Спо

Мы 6 склонны

рассматривать спор о’ по-!
Вии, oe р

недавно имевший место между неко-

торыми критиками и некоторыми поэтами,

хак положительное явление в нашей лите-
ратурной жизни. х

В этом споре все было ложно: и основное
утверждение Е. Усиевич о том, что «по-
литическая поэзия явно хирееёт», и попытки.
некоторых поэтов в своем лице продемон-
стрировать ее бурный росх, и методы, ка-
кими велась полемика, и самый ее тон. :

Нет, этот спор не мог бы понравиться ч6-
повеку, любяшему поэзию, ибо собственно
0 поэзии обе стороны говорили в. сущности

мало. Да и не могло быть иначе. Ведь сыр»

бор загорелся в сущности из-за того, что
поэты сочли критическую деятельность
Е. Усиевич вредной. Но для доказательст-
ва этого  утвержления, пожалуй, ока
валось бы достаточно одной статьи, в
которой эта деятельность была бы ‘пол-
вергнута ‘детальному и всестороннему
рассмотрению. Вместо этого’ добрых. два
десятка истомленных полемическим жа-
POM поэтов соединили свои, голоса, чтобы
перекричать не слишком зычный голое од-
ного критика. Впрочем, в ходе полемики
выяснилось, что и Е Усиевич, не совсем
бдинока. Неожиланно появились и загово-
реали в ее защиту люди, доселе поэзией не
‘интересовавшиеся И надо сказать, что речи
Втих защитников Е Усиевич против воли
привели нам на память воинственный
клич — «бьют мальчика с наптей улицы», —
© которым некогда бросались-в атаку лица,
далеко не достигшие призывного возраста
и мало задумывавигиеся над. проблемами
политической поэзии. ,

Скажем прямо Keay

Нек лицу. этот клич ToRApuINaM Ha «JlaTe-
ратурного критика», которым надлежит ду-
мать о том, чтобы слелать свой журнал б0е-
вым органом советской литературы, a He?
убежишем группки покрывающих друг дру-
та людей. Тем более, что в групповой своей
кутерьме они начинают забывать в Глав-
ном — о литературе.

_ Словом, разгорелась настоящая групповая
борьба. е ‘

Стан поэтов, правла, гредставлял ‘с060й.
довольно пестрое созвездие лиц и имен. но.
в центре туманности вполне зримо намеё-
тилось плотное ядро с весьма знакомы-
ми слушателям очертаниями. Re

Борьба велась по всем правилам rpyil-
повой тактики. Были злесь и обходные дви-
жения с фланга, когда формулировки про-
тивника путем несложной манипуляции ви-
‘доизменялись и обращались против него са-
мого. и прорывы укрепленной полосы с ха--
рактерным для этого вида войны ожесточе-
нием и грохотом. и дипломатия, и времен-
ные наступательные и оборонительные сою-
вы, и многие другие, не менее замечатель-
ные боевые мероприятия. И уже над голова-
ми слегка очумелых бойцов той и лругой
стороны замелькали орудия. сильно смахи-.
ваюптие на рапповские инструменты «убеж-
дения» — то шит с наспех замазанным де-
визом. то кувалда с присохшими к ней во-
лосами какого-то «союзника» или «врагя»,
то большой кистень с инвентарным номе-
ром релакции «На литпосту»,

Между тем истина, которой бы надлежа-
ло родиться в правильно ведущемся споре
— вс6 не рожлаласьв. -

Е. Усиевич, в достаточной мере злорал-
HO рассмотревшяя в своей статье неудачи
десятка поэтов и на этом основании провоз-
тласившая свой мрачный диагноз, предло-
жила весьмя нехитрое об’яснение ‚причин
болезни. поразившей организм «политиче-
ской ПОЭЗИИ» последнего времени. Она пи:
тет: «Оттераживание 9собого участка для
«голитической поэзии» неизбежно вредит
Не только’ развитию всей поэзии в пелом. по
и енижэает творчество тех поэтов, которые
хотят слелать «политический жанр» своей
особой специальностью» Вот в чем, по ее
мнению. главняя причина всех бел.

Не влаваясь в рассмотрение этого пои-
стине проникновенного утверждения. уста-.
новим. каковы были возражения. с кото-
рыми выступили против статьи ЕВ. Усиевич
поэты,

Вкратце эти. возражения таковы:
Усиевич своей статьей продолжает, вре-

?

i!

«Шареды СССР.

