Недостаточно. надеть на одного из актеров
буденновку, на другого фуражку с офицер-
(кой кокардой, чтобы заставить зрителя no-
любить одного и возненавидеть другого. Да-
де нашего зрителя, имзющего все основания
нонавидеть офицера и любить красноармей.

ца,

Есть у нас в кино режиссеры, которые
иногда ограничивают свою. работу рамками
бутафорни. Они знают, что наш зритель
зсвгда воодушевленио аплодирует победам
Красной Армии на экране, но тем не менее
аклонны приписывать эти аплодисменты

бебе.

Это очень важное обстоятельство, О нем
никогда нельзя забывать. И тот факт. что
ныш зритель очень эмоционален и любит
свою родину, не должно избавлять pemucce-
ров от обязанности проявить в картине мак-
(имум изобретательности, мастэрства и ума
в овладении тайнами кинематографического
искусства. Некоторые считают, что тайн
этих вовсе нет, что даже упоминание о них

предотавляет собой так называемый «го
лый формалиам». Некоторые знают о суще-

ствовании этих тайн, но не слишком стре-

мятоя к тому, чтобы в них проникнуть. И
злоупотребляют прекрасными качествами

нашего зрителя, давая ему кинематотрафи-

ческий примитив.

Новый фильм Сергея я Георгия Василье-
вых — это прежде всего настоящий кине-
матограф,

Собственно говоря, материал этого филь-
ма настолько доходчив и значителен, что
эвторы могли бы, почти не, отягчая своей
творческой совести, пойти по линии Han

меньшем сопротивления {не ‚особенно забо+ х

, титься о тонкостях развертывания сюжета,
‚ 0 законченности мелких, даже мельчайших
2} деталей, о почти неуловимых оттенках в
  работе актеров, художника, композитора,
\ опэратора):
Васильевы пошли по другому пути.
Очень хорощ в их картине сценарий. Он
лаконичен без схематизма, напряжен не
только в целом, но и ов каждом эпизоде,
Здесь нет «мертвых действующих душ».
Каждый человек, появив ся B началэ
вартины, занят в ней до конца, Превосход-
н8 экспозиция, вводящая зрителя в курс
дела буквально с первых же кадров без тра-
диционно волнующейся “oe и лихо бегу-
щих по небу облаков. ‚ наконец, самое
тлавное, сценарий, эсли можно так выра-
виться, удивительно крутло вделан, как бы
олицетворяя кольцо, в которое попали япон-
(кие кнтервенты. Японцы пришли — это
начало картины. Японцы ушли — это ве
неизбежный конен.
Сценарий перенгсен на экран © блеском.
Характерная особзнность: ‘воякий раз,

«Про

Пьеса Леонида Рахманова «Профессор
Полежаев» представляет собой театральный

вариант фильма «Депутат Валтики». Цо-
пулярность фильма избавляет наб от необ-
ходимости ознакомить читателя с содержа-
нием “пьесы. Сохранив полностью действу-

щих лиц и сюжет «Депутата Балтики», ›

Рахманов вносит, в пьесу частичные из-

! менения и добавления: Совершенно новым. .

по отношению к фильму является первый
акт пьесы, в. котором, ноказана жизнь хо-
рошо знакомых нашему врителю тероев до:
  революции, в 1916 году. Професвор Поле-
  жаев возвращается домой из-за траницы,
из Стокгольма и из Лондона. В Кембридже

на Полежаева торжествённо надели MaH-

тию, он стал доктором. естественных наук.
старейшего университета. ‘Ученые всего

мира, стоя, в глубоком Молчании привет-

ствовали своего ‘великого русского’ колле-
ту. «Стоят, молчат и на’ меня все смотрят.
Прямо страшно. Точно клятва.   Верность
до гроба». : BRA ie

Так встретили сообщение  Полежаева‘ 0
ето научных открытиях, его призыв к окон-
чанию войны и к международному едине-
нию ученых.

