий, подготов-
ляли материал, стенографировали, впуска-
ли_и выпускали вызванных... Председатель
Чека влез в ватон веселый, как утреннее
солнце, ушел © spe площадки—блед-
ный и озабоченный... Председатель желез-
‚нодорожной санитарной коллегии, не до-
жидаясь вызова в вагон, распорядился
подмести вокзал и перрон, для чего был
послан грузовик в слободу за мещанка-
ми. В порядке общесттРенной нагрузки, их
привезли вместе с метлами, от страха и
досады они подняли такую пыль, что
пришлось отказаться от этой формы борь-

Сталин с чрезвычайными полномочиями
Совета народных комиссаров выехал в Ца-
рицын. В то время как питерские и мос-
ковские рабочие получали по осьмушке
хлеба в день, в Царицыне не было ни на-
мека на карточную систему и государст-
венную хлебную монополию; богатый мукой
и белым хлебом рынок был целиком в ру-
ках спекулянтов, город кишел проходимца-
ми, торгашами и контрреволюционерами. В
этой обстановке: великолепно себя чувство-
вали генералы Снесарев и Носович, «во-
енспецы» Ковалевский и Чебышев. Эти
контрреволюционеры, прикрытые манда-
тами предателя Троцкого, руководят всеми
делами Северо-Кавказското военного окру-
та, готовясь изменицически предать Цари-
цын белотвардейцам. Приезд Сталина был
для них бомбой, разорвавшейся среди бела
дня...

Сталин созывает к себе в вагон руково-
дящих работников Царицына, задает им

беседуя, пешком идут на ‘станцию, }
Сталина в руках ореховая палочка, за ny,
чами Ворошилова — карабин,

Наблюдая за коршуном, стремитольн
‘взмывающимся в небо, Сталин пронвност
«Когда-нибудь» научимся строить тах
самолеты».

Приставив к стене лестницу, Ворота
поднимается на крышу вокзала пОКиНутой
станции и в бинокль осматривает xem,
ность. Сталин остается внизу. Белотвар
дейская засада, засевшая за холмом нет.
далеку в степи, открывает огонь по риа.
рушенному зданию вокзала.

«Вниз, скорей, — крикнул
пишет Алексей Толстой.

Сталин и Ворошилов. спокойно Возвр,
щаются к бронепоезду. По пути С\алин, по]
обстрелом белогвардейцев, останавливаетел,
зажигает спичку и ‘хладнокровно закуривь,
ет трубку.

„.Ворошилов. в сальских степях. Здесь OH

Сталин»

Ворошилов настаивает на движении на вопросы о запасах хлеба в крае, о работе
врагу и, отбив атаку немецких драгун, лич- Царицен, которое должно помешать бело- продотрядов, о будущем урожае, о продви- бы с антисанитарным состоянием. с тем, чтобы затотовить здесь и отправить и встречается с Буденным. В еп
о ведет луганцев в штыковую контратаку.   гвардейцам отрезать хлебные приволжекие   жении противника, о количестве штыков   Весь день шли разные люди по ржавым в голодающие пролетарские центры де-  Мартыновке три тысячи красных осаядь

ны войсками генерала Красильникова, В.
рошилов и Буденный на рассвете в Roy
HOM строю’ атакуют белогвардейцев и раз.
бивают их наголову.

%

сять миллионов пудов хлеба и десять ты-
сяч голов скота. *

Алексей Толстой пишет:

«Диктуя, он перелистывал стенограммы.
За эти несколько дней в Царицыне все
было поднято на’ ноги. Партийная конфе-

Легенда о непобедимости немцев  разле-
тается в прах: германцы не .выдержали
ового удара рабочих-красногвардейцев.
Плохо вооруженные и малочисленные
красные части задыхаются в неравной

путям, спрашивая вагон Сталина. Состав-
лялась полная картина всего происходя-
щего в городе, в крае и на фронтах. К, но-
чи стали приходить рабочие: представите-
ли фабричных комитетов и некоторые оди-

