_—

<

УКРЕПИТЬ В ИЗДАТЕЛЬСТВАХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА,

“XY MOMECTREMMGI BECMOPSITON>

ee
В литературно-хуложественных

Мах. отсутствуют элементарные

правильной организации труда.

Между тем ни одна редакция московских
зитературно-художественных журлалов до
сих пор палец 9 палец не ударила для
того, чтобы рационализировать свою pabo-
TY в свете постановления Совнарком»
СССР, ЦЕ ВБИ(б) и ВЦСПС от 28 де-
кабря.

Странный, казалось бы, факт, но ни в
одном из московских журналов, обеледован-
ных пишущими эти хтроки, ответствен-
ный редактор не имеет установленных ча-

жувна-
признаки

сов: приема. как бы незыблемый прин-
Пип, одинаково  соблюдаемый и. в тех

журналах, где ответственный редактор —
чрезвычайно редкий гость. и в тех, где
он ведет повседневную работу. Появляться
случайно, возникать неожиданно и внезап-
но, как Мефистофель перел Фаустом, —
таковх освященная традицией неприкосно-
‚ венная прерогатива ответственного релак-
тора литературно-художественного журна-
1а.

Регламентация Табочего дня в журна-
тах Гослитиздата начинается только с 31
› декабря 1938 т., когда приказом я. 0. ди-
ректора издательства он-был наконец опре-
хелен, согласно советским нормам. в шесть
© половиной часов. До того рабочий лень
в журналах официально установлен не был
и зависел всецело от доброй воли самих

релакций и прилежания сотрулняков. В не-.

которых релажпиях. как например B «OK-
тябре», рабочий лень устанавливалея то-
чему-то применительно. К CORPAMLEHAE™M
нормам «вредных производетв» или рабо-
чего хня подростков — в пять © полови-
ной часов. }

По той же системе был организован и
BOCh внутренний распорядок в редакции.

Заразительному примеру ответственного

В ЭЗвУРГШАЛАХ

редактора, не желающего стеснять себя не-
пременными часами пребывания в редак-
ции, успешно подражают и члены редкол-
легии и заведующие отделами, Они. если
и имеют приемные часы, то почему-то He
считают за грех систематически нарушать
их. На деликатный вопрос. почему отеут-
ствует член редколлегии, имя тек, кото-
рый по расписанию ‘обязан сейчас дежу-
рить в редакции, вам, не моргнув глазом,
ответят:

— Зато он был вчера.
> Или:

— Зато. присутствует №, который ее-
годня не должен был приходить,

Такая «круговая порука» отнюдь He
извиняет, & еще больше подчеркивает сву-
ществующий в редакциях «художествен-
ный беспорядок». }

Повторяем, многие редакции литератур-
но-художественных журналов склонны в0-
обще отрицать право применения к ним
обычных   трудовых норм.

Но тхе для этого основания? Ведь все
литературно-художественные журналы в
неоплатном долгу перел читателями.

Наиболее, казалось бы, блапополучный
в этом отношении — журнал «Новый
мир»: он выходит обычно раньше других
журналов. Но это отнюдь не значит, что
B HEM сильна трудовая дисциплина, ‘что
редакция работает точно по графику. На-
против, редакция вообще не признает, ни-
какого графика. пользуясь своим привиле-
гированным положением в типографии «Из-
вестий». Опираясь на мощную полиграфи-
Ческую базу, «Новый мир» безусловно име-
ет все возможноети регулярно выпускать
журнал в начале каждого месяца, & не в
конце или даже ‘в начале‘ следующего. как
это имеет место сейчас.

В гораздо худшем положении находятся

=

литературно-художественные журнаты Тос-
литизлата. Получив бывшую типографию
Жургазоб’единения, Гослитиздат не дал се-
бе труда изучить ее возможности и про-
изводительноеть отдельных цехов и пере-
вел сюда из 18-й типографии  Мостоли-
прафкниги все свой ежемесячники. Типо-
графия, особенно цехи с заниженной про-
изводительностью  (брошировочный), не
справляются ›со своей задачей, и отдельные
номера журналов приходится снова пере-
возить для напечатания из собственной в
18-ю типографию. Разумеется, никакого
хозяйственного омыела в этих «встречных
перевозках» не было и нет. Меньше всего
это содействует своевременному выходу
журнала. :

Но и редакции журналов далеко не без
греха. За послехний квартал 1938 года pe-
Дауни «Красной-нови», «Октября», «ЛТит-
критика» не выполнили своего производ-
ственного графика. «Знамя», правда, свое-
временно сдает материалы, но по тем или
иным причинам в последующих этапах 1о-
падает в «аварию» и нарушает свой гра-
фик.