Но вот Полежаев возвращается в Poc-
сию. Проект профессора Полежаева об уч-
реждении академии прикладной ботаники
в помощь России, поражаемой недородами,
отвергнут министрами царской Росрии.

Ленин утверждает проект Полежаева ‘в
рдин из самых трудных и тревожных мо-
ментов революции.   а

Так Рахманов расширяет в пьесе тему
и Балтики». и

аписаниая для этой цели новая   экс-
позиция пьесы значительна и интересна
по своему содержанию. Я a

Нз удалась Рахмалову попытка  o6ora-
тить образ жены професора Полежаева
Марии Львовны. В самом конце пьесы ‚про-
фесоору Полежаеву, а вместе с ним и
публике преподносится приятный сюрприз, .

’ Оказывается Мария Львовна тоже круп?
ный научный работник. Вместе с Бочаро-
вым она долгое время. тайно, производила
физические опыты, в результате которых
удалось доказать, что отрицавшееся всеми
физиками утверждение. Полежаева о ‘наи
большей активности в спектре красного цве-
та, — правильно. Открытие Марии Львовны
Полежаев считает мировым,

Трудно допустить, чтобы столь близкие.
Полежаеву люди производили сложные опы-
ты по интересующему его предмету: без его
помощи, без его советов, тайно. Таких тайн
не бывяет. Непонятно также, почему Мария
Львовна и Бочаров так ‘долго: скрывают
радостную весть от любимого и оберегае-
Moro UMM человека, на долю которого вы-
падает так много тяжелых испытаний, :

Bea эта история’ чрезвычайно неубеди-
тельна. Она втиснута в иьесу произвольно
и искусственно.

Неудачная эта интрига обязательно дол,
kia быть вычеркнута из пьесы.

Артист Н, Чистяков, играющий в м06-
зовском театре Ленсовета роль профессора
Полежаева, создал большой и вполне ори-
итальный образ великого ученого — PeBO-
ационера, Полежаев у Чистякова обворо-
хительный старик, творчески юный и неуто-
мимый. Богатая духовная эжизнь этого: ‘че-
Жека наполняет его внутренним ликова-
mes, энергией. Он видит только самое
Мавное, самое большое и поэтому рассеян
} быту, в мелочах. Они. часто. вопыхива?т,
ito внезапно пробуждаясь от ‘сна, выска-

imaer ma-croero KaGuHeTa, THEBHO хмурит
буви и клеймит позором всякий неблаго-
Идный поступок, всякую нескромность. Но
хмурениме, isk 2 брови не могут
рыть добрых тлаз Полежа
henna а обида. Недостойное поведение
минвает н нем не только чувство
Пл, но и УбОКО оскорбляет его. Вспыль-
_   Воть Полежаева’ часто проявляется ©
‚ Имюй поепосредственностью, Иду
№толутой Чистоты, от прямоты и честно-

т ето чувств и мыслей. .

латородное,  человеколюбивое

Мтетьного старика не делает его с

оборот — вто человек огромного муже

@щ и пепотухающего обществеиного тем“

’

ева. В его гневе сильно сделана и у автора. ›

позмуше-] зависит OT реж
для нее интересного

у . жиссер
ей от  ‘лист республики  К. Зубов и pe

м Е, Grhanouonas, учитывая. характер пъесы,
  стремились создать ‚актерский
сердце   не выпячивая никаких,
mater: постановочных моментов. Все. свои усилия
они направили ‘на
пьесы, ee теплода,

«Волочаевские дни

Фильм С. и Г. Васильевых

ан

а

Артист Н, Дорохин в роли большевика
Андрея ;

когда герои картины попадают в критиче-
ское положение, зритель по-настоящему 6о0-
ится за них. А ведь мы, зрители, если гово-
рить правду, далеко не воэгда тревожимея
за участь кинематографических героев. Мы
часто спокойны за их судьбу, Мы знаем,
что добряк-режиссер не обидит их и убере-
жет, от любой опасности. Здесь же, когда
Андрей медлзнно подымает револьвер, что-
бы выстрелить в Машу; веришь в возмож-
ность ‘этого выстрела в течение нескольких
секунд/\=— именно тех нескольких. секунд,
которые! очень точно были рассчитаны ре-
жисозром, Te ste чувства испытываешь в
сцене .об’ясиения Андрея е полковником
Youmuma,

