‘~

д

Литературная газета № 64 (700)

Пеатр-& шно-Музыквя-ЯВивошшеь

Замечательный спектакль

«Человек с ружьем» Н. Погодина в театре им. Вахтангова

Спектакль «Человек © ружьем» начинает-
ы со сцены в окопе, куда проникает «Сол-
дьская правда», Иван Шадрин, мужик в
«рой шинели, четыре года не вылезающий
13 окопов, мечтает только об одном: вер-
путься домой, к своему двору, где гибнет и
(ез того жалкое, нищее его хозяйство.

Простые, понятные и горячие слова боль-
певистской газеты вызывают в сознании
Ивана Шадрина первые проблески револю-
ционных идей. i

В конце пьесы Шадрин — командир
большевистского отряда, имеющий за собой
не только фронтовой, но и революционный
орыт.

Путь, по которому ведет своего героя По
один, разнообразен и содержателен. Окопы,
Петроград, особняк миллионера Сибирцева,
Смольный, встреча с Лениным, замечатель-
ная, доходящая до высокой степени драма-
тизма сцена солдатского бралания, бой с
юнкерами и множество других картин, вос-
производящих предоктябрьские и октябрь-
ские дни 1917 года, проходят перед зрите-
лем широкой исторической панорамой.

Захваченный стихией революции, Иван
Шадрин в огне ее боев крепнет умом и во-
лей, поднимается все выше и выше, с каж-
дым шагом расширяя свой горизонт. Первая
стычка с офицером в окопе, большевистская
тазета, дружба с питерским рабочим Чиби-
совым, решающий разговор с Лениным, эпи-
зод братания, в котором «человек с ружь-
ем», рискуя своей жизнью, несет ленинскую
правду во вражеские окопы к своим: заблуж.
дающимся братьям, и, наконец, командова-
ние революционным отрядом, -— все эти мо-
менты из жизни Шадрина настолько есте-
ственно и закономерно следуют друг за дру-
том, что к концу пьесы уже трудно вспом-
нить забитого мужичка, не желающего ни о
чем, кроме своего двора, ни говорить, ви
глушать, ни думать.

‚ Революция увлекает Шадрина своей борБ-
бой, она подталкивает его, заставляет дей-
ствовать, драться, принимать решения бы-
стрее, чем это ему свойственно. Она возла-
тает на него ответственные ’горучения.
Шадрин подгоняет себя, чтобы не отстать от
передовых товарищей, чтобы не отстать от
революции. Он становится все более расто-
ропным, складным, активным, Но в самые
горячие моменты Шадрин неожиданно стал-
Кнвается со своей любимой женой Надей,

оо

Иван Шадрин (заслуженный артист
республики И. Толчанов) и его жена

(артистка Е. Алексеева)
(Союзфото)

Декада
советской . музыки

_С большим успехом проходит в Москве
декада советской музыки.

В концертных залах Консерватории и
Пома ученых, в Колонном зале Дома
Союзов, в клубах пролетарской столицы
Даются вечера советских композиторов
при участии крупнейших артистов Москвы.

Впервые были исполнены на этих. вече-
рах вокальные произведения, налисанные
советскими композиторами к ’двадцатой
тодовщине Октябрьской революции. Среди
них — «Песня о Сталине» И. Дунаевского,
«Песня 0 Сталине» Н. Чемберджи (стихи
Али Абрагима Сафарова), «Родина радости»
А. Геднке (стихи А. Суркова), «Кантата к
20-летию Октября» С. В
В. Лебедова-Кумача) и другие.

В первый раз исполнялись также: Вто-
рой концерт Сергея Прокофьева для скрип
ки с оркестром и Третья симфония Н. Ива-
нова-Радкевича,

22 ноября в Большом зале Консервато-
рин состоялся симфонический концерт из
произведений украинских советских ком-
прэиторов, На этом концерте москвичи
впервые услышали отрывки. из оперы
«Щорс» Б. Лятошинского, две ‘части из
Второй симфонии Л. Ревуцкого и его. кон-
церт для фортепиано, исполненный лау-
№атом Шопеновского конкурса в Варшаве
А, Луфером,

В программу состоявшегося 23 ноября в
Вюольшом зале Консерватории концерта Ha-
дной артистки СССР В. В. Барсовой бы-
пн включены произведения композиторов
11 Союзных Республик.

