газет

ТЕ НИКЕ

Литературная а №

Фы Фудето
голосотатть? -

№чером к нам пришли шко
3 pots ion ip и девушек, я
— Может быть, мы може
\ aoa м вам чем-ни-
  — Konewo,
вы нужно изготовить 3000 приглалцений.
ы призываем нацих избирателей посе.
по комиссию и, проверить, правильно ли
ик занесены в список. Приглашения отиев-
grail, Но нужно вписать имена. Три ты-
и имен, отчеств и фамилий,
Школьники, принимаются за рабо
шут, склонив над столом ны
ие лица.
Через час, набив карманы этими повест.
рии, я отправляюсь разносить их по квар-
рам, Я хочу сделать это сам. Отдавая бу-
илку, я подкреплю ее устным приглаше-
им, Кроме того, всегда есть вопросы. При-
иды и отезды, выздоровления и заболева-
ция, браки и переселения, — все это вы-
an на В всегда меняется.
о избирательный закон ип i
ad ee lp Родусмотрнтелен
Кроме того я признаюсь, что мне
поло интересио обойти сто квартир, уви-
дть сто укладов, сто характеров, у
Я обясняю цель своего прихода, Всюду
мня встречают хорошо, То обстоятельство
о член избирательной комиссии сам при-
шел К избирателю, необычайно приятно лю-
дям, Больше того, это их трогает. Ни разу
не был встречен холодно.
Большинство жильцов этого дома — мо-
зодые рабочие. Меня удивили их руки. Они
иманикюрены. Ногти блистают лаком  Чуть
было я не построил фантастическую гипо-
ray о фатовстве нового поколения ‘мужчин
№0 во-время вепомнил, что это — рабочие
хлебозавода, пищевики, И лакированные
ми для них обязательны, как прозодеж-
Aa.
Много вопросов:
— Успею ли я голосовать? Язв вечерней
мене.
—Я буду 12 декабря в поезде.
— Мой отец в санатории. Должен ли он
/ вернуться?
Никто не хочет пропустить. своего права
\ олосовать, И я об’ясняю, что это право
) обеспечено всем и везде — и днем, и ночью,
ив другом городе, и в
в поезде... mie re ere cen
„.Обход квартир вызывает усиленный
приток избирателей в комиссию. Люди про-
веряют себя в списках. Случаются ошибки:
иеточности в именах, иногда пропуски. Тут
ke пишут заявления с требованием испра-
вить ошибку,
Вочью я отвожу эти заявления в
НЫЙ совет,
НОЧЬ,
Райсовет похож на полевой штаб.
с не уставая, отвечает:
—Да, да, ваше заявление рассмотрено.
Ошибка исправлена. Вы ть че ак
юнться.. Вы будете голосовать.

Л. СЛАВИН

В Старой Руссе А. Н. Толстой получил те-

леграммы и письма из всех районов округа:
Ни приглашали своего кандидата
г ра к НИМ. — в колхозы, в поселки и

рода. Притлашений оказалось столько, что
пришлось составить расписание — по дням
и часам, Но ужз в колхозе «Красный бор»—
В 20 километрах от ст. Лычково. — наш
«график» был «еломлень...

После предв
ыборного собрани
ки окружили писателя: Cee

— Просим тебя, Але
й ксей Николаевич
смотреть на богатства колхозные... re

И пошли они с гостем
_ To

конюшиям, по скотным А
Be и конюшнях было (на что поглядеть!
д аптина мчалась по шоссе, ведущему к
= мьянску— небольшому районному город-
BY стоящему вдали от железной дороги. Ho

селе Лужно, вдоль’ шоссе, выстроились
колхозники, со знаменами и плакатами, как
на празничных демонстрациях. Среди’ HEX
было много знаменитых лужненских масте-
риц художественной строчки, прославивших
свое село на всю страну. Они настояли, что-
бы А. Н. Толстой посмотрел их новые ра-
боты, В артельной мастерской висела доска
с вырезками из «Литературной` газеты» —
материалы о Толстом, и рядом — листки из
тетради, исписанные крупными буквами‘
— TO были высказывания колхозниц 0
своем кандидате.

В Демьянск мы приехали уже вечером
пзред самым открытием районного coopa-
ния, Но и на демьянских shee нам при-
шлось задержаться. Сотни. школьников
встретили А. Н. Толстого.

— На собрание детей не пустят, — сказа-
ли они, — расскажите нам до собрания об
испанских пионерах. .