Рекорт беспечного отношения к потпис-
чику побивает редакция журнала «Моло-
дая твардия», которая только 21 декабря
подписала к печати свою ноябрьскую кни-
гу. Двенадцатая книга ло сих пор не еда-
на в печать, и неизвестно, когда она дой-
дет до читателя, в феврале или в марте,

Прекращение позорного опоздания жур-
налов, точное еоблюдение, производствен-
ного графика -— разве это не элементар-
ное требование трудовой дисциплины? Раз-
ве тали одного этого не следовало нашим
редакциям заняться мобилизацией трудо-
вых ресурсов. пересмотром и рационали-
зацией всей своей работы!

с. ипполитов.
Е. ПЕЛЬСОН.

HEMOROPOTINELIE PYKOBOLMTEIM

СТ января 1939 тода вошло в. еилу

постановление Совнаркома ‹ СССР,

ВКП(б) и. ВЦСПС «0 мероприятиях. по
упорядочению трудовой дисциплины, улуч-
шению практики государственного социаль-
ного страхования и борьбе © злоупотребле-

виями в этом Jere»,

Однако не все государственные учреж-
дения встретили это постановление олина-
подготовленными; ‘Алминистрация,
партийные и профсоюзные организации
излательства «Молодая гварлия», видимо,
не осознали всей важности стоящих перед
ними задач. Иначе. чем можно об’яснить
ту медлятельность, < ‘которой B ‘издатель-
стве проводят в жизнь постановление пар-

ково

тии и правительства 0 дисциплине?

Ло вчерашнего дня злательство суще-

ствовало без всякого трудового регламен-
та. Напрасно’ секретарь парткома‘ тов. (Се
вриков © упорством, достойным. лучшего.
применения, пытался отрицать беспорядок,
царящий в издательстве. Ведь факт, что
до 4 января не были установлены mpo-
полжительность трудового ‘дня в отдельных
звеньях аппарата издательства, часы 0бе-
денного перерыва, ‚ порядок работы отдель-
ных секторов. Каждый сектор жил mo cob-
ственяому, им установленному календарю.
Общие часы приема авторов релакторалги
считались излипоней. роскотью. Редакции
оборонной и массово-политической, литера-
туры установили для себя прием авторов
or 2 30 5. А редакгия «Социалистиче-
enol родины» считала для себя хостаточ-
ным тратить на прием авторов лишь хва
316 — от 2 до 4. В редакции «Жизнь
замечательных дюлей» жили совсем bes
приемных ‘часов. На наш  ‘ Bompot, котла
модно видеть редактора, здесь ответили:

своевременной явкой на работу, за рабо-
чими часами сотрулников.. -

— Я не могу точно. учесть. — гово-
риР нам заведующая личным столом тов.
Степанова, —. сколько сотрудников 9103-
дало 3a эти дни. Администрация до сих
пор не дала сведения о том, кто когда
начинает работать в издательстве,

Но даже приблизительный подочет 90-
наруживает недопустимую расхлябанность,
1 сие время господствующую в издатель-
стве. 31 декабря было 16 опозданий, 2-го
— 15. третьего — 9.

С непонятным блатодушием взирает на
это разгильдяйство MeCTKOM издательства,
отраничивающийся регистрацией и не пы=
тающийся даже воздействовать на сотруд-
ников. , дезорганизующих жизнь советского
учреждения. .

Рабочий или служащий, допустивший
опоздание на  таботу без уважительных
‘причин, или преждевременно ушедший’ на
обед. или ‘залюздавший о приходом © 90бе-
да, подвергается администрацией взыска-
нию, говорится в постановлении. Но из-
дательство, вихимю. считало для себя не-
обязательным и это Указание ‘партии и
правительства. Приятное оживление mapa.
ло к 10 часам 30 мин. во издательском
буфете. Только что пришедшие на работу
сотрудники начали свой рабочий день
с... завтрака.

№ этому разбазариванию табочего’ вре-
мени либеральная алминастрация отноеи-
лась все с тем же блатодушием. f

— Сегодня во второй половине дня, &
ЦВ   завтра — неизвестно.