У Васильевых есть умение показывать
тразжданскую войну, как войну необычай-
ную, совсем особенную, не похожую ни на
какие другие войны. Это было в «Чапаеве».
Это есть и в «Волочазвских днях», И все же

dpeceop Monemacn»

:
ie

` Артист Н, Чистяков в роли профессора
Полежаева
   Рие, А. Костомопоциого

5 4
=

перамента, Bow свою долгую жизнь Поле-
аев провел в бпытах над растениями, HO
он ни на минуту не забыл, что трудом сво-
им служит народу, родине, всему человече-
ству. Кабинетный ученый, — он и гражда-
нин мира в самом высоком смысле, этого
слова, он и‘мудрый творец, и на вный,
восторженный ребенок, и сильный духом
мужественный революционер, и слабый
растроганный старик, весьма благоразум-
ный и чуть-чуть вздорный, тлубоко вол-
нующий и вместе с тем. немного смешной.

Таким показывает нам Полежаева артист

Чистяков. Следя за его игрой, зритель мно-
то смеется, аплодирует и моментами не мо-
жет prepaath, сочувственных, радостных
слез. Конечно, роль профессора Полежаева
очень ‘благодарна, но Чистяков по праву
делит ‘свой успех с автором. Он дал свой
сценический рисунок роли, очень тонко
расцветил его, нашел множество интерес-
ных деталей. Однако, большая и талантли-
вая работа Чистякова над образом профес-
сора Полежаева еще не доведена до конца.
Некоторые ецены нуждаются‘ в дальнейших
пбисках. В них нет тех счастливых. нахо-
док, которыми вообще так богата игра Чи-
CTHROBA. : 7 к :

Crea nepboro arta, rae mpodheccop Поле-
жаев, только что вернувшийся из-за грани-
цы, рассказывает жене, как’ его там прини-
мали, даёт и материал и повод для более
живой и яркой игры.

‘Не нашел ^етце Чистяков оригинальных
интонаций для речи Полежаева перед кра-
сноармейцами и матросами с балкона и для
показй реакции Полежаева после ето теле-

онного разговора“с Лениным,
pe речь Полежаева недостаточно

Кроме того, успех этой сцены во многом
иссуры, которая нё’ натла
решения.

Постановщик. спектакля заслуженный ар-

спектакль,
так называемых,

то, чтобы содержание
ве человечность были

та }

»

эти две войны у них не похожи одна На
друтую.  Васильевым удалос
ное — достигнуть той степеви конкретно-
сти, когда изображаемые на экране события
не вызывают никаких кинематографических
ассоциаций. Картина-нова с начала, до кон-
ца.
на Дальнэм Востоке; враждебная интервен-
там тайга, маленький человек в очках, ка-
рабкающийся по обледенелому склону горы,
семейские мужики-раскольники, выражаю-
щие свое единение с партизанами тэм. что
позволяют’ им курить в своих избах. В кар-
тине есть география, эпоха, — и все это в

` ней настоящее. Времена тода — зима и

лето — выбраны здесь не для того, чтобы
дать опзратору возможность снять в красг-
вом ракурсе отягченную снегом ветку или
этакий уснувший пруд, серебрящийся в
лунных лучах. Нет, зима и лето необходи-
мы здесь сюжетно, они в картине заняты
хак актеры.

Авторы были настолько требовательны к
себе, что удзржались даже от. того; чтобы
снять волны Тихого океана; с сатанинеким
ревом набегающие на берег. А ведь киноап-
парат их был так близко от Тихого океана!

днако, вернемся к деду.

Необходимо сказать об актерах в этой
картине, В. Мясникова (Маша) создает 06-
ye смелой и женственной подруги героя.

