ЧЕТА отит =

И

Шалва  Дадиани

` Шалва Николаевич Дадиани—народный
Эртист ССР Грузии, выдвинутый колхозни-
хами Тбилисского сельского избирательного
округа, кандидатом в депутаты Совета Con-
Ва, является крупнейшим грузинским писа-
фелем-беллетристом и драматургом. и
К двадцатилетию Октябрьской револю-
ции т. Дадиани налтисал пьесу «Из искры»,
В которой отображена одна из ярчайших
страниц истории революционного движения
В Грузии—зарождение первых большевист-
ских организаций Закавказья под руковод-
ством великого Сталина.

*
Платон Ойунский

Нандидатом в Совет Национальностей от
ЗГаттинокого избирательного округа Якут-
кой АССР зарегистрирован Платон Алек-
Веевич Ойунский.

Платон Алексеевич — основоположник
Вкутской советской литературы и любимый
Moet трудящихся Якутии.

Сейчас П. А. Ойунский руководит писа-
ельской организацией Якутии и институ-
№ом языка и культуры. Он любовно растит
шолодые кадры якутской литературы.

Мирза Ибрагимов

писателя
Мирзы Ибрагимова, автора пьесы «Хаят»,
хорошо известно трудящимся Азербайд-

Имя молодого талантливого

вана.  Колхозниви Казахского района
‘Азербайджана выставили кандидатуру. тов.
Ибрагимова в депутаты Совета Националь-
ностей ‘ Р.

’ Теоретический тений Маркса

Е

Без малого сто лет назад молодой еще
в ту пору Маркс предпринял для разре-
шения волновавших его вопросов крити-
ческий пересмотр «Философии права» Ге-
теля. С неукротимой пытливостью иссле-
дователя и страстью революционера Марке

‘в этом труде разоблачил подоснову вся-

кого буржуазного права и всякой буржу-
азной` государственности. ~

обнару-
жил, что не только обычное повседнев-
ное законодательство, но и основные 8а-
коны покоятся на фундаменте частной

‘собственности, В результате марксова ис-

следования оказалось, что частная собст-
венность есть основа основ или, как он
‘выражался, «конституция конституций,

} первичная, действительная конституция»

буржуазного государства.

Прошло еще несколько лет, и Маркс
совместно со своим другом и соратником.
Энгельсом выступили © «Коммунистичб-
ским манифестом», Здесь с поразительной
ясностью и четкостью они еформулирова-
‘ли задачу возглавляемого ими движения
революционных пролетариев:

«Коммунисты могут выразить свою те-
орию одним положением: упразднение
частной собственности». :

Долгие десятилетия борются пролетарии
всех стран, чтобы осуществить эту благо-
роднейшую во всей истории человечества
задачу. Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция именно тем и велика,
что нанесла смертельный удар старому
миру, господству капиталистов и помещи-
ков, частно-соботвенническому свинству на
земле. Сломив старую государственную
машину, служившую для угнетения и экс-
плоатации народа, установив диктатуру
пролетариата, наша революция занялась
упразднением частной собственности на
орудия и средства производства в огром-

ной стране, охватывающей шестую часть

планеты.

История нащей революции есть история
тероической борьбы 3a уничтожение ос-
татков капиталистической, частной собст-
венности и за утверждение собственности
общественной, социалистической.

Великие победы, одержанные нашим
народом во главе с рабочим классом и
его партией, записаны в Сталинской Кон-
отитуции. Самым крупным и решающим
нашим завоеваниям. посвящен первый
раздел Конституции, в котором торжест-
венно записаны такие наши всемирно-ис-
торические победы, как отмена частной
собственности на орудия и средства про-
изводетва, уничтожение эксплоатации че-
ловека человеком, установление социали-
стической собственности на орудия и еред-
ства производства, установление власти
трудящихся в социалистическом государ-
стве рабочих и крестьян — СССР.

И если бы мы снросили вебя, что яв-
ляется основой нашего нового основного
закона — Сталинской Конституции, т0 дол-
жны были бы ответить;

— Социалистическая собственность.

