В Военной
Верховного!

16 декабря 1937 года Военной Коллегией Ве XOBHO
yy ypetom судебном заседании в порядке закона oe 1-го ae
Yeuomeno Aewo по обвинению Енукидзе А. Coe

Merenena A, JL, Lykepmana B. M. u

ристической деятель
вом шпионаже в пользу одного из иностранных tee льности. и систематиче-

ниях, предусмотренных ст.ст, 58-]а; 58-6 УК РСФСР.
Веё обвиняемые полностью признали себя ви

ТИД, Шеболдаева `Б: Пь, Ларина

В. Ф,
Штейгера

Б. С. в измене, родине, терро

рбвинениях.

Военная Коллегия Верховного Суда Союза

фрнукндзе А. С. Карахана Л. М. О
В, Ф, Метелева А. Д, Цукермана
yin — расстрелу.

Приговор приведен в’ исполнение.

~   А м a
Pyerarnemenenme anon

Подготовка к юбилейным дням; посвящен-
ных великому грузинскому поэту Шота Ру-
ставоли, охватывает все большее ‘и большее
ear областей и республик Советского

за, у

\В Харькове в библиотеке им, В. Г. Ко-

`оленко открылась выставка, посвященная
великому грузинскому поэту. В красочных
ркопонатах отображены история рузии. в
HUBOUNCH, искусстве и архитектуре и твор-
xects0 Шота Руставели.

\ 36 художников Азербайджана готовят

х юбилейным дням картины и скульптуры,
посвященные поэту. В частности; над бюста-
уи Шота Руставели работают скульпторы
(а6\й и Орбелиани. (Скульптор Триполь-
(кая изображает Шота Руставели пишущим
pao поэму. ;
„\ Юбилейные-дни в Баку будут отмече-
Hi торжественным заседанием Бакинского
фовета, вечерами во дворцах культуры, клу-
бах. Большой вечер, посвященный _ Шота
Руставели, организует союз советских писа-
хелей Азербайджана.

Торжественные заседания бостоятся и в
районах Азербайджана: в Нухе - заседа-
ние пленума горсовета: в Нахичевани —

К Нахичеванской АССР; в Степанакер-.

re-— пленума областного ‘исполкома.
В районы Азербайджана на юбилейные

‹ торжества союз писателей направляет 20

<

*

я

„ —

докладчиков — писателей и поэтов Азер-

_УЭбайджана.

Юбилейная комиссия ло проведению
эбилея Шота Руставели в ‚Узбекской ОСР
решила провести празднование 750-летия со
дня рождения поэта с 24 декабря 1937 г. по
1 января 1938. к ,

На юбилейные торжества в Грузию выез-
жает специальная делегация: Узбекистана.

% К юбилею проведена большая работа’

ho переводу бессмертной поэмы  «Вепхис
гкаосани» на языки народов СССР. ^

Царь Ростеван во дворце.’

,

рахелашвили И. Д.
В. М. и Штейгера

Литературная газета № 69 (705)
И ы

Коллегии

ударств, т. е. в преступле-

новными в пред’явленных им
ССР приговоре обвиняемых

еболдаева Б. П., Ларина
Б. С. к высшей мере наказа-

Гослитиздат выпустил роскошное издание
цоэмы в переводе Г. Цагарели. Книга хоро-
шо. иллюстрирована художницей Абакепия.

% Издательство Академии наук СССР вы-
пускает в Ленинграде тиражом в 10 тысяч
экаемпляров художественное издание поз-
мы, в переводе, начатом покойным П. Пет-
ренко и законченном Б.. Бриком, Такое же
издание выпускает и Гослитиздат. Оба

‘издания иллюстрированы; первое — худо-
жником С. НКобуладзе и второе — худож-
ником-орденоносцем Л. Гудашвили. я

% Гослитиздат Украины выпускает поэму
«Витязь в тигровой шкуре», переведенную
на украинский язык поэтом М, Бажаном.

% В Азербайджане поэма Шота Руставели
выйдет в двух изданиях. Удешевленное из-
дание выпускается тиражом в 6.000 экзем-
пляров и академическое — в 4.000: экземп-
ляров. a

Академическое издание книги «Витязь в
тигровой шкуре» богато иллюстрировано ри-
сунками грузинского художника И. Тоидзе.
Орнамент для издания исполнен азербайд-
жанским художником Газанфарали Халы-
ковым. 3

% На узббкском языке будет выпущен
специальный сборник; где, кроме портрета
и биографической справки поэта, будут по-
мещены ‘отрывки из его ‘произведений.