районы. В двух разных отрядах, входя-
щих в состав армии Ворошилова, мы на-
ходим героев «Хлеба» Ивана Гору и бат-
рачку Агриппину. Ивана Гору, едва не по-
тибшего от руки кулацких убийц в сарае,

на фронте, о резервах, о силах контррево-
люции. :

`Алексей Толстой пишет:

«Когда тот, кого он спрашивал, начи-
‘нал пространно разжевывать, Сталин пре-

борьбе с немцами, гайдамаками и бело- 6

мы видим в красногвардейском шахтер- рывал: . у ночные низовые работники. Я Началось генеральное наступление к
твардейцами на подступах к Донбассу, а  ском ‚отряде. Ночью, у костра, он вотре- — Мне нужны цифры, об’яснения не И только котда за изломанными стан-   ренция, ‘сезд профессиональных союзов, новских генералов на Царицыи, 0 me
пролетарские центры душит костлявая ру-  чается с командармом Ворошиловым и по нужны, ; ционными заборами, за решетчатым виИа-  конференция заводских комитетов, чрез- плана сыплются воазвания Мамонтова, Pas

вычайные собрания © участием массовых

ка голода.
организаций, митинги — следовали без

ом, за убогими крышами, за темной
Герой повести Иван Гора © делегацией дуком,

его приказанию отправляется на разведку.
Волгой разлился зеленый свет и разто-

бочие царицынских заводов идут на фронт,
Агриппина в станице Каменской вступает

В промежутках между боями батрачка дк 2.

Собеседники его понемногу убеждались,
что ему, должно быть, все уже известно —

питерских рабочих пришел к Ленину. в коммунистический отряд. В жарком бою безоблачная заря, — в сталин- ерыва. Оборона Царицына, казавшаяся
a 1 vy и состояние на фронтах, и цифры хлебных   релась. B а перер риппина учится грамоте,
«— Плохо, Владимир Ильич, голодуем,—   с белыми она встречается, наконец, с Ива- излишков, все непорядки и неполадки, и  ском вагоне погас свет — сразу во всех   до этого делом одного Царицына, поднима- Сердце обороны Царицына — в мини
товорит старый рабочий Ленину в «Хле-  ном Горой и своим братом-краснотвардей- даже то, чего не знают они, царицынские   окнах». лась на высоты обороны всей Советской Сталина. Тысячи подвод тянутся к м

бе» Алексея Толстого. — Держимся, кре-
пимся, пролетарскую свободу не продадим.
Но тревожимся: до урожая ждать три ме-
сяца, а есть нечего, детишки по весне на-
чали помирать. о, Владимир Ильич.
У женщин шатается воображение. Еду
только во сне видим».

Иван Гора, а вместе с ним сотни и ты-
сячи передовых пролетариев после сви-
дания делегации питерских рабочих ®
Лениным откликаются на призыв Ильича
«организовать великий крестовый поход»
против спекулянтов хлебом, кулаков, миро-
едов, дезорганизаторов, взяточников, ве-
ликий «крестовый поход» против наруши-
телей хлебной монополии. Герой повести
Алексея Толстого Иван Гора с продотря-
дом питерских рабочих едет в Миллерово
по казачьим донским станицам.

Жизнь одной такой донской станицы —
Чир замечательно рисует автор, вплетая
все ‘новые события и персонажи в свою
повесть. Показывает богатого казака Иону
Негодина, его измывательства над батрач-
КОЙ «хохлушкой» Агриппиной Чебрец, се-
строй одного из красногвардейцев луганско-

По распоряжению Сталина, в Москву не-

республики. , ‘
медленно отправляются эшелоны хлеба.

Через сталинский ватон — на путях юго-
‘восточного вокзала — проходили ‘тысячи
людей, воспринимая эту основную тему»...

Прошло всего несколько дней после при-
езда Сталина в Царицын. За эти несколько
дней город неузнаваемо изменился. Введена
государственная хлебная монополия; спе-
кулянты спрятались; в деревню брошены
партийцы; из Москвы затребованы орудия,
броневики, винтовки, снаряды, авиация.