А. Н. Толстой посетил четыре района Ста-
рорусского избирательного округа: Старо-

русский, Лычковский, Демьянекий, Валдай-
ский. Он выступал на предвыборных собра-
ниях, бесздовал с колхозниками. И каждая
новая встреча приносила новые радости,

соо

район-
Президиум заседает каждую

Голосуем.
за коммунизм!

Михаил Иванович Калинин в недавнем
воем выступлении сказал, что было вре-
‘Md, когда известная часть интеллигенции
читала коммунизм доктриной, а людей,
алцижцавтиих и проводивших в. жизнь
ндею коммунизма, считала фантазерами,

В. настоящее время, после 20 лет суще-
твования Советского Союза, для каждого
советского гражданина, для ‘всего. вовет-
‘кого народа и для ето интеллитенции
коммунизм — это не доктрина, & опреде-
нная цель, об’единяющая всех нас.
  Глубоко прав товарищ Калинин! Для
Inc, работников театра, как части. совет-
шой интеллигенции, коммунизм также не
ляется доктриной, ибо, живя в социали-
тическом обществе; мы уже стоим у но-
„ юга коммунизма. Вот почему, голосуя 12
декабря за лучших людей нашей страны,
юспитанных партией Ленина — Сталина,
WW тем самым будем голосовать за ком-
хуниам. Голосуя за лучигих из лучших
партийных и непартийных большевиков,
Wil тем самым будем голосовать за нашу
артию в целом, которая этих людей вос-
питала.
Голосуя ва лучших людей, мы будем го-
совать за того, кто дал нам радость,
мастье, свободное творчество, — MBI Oy-
№м голосовать за Иосифа Виссарионовича
(алина.

Народная артистка СССР зелей участковых избирательных
А. А. ЯБЛОЧКИНА.

\

новые открытия, новые факты, ‘иллюстри-
рующие величайшие перемены, происшед-

шие в нашей стране.

В рабочем посзлке Парфино А. Н. Тол-
стой осматривал новые дома, школу, Дом

культуры.

— Бсе это, — с гордостью сказал г
новка Анастасия А и Tos ры
туры ‚и детский сад, и школа, и дома наши,
все это выстроено в годы сталинских пяти-
леток. А до советской власти весь парфин-
ский поселок состоял из двух грязных бара-
ков, в них жили угрюмые и озлобленные
рабочие, работали” они за гроши с утра
до поздней ночи, а по праздникам шли В
соседниз деревни — драться с мужиками,
Кто мог подумать тогда, что здесь, в пар-
финском поселке, мы будем ‘избирать на:  ’
нгим депутатом в Верховный Совет свобод-
ной советской страны знаменитого писателя,
одного из лучших художников земли ‘рус-

ской...

В поселке Лычково стояло восемнадцать
домов, шестнадцать из них ‘были.. кабака-
ми! Сейчас в Лычково две библиотеки. Де-
сятки людей — учителей, колхозников, ра-
бочих — приносили к А; Н. Толстому томи-
ки «Нетра» и «Детство Никиты». «Напиши-
те Алексей Николаевич несколько слов —

!

дорогой памятью будет», Здесь, в Лычково,
колхозники рассказывали писателю о своих.
впечатлениях от фильма «Петр Пэрвый».

В Валдае была устроена выставка о Тол-

стом

...В Ленинград А. Н. Толстой уезжал из
Едрова — села, описанного Радищевым в
«Путешествик из Петербурга в!’ Москву». У
в’езда в село была сооружена арка — на
ней алели слова приветствия колхозников.
конца
района, прислал в Едрово своих предста-
колхозный ‘хор
. Толстого’ С огромным
алине.

Яжелбицкий колхоз, с другого.
вителей — прекрасный
приветствовал А.
под’емом исполнил хор песню’ о

B. PECT

Лычково—Демьянск—Валдай.

Дежурный член окружной избирательной комиссии Фрунзенского избиратель-
ного округа г. Ленинграда Михаил Зощенко (справа) инструктирует председа-

кова.

вомиссий М. Зайцева и А.
(Союафото):

SR ec ии оны
А. Н. ТОЛСТОЙ

В своей автобиографии — письме к ре-
дактору журнала «Народное чтение» Тарас
Григорьевич Шевченко писал:

«Я — сын крепостного крестьянина, Гри-
тория Шевченка. Родился в 1814 году, фев-
раля 25; в селе Кирилловке, Звенигородско-
го уезда, Киевской губернии, в имении
одного помещика. Лишившись отца и ма-
  тери на’ восьмом году жизни, приютился я
в школе у приходского дьячка, в виде шко-
лара-попихача».