% Государственный университет Грузии
выпустил ‘бессмертную поэму на грузинском
языке, являющуюся реставрированным‘ из-
‘данием поэмы, выпущенной в 1713 тоду.

‚№ Детский сектор Госиздата Грузии вы-
пускает для детей младшего и среднего воз-
раста.книгу под названием: «Птипы из
«Вепхис ткаосани». Книгу иллюстрирует ху-
ложник Г. Натидзе.

В начале 1938 года.будут выпущены еще
две книги: «Растения из «Вепхис ткаосани»
 8 «Животные из «Вепхис ткаосани» © ил-

люстрациями того же художника,

у
Таризль пишет. письмо; царю хатайцев.
Миниатюры из грузинской рукописи ХУЦ века, поэмы Шота Руставели «Витязь-в тигровой шкуре».

< ТРЕГУБ

«ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
‚ В ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Гениальное произведение Шота Руставе-

ли переведено на многие иностранные язы-

ки. В начале прошлого века французский
ученый Броссе был в Грузии и в 1828 году

поместил во ‘французском журнале «06о-

зрение Азии» статью под заглавием:

«Первая история Ростевана, арабского
Короля, изложенная на основании грузин-
ской поэмы «Витязь в шкуре леопарда».
По рукописям Публичной библиотеки».

Впоследствии, в том же журнале Броссе
налечатал исследование о грузинской поэ-
зии, уделив в этом труде значительное ме-
сто поэме Руставели. \

3 В 1563 году вышел в свет перевод поэ-
мы на польский язык. Переводчик Нкмчин-
ский выполнил свою работу ритмической
прозой.

№ В восьмидесятых годах прошлого века
«Витязь в тигровой шкуре» был переведен
трузинским общественным деятелем Иона
Меукаргия прозой на французский язык.

к В 1885 году появляется французский
перевод, сделанный Аха Борин под загла-
вием: «Тигровая шкура» по Руставели.

$ Следующие переводы гениальной гоз-
мы на иностранные языки относятся уже к
ХХ веку. Большая работа в этой области
была проведена Марджори Уордроп; она
около. десяти лет прожила в Грузии, все вре-
мя работая над переводом. поэмы на анг
лийский язык. Книга была издана. в Лон-
доне в 1912 году и сейчас представляет биб-
лнографическую редкость.

3 Упоминание о Руставели в английской
литературе мы находим также в большом
труде. Аллен «История Грузии», где в главе,
посвященной ХП веку, автор отмечает рас-
цвет культуры Грузии и появление такого
замечательного поэта, как Руставели.

° В БИБЛИОТЕКАХ

3Е Передовая шахта №175 Метростроя
готовится к юбилею великого грузинского
поэта Шота Руставели. В библиотекеив го-
родках, где живут рабочие 75-й шахты; бу-
дут проведены громкие’ читки отрывков из
поэмы «Витязь в тигровой шкуре». В биб-
лиотеке шахты ‘организуется большая. вы-
ставка, посвященная жизни’и творчеству
великого поэта. ь

3% Библиотека московского Дома креств-

кам общежитий Дома громкие читки отрыв-
ков из поэмы «Витязь в тигровой шкуре».
В библиотеке Дома будет организована
большая стационарная выставка. `Друтая
передвижная выставка предназначается дл
красных уголков. ый

i

ы
1 7

Страница корчагинской правды

Когда моряков-подводников, поставив»
ших рекорд длительности плавания, спро-
eM:

отдыха? — они ответили: _
— Читали «Как закалялась сталь».
Бойцы Среднеазиатского военного окру-
ma, пересекшие безводные пространства
пустыни, на привале обращались к книге
Николая Островского, и она, освежала, их,
помогала им преодолевать. усталость.
Туберкулезнобольные  Баландинского са-
натория предложили пользоваться ‹ этим
произведением, как лечебным хредетвом.
Я считал себя уже погибшим, — сказал
один из них, — но после прочтения «Как
закалялась сталь» ощутил новый приток
сил, энергии. Я понял, что еще не погиб,
и чт0 сопротивление не напрасно. Це
врач, & больной Павел Корчагин вернул
меня к жизни,
— Я прочла вашу книгу, — писала Ни-

холаю Островскому одна из многих тысяч

ею юных читательниц — Она произволь
Ha меня очень большое впечатление. Ни
одна книга не была для меня такой близ-
kot, понятной, такой необходимой для
аизни, как ваша.