Генерал Носович и Ковалевский, вызван-
ные для доклада о положении на фронте,
напрасно пытаются ввести в заблуждение
Сталина «сведениями» о якобы стотысяч-
ной армии, защищающей фронт от границ
Воронежской области до Каспия, Сталин
знает, что на самом деле царицынский
фронт в катастрофическом положении:
имеется всего лишь шесть тысяч человек
под Царицыном, три тысячи гарнизона в
тороде и восемь пушек. Нехватает снаря-
дов, нет патронов. С такими ничтожными
силами Царицын должен выдержать на-
ступление 40—50 тысяч, сабель генерала
Мамонтова, i

ду, хлеб течет в Москву, — угроза ваять
измором север миновала. Сталин. спас mpo-
летарские центры от голодной смерти.

По требованию Сталина, контрреволю.
ционер Снесарев, военрук Cepepo-Kammin
ского фронта, отозван. Троцкий вабешен, И
когда решением Сталина в Царицыне сз.
дается ‘военный совет, Троцкий требуем,
чтобы ‘Сталин ввел в совет агента бело
гвардейцев, изменника «военсиеца» Кова.
левского. .

Сталин решает арестовать засевшую в
штабе обороны Царицына контрреволюция.
онную шайку. Генерал Носович бежит в
Деникину. Его подручные, и в том числе
Ковалевский, схвачены и расстреляны,

Мамонтов подступил к Царицыну, Kor
чаются последние‘ снаряды и патроны, На
отчаянные требования из Царицына при
слать подмогу военный. совет Троцкою
отписывается издевательскими требования.
ми о высылке заявок, точного числа бой.
цов, наличия военного снаряжения, под
счета израсходованных сумм. Сталин вы.
нужден послать в Москву за оружии
специального уполномоченного.

цем,

..Немцы поняли план Ворошилова. Гер-
манское командование стремится зажать
его армию между Миллеровом и Лихой в
мешок и здесь уничтожить. Белые
между Лихой и Белой Калитвой  равоб-
рали железнодорожный путь. Станция Ли-
хая грозит стать мышеловкой для эшело-
нов Ворошилова. Надо во что бы то ни
стало удержать наступление немцев на
станицу Каменскую, чтобы выиграть вре-
мя для восстановления железнодорожного
пути и дальнейшего продвижения на Ца-
рицын,

В день Первого мая Ворошилов произно-
сит речь перед бойцами на передовой ли-
нии фронта у Каменской. И сейчас же
после митинга становится во тлаве ча-
стей, отражающих натиск взбешенных гер-
манских войск. Трое суток дерется Во-
рошилов с германскими полками и ба-
тальонами, лично участвуя в рукопашных
схватках и увлекая своим мужеством бой-
nos. Иван Гора, командир шахтерского от-
ряда, защищает. фланг. Отряд героев-шах-
теров гибнет под огнем, но не отступает:

вожди...».
Сталин спрашивает тенерала Носовича,

то отряда. Описывает семью брата Ивана
Горы — Степана, бедняка-иногороднего, жи-
вущего здесь же; рассказывает о том, что
сельсовет Чира захвачен. ставленниками 6бо-
татеев-мироедов, в то время как советом
соседней Пятиизбянской станицы руково-
дит преданный сторонник советской вла-
сти казак Аникей Борисович,

Алексей Толотой с большим художест-
венным мастерством описывает борьбу
Ивана Горы и его товарищей, питерских
рабочих-продотрядцев с кулаками-мирое-
дами, борьбу, приведшую ‘к трагическому
концу. Кулаки-казаки нападают на ночую-
щих в сарае питерских рабочих и зверски
расправляются с ними.