«Помещику, — пишет дальше Тарас Гри-
‘торьевич, — только что  наследовавшему
достояние отца своего, понадобился расто-
ропный мальчик, и оборванный школяр-
‘бродяга попал прямо в тиковую куртку, в
такие же шаровары и, наконец, в комнат-
ные казачки».

В горькой повести, показывающей Зве-
 нигородшину в прошлом столетии, каждое
слово звучит как проклятие, как обвине-
ние: .

«Краткая история моей жизни, — закан-
‘чивает Тарас Григорьевич свой скорбный
‘рассказ, — обошлась мне дороже, чем я ду-
мал. Сколько лет потерянных! И что же я
купил у судьбы своими усилиями—не по-
тибнуть? Едва’ ли не одно страшное `ура-
зумение своего прошедшего. Оно ужасно,
оно тем более для меня ужасно, что мои
родные братья и сестры,‘ 0 которых мне
тяжело было вспоминать в своем рассказе,
‘до сих пор крепостные. ~

История моей жизни составляет
истории моей родины».

Так вспоминал народный поэт Тарас Гри-
горьевич Шевченко Звенигородщину, при-
надлежавигую панам-полякам и панам-
‘украинцам, так вспоминает он старый укра-
инский повит (уезд), где прошли его дет-
ские’ годы. \

Такое положение на’Звенигородщине со-
хранялось в течение целого столетия.

В 1814 тоду Звенигородщиной владели
Потоцкий и Энгельгардт. В 1914 году, в сто-
летнюю годовщину рождения борца-поэта,
на Звенигородщине сидело 16 помещиков.
владевигих 20.000 десятин земли. На каж-
дого помещика приходилось по 1.200 ‘деся-
THE.

28 попов имели в своем распоряжении
1.100. десятин земли.

А` все крестьяне хлеборобного, богатей-
шего уезда Украины, десятки тысяч кресть-
ян имели повно столько земли, сколько бы-
ло в распоряжении кучки помещиков и
попов.

Помещики богатели, крестьяне страдали,
потомки поэта Шевченка погибали Ha Ka-
торжной работе.в экономиях, на свеклович-
ных плантациях: ранней весной голодные
семьи и целые деревни снимались с род-
ных мест, уходили в  Таврическую и
Херсонскую губернии, искали там заработ.
ков, &_ поздней осенью возвращались до-
мой голодные, усталые и обиженные.,

В толоде, холоде и нищете жила Звени-
‘  тородщина, целое столетие. _

oe я

Когда 13 ноября 1937 г. на трибуну вз0*
ел колхозник Сигнаевского колхоза имени
Ленина 60-летний Федор Марченко, в зале
Звенигородского районного клуба, где про-
исходило предвыборное собрание, наступи-
ла тишина.   и

Федор. Марченко долго не мог говорить.
Он вспомнил старую  Звенигородщину,
вспомнил. своих отцов-крепостных, он
  вспомнил поэта-борца, который родился на
Звенигородщине, в заброшенной деревуш-
ке Кирилловка,

Перед ним в зале сидели хозяева новой
Звенигородщины, ‘новой освобожденной

земли. ь

‘Her старой, ‚бесправной, забитой, голод-
ной Звенигородщины. Не соха, не рало, а
трактор, комбайн идут теперь просторами
Звенигородщины.
 `Нет в районе ни одното двора, который
бы не имел коровы. 33 колхоза имеют соб-
ственные автомашины, а такие колхозы-ги-
танты, как Кобеляцкий, Чичеркозовекий,
Княжанекий, имени Г. И. Петровского име-
ют по две автомашины.

Выросли на селе новые люди — тракто-
ристы, комбайнеры, шоферы. :

Во времена Тараса Шевченка в Звениго-
родеком повите «просветителями» были
дьяви и пономари, а предметами изучения

часть

ЗВЕНИГОРОДСКИЙ
В СТАРОРУССКИХ КОЛХОЗАХ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.

По телеграфу от нашего специального корреспондента

Александр Евдокимозич Корнейчук.
Баппотируется в депутаты Совета Сою-
за по Звенигородскому  избирательно-

му округу, Киевской области.

являлись псалтырь и часослов. Сто лет

спустя; в 1914 году, в Звенигородском: пови-
те был десяток школ. Учениками были
дети кулаков, попов, местных помещиков:

Сейчас в Звенигородском районе 38 школ,
из них средних — 7, неполных средних —
22, начальных — 9. Вместо 1800 кулацких,
поповских и помещичьих сынков в этих

школах обучаются 10.800 детей колхозников

и рабочих. Кроме этого в районе есть
еще 6 вечерних школ, 18 школ для подрост-
ков, 30 школ для ликвидации неграмотно-
сти, 47 клубов, домов коллективиста и крас-
ных уголков, 29 библиотек, 29 читален.