Отсутствие регламента лишало возмож-
ности. установить и строгий контроль за

Никакой заботы не проявляет руковод-
ство издательства к созданию условий,
при которых можно продуктивно работать.
Эт в первую очередь относится к редак-
ции художественной литературы, работаю-
щей в совершенно ‘ненормальных ycJ0-
виях. В крошечной, полутемной, холодной
комнате — три стола. Два — лля редак-
торов, третий, посредине... для юрискон-
сульта  излательства, над головой ‘редак-
Тора — телефон, общий © группкомом пи-
сателей. Оживленно разговаривают много-
численные посетлтели чорисконеульта, тре-
щит, не смолкая, ‘телефонный звонок. И пот
этот аккозшанемент редакторы читают ру-
KOUMCH, правят транки, разговаривают ¢
писателями, у

Не трудно представить себе, какую вы-
сокую производительность труда обеспечи-
вают полобные условия.

’Только вчера, на сельмой день после
постановления Совнаркома CCCP, ЦВ
ВЕП(б) и ВЦСПС, администрация «Моло-
дой гвардии» Улосужилась издать приказ
© правилах внутреннего распорядка рабо-
ты в издательстве. Но это только ‘10ло-
вина дела. Вторая, и не менее важная,
завлючаетя в том, чтобы установить
строжайший контроль исполнения.

Руководство «Молодой гвардии», пар-
тийная и общественная организации.
должны решительно взятьея 3a введение
новых порядков в издательстве «Мололая
твардия».

Без установления ‘крепкой трудовой
дисциплины ‘издательству не достигнуть
новых производственных успехов.

Е. БЫСТРОВА,
М. ЖЕЛЕЗНОВА.

НЕУДАВШИЙСЯ ДОКЛАД

Секция советской литературы Инетиту-  в качестве предварительного обзора доклад

та мировой литературы им. А. М, Горького
проявнла ‘незаурядную оперативность. 30
декабря на заседании секции был заелу-
шан доклад «Советская литература в 1938
оду». °

Докладчик т. Н, Белкина отраначила
свою тему исключительно прозой, вернее,
частью вышедших в прошлом году прозаи-
ческих произведений, и сопроводила доклад
рядом оговорок © неполноте материала, о

нё удовлетворил аудиторию.

В. Зелинский товорил © своем полном
несогласии ни < методологией, ни © выво-
дами доклалчика. Докладчик ‘огрантитится
схематическим анализом тематики выштед-
ших произведений. .

Беда доклада, — указал М. Серебрян-
ский, — в том, 910 в нем отбутетвует
центральная илея, обобщающая анализ от-

мерновом характере анализа. и т. д, Но и  дельных ‘произведений. Докладчие прошел

Neen en een ити ДС АДД ИЖИ С ЖИСИИЛИпИ п И

ЛЕВ ГУМИЛЕВСКИЙ

НОВАЯ  -
` ПРИВЯЗАННОСТЬ
К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Жизнь  социалистического — общества
вемыслима без широчайшего развития нау-
Ki, техники и искусства, так как вель
искусство 6сть ‘тоже средетво ‘познания и
изменения мира. Во всех областях жизни
наши советские люди действуют. как ре-
волюционные поваторы,  переделывающие
мир и изменяющие природу. Огромный”
практический опыт, накопляемый Нами в
борьбе за социализм; не’может не’ стать,
источником замечательных теоретических и
художественных обобщений.

изиь подводит нас вплотную к разре-
шению «высшей, прекраснейшей, самой
человеческой задачи искусства», о которой
говорил Д. И. Писарев, —= задачи «елиться
с наукой и посредством этого слияния дать
науке таков практическое‘ могущество, ко-
тором она не могла бы приобрести исклю-
чительно своими собственными  «редства-
ми». \

Науке и искусству, — сказали бы мы,
He сомневаясь, что слияние их ‘даст прак-
тичеоков могущество не только науке, HO
и самому искусству.

В капиталистическом обществе, в пол-
HOM соответствии < волчьими его. закона-
ми, наука и техника не были и не могут
быть предметом. художественной переработ-
ки. Там творческий труд, как и всякий
иной труд, — проклятье. Инетинкты на-
учного, технического! и. художественного
el

Литературная газета

wees №.

творчества-у огромной: массы людей. капи-
талистического общества подавлены посто-
янной заботой о куске хлеба, жестокой
борьбой за существование. В тому, же,
опять-таки. в полном, соответствии с зве-
риными ‘законами ето, в капиталистиче-
свом обществе существует и не может не
существовать взгляд на людей творческо-
то труда, Kak Ha «жрецов», людей избран-
ных, ‘посвященных, одаренных «искрой
божией», взгляд, ставящий непроницаемую
стену между массой и «жрецами».