Дорохин делает фигуру большевика жи-
вой и человечной. В. Лукин в роли старого
портартурца и геортиевского кавалера Его-
pa Квитко.— живой, чудесный `старик, ко-
торого невозможно не полюбить.

‚ наконец, Л. Свердлин, играющий роль
полковника Усижима C совершенно: исклю-
читэльным мастерством и предельной убеди-
тельностью, Роль эта, так сложна’ и так бли-
стательно выполнена, что представляет со-
бой настоящее событие в кинематографии.

Есть и еще в картине много. превосходно
сыгранных ролей: хитрый мужик Б, Чирков,
старуха-староверка (фамилия ‘исполнитель-

ницы, к сожалению, нз указана в програм-.

ме), матрос Бублик — Б. Блинов, пленный
японец — В; Хайдаров, начальник станции
— Ф. Чагин,

В заключение мы можем сказать откро-
венно: мы очень беспокоились за Василье-
вых. После блистательного успеха «Чапаева»
им, наверное, было очень трудно работать.
Ведь даже просто хорошая картина показа-
лась бы пюсле «Чапаева» неудачей.

«Волочаевские дни»— картина вэликолен-
ная.

Уровень, достигнутый Чапаевым, закреп-
лен. И тепзрь мы совершенно спокойны’ за

третью‘ карт Васильевых.
т ia Г. ВОРОНОВ

es

раскрыты исключительно в. творчестве ак-
тера. В этом отношения они добились мно-
того. «Профессор Полежаев» очень доход-
чивый, реалистический спектакль. Он укра-
шает репертуар театра Ленсовета и. надолго
в нем останется. Но это’ обстоятельство
только повышает ответственность театра и
накладывает на него обязательство продол-
жать энергичную работу над улучшением
спектакля, тем более, что некоторые актеры
оказались не на высоте своих ролей.

Жена профессора Полежаева, Мария
Львовна, в исполнении артистки Л.. Тур-
жанской = хорошо сохранившаяся, акку-
ратная, чистоплотная женщина, подвижная,
энергичная, хлопотливая. нее типичная
для русской интеллигентки старшего поко-
ления внешность. Говорит она охотно, гром-
ко, короткими распорадительскими фраза-
ми. В результате получается очень харак-
терная фигура: Но если в игре Туржавской
много внешнего правдоподобия, , TO. BHYT-
реннюю правду Марии Львовны она раскры-
вает в очень малой мере.

Мария Львовна часто беспокоится о По-
лежаеве, но никогда не разделяет его соб-
ственных волнений, его мечты. Он для нее
только слабый, капризный и неосторожный
ребенок. Поэтому образ Марии Львовны не
выходит за рамки его бытового толкования
и не  включается в глубокую ‘драму пьесы.

От одаренного артиста В. Любимова мож-.
но было бы ожидать более значительного
‚образа ра Куприянова. Явившись в
квартиру Полежаева, как ‘°в, очередную
буржуазную квартиру для из`атия хлебных
излишков, он вскоре смущенно покидает
ее. `Никем не предупрежденный Куприя-
нов, каким-то чутьем понимает, что OH по-
пал’ не по адресу. Для того, чтобы понять
это занятому человеку на ходу, Ha-
ходясь беспрерывно в огнё революционных
боев, надо обладать большим природным
умом. Куприянов уходит из квартиры По-
пежаева, озлобившись ‘на самого себя, сму-
щенный своим промахом и все еще недо-
зерчивый, Столкновения этих чувств, Лю-
бимов не передает с’ достаточной силой и
выразительностью. Здесь невольно вспоми-
нается матрос из фильма «Депутат’ Балти-
ки. 1

Играющий в очередь с Любимовым роль

Куприянова артист Киселев совершенно:
неприемлем. Его итра находится на уровне.
плохого провинциального любительского
спектакля.   ` ‘
‚ Не удался образ доцента Воробьева арти-
сту В. Отруеву. ры кажется ворвав-
шимся в квартиру Полежаева человеком из
какого-то другого мира. Это персонаж из
другого спектакля. Струев чрезвычайно уп
рощает образ интеллигента-реакционера.