„. Ф Сталинекфи

Государственное социально-экономиче-
ское издательство отмечает ‘первую годов-
жину принятия Конституции Р выпус-
ком в свет сборника «Народы СССР о Ста-
линской Конституции». В материалах сбор-
ника отражен тот могучий политический
под’ем, которым охвачена была страна, на-
чиная с момента предварительного всена-
родного обсуждения Сталинской Конститу-
ции’и кончая замечательной лемонстрацией
политического и морального единства на-
шего народа, мощно выраженного в, ходе из-.
бирательной кампании.

Волнующей манифестапией этого един;
ства, революционной сплоченности, безза-
ветной преданности масс партии. большеви-
ков и ее Сталинскому Центральному Коми-
тету являлось кажлое предвыборное со-
брание. :

«Правда» отмечала, что уже первые пред-
выборные собрания, состоявшиеся 20 ок-
тября в Москве и Ленинграде, прошли ¢
огромным революционным энтузиазмом, по-
добным тому, с каким 20 лет назал соверша-
лась великая большевистская побела.

Первый re сборника посвящен заме
чательным документам избирательной кам-
паний, в которых запечатлено мневие ня-
рода с лучших своих людях, выдванутых
им кандидатами в депутаты Верховного
Совета СССР. Читатель. злесь найдет, вол
нующие речи рабочих. колхозников: красно-
армейцев и служаших. выдвигавших ван-
дидатами. в лепутаты Верховного Советя
товаришей Сталина, Молотова. Калинина,
Л. М. Кагановича, Ворошилова, Андреева,
Микояна, Чубаря. Косиора. Жланова, Ежо-
ва. Хрушева Лучшие думы и. чувства. На-
рода выражены в выступлениях людей из
народа и в резолюпиях мпоготысячных на-

родных собраний, посвященных великому
вожлю народов СССР товаришу Сталину.

В следующем разделе сборника напечатан

Ненсчерпаемые  сохровиша народной
поэзии пышно расцвели пол солнцем Ота-
линской Конституции:

В сборнике «Стихи и песни о выборах

в Верховный’ Совет», выпущенном в. би-

блиотеке «Отонзк», собрана лишь малая
доля отромных песенных богатств, создан-

ных наролами

В сборник включено 35 стихов и песен
двеналцати народностей Советского Cow-

за. Волнующими, горячими словами в0с-

1 рить их Маяковским:

12 докабр

i

ры, в которых
не рождается истина

дительскую линию иезуитского доклада Бу-
харина на с’езде писателей.

Усневич, сегодня провозглатающая един-
‘ственными ноэтами революции  Маяковско-
то и ДЛомьяна Бедного, вчера ‘расточала
хвалы Смелякову и Павлу Васильеву и
призывала поэтов к борьбе ва овладение
жанром › «интимной лирики», что застав-
ляет усомнитьвя в истинности ее сего-
дняшних утверждений.

Усиевич в недавном грошлом некритиче-
CRH относилась к писаниям квонструктиви-
стов и, наконец,

Усиевиз не любит и не понимает поэзии. ‚

Разумеется Е. Усиевич неправа, когда она
 на материале неуклюже преиарированного
‘ею десятка скверных стихотворений строит
‘вывод 0б упадке советской поэзии, разу-
меется ее апология Смелякова ‘и Павла Ва-
сильева вкупе с защитой «интимной лири-
КИ» делает подозрительным ев внезагное
увлечение стихами Маяковского и Демьяна
Бедного, разумеется ве блок с конструкти-
вистамн не свидетельствует о принципиаль-
ности ее литературно-политической линии,
а статьи ее о поэзии не согреты подлинной
любовью к литературе и не освещены про-
никновенным ее пониманием.

Но втого, очевидно, недоетаточно для об-
винения Е Усиевич в прямом вредитель-
стве и’лля превращения ее в сбообщницу
поллого ‘врата народа Бухарина.

верно; что статья Е. Усиевич поли-
тически вредна и нё содействует росту на-
шей поэзии, а ее сопоставление нынешних
поэтов, пишущих для газеты, с Маяковским
клонится ‘не к тому, чтобы подтянуть их к
уровню Маяковского. а к тому, чтобы уда-

Но звель, говторяем. опровергнуть ee ста-
тБю можно было одной ответной статьей. а
подкрепить опровержение десятком хоро-
ших стихотворений. И было бы это куда 6o-
лее убедительно, чем страшный крик, кото-
рый подняли поэты, полагающие, что, по
их собственному утверждению — абзац в
статье Усиевич может их уничтожить. Это
явпая чепуха. Вычеркнуть поэта из лите-
ратуры могут лишь его собственные плохие
стихи. Никакому критику стать между чи-
тателем и хорошей книгой так. чтобы за-
слонить ее от читателя, никогла не удава-
лось и не удается. Ведь даже Писареву, aa-
писавшему некогла яростную статью о «Ев-
гений. Онегине», не удалось «поколебать
треножник». Конечно, Джек Алтаузен не
Пушкин — это следует сказать со. всей
прямотой. Но ведь и Усиевич не Писарев,
Так что соотношение сил в сущности не
меняется.