Отсюда — естественно и неизбежно ис-
ключёние науки и техники из предметов,
могущих быть материаяом художественной
переработки, как предмета,  нелоступного
пониманию и ‘интересам пгироких крумв.

Основания для такого взгляда лежат в
сопиально-экономической структуре капи-
талистического общества, но не в природе
человека. 4

Инетинкты научного, технического и
художественного творчества У огромной
массы ‘людей капиталистического общества
подавлены инстинктами самосохранения в
жестокой борьбе за существование. «Ду-
ша» человека социалистического общества
перестраивается Ha наших глазах: высво-
бождаются инстинкты. научного и техни-
ческого творчества, растет. профессиональ-
ное чувство, техпологическое ощущение
природы,

Советские люди живут силами «новой
привязанности к действительности», Kak
выразилея Андрей Платонов, впервые, хотя
и по частному поводу, поставивший вопро-
‹ы  научно-технической литературы „ках
вопросы художественной литературы .

- Эти силы новой привязачности к’ дейет-
вительности были глубоко поняты и по-
цувотвованы А. М. Рорьким, когда он ука-
зывал нам, что «наша внига о достиже-
ниях науки и техники должна давать не

» Андрей Платонов. Книги © великих
инженерах. «Лит. критик», № 2, 1931. .

мимо целого ряда интересных явлений в
литературе. Не показано в докладе, что
лучшие произведения советской литерату-
ры последнего года воплощают уже He
только отдельные черты положительного
героя нашего времени, & дают положитель-
ные характеры советеких героев.

`За последний год в литературе  появи-
лось несколько новых имен; но докладчик
не сумел проанализировать, о что нового
принесла писательская молодежь в разви-
тие идей и тем советской литературы.

только конечные результаты человеческой
мысли и опыта, но вводить читателя в
самый процессе исследовательской работы,
показывая постепенно преодоление трудно-
стей и поиски верного метода», что «науку
и технику надо изображать не как склад
тотовых открытий и изобретений, а Kak
арену борьбы, где конкретный живой че-
ловек преодолевает сопротивление материа-
ла и традиции» **.

Исходя из задач омоционально-воздей-
ствующей, просветительной книги, Горький
поставил вопрос несравненно шире и глуб-
же. Речь идет не о научно-популярной ли-
тературе на тему о том, «что такое элек-
трическая энергия», или о том, «как упро-
стить вычисления»; речь идет, тем более
He 0 «беллетризированной» научно-техни-
ческой книжке.

Речь идет, как уже указывала наша
критика, «об огромном пространстве для
творчества, ...о пространстве, в которох
сокрыты великие темы, могущие стать
источниками создания целой классической
литературы этого жанра».

Это. конечно не фантастическая литера-
ту Уэлжеа и не производственные романы

ъера Ампа, где научные и технические
идеи не родятся, не живут, не развивают-
ся, а берутся готовыми из. обширного скла-
да открытий и изобретений.

Мы хотим проникнуть в интимную
жизнь людей, для которых наука и тех-
ника являются такой же естественной
страстью ума и сердца, как любовь или не-
нависть. Мы хотим знать не только 0 TOM,
как люди любят или ненавидят, мы хотим
знать, как они творят’ научные ценности,
как они исследуют, как они изобретают.
Речь идет о пеихологии научного и тех-
нического творчества, 0б, истории культу-
ры, которая, собственно, по определению
Горькото, есть «история отрытий, из0-

м ерыкий. 0 литературе. Москва,
1933, erp. 165—166... -

В. КИРПОТИН

Mott oméeem M.) Po3zenmamo

пользоваться только частью своих знаний.   и пережити себя; новые программы разном

№ 47 «Литературной газеты» была на-

печатана статья пиптущего эти строки’ 00

«Историческом значении творчества Лер-
монтова». Тов. Розенталь, редактор «Лите-
ратурного критика», не понял ее. Ничего
зазорного в этом факте нет. Для человека
существует много ©1060бов разрешить свой
недоумения. Плохо; однако, когда непони-
мание рассматривается как повод к писа-.
нию статей, которые к тому же предают-
ся тиснению. № сожалению, т. Розенталь
пошел по последнему пути.

В литературе о Лермонтове, нерелко ут-
верждалось, что эволюция поэта шла в
сторону славянофилов. ‚ го творчество pac-
сматривалось как эклектическое соедине-
ние до него существовавших поэтических
форм. Речь идет He только о досоветском
литературоведении, но и о многих рабо-
тах, появившихся в советские годы. Статья
«Историческое значение творчества Лер-
монтова» напоминает справедливое мнение
Чернышевского © Дермонтове как о вели-
ком писателе, сыгравшем большую роль
в формировании «натуральной школы»,
творчество KOTOPOTO закономерно образует
звено между Пушкиным и декабристами и
Некрасовым и, шестидесятниками.