В игре Струева. нет никакой сдержанно-
сти, никаких тонкостей, нюансов скрывае-
мых чувств, никаких движений, за которы-
ми угадывается. мысль человека. Его Воро-
бъев показался бы нам просто истериком,
если бы он не был позером мелодраматиче-
свой школы,

Хорошим партнером Чистякова оказался
артист И. Зиновьев, исполняющий pos
студента-большевика Бочарова.  Спокой-
ствие, уверенность, цельность и тлубина
чувств, сдержанная любовь в Полежаеву,
сила и мягкость — все это передано Ви-
повьевым с большой простотой и убеди-
тельностью.

Пьеса Леонида Рахманова, в таким успе-
Хом идущая в театре Ленсовета, несмотря
на недоработанность спектакля, заставляет
вспомнить некоторые (наши. принципиаль-
ные споры о драматургии. Сколько раз ка-
мерные пьесы провозглалиались у нас пере-
митком буржуазной театральной культуры.

«Профессор Полежаев» по форме ‘камер-
ная пьеса в самом строгом смысле этого
слова. Она написана в актах. Все действие
пьесы проходит в одной комнате. частной
квартиры. В пьесе всего 5 действующих
лиц, Никаких массовых сцен, площадей,
боев. И тем не менее, как широк ее
торизонт. В замочные скважины квартиры
профессора Полежаева проникли социали-
стические идеи и они живут здесь яркой,
красочной, поистине замечательной жизнью.

А. ГУРВИЧ

самое   труд-  :

Это действительно война, происходящая,

Окульпторы С. Д. Меркуров (слева), И. М. Попов и И. С. Леднов за работой над.

Статуя

В настоящий момент, совместно с архи-
текторами — авторами ‘проекта постройки
Дворца Советов — Иофаном, Щуко, Гель-
фрейхом, мы работаем над дальнейшей раз-
работкой эскиза статуи Ленина, стремясь
окончательно органически увязать статую
в самим зданием,

Одновременно мы работаем над соотноше-
ниями различных частей фигуры и над
проектом построения ее каркаса. Нужно
иметь в виду колоссальные размеры ста-
туи. Ее`/указательный палец будет иметь
длину B 4 метра, голова — 14 метров, ` попе-
речник груди — 32 метра, а поперечный
разрез ноги у ступни — 10-метров. у

Скоро будет окончательно разрешен во-
прос, из чего, будет. построена статуя — из
‘нержавеющей стали или из какого-нибудь
другого металла. Этот вопрое чрезвычайно
важен, Так как от материалов в значитель-
ной степени зависит форма статуи. .

Дальнейшая работа будет вестись таким
образом. Уже сделаны эскизы в 50 санти-
метров и в один метр, дальше мы сделаем

-В rearpé um. Baxtanropa с нового года
возобновляётся прерванная из-за работы
‚над юбилейным октябрьским. ‘спектаклем
подготовка постановки «Ревизора» Гоголя.
Постановка поручена заслуженному деяте-
лю искусств Б. Е. Захава.
^ Роль ‘тородничего в В ‘будет
играть народный артист РВВ.
кин,  Хлестакова — народный
РОФСР Р. Н. Симонов. ,

‚ Оформление спектакля поручено худож-
нику П. В. Вильямсу.