Необходимая для жизни книга! Какое
#3 других признаний, какая ‘из других
щенок” могут сравниться’ с! этой? i
Литературные снобы ’ и ` чистописатели,
для которых искусство! — только’ полиро-
инная поверхность, ‘увидели в «Как 38-
лялась сталь» лишь увлекательную \би-
у рафическую анкету. Успех этой ‘книги,
олагали они, ‘был вывван лишь личной
бдьбой автора. Они были убеждены в
\м, что интерес к ней быстро yracHeT,

Im в истории советской литературы от   живительную
клонность ‘и непобедимость нашего духа.

1 не останется’ и! следа.

Так думали не только салонные цени-
№ изящного искусства. Так думали и
№ ще склонны думать некоторые това-
Ищи, мнящив себя хранителями культу-

м и полагающие, что общенародное при-   ных

бимейпгих ‘народных героев.

ставлен в немощных и бледных тватралв-

иск сстве.
свовго’ вдохновения,

неугасимым пафосом оптимизма, жизнера-
достностью. ‘Пять лет вазад начал свою
жизнь мужественный и благородный П&-
вел Корчагин — герой его первой кни-
д.Он ‘стоял’ на братском , кладбище, у
могилы дорогой и незабвенной девушки
Вали, повешенной белогвардейцами, и го-
ворил себе: т ам

— Самое дорогое у человека .— это
жизнь, она дается ему один раз, и про-
жить ее надо так, чтобы не было мучи-
тельно больно за бесцельно прожитые го-
ды, чтобы не жег повор за подленькое и
‘мелочное пропглое, и чтобы, умирая, смог.
сказать: :

— Вся: жизнь и. все силы были отданы’
самому прекрасному в мире — борьбе ва
освобождение: человечества. И надо’. спе-,
шить жить’ Ведь’ нелепая болезнь или
какая-либо. трагическая случайность могут
upeppaTs ee. ‘

Хилый; слепой и недвижимый, измож-
денный страданиями, пытаемый ‘тяжелым,
недугом, ежедневно, ежечасно, ежеминут-
ко атакуемый жестокой болью, он пришел
в мир, чтобы своей кровью, своим дыха-
нием своей жизнью отстоять великую и
священную правду этих слов. Он пришел
в мир, чтобы воспламенить ненависть к
малодушию и трусости, к бумажному геро-
изму, чтобы показать ’ чудодейственную,
силу наших идей,  непре-

Й Павел Корчагин стал одним из лю-
Это не тот Корчагин, который  пред-

инсценировках романа «Как закаля-

‘ко их представление о социзлистическом   Павла Корчагина, крылатый, юный и‘

ние „Николая Островского’ ‘талантли-
Wil писателем оскорбительно для их. 90-
ческого вкуса. Готовые похвалить 8а-
\Имательный сюжет романа, они высоко-
ирно и презрительно отзываются о его ху-
Итественных достоинствах. i)
удалые литбёратурные дворяне и Не .
Узлы, рабоки преклоняющиеся перед
илдым позолоченным переплетом, у’ Ко-
Крыт знание литературы ограничивает-
И трейскурантным перечислением ‚усоп-
аз классиков, — как убого и каб тал-

ского жеста»

лась сталь». Там лишь схема произведе-
ния ‘— в лучшем случае правильная, но
мертвая. Сценическое действие зафикси-
ровало события, но не раскрыло корчагин-
ского характера, не обнаружило живитель-

‘ной силы ето глубокой, страстной, ясной

и могучей мысли. Мир ого оказался .уз-
ким и тесным. Его непреклонная воля,
крушащая все «внутренние мятежи», ло-
мающая все преграды, измельчена . актер-
ской игрой и низведена порой до позер-
Неистребимый оптимизм

и

ный, подменен нлоским бодрячеством.

ять лет назад Николай  Оотровокий   пространства, которым он был окружен,
— Чем вы занимались в редкие минуты   впервые обжег наши сердца пламенностью   нет дали, которую он видел, не? воздуха,

: тлубокой искренно:   которым он’дышал, это не тот  Корчагин,
стью чувств, предельной правдивостью об-   которого клеветнически пытался изобра-
разов, потрясающим драматизмом событий,   зить нытиком театр’ имени Мейерхольда.

