= =Литературная газета № 70 (706)

НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЕГА, BROXMORIEMMAR TePognan
НОВЫЕ РАССКАЗЫ МИХ. СЛОНИМСКОгГО as

_Тезтф» музыка, lemma

В маленьком северном городке Тотьме
ten музей, посвященный истории округа.

Вдесь хранятся черепки глиняной посуды,

me Зы

остатки древних становищ, найденные B
окрестных лугах, на берегу Сухоны. Здесь
подобрана ценная мебель, служившая не-
хогда местным купцам и помещикам. Здесь
рядом, в контраст, показана жалкая утварь
зретьянском обихода, нищенские плете-
ния па бересты, кустарные орудия, которы-
уп население пользовалось до самых пос-
ждких дней, предшествовавигих револю-
пин, и которые лиить немногим презосходи-
лн орудия бронзового или каменного века,

В последних, завершающих комнатах му-
я даны экспонаты новой жизни, колхоз-
ною расцвета, революционного преобразова-
вия быта, под’ема культуры, политического
развития масс. И здесь, в этих последних
хомнатах, можно найти материалы, связан-
ные © жизнью и героической тибелью крас-
нозрмейца-пограничника. Коробицына, кре-
стьянина одного из сел Тотемского округа.

Память о нем священна. Славным именем
ero орды земляки.

Новая книга Михаила Слонимекото «Пог-
ракичники» открывается большим‘ расска-
вм о жизни и борьбе на берегу речушки
Хойка-иоки,

Эта пограничная извилистая речушка,
едва приметная среди пышных лугов, © тра-
вой «толстой, сочной и нахучей» =— днем
и НОЧЬЮ, В ХОЛОД и зной, в хорошую и дур-
кую погоду зорко ‘охраняется дозорами и
секретами наших красноармейцев, Застава
всегда настороже,

„Часовой вышел на дозорную тропу; Он
услышал хруст. Окликнул ‘тихо, почти то-
потом — «Отой!. Кто идет?» Это оказался
начальник заставы в длинной кавалерий-
ской шинели. Часовой отралюртовал:

— «Товарищ начальник заставы, на уча-
сетке ничего не замечено, На’ ‘сопредельной
стороне ходила по берегу девица, несла хво-
росту охацку. Часовой Коробицын»,

Это тот самый красноармеец-потраничник,
славой которого тордятся жители крошечно-
го городка Тотьмы и многочисленных дере-
вень, расположенных вокруг него. Он —
главное действующее лицо в рассказе,

Андрея Коробицына только что призва-

ХРОШШЕА ДВУХ ЗАВОДОВ

Без мечты не может прожить человек,
и нет ничего горше несбывшейся мечты, —
вот лейтмотив первой части книги. Он про-
ходит в воспоминаниях и рассказах «о хи-

трых... стариках, которые каждую гору, ка-

ждый склон знали и все руды помнили»,

© беввестных  геологах, изобретателях, ху-

дожниках своего дела — рабочих людях

Урала, жизнь и ‘дарование которых были

задавлены; затоптаны капиталистическим
строем.
Эти коротенькие новеллы, композицион-

но несколько искусственно вилетенные в
повествование, бесхитростны и трогатель-

ны по содержанию.

Один за, другим возникают на страницах
книги знаменитые в. народе прокатчики,
сталевары, граверы, которым негде было
развернуть свое дарованье и мастерство.
Один режет замечательные фигурки из де-
рева, другой’ мастерит «из. чугуна’ шкалу-
лочки небольшие, в ладонь, и в ней шесть-
десят замков, так шкатулку нужно отпирать
было до вечераз. Третий всю жизнь ищет

сказочный камень, от которого ‹исправля-

ется, молодеет сердце» и который людям
должен принести богатотво и счастье. Чет-
`вертый изобрел такую машину, «чтобы уте-
шалея рабочий народ», чтобы «охлаждало
его ветром.., потому что с детства знал, что
Макое для рабочего человека жар». Да не
тазую, как затраничные вентиляторы, —
«там ветер гудит, навевает на человека yr-
рюмость», а в эту машину была «вкручена
музыка, как переливистый соловей, чтобы
человек слушал, не забывал, что‘ итицы

есть».
Но машину его «потопили в пруду пр
старой власти», :

Так пропадал труд, даже артистический,

рабочего человека, так умирала вместе с
ним его мечта.

Так работали дед и отец Новодворова.