Специальной постановкой оборонной пье-
сы театр намерен отметить 20-летие Кра-
сной Армии. © :

Тезтр им, Вахтангова решил поставить
в 1938 году пьесу о борьбе с фашизмом.
Эта тема разрабатывается для театра Tpe-
мя авторами. К 1 января должен сдать
пьесу Ю. Олеша. Весной театр ждет пьесу
от. известного немецкого драматурга, на-
ходящегося в эмиграции, Юлиуса Гаи, ав-

¥

‹ артист

_ Во второй половине сезона в Ленинтрад-
ском театре оперы и балета имени Кирова
`и в Государственном музыкальном театре
имени народного артиста СССР орденоносца
Вл. И. Немировича-Данченко пойдет новая
опера композитора Т. Хренникова по рома-
ну Н. Вирта «Одиночество»,

Либретто к опере налисано А. М. Файко.
 — Последнее время, — сообщил нам &В-
тор оперы, — я часто встречаюсь с В. И.
Немировичем-Данченко. приступил в
еценической отделке уже ваконченных
мною картин оперы. Совместная работа в
Bu. Немировичем-Данченко над созда-
нием оперы, ero указания чрезвычайно
помогают моей творческой работе,
‚Содержание оперного сиектакля будет
отличаться от романа «Одиночество» и пье-
сы «Земля».

3+ Государственный ТРАМ. в конце де-
кабря покажет пьесу бр. Тур и Л. Шейни-
на — «Очная ставка». Постановщик — хХу-
дожественный руководитель театра, заслу-
‘женный деятель искусств И. Я. Судаков,
режиссеры А. В. Монюшко и В. Н. Егоров.
10 февраля состоится премьера пьесы
Л. Толстого «Живой труп», в постановке ре-
Жисовров А. М; Лобанова и Л, М. Кобович.
Художник спектакля — ВБ. А. Матрунин.

В марте ТРАМ покажет инсценировку
рассказа М. Горького «Трое», Постановщик
опектакля и автор инсценировки В. И. Ба-
талов, художник—С, И. Иванов.

27 декабря в театре имени Ермоловой
состоится премьера пьесы А. М, Горького
«Дети солнца», в постановке художествен-
ного руководителя театра, народного арти-
eta CCOP, орденоносца Н. П. Хмелева. Дв-

корации пишет художник Н. П. Прусаков.

ый

эскизной статуей. Ленина (в мастэрской 0. JI, Меркурова)

НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ

Театральный дневник.

хатр-Юшше-Музьыва-ивошшеь

$ (Союзфото)

соо

Ленина

пля Дворца Советов

эскизы в 235 метра ‚в 5 метров, в 10 и
в 20 метров, ‘Здесь не может быть
простого механического увеличения, ибо
каждая из этих величин предполагает опре-
деленную форму, в которую и должны быть
облечены эти об’емы (проблема величины
и проблема формы). Двадцатиметровый
эскиз уже позволит нам близко подойти Ев
постройке стометровой фигуры, с тем пре-
имуществом, что его легче будет охватить
глазами.

Дальше нам надо будет разрешить про-.

блему ‹ силуэта, чтобы был выдержан
«уаПепт», т, е. отношение темного фона, за-
‚ ключенного в силуэт, к тону неба. Пред-
стоит разрешить и еще‘ ряд серьезнейших
проблем. Я прекрасно сознаю всю ответ-
ственноость моего задания по постройке
колоссальной фигуры Ленина для `Дворца
Советов и надеюсь успешно выполнить по-
рученную
одновременно почетную работу.

Скульптор С. МЕРКУРОВ

`В театре имени Вахтангова.

тора талантливой пьесы «Бог, император
и мужик». / AA ATT

Наконец, третью пъесу о борьбе с фа-
шизмом под названием «Эмигранты» пи-
шет для вахтанговцев Лион Фейхтвантер.
Действующие лица пьесы ’— немецкие
эмигранты во Франции. Недавно писатель
прислал театру подробный сценарий пье-
сы, которую он намерен закончить к сен-
тябрю будущего года о.