Рааве   этого, Павла Корчагина ‘так 10-
рячо любит наша молодежь?‘ Разве.‘ ‘он
служит для нее возвышающим: примером,

; воплощением ее сокровенных желаний и

высоких стремлений?

0бо всем этом думаешь онова и основа,
читая маленькую книжонку речей, статей
и писем Николая Островского, 3Hako-
мясь с дорогими нам страницами его жиз-
ни; К этим мыслям возвращают’ нас дра-
тоценные крупицы’ корчагинской правды,
его прекрасное мужество, которов обитает
и. здесь. :   И
” Слепой‘ боец сопутствует великому пото-
ду народа. Всв мысли и чувства его ус-
тремлены к своим соратникам. Все пламя
молодости его, вое надежды и улпования
посвящены самой светлой и радостной це-
ли. Он не‘ признает ‘никакого другого
счастья, кроме счастья творчества и борь-
бы., Рязтромленный тяжелым физическим
недугом, прикованный к своей матрапной
могиле, терзазмый нечеловеческими стра-!
‘даниями, он возглашает:
«Итак, да здравствует упорство! . _
Побеждают только сильные духом! К.
чорту людей, не умеющих жить полезно,
радостно ‘и красиво.  Ё чорту  вопливых
ныгиков! yet РИА
Еще раз да здраветвует творчество!»
Это ‘в письме к жене, в вадушевной ив-
‘поведи своему ближайшему apyry. у
Как величественен -и блатороден этот
напряженный и торжественный . пафос
жизни Николая Островского! И как легко
этот пафос жизни превратить в па-
‘фос слов, в, напыщенную, ходульную, ри-
торическую декламацию, бессильную сло-
весную трескотню. Может быть, потому и
не удался на сцене Павел Корчагин, что
слово не ожило, что осталось оно только
репликой актера,. не сумевшей осесть в
душе, — превратилось в игру то, что бы-
ло, жизнью, дыханием, существом Корча-
тина,
Идейность, ‘не знающая компромиссов,
убежденность страстная и непоколебимая,
тотовность отдать свою жизнь во’ имя тор-
жества ее цеди делали все поступки Ни-

o

янина решила провести по красным угол-

‚ ве Корчагине!.
‚ву © том, как Павка 6 попом воевал.

АННА КАРАВАЕВА

Николай Островский

В древней белой стене Новодевичьего
монастыря чернеет мраморная плитка;
«Николай Островский». Пышные, как ле
бяжий пух, сугробы. Тишина. Низкое се
верное небо, полное робкой  голубизны.
Если бы не долетали сюда звонки трам-
ваев и гудки автомобилей, казалось бы,
что время остановилось. Но время  несет-
ся с веселой быстротой, — и вот через
год вопоминается зимний день 32 декаб-
ря, бесчисленные венки, притихшая взавол-
нованная толпа, большая часть которой
осталась за монастырскими воротами и
короткий скорбный обряд, когда белый
куб с золотыми буквами ‘скрылся в тлу-
бине древней стены. Не’ хочется верить,
чтс этого чудесного человека, пламенного
большевика, талантливого художника боль-

ше нет на земле. Такая сила жизни была 2

в нем, такая радость творчества всегда
сияла в каждом движении. его тонкого
смугловатого лица, в каждом. пожатии
его небольшой нервной руки, что сознание
долго не хотело верить, что Николай 06-
тровский отошел в прошлое. Ушел чело-
век, но мысль его, боевые призывы к
борьбе за счастье трудового. человечества,
остались надолго ‘жить в образах его ге-
роев. «Как закалялась сталь» и неокончен-
ный роман «Рожденные бурей» — люби-
мейшие книги нашей молодежи.