45.000 книг в библиотеках района. Книга
проникла в каждую хату, в каждую семью.
Трудящиеся района жадно изучают произ-
ведения классиков украинской и братских
литератур, они жадно изучают новую ли-
тературу, рассказывающую о нашей ‘новой,
прекрасной жизни.

В 1915 году в Звенигородском повите бы-
ла одна стационарная больница и ‘одна
тлазная. В 1987 году — 5 больниц, 4 ам-
булатории, родильный дом, женские и дет-
ские консультации, санитарная станция,
малярийный пункт, 7 медицинских пунк-
тов, 8 хат-родилен, 2 акушерских пункта,
64 детских сада.

85 проц. районного бюджета Звенигород-
щины идёт на удовлетворение культурно-
социальных потребностей трудящихся.

Это значит, что район живет полнокров-
ной, светлой, зажиточной жизнью.

*

Все это вспомнил дед Федор Марченко,
когда вышел на трибуну’ предвыборного
окружного совещания Звенигородки. Он
вспомнил старое, проклятое старое Звениго-
родщины, вспомнил свою тяжелую жизнь,
он видел новую Звенигородщину, и потому
так горячо, так искренне прозвучали его
слова, обращенные ко всем трудящимся
Звенигородщины.

-— Когдя-то, — сказал дед Марченко, —

наш славный земляк, звенигородец’ вели-

кий народный поэт Тарас ригорьевич
Шевченко, во ‘времена креностной неволи
пел о горькой судьбе наших отцов, дедов
и прадедов. Но писать ему `паны ‘не дава-
ли: Писал он тайком. ‘ г

— Теперь мы вольные, счастливые и,б0-
гатые. О нас беспокоятся наша большевист-
ская партия и товарищ Сталин.

О нашей счастливой жизни пишет в сво-
их произведениях наш украинский писа-
тель-драматург т. А. Е. Корнейчук.

— Я, — горячо говорил дед Марченко, —
как счастливый гражданиь нашей страны,
призываю всех трудящихся нашего избира-
тельного округа голосовать за товарища
Корнейчука. Он будет надежным нашим
депутатом в Верховном Совете, таким как
будто мы сами там будем присутствовать.

Зал долго не смолкал. Зал приветствовал

своег о кандидата.

СЕМЕН СКЛЯРЕНКО

ПРЕДВЫБОРНАЯ
ХРОНИКА

В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Во многих избирательных участках Мо-
сквы в первой годовщине принятия Кон-
ституции и к выборам в Верховный Совет
СССР устраиваются выставки картин. Ма-
териал для этих выставок уже рассмотрен
жюри Московского союза советских худож-
ников и распределен по участкам.

В клубе имени Ленина, где помещается
Сталинская окружная комиссия и 19-й из-
бирательный участок, организована выстав-
ка документов, плакатов и фотоматериалов,

‘посвященная жизни и деятельности вели-

` СССР товарища

кого вождя
Сталина, .

Выставка эта пополняется художествен-
ными произведениями: портретом Сталина
(офорт) Сарры Шор, серией зарисовок мест,
где родился, жил и работал товарищ Сталин,
художника С. Митрофанова, картиной ху-
дожника П. Д. Покаржевского «Комсомоль
цы идут в бой» и рядом других.

Картины ‘крупнейших художников будут
выставлены на выставках и в других из-
бирательных участках.

49 избирательном участке Фрунзенского
избирательного округа, по Я балло-
тируется в Верховный Совет СССР народ-
ный артист Союза И. М. Москвин, будет
развернута выставка эскизов к театральным
постановкам. На выставке — эскизы деко-
раций к «Тихому Дону» Федоровского, эски-
зы костюмов к «Сказке о царе Салтане».

*

Жены писателей, живущие в доме союза
‚писателей (Лаврушинский переулок) созда-
ли бригаду для помощи 8-му избиратель-
ному участку Ленинского избирательного ок-
руга. В бригаде 20 человек. Члены бригады
ежедневно дежурят в своем избирательном
участке, помогая в текущей работе. При ак-
тивном участии жен писателей участок
выпускает стенную газету. ;

В день выборов, 12 декабря, в 8 избира-
тельном участке жены писателей организу-
ют комнаты матери и ребенка. С 6 часов ут-
ра до 12-ти ночи жены писателей будут
нести дежурство в этих комнатах.