А Сертей Новодворов, молодой советский

инженер, когда его послали восстанавливать

Нижне-Баштановский завод, говорит себе:

«Строить надо завод, переворачивать всю
человеческую душу>. ‹ :

«Так каждый, задумавший что-нибудь

сделать, верит, что дело ето перевернет

Всеволод Лебедев, «Мастера», (ЖХрони-
a двух заводов), «Советский писатель»,
37 г, 2

db A JUM>TULINIB II РФМАШ

Требуется большая выдержка, чтобы
прочесть до конца ‘эту фальшивую книту,

пришитую на живую нитку к советской   вать только в романах, & научное реше-

тематике. 1

У Скляренко в его романе «Пролот» все
необычно. Его герой — тениальный изобре-
татель. Он с удивительной развязностью
рассуждает о синтезировании белка, о му-
зыке, о социальных проблемах, а в проме-
жутках между этими учеными  рассужде-

ниями нежно пылает страстью к героине
романа „Лиде, “ У у
«Почему нет белка? Где пропорции,

кислоты, ‚механизм соединения и католи-
заторы, которые дадут нам белок. Я от-
крыл глаза. Лампы  слепили. Блестели
столы, люстры, серебристая россыпь пени-
лась в шкафах, Искап ве, Лиду...

Она сидела совсем близко от меня, ия
6°тро чувствовал эту близость. Грудь ее
высоко поднималась. Я чуветвовал mpH-
лив и отлив крови к ве сердцу, подобный
прибою моря... :

На нежных, бархатных лепестках дро-

жит роса... И эти цветы тоже наполнены   ры», а эфемериды.

белками. По веточке вверх текут нитра-
ты.. Они превращаются в белки. Это.
живой процесс в живом. А мы... Мы иска-
ли белок в лаборатории,
шо он образуется вокруг, за окном. ла-

боратории... Беру руку Лиды. Рука ee,

teas, нежная = дрожит. Поворачиваю
млойу к ней и встречаю ее глаза, «Спа-
ибо, Лида, — товорю я... Я знаю теперь,
мк искать белок!»

Элементы подобной бульварщины pas-
рсаны по всей книге, «Не бросай мне
Изннения в том, что я романтик, лирик,.
зюбленный в мотыльковые вечера...
Вечера, когда мотыльки появляются над
№0й, — это вечера любви. Жизнь для
ier... Такова жизнь MOTHIILKOB  —
aenap,

Полюбить только раз и умереть. Любовь
— пизнь — смерть». .

тричество,
Герой имел тоже в своей жизни несколько ri аи буть чит ивуж, по и
еше целикой их нэ можем об’яснить,..

Офеерных» встрэч. Но,’ ваключает он,
вмерное воспоминание не’ стратино»,

Ивобычно и появление Лиды. Она при»
ит к герою и упрямо заявляет: «Я дол-
№ быть здесь. Я
ть около вас».
‘Сущность изобретения героя ваключает“
ми’ В чем:

Мы получим все. Речь идет о послед-
‘M отделе химии, В маука произойду

забывая 0. том,

ня меня.

газовых печей. Начинали действовать мо-
обязательно должна   гучие силы — тепло и электричество».

хоть один раз в наших лабораториях иноти-/

тут работать
т с шать корошо вентилируемым о воздухом.

ли на воеиную службу, он хорошо и быст-
ро усваивает боевую науку на заставе, очень
завидует своим товарищам, столь же мо-
подым, но уже числящим за собой одно,
& то и два «задержания» нарушителей;
очень обидно — Коробицыну решительно
не везет: стоит ему смениться и передать
вахту товарищу, — враг крадется; он обна-
ружен, он захвачен. За Коробицыным, впро-
чем, тоже числится одно «вадержание», но
то лишь корова 6 той стороны, совершив-
шая слишком далекую прогулку. И. нечего

делать, приходится при встрече с началь-

ником заставы рапортовать о девице, в ру-
ках у которой охапка хворосту, не заслужи-
вающая внимания. \

Мог ли он знать, что эта, безобидная с ви-
ду, девица состоит в грозной шайке врагов
и 910, гуляя по берегу речки, она высматри-
вает незащищеняое ‘место на границе.

Мих. Слонимоний создал новую книгу. на
материале фактическом, с действующими
лицами, перенесенными на страницы худо-
жественного произведения непосредственно
из жизни. Известно: автор провёл на ва-
‘ставах много дней, он сжилея здесь с бой-
цами и командирами, он обстоятельно изу-
чил их быт, их дух, условия их политиче-
ского роста и совершенствования. Жизнь
заставы познал он глубоко,  с той изобходи-
мой полнотой и органичностью, которые
позволяют художнику уверенно творить
произведение. )

До рассказов о пограничниках Мих. Сло-

нимский — автор культурный и опытный—
мот казаться несколько однотонным. Не бы-
ло особой яркости и многообразия в его ди-
алоге, нехватало убедительной краткости и
красочности в его описаниях,
‹ «Нет озер. Только Выга выплывает из
болотистых ручьев, побеждая стоячие во-
дыл А. болота здесь обширны и коварны.
Трясина вдруг окружает человека, ржавая
вода вдруг раздвигает муистые покровы,
вязнет, нога, и напрасен крик польстившего-
сея на морошку и клюкву: ответит только
эхо да встрепенется птица», — пишет он
теперь, научившись в длительном общении
с природой на заставах особой выразитель-
ности в пейзаже, \

жизнь людей в этом месте», — добавляет
автор. ;

Вс. Лебедев умеет рассказывать о про-
шлом, вызывая глубочайшую боль за тех,
чьи жизни отцвели, не распустившись.