Слава Николая Островского. росла день
за днем, естественно и просто, как растет
дерево. Все это происходило, потому, что
его книги рассказывали о событиях, кро-
BHO близких каждому ‘советскому юноше.
В живых и впечатляющих образах Н. 0с-
тровского советская молодежь видела са-
мые боевые, самые благородные черты сво-
ero поколения, Наша молодежь прекрасно
сознает, какие огромной исторической важ-
ности задачи предстоит выполнить ей, с0-
ветокой молодежи, руководимой великой
партией Ленина—Сталина, Да и не толь-
ко молодежь, но и люди старшего поко-
ления находят в`книгах Николая Остров-
ского незабываемые образы высокой храб:
рости, революционной непримиримости и
беспощадной ненависти к врагу, подлин-
но-большевистской страсти в борьбе и на-
ряду с этим — мягкости, юмора, весело-
сти, лиризма. Книги Николая Островского
покорили сердца отцов и детей. Это важ-
нейший показатель большой ин глубокой
силы, заключенной в произведении, кото-
рое, таким образом, с успехом вынесло ио-
пытание возрастом: книгу любят все —
от пионера до старого многоопытного боль-
шевика. Но есть еще испытание временем,
которое далеко не” все книги выдержи-
вают — умер писатель, и вот забыли его.
И это испытание, как видно по всему,
книги Николая Островского выдерживают
полностью. Как и при жизни его, во- всех
республиках Советского Союза переиздают-
ся его книги в сотнетысячных тиражах,
спрос на них стал еще больше, и значит
любовь к ним людей осталась такой же,
хак была.

Недавно, в один из южных ноябрьских
дней по’ дороге к морю, тихому, гладко-
му, как голубая мраморная доска, произо-
шел у меня разговор с восемнадцатилет-
ней девушкой, ученицей десятого класса.
Худенькая, легкая, е пышными вихрасты-
ми волосами на’ подвижной толовке; она
шла, окруженная соседскими ребятишка-
ми, Как потом выяснилось, она «боль-
шая любительница» занятий © детьми и

чтения «прямо вапоем». р

Она призналась, что из множества спе-
циальностей, которые привлекают ее, «на
ближайшие тоды» ей кажется самой ин-
тересной педагогика. : Beit

— Воспитывать и учить малытней, что-
бы из них хорошие советские люди полу-
чились — какое это почетное ‘дело! Меня
У нас в Бартеньевке уже зовут учитель:
ницей. Ребят я у нас в садике ‘собираю,
читаем с ними, рисуем. Вот недавно я’ чи-
тала им... о ком бы вы думали — о Пав-
Я прочла им первую гла-.

Ребята и посмеялись и поплакали — до
чето просто и душевно писал Николай
Островский!.. Потом я оказала им, что
Островский описал — истинная правда.

Моя мама при царизме училась в церков-

колая Островского такими’ органичными,
естественными и ваконными.

Лзивый Андре Жид, желая подчерк-
зуть исключительность Николая Остров-
ского, его чужеродность в среде советской
молодежи, назвал его «святым». Пред-
ставляя ето. страстотерицем и. мучеником,
наделяя ет чертами ханжеского церков-
ного благоления, Жид отделял Николая
Островского от. его сверстников, от его
поколения, воздвигал отену между ним и
советским народом.

Как негодовал Островский, когда до не-.
то лоносилисв истерические` возгласы ста-

рых литературных дев о его «необычно-

CTH», «СВЯТОСТИ», . «исключительности». С
вакой ‘гордостью ‘и. радостью: он всегда.
товорил © своем счастье быть бойцом ре-
волюции, сыном нашей великой ‘нартии,
нашего великого народа,

— В чем смысл всех этих нопытоя еде-
лать из меня человека He от мира сего?
Так каждый рабочий ‘паренек ‘или дивчи-
на, прочтя < закалялась сталь», суме-
ют сказать ‘себе: Корчатин  был таким же,
как и мы, простым кочегаром. И он сумел
преодолеть все, даже предательство своего
собственного! тела.  Очастье людей было его
счастьем, и он, как подлинный большевик,
нашел в. етом выснгее для 0ебя васлажде-
nue, A иначе?. Разве мы можем следо-
вать ему, быть такими, как он? Мы ведь
«рядовые», & он «редвостный»..

Ортвнически ненавидя и презирая эго-
истов. и. трусов, людей, живущих на под-
ножном корму, панически вопящих от
любого удара жизни, Николай Островский
отстаивал. верность и обычность ‹ своего
пути для квождого, кто беззаветно и бео-
предельно’ предан своей родине. Жизнь
принадлежит ей, жизнь До ‘последнего
вздоха. Никто не имеет права гуйти со
своего поста без сопротивления.