По станицам шныряют уже первые бе-
погвардейские казачьи сотни Мамонтова. «В
ночь на двадцатое седлать коней» — ye-
ловились казацкие кулаки-мироеды. В
станице Чир вспыхнуло восстание, Ани-
кей Борисович захвачен в плен белогвар-
дейцами-казаками, связан и брошен на те-
легу. Мироед-кулак Иона Негодин опять
стал хозяином станицы. Он угрожает рас-
правой семье ‘бедняка Степана Горы ив
первую же, после кулацкого переворота,
ночь пытается изнасиловать батрачку Аг-
рипнину, которую давно любит питерский
рабочий Иван Гора. Агриппина шилом уби-
зает Негодина и убегает из станицы Е
красным на фронт.

Немцы продолжают наступать. Х&ос и
неразбериха раз’едают все еще фронт крас-

HAT PMO TMH

В большом. произведении С. Диковского
«Патриоты» можно отыскать лишь одну ма-
ленькую сцену, в которой действующие ли-
ца говорят на высоких нотах. Это в первой
главе, где сельский кузнец Никита Михай-
лович Корж, младший сын его, доброволец

`Красной Армии Павел и начальник пограя-
отряда капитан Дубах осматривают место,
где погиб в бою Андрей Корж, старший сын
кузнеца, пулеметчик.

Жестокая боль ущемила сердце, и Никита
Михайлович вдруг вакричал «стариковским
фальцетом», он обозвал своего спутника про-
стоквашей и бабой, будто бы по той причи-
не, что выправка его никуда не годилась.

«Он долго кричал, поминая крепким сло-
зом и Андрея и Павла, забыв, что. сам при-
вез сына на Дальний Восток. Рослый крас-
ноармеец пошатывался от взрывов яроет-
ного отцовского горя. Наконец он поймал
отца за руки и грубовато сказал: «Давайте,
папаша, успокоимся». 2

Больше таких сцен в повести ‘нет. Лексика
ее спокойна и сдержанна, иной раз велича-
ва, певуча и лишь кое-где отмечена легким
возбуждением или тревогой, тут же взяты-
ми в узду.

Написаны «Патриоты» мягко, ровно, спо-
коЙнНо. «Жили-были» — их общий тон. Жи-
ли-были два отряда, советский и японский.
Жили-были красноармеец Корж и капитан
Дубах, рядовой второго разряда Сато и по-
ручик Амакасу. Два мира, два латеря: Не-
измеримая бездна разделяет их мысли и
чувства, стимулы поведения, характер и на-
правленность действий.

Может казаться, что автор разворачивает
перед нами два параллельных очерка, две
контрастных истории, совершенно само-
стоятельных и как будто ничем не связан-
ных друг с другом, задавшиеь целью: ме-
тодом простого сопоставления раскрыть дух
бойцов Красной Армии, проникнутых вы-
сокой идеей освобождения человечества, ге-
роических защитников мирного социалисти-
ческого труда, и дух безыдейных, нерас-
суждающих, тупых от муштры, ограничен-
ных солдат армии японского империализ-

ма.

„. Сато был крайне молчалив и забит, Он
был почтителен от рабского страха даже
перед деревенскими писцами и «молчал
даже в праздничные дни, когда теплое сакэ
развязывает солдатские языки». Существо-
зала лишь единственная тема, способная
оживить Сато, сделать его веселым и общи-
тельным, = Это цены на сельдь. В армии

в живых остаются семь-восемь человек. *

Задача выполнена. Ворошилов выводит

свою армию и эшелоны из огня.

„.Советская Россия переживает черные
дни. Японцы, заняв Владивосток, намере-
ваются отторгнуть всю Сибирь до Урала.
Турция, Германия и Англия силой и хит-
ростью проникли на Кавказ. Германская
армия, оккупировавшая Крым и Украи-
ну, тянет жадные щупальцы к Донбассу.
На стыке Кубани и Дона хозяйничает
добровольческая армия. В Новочеркасске
под защитой немцев собрался «Круг спа-
сения Дона», на котором по указке герман-
ского командования избран наказным ата-
маном генерал Краснов, поклявшийся сво-
им хозяевам к осени очистить Дон вместе
с приволжеким Царицыном от красных,
Хлеб из Сибири перестал поступать —
сибирская магистраль захвачена восставши-
ми чехословаками. i

В пролетарских городах толод. Где взять
хлеб? Решению этого вопроса посвящена
беседа между Лениным и Сталиным.