Используя название двух знаменитых
романов «Ато виноват?» и «Что делать?»,
автор статьи говорил о противоречиях лер-
MOHTOBCKOTO творчества, 0’ том, что вели-
кий поэт вместе со своими современиика-
ми не сразу и не до конца сумел найти
программу общественной борьбы.

Не поняв этого, т. Розенталь, ломясь в
открытую дверь, напоминает о существо-
вании революционных стихотворений у
Лермонтова. Из существования этих сти-
хотворений т. Розенталь делает лва вы-
вода: 1) автор критикуемой им: статья не
учитывал, мол, а может быть, и не знал
(«Разоблачим сначала легенду т. Rupno-
тина 0 том...» и т. д.) стихотворений
Лермонтова. направленных против  само-
державия; 2) Лермонтов © первых me ша-
гов, с четырнадцатилетнего возраста, pas
навсегда нашел свою общественную про-
трамму, которую он уже больше и. не .ме-
Hat, «Весь пафос поэзии Лермонтова, —
сказано у т. Розенталя, — от начала до
конца заключается в  беспощалном 00-
личении тех, кто виноват в существующем
на земле несчастьи... >

...С самого начала и во всем своем твор-
честве Лермонтов видел причину общеет-
зенпого неустройства в самом обществе, в
самодержавии».

Поговорим 0б обоих выводах.

Статья в «Л: Г.» относит поэзию Jep-
монтова к той линии русской культуры,
которая характеризуется именами  декабри-
стов и Чернышевского. Олно это’ уже: ука-

зывает на политическое значение. лермон-.

товского творчества. Но все хорошо в свое
время и на своем месте, как. говорил” один
древний мудрец. 09 политических ‘мотивах
в творчестве фермонтова автор статьи в
«1. Г.» писал в другой своей работе, по=
священной именно последней теме. Там
приведены (и’б’яснены) стихотворения, на
которые ссылается т; Розенталь.  Эначи-
тельная ‘часть этой, работы была зачитана
в Академии науЕ. На эту же тему была на-
печатана статья в киевской «Литературной
газете». В редаюции «Аитературного. кри:
тика» было ‘известно,. что критикуемый
ею автор вполне учитывает «факты», . ко-
торые, «чтобы не быть голословным», при-
водит т. Розенталь. А ‘раз так, то’ статья
т. Розенталя в этой своей части становит-
ся просто неприличной, ‘Добрые литератур-
ные нравы не пюзволяют в тажих случаях

Редактор «Лит. критика» мог бы
знать. Более скромное требование трудно
себе даже представить,

Предположение © том, что’ Дермонтов
сразу и навсегда нашел свою обществен-
ную программу, не соответствует действи-
тельности, Оно просто наивно. Тов. Розен-
Таль, очевидно, соблазнилея тем, что на-
пболее антиабеолютистские стихотворения
Лермонтова, написаны в 1830—1831. годах:
раз поэт в 16—17-летнем возрасте би-
чевал самодержавие, то в течение последу-
ющих 10 лет эта сторона в его творчест-
ве должна была только усиливаться. Увы!
Эю зывох «от ума», а не от фактов. Раз-
витие не только Лермонтова шло не пря-
молинейно. Напомним еше раз непрямоли-
нейный; противоречивый путь Белинского.
В 1330 тоду Лермонтов писал стихи, про-
славляющие революцию 1830 roma, a B
1835 тоду он написал «Опять народные
витии» (к сведению т. Розенталя: автор
настоящего ответа вовсе не предлагает оп-
релелять политические идеалы Лермонтова
именно по этому стихотворению). Для лер-
монтовского поколения трудность заключа-
лась не в определении отрицательного зна-
чения самюдержавия, а в нахождении пу-
ти революционного преобразования России.
Лермонтов выразил искания эпохи, но же-
ланного ответа он не нашел, хотя творче-
ство ето и помогало найти этот ответ. Та-
коры факты, пичего позорящего Лермон-
това в них нет; так оценивал творчество
Лермонтова и Белинский.