В портфеле театра им. Вахтангова нет
ни одной новой пьесы на современную
советскую тему. Ал. Толстой, П. Павленко,
Н Погодин, В. Гусев, Ю. Никулин, Ю. Гер-
ман и Л. Сейфуллина обещали дать театру
свои новые произведения. Давними дого-
ворами связаны © вахтантовцами И. Ba-
бель и Л. Олавин,

В плане чбатра на 1938 г. `— показать
также пьесу о Франции середины прош-
лого ‘отолетия, в виде инсценировки одно-
го из произведений Бальзака, Золя’ или
Мопассана. и «9

i

‘Опера по’ роману «Одиночество»

В опере больше внимания уделяется лич-
ным отношениям Наташи и Леньки, кото-
рые гораздо сильнее драматизированы. По
сравнению с романом образы положитель-
ных тероев — Листрата и деда Василия —
даны более развернуто и полно. События,
происходившие в 1919—21 rr. B Тамбовской
тубернии, отражёны в личных судьбах ге-
роев оперы, напибанной в плане народной
музыкальной драмы. —

` Художник Б. И. Волков уже закончил
макет семи картин оперы для театра им.
Вл. И. Немировича-Данченко..

В Ленинтрадевом зеатре оперм я балета,

‚где оперу ставит народный артист РСФСР.

Р. Н. Симонов, художественное оформление
спектакля будет принадлежать И. М. Раби-
навичу.

\-

В конце февраля пойдет пьеса А. Н. Ост-
ровского «Ведная невеста». Ставит спектакль
заслуженная артистка республики  ордено-
носец Е, С. Телешева.

4+ Латышский тзатр «Скатувэ» в конце
декабря осуществит постановку пьесы-сказ-
ки латышского классика Яна Рейнив —
«Золотой конь»; Ставит пьесу заслуженный
деятель искусств 0. Ф. Глазунов. Художник
9. Т. Гринвальд..

Театр начал работать над пьесой, пере-
деланной из романа недавно умершего лат-
вийского писателя Павла Орозиц. Роман этот
издан в ССОР. на латышском языке. Назва
ние романа и инсценировки «Цеплис». Это
злая сатира на нравы современной латвий-
ской буржуазии. Автор переделки и поста-
новщик спектакля — главный режиссер Te-
атра «Скатувэ? К. Я. Крумин.

мне чрезвычайно сложную и’

Растет музыкальная
культура страны _

‚ Закончившаяся декада советской музыки

показала, что наша музыка создала уме

подлинно классические образцы’ вокального

мастерства, С глубоким удовлетворением

нужно отметить переход советеких компози»

торов к созданию мелодичных арий и пе

сен, характеризующихся  гармоническим

развитием музыкальной темы.

Мне очень радостно, что с каждым днем
растет музыкальная культура страны.
Музыкальные декады нужно в будущем

продолжать. Они создают творческую спай-

ку композиторов с певцами. Композиторы
должны как можно лучше ознакомиться ©
особенностями вокала, индивидуальными
голосовыми данными отдельных певцов. По-

добные декады дают творческий импульа
комнозиторам к созданию новых музы-
кальных произведений и исполнителям —.
к созданию наиболее ярких, наиболее с0+
вершенных форм передачи их.

Заслуженная артистка В. А. ДАВЫДОВА

Новые музыкальные.
богатства

Декада советской музыки  ознакомила
страну с целым рядом новых замечатель-
ных советских музыкальных произведе-
ний. Особенным разнообразием ‘отличался

`  инструментальный репертуар.

В программе декады советской музыки
наряду со старшим поколением советских,
композиторов (Хачатурян, Прокофьев,
м Файнберг, Мясковский, Хрен-,
ников, Кабалевский) выступила молодыё
композиторы,
мастера.

Молодые композиторы Свиридов, Балан-
чивадзе, Бирюков и Голубев сделали зна“
чительный вклад в советскую инетрумен-
тальную. музыку.

Остается только пожалеть, что декады
все же не выявила всего богатства совет-
ского симфонического творчества. Симфо-,
ническая музыка, в отношении которой мы
достигли таких значительных успехов,
должна была по праву занять более до-
стойное место в программе декады.

Вообще программы. декады не охватили.
полно все богатство советской музыки Я,
были составлены недостаточно продуман-

проявившие себя как зрелые

но. Пробелом в них являлось отсутствив!

единой линии, стиля.