Поэтому нам непонятны усилия, которые
прилагают поэты, чтобы не быть ‹уничто-
Экенными». Тем более, что -направлены эти
‘усилия в совершенно непонятном нам на-
правлении.

Мы. всегда полагали, что если существуют
в литературе посрелственные поэты «,
«б» И «в>?. то ОТ сложения их не возникает
‘новая литературная величина, которая бу-
дет сильнее каждого из них в отдельности:
И если даже прибавить к ним еще одного
талантливого ‘поэта. то и это ‘не поможет
трем первым! а четвертому повредит Пото-
му что арифметика эта групповщинная,
неверная. врелная.

Мы думаем также, что не в меру резвая
деятельность. которую проявляют некото-
рые из участников «спора о политической
поэзии» —, деятельность попросту реклам-
ная, построенная на убеждении: «чем чаще
появляется В  грессе. моя фамилия. тем луч-
не. мне. будет». И мы уверены, что расчет
этот неверен. Ибо реклама достигает пели
лишь‘ тогда, когда’ рекламируемый товар
хорош. В противном же случае реклама
лишь раздражает. ,

Нет, литературные репутации создаются
не ‘принадлежностью к группе, не рекла-
мой и неващитой плохих стихов, или невер-
ных статей Пора привыкнуть к тому, что
завоевать внимание и любовь читателя мож-
но лишь собственным трудом и талантом.
Это трудно. Но кто скавал, что литература.
это легкое, ‚дело. «Где, когда, какой ве-
ликий выбирал путь, чтобы протоптанней
и легше3» LN
Среди поэтов, об’единивитихся на почве

}

книги к

homermriny Imam»
текст великой Конституции и рядом — опи-
сание той мощной ‘демонстрации миллио-
нов, КАКОЙ, ГОД тому назад, 6 декабря, стра-
на приветствовала Конституцию в Москве,
Ленинграде, Киеве, Баку, Ташкенте, Ашха-
баде, Сталинабаде, Тбилиси, Ереване, Ал-
ма-Ата, Фрунзе, Ойрот-Туре, Иошкар-Ола и
по. всему. СССР. ;

Не_трогательно ли сейчас прочитать, на»,
пример, что в Ойрот-Туре — центре Otipo-
тии — в честь утверждения Конституции
состоялся ‘вечер дружбы народов, на. кото-
ром присутствовали представители всех 26
национальностей! населяющих , Ойротию.

“Круннейший раздел сборника посвящен
отчетам делегатов Чрезвычайного УП Все-
союзного ‘с’езла Советовона предприятиях
и в колхозах. Естественным  продолжением
этого раздела является глава, «Миллионы
трудяшихся < великой. социалистической
страны‘ 06 основных. правах и обязанностях
советского. граждавина».
у Затем следует‘ статья «М. И Калинина
«Положение ‘о выборах в Верховный Совет
‘Союза ССР-и задачи советов» и заключи-
тельный ‘раздел. сборника «Всенародное.
‚изучение Положения о ‘выборах в Верхов-
ный Совет СССР идет по всем городам и
селам необ’ятной нашей страны». Здесь
собраны. не’. только высказывания трудя-
щиухся>0б избирательном законе, но ий вос-,
поминания рабочих. и колхозников старще-
го поколения о комедии выборов в, парскую
‚Госуларственную думу

+ ИЖ

Огромный ‚ материал, собранный в сб0т-
нике Сонекгиза, полностью взят из газет
и не подвергался никакой обработке или
обобщению. Тем не менее эти материалы,
собранные вместе, гармонически дополняют
Ир друга и красноречиво рассказывают
о Сталинской Конституции

51 /

В зимний, день 1? декабря,

В такой хороший зимний день.
Korma и солнце apse стало,
Тебе. несу свой бюллетень

И. жизнь. великий Сталин! —

поют в Азербайджане Им вторят Ba name.
ком   Северё, в аулах Дагестана, на Украи-
не и в Белоруссии.

Весь мнотомиллионный советский народ
радостно поет и отдает свои голоса ему,

\

‘К тому, что двадцать или тридцать поэтов.

‘другой стороны действуют тесно сппочен-

ВЫБОРАМ

ных Сталинской

тала жизнь.