— Если я умру, — говорил он, — ана-
чит я был разгромлен целиком; Если бы
во мне могла жить хоть одна клетка, я
бы сопротивлялся,

Таким был Павел. Корчагин из «Как за-
калялась сталь», таким был Андрий Пта-
ха из «Рожденные бурей»;

«Мы в своей жизни старались быть
похожими Ha тех изумительных ‘людей,
которые называются старыми` большеви-
ками, которые через героические бен при-
вели нас к счастью жить в стране со-
циализма. И`мы, юноши, стремились быть
похожими на этих людей, которых глу-
боко уважали, стремились быть предан-
ными всей душой ‘нашим командармам,
нашим вождям. И когда жизнь свалила
меня в постель, я все отдал для того,
чтобы ’ доказать своим воспитателям,
старым большевикам, что молодое. поколе-.
ние класса не сдается ни при каких ус-
ловиях. И я боролся. Жизнь старалась

Николай: Островский
‚ Умер `22 декабря 1936 г.
} оса

но-приходской школе) «для простых», у
них строгости были — невыносимые: чуть
что — ребят без обеда, а то на коленки
на горох’. ставили... поп у них был злю-
щий, они его колдуном звали... Вот и
Павку Корчагина такой же отвратитель-
ный поп мучил, учиться не давал. Буду
я и дальше про него читать — среди мо-
их приятелей ‘есть человечки по семв-
восемь лет, уже могут понимать кое-что...

Часа три-четыре ‘просидели мы с этой
милой девушкой на почти безлюдном бе-
регу у тихого осеннего моря, разговари-
вая о Николае Островском.

`— Я за то его люблю, — говорила Ma-
рина (так звали девушку), — что у него
люди за справедливую жизнь так упорно
борются, что себя не жалеют... Я как об
испанцах читаю, так сейчас же и об 0с-
тровском вспомню.. А сколько среди
испанских солдат, которые с проклятыми
этими зверями-фашистами воюют.., сколько
среди них таких, как Павка или как Ан-
дрий Птаха... Верно? И еще за то я его
люблю, что у него всего есть богато: и
храбрые-то они, скажем, Павка и Андрий»
и веселые, и умные, и дружить умеют —
всего у них есть богато!. Такие всегда
и радость сумеют сделать и горе перене-
сут... вот это люди!. Нам всем надо та-
кими быть, как Павка, Сара, Андрий, Оле-
ся, как сам Николай Островский!. Эх, и
до чего ж жалко, что отстоять его от смер-
ти не пришлось!.. Вудь он жив, мы, мо-
лодежь, его кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета выставилн бы обязатель-
Hol. fi

Она тотова была еще долго расспраши-
вать меня 06 Островском, ‚ интересуясь
каждой мелкой подробностью его жизни и
работы, но я ‘должна была. ей напомнить
06 ее маленьких друзьях, которым, навер-
но, уже пора домой.

На повороте; откуда уже завиднелась
белая пирамидка Братского кладбища, мы
расстались с Мариной. Некоторое время в
прозрачном воздухе еще звенела песия,
которую’ пела она вместе с неутомимыми
своими друзьями. Вепоминались последние
слова девушки: «некоторые книги читаешь
— и так себя чувствуешь, будто все  с0-
бытия происходят где-то прямо 8a три-
девять земель от тебя... А когда Николая
Островского читаешь, так и кажется тебе,
точно с кем ‘родным разговариваенть или
от родного письмо получил... вот чув-
ствую, что у него так мно-ото от жизни
взято!.. Ce

Это мнение о Николае Островском, как
б «родном писателе» я слыхала довольно
часто, как от молодежи, так и от старшего
поколения. Достигал он этого  тлубокой
серьезностью, искренностью, правдивым
изображением действительности. Сама при-
рода его ‘таланта, большевистеки-пламен“
ная, оптимистическая, язык его произве-
дений, простой, выразительный и яркий,
создавали между ним и его. читателями
родственную близость. Его горячее творче-

сломить меня, выбитв из строя, & я 10-
ворил «не сдамся», ‘ибо я верил в нобеду.
Я шел потому, что меня окружала неж-
ная ласка партин. И я теперь радостно
встречаю жизнь, которая подарила мне
возвралцение в строй».

Николай Островский — художник, ео-
тревший созданные им образы теплом
своей собственной биографии, сам согре-
вался у яркого костра их жизней. В тяже-
лые минуты «усталости духа» он сам ие
раз своим воспламененным воображением
вызывал на помошь героический образ
Павки Корчатина. Да, это’ было так! Вот
почему он счел необходимым, делая свой
творческий отчет сочинскому  горкому
ВКП(б), заявить: :

«В ‘печати нередко появляются статьи,
рассматривающие мой роман «Как вакаля-`
лась сталь» как автобиографический доку-
мент,” т. е. как историю жизни Николая
Островского. Это, конечно, не совсем верно.
Роман мой — прежде: всего художественное
произведение, и вмем я использовал свое
право на вымысел. В основу романа поло-
жено немало фактического материала. Но
назвать эту вещь документом нельзя.
роман, а не биография, скажем, комсомоль-
ца Островского. Должен сказать об этом,
так как нначе меня могут упрекнуть в от-
сутотвии большевистской скромности».