Жены писателей, живущие в других до-
мах ССП, работают в своих избирательных
участках в индивидуальном порядке.

народов

Комиссия шестого избирательного участка
Свердловского избирательного округа, ©0-
стоит почти целиком из работников Боль-
шого академического ордена Ленина театра.

Членами избирательных комиссий явля“
ются заслуженные артистки Е. Катульская
и В. Давыдова, орленоносец артистка хора
Эйбоженко, артисты Черкасова и Лукахин.

Вокруг участка группируется сильный
актив пропагандистов, организаторов и аги-
таторов. Артисты ГАБТ принимают дея-
тельное участие в проверке списков из-
бирателей,

*

Весь коллектив Малого академического
ордена Ленина театра с энтузиазмом вклю-
чился в выборную кампанию. Перед каж-
дым спектаклем и в антрактах актеры чи-
тают стихотворения, посвященные выбо-
рам.

*

Народная артистка РСФСР т. Е. Toro-
лева, заслуженный артист т. Рыжов, заслу-
женная артистка т. Фадеева, орденоносец
артист т. Уралов — активнейпгие ‘участни-
ки избирательной комиссии.

Народная артистка РСФСР Е. Турчанино-
ва — доверенная на 28-м избирательном
участке. Народная артистка В. Пашенная—
член окружной избирательной комиссии.
`Народный артист СССР — П. М. Садовский
регулярно выступает по радио.

Артисты МХАТ, заслуженный артист
республики М. Прудкин и народный артист
CCCP H. Xmenes — члены избирательной
комиссии. Весь остальной коллектив театра
ведет художественную агитацию среди из-
бирателей, участвуя в специально органи-
зуемых собраниях и концертах в клубе им.

аляева.

В помещении филиала театра происходят
предвыборные окружные собрания. Коллек-
тив театра активно включился в проведе-
ние предвыборной массово-атитационной

работы.
*

‚ Еврейские писатели активно работают в
избирательной кампании. Группы еврей-
ских писателей совершили длительные
поездки в колхозы еврейских националь-
ных районов. -

На еврейском языке создана значитель-
ная литература—стихи, очерки и статьи,
ИН выборам в Верховный Совет

.

Илья Ильф, Евгений Петров

OHA

заехать к нему сегодня в пятБ чае@в дня.

Косте очень понравилаеь эта чисто аме-
риканская акуратность, и он просил нере-
дать мистеру Саммерфилду чувство живей-
шей благедарности.

В половине пятого, никому не сказав-
шись и попросив для шика у завхоза са-
мый большой полпредский автомобиль,
Костя поехал по записанному им адресу.

Доктор очень понравился Косте. Во-
первых, он абсолютно не походил на док-
тора. Это был элегантно. одетый господин
с модными черными усиками и проборож
посредине головы. У него были длинные,
‚худые и нервные пальцы крупье. С круг-
лым зеркалом на лбу он был невероятно
красив и обаятелен.

Благожелательно похлопав Костю но пле-
чу, доктор надел халат © перламутровыми
пуговицами, посмотрел Костино `торло и
сказал, что’ лучше всего было бы гланды

0бычно во время полпредеких приемов,
№ которые приглалнались представители
икусства, науки и промышленности, шиф-
рвальцик Костя Товорков с непривычки
Зувствовал себя очень стесненным. Он сто-
ал в смокинге где-нибудь подальше, с на-
пряженным видом отпивая коктейль из 60-
вала и до тошноты накуриваясь сигарета-
  ии «Тройка». Но однажды Костя вдруг
осмелел и вступил в разговор с. толстым,
очень симпатичным американцем. Костя ©
удовольствием заметил, что уже довольно
свободно товорит по-английски. Нехватало
ТОЛЬКО темы, не о чем, собственно, было го-
зорить с этим американцем. Тут Косте
друг посчастливилось. Он вепомнил свои
вчные простуды и стал. жаловаться Ha
шинРтонский климат.

—0, — сказал американец, — вы мо-
ЮдоЙ человек. У вас этого не должно быть.

в простуды происходят от гланд. Их на-

№ немедленно удалить. Поверьте моему   удалить, хотя вообще-то говоря можно жить
MINTY, мистер... `° и с тяандами. Но Костя © торячностью, ко-.
— Говорков: торой сам от себя не ожидал, заявил, что

Уж очень

согласен с тландами расстаться.
ему надоели простуды.