Декада советской музыки в Москве за-
Мнчится 30 ноября.

Просмотр

фильма «Балтийцы»

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В ленинграл-
у Доме кино состоялся общественный
Тросмотр нового фильма «Балтийцы» ленин-
адской студии Белгоскино (постановка за-
Муженного артиста Файнциммеря).

Просмотр картины о героизме и мужества
№ ряков Краснознаменного Балтийского
та прошел © большим успехом.

Средя вритёлей находился командую-
ций Краснознаменным Балтийским Фло-
мм, флагман 2-го ранта тов. Исаков — KAH-
Плат в депутаты Совета Союз& от Примор
а избирательного оврута-

ко (стихи
ие ¢  `плечи‘то, что не под силу никакому ин-

`дивидуальному дарованию. Работа труп-

фигуры,

Народный артист СССР, Б. В. Щукин
‹ в роли Ленина,
Рисунок А. Костомолоциого.

зао.

измученной многолетним ожиданием мужа
и борьбой за существование. Ве проситель-
ный, покорный взгляд зовет Шадрина до-
мой, ко двору, и Шадрин на ходу, впопы-
хах, не находя слов, об’ясняется с Надей
под призывные крики товарищей. Артисты
Толчанов и Алексеева — прекрасные ис-
полнители этих ролей — замечательно иг-

рают все сцены встреч Шадрина с женой..

Своей игрой они вызывают огромное` сочув-
ствие и любовь зрителя к этим людям из
народа, у которых много чувств и мало
слов, которые так сдержанны, так, целомуд-
ренны в своих отношениях. Они любят друг
друга большой, настоящей человеческой лю-
бовью, они хотят жить вместе счастливой
жизнью, но право на такую жизнь можно

дившись, повидимому, в неискренности
своих старых героев, Погодин не поддает-
ся на обман, и поэтому им приходится
выполнить второе требование автора, т. е.
исчезнуть.

Так пропали без вести показавшиеся в
первом акте Сибирцевы.

Зато Погодин сразу обретает художествен-
ную силу и выразительность, когда он изоб-
ражает людей из народа. Так называемая
«серая толпа» у Погодина всегда очень кра-
сочна. В «Человеке с ружьем» особенно хо-
роши все солдатские сцены, которые наряду
со сценами, в которых участвует Ленин, яв-
ляются самыми содержательными, самыми
значительными в спектакле;

Образ Ленина в исполнении одного из ве-
личайших артистов нашего времени ВБ. Щу-
кина — большое событие советского искус-
ства. i

Из первых попыток дать в драматическом
произведении образ Ленина наибольшей
удачи добились пока Каплер (автор сцена-
рия «Ленин в Октябре») и Погодин. Конечно,
пред нами только первые штрихи, только
первые меткие зарисовки еще не написан-
ного огромного полотна, в котором великий
вождь человечества предстанет во всей сво-
ей неизмеримой глубине и силе.

Первые сценические зарисовки образа
Ленина хороши в том отношении, что в них
уже намечается сочетание величия, огром-
ной жизнедеятельности, непреклонной воли,
душевной простоты и чуткости политиче-
ского вождя. В «Человеке с ружьем» эти
черты удачно выражены. в сценах встречи
Ленина с Шадриным, с комиссаром по то-
иливу и с меньшевиками.

Величие и простота при изображении по-
литических вождей почти всегда возникали
перед художниками как дилемма. Большей
частью они впадали в одну из крайностей и
давали либо напыщенный, ходульный образ
вождя, либо сниженный и измельченный.

Величие‘ и простота истинно великих лю-
дей а: Простота — спутник тени-
альности, Она — естественная форма, в ко-
Topol проявляет себя гениальный дух ч6-
ловека.

У Погодина хватило тонкости и такта для
того, чтобы показать простоту вождя не в
его частной жизни и не в его бытовом при-
равнении к рядовым людям, а в той сфере
ето деятельности, которая является темой
художественного произведения,

Щукин прекрасно передал и даже обога-
тил своим исполнением замыслы драматур-
гов, но неред артистом стояла еще и особая
задача, в выполнении которой он был гре-
доставлен самому себе, не получая от авто-
ра пьесы никакой помощи, Мы имеем в ви-
ду физический облик Ленина, который Щу-

завоевать только в боях революции. Это уже   Кин, благодаря тому, что живой Ленин еще
понял Шадрин, и Надя, ничего не понимая,   Жив в памяти миллионов современников,
но чувствуя сердцем, что муж ее прав и не-  должен был передать с максимальной точ-

удержим в своей новой страсти, отпускает   НОСТЬЮ.