Это сердечная правда. Корчагин был и
для Николая Островского мерилом муже-
ства и благородства. =~

‚ — Корчегин так бы не поступил, — ска-
звал он однажды с непередаваемой горечью,
когда терзаемый внезапно обостренными
физическими страданиями не в силах был
выполнить одно малозначительное обеща-
ние. ;

— Корчагин сдержал бы свое @лово.

Подвиг его был прост и обычен, как
прост и обычен был героизм легендарно-
то коммуниста Лазо, сожженного японца-
ми в парововной ‘топке, как прост и обы-
чен en призыв Долорес Ибаррури:

— Лучше быть вдовами героев, чем же-
нами трусов.

Другими они быть не могли. Всякая
иная линия. поведения противна их eC-
теству, чужеродна их мышлению и чув-
ствованию, она равна измене.

<..Где найдется такой безумец, чтобы
уйти от жизни в таков  изумительное
время, как наше? Ведь это в отношении
страны — предательство».

‚Рожденный в.отие и буре классовых
битв, прошедший, сквозь их очиститель“
ные горнила, он воплотил. в. себе. муже-
ство и волю своего класса. Верный сын!
рабочего класса, он был создан по’ образу
и подобию его..

«ЖизнБ ва мое упорство вернула мне
счастье безмерное, изумительное, прекрас-

ское воображение щедро ниталосв от богё*
того опыта его недолгой, но подлинно
боевой и деятельной жизни. Этот опыт он
всегда стремился обогащать всеми ©п0с0*
Gama. «У него так много из жизни взято!»
‚— в отношении Николая Островского зву-
чит, как абсолютно заслуженная оценка.
По этому поводу мне вспоминается” покд-
зательный случай, связанный © именем/
венгерского писателя Матэ Залка, героя
Республиканской Испании — генерала
Луказа. Весной 1933 года Матэ Залка по-
сетил в Сочи Николая Островского. Вот
начало письма, написанного с характерны-
ми для Мато «неточностями в русском
языке» и мягким юмором:

‹..Я нахожусь у Николая в гостях. За-
шел поговорить. Познакомился и, думаю,
подружились с ним. Хороший мужик он
— жаль, что временно так свалился»,
Дружба эта все больше крепла.- В пись*
мах и в разговоре’ Николай всегда отзы>
вался о Мато Залка 6 улыбкой и неж-
ностью, как будто вспоминая что-то очены
приятное: «милый наш венгерец», «чу»
десный парень», «дорогой Матэ». Конечно,
Mara рассказывал ему много разных ис»
торий из своего боевого прошлого — двоб
кавалеристов ие могли не вспоминать о
знаменитых атаках и победах Красной
Армии, в которой оба они были доблест-
ными командирами. «Если что-то хорошее
о человеке узнаю, у меня оно неё пропа-
дет!» —любил посменваться Николай. Кусок
биотрафии Матэ Залка в романе «Рож-
денные бурей» ясно виден в рассказе
[Ниигодского Раевскому, пока оба томатся
в панской тюрьме.

«..Ty? пришла революция. Семнадцатый
тод мы проболтались ни туда, ни’ сюда»
А вот как большевики взяли кого следуей
за жабры, тут и мы, пленные, Tome sas
шевелились. Нашелся среди офицеров ота
чаянный парень — венгерец, лейтенанй
Шайно. Так он. нам прямо сказал: «Раба
шибай, братва, склады, забирай продукм
ты и обмундирование!» Мы так и сдела»
ли. Только большевистская революция ту.
да еще не дошла. - Нас и распатронилиь
Шайно и нас, заводил из солдат, упрята»
ли в тюрьму, собрались судить военно“
полевым. Но тут началась заваруха! До“
брались ‘большевики и. до наших лагеч
рей. Всех освободили. Пошли митинги. И
вот часть пленных решила поддержать
большевиков. Собралось ‘наб тысячи no
‚торы; если не‘больше — венгерцы, гали“
чане... Все больше кавалеристы, Вооружи“
лись, достали коней. Захватили город. От
крыли тюрьму. Нашли Шайно и сразу ему
вопрос ребром: «Если ты действительно
человек порядочный и простому народу,
сочувствуешь, то принимай команду и
. действуй». Лейтенант долго ие ‘раздумы>
вал. «Рад стараться. Давайте — говори
— коня и пару маузеров» И пошли мы
твоздить господ русских офицеров. И так
мне это понравилось, что я целых пол“
года в коня не слезал..»