Алексей Толстой пишет: :

«Сталин, говорил вполголоса“ ;

— Все наше внимание сейчас должно
быть устремлено на Царицын. Оборонять
его можно. Там тридцать пять, сорок ты-
сяч рабочих и в округе ботатейшие за-
пасы хлеба. За Царицын нужно драть-
ся...з.

WC Us АЗ

С. Диковский «Патриоты»,

книга 11 «Нового мира»
>
над ним издеваются. Солдаты учатся рус-
скому языку по учебнику майора Цугияма.
Они заучивают наизусть «разговоры» с
пленным, почтальоном, с девушкой, ‘маль-
чиком, стариком. .

«— Куда вы шел?.. Не сметь молчать!..
Сколько есть пуриметов вашем полку?..>

Русский язык очень труден, и упражне-
ния в «разговорах» просто опасны: одному
солдату пришлось ампутировать язык, бед-
няга вывихнул его на четвертом упражне-
HHH. ; :

Так шутят, издеваясь над простотой и
доверчивостью Сато, Как ‘у него самого об-
стоит дело после первого урока? Пусть рас-
кроет рот и высунет язык. Шире, пожа-
луйста, шире! Простачок послушен.

«..Так и есть. он скрутился, как што-
пор... И шутник сразмаху ударил Сато в
подбородок».

Прикушенный язык вызвал общее ожив-
ление.

„. Молодой человек ‘прибыл в отряд «пря-
мо со знаменитой стройки Н...». Он назвал
себя с достоинством:

— Корж.

И несколько даже обиделся, когда, BBIAC-
нилось, что командир неё слышал о нем.

Весь в масляных брызгах — белых, з6-
леных, голубых, желтых — бригадир маля-
ров и штукатуров Андрей Корж чуветво-
вал себя именитым человеком, ибо много
величественных мостов, , много замечатель-
ных домов, много первоклассных теплохо-
дов выкрасил он в свои двадцать два года.
Он побывал также на многих социалистиче-
ских стройках, и слава их — его слава.

Корж получает сапоги, шинель и винтов-
ку. Бригадир маляров становится красноар-
мейцем пограничного отряда: Вместе. с сот-
нями своих новых товарищей красноарме-
ex Корж © истинным воодушевлением учит-
ся военному искусству. На социалистиче-
ских стройках он был великолепным маля-
ром. В погранотряде он стал отличным краб-
ноармейцем. Откуда эта страсть, это яркое
горение души, это неукротимое стремление
всегда раскрываться‘ во всей своей полно-
те? Как назвать эту чудесную силу?

«Красный патриотизм» — назвал ее од-
нажды капитан Дубах, но остался недово-
лен: получалось громоздко, неуклюже и не
совсем точно. «Правда» пришла на помощь.
«Правда» назвала одно только слово — ко-
роткое и исчерпывающее: родина,

В чувстве родины, в беспредельной любви
& ней, в готовности жертвовать по капле
кровь свою ради славы великой родины, —
вот где кроется первопричина и первоисточ-
ник всех чудес, совершаемых изо дня в день
на советской земле.

Капитан Дубах стал вести «Книгу героев»,
он начал вырезать из газет и журналов все
заметки и статьи, в которых говорилось о
подвигах советских людей — парашютистов,
лыжников, летчиков, врачей, чабанов, тан-
кистов, актеров, гограничников, пожарных,
академиков. «Книгу» эту читали на полит-
занятиях. «Дубах гордился затеей. Он всерь-
ез уверял коменданта участка, что с тех пор,
как появилась «Книга героев», у всех стрел-
ков пули стали ложиться заметно кучнее,
чем прежде».