Поразительно, как невнимателен т. Ро-
зенталь как читатель. Он цитирует Белия-
ского и не замечает, что Белинский оти-
детельствует тшротав его олнолинейного и
бедного упрощения: «.., везде вопросы, ко-
торые мрачат душу, леденят сердце...» —
питет Белинский о Лермонтове. Демон Лер-
монтова, говорит он в другом месте, «тем
и страшен, тем и могущ, что едва родат
в вас сомнение в том. что доселе считали
вы непреложною истиною, как уже кажет
вам издалека идеал новой истины. Й по-
ка эта новая истина для вав только приз-
рак, мечта. предположение, логадка, пред-
чувствге, пока He сознали вы ее и He
овладели ею, вы — добыча этого демона,
и лолжны узнать все муки неудовлетворяе-
мого стремления, всю пытку сомчения, все
страдания  безотрадного существования».
Ведь ‘510 и значит, что Дермонтов был
весь в исканиях, что искания ето были
важны и плодотворны, но что он не 03-
лалел еще новой истиной. Мука и пытки
Лермонтова. его’ разочарования и  страда-
ния были вызваны трудностями его иска-
ний, тем, что он не нашел еще об`ектив-
ных сил для преобразования горячо люби-
мой им России.

Тов. Розенталь, вопреки  Белинскому,
характеристику которого он называет «пре-
красной», пишет: «Поэт прекраено’ пони-
мал, что царская Россия является тюрь-
мой для людей, что, пока существуют ста-
рые ‘условия, не может быть подлинной
жизнп. До тех пор люди раво стаоятся в
бездействии, вянут ‘663 борьбы. неспособ-
ны к великим жертвам ради счастья все-
го человечества, «перед опасностью  по-
зорно-малодушны, и. ‘перед Властию. —
презренные рабы». Переписываешь ‹троч-
ku из статьи т. Розенталя и диву даенться!
Тов. Розенталь, очевидно, сам. ‘не пони-
мает,. что’он написал. Пот. Розенталю
выходит, что пока существует гнет, люди

обречены на бездействие, вянут. без борь-

бы ит. д. Но ведь это, употребляя тер-
минологию т. ‘Розенталя, «проповедь», ма-

лодушия.  Не только все факты. революци-

онной борьбы противоречат словам т. Ро-

зенталя, но и Лермонтов никогда не гово-
рил ничего подобного. Crappie программы
дворянских революционеров были разбиты.

это   чинной демократии еще не сложились.
шие люли не знали, как и во имя чего
бороться, оттого они и «бездействовали», &
не от того, что пока не были устранены
«старые условия», пока «царская Россия
являлась
выступать в 60 ‹ насилием и произво-
лом. }

тероя, Лермонтова и Мцыри.

Луч-

тюрьмой», люди не решались

Оптибочные предпосылки полемики приз

волят к выводам, которых будет стыхитьз
ся сам автор,
речтет написанное им. Выводы эти, одна-
Ко, вполне логично вытекают из концет-
ции т. Розенталя.

котла он внимательно печ

Упрощая непомерно все творчество Лер-

монтова, т. Розенталь обелняет и емысл
отдельных произведений поэта.

Тов. Розенталь совершает уж очень влез
ментарную ошибку, отождествляя автора и
Несомнен-
но, что «Мцыри» -—— гимн свободе и борь-
бе. но более тлубокомысленный, чем пред
полагает т. Розенталь. Эволюция Лермонтон
Ba шла 0т суб’ективного в об’ективному
взгляду на мир:

Что заключается в этой мысли унизиз
тельного для Лермонтова, почему по пово-
ду нее нужно об’явить поход «в защиту
Лермонтова», остаелся непонятным.

Понимание преимуществ  об’ективного
отнойения к действительности по сравне-
нию © суб’ективных было выстрадано че-
ловечеством в течение долгого пути истори-
ческото развития. Мучения эти переживал
и Лермонтов. Честь и блатодарноеть ему
aa это! Не будем же «увеличивать» ето
заслуг сомнительной  похвалой, согласно
которой поэт уже все познал и ‘все понял
в ‘пятнадцать лет!.,