Котда 11’ декабря 1935 года вагон Ни“
колая Островского подошел в московскому
неррону, чуть нё одним из первых туда
вбежал Матэ Залка. Как сейчас вижу ег@
круглое лицо с мягкими щеками и подбо-
родком, в котором иногда чувствоваласв
детски-милая доброта, сияющие радостью
толубые глаза, широкие жесты, крепкие
рукопожатья. Любовно, в бесконечной ос-
торожностью Мата Валка обнял худые
плечи Николая Островского и расцеловал
его в  0бе щеки. И никому из окружав-
ших тогда этих храбрых и прекрасных
людей не могло притти в голову, что 0бо-
им им так мало осталось жить: год @
одиннадцатью днями — Николаю Островч
скому и полтора годь — Mara Залка.

Так часто и’ вепоминаются они вместе,
незабвенные художники-борцы, славные
конники, воины советской литературы»
Пройдут тода, десятилетия, но намять 9
Николае Островсоком и Мата Залка, испан-
ском тенерале Лукаче, не исчезнет, — не
могут из памяти людской исчезнуть обра
зы героев, на знаменах жизни которых
всегда было написано: работаль, бороться
за партию, бороться 8a социализм, не Ras
лея жизни для счастья всего трудовогд
человечества.

-- т

ное, и я Забыл вое предупреждения И
угрозы моих эскулапов.. Несмотря на всю
опасность, я, конечно, не погибну и на
этот рав хотя бы уже потому, что я н4
выполнил данное мне партией вадание.
Я обязан написать «Рожденные бурей».
И не. просто написать, & вложить в эту
книгу огонь своего сердца. Я должен на-
писать (т. е. соучаствовать) сценарий mq
роману «К. 3. С.», должен написать кни*
гу для детей «Детство Павки» и непре-
менно книгу о счастьи Павки Корчагина.
Это; при‘напряженной большевистской ра-
боте, — пять лет. Вот минимум моей. жизч
ни, на который я должен ориентироватья
ся. Ты улыбаешься? Но иначе не можея
быть. Врачи. тоже тои растерянн@
и недоумевающе. все же долг прежде
всего. Потому я — ва пятилетку како ми-
нимум». =

Это писалось в тревожные дни, когд&
целый месяц врачи безуспешно пытались
остановить катастрофическое падение его
сил. Любовь к жизни побеждала смерть,
Любовь к жизни без постыдного благо“
получия, без развращающей сытости, 664
самодовольной успокоенности.

«Талантливо написанная ЕНиИГа, — Maca
он в статье «За чистоту языка», — насы*
щенная художественной правдой, обычно
живет дольше своего автора. Об этом меч-
тает каждый писатель». Об этом мечтал он
мучительно и ивустанно. Томление его бы-
ло радостным и плодоносным. Трагическая
настойчивость, упорство и воля’ прослав-
ленного Мартина Идена меркли перед его
неотступностью. Он знал на память главы
из «Войны и мира» н «Анны Карениной»,
С благотовейным трепетом слушал он «Не-
ведомый шедевр» Бальзака. Секретари н6

успевали записывать его стремительную

речь. Охлаждаясь, он распалял себя снова
и снова и продолжал диктовать, продол-
жал искать только что утерянное сокровен-
ное слово.

«Говорят иногда: «Эта тема устарела».
Неправда! Нет устарелых тем... Лишь бы
суметь воплотить’ ев в новых образах,
оживить ее трани новыми краскйми»,

«..Сие ремесло требует большого талан-
та. А чего «с горы» не дано, того и в апте-
не не купишь», — повторял он старую
чешскую пословицу.

Как требовательно, как взыскательно он
относился к ‘своей новой профессии лите-
ратора! С каким негодованием и презре-
нием он отшвыривал от себя всякую сни-
сходительность в оценках” его труда Как
ценил он честное, прямое, строгое слово.

Страницы писем, статей. речей Николая
Островского помогут нашему читателю
войти во внутренний художника, т8-
кого же прекрасного и благородного, кащ
и герои его произведений.