его на волю.

‚Много теплоты, смущения, неловкого мол-
чания, трогательных , смешных слов и. дви-
жений в этих сценах. Зритель искренне
смеется при каждой встрече Шадрина с
наивной, неуклюжей и хорошей его женой,
несмотря на то, что в сценах этих печаль-
ного не. меньше, чем. смешного, Он смеется
легко и радостно, так как знает, что в на-
шей стране жизвь этих людей уже устроена,
что никакие Сибирцевы им уже не страшны.

Два слова о Сибирцевых.

Семья ‘миллионера показана в первом ак-
те, после чего она бесследно исчезает, Наив-
ный ‘бездельник сын, строптивая барыня,
капризная и властная старуха свекровь, с
любимым котом которой возится весь дом, —
вот персонажи и характеристики, на кото-
рые уходит добрая половина первого акта.
Для пьесы о революции -—- мелкая, неглубо-
кая характеристика собственников, мелкая
возня. Ловидимому, Погодин очень неохотно
включал в свою пьесу Сибирцевых и рассма-
тривал их лишь как принудительный ассор-
тимент. Он попросту не знал, что ему с ними
делать. Он не знает их и тяготится необхо-
димостью их изображать.

В некоторых прежних пьесах Николая
Погодина отрицательные терои мгновенно

перерождались, после чего драматург довер-,

чиво протягивал им руку. Теперь же, убе-

Недавно открывшаяся в Государственной
Третьяковской таллерее выставка произ-
ведений искусства Грузинской ССР — жи-
вописи, графики и скульптуры — делит»
ся на две части: современную и историче-
скую.

Первая предоставляет исключительно
большой общественный интерес. Она поч-
ти целиком посвящена биографии товарища
Сталина: его детству, его родному городу
Гори, ранним годам его жизни, связанным
с подпольной работой и революционной
борьбой в Закавказье, пребыванием его’ в
ссылке и всем последующим этапам слав-
ного пути. Эта часть. выставки — пример
того, к каким разультатам может привести
правильно организованная коллективная
работа художников. Коллектив подымет на

пы грузинских художников, представлен-
ной на выставке, — это смелая, последова-
тельная и добросовестная попытка запе-
чатлеть в живописи целую эпопею.

В первом же зале выставки бросается
в глаза большой, во весь рост ‘портрет
товарища Сталина, ‘работы художника
Джапаридае. По теплоте колорита и спо-
койному благородству лепки — это один
из лучших портретов товарища Сталина.

В том же зале интересный портрет Ладо
Кецховели худ, К. Кикнадзе.

Во втором зале — ряд полотен, изобра-
жающих дом в городе. Гори,. где родился
товарищ Сталин, духовное училище, где
он училея. Среди больших полотен, оста-
навливает на себе внимание работа Джа-
паридзве «Товарищ Сталин, Ладо’ Кецхо-
вели и А. Цулукидзе». Реалистичнее кар-
тина художника. Кротова «Товарищ
Сталин — организатор рабочих с.-д. круж”
ков в Тбилиси».

Еще одна значительная картина в том
же зале — «Беседа товарища Сталина с
крестьянами Аджарии» (художник  А. Ку-
тателадзе). На фоне холодной веленой мор-
ской. дали хоронто написаны и вылеплены
особенно одна из них, слева, в
мохнатой бурке. В центре-—молодой Сталин
с прекрасным открытым лицом, Это одно
из лучших изображений ero юношеского
облика. Ветер, вздувающий подолы и баш
лыки, откидывающий назад волосы, — этот
осенний ‘норд-ост, ‘— является по’ праву
действующим лицом этой живой сцены.

Слелующий, третий по счету, вал тема-
и очень разнообразен, В основном
он посвящен батумскому периоду жизни
товарища Сталина. Здесь выделяются карти-
ны Кутателадае («Батумская демонстрация,
организованная товарищем Сталиным»),
Мариалии («Товарищ Сталин
В четвертом’ вале — картины,

В этом отношении наш вызаю-
щийся народный артист показал непрев-
зойденную, виртуозную тонкость мастер-
ства. Он уловил осанку Ленина, ero oco-
бую манеру товорить, двигаться, слушать,
его характерные позы, он нашел нужный
трим без лепки, сохранив таким образом
всю эластичность своей мимики. Нельзя без.
чувства благодарности вообразить, какую
скрупулезную работу по изучению. и вос-
произведению черт Ленина проделал Щу-
кин, с какой любовью и неутомимостью
должен был он трудиться, чтобы добить-
ся таких поразительных результатов.