Сталинская Конституция представляет
собой как бы ответ на расстоянии века
на Коммунистический‘ манифест. Одна из
важнейших и решающих задач, поставлен-
ных Марксом и Энтельсом, реализована, в
нашей стране нод руководством Ленина
и Сталина, и это с гордостью записано в
Сталинской Конституции. у

Советский народ, руководимый коммуни-
стической партией, выполнил .евой долг
перед историей: лучшие мечты. передовых
умов человечества он воплотил в действи-
тельность. И естественный вопрос, который
должны себе задаль в эти дни литераторы,
состоит в том, в какой мере выполнил свой
Долг «напг цех», в какой мере. советская
литература отразила в своих произведениях
советскую действительность. :

Конституция и доклад ее творца, товарища
Сталина, о проекте Конституции СССР на
Чрезвычайном УШ с’езде Советов являют-
ся итогом борьбы и побед ва истекшие тоды
революции. Советская литература в эти дни
подводит ‘итог своей работе за двадцатиле-
тие. Сличение итога литературы с итогом

действительности представляет животрепе-

шущий интерес для нашей писательской
общественности.

Уже много раз говорилось и писалось о
том, что литература наша отстает от темпов
действительности. ‘Это! стало трюизмом,
который одни писатели воспринимают
с раздражением, друтие — с миной «0б-

НИКОЛАЙ ТИХОНОВ

`женные

реченности» на лице, третьи — © ббзраз-
личием притупившихся нервов. Нашлись
и такие, кто стал возводить зло в доброде-
тель, и в ‘унылой «находчивостью» провин-
циального зеваки-парадоксалиста стал до-
казывать, что так и должно быть, что ли»
тературе, мол, на роду написано ‘сперва
«отходить ня расстояние» для чувства пёр-
спективы и уж потом изображать, что ей-де
полагается быть... мудрой задним умом.
Эти ошибочные и вредные взгляды, эти
размагниченные настроения некоторых пи-
сателей в большой мере проистекают от
торо, что вопрос об «отставании» ставится
слишком огульно, неконкретно, на непри-
‘влекательный манер пустых попреков и
ответного пустого отбрехивания.
„Конституция вооружает нас! и в том от-
ношении, что позволяет важный вопров
поднять на приличествующую ему прин-
пициальную высоту, и одновременно напол-

нить его действительно конкретным содер-_

жанием.

Конституция и доклад товарища Сталина
привели в стройную систему многообразие
наших достижений, четко выделили решаю-
щие узловые пункты социалистической но-
визны, преобразующей старую действВитель-
ность. Для познания налтей современности
проложены важнейшие магистрали, по.ко-

‘торым мы можем двинуться вперед.

Сличение итогов действительности и ли-
тературы ‘несравненно облегчается. ( По-
следуем же по широко проложенным
сталинским магистралям. \

3 5 }

Первая статья Конституции устанавли-
вает, что нала советская родина есть со-
циалистическое тосударство рабочих и
крестьян. В своем докладе товарищ
Сталин говорил о глубочайших изменениях
в ‘классовой структуре СССР, о том, что
пролетариат СССР. превратился в «совер-
шенно новый, освобожденный от эксопло-
атации, рабочий класс, подобного которому
не знала еще история человечества», что
«советское крестьянство — это еовершен-
‘но новое - крестьянотво, подобного которо-
му еще’ не знала история человечества».
() советской интеллигенции, кровно свя-
санной с рабочим классом и крестьянст-
гом, товарищ Сталин сказал, что «это со-
Боршенно. новая, трудовая интеллитенция,
тодобной которой не найдете ни в одной
стране земного шара».

Вот те изменения в классовой структуре
советского общества, которые произошли в
результате борьбы за полное и воесто-
роннее упразднение частной собетвенно-
сти на орудия и средства производства,
Ba торжество социалистических принципов
в советской жизни.

Явилея совершенно новый, незнаемый в
прошлом, незнаемый и в настоящем ни-
где в мире, кроме нашей чудодейственной,
социалистической родины, человек, с
новым отношением к труду, к собетвен-
ности, к богатству, к обществу, к семье,
к другу и соработнику, к природе и к
миру, с новой психологией, с новым стро-
ем мыслей и чувств.

Когда приезжают к нам иностранные
литераторы, сторонние наблюдатели «с того
берега», они дивятся нашему небывалому
росту, гигантекому продвижению вперед в
области хозяйства, техники и культуры,
нашему непрерывному процветанию, от-
сутствию у нас кризисов и безработицы,
колхозному строю советской деревни, без:
брежным полям, отсутствию эксплоатации
человека человеком.  Многому  дивятся
иностранные писатели. Но совершенно без-
траничное изумление вызывает у них но-
вый человек нашей страны.