И хотя старики Лебедева не борцы, а все-
тда безропотные мечтатели, все же в его
рассказах о прошлом чувствуются просто-
та и суровая нежность народной поэзии.

Но вот тем же певучим TOBOPKOM восно-
минаний автор рассказывает о наших днях,
© людях, строящих социализм, о борьбе с
‚классовыми врагами; И тут-то ритм пове-
ствования приходит. в столкновение с рит-
мом нашей жизни, певучесть переходит в
монотонность, в однообразие интонаций раз-
товорной речи.

Вратов мы, собственно, не видим, & толБ-
во слышим разговоры о них. Они притаи-
лись в одном из поселковых домишек, ка-
ждую ночь они беспрепятственно расхажи-
‹вают по заводу, жителей пугает блужда-
ющий по ваводу огонек, наводя на них по-
чти мистический ужас. По заводу ползут
нелепые слухи, что вернулся старый хозяин
завода, хотя всем хорошо известно, что
он давно умер. И несмотря ни на что, вра-
ги долго остаются безнаказанными, загадоч-
но неуловимыми. Потом так же неоправдан-
но легко их ловят.

Да и вся-то история © похищением пла-
нов Новодворова-деда (планов залежей
очень ценной и редкой руды — даринита)
задумана несложно, мелко и недостаточно
продумана в деталях. Это детектив, да и то
малокровный. Все так гладко, легко и про-
сто, — в последнюю минуту негодяев на-
крыли, Rak кузнечика шапкой А вот 06
кретаря сельсовета упустили. Между тем
Сергей Новодворов из случайно подслушан-
ного. им разговора секретаря сельсовета ©
машинисткой знал, что тот связан с вра-
тами. Создается впечатление, что случилось
это только потому, что именно так удобнее
было автору дальше строить свой рассказ.

Как ведут сёбя враги? В последнюю, ре-
шающую ночь, сидя в одном из цехов за-
вода, как в ловушке, не будучи уверены,
что им удастся ускользнуть отсюда с тюхи-
щенными планами, они пускаются в длин-
нейший, откровенный, совершенно неправ-
доподобный в данных обстоятельствах раз-
говор. А нужно это автору для того, что-
бы читатель понял, кто они, что они ва-
тевают и где их гнездо,

колоссальные перемены. И это ‚Н@ «сол-
нечная машина», которая может существо“

ние проблемы.

Должен измениться человек. Жизнь сде-
лается‘еще лучше, красивее, люди будут
иметь больше сил и смогут делать -
ше полезного».

Герой поясняет: «Я увлечен самой иде-
ей изобретения и потому не имел воз-
можности подумать о его практическом
применении». Добавим от. себя, герой от-
личалея также и ‘технической нетрамот-
ностью. Если бы он удосужился загля-
нуть хотя бы в наши популярные журна-
лы, он убздился бы, что науке уже извест-
ны соединения аминокислот и ею достиг-
нуты огромные результаты в области син-
теза белка., Иавестно также, что солнеч-
ные машины существуют не только в ро-
‘манах, но и в действительности. Знаком--
ство е научной литературой не плохо и
в том отношении, что тогда терой назы-
вал бы мотыльков правильно: не «эфеме-

Но таков уже метод автора. Он думает,
что заставить ‘человека товорить чепуху,
уснащая ее научными терминами, значит
дать образ, подлинного ученого. Посмотрите,
что делается в институте — этом «комби-
нате, энциклопедии достижений науки».

«Ныль запорошила золото люстр. В. ко-
ридоре пахнет химическими сбединения-
ми... У нас болели толовы от смрада, мы
задыхались от’ пыли...

— Я считаю кислоты. Их было двад-
цать, Это соединение кислот, если оно
только станет соединением, моложе вас,
Лида. Только двадцать кислот. Но как
много ‘обещают они. Как много имеет в
наше время молодость. Включите ток!
— Ток? — Она удивленно посмотрела

— Да, ток. Нам должно’ помочь элек-
свет и даже те силы, кото-

Ona включила ток, я изменил накал

Следует спросить автора, бывал. ли Фн

в, где настолько чисто, что люди мо-
не надевая халатов, и ды-

к

Идите ближе».

хя и кончился роман.

Действующие лица в книге товорят кА-
и на свовм, ему одному присущем, язы-

Свой язык и у начальника заставы, иу
командира отделения Лисиченко, спокойно-
то и уверенного воспитателя бойцов, и у
Коробицына, скромного и настойчивого лё-
ревенского парня е высоко раавитым чувст-
BOM долга.

‚ Зорко стережет красноармейская застава
траницу страны. Автор отлично дает почув-
ствовать, как все опытнее, надежней и креп-
че остановятся наши дозоры, как все труд-
нее приходится врату, как делаются всё не-
проходимее для него тропы по сю сторону.