‚ «Траяна»

‚ Ю. Жуков — автор выходящей в Гоелит-
издате ‹ книги

сомольской правды» он совэзршил интерес-

frees в тактических ‘учениях войск
КДВА, присутствовал на учениях Тихо-

священной борьбы с Е. Усиевич, есть поэ- 10
океанского флота, гостил у дальневосточ-

ты сильные и есть поэты слабые. В отли-
чие от В Усиевич мы очитаем, что среди
этих слабых поэтов—нет безнадежных. И
мы советуем им, вместо того, чтобы тратить
энергию на защиту стихотворения, написан-
ного вчера и.обруганного гридирчивым крн-
тиком, написать сегодня другое, и сделать
его лучше, чем предыдущее. .

Не клясться Маяковским и в любви к Ма-
яковскому следует нашим поэтам, а учить-
ся у Маяковского, итти намеченным им пу-
тем.

А итти путем Маяковского — это значит:

уметь по-настоящему зажитаться и за-

жигать темой, волнующей сегодня страну,

поднять свою‘ работу над’ этой темой до
Уровня. лучшей поэзии, какая когда-либо“
существовала,

считать эту работу — главной работой ево:
ей жизни, ; в

и делать эту работу с таким совершен“
ством. чтобы стихотворение, написанное
на злобу дня, тило бы в памяти читателей,
хотя бы десятилетие,

Маяковский часто сам приходил в газе-
ту с темой стихотворения, которую он счи-
тал насущно необходимой. И неизменно окя-:
зывалось, что эта тема необходима газете,
а следовательно и. стране. А много ли
можно вспомнить за последние годы сти-
хотворений. поэтов, гордо именующих себя
«комсомольскими», которые бы ‘были со-
бытием для страны? Нет, у многих наних
поэтов газетные стихи бывают к событиям
пристегнуты.

Мы далеки от мысли, что поэзия‘ наша
‚находится в тугике. Тот единый порыв, с
каким поэты выступили против скептиче-

ка, Ворошилова, Хабаровска,

Дальнем Востоке, Каждый день был богат
интересными встречами, острыми впечат-
лениямя. Записи в дневинке журналиста
послужили первоначальным материалом
для создания «Границыз. м

В книге изложены только факты. В ней
нет ни, одной вымышленной фамилии, ни
одного вымышленного адреса,

Книга эта рассказывает -о непрерывно
растущей мощи советского Дальнего Восто-
ка, о каждодневной готовности славных ио-
траничников ответить уничтожающим уда-
ром тем, кто попытается посягнуть Ba H3-
прикосновенность границ священной земли
социализма.

И на суше ин на воде советские границье—

тар. He
1 Deere ни на минуту не забывают даль-
невосточные пограничники, 0б этом не 39-
бывает и автор княги.

— Сеголня `— это учение. Но’ завтра —
кто’ может’ поручиться, за завтранней
день? — говорит автору командир флота
во время маневров,

ные пограничники, Партия. весь народ, мо-
лолые комсомольцы, строитгли новых .го-
редов-форпостов на Дальнем Востоке герой-
чески укрепляют оборону нашей, родины—
06 этом просто и правдиво рассказывает
Ю. Жуков в книге «Граница». h

ЗН
ского к советской поэзии, отношения: не- }
сомненно содержит в себе здоровое начало. Биб л иография

Но.будет очень печально, если порыв этот»
не окажется реализованным в стихах, &
будет использован какой-нибудь группой
в своих интересах и практически сведется

В ГОСЛИТИЗДАТЕ ВЫШЛИ КНИГИ:

3% «Водевили» В. А. Сологуба. Тираж
20 тыс. экземпляров. Цена 2 р. 26 к. —

3%: «Вот Москва» Л, В. Никулина. Тира
19 тыс. экземпляров, Цена 3 р. 50 коп,

3% с«Бруски» Ф. И. Панферова. Тираж
15 тыс. экземпляров. Цена 2.р. 35 кон.

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ИСКУССТВО»
ВЫШЛИ КНИГИ: 5

3 «Баку». (Апшнеронская ночь) — пБеса
оная Hamarnen: Тираж 10.000 экзем-
пляров. Цена 1 р. 30 коп.

3% Сборнин стихов, рассказов, очерков,
пьес для кружков художественной само-
деятельности под редакцией А; 3. Негин-
ского. Тираж 5000 экземпляров. Цена
Lope FB Re

% «Кукрыниксы» —Р. Кауфмана. Ms-
дание иллюстрировано. Тираж 5000 эк-
земпляров. Цена 3 р. 25 в.

% «Франс Гальс» — В) Вольский. Изда-
ние иллюстрировано, Тираж 5000 экзем-
пляров. Цена 3 р. 25 к. .