Так, должно быть, изумлялись встарину
наши мужики, когда впервые видели «чу-
гунку»: телега на колесах, впереди лоша-
ди нет, а двигается, да еще как двигает-
ся! В советскую коляску не впряжена яо-
шадь частно-собственнической инициати-
вы и капиталистической жажды барыша,
& мчится коляска вперед — только спицы
мелькают. Куда?

— К коммунизму!

А ведь этот-то двигатель внутреннего сго-
рания, эти человеческие души, преобра-
новым сознаниём, и являются
главным предметом писательской «инжене-
рии». , \

Различие между человеком, охваченным
атмосферой частно-собственнических отно-
шоний, и человеком социализма глубоко и
всесторонне. Далеко не воетда и не во
всей конкретности и полноте оно 060-
згается нашими писателями. Особый ин-

ДРУЖБА НАРОДОВ.

Гениальный творец Великой Конститу-
ции народов СССР в’ своем докладе на
Чрезвычайном УШ с’езде Советов имел воз-
можность заявить перед всем миром:

«..изменилея в корне облик народов
СССР, исчезло в них чувство. взаимного
недоверия, развилось в них чувство вза-
имной дружбы, и наладилось, таким обра-
вом, настоящее братское сотрудничество
народов в системе единого союзного ‚тову-
дарства».

Эти замечательные слова о великом в0з-
рождении миллионов людей, ранее пора-
бощенных и угнетенных, 0 подлинном
братстве народов — не декларация, a
живая действительность; г

Нет возможности в кратком очерке ох-
ватнть взором всю эту действительность,
новую судьбу и быт освобожденных наро-
лов СССР, и ограничимся поэтому лишь
отдельными небольшими ииллюстрациями.

I

\Затлянем, например, в Датестанскую
Автономную Советскую Республику.
Вот лежит на горном отроге старый авар-
ский аул Чох. Над саклями аула — си-
Hee небо, в котором не слышно гудения
самолетов, Это дореволюционный аул.
нем живут кулаки-овцеводы. Их одиннад-
цать человек, и у каждого по 8000 овец.
Здесь же живет один заводчик, владелец
двух типографий в городе Темир-Хан-Шу-
ре. Тринадцать торговцев торгуют залежа-
пыми товарами, — торец все равно хоро-
шего не купит, денег у него нет. А бога-
mE всегда выпишет себе издалека, что
ему по душе придется. Царских офицеров
из горцев в ауле шестьдесят девять чзло-
век, в том числе одних полковников де-
path. Вы спросите, каким- образом през-
ренные в те времена инородцы могли за-
служить чины и милость от царя? Ответ.
простой-—за то, что они Никогда не OTRA-
зывались оружием усмирять всех  недо-
вольных парекой властью, служить царю,
как товорили тогда, «верой и правдой»,
Вера-то у них была мусульманская, pyc-
скому Gory не подчиненная, и дело

было не в защите бога, а в защите от? тура не сразу.

торской бедноты собственных владений,
собственных стад, собственных заводов.

Крупных чиновников в ауле шёсть че-
ловек. Они тоже стараются, чтобы законы
нё нарушались никем, кроме них самих,
Зато уж если они захотят чего-нибудь, то
все законы наосих стороне, & как горец
придет чего-нибудь по закону добиваться,
— все законы против’ него говорят.

Духовенства в ауле немало: двадцать
попов — мулл, да еще высшего чина. Они
не только в ауле служат Аллаху, но еше
раз’езжают по другим аулам и у себя учат
будущих попов. Все во имя пророка, во
имя Магомета» и все у них выходит, что
счастье будет бедняку только на том све-
те, а на этом только им должно быть хо-
рошо, потому что они единственные име-
ют право говорить с самим Аллахом.

Из этого аула, из этих вот жителей в

гражданскую войну пять человек — офи-

церов. — ушли к Деникину, сорок чело-
век сами организовали банды, шесть про-
сто бежали, стали белоэмигрантами,

Школ в старом’ Чохэ вообще не было,
Были медресе, школа для детей ботатых
— только одна, при мечети; грамотного
населения ‘из ста человек — пятнадцать.
Больниц и медицинских пунктов не было.
Зато мечетей — семь, какую хочешь вы-
бирай для молитвы.

Войдем теперь в Чох советский. Крае-
нознаменцев в нем шесть человек, комму-
нистов — дёвяносто восемь, красных пар-
тизан — восемьдесят четыре, комсомоль-
цев — шестьдесят, колхозников и колхоз-
‘Ham — 654 человека. Грамотного насе-
ления — 938 человек на сто. В школе учи-
тся 250 детей, В средние школы послал
Чох 100 детей, в вузы — 14 человек, в
военные школы — 9 человек, 7 воотэхни-
ков, 40 учителей, 2 врача вышли из аула.

