и

„>

}
А. АЛЕКСАНДРОВ

Славное
десятилетие

ДесятБ лет? назад песен о Красной Армии
было еще очень мало, Перепевались глав-
ным образом старые песни, на мелодии Ео-
торых были написаны советские тексты.
Нужно было создать хоровой коллектив,
который пропагандировал бы новые песни
р Красной Армии, И такой художествен-
ный ансамбль вырос в недрах РККА.

1 декабря 1928 г, двенадцать энтувиас-
хов-исполнителей — восемь певцов, два’
танцора, баянист и чтец — подготовили
свою первую программу об М-ской дивизии,
Наша работа вызвала всеобщее одобрение,
и ансамбль красноармейской песни и

‚ пляски был вачислен на службу в Цен

хральный дом Красной Армии.

В первый же год своей работы ансамбля
пополнил свой репертуар новыми номера-
ми: «История Первой Конной в песнях и
плясках», «Красный Флот», «Особая
Дальневосточная Красная Армия».

В 1929 г. с этим репертуаром мы об’езди-

°яи Московский, Белорусский, Киевский и

Северокавказский военные округи. И в
этот же год ансамбль совершил свою пер-
вую поездку на Дальний Восток. Это бы-
0 во время конфликта на КВЖД. Высту-
пая перед бойцами, мы не раз слышали
«аккомпанемент» трохочущих орудий, сви-
стящих пуль. Впервые зазвучала там
записанная и музыкально обработанная
мной песня «По долинам и по взгорьям».

Вернувшись обратно, мы снова пополни-
ян свой репертуар поэмой о Царицынб
(текст Колычева) и поэмой о челюскинцах
{текст Алымова). Состав участников ан-
самбля вырос з& это время до 250 человек,
Из года в год выезжал ансамбль “на обслу-
живание частей РККА. 400.000 километров
— таков путь, проделанный ансамблем
красноармейской песни и пляски за десять
лет. Наши выступления слушали красно-
флотцы, бойцы, командиры и политработ-
ники РККА, рабочие и колхозники За-
кавказья, Урала Украины, Белоруссии,
Забайкалья и золотых приисков Сибири.
Дважды ансамбль выезжал в Среднюю
Авию, три раза на Дальний Восток.

В 1987 г, ансамбль красноармейсквой

песни и пляски 6 честью поднял знамя

_ , воциалистического искусства Красной Ар-

мии в Париже на Международной выстав-
ке, & затем в Праге. — /

В прошлом году мы снова поехали на
Дальний Восток. С каким воодушевлением
исполнял там ансамбль свои песни и пляс-
хи! Как восторженно принимали бойцы,
командиры, политработники и все трудя-
щиеся Дальнего Востока выступления ан-
самбля! После концертов на многочислен-
ных митингах бойцы восторженно благода-
рили нас и просили передать краснойрмей-
ское спасибо советскому правительству и
лично товарищам Сталину и Ворошилову
ва заботу о Красной Армии. Бойцы клялись
в своей преданности и любви к социали-
стической родине и товарищу Сталину,
ваявляя, что подлым японским фашистам
никогда не будет отдано ни одной пяди CO-
ветской земли.

Нас глубоко волновала эта беззаветная
Зтреданность  бойцов делу партии Ленина—
Сталина, своей родине; Участники ансамб-
ля в эту поездку как-то особенно сдружи-
лись с бойцами, нас воодушевляли одни
мысли, у нас была одна цель-—отдать все
Свои силы партии МЛенина— Сталина и
дорогой родине.

Провокационная вылазка Японских 68-
мураев застала ансамбль на Дальнем Вос-
токе накануне от’езда в Москву. Как толь-
ко стало известно о событиях, разыграв-
пихся в районе озера Хасан, по единодуш-
ному желанию всех участников ансамбля
мы немедленно послали ‘телеграмму
товарищу Ворошилову © просьбой папра-
вить нас к бойцам в район военных дей-
ствий. Ответ был положительный. Ансамбль
е большой радостью направился туда.

И вот мы стоим перед героями-—бойца-
ми Красной Армии, участниками недавних
боев с самураями. Волнующей была эта
встреча. Никогда и нигде так призывно
Е вдохновенно не звучали налти песни,

Выступая у подножья сбики Заозерной,
мы с тордостью и радостью смотрели, как
на вершине ев реял наш красный совет-
ский а Мы видели изрытую от снаря-

Л. ДУХОВСКАЯ
ПОСЛЕЛНИЕ
vu
“GTANNCHABCKOTO

/
ЗАПИСКИ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
- ю

16 пюня 1938 г. на пять часов был
назначен просмотр работ учеников студии
(Станиславского. В 11 часов утра я 123-
булила Константина Сергеевича. Он долго
еще лежал в постели, стараясь набраться
бил, хотя чувствовал себя неплохо, He-
слотря на общую большую слабость. Kon:
стантан Сергеевич ‚волновался... В четвер-
том часу он ветал, оделся и в сОпровож-
дении док А. А. Шелагурова вышел
в кабинет. Вскоре пришли и гости, Все
вместе пошли в студию.

кабинете был сервирован стол для
чая, и в антракте Константин Сергеевяч
‹ гостями заходил сюда. Вид у чего был
веселый, бодрый, гости были довольны 1п9-
казом, хвалили молодых актеров, и 9то
радовало Константина Сергеевича.