.. В Манчжу-Го, казалось, нет больше на-
селения. Куда бы ни пришел на стоянку
отряд поручика Амакасу, улицы оказыва-
лись пусты, окна хижин без огней. Прихо-
дилось искать людей. «В` холодных фанзах
можно было встретить только женщин, ста-
риков и детей. Неизвестно, на что они на-
деялись, чем питались: котлы были пусты,
в очагах лежал пепел».

Ненавистью, скрытой злобой помечены ли-
ца прячущихся жителей «осчастливленного»
японской дружбой Манчжу-Го. Руки ста-
риков и женщин были слишком слабы, что-
бы задушить ночью ненавистных врагов.
Старики и женщины смотрели на них мол-
Ya, «но взгляды выдавали желание» ‘унич-
тожить их.

«Однажды Сато слышал, как господин
фельдфебель, выходя из фанзы, сказал: —
Лучше бы эти ведьмы ругалибь».

.. Пограничный колхоз имени Семена Бу-
денного готовился к октябрьскому праздни-
ку. Красноармейцы должны были прибыть
к колхозникам в гости; Во всех хатах тре-
щала в печах солома, люди жарили сало,
готовили закуску и выпивку, доставали ва-
ветные ручники, яркие, расшитые, вывезен-
ные из тех далеких мест, где цветут вишни.
В каждой хате на лавках стояли, прикры-
тые ручниками, пироги © грушами, слива-
ми, голубицей, трибами, дикими яблсеками...
Гости прибыли. Все село с восхищением и
гордостью наблюдало за лихой джигитовкой

всадников, за ослепительной рубкой‘ лозы
на бешеном скаку. Потом начались совмест-
ные песни и пляски.

Корж и тут проявил себя во всей красе.
«Казак вятской, из семьи хватской, стани-
цы Пермяцкой, сын тамбовского атамана, от-
ставной   есаул войска калужского» — он
блеснул передо колхозниками невиданной
ловкостью. Два клинка сверкали в его ру-
ках, он мчался, бросив повод и приподняв-
шись на стременах. Лицо его, всегда весе-
лое и озорное, стало в эту минуту грозным.
Казалось, он только примеривается, а уж ло-
зы справа и слева оседали наземь под мол-
ниеносными его ударами. Потом он пел ча-
стушки, полные яда и веселья. Он пел и
плясал в желанном кругу дружбы.

Так следуют глава за главой, очерк за
очерком, в которых повествуется о житье-
бытье двух отрядов. Автор перебрасывает
своего читателя из мира в мир, из лагеря в
лагерь. Резко противоположные по духу, по
мыелям, по устремлениям, два эти мира не-
совместимы и непримиримы. Но авантюризм
— главная движущая пружина действий
поручика Амакасу. Этому качеству его мы
обязаны тем, что два различных мира при-
шли все же в соприкосновение, две парал-
лельно развивающиеся истории связались
в единый узел, возник конфликт, — широ-
ко развернутый очерк вдруг превратился в
большую драматическую повесть, и загре-
мели выстрелы, и пулеметы, содрогаясь от
ярости и нетерпения, пожирали ленту за
лентой. Положительные и отрицательные
заряды огромной мощи, соприкоснувшись,
родили молнии и. вспышки.‘ Началась геро-
ическая борьба на заставе нескольких кра-
сноармейцев из отряда капитана Дубаха,
нескольких воодушевленных патриотов сво-
ей великой родины, со всей массой мущтро-
ванных поручиком Амакасу японских сол-
дат, нерассуждающих исполнителей воли
японских авантюристов, убийц и насильни-
ков.

В последних главах — с того мига, как
по эфиру над Дальним Востоком пронеслась
странная метеорологическая сводка, переда-
но было условное распоряжение: «В Мин-
ске идет снег... два эскадрона к Минску
талопом!» — автору уже не приходится
жонглировать вниманием читателя, расска-
зывая то 0б одном, то о другом отряде,
разделенных границей; оба отряда дейст-
вуют, проявляя свой особенности и каче-
ства уже в одних и тех же главах.