В ауле сейчас имеются кооператив, са-
пожная, трикотажная и бельевая артели,
ясли на 60 детей, детская площадка HA
40 детей. Но зато уж функционирующих
мечетей действительно нет. Да и мулл не
отыщешь,

Шли памятные бои ва ео-

ветскую власть в горах. Во Аражанском
ущелье в могилах лежат кости горцев и
бригады ленинградеких курсантов, отдав-
ших свою жизнь за свободу Дагестана.

И вот сейчас бежит по ровной дороге
автомобиль, пробегает новые мосты, оста-
навливается в селеньях, где колхозники
празднуют праздник урожая. И люди ве-
селые, и страна веселая. И даже как буд-
TO по снежным вершинам мелькает   ту-
манная улыбка сквозь ледяную бороду
ледников. На остановке горец-старик об-
тирает машину полой овечьей шубы.

— Что делаешь? Шубы не жалко?..

— Износится — будет новая шуба, что
ее беречь? Машину беречь надо...

Приходят к строителю дорог люди
далеких селений. р

— Приходи к нам убивать пословицу.

— Какую пословицу?

— У нас была пословица: еели идешь
в нам в тости — пиши завещание, Пост-
роили дорогу — убили пословицу. Сейчас
можно ехать на машине туда, куда и
пешком было не пройти.

Жил в Датестане знаменитый народный
amyr Сулейман. В старое время ва то, что
нападал он на начальство, бога не любил,
о муллах нохорошо пел в песнях, плохо
ему жилось, и ожил он только тогда, Kor-
да взвилось над аулом красное знамя.

Весь Советский Союз услышал голос
Сулеймана Стальского, и до самой своей
смерти воспевал старый  орденоносный
ашуг радость новой жизни. Певец народ-
ного горя стал певцом народной радости.
Так меняются времена.

Il

Народный поэт Осетии Коста Хетагуров
налтисал давно следующее стихотворение.
Сидит в бедной сакле в горном селении
осетинка-вдова и с нею дети маленькие.
Сидят они у котла, в котором варится
похлебка на ужин. Несколько дней уж не
ели дети и ждут не дождутся, когда вски-
пит похлебка. А мать все помешивает в

не готова. А детей от голода ко сну кло-

‘ной деятельности,

®

<
И. ЛЕЖНЕВ

‘ наи

терес представляют в этом отношении
подлинно пророческие строки молодого
Маркса, записанные им в черновых тет-
радях, предоставляющих подготовительные
работы для «Святого семейства». Эти жем-
чужины  марксовой мысли / недостаточно
известны вообще, & в писательской среде—
в особенности.

Маркс писал:

«Частная соботвенность сделала наб
столь тупыми и односторонними, что какой-
нибудь предмет является нашим лишь тог-

fa, когда мы им обладаем, т. в. когда он

существует для нас как капитал, когда
мы им непосредственно владеем, едим
его, пьем; носим на своем теле, живем
в нем и т. д, когда мы, говоря корот-
ко, потребляем его... ‚На место всех физи-
ческих и духовных чувств стало... чувство
обладания». г.

«..Уничтожение частной собственности
представляет полное освобождение всех

‹ человеческих чувств и свойств, но оно яв-

ляется этим освобождением именно пото-
му, что эти чувства‘ и`’свойства стали че-
повеческими как в субективном, так и в
об’ективном смысле. Глаз стал чеповече-
ским глазом, подобно тому; как его пред-
мет стал общественным, = человеческим
предметом, созданным человеком для че-
ловека». у

‹...Чувства общественного человека
иные, чем у необщественного; „отчасти
впервые порождаются, отчасти развивают-
ся человеческие, способные паслаждаться
‘чувства... Человеческое чувство, человеч-
ность органов чувств, возникает только
благодаря бытию их предмета, благодаря
очеловеченной природе»... ne

<...История промышленности, — гово-
рит дальше Маркс, — ...есть раскрытая кни-
га человеческих сущностных сил, чувствен-
но предлежащая пред нами человеческая
психология, которой до сих пор не рассма-
тривали в ее связи с сущностью человека,
& всегда лишь под углом зрения внешнего
отношения полезности»...