Светлело уже утро, Близился час емены
ЖКоробицьна на посту; и вдруг выросли пе-
ред ним три диверсанта в оружием, наз
правленным прямо на него. Коробицын. вы-`
стрелил, но винтовка шатнулась в ето ру-
ках, потому что подкравшийся сзади чет-
вертый враг ранил его в ногу. Коробицыя
упал на колено и выстрелил еще раз. Три
вражеских пули виклись в него, он свалил-
ся наземь.

«Решалась жезнь. Лежа на земле, не вы-.
пуская винтовки из рук, он всхлипнул и ¢
земли прицелилсея в тромадного мужчину,
которого сразу же признал вожаком».

То был Цекконен, опытнейший диверсант,
много вреда причинивший нашей стране,
руководитель шайки шпионов, среди ко-
торых была и та девица, что появлялась
на сопредельной стороне с невинной охац-
кой хвороста,

Коробицын валил выстрелом вожака,
юн принудил врагов к отступлению —
один против мнотих, уже смертельно ра-
ненный. ee

Память о лучших сынах родины чиког-
да не потускнеет в советских сердцах, и
подвиги их вдохновляют поэтов и худо-
MHTKOB,

В новой книге Мих, Слонимекото не Bee
одинаково удачно. Отличный рассказ —
«Потраничники», хороши «Тревога» и <3a-
падня», но «Экзамен» и «Веселый разго-
вор», которыми заканчивается книжка, на-
писаны поверхностно = торопливо,

А. Эрлих

Близость ‘свою к народу Островский по-
нимал и ценил. Понимали это и театраль-
ные чинуши, открыто презиравигие «му-
жицкие» пьесы великого русского драма-
турга, душившие его могучее творчество
чугунными лапами Влександровской цен-
вуры, ;

В своей известной записке об образова-
нии в Москве. русского народного театра,
Бак бы полемизируя с этой светеко-теат-
рально-жандармекой чернью, А. Н. Ост
ровский с мужественной и тлубокой про-
зорливостью заметил: т 1

«Драматическая ‘Ноэма ближе к ‚народу,
чем все другие отрасли литературы. Вея-
вие друтие произьёдения пишутся для
образованных людей; а драмы и комедии
для всего народа. Эта близость к народу
нисколько не унижает драматической по-

‘дает ей опошлиться и измельчать».

«Без вины виноватые» — предпослед-
няя пьеса Островского. Она написана в
1884 тоду, больше чем полвека тому на-
зад. Первыми создательницами централь-
ного образа пьесы Елены Ивановны Кру-
чининой были великие русские актрисы

века Федотова и Стрепетова.

Но вот «Без вины виноватые» идут в
1937 тоду в Вахтанговском театре, и опять
льются слезы в зрительном вале и бушу-
ЮтТ.«добрые чувства». Народность, правди-
вость, яркая сценичность и художествен-
ная критика органических пороков. кани-
талистического общества придают неувя-
двемую силу «драматической поэзии» Ост-
ровекото.

А
почти мелодраме CG счастливым концом
‘звучит пряемлемо для уха советского зри+
теля Мы слышим фальшь в рассужле-
ниях Кручининой о сестрах милосердия,
рассуждениях, обильно сдобренных слезой
либерального гуманизма. Да и Драма He-
‘

ЗАМЕЧАТ

Рабочий Василий и его жена creat

Враг у Лебедева условёи, призрачен, не’
видишь его в самых типических, харак-
терных чертах, во всей его низости, подло
сти, мерзости, словом, во всей его контрре-
волюционной сущности,

А так как картонен враг, то олабо пока-
зана и борьба с ним.

Бледны и положительные персонажи ро-
мана. Эта неудача Лебедева тем ‘более `до-
садна, что здесь он хоропю знает то, о чем
пишет, знает, чем дышит советский чело-
век, понимает природу социалистического
труда. Знает, но не умеет показать.

Интересно задуман образ Гриши Тебенв-
кова, восторженного, мечтающего собрать

в шар все тепло’ воеленной, использовать.

теплый ветер пустынь.

Гризна не только мечтатель, он — заме-
чательный сварщик, он знает литье и на
мартене стоял, он хочет учитьея, двитаться
дальше.

Но вое же люди наших дней — Сертей
Новодворов, его жена Варя, да и Гриша
ЧТебеньков даны больше в разговорах, & нё
8 действии. Это еще эскизы, а ‘не портреты,

У тероев Вс, Лебедева пристрастие к раз-
мышлениям, к воспоминаниям, к разговор-
ной речи в ущерб развитию действия. От-
сюда расплывчатая сюжетная линия, неко-
торая сумбурность в развертывании собы-
тий, иногда даже просто неувязка,

Вс. Лебедев борется с канонами литера-
турной речи. Новое черпает он в народном
творчестве, в рабочем фольклоре, вливая от-
туда свежую струю в литературный язык.
Но в своих экспериментах он увлекается.
Ему кажется, что он налел свой язык, и
он заставляет им говорить веех подряд, Ди-
апазон же его языка очень невелик: у него
одна интонация для деда Новодворова,
‘для Гриши Тебенькова и для рассказа о
том, как была поймана вражеская шайка,

Й это однообразие раздражает, как раз-
дражает порою и нарочитая корявость язы
ка. : }

Ве. Лебедеву nano найти более четкую
структуру для второй части повести, где по-
ложительные терои должны предетать во
весь рост, где фитура врага заставляла бы
читателя насторожиться, а не проходила
мимо его внимания, лишь как некий нуж-
ный дия хода действия отрицательный’ ли-
тературный. пероонаж.