% «A. A. Peinoa» — В. Аникиевой. Из-
дание   иллюстрировано. .THpam 3000 эк-
земпляров. Цена 5 р. 50 к т
‚ № «Франческа Грааль» — 9. Арнольди
и Н. Ефимова, Тираж 6000 экземпляров.
Цена 1 руб.

% «Слушай, история» — Евт.
{театрализованный = агитнлакат).
10.000 экз. Цена 40 коп.

: 3% «Стихи для эстрады». Сборник вто-
рой. Тираж 10.000 экз. Цена 60 коп.

% «Счастливые» (комедия в одном дей-
ствии) А. Ульянинекого. Тирмх 10.000
экз. Цена 40 коп,

3 «Краткий путеводитель по живопи-
си по Государственному ‘русскому музею.
Тираж 5000 экз. Цена 2 руб.

В ДЕТИЗДАТЕ ЦК ВЛКСМ ВЫШЛИ
КНИГИ:

затопчут одного критика. :

Наши поэты любят говорить о своих, ус-.
пехах в писании слов для песен. Их лостн-.
жения здесь несомненны. _ Новые гесни
действительно поет весь советский‘ народ:
Но не нужно, во-первых, приписывать успех
этого жанра всем без исключения ©очияи-
телям слов для песен, а, во-вторых — ума-
лятБ в этом ‘деле заслуги авторов. музыки.
И не следует забывать, что композитор, на-
писавший три года назад музыку песни. .
имевшей уснех. написал с тех пор десятки
новых произведений. а поэт, зачастую, по
сей день живет славой некогда сделанной
веши и считает на этом основании лавровый
венок неот’емлемой своей привилегией до
конпа жизни.

Песня продвигает гоэзию в народ. Благо-
даря умело ‘сделанным словам песни, поэ-
зия стала народу нужнее и ближе, чем это
было когда-либо. Но стихи, которые долж-
ны итти вслед за песней, — где они? Как
мало их пишут наши поэты! ; :

Ведь именно в наши годы Пушкин стал
по-настоящему ‚Народным поэтом, а Мая-
ковский нашел впервые в истории при-
жизненное признание. i м

Beas не было времени, когда люди жаж-
дали бы поэзии. как сейчас ее жаждут чита-
тели нашей счастливой страны!

Групповшину скрыть невозможно. Как
бы ни были честны. бесхитростны, справед-
ливы и очевилны отдельные мысли участ-
ников дискуссии—ясно одно: и с той в с

Пермяка
Тираж

ные, дисциппинированные, вооруженные до
зубов рапповским опытом ведения интриг,
— беспринципные группы.

Надо уметь различать групповщину и
во-время разоблачать ее. Это нелегкое де-
ло. Групповщики очень хитры и опытвы ‘в
склочных делах Групповая возня — это
тот питательный агар-агар, в котором разви-
ваются. не могут нё развиваться  вражлеб-
ные партии бактерии. if ;
  Надо работать, а не хныкать.

Эти слова товарища Сталина‘ мы должны
противопоставить ‚всем тем поэтам и кря-
тикам, которые, лувствуя себя обиженны-
ми, с головой бросаются в сети. ловко рас-.
ставленные матерыми групповщиками.

% «Рассказы о мировой войне» Л. Ca-
вельева. Второе переработанное издание.
Тираж 25.000 экз. Цена 4 руб.

3\«Самодельная железная дорога» —
3. Барановой. Тираж .50.000 экземпляров,

ена 1 р. 75 к. ;

3% Стихи — Л. Квятко.. Перевод с ев-
рейского. Тираж 50.000 экземпляров. Цена
8 р 50 в.

% «Где раки зимуют?»’— В. Внанки.
Тираж 25.800 экземпляров. Цена 5 р. 50 к.

i г  . . ae
Meenm o CraanmeKkon
KOnermrymmm
От края и до края нашей великой po- ашуг Азербайджана Мирза, народный пе-
дины звучат радоотные, гордые песни.   вец Казахстана, Орумбай, украинский, коб-
Акыны в степях Казахстана, аптуги горной   зарь Микола Шашко, ярко и правдиво от-
Армении, украинские кобзари и сказите-  ражая в своих песнях образ гениального
ли далекого Поморья. слагают песни! 0   вождя — синоним счастья, радости, гор-.
великом дне 12 декабря, о цветущей ро-  дости, дружбы народов. синоним светлой
дине, о счастливой радостной жизни, © и нривольной жизни.
творце и организаторе великих побед т0-  С чувством гордости и воодушевления,
варище Оталине. ‚ © особой страстностью ашуги, акыны, бах-
Ко дню выборов в Верховный Совет ‘из- вы pocnesaee. Craxyacnye и one
дательство «Советский писатель» выпу-  в и li а
скает оборник‘ народных песен, посвящен“   лв Союза. р ACHE тридцати н%
OBCTEtY HEE _  Сборник выпускается в срочном поряд-
Сборник открывается русским’ сказом,   ке. Тираж — 10.000 экземпляров, Выйдет
записанным со слов тов. Долг >