а же в ем появились ассистент
й сестра милосердия, и Доктор молниенос-
‘но вырезал ‘мистеру Говоркову  гланды
электрическими щинцами. Нето чтоб это
было приятно, как утверждал мистер Cam-
мерфилд, но, во всяком случае, не слишком

IbHO. :
eet жалела Костю. Один день он лежал
в постели, хотя чувствовал себя прекрасно.
Лежал и питался только мороженым. Все-
таки это было событие. Тоня читала ему
вслух газеты, и оба были счастливы.
на имя миетера Говорко-

— Мистер Говорков. Я позволю себе, ми-
tp Tonopkon, рекомендовать вам своего
Hawa, Он очень опытный человек и выре-
%  ваши глайды так, что вы этого и не
\мувствуете. Вам даже будет приятно.
тя поблагодарил обязательного тол-
Ta. После этого американец . вытащил
Минот и что-то записал. :
Потом беседа потекла как-то сама собой,
или несколько коктейлей и расстались
инь довольные друг другом. Придя До-
\И, Костя хвастался своими успехами в
ке и светском обращейми.

- Всему понемножку научаемея, — то-

tu on Tone, — осваиваем и эту область.   Через неделю a
 po ярию  ва пришел в канцелярию пакет. Это был
04 ФОН счет от доктора. Взглянув на него, Костя

Умефону, и незнакомый голос сообщил,

ыл на двести доя-
№ юворит секретарь мистера Саммер- Счет б д
Ua.

ничего не понял.

ларов.
a Тут какая-то ошибка, — сказал он

Тоне и пошел. к Марье Власьевне узнать,
что бы это могло значить.

— Конечно, какая-то чепуха, — сказала
Марья Власьевна, — ‘удаление гланд стоит
долларов двадцать UAT, не больше. Тут,
наверно, написано двадцать долларов, &
лишний нуль попал по опгибке.

— Да и это дорого, — возмущался Ко-
стя, — это же громадная сумма, двадцать
долларов! Ну, я еще понимаю четыре дол-

лара или пять!

е Слушаю, —`6 удивлением сказал Ко-
a,

Вы вчера имели беседу © мистером
‘иерфилдом относительно доктора. /LOK-
с удовольствием приехал бы к вам, но
\ ак удаление гланд все-таки операция,

и маленькая, то доктор просит вас
ыы, ¢ :

Отрывок из последней совместной рабо-

\И. Ильфа и Е. Петрова. Целиком рассказ

№  напечатан в декабрьской книжке
Ала «Знамя».

п сматривая ечет. —

г

— Позвольте, позвольте,—еказала Марья
„Власьевна, надевая пенснэ и снова рас-
Вы у кого были? Как?
Доктор Ничинелли? Кто зас к нему на-

правил? Алексей Дмитриевич, зайди к   рожать.

нам на минутку. Тут прямо беда случилась
с товарищем Говорковым. ]

комнату вошел советник. Он взял в
руки счет ‘и с недоумением посмотрел на

— Слушайте, Говорков, какой дурак по-
слал вас к Пичинелли?

— Вовсе не дурак, — обиделея Костя
за своего нового друга, — а мистер Сам-
мерфилд.

— Ну, знаете, — сказал советник, — вы
бы хоть спросили кого-нибудь, пововетова-
лись. :

— А что тут советоваться? — сказал

— Это же пустяки, какая-то гланда,

— Гланда-то пустяки, а важно , здесь,
что. доктор Пичинелли лечит очень богатых
людей. А вы еще попали к нему по реко-
мендации Саммерфилда, миллионера. Есте-
ственно; что он и вас. считает миллионером.

— А я еще приехал к нему на «Кади-
лаке», — пробормотал’ Костя. i

— Вы бы к нему еще на «Ройсе» приеха-
ли, — воскликнул советник. — Придется
вам заплатить двести ‘долларов:

Как двести? Марья Власьевна гово-
рила — двадцать?

— Возможно, что эта операция стоит
только Двадцать долларов, но Пичинелли
берет ва нее двести. ` а

— Не буду я платить! — закричал вдруг
Костя. — Это абсурд! :

— Да, — сказал советник, — получает-
ся поганое дело. Но придется заплатить.
Тут никаких разговоров не может быть.

— Это грабеж! — простонал Костя.. —
Да ведь если в Москве рассказать — ие
поверят.

— Конечно, не поверят. Вы там все B
Москве привыкли лечиться бесплатно. Но
здесь нет советской власти. Это Америка.
Будете знать на практике, что такое капи-
тализм. 5

Доктор Пичинелли произвел в бюджете
Говорковых страшные разрушения.
бы ему заплатить, пришлось отказаться от
зимних пальто, от коляски и чудной кро-
ватки, которую Тоня уже присмотрела для
ожидаемого младенца в детском магазине.