В книге много опечаток.

м. Демидова

казывается. Ни‘в коем случае он не хо-
чет причинить хозяевам‘ беспокойство. Он
будет спать на полу.

И вот Ленин, укрытый чужим плалцом,
спит на полу в бедной комнате рабочего.
И двое отерегут его сон: хозяин дома и
ето жена. Типгина. Стук маятника. Два ч6-
ловека, тесно прижавшись друг в другу,
смотрят Ha спящего. ©‘ i

— 9Эт0 он? — спрашивает женщина,

Муж молча сжимает ее руку.

Эта тема узнавания Ленина, ожидания
это — тема растущей молвы — проходит
через весь фильм.

— Какой он? — спрашивает крестьянин
в письме, Растет молва: Ленин! В окопах
это имя, на заводах, в деревнях. Увидеть
ето, поговорить с ним... Где он? Какой он?

И в другом латере звучит имя вождя»
Там тоже обсуждают — какой он? Там a
же хотят его встретить. Хотят найти éro.

Эти две линии обнаружения Ленина,
идущие из противоположных латерей, ор-
танизуют как бы фабулу фильма. }

Сыщик таится у порога Ленина. Обна-
ружено его местопребывание. Wukepa
мчатся в трузовике — схватить Ленина.
ТПофер оглушает сидящего рядом ¢ HAM
сыщика. Грузовик едет не туда, куда
нужно. Юнкера опохватываются, Шофер
en Он падает с \криком:

—-

а здравствует Ленин!

Линия врагов обрывается. Им не уда-
лось «увидеть»? Ленина Он продолжает,
оставаясь невидимым, руководить подго-
товкой вооруженного восстания, Все знают:
есть Ленин, есть человек, который аа мир
и за хлеб для народа, ва прекращение
войны, за власть советов,

— Ты видел Ленина?

— Какой он? : :

И вот в Смольном народ узнает Ленина.
Огромная толпа — матросы, солдаты, ра-
бочие, наполняя коридоры, стремится за
Лениным.

— Ленин! Ленин! ‘

Возтласы, бурное «ура». Вот он, Ленин,
узнали Ленина, вот он какой — вождь,
нали Ленин...

И крестьянин, который до того не мог
никак представить себе, как же вытлядит
этот ‘удивительный человек, защитник на-
рода, увидев Ленина, произносит про себя
с восхищением: .

Зачем этот диалог в натромождением слов
и запутанных понятий, похожий скорей
на бред?

Герой квастливо заявляет, что ето ра
бота воплощала в себе «волю и стремле-
ние   целого коллектива и была связана
«со всей страной». На протяжении всего
романа читатель‘ видит только одного
пожилого, солидного профессора. Он то-
же был энтузиастом белка, Этот пожилой,
солидный профессор оказался вредителем.

Герой, увлекаясь «эфемерами», и н8-
блюдая за тем, чтобы сотрудники «ухо-
дили из института в точно установленное
время», не проверил по существу своего
помощника и CTOIKHYICH с ето вреди-
тельскими тенденциями пост-фактум,

В романе есть еще два лица — жена и
дочь тероя. Жена, конечно, — «эфемер»,
& дочь — Стелла — талантливый  ребе-
нок, Она играет на скрипке. Герой, при-
дя к выводу, «что между музыкой и соз-
данием белка есть много общето», ©пособ-
ствует ев выступлению в концерте. Вы
думаете, автор в вопросе о музыке огра-
ничится вышеприведенным снотоптибатель-
ным афоризмом? Ничего подобного. Вот о
чем поет скрипка ы:

«„.Событие — выход зайца на дорогу.
Событие — треск ветки. Событие — крик
совы. Звук передает не только выход зай-
ца, но и «черные тени» OT «лапчатых,
широких крыльев совы». «не один
звук а плеяда. Плеяда потому, что звуки
не только звучат, & и горят, как мерца-
ющий свет Альционы, айн, Электры,
“Стеропы», ь

Чтобы отвести обвинение читателя В
протаскивании декаданса, «фиолетовых
рук, полусонно чертящих звуки на эмале-
вой стене», автор и тут спешит придгить
на живую нитку к «лунной (!) сонате»
песню борьбы и освобождения.

Кривляния героя кончаются торжеством.
Велок открыт. Стелле делается вспрыскя-
вание, и она моментально выздоравливает.