У нас есть свое представление о внеш-
ности Ленина. Но Щукин никого не остав-
ляет неудовлетворенным.

В образе, созданном Щукиным, достигну-
та такая гармоническая цельность, такая
координированность движений, жестов,
взгляда и голоса, какая может быть достиг-
нута только самой природой, когда внеш-
ние черты и проявления человека ежива-
ются друг с другом в течение всей его жиз-
ни. Вот почему зрителям, не видевшим жи-
вого Ленина, образ, созданный Щукиным,
кажется единственным и неповторимым, ка
жется, что Ленин не мог быть иным.

В этом огромная гобеда артиста,

Своим успехом юбилейный спектакль те>
атра Вахтангова в, очень большой мере обя-

бакинеким периодом работы товарища
Сталина. Художник В. Сидамон-Эристави
изображает товарища Сталина на митинге
среди бакинских нефтяников. Фигура
вождя и окружающая его пестрая, разно-
языкая толпа рабочих сделаны несколько
условно. Здесь можно было добиться
большего драматизма, большей динамики
и величия. Зато превосходно передан не-
настный перламутровый колорит Черного
города. bz

Наконец, две картины, связанные уже
с нашими днями. Они принадлежат к чи-
селу лучших украшений выставки,

Первая из них — работа Renee труда,
художника-орденоносца М. . Тоидзе
«Товарищ Сталин беседует с крестьянами,
в Цхалтубо». Картина полна живости и
блеска. Композиционно она проста, прав
дива и в то же время монументальна.
Это — настоящий юг, горячий, оранжево-
желтый юг, со всей глубиной тонов, за-
ставляющих вспомнить лучшие традиции
Ренессанса. В картине все сердечно, тепло,
выразительно. Прекрасен облик товарища
Сталина, прекрасны стоящая рядом девоч-
ка, и рассказывающий что-то старик, и все
остальные фигуры в разнообразных пово-
ротах, и справа от зрителя — товарищ
Берия с номером «Правды». Прекрасен пей-
заж, маленькие белые домики курорта и 88
ними зеленые холмы Имеретии.

Вторая картина художника И. М. Тоид-
зе — «Товарищ Сталин на Рионгэсе» —
столь же выразительна в смысле сочетания
фитур и пейзажа. Фигуры написаны и
вылеплены превосходно. Благодаря удач-
но выбранной точке зрения (снизу) то-
ризонт необычно опущен, и фигуры как бы
вырастают, упираясь в небо. И группа ра-
бочих, оживленно беседующих с товарищем
Сталиным, и ‘сам он, улыбающийся, в белом
кителе, и нарядная речная пена, бью-
щаяся в белые дамбы гидростанции,— все
это человечно и празднично. Хотелось бы

Конкурс на песню

‘о Ленине

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Ленинград-
ский союз советских писателей и союз ком-
позиторов об’явили закрытый конкурс на
массовую песню о Ленине.

Для лучших текстов установлены две
премии (3000 р. и 1000 р.). Такие же премии
установлены и для музыки. `

Срок представления текста — #2 декабря.

` ный бюст
 К. Мерабишвили.

‘THTb ряд картонов
 Абакелия. Ее сангины уже несколько лет

\

зан также постановщику спектакля Р. Си-
монову и художнику В. Дмитриеву.

Дымчатый Петроград, набережная и
Смольный ночного Питера, небо северной
столицы — все это передано художником с
большим вкусом и настроением.

Симонов, великолепно Чувствуя’ сцену,
широко выходит.за пределы погодинского
текста. Он расширяет партитуру спектакля.
Гул революции, ее огромный заразительный
пафос, ее тревога и напряжение замечатель-
но переданы постановщиком спектакля в
пгуме и суете коридоров Смольного, в нено-
тухающей, возбужденной жизни толпы у
фасада Смольного, где треск костров и щел-
кающих затворов смешивается с многолюд-
ным шумом, выкриками, приветствиями и
торжественной медью оркестров. Хороши
также пантомимические сцены боя и бет-
ства юнкеров, сопровождаемые очень выра-
зительной и волнующей музыкой А. Голу-
бенцева.