Следует пожелать дальнейшего регуляр*
ного продолжения музыкальных eral.
„Демонстрируя разнообразие ботатств 60>,
ветской музыки, эти декады одновременно
много дают и исполнителям и композито-
рам, стимулируя их творческую работу и
об’единяя весь музыкальный коллектив

страны,
Профессор ЛЕВ ОБОРИН

ЮБИЛЕЙНАЯ: ВЫСТАВКА
БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

От нашего корреспондента

В чееть двадцатой годовщины Октябрь-
ской революции и выборов в Верховный
Совет СССР в Минске открыта большая
юбилейная выставка. О масштабах этой
выставки можно судить по тому, что он&
развернута в залах двух крупнейших ново-
строек‘ Минска — Дома правительства и
Дома Красной Армии.

В Доме правительства собраны окспоня» `
‘ты, отражающие победы белорусского на“
родного! хозяйства, а собранные в громад*.
ных залах Дома Красной Армии экспонаты
рисуют замечательные достижения бело-
русского народа ‘на всех поприщах твор-
чества. В этом отделе собрано до’ 800
экспонатов, свидетельствующих о громад-+
ном под’еме самодеятельного народного
искусства Белоруссии. Вы здесь увидите
полотна, написанные самородками, выщед-
шими из-народа — пограничниками, бой-
цами Красной Армии, рабочими, колхозни»
ками. Здесь же выставлена резьба по дере-
ву, художественные гончарные изделия,
вышивка, скульптура..

Внимание привлекает работа рабочего Ре-
чицкой спичечной фабрики тов. Ковшевно-
то, сложившего из 300 тысяч спичек карти-
ну на тему о завоввателях Северного по-
люса. ;

Наряду. с произведениями народного твор-
чества в Доме Красной Армии действует
юбилейная выставка картин белорусских
художников. Среди портретов на выставке.
— портрет Алексея Максимовича Горького
работы художника Якова Кругера.

Выставка рассказывает о 22 вузах, 25
техникумах, открытых в республике, о 200
газетах, выходящих в БССР, о вышедших
многотИсячными тиражами книгах белорус-
ских писателей, о переводах творений Пуш-
кина, Толстого на белорусский язык. Она
рассказывает о цветущем сегодняшнем дне
советской Белоруссии.

Десятки тысяч экскурсантов уже посети-
ли выставку, и с каждым днем число их ра-
стет.

ВЫСТАВКА В ДОМЕ-МУЗЕЕ
Т. Г. ШЕВЧЕНКО

В киевском доме-музее Т. Г. Шевченко,
где жил в 1846 году великий украинский
поэт-революционер, открылась выставка
картин киевских художников, посвящен“
ная жизни и творчеству Т. Г; Шевченко.

`Богато представлен раздел выставки, на
котором экспонированы рисунки и иллю-
страции к сочинениям Шевченко.

На выставке представлена, между про-
чим, интересная картина художника Ужа-
кевича, изображающая встречу в 1859 го-
ду Тараса Григорьевича с его. родной. се*
строй Ириной — крепостной помещика Эн-
тельгардта,

ПОПОЛНЕНИЕ ЭРМИТАЖА

Специальная закупочная комиссия Bee-
союзного комитета по делам искусств при-
обрела для Эрмитажа картину «Путетае-
ствие Авраама» работы знаменитого худож-
ника Ластмана.

Эта картина имеет любопытную историю.
Она находилась в числе многих других кар-
тин в Эрмитаже, Как-то при посещении
картинной галлереи Николай Т, считавиий
себя знатоком произведений искусств,
распорядился убрать эту картину, как яко-
бы не представляющую художественной
ценности. Распоряжение это выполнили, но.
куда девалась после этого картина Ласт»
мана, было неизвестно.

Только теперь; спустя 84 года, эта ваме-
чательная картина снова возвращена в с0б-
рание Эрмитажа. .

Закуплены также для Эрмитажа три по
трета работы И. Регина, бронзовая скудЖ
pr работы Паоло Трубецкого и картии%

рюллова. i