‹..На место  политико-экономического
богатства и нищеты становится богатый
человек и богатая человеческая потреб-
ность. Ботатый человек, это в то же ‘вре-
мя — человек, нуждающийся в выраже-
нии человеческой жизни во всей ее полно-
те это — человек, в котором его с0б-
ственное осуществление дано как внут-
ренняя необходимость, как нужда, Не
только богатство человека, но и бедность
его получают — при наличии социдализ-
ма — человеческов, а, следовательно, об-
щественное значение. Она есть пассивная
связь, ‘заставляющая человека ощущать
потребность в TOM величайшем богатстве,
каким является другой человек... Бурное
чувственное проявление моей существен-
это — страсть, - кото-
рая, таким образом, становится здесь де-
ятельностью моего существа» («Архив
Маркса и Энгельса», книга Ш).

Почти столетие яазад  тений Маркса
видел внутренний мир человека социали-
стического общества с такой полнотой и
ясностью, с какой его не видит известная
часть наших советских писателей, хотя
они живут в странб осуществленного
социализма. Глубинные изменения самой
конституции человека при переходе от
капиталистического общества ю социализ-
му, которые предвидел и описал Маркс,
по яркости могут сравниться только с пре-
Ображением поэта, описанным в пушкин-
ском «Пророке». Иное зрение («Отверзлись
вещие зеницы»), иной слух («внял я неба
создроганье»), иное сердце («утоль, пыла-
ющий огнем»)... }

И Маркс говорит об изменений глаза‘ и
слуха социалистического ‘человека, 0 но-
вом строе чувств, о новом восприятии
«очеловеченной» природы, о новом отно-
шении к труду, о безграничном богатет-
ве очеловеченных чувств, о неистребимой
страсти‘ выявления творческих сил челове-
ка, о величайшем богатстве, которое несет
для каждого другой человек.

Все эти чувства и склонности к творче-
ству, отчасти впервые порожденные, отча-
сти развитые в современном человеке со-
циализма, мы ощущаем и внутри себя и
вокруг себя. Небывалая и поразительная
новизна самой конституции нового социа-
листического человека, пожалуй, нагляд-
нее всего чувствуется при соприкоснове-
нии со старым миром.

нит. И засыпают они один за другим, и
мать, плача, укрывает их рваным войло-
ком. Никакой похлебки в котле нэт, Там
вода и камни. Насыпала мать мелких кам-
ней, чтобы обмануть детей... ne

Так жилось бедным в Осетии в\старые
времена. Пришел я в селение Нар, на ро-
дину Коста Хетагурова, на праздник в
его честь. Он умер давно, но в юбилей-
ный день вспомнил советский осетинский
народ своего поэта и стихи его. Не было
в этот день в селении такой сакли, где
бы мать варила своим детям каменную
похлебку. Пироги, мясо и овощи завалили
все столы, и пировало сразу несколько сот
тостей со всех концов Осетии, приехавших
на свежих колхозных конях в одиночку
и целой толпой с флагами.

il

Как пытались контрреволюционные пра-
вительства, пришедшие к власти после па-
дения царизма, разрешать национальные
вопросы? f :

Одно время в Грузии завладели властью
меньшевики, В Юго-Осетии, соседней. с
Грузией, население провозгласило  совет-
скую власть и послало Ленину привет-
ственную телеграмму с сообщением о при-
соединении к Советской России. Как же от-
неслись к этому меньшевики Грузии? Они
сейчас же послали против беззащитных
сед войска, пушки. и даже самолет, вытре-
бованный начальником  меньшевистских
войск, как он выразился, для воодушевле-
ния своих солдат. Солдаты получили при-
каз поголовно уничтожить осетин; Й они
действительно стали убивать воех, кто He
успел убежать. Население поднялось с
родных мест и пряталось по недоступным
скалам в горах, двигалось к перевалам,
чтобы навсегда оставить страну. Остав-
ленные дома меньшевики поджитали, и
вся Юго-Осетия запылала. Рушились в
пламени старые селения, а начальник
меньшевистского войска Джугели стоял
ночью на горе, смотрел на окружающие ее
факелы пожарищ окрестных сел и нас-
лаждался картиной. Он записал в своем
дневнике: «Горят, горят дома. Бегут осе-
тины в горы на снеговые вершины, Там им
будет холодно, очень холодно, а вдесь Ta-
кая феерическая красота. Я начинаю по-
нимать Нерона и великий пожар Рима».
Вот как палач Джутели любовался ги-
белью целой страны.