шевой в в свет к 8 декабря.
колхозе «Красная звездочка» Кировской ‘ х

области: «По твоим заветам все исполни-
лось». В этом сказе русская женщина ме-  Песни тридцати народов, стихи и поэмы.
чтает: :   свыше ста крупнейших вародных поэтов
Е нашей родины включены в сборник «Ста»
ИН В а Конституция в ‘Поэзии народов
Али в засточку во быструю, ен ‚ выходящий в Госпитиздате.

Полетьла: 6, я примехонько, Сборник открывается двумя красочными
До Москвы бы ‘долетела я м нЕ вождей мирового‘ пролетариата

До. Кремля стены. до каменной. И oe
. атем в трех разделах даны поэтические

Лететь в Москву она хочет, чтоб’ раб-  отклики на Сталинскую Конституцию.
сказать о том, ‘как светла и радостна  Устами певцов и глашатаев. акынов и
жирши, ашугов. и кобзарей народы! Совет-
ското Союза воспевают нашу светлую ра-
достную действительность. Chom лучшие
песни. народные певцы посвящают тем, кто

И одна сейчас у нас дороженька
К счастью, светлая, лучистая, широ-

ji кая, ;
Й ведет по этой по дороженьке принес народам светоч знаний и счас
Нас родная наша партия   ливую жизнь — великим вождям и учи-
‘ телям. Ленину и Сталину. 4... §
Восцевая наших вождей, в которых На протяжении столетий. народы. создава-.

сконцентрированы лучшие и благородней-) ли поэтические образы богатырей, народных
шие человеческие качества, связывая с   Героев, отважно воюющих с злыми силами.
ними‘ все свой мысли о счастливой ира:   В этих произведениях народы выражали
достной жизни, народные певцы вопло:   СВОЮ тоску по герою, который возглавил бы
мают в их образе лучшие черты любя-  Их в борьбе ва свободу, за вольную, счаст-
мых народом  героев-богатырей. {   THBYD жизнь. q
Наролный певеп Казахстана, орденоно-  Заветная народная мечта осуществилась.
сец Джамбул, воспевая «закон, воплотив-   Ленин и Сталин подняли и возглавили на-
ший мезты людей всех племен», поды- РОолы в их.борьбе за своболу. В них народ-
мает свой голос за великого Сталива: вая поэзия нашла живой образ СВОНХ В2КО-
вых исканий и. надежд, своих подлинных
„. Забыв, что я стар, сутул и, как иа-   героев, творцов и мастеров новой жизни.
морозь. сед, шлют народы далекой тундры в. саам-
Я так говорю, чтобы Bea Ha планете   ской народной, песне «большое спасибо
слыхали:  Сталину» аа новую лучезарную жизнь. за
~~ Oyers первым войдет от народов в  веляки сталинский вакон. И поет фергав-
Верховный Совет  ская девушка песню о молодости. о цвету-
Немеркнущим солнцем, дающим вселен-   щих садах и годах, о ярких глазах и негну-
ной свой свет, щемся стане. о любви, ‹о том, кто этой тзс-
Сверкающим гением наших великих  Нни прославленный reopen, Oo ‘мудром и

«Граница» —- журналист..
Осенью 1936 года В вагоне редакции «Ком-:

ное путешествие по Дальнему Востоку. Ов

ных ‘пограничников, ‘у строителей ‘города
Комсомольска, у комсомольцев Владивосто-

Сто двенадцать дней провзл автор па

на крепком запоре. Но враг коварен и хи-.