«Человек с ружьем» — это спектакль о
революции, о вожде народов Ленине, о
братстве рабочих и крестьян, о гуманизме
социалистической революции. Теперь уже
не надо бояться человека с ружьем. Он за-
щищает не Российскую империю и не Си-
бирцевых, & народ, родину. Он— друг и то*
варищ. мысль проходит через весь
спектакль, Она проскальзывает уже в сцене,
когда Шадрин, подбирая себе помощников
из прислуги Сибирцевых, подает стул ста-
рой женщине. Она звучит в кульминацион-
ной по драматизму сцене братания. Она 0б-
разно выражена в заключающей спектакль
знаменитой речи Ленина.

Этот большой, волнующий спектавль до-
ютавляет зрителям истинное наслаждение. В
нем и богатство жизни и богатство театра.
Масштабы событий, суровость эпохи и на-
пряженность борьбы — все это вахтангов-
цам удалось сочетать с легкостью и живо-
стью настоящего театрального искусства.
Театр глубоко прочувствовал тему и эгоху,
изображенные в пьесе Погодина, и сумел
передать свои чувства в великолепных сце-
нических образах.

А. ГУРВИЧ
соо

Матрос Цымов (заслуженный артист

республики А. Горюнов) и жена Шадрина
(артистка Е. Алексеева)

(Союзфото)

Въпетчнееа прузилевоге шовуеетва

поскорее увидеть размноженными эти
две картины. Их цветные копии ABATCH
желанным украшением в каждом клубе.

Хочется отметить еще одну картину
И. М. Тоидзе «Лампочка Ильича», картину
остроумную по композиции с прекрасно
поставленными и написанными фигурами.
Необходимо отметить также содержатель-
ные и характерные портреты работы ху-
дожников  Ш. Бериташвили и Д. Гвели-

‚ сиани.

В отделе скульптуры выделяется мрамор-
товарища Сталина работы

Среди графических работ следует отме-
художницы Тамары

известны нам по книжным иллюстрациям.
На выставке она представлена несколько
случайно. Жалко, что нет ее смелых и свое:
образных иллюстраций в поэме Руста-
вели, E }
Вторая часть выставки посвящена древ-
нему и дореволюционному искусству гру-
аинского народа. Экспонаты древнего ис-
кусства, главным образом, копии, заслужи-
вали бы отдельного обзора специалиста.

‚Мне довелось два года тому ‘назад видеть

подлинную мозаику монастыря в Гелати,—
одну из древнейших в мире. По золотому
блеску и. сохранности она может срав-
ниться с мозаикой Софийского собора в
Киеве. Копии, выставленные сейчас в Мос-
кве, удачно ее передают.

В отделе дореволюционного искусства
интересны и содержательны работы на-
родного художника Грузии Г. Габашвили,
Это характерная реалистическая портрет-
ная живопись, без большой психологиче-
ской глубины, но твердая и точная,

Очень интересны старые работы М. И,
Тоидзе. К сожалению, лучшая из них
большая картина «Мцхечоба» (праздник в
Мцхети) неудачно повешена: откуда ни
смотри на нее, мешают блики света, па-
дающего из противоположных окон.

Недоумение и досаду вызывает то, как
слабо и скупо представлен гениальный ху-
дожник грузинского народа, великий ca-
моучка Нико Пиросманишвили. На выстазв-
ке всего три его случайно выбранных
картины. Между тем, и городская, и сель-
ская жизнь дореволюционной Грузии, бие-
ние великого народного сердца, великодуш-
ного, веселого, ‹ наивного, сказались.
< огромной силой в его многочисленных
картинах. Хотелось увидеть творчество
Пиросманишвили собранным с возможно
большей полнотой. :

Выставка в целом свидетельствует 0
высоком уровне развития искусства гру-
зинского народа. —

П, АНТОКОЛЬСКИЙ

О «ПРОСТОЙ ДЕВУШКЕ»

Пьеса В. Шкваркина в Московском театре сатиры

Одного старого водевилиста, мастера это-
го веселого ремесла, спросили: «Что по в8-
шему самое страшное в жизни?»

Старый водевилист ответил: }

— Самое страшное—оэто, когда второй акт
твоего смешного водевиля проходит при
тробовом молчании публики.