тут  Правда, далась эта сегодняшняя куль-  котле ложкой и все товорит, что похлебка  Так меньшевики разрешали  националь-

ный вопрос. Страшно и просто.

Литературная

’. Фошетитущия ш литература

— Котда талантливый и образованный не-
мецкий писатель Лион Фейхтвангер Ha
каждом‘ шагу, чуть ли не по пять раз
на одной и той же странице своей книги
«Москва. 1987» повторяет, что мы намв-
ны, чт0 мы ужасно наивны, то это сви-

детельствует только о том, как бесконечно
далеко от нашей новой действительности
восприятие человека, с головой погружен-
ного еще в атмосферу частно-собственниче-
ских, капиталистических отношений.

Когда дитя отсталого захолустья впервые
видит, как современный цивилизованный
человек говорит в рупор телефонной труб-
ки, не имея перед собой собеседника, то_оно
вероятно тоже считает: до чего же наивен
и смешон этот. цивилизованиый’ человек,
который разговаривает о... неодушевленной
трубкой. -

Как же отражена в советской литерату-
ре новая класеовая структура нащего об-
щества, о которой говория Сталин-и ко-
торая зафиксирована, в Сталинской Кон
отитуции? Кан в дитературе отражена но-
визна бамой конституции‘ нового социа-
листического человека? :

Было бы глубоко ошибочно и неспра-
ведливо недооценивать работы наших ли-
тераторов. За двадцать лет революции об-
щими усилиями наших писателей созда»
на большая советская литература, она в
основном правильно отразила важнейшие
явления нашей великой современности,
Создан немалый фонд ценнейших книг,
которые любит и знает ‚народ.

Но есть у нас и достаточно прорех и
минусов. Идут они, мне кажется, в трех
направлениях. Первый из них — недоста-
точная еще широта тематического охвата:
некоторые разделы нашей. действительно-
сти (а среди них имеются и весьма важ-
ные) не получили ‘или получили далеко
не полное отражение. в художественной
литературе. Так, недостаточно книг лосвя-
щено у нас жизни и-быту Красной Ap-
мии и Флота, их высокой культурной ро-
ли В мирное время, их возможностям в
боевой обстановке, Кино здесь сделало
несравненно больше литературы. Мале
книг о женщине, семье, детях, Образ ра-
стущей советской женщины ине встает со
страниц наших книг Многое из того, что
написано 0 менщине,—охематично.

Второй минус состоит в явном наруше-
нии соотношения частей. Это значит вот
что, Бесспорно наибольшего интереса заслу-
живает вопрос о том, как превратился про-
‚летариат СССР в совершенно новый ра-
бочий класс, охваченный стахановским
движением, вопрос об изживании противо-
положности между умственным и физиче-
ским трудом. Но именно этой стороне на-
шей действительности советская литерату-
ра уделила, пока наименьшее внимание, Бу-
дем надеяться, что этот важнейший пробел
будет восполнен в ближайшие два-три го-
да. Однако для того, чтобы достигнуть здесь
нужного поворота, о таком пробеле’ надо
товорить полным голосом, ольше BH
мания литература наша уделила креоть-
янотву, изживанию мелко-собственниче-
ских инстинктов, коллективизации ‹ сель»
ского хозяйства, но опять-таки далеко не-
достаточно. )

Но третий и главный минус  состойт в
том, что у нас не достигнута еще та глу-
бина художественного изображения, кото-
рая соответствовала бы действительной
глубине изменений в сознании и психо’
логии нового, формирующегося человека.
Если говорить 0б отставании литературы
от действительности, то именно в этом
качественном пункте оно наиболее силь-
HO.

Индустриализации у нас было посвяще-
но с десяток в общем неплохих книг, на-
чиная © «Цемента» Гладкова. Но кто из
наших писателей, выезжавших на строй-
‘ки в годы первой пятилетки, ‚показал: с0-
циалистическую промышленность, как
«раскрытую книгу человеческих сущност-
ных сил», как «чувственно предлежащую
пред нами человеческую психологию»...

Менее веего показал «раскрытую книгу»
и «Человеческую психологию» Эренбург в
своем «Дне втором». ЛПобудительные им-
пульсы людей, отдающих свою жизнь ге-
роическому труду, описаны, Как чисто
шкурные.. Из., таких . побуждений , социа-
лизма не построишь. Это — явно.