Налли границы стзрегут не только  ‘елав-

Литературная газета №

Юбилей

750-летнему юбилею со дня рождения
Шота Руставели; гениального грузинского
поэта, автора «Витязя в тигровой шкуре»,
‚было посвятцено. ‹заседание секретариата
союза‘ советских пивателей, пронеходив-
mee 8 декабря. Тов, `И. К Луптол,  пред-
седатель ‘комитета, ‘созданного’ союзом’ пи-
сателей для чествования. памяти -Руста-
вёли. ‘только ‘что вернувшийся из Тби-
лиси; выступил ‘с подробным сообщением
о ходе подготовки юбилея,

Грузинская писательская, партийно-со-
ветская. общественность собирается достой-
HO отметить память великого поэта; Со-
общение о решении правления союза пи-
сателей провести в Тбилиси специальный
паевум встречено обществевностью  Гру-
BHM горячо и сердечно,

Общественность выдвинула обязательное
требование, чтобы все без исключения чле-
ны правления союза советских писателей
приёхали в Тбилиси: f

Программа празднеств такова. Илевум
союза советских писателей  открываетея
24 декабря в Тбилиси в театра им  Руста-
вели или в, помещении Грузавской госу:
парствэнной оперы. Пленум заслушщает  до-
клады тт.  Гаприндашвили «Руставеля и
современность», проф. . Ингорсква
веди и ero ‘поздия», проф. Ивана Джава-
хишвили «Материальная ‘и интеллектуаль-
ная культура Грузии. в epoxy Руставели»,
& также. доклалы писателей. П. Павленко
и Ник Тихонова.

В первый день’ праздников, 24 декабря,
после открытия пленума в ‘Локлада, Гру-
BHA устраивает для гостей ковцерт с уча-
стивм лучших исполнителей. С, утра. 25
декабря будет. проходить деловая работа
пяенума — продолжение докладов и пре
ния о творчестве автора «Витязя в тигро-
вой шкуре». 28 декабря. ‘пленум заслушает
доклад т, /Чаквиани, «Грузинская литера-
гур® за несколько лет». 29 ‘декабря вечб-
ром пленум закончится.

30 декабря © участием  гостей-писа-

телей намечено созвать торжественно за-

седание Тбилисского торсовета совместно
с грузинской юбилейной правительствен-
ной комиссией. г

Во время пребывания в Грузии гости
посетят. гор. Гори, родину великого

«> -@H5, IP
x

‚ Наконец-то вышел о юбилейный номер
журнала. ‘

Медлительность ‘чрезвычайная, которой
не может быть никакого оправдания.

Журнал открывается постановлением

Пентрального Исполнительного Комитета
о предстоящих выборах в `Верхев-

ный Совет. Передовая журнала и статья
тов.  А.  Вышинского «Двадцать ‘лет со-
ветского государства» рассказывают о ` ко-
лоссальных изменениях, происшедгиих B
стране, о новой Сталинской Конституции,
о неисчислимых победах, достигнутых на-
ми под руководством коммунистической
партий ‘и ‘мудрого’ ее вождя Сталина.
«За кого. голосует советский народ» —
озаглавлена передовая и в ``ней. сказано:
«Листки избирательных бюллетеней — ATO
лавровые венки славы, которыми совет-
ский‘ народ ‘увенчает лучших и достой-
нейших своих представителей, ‘верных пи-
томцев великого Сталина». .

В публицистическом разделе книги’ по:
мещены. статья Колбановского — «0
новом человеке» и А. Эрлиха -— «Герой
нашего времени». у

Новая повесть Валентина Катаева «Я,
сын трудового народа» составляет. основу
книги, ее ядро. Замечательная, глубокая
и простая, спокойная и волнующая ‘по-
‘весть эта, несомненно являет собой круп-
ное литературное явление.
У журнала была, возможность первому
познакомить читателя со своих страниц
с этим произведением. Неслыханная мел-
лительность редакции. повела к тому, что
два издательства. — Детгиз и Гослитиз-
дат, — успели выпустить книгу В. Катае-
ва на много дней прежде, чем номер жур-
нала появился в, свет.

В Левин выступает 6 новой повеетью
— «На юг! Воскресает эпоха гражлан-
ской войны, грозно движутся полки крас-

«Руста

ACHAR Ш

Книга’ одиннадцатая

певают они обновленную землю страны
социализма, счастливую живнь радоствых
людей. великого вдохновителя и органи’
затора побед, учителя, отца и друга това-

рища Сталина, ‘

его верным ученикам и воспитанникам.
Книга выпушена тиражом 60 тысяч
экземпляров. Цена 40 код,

\

великому Сталину, его верным соратникам;

яческой эпохи, ее ‘творческой, животворя-
Джамбулу вторят народный поэт Ву:   шей силы Сборник художественно оформ-
рат-Монголии орденоносец Хоца Намсараев, лени выйдет в свэт к 8 декабря,

побед,  великом Сталине». ноармейцев на Таврию, последний оплот
Родной и любимый, сравнений не знаю- Песни. стихи этого сборника — вамеча-   контрреволюции. Сталин организует этот
щий, Сталин! тельный ‘поэтический памятник нашей геро-   последний удар по’ врагу. Талантливый

пролетарский полководец В Фрупзо
выполняет BO тлаве героических. , вооду:
шевленных красноармейских Macc эту

“gr

;  Wora Руставели, Портрет работы худол ницы Ирины Гепнер,
ао

создателя

«Витязя в тигровой шкуре»

Сталина; будут организованы встречи пи
сэтелей с’ рабочими фабрик и ваводов
Усбилиси, со студентами. Предполагается
ибказать участникам пленума драматиче.
скую. постановку пъесы т. Шалвы’ Дадиа-
ни,   посвященную роли товарища
Й. В. Сталина в создании большевистских
организаций Закавказья.