На другой день, 17 июня, Константин
Сергеевич проснулся довольно бодрым и
ни на что не жаловался. дал обтереть
<ебя камфарным спиртом, выпил Kode, TO
сле чего я стала читать ему газеты. Ono-
ло двух часов. дня он внезапно почувет-
вовал страшную, слабость, Tat зады-
хаться, пульс невозможно было сосчитать,
и доктор Шелатуров нашел у него отеки.
Я сейчае же впрыенула ему камфару.
Вечером Константин Сергеевич очень дол-
то не мог заснуть, и я читала ему велух.
На завтра после вливания, “Ha которое
Константин Сергеевич возлагал большие
падежды, ему стало лучше, одышка почти
прошла, и он повеселел. Все последующие
дни он неподвижно лежал В постели, ие
должая чувствовать сл: ‚. Пульс Bd
‹ частыми перебоями, но режим его дня

Народный ертист СССР, орденоносец
А. В. Апександров,

Boo

HOB 3eMn, Mil Bue Tpoen, OTHATHIG BO
время боев у японцев-самураев.

Во время этой поездки на Дальний Вос-
ток я-написал несколько песен, в том числе
песню о Сталине, о Вороптилове, о хасан-”
ских боях, песню о Лазо, о городе юности—
Комсомольске. Сейчас я пишу песни о
М-ских частях краснознаменной армии,
которые участвовали в боях озера Ха-
сан. Поэты 0. Алымов и 0 ычев на-
писали тексты к этим песням, и в бли-
жайшее время я исполню обещание, дан-
ное бойцам этих частей, — вышлю им
созданные для них песни.

Краснознаменный ансамбль красноармей-
ской песни и пляски ССОР 3a 10 лет
воспитал своих солистов-вокалистов, плясу-
нов и музыкантов. Многие из красноармей-
цев, вошедших в ансамбль, стали замеча-
тельными профессионалами хорового ис-
кусства.

У ансамбля — широкие вокальные 3в03-
можности. Это особый хоровой коллектив,
как по стилю и ритму исполнения, так и
по своему репертуару. В репертуаре ан-
самбля есть песни, натисанные на тесты
поэтов — В. Лебедева-Кумача — «Если
завтра война» (музыка братьев Покрасс),
«Жить стало веселее» (музыка А. Алек-
сандрова), песня М. Рудермана — «Ta-
чанка» (муз. К. Листова). Мы  испол-
няем также хорошую песню донских каза-
ков, налисанную композитором К. Чем-
берджи. Ансамбль мог бы, конечно, боль-
ше использовать в своем репертуаре песни
других советоких поэтов и композиторов.
Но, к сожалению, для такого мощного и
огромного коллектива, как наш  красно-
знаменный ансамбль, их почти нет. Ча-
ще всего хоровые песни написаны для
однотолосбто или двухголосого исполне-
HUA.

Мало хороших песен o воздушном и
морском флоте, 6 наших славных артил-
леристах, танкистах. А нужно, чтобы бойцы
всех родов оружия имели свою песню, свой
гимн. Чтобы с этой песней они шли в поход
и отдыхали, ae ee

Только два поэта—С. ‘Алымов и 0. Ко-
лычев действительно помогают ансамблю
в создании новой советской красноармей-
ской песни, повседневно интересуются на-
шей работой. р

Проблему создания новой песни для

Красной Армии можно разрешить лишь.

совместными усилиями писателей и Компо-
зиторов.

Работники литературы и искусств
не должны забывать указания великого
Сталина о том, что нужно весь наш народ
держать в состоянии мобилизационной го-
TOBHOCTH. é

Созданиё песни © современной Красной
Армии — дело чести каждого советского
поэта и композитора, F

«Шел солдат
с Фронта»

Письмо из Орла

Вызывают почти всех — п солдата (6-
‘vena Котко. ш матрос» Василия Царева,
ий вомандира партизанекого отряда Зиновия
Петровича, и потерявшую своего Василька,
обезумевшую or горя Любку Удовиченко.
Но больше всех вызывают, Фросичку:
впрочем, вызывают уже не Фросичку, &
исполнятельницу роли Фроси orm —
зртистку В. А. Мартен,

Она — героиня спектакля, Если в _нз-
чале спектакля еще мотут. быть на этот
счет какие-либо сомнения, — в сцене не-
состоявшегося  венчалия Сони Ткаченко ©
ротмистром Клембовским окончательно вые
яоняется, что все дело именно в ней. На
ступенях церкви Uke фазвертывает
красное знамя; со всех сторон сбегаютея в
ней подоспевшие в самую последнюю ми-

нуту партизаны. Теперь она — несомнен-

ная Жанна д’Арь -— вдохновенная, силь-
вая. большая, счастливая, но и нескотько
смущенная. Очень толковая Фросичка да-
же в отот момент понимает, 910 опа за-
Bala слишком большое место, что на нее
в самом деле смотрит история. Она сму-
Mena, но очень радуется этому необыкно-
венному счастью.

Превращение Фросички в тероиню про-
исхолит по необходимости в убыстренных
темпах. Все в зале понимают эту необ-
ходимость: уже нет времени  тазрабаты-
вать эту пеихологическую проблему. Ведь
и в повести В. Катаева история откровен-
Но помогает трудовому Hapoxy, Kora нуж-
HO, вмептиваются от своего имени, нарочно
подгоняет