«Лида, — говорит герой, закрывая от.
счастья Глаза, — идите сюда, Я хочу вам
сказать что-то  необыкновенио важное,

С 22 тю 25 декабря коллектив театра
им. Мейерхольда обсуждал выступление
печати о своем теалре. ‘

Три дня люди коллектива горячо гово-
рили о том, как преступно относился театр
им. Мейерхольда к искусству, какие  безо-
бразия творились в коллективе, как нару-
тались основные принцины работы в с0-
ветском театре с советским актером.

Бесплановость, хаос, самодурство «ма-
стера», нетерпимое отношение к самокри-
тике, полное равнодушие к актеру, игно-
рирование живых людей и их индивиду-
альных творческих способностей — вот что
годами царило в театре им. Мейерхольда,

К кому обычно обращается в театре ар-
THCT ва советом, ва помощью в работе?
режифсеру; Но в театре им. Мейерхольда
им был Мейерхольд. К, художественному ру-
ководителю? Но им также в театре Мей-
ерхольда был Мейерхольд. К директору?

о и им в театре им. Мейерхольда был
Мейерхольд, Таким образом круг замыкал-
ся.

Спраптивается: как же работать при 9а-
ком положении? Одни уходили, другие
подхалимничали и приспосабливались, тре-
тьи терпели. 2

Артисты с возмущением говорили © ре-
пертуарной анархии театра, Актер Громов
заявил, что театр им, Мейерхольда можно
назвать «театром Ннеобыточных мечтаний
и обещаний, театром неосуществившихся
надежд»,

Неизвестно; откуда у руководства вдруг
вспыхивали идеи новой постановки. Театр
включалея в работу, начинались репети-
ции, сдздавались бригады, спектакль уже
варанее. рекламировался. Но внезапно
вопыхнувшая идея так же внезапно „уга-
сала. Прекращались репетиции, распуска-
лись бригады, творческий ажиотаж за-
мирал. Деворганизованные артисты уныло
спорили о причинах крушения готовящей-
ся премьеры. Но через некоторое время в
театре онова начинались разтоворы: «Мас-
тер задумал новый спектакль. На-днях
приступаем». И. начиналась обычная сума-
тоха’ репетиции, бригады, обещания.» И
очередной крах,

Артисты в своих выступлениях подчер
tba, AIO крах выаывалоя всегда одной

Это «что-то» вполне понятно, Им начал»

Нет! Не нужно было пиоать эту кчиту, п8-
реводитя ре и, народец, овмое главное, изд“

Bath.   `В, Тройнов

эзии, а, напротИв, удваивает ее силы и не.

между тем палево не воб в атой.

постель для‘ Ленина. Он решительно 01

горячо обсуждая что-то.

ЗАПОЗДАЛЫЕ ПРИЗНАНИЯ

На общем собрании коллектива театра им. Мейерхольда

законнорожденного Григория  Незнамова
чужда молодым советским людям по той
простой причине, что самое понятие «не-
законнорожденный» для них мало понаят-
но. Но эти отдельные ноты не ваглуща-
ют основного, а основное — это хуложе-
ствение убедительная критика чудовищной
властз денег в обществе Муровых и тро-
татеньно чистый: образ страдающей матери,
любовно вылепленный Островеким.

Заслуженная артистка республики А. А,
Орочко замечательно исполняет роль @т-
радиной-Кручининой. В первом действии,
когда Елена Кручинина еще зэвется Лю-
бой Отрадиной и представляет собой
наирную, молодую, бедную провинциалку,
Орочко играет сдержанно, как бы сбере-
тая силы для дальнейшего. Талант ее рас-
цветает во втором и третьем действиях.
Тонкий реализм и благородный рисунок
игры Орочко захватывает зрителя. В ве
устах даже рассуждения о знаменитых
сестрах милосердия звучат тактично. 0со-
бым, близким сердцу советского человека,
социальным смыслом наполняет Орочко об-
раз хорошей русской женщины — Еле-
ны Ивановны Кручининой. Счастливые со-
ветские матери,
момент, когда на сцене Кручинина —
Орочка с безумной тоской и надеждой рас-
спрашивает Галчиху — Ляуданскую о судь-
бе своего сына, плачут над тяжелой прош-
лой. судьбой женщины, . i

Неровно, со срывами в мелодраму. игра-
‘ет В. Москвин роль Григория Незнамова.
Нужно заметить, что роль эта чрезвычай-
но трудна для актера по причине, о ко-
торой мы писали выше. Повидимому, не-
ровность игры В. Москвина идет именно
отсюда -—— трудно изображать чувства и пе-
реживания, природа которых тебе чужда,

‹ Нравится и радует игра Макаровой (Ко-
ринкина). Она очень выразительно играет

ЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

‚ — Обыкновенный...

В этом фильме. много замечательных
сцен. Великолепна сцена Ba заводе, в ко-
торой представитель временного прави-
тельства требует одачи оружия. Узверен-
ность мабсы в собственной силе выраже-
на в этой сцене разнообразными сред-
ствами.

Отлично сделан диалог в ецене чтения
Василием письма из деревни,
маль землю сейчас или ждать
какого-нибудь постановления? — читает
Василий,

— Отнимать! — быстро говорит Ленин.
— Ничего не ждать. Отнимать сейчас же.