К юбилейным двям готовится также по’
каз новой оперы Палиашвили «Латавра»
и открытие выставки.

В союзах советских писателей братских
республик также оживилась работа по че.
ствованию Шота Руставели. Работает ук
раинский юбилейный комитет, руководи-
мый поэтами Павло Тычиной и Бажаном.
Профессор Белецкий и т. Бажан готоват
к пленуму в Тбилиси выступления.

‚В. переводе т. Бажана выходит из печ»
ти. роскошно издаваемый «Витязь в тик
ровой шкуре». Массовое издание этого пе-
ревода, к сожалению, не встренает под»
держки Гослитиздата Украины.

Гослитиздат Армении имеет перевод
поэта Георга Асатура. Московские, чуваш»
ские, татарские, азербайджанские, казах
ские журналы и газеты откликаются на
юбилей великого грузинского поэта стать
ями и стихотворными переводами свокх
писателей на’ родном языке. Белорусские
поэты  Я. Колае, ‘П. Глебка, . П. Бровко,
Н. Кулешов перевели 25 глав поэмы, кото“
рые будут опубликованы в журнале.

В Грузии в празднествам готовится 858“
демическое издание Шота Руставели Hd
трузинском языке. В Москве издательство
Академии Наук выпускает поэму «Витязб
в тигровой шкуре» в переводе Петренко 0
иллюстрациями худ. Тоидзе, Гослитиздат
выпустит поэму в переводе Цагареля 0
красочными иллюстрациями Т. Абакеля

и мазсовое издание перевода Петренко.
*

В обсуждении сообщения тов, И. К. Луе
пола участвовали тт. Ве. Иванов, В. Виш»
невский, Аршаруни, Гольцев.

Все предложения юбилейного комитета
союза писателзй, согласованные ¢ гру
зинским комитетом, приняты. ^

@ IB Ib»

важнейшую боевую операцию по разгрому,
Врангеля. Е

«Ha юг» писалась по историческим мате
риалам Н-ой дивизии, принимавшей уча“
стие в героических боях. Повесть вадума
на как часть некоей елиной и коллектив“
ной книги По истории Н-ой дивизии.
В. Левин рискнул на смелый опыт: он
ввел несколько вымышленных фигур в п0-
вествование, которое по замыслу и целям
своим должно воспроизводить точную кар“
тину событий, даже в подробностях и ме
лочах не расходящихся в данными ист0*
рических документов.

Много страниц уделено в юбилейном
номере народному творчеству. Колхозница
Марфа Семеновна Крюкова, сказительние
па, происходящая из знаменитого pole
сказителей Крюковых, поет о Ленине.

Былинным, величавым складом повесть
вует Крюкова об истории последних лет
царизма, о. борьбе, рабочего класса за 6809
освобождение о Ленине, о революция, 0
победе.

«Думы © родине и вожде» Сулеймана
Стальского исполнены вдохновенной гор:
‚дости за страну и партию. Мир был «скуп,
жесток ий Дик», Но «вот явился больше
ВИК», чтоб’ изменить этот. мир, чтоб Cle
лать его, «щедрым. как весна», в чище
меда, и слаще сна, «чтоб был он ракост*
ней виня — в кругу друзей в пиру до“
сТоЙйном».

Народному певпу Дагестана вторит Ha
соседних. странипах. Джамбул, народный

певеф Казахстана Величие Союза, славу

родины, счастье. всех освобожденных Ha
родов поют на разных языках с -одина*
ковым влохновением народные поэты.
Хорошо полобранный материал «OKs
тябрьские вечера» в записях С. Мирера Я
В Боровика показывает. как. проходваи,
как празлновались в стране октябрьские
ДНИ ГД 28. лом. от первых шагов Про“
летарской революции ло наших пней со“
циалистических побед.
Одинналцатая книжка «Красной нови»,
‚ своевременно выпущенная, могла бы бытв
хорошим праздничным подарком читател
А. ЮРЬЕВ,

>