Нельзя ‘не остановиться Ha лексиконе
т. Розенталя: «странно рассуждает», «не-
лепо»,  «разоблачим», «тде т. Бирпотин
налиел своего Лермонтова?» ит. д. ит. №
Bee это и претенциозно и безвкусно. Ав-
тор как бы изо всех сил тянется стать
Ha цыпочки. чтобы достигнуть высоты,
с которой можно поправлять и поучать (не
спорить. не обсуждать, не выяснять, a
именно поучать). Поучать автора, сих строк,
поучать и неизвестных авторов, которые
вводятся в «дискуссию», оборотами вроде
следующего: «могут спросить», «пишут 06
этом», «часто у нас считают», «рассуж-
дающие подобным образом» и т. д. Это. по-
следнее обстоятельство. можно было бы
предоставить вбецело на усмотрение т. Po-
зенталя, если бы некоторые из этих 060р0-
тов не наводили на мысль о круговой пору-
ке, существующей будто бы между глазным
«врагом» Лермонтова и иными прочими.
«Речь идет 0 некоторых  ‹овременных
исследованиях. © статьях, появивитихся
совсем недавно, — заявляет т. Розен-
таль. — Короче говоря, речь идет о статье
т. В. Кирпотина, напечатанной в «Тите-
ратурной газете» № 47». Почему «коро-
че говоря» — один аллах ведает. Почему
современные исследователи должны  от-
вечать за Кирпотина и почему Кирпотин
должен отвечать за современных исследо-
вателей — так и остается непонятным!

Творчество Лермонтова трудно для изу“
чения; оно вызывало огромные расхожхде-
ния мнений. Дискуссия о Лермонтове бы-
та бы полезна и поучительна. Но какая
уж тут может быть дискуссия, когда, пусть
даже и в печати, вылвигаются положения,
нуждающиеся для своего раз’яснения нев
Дискуссии, & в консультации.

Памяти А: Г. Мальшлетниа

ТГослитиздат, приступил к изданию трех-
томного собрания сочинений А. Г. Малыш-
кина под редакцией Ф. Гладкова, В, Ли-
дина и В. Ермилова.

Выделенная союзом писателей’ комиссия
ло приёму литературного наследства А. Г.
Малышкина приняла архив покойного пи-
сателя. В архиве найдено два ‘неопубли-
кованных ‘сценария А. Г. Малышкина —
«Гражданин» (написанный писателем. m0
его роману: «Люди из захолустья») и «Се-
вастополь», Оба киносценария были в 6в08
время сданы А. Г. Малышкиным в вино-
бртанизации, но до сих пор ни один из

киносценариев не был поставлен. Кино

спенарий «Гражданин» напечатан в де-
кабрьской книге «Нового мира». Кино-

бретений, история техники, которая’ облег-
чает жизнь и труд людей...». Речь идет о
философии культуры; той философии, ко-
торая не только, об’ясняет, но и воспиты-
вает, служит руководством. к действию.

Речь идет, наконец, о.том, чтобы тра-
тедия ‘изобретательства, тратедия матема-

тического расчета, не менее напряженная,
чем трагедия любви, дотла де сердца чи-
тателя, воспитала и научила его совер-
шенно так же, как доходит ло сердца каж-
Дото трагедия Отелло или Гамлета.

Возможно ли это? Несомненно возможно,
обязательно возможно! Инстинкты техниче-
ского и научного творчества присущи каж-
Дому, хотя и в неравной мере, как, впро-
чем, в неравной же мере свойственно’ каж-
дому любить и ненавидеть, быть’ скрягой
или добряком,

В обыденной жизни мы постоянно ру-
коволствуемся нашим технологическим ин-
стинктом. Мы мгновенно определяем, что
артомобиль обтекаеюй формы красивее
прежних коробок, вовсе’ не думая 0 том,
что обтекаемая форма технически пелесо-
образнее.

Овладение техникой, овладение наукой
идет через инстинкты научно-технического
творчества, свойственные каждому. Вот
Этот-то проце, глубокий, интимный и
страстный; захватывающий целиком мно-
гих советских людей, и остаетея совер-
шенно «необжитым местом» в художест-
венной литературе,

Конечно, для того, чтобы писать 0 твор-
ческих людях, которыми так богата наша
‹трана, чтобы изображать науку и техни-
ву не как склад готовых открытий, мало
«гастрольных» поездок на то или иное
предприятие.

Для это, как правильно говорит
Апдрей Платонов в указанной уже статье,
нужно ‹..самюму автору... серьезно пе-
реучиться, стать в некоторой мере инже-
нером, открыть в своем сознании неизвест-

сценарий «Севастополь» будет напечатан
в одном из ближайших номеров этого же
журнала. <

Комиссия союза писателей возбудила хо-
датайство перёд Моссоветом о переимено-
вании Бутиковского переулка, где жил по-
койный писатель, в переулок имени Ma-
лышкина, Кроме того, возбуждено ходатай-
ство перед союзом писателей о присвое-
нии ‘Дому творчества в Переделкино. име-
ни Мальтикина. Севастопольский  город-
ской совет уже переименовал. одну из
улиц ‚города в «улицу Малышкина».