Четыре часа продолжалась неравная борь-
ба, пока к «Минску» поспели эскадроны
маневренной группы. Андрей Корк, слав-
ный пулеметчик, шесть раз отражад атаки

$

Сталин отправляется в арсенал, на ору-
дийный и машиностроительный завод
«Баррикады», обходит цеха, собирает ми-
тинг рабочих, об’являя революцию в опас-
ности и призывая всех поголовно, от Ma-
ла до велика, взяться за оружие и пе-
рейти в наступление на белых.
..Героическими усилиями бойцов армии
Ворошилова взорванный пролет моста че-
рез Дон восстановлен. Ворошилов пере-
правляет все 60 эшелонов на левый берег
Дона, встречая здесь броневик, высланный
в его личное распоряжение Сталиным,
На левом берегу Дона, в пятидесяти
верстах от Царицына развертывается но-
вый фронт. Ворошилов выезжает в развед-
ку на броневике. Машина застревает в
громадной луже на хуторе, попадает в
плен к казакам-белогвардейцам. Вороши-
лов запирается в броневике, Казаки впря-
тают волов, чтобы отвезти захваченный
броневик, к атаману, вытаскивают машину
на сухое место. Но внезапно заработал мо-
тор, заговорил пулемет, расстреливая в
упор белогвардейцев.

Ворошилов уже в вагоне Сталина в Ца-
ицыне. Великий стратег революции
алин делает анализ положения на фрон-
те; он ставит задачу покончить с нераз-
берихой, сформировать из отрядов круп-
ные соединения и подчинить их единому
командованию, создав ‘регулярную Крас-
ную армию. Сталин называет части, из ко-
торых надо сбить костяк новой армии и

противника, Он защищал сопку до послед-
него вздоха, чувствуя за собой родину. Он
действовал во славу ее, лежа на камени-
стой почве и, припав к «максиму» с тем
же ярким, неугасимым, никогда неослабе-
вающим чувством воодушевления и долга,
с каким работал на мирных лесах новостро-
ек и учился боевому искусству на стрель-
бищах и политзанятиях ‘в погранотряде.
Пулемет его еще действовал в тот миг, ког-
да он произнес свое последнее слово...

Сато‘ подбиралея к сопке, готовя грана-
ту, с единственной мыслью: «Хочу быть
убитым, хочу быть убитым», ибо «суевер-
ный, как все крестьяне», он думал, что
смерть не приходит к тому, кто‘ее призы-
вает. А смерть все же пришла, — Сато был
разорван собственной гранатой, Сато погиб,
даже не задумавшись над целями борьбы...

А в это время во всем остальном При-
морье было спокойно. «В полях возле Чер-
нитовки гремели молотилки. Посьетские ры-
баки, уходили в море, ‚поругивая. морозец...
Летчик почтового самолета видел огненное
дыхание десятков паровозов. Шли поезда,
труженые нефтью, мариупольской. сталью,
ташкентским виноградом, учебниками, мо-
сковскими автомобилями. В 60 километрах
от места перестрелки рыбак плыл по озе-
ру в поселок за чаем, вез белок, вспугивал
веслами тлупую рыбу и пел, радуясь тиши-
не осеннего утра». :

Вот таким спокойным, сдержанным язы-
ком написана вся эта повесть о высоких
чувствах, о пафосе, о героических буднях
на границе, о мужестве, о славе, о любви к
родине. Только в ту единственную минуту,
когда коснулась сердца жестокая боль, вы-
званная мыслью о невознаградимой утра-
те, об утере любимого сына Чен Михай-
ловича Коржа и неоценимого сына нашей
родины — только тогда, один единствен-
ный раз, из-под пера автора, патриота, пи-
шущего книгу о патриотах, вырвались сло-
ва ярости и неудержимого горя, персонажи
его заговорили языком бури.

С. Диковский кажется невозмутимым во
всех остальных главах. Он почти не выдает
своего волнения даже в высоко драматиче-
ских сценах, даже в часы ожесточенной
схватки своих друзей с врагами, дазже в ми-
нуту гибели любимого героя, одного из бес-
численных «рядовых» героев нашей прекра-
сной родины.