В. Шкваркин всеми данными своего та-
ланта застрахован от самой страшной опас-
ности, подстерегающей комедийных драма-
тургов на их творческом пути. Его комедии
смешны, легки, весьма сценичны И до-
ходчивы.

«Простая девушка» не составляет исклю-
чения из общего правила. Зритель прини-
мает спектакль хорошо. Это факт, с кото-
рым нельзя не считаться.

Но попробуем разобраться, почему смеет
ся зритель на спектакле «Простая девушка».

Может быть, он видит на сцене новые,
еще невиданные комедийные характеры?

Нет! Это все тот же неизменный, неистре-
бимый упрувдом, мелкий человечек, смеш-
ная инфузория. Та же квартирная дамочка,
сплотница и сводня. Тот же восторжённо-
влюбленный молодой человек в крагах, не
успевший «культурно подковаться». И та
же очаровательная девушка спортеменско-
го типа, этакая советская Артемида, ут-
верждающая новое в старой коммунальной
квартире. С

Уже не раз брал В. Шкваркин своих
излюбленных героев; и, перементав, бросал
на сцену, как кости—каждый раз в новых
ситуациях и сюжетных положениях. И каж-
дый раз в талантливом исполнении отлич-
ных актеров Театра сатиры они оживали и
смешили зритёля. i

Но разве не видит зритель, что перед ним
в «Простой девушке» действуют Bce Te
же, набившие оскомину, персонажи? Конеч-
но, видит! Ведь чета Макаровых из «Про-
стой девушки» (П. Поль и Е. Милютина)
похожи на отца и мать из «Чужого ребен-
ка», а смешные излияния шофера Застре-
лихина (И. Зенин) мы уже слышали — в
другой редакции — из уст зубного техника
из того же «Чужого ребенка».

Однако зритель прощает Шкваркину эту
повторяемость потому, что не берет его ге-
роев всерьез. Он не задумывается над во-
просом, достоин ли Ювеналова бича управ-
дом Макаров или недостоин. Зритель при-
нимает Макарова как водевильного‘ героя,
который действует смешно, За водевильную
легкость интриги, за мастерство сюжета со-
ветский зритель любит Шкваркина и про-
щает ему многое.

Но возникает вопрос — что же делать
дальше, после «Простой девушки»? Неуже-
ли опять браться за управдома? Нет! Сам
Шкваркин, повидимому, понимает, что

ЖУКИ

чек хорошо внали эту фитуру. Небритый
суб’ект в котелке, с неизменным зонтиком
на случай ненастья, располагался в толпе
игроков, занимал удобную позицию и, при-
ложив руку ко рту, начинал шептать:

— «Центурион»! «Центурион»! классная
лошадь, должна притти, Вот увидите, хоть
три билета ставьте, не прогадаете.

Минуту спустя, он менял диспозицию и,
приспособившись около другого простачка,
нашептывал: oer

— «Смазливый»! Ставьте на «Смазливо-
го»! Какая лошадь! Еще как придет!

Минута — и эта же личность оказывалась
рядом с вами:

— «Хлоя», «Хлоя»... Никто как, «Хлоя»
придет, как миленькая, — отвечаю.

Наконец он возникал у кассы и шептал
нод руку другому игроку:

— «Полинтинель», «Полишинель» — абсо-
лютный верняк! Деньги дома — будьте у
Верочки.

Одна из четырех приходила первой, и
тогда жучок возникал у кассы, рядом
с жертвой, с лицом, выражающим делови-
тость и решительность:

— Доля, доля, доля... Деньги на бочку.

— То есть как? — опрашивал изумлен-
ный игрок. — За gto? — ‘

Жук надвигался на простака и угрожаю-
ще шептал:

— Дурака не валяйте, Вто вам говорил:
ставьте на «Хлою>? Я говорил! Будьте
любезны. Я за мою трешку голову оторву!

Отплевываясь и шипя, игрок отелюни-
вал трешку, и жучок исчезал. Надо вам
сказать, что он-то играл наверняка. Одна
из четырех лошадей обязательно приходи:
ла первой. Так что жучок всегда был в вы-
игрыше.

Этот давно забытый 1060б  наживы`
приходит в голову еовременнику и в Har
щи дни,

Беговой жучок давно переквалифициро-
вался. Из всех полезных профессий он
выбрал профессию киносценариста.