На Ново-девичьем кладбище, где потре-
бен А. Г. Малышкин, будет установлен
памятник, i

ныб` дотоле CHIE ‘Новой ‘привязанности в
действительности. Ведь писателю не тре-

буется учиться писать о любви, о быто-

вом’ состолнии людей, о пеихологическом

процессе и! т: п. Этот опыт, хотя и в раз-
ной степени, но обязательно. приобретает
каждый человек; само течение жизни на-
носит в душу писателя этот материал. Но

для том, чтобы написать, как © душевной
ApaMe, 0 TOM, что поршень заедается в пи-.
линлре, для этого рядового «автоматиче-

ского» житейского опыта недостаточно:
требуется затратить еще добавочные, и
немалые. усилия»,

Не стоит говорить o том, что эти доба-
вочные ‘усилия не пропадут зря.

Новый жанр ставит перед писателем ©
новой остротой вопросы стиля, переработки
материала, построения сюжета. Этот жанр
требует исключительной точности и ясно-
сти опиваний. В научной литературе мож-
но учиться той «точности, краткости и яс-
ности» языка, которой требовал от всех
нас А. М. Горький,

Ё тому же при обращении к науке и
технике, к изображению человека как но-
сителя научных или технических идей,
писатель имеет огромное, чрезвычайное
преимущество перед ученым или ‹пециа-
листом, на которых вообще возложена 0бя-
занность писать о науке и технике. В ра-
боте писателя не дают себя чувствовать
«обычные слабости мыели: стереотипность
H предвзятость», на которые жаловался
И. П. Павлов’ и которые свойственны cre-
циалисту в своей области благодаря «авто-
матизму» восприятия. Это преимущество
человека, являющегося в новую область
без готового и трудно преддолимого стерео-
типа, позволяет писателю в новом ма-
териале без труда видеть ‘принцилиально
для нас важное и нужное: оно дает ему,
так сказать, физиологичесную возможность
тлубокого проникновения, смелого. художе-
ственного обобщения.

Не скроем, что на этом пути писатель

\

СБОРНИК СТИХОВ
ШИВАЗА

Гослитиздат готовит издание нового сбор-
ника стихов и поэм советского дунганского
поэта Ясыра Шиваза, посвященного Ви“
таю и ето героическому народу. В еборни-

ne будут представлены. поэмы  «Якузы-
узян» i «impo сон», стихотворения
«Бомбовоз». ‹ «Седьмая яма», «Письмо

японскому солдату», баллады, «лирические
песенки из древних поэтов и др.

Сборник даст русскому читателю пол-
ное представление ю творчестве крупного
советского дунганского поэта,

‚ Переводы стихов и поэм сделал молодой
поэт. Фелике Ощакевич.

ветретится ¢ трудлостями не только твор-
ческого, но и «организационного» порядка.

Мы знаем книгу, весьма приближающую-
ся к жанру, о котором мы говорим, поста-
вившую втупик редактора:

— Это блестящая работа, — оказал он,
— которую, конечно, нало напечатать, но
ВТО. ве должен издавать? 06 этом надо еще
товорить и говорить.

Дело в том, что, в отличие от чисто на-
учной или чисто художественной литера-
туры, предметом научно-технического по-
зествования являются вещи, для глубокого
понимания которых необходим всесторон-
ний‘ охват предмета. Нриблизиться в вы-
полнению этой задачи можно только, взяв
предмет во всех его связях с0 средою, в
‚которой он развивается, и не только в его
современном состоянии, но и в его истори-
ческом развитии. Перед писателем встает
дополнительная задача органического 96’
единения весьма разнородных элементов:
обычно ‘каждый из них разрабатывается
отдельно или художественной, или научно-
технической, или социально-политической
литературой. Памятуя, что «можно нару=
шить любой канон, если вещь OT этого
станет лучше» — в творческом порядке,
конечно, = эта благодарная и интересная
задача  разрешима, Но в «организацион-

HOM» порядке трудиости упираются, пока

что, в невозможность издать такую книгу,
поскольку наши издательства занимаются
или только художественной, или только
научной, или только социально-окономиче-
ской литературой.

Литературой, о которой мы говорим, зна-
чение которой огромно, значение которой
возрастает тем больше, чем теснее мы евя-
зываем свою судьбу с лостижениями науки
й техники, не занимается ни одно иада-
тельство.

Но; конечно, ни творческие, ни «оргаз
нивационные» трудности не могут поме-
шать творческому. риску, который всегда
и везде приветствует  большевистокая

партия.