—

акцию в зале, о‘

Одна из лучших сцен — заобдание ЦК.
Ленин, Сталин, Дзержинский, Ленина мы
видим на первом плане. Мы можем де-
тально следить за мастерством Щукина,
Отдельные жесты, повороты головы, игра

— 66 это создает необыкновенно вы-
разительный портрет. Тут вадумываепться
над тем, какое великолепное искусство —

самым важным. :
«Ленин в Октябре»—это именно народ
ный фильм. Образ Ленина дан в ном в
обаянии правды, оправедливости, чистоты.
Зритель радостно воспринимает каждое
раздающееся © экрана олово Ленина.
Жалок Керенский. Как кукла, встает он и
садится. Поевдо-значительнов лицо, истери-
ческие выкрики.
— Это было в Октябре 1917 roma, това-
рищи... \
Такова одна из надписей.
Мы видим коридоры и залы Смольного.
Октябрь 1917 года. Матросы в пулеметных
лентах, столы, заваленные планами и кар-
тами, телефоны, папиросный дым, папахи,
штыки. - )
Фигура Сталина, Он натнулея над кар-
той. Блестят черные волосы. Ленин под-
ходит к нему, они ходят из угла в угол,

онкотрубая «Аврора» движется в `сум-
раке. Ослепитеж»ный клубок выстрела.

Это исторические сцены. Отдельные кар-
тины великой истории Октябрьских дней»
отдельные образы великой жизни Ленина.

Замечательный фильм, увенчавшаяся
спехом попытка дать в искусстве образ

Ю. Олеша

и той же причиной. Руководство упорно
стремилоеь протащить для постановок в
театре, чуждые пьесы или контрреволюци-
OHH, стряпню различных сомнительных
«драматургов», чье гнуснов лицо сейчас
полностью OTEDEITO.

В то время, как театры Союза, вплотв
до самодеятельных клубных кружЕов, уме-
ли находить правдивые пьесы, отражаю-
щие героику советской жизни, лишь один
театр, © горечью признали всё актеры, не
видел или не хотел видеть этих пьес —
это театр Мейерхольда.

Пьеса «Одна жизнь», юбилейная пьеса
театра, готовилась буквально, как на по-
жар. Паника все время царила в театре.
Репетиции прерывались... на три месяца,
& затем растерянный коллектив получил
задание от художественного руководства,
за несколько дней до двадцатилетия Ок-
тябрьской революции кое-как, каспех при-
тотовить опектакль.

Так и исковеркали прекрасный роман
большого писателя! ee sit

„На общем собрании сотрудников театра
им. Мейерхольда выступил за эти дни поч-
ти весь коллектив театра. Это были’ акте-
ры, пришедшие к Мейерхольду в различ-
ное время и занимающие различное поло-
жение. Но всё они, начиная от актера
Боголюбова, работающего у Мейерхольда
больше десяти лет, и кончая студентом-
практикантом Чулковым, на-днях пришед-
шим в театр, товорят одно и то же:
хаос, семейственность, подхалимство, от-
сутствие творческих установок, полная
дезортанизация коллектива,

Работники театра высказывают сейчас
много торьких истин. Но тут встает закон-
ный вопрос:

Почему только после резких звыотупле-
ний печати все «униженные и оскорблен-

ные» вдруг прозретли и, получив голос, во-
зопили о своих ‘мытаретвах?

‚Актеры, заявляющие на собрании 6 том,
что. 28 последние четыре Towa производ-
отвенный план театра не ‘выполнен
ни на один процент, — анали 06 этом
и факле, очевидно, и до ойг-
нала цечати, они ве имели права мол

утирающие слезы в тот

Это вызывает весело-одобрительную per

кино! То искусство, которое Ленин считал.

СПЕКТАКЛЬ АКТРИСЫ \

«Без вины виноватые» А. Н. Островского в театре им. Вахтангова

провинциальную театральную львицу, этая
кое развращенное дитя старого закулис“
ного омута, обитателей которого так хоч
рошо знал Островский. Заслуженный ар-
тист республики Захава и артист Козлов*
ский (Дудукин и Муров), как говорили не-
когда рецензенты, «хорошо поддерживают
ансамбль»,

Чудесный актер Горюнов нашел для ис-
полнения роли Шмаги много метких и
верных актерских деталей но, на Halt
ватляд, несколько упростил богатый образ
бродячего российского комедианта ХХ ве.
ка. Шмага — фигура более значитёльная,
чем та, которую изображает заслуженный
артист республики Горюнов. Ведь Шмаг&
в какой-то степени олицетворяет социаль-
вый протест. У Островского он выражает
его тратикомически, а Горюнов только ко-
мичен, Думается, что в дальнейшей ра
боте над ролью Горюнов найдет эти недо-
стающие ему сейчас для полного успеха
черты.