Кроме того, пришлось еще ваять авансом,

в счет жалованья восемьдесят
Это была настоящая катастр
Как Тоня ни утешала Костю, сознание
Toro, что он совершил непоправимую глу*
пость, заставляло его страдать. В светлой
комнатке Говорковых сделалось грустно,
Вместо замечательной кроватки стояла са-
мая обыкновенная люлька, какую покупа-

долларов.

Что-.

ют для евоих младенцев бедные негри-

тянки. т
Денег не было ни копейки, а главное

еще только надвигалось. Тоня готовилась

И опять все было так непохоже Ha Мо-
скву, что Костя иногда даже хваталея за
голову. Почему в Москве все происходило
как-то просто, даже думать 0б этом не
надо было. Подходит время — и рожаешь.
И все беснлатно. iY

И вообще. в представлении Кости роды
‘и болезнь никогда не были связаны с день-
ramu. Ну, рожаешь, ну, болеешь. Кто-то
3a все это платит. Кажется, comerpax.
Костя никогда об этом не думал.

— Я отказываюсь рожать B подобной
обстановке! — запальчиво   воскликнула
Тоня. = ;

— У нас на службе рожала одна сотруд-
ница, — сказал Костя. — Что-то три или
четыре месяца гуляла. С сохранением со-
держания.

Молоденькие супруги, которые еще
очень мало знали жизнь, сейчас сидели
притаившись в своей комнате и вепоми-
‚нали Москву. Как же это раньше они не
ценили, не думали даже об этом! Они
жили, ничего не замечая, все принимая как
должное, как что-то естественное, что по-
 латается людям. Не может не полагаться.
А здесь за все надо платить.

После трагической истории с гландами
Костя сделался осторожным. Он все узнал
наперед. Но от этого ему He стало легче.

‘  Хотя Говорковы и выбрали недорогую ле-
чебницу, все-таки платить надо было мно-
го; В счет ставили и предварительную кон-
сультацию, и отдельную сиделку, и от-

дельно сестру, и доктора, и лекарства, ну,
одним словом, все.

Когда Костя, очень тревожившийся за
Тоню, заикнулся было о том, что не плохо
пригласить хоть один раз профессора, ему
‘назвали“такую сумму, что он злобно про-
бормотал себе поднос:

— Нет, профессор пусть Моргана лечит.
Да и детей пусть рожает миссис Морган.

вижу, что тут это удбвольствие не для
пролетариата!

’ Тоня, которая с пионерских лет пони-
мала, что такое капитализм, и не раз дела-

ла 0 нем маленькие докладики в школе и
на фабрике, вдруг столкнулась © ним в

жизни. И, представьте себе, она страшно
рассердилась. Капиталистическая система

мешала ей жить. Хотя ей вредно было вол-
новаться, она каждый вечер взволнованно
ругала эту систему.

— Почему вы сердитесь? — говорила ей
Марья. Власьевна. — Мы живем за грани-
цей десять лет. Мы уже привыкли.

Теперь Тоне уже ничто не нравилось.
Не нравилось даже то, что совсем недавно

казалось ей удобным и красивым. Ей не
нравились прекрасные улицы; превосход-
ные магазины, автомобили.

— Ну, да, — говорила она со сетраст-
ностью, которой в свое время ей так не-
хватало на докладах в политкружке, —
это все для богатых. А что для бедных?
Вы мне скажите, что для бедных, если да-
же мы с Костей, люди, обеспеченные по-
стоянным ‘’ваработком, в трудом можем
свести концы © концами? А рожать мы
не можем.

— При таких’ условиях мы не можем
рожать! — подтверждал Костя.

— Я уеду рожать в Москву, — говорила
Фоня ©0 ‘слезами. — Честное слово! Вот
увидите! ¥ : .

Но никуда она не поехала. Ребенок, маль-
чик, родился все-таки в Вашингтоне, и
совершенно разоренные, погрязшие в дол-
тах, Говорковы безмерно радовались.