Жучок пишет манускрипт, называющий-
ся на языке кино «тематической заявкой».

«Заявка» имеет следующий вид;

«Предлагаю заказать мне сценарий на те-
му O стахановцах стеклодувной промыш-
ленности...» :

«Предлагаю творческому коллективу ва-
шей кинофабрики принять к постановке
мой сценарий под названием «Обрыв»
Гончарова на тему любви среди приволяе-
ских Номещиков с параллельно показан-
ным бытом крепостных, & также оскуде-
нием дворянства и выдвижением на исто-
рическую арену буржуазных классов».

Оставляется чистое место для’ того, что-
бы вписать название  киноорганизации
и магические слова: «зарегистрировано
в Управлении авторских прав».

Дюпустим, через пять лет какой-нибудь
киноорганизации придет в голову: поста-
вить «Обрыв» Гончарова. Тут-то и появ-
ляется жучок и пред’являет свои «автор-
ские» права. Помахивая тематической заяв-
кой на гончаровский «Обрыв», ‘он идет.
в Управление по’ охране авторских прав.

Это не анекдот, а факт, ‹

«Радость» был очень скромен в своих
‚рожделениях на тернистом пути к славе. С’
ним случилась неприятность: какая-то раз-
зява чуть не в ехала ему оглоблей в рот, 06
этом случае напечатали в газете. От попу-
лярности у него захватило дух и закружи-
лась голова. Ведь его теперь уж знал весь
мир! Он был потрясен гласностью. Он 6е-
гал от родственника к родственнику, от зна-
комого к знакомому и еще с порога востор-
женно восклицал:

— Читали? Меня пропечатали!

Как все это мелко и ничтожно в сравне-
ний с размахом некоторых наших молодых
людей. Чеховский герой по своим аппети-
там — моллюск. Существует, например, та-
кое юное дарование — Игорь Чекин, О его
одаренности мы не много можем сказать,
но о его наглой развязности можем сказать
предостаточно.

В Московском Гостраме была поставлена
ето пьеса «Ночь в -вентябре». Игорь Чекин
из кожи лезет вон, чтобы его заметили. Если

В старые времена любители бегов и ска-  .

«Простая девушка» как-то замыкает опрб>
деленный этап в его творчестве. Дальше ис-
пытывать хорошие чувства умного и добро-
го советского зрителя не стоит. Ебли Шквар-
кин хочет расти как комедийный драматург,
он должен вырваться из тесных стен ком-
мунальной квартирки и по-новому показать
зрителю новые комедийные характеры — и
положительные и отрицательные.

Если же он захочет поднять и разрептитБ
проблему советского водевиля, что на наш
взгляд является задачей благородной и
весьма достойной, то ведь надо помнить,
что водевиль обязан быть злободневным.
Вряд ли «недоперековавшийся» управдом
может быть признан злободневной фи-
гурой!

Поставлена и разыграна «Простая девупг
ка» в Театре сатиры весело и хорошо. По-
становщик (заслуженный артист-орденоно-
сец Станицын) нашел для пьесы Шжварки-
на прекрасный ритм и яркие краски. Акте-

ы (Поль, Милютина, Зенин, Зверева, Кара-

митриев и др.) играют свои привычные
роли, как всегда, хорошо, но лишь один
Хенкин (Кашкин) нашел новые для себя
черточки, интонации и манеры. Вылеплен-.
ный им образ старого ворчуна-холостяка,
пожалуй, самый жизненный из всех фи-
тур, действующих на сцене, у

Особо нужно отметить талантливую рабо-
ту молодой художницы Елены Коркиной.
Она показала хороший вкус, интересную вы-
думку и остроумную изобретательность,
Удивительно, как мог критик «Советского
искусства» т. Эрманс, посвятивший спек-
таклю весьма кислую рецензию, не только
не заметить работы постановщика и ху-
дожника, но даже не назвать имени по-
следней. ;

Впрочем, в постскриптуме он упоминает
о постановщике и художнице.

«Вы прозевали ` самый интересный мо-
мент, — укоряла в раздевалке свою подру-
гу раскрасневшаяся девушка, — сейчас и
зрители и участники спектакля чествовали
постановщика, художника и автора. Стани-
цын стоял с цветами и фруктами, кай
опереточный жрец, просто прелесть.