В описаниях строек первой пятилетки
было H Y других наших авторов много
изумленных восклицаний и ахания и. ма-
ло настоящего знания людей рабочего
класса, их меняющейся психологии, было
недостаточно глубокое и ‘интимное . ощу-

Возьмем мы наши союзные республики,

например, Узбекистан и Таджикистан.
При старом режиме входили они отчасти
во владения эмира бухарского. Сидел во
дворце толстый, ленивый, глупый и хит-
рый эмир, закутанный в десять шелковых
халатов. Про него, хоть он и считался поч-
ти самостоятельным царьком, говорил pyc-
ский губернатор в Ташкенте: «Самый ис-
правный у меня начальник уезда в Тур-
кестане. — это эмир бухарский».

Почему же русский губернатор ставил
этого парька наравне. с полицейским при-
ставом? Дело в том, что этот царек, как
никто, гораздо‘ беспощадней любого при-
состава умел угнетать народ. 7

Он придумал такие порядки, что лоша-
ди при нем жилось легче, чем человеку.
Жившие в Бухаре евреи не смели ездить
верхом и эсли, ‘сидя верхом на осле, встре-
чались с пешим узбеком, то обязаны бы-
ли сойти в осла и итти пешком. Хоро-

‚шей одежды они также не имели права

носить, им также не полагалось поясов,
Подпоясываться должны они ‘были прос-
той веревкой. Каждый новый тод делега-
ция самых почетных евреев обязана. была
с подарками поздравлять. эмира, & он,
приподымаясь с трона, бил их по щекам.
Это называлось церемонией из’явления по-
корности.

Не лучше евреев жилось и трудящимся
узбекам и таджикам. Налотов эмир приду-
мал столько, что только‘ Воздух не был
обложен налогом. А так шагу без налога
ступить было нельзя.

Хочешь мост перейти — налог плати.
Хочешь вброд переправить груз — налог.
Сад Фруктовый имеешь — налог. Стадо

есть — налог. Огород — с огорода давай
налог. За каждого верблюда, ва каждую
овцу, за каждого ишака, 3% каждую ло-
шадь — отщельный налог. Вьюк привез
на базар — плати налог. Взвешивать груз
хочешь — налог. Налогом облаталаеь во-
да — и та, что течет в реке, и та, что
продается в кувшине на базаре; И даже
кувшин, в котором она продавалась, был
обложен. налогом,

Ну, а если много будешь разговаривать
по случаю налогов, — сейчас же схватят,
отлупцуют камчой-нагайкой, в цепи заку-
ют и спустят в подземную тюрьму, так
называемую зиндан. Недаром на воротах
дворца эмира, как некий герб Бухарской
страны, висела огромная нагайка, Смотри,
значит, и помни, чем тебе грозит ослу-
шанье.

нее

газета № 66 (702)

КА МЕ Ч

щение великого процесса превращения
пролетариата в «совершенно новый, осо,
божденный OT экспловтации, рабочий
класс, подобного которому He знала еще
история человечества»,

Несравненно успешней была работа ни.
ших писателей над колхозной тематикой,
‹\Литераторы,  писавшие 06 ожесточенной
классовой борьбе в деревне, о ликвидь-
ций кулачества, как класса, о коллекти,
визации, об изживании соботвеннической
психологии у крестьянства, о культурном
росте и социалистическом отношения к
труду, хорошо и глубоко знали свой из.
териал, ‘Это относится в первую очередь
к Шолохову. 3

Монументальные литературные памятни.
‚ки коллективизации многое вапечетлели
‘и жизненно показали.

\ Сфалинская Конституция глубоко интер-
национальна. В ней закреплены завоеван“
ное в нашей стране равноправие наций и
великая дружба народов,

Небывалый идейный и культурный рост
народов, некогда отсталых, забитых, сп’
стематически ограбляемых царским пра
вительством. и’ помещиками, является од:
ним из величайших чудес нашей соци.
алистической родины.

За двадцать лет революции выросла
большая многонациенальная литература,
социалистическая по содержанию, нацио-
нальная по форме, выдвинулось много яр.
ких имен, появилось немало хороших про-
изведений.

Один из наиболее блатородных и выеб.
коодаренных представителей националь-
ных литератур’ Советского Союза, пламен-
ный поэт и страстный борец Сулейман
Стальский писал в письме к А. М. Горв:
кому: ;

«Наши нищие народы только после pe-
волюции вышли в люди, & до этого были
забытыми и заброшенными пасынками. Я
думаю, очень интересно было бы расска-
зать о том, как получают в наши дни и
в нашей стране слепые — зрение, глухиб
— слух, голые — шубы, заблудившиеся
— коней, мерзнущие — солнце, а стари-
ки — молодость. У нас это получается
на каждом шагу, Алексей Максимович, и
мне обидно, что к этому уже привыкли
люди, этому не удивляются, что это ста-
новится обычным явлением и перестает
волновать поэтов».