Й в этом спокойствии — сила. В этом
эпическом, сдержанном тоне повествования
— секрет большого эмоционального воздей-

ствия на читателя,
A. ЭРЛИХ

От грохота орудий дребезжат стекла в
Царицыне. Фронт, руководимый Сталикым
и Ворошиловым, reponyecku oGoponsercs.
И в этот момент приходит новая por
кационная телеграмма Троцкого с треб.
ванием полного невметательства в опера
тивные дела. Сталин собирает военный 6-
вет. Решено немедленно информировать ЦК
партии ‘большевиков об очередной провока:
ции предателя Троцкого.

День 15 августа Сталин проводит в око-
пах на фронте, руководя посылкой резер»
вов, подвозкой огнеприпасов и бронелоез
да. Ворошилов на передовой линии отня,
он дерется в цепях красных против Ma
монтовпев. На последних подступах к Ца.
рицыну белогвардейские полкн Мамонтова
получают сокрушительный отпор и бегут.
Красная кавалерия преследует разбитых
белогвардейцев, сбрасывая их в Дон,

Повесть Алексея Толстого заканчивается
исторической — телеграммой, посланной
Сталиным Ленину:

«Наступление советских войск Царицыя“
ского района увенчалось успехом. Против:
ник разбит наголову и отброшен за Дон,
Положение Царицына прочное. Настуцае-
ние продолжается. Нарком Стадин».

Краткое изложение повести «Хлеб»
Алексея Толстого составил по автор»
CHUM корректурным гранкам спец-
корреспондент «Литературной газеты»

ЭЛЬ-РЕГИСТАН

Новый перевод

Гомера

Беседа с В. В. Вересаевым

В. В. Вересаев занят большой и интер
ной работой: переводом «Илиады» И
«Одиссеи» Гомера.

Любовь к тениальному ‘греческому поэту,
желание дать советской литературе гоме.
ровские поэмы в переводе, передающем
художественную мощь, ` жизнерадостность,
боевой дух поэзии Гомера, побудили Ве
ресаева взяться за осуществление давниш
него его замысла.

Перевод «Илиады» Гнедича писатель счи.
тает одним из, лучших в мировой литера“
туре. Но церковно-славянский язык дела“
ет его малодоступным, снижая и его ху.
дожественную ценность,

Текст Гнедича изобилует не только тд-
кими архаизмами, как «паки», «Дщерь»
«рек», «зане», но и совсем непонятныхя
без специального словаря словами, как «ски-
мен» (лев), «сулица» (копье), «глёзна» (бед-
ро) ит. п.

— Я ставлю перед собой задачу, — 1
ворит В. В. Вересаев, — переработать в
этом смысле перевод Гнедича, сохранив В
нем все полноценно-художественное.

Перевод Жуковского «Одиссеи» нужда“
ется в еще более серьезной переработке.

Высокохудожественная форма, хороший
русский язык скрывают по существу хри-

стианеко-романтическую ‹ фальсификацию
Гомера.
 ’ Мужественность стиха ‹ Гомера чужда

сентиментальной поэзии Жуковского, и по-
нятно поэтому, что христианская термино-
логия переводчика отдаляет дух и смысл
подлинника,

«Многостойкий» у Гомера Жуковский пе
реводит, как «многотерпеливый», «старуха»
превращается в «добрую старушку» ит. д.

У Вересаева есть уже опыт греческих
переводов. В 1918 году писатель получил

от Государственной академии наук ва пе-

ревод поэм Гесиода «О происхождении 60+
тг9в> и «Работы и дни» полную пушкин-
скую премию.

Перевод «Илиады» и «Одиссеи» — дли-
тельная, сложная и кропотливая работа, В
течение года Вересаев перевел всего во-
семь песен из «Илиады» и одну песню ий
«Одиссеи».

Полный перевод: двух бессмертных п0э4

займет примерно окодо пати дек

.