Когда наконец перестанут забавлять пуб-
лику этими семейными чествованиями, без
которых не обходится ни одна премьера».

Мы думаем, что, прочтя этот постскрии-
тум критика Эрманса, девушка из раздевал-
ки покраснеет еще больше. Ей станет нелов-
ко за рецензента, который придал ее невия-

ным восторгам столь ядовитый смысл. Не-

удобно «Советскому искусству» писать 0 ра-
ботниках искусства в Тонах пошловатой,
закулисной сплетни.

ЛЕОНИД ЛЕНЧ

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

С классиками дело обстоит благополуч-
НЮ, классики — всенародное достояние. По-
тому жучок предпочитает работать на 60-
временном материале.

В один прекрабный день киноорганиз&-
ция (одна или все, каждая порознь) по-
лучает документ, называемый, как сказа-
но выше, «заявкой». 2

«Предлагаю заказать мне сценарий на
тему о стахановцах стеклодувной промыш-
ленности...» :

«Я намерен показать в данном сценарии
пролетария-стахановца,  преодолевающего
инертность и косность отсталого мастера,
переплетающегося темой о бдительности,
& также борьбу с вредительством, раскры-
тым посредством организованной воли
масс, идущих к перевыполнению плана В
такой-то (следует название) промышлен-
ности».

И внизу обязательно: «Зарегистрировано
в Управлении по охране авторских прав»,

Теперь вообразите, что киноорганизация
действительно заказывает сценарий и при-
TOM не жучку, а известному стране квали-
фицированному литератору, и он действи-
тельно пишет сценарий на материале, ска-
жем, стеклодувной промышленности. Весть
0б этом попадает в печать. Тут же, как из-
под земли, вырастает жучок.

Удивительное дело: не существует тема-
тических заявок на романы, пъесы, науч-
ные труды, и никто их не регистрирует.
А на сценарии почему-то существуют. До
сих пор считается, что. сценарий не лите-
ратура, а что-то вроде доходного промыс-
ла. Такой взгляд на сценарии установили
наши кинофабрики, ‘позволявшие кому
угодно юрудовать со сценариями, написан.
ными квалифицированными литераторами;

И потому, когда жучок пред’являет свои
мифические авторские права, известный
и признанный литератор принужден дока-
зывать, что он в глаза не видал жучка и его
тематической заявки, что он сам в состоя-
нии придумать сюжет и долго изучал ма-
териал по первоисточникам.

Но жучку все равно. У. него тематическая
заявка, у него зарегистрировано «преодоле-
ние ‘отсталости, переплетающееся с волей
масс»...

Происходит спекуляция на выдвижении
молодняка. Малерой, многоопытный жук
выдает себя за пришедшего в литературу
нового человека, которого кто-то затирает. ©
Расталкивая локтями народ, он лезет не
столько к славе, сколько в кассе,

А Управление по охране авторских прав
занимается тем, что облегчает жуку воз-
можность залезать в карман государства и в
чужой карман. $ ‘

Работники этого Управления должны’ по-
нять, что ‘нельзя’ механически регистриро-
вать бумажки. Надо научиться разбираться
в бумажках, а главное — в людях, надо
‘знать, с кем имеешь дело, надо защищать
интересы авторов, а не литературных ара-
пов. Надо добиться зото, чтобы мнение Уп-
равления авторских прав уважалось совет-
ским судом, и это отобъет охоту у жуков
желание заниматься сутяжничеством.

Л. НИКУЛИН

Шатглая Фамореклама

Молодой человек из чеховского рассказа   о нем не пишет большая пресса, так, вде-

лайте одолжение, он сам 0 себе напишет.

И своей трибуной избирает театральную
программу.

Но Чекин знает, что, появись он в единст-
венном числе на страницах даже театраль-
ной программы, это еще мелкотравчато, его
могут еще не заметить. Для придания «60-
лидности»` своим высказываниям о том, как
проходила работа над его пьесой, он окру-
жает их ответственнейшими цитатами, отзы-.
вами и тут же печатает биографическую
справку из жизни самого Чекина в период
его работы над пъесой.

Развязность необычайная.

Появление подобной театральной mpd-
граммы к спектаклю, посвященному 20-й
годовщине Октября — явление безобразное,
политически недопустимое и вредное. Как
мог театр не видеть того, куда ето влекут
ради саморекламы развязные молодые яю-!

ди. А

ro