Время пошло незаметно. Постепенно за-
тянулись бюджетные раны, нанесенные
доктором Пичинелли и администрацией ро-
дильного дома. Но только через ‘десять ме-
сяцев, когда Вовка уже выучился стоять й,
как веселая обезьянка в клетке, TPAC
прутья своей усовершенетвованной‘ колы-
бели, бюджет Говорковых пришел в равно-
весие. > р

Летом выехать с Вовкой на дачу все-таки
не удалось — оказалось ‘дорого. Коетя то
уверял Тоню, что Вашингтон сам по’ себе
дача и ехать никуда не надо, то вдруг

‘начинал сердито бормотать, что, мол, пусть

Морган едет на дачу, нюхает там чистый
воздух, а они уж как-нибудь проведут
душное лето в этом симпатичном городе,
где двести пятьдесят тысяч автомобилей
без перерыва наполняют воздух бензино-
зыми испарениями. м

Это было тяжелое лето, и Тоня на целые
дни уносила Вовку в прекрасный парк по
другую сторону реки Потомак. И сидела
там среди негритянских нянь, которые баю-
кали белых младенцев. {

Осенью пришло толетое письмо от Кили
и Клавы — старых подружек, которые так
завидовали Тоне, когда она уезжала в Аме-
рику. Из конверта выпали газетная вы-
резка и любительская фотография размером
в открытку. На фотографии была изобра-
жена’Киля в красивом ситцевом сарафане,
как видно, исполняющая ‚русскую народ-
ную пляску. В поднятой руке она кокетли-
во держала платочек. Рядом с ней, в са-
погах и косоворотке, стоял красавец, в ко-
тором Тоня не без волнения узнала Петра
Передышкина с завода № 21. Судя по
остолбенелым  ваглядам танцоров; фото-
траф-любитель заставил их сидеть не дви-
таясв по крайней мере десять секунд.

«Здравствуй, Тоня», писали подруги, —
«почему от тебя так долго ничего. не  слыш-

но? Мы так и знали, что ты про нас За»
будешь в своей Америке. Но мы тебя вчеч
ра впоминали.и все-таки решили написать, ,
У нае нет ничего нового, живем как жили,
без особенных интересов. Ты, наверно, чи-
тала в американских газетах, что в Москве
открылся ‘Театр народного творчества. У,

‘Hac на фабрике еще весной образовался’

‘самодеятельный коллектив, и на прошлой,
неделе он выступал в этом театре. Испол-
нили «Русскую», а на бис «Казачка»
Страшно было, просто ужас. И Киля танцоч:
вала соло с т. Передышкиным, которого
ты, конечно, узнаешь на фотографии. А так
ничего нового нет, только я, Клава, вышла
замуж за композитора, который руководит
у нас музкружком. Его фамилия Миша
Григорьев, но подписывается он под свои-
ми произведениями Иван Лесной. Но он
еще пока кандидат в члены союза компо-
зиторов. Но его обязательно примут, так
как он пишет симфонию из моей жизни.
Он сказал мне, что я представляю тип. но-
вой женщины. Вообще, он очень веселый и
все время всех разыгрывает. И я его, люб-
лю довольно сильно. В общем, как видишь,
ничего особенно у нас не происходит, В ав-
густе мы вдвоем поехали с. экскурсией
ОПТЭ в Крым. Облазили весь Южный  06-.
рег. и подымались на Ай-Петри. Такой там
ветер был на вершине, ужас! Но восход
солнца действительно мировой. Мы были
очень довольны, что побывали на’ Ай-
Петри. Налиу фабрику переводят в новый
корпус, нотому что вся эта улица сносится
совсем, и совершенно правильно. Onna
грязь была. Теперь, когда ты приедешь, то
даже не найдешь тех мест, где прошла на-
ша молодость. Уже мы все взрослые. Киле
уже девятнадцать лет, а мне скоро ис-
полнится восемнадцать. Просто ужас! По
этому случаю у нас намечается большая ве-
чорка. Жаль, тебя не будет. Жаль, что мы
еще не видели твоего Вову. Он; наверно,
красивый мальчик, и мы шлем ему сердеч-
ный привет. Тонечка, ты веселись, весе
лись, но все-таки нас не забывай. Твои
К. и К.

Да, вырезку, пожалуйста, нам верни;
У нас есть только’ один экземпляр. Твои
К. и К.

Вырезка была сильно истрепана и, как
видно, побывала во многих руках. Синим
карандашом были обведены строчки:

«Коллектив: 1-й расфасовочной фабрики
блеснул виртуозно исполненной русской
пляской. Стахановка Калерия Коршунова
совместно © т. Передышкиным (завод
№ 21) обнаружили яркий, ‘красочный таг
лант и имели заслуженный шумный успех.
Так в недрах народа выковываются новые
свежие яркие красочные таланты»,

Тоня не выдержала и зарыдала, густо и
страстно, как цыганка,