Против постановки заслуженного артиста
республики Раппопорта и оформления ху-

дожника А. Д. Гончарова трудно что-либо.
возразить. К сожалению, это все, что MOIR: ©

но сказать об их работе, Нам кажется, что
тт. Раппопорт и Гончаров несколько
«офранцузили» Островского, подчеркивая
мелодраматическое начало пьесы и сту-
шевывая быт.

А в общем «Без вины виноватые»
вахтантовцев — это спектакль актрисы,
Советские театралы скоро будут совето-

вать знакомым: «Обязательно ‘еходите но- ’

смотреть Орочко в «Без вины  винова-
тые>.
Они’ будут правы: посмотреть Орочкб 3
роли Кручининой следует каждому, ETO
любит советский театр и его работников.

Леонид Ленч

Накануне 20-летия
Красной Армии

КАК ГОТОВЯТСЯ
ТЕАТРЫ

Через два месяца наша родина буде
праздновать двадцатилетие героической
непобедимой Рабоче-Крестьянской Красной
Армии. К дням славного юбилея будут раз-
вернуты выставки, выпушены специаль-
ные издания, устроены вечера.

Государственный ордена Ленина Акадё-
мический Малый театр, посвящает славно-
му юбилею РККА постановку новой пьесы
в стихах В. Гусева — «Дружба». Это —
пьеса о моральном и политическом един-
стве нашего народа; о смысле и значении
военной профессий в нашей стране, Театр
уже приступил к работе над постановкой
«Дружбы», осуществляемой заслуженным
деятелем искусств К. П. Хохловым. Оформ-
ление спектакля поручено художнику

М. С. Варпех. .

’ Тватр им. Вахтангова еще весной, пла»
нируя свой репертуар на 1938 год, решил
одну из своих постановок посвятить юби-
лею Красной Армии, Недавно театр полу-
чил новые пьесы от И. Прута «Дорога на
ют» и В. Катаева «Шел солдат с ’ фронта»,
являющуюся инсценировкой его нового ро-
мана «Я, сын трудового народа». Вопрос
о том, какая из этих пьес пойдет к юбилею
РККА, до сих пор решается в Комитете по
делам искусств,

Московский Камерный театр’ предпола»
тает показать премьеру спектакля «Кочу-
бей». Это — инсценировка одноименного
романа А., Первенцева, сделанная автором
совместно “в постановщиком  епектакля
Н. П. Охлопковым.

В театре имени МОСПС 28 февраля сб-
стоится премьера ‘пьесы Л. Никулина
«Порт-Артур». О том, какую художествен-
ную задачу ставит театр, рассказывает по-
становщик «Порт-Артура» заслуженный
деятель искусств И. Н. Берсенев,

— Hama задача — показать, что государ-
ственная авантюра захвала  отдалённого,
‚ заброшенного порта, осуществленная без
дарным, корыстным, продажным командова-
нием, безжалостно погубившим 150 тысяч
жизней, авантюра, приведшая к позорному
поражению царское правительство и разо-
блачившая распад и тниль царского строя,
явилась толчком к пробуждению револю-
ционного, сознания масс, прологом к тене-
ральной репетиции — революции девять“
сот пятого` года. В этом спектакле я дол-
жен, как режиссер, донести до зрителя
мысль, выраженную в словах Владимира

`Ильича о Порт-Артуре: ...«Своей глупой и

преступной колониальной авантюрой само-
державие завело себя в такой тупик, из Ко*
торого может высвободиться только сам на
род и только ценою разрушения царизма»,
Такова идея нашего опектакля,

К двадцатилетию Красной Армии гото-
вятся и театры периферии. В ‘нескольких
тородах ставится новая пьеса И. Прута
«Дорога на юг». В некоторых театрах пойдет
пьеса Шейнина и бр. Тур «Очная став»
ка».

К сожалению, подробными свздениями
о подготовке театров периферии к юбилею
РККА Всесоюзный комитет по делам ис“
кусств не располагает. ‘

Начальник театрального управления В66-
союзного комитета по делам искусств тов,
Гринберг прямо звявляет, что он не ставих
себе задачи выпустить специальные спек-
такли к 20-летию Красной Армии, Разу-
меется! Ведь поставив себе такую задачу,
театральное управление должно было бы
своевременно позаботиться и ‘о созданий
репертуара о Красной Армии, или, по
крайней мере, заинтересоваться творчески“
ми замыслами драматургов, или, наконец,
спланировать репертуар театров так, чтобы

пьесы о Красной Армии были показаны.

ими не в случайные сроки, а приурочеч
ны к юбилею. Но так как ничего этого,
повидимому, сделано не было, то началь“
нику театрального управления ничего #
не остается теперь, как заявлять, что од.
себе такой задачи не етавил.

До юбилея осталось два мебяца, У чват-
рального управления Комитета по лелам
HOKYCOTB есть еще время развернуть на
периферии подготовку спектаклей о Крас-
ной Армии и помочь Московским театрам, .
работающим над оббронными пьесами, ва»
времи выпуотитв их н& эцену.

у