Поразительно остро сказалосв в слбвак
„Сулеймана Стальского чувство прошлою,
сознание отромности дистанции, отделяю-
щей, нас от этого проклятого проваото,
тордое сознание величия пройденного пу-
ти.

Сейчас, в самый разгар предвыборной
кампаний, когда пришли в движение и
активизировались самые широкие массы,
почти неизменно во всех выступлениях
проходит одна и та же глубоко волную-
щая наших людей мысль: кем мы были в
прошлом, какая тяжкая была жизнБ и кай
прекрасна жизнь сегодняшняя в нашей
социалистической родине, как сильно мы
тогда отставали и как с тех пор далеко
тшатиули вперед,

Сулейман Стальский в своем письме ®
Горькому выразил именно эту народную
мысль. В национальных литературах, и
особенно в национальном фольклоре, эта
тема, можно сказать, является главенству-
ющей. Непосредственно из нее вытекает
и с ней переплетается другая тема: вос-
невание народного авангарда — коммуни-
стической партии, ее славных героических
борцов, ее великих и тениальных вождей,
Ленина и Сталина. :

Те же мотивы проходят й в русской tod:
зии, создавшей в последние годы немало
песен — боевых, эпических . действитель-
но’народных.

Советская литература, самая идейная,
самая передовая и самая революционная

в мире, является вместе с тем и самой де-
мократической, что полностью соответет-

‚вует и содержанию и духу Сталинской

нетитуции. ‘

С втого единственно правильного и вдб-
рового пути нашу литературу пыталиев
сбить троцкистско-бухаринские последыншти
разных мастей. Эта нечисть изтнана из
литературы Tak же, как и отовсюду. в на-
шей стране. Социалистический реализм и
народность являются программой сдвет-
ской литературы. \

IV

Два слова еще об одной орденоносной
республике, о Кабардино-Балкарии. ;

В четырех ущельях, ведущих к ледано-
Му, главному Кавказскому хребту. в на
торных ‘долинах и на плоскости живут
два маленьких народа — кабардинцы и
балкарцы. Жили при царе они плохо, как
и вое, кто был во власти князей и чи-
новников. Великий Октябрь освободил и
эти народы. Поистине великие творческие
силы. обнаруживает человек, когда он CBO
боден, и лучшее доказательство этому —
неслыханный быстрый расцвет социали-
стической Кабардино-Балкарии,

Вы едете ночью по Баксанскому ущелью
и любуетесь опоясывающими его золоты-
ми нитями огней. Это горят электрические
лампочки в диких когда-то аулах. Авто-
мобиль бежит по широкой дороге. Ведет
его шофер-балкарец.

Вы подымаетесь на высокие нагорья, где
лежат пастбища, висящие между снежных
гор. Там, где раньше с трудом можно бы
ло проехать на арбе, там вы застаете не-
сколько тысяч чеповек, прибывших нА
праздник животноводства. Расставлены па-
латки, люди пируют за столами, уставлен-
ными неисчислимыми явотвами, ботатыми
дарами их колхозов. Восьмидесятилетние
старики показывают молодым свою удаль
в танцах, изумительные кони проносятся,
состязаясь на площадке перед палатками.

На выставке премированного скота на
цепях держат коров и быков горянки В
белых передниках, в цветах и лентах. По-
ют песни и стреляют из ружей меткие
стрелки.

По дорогам долины стоят павильоны,
легкие и красивые, где путники могут бес-
платно закусить и выпить молока и айрё-
ну. ` а

Над страной возвышаётся огромный
снежный Эльбрус. На эту гору до револю-
ции подымались только одиночки, специ
листы горного спорта, или богатые и
праздные люди, шедшие туда в поисках
сильных ощущений.

Теперь на Эльбрус идут ежегодно 60-
ветекие альпинисты,

Эльбрус — это много хлеба,

Эльбрус — это много культуры.

Эльбрусе — это много счастья в Колхо-
вах.

Эльбрус зажиточной жизни — это цв
тущая Кабардино-Балкария.

здравствует Эльбрус вебто челове“
ства — Великий Сталин!

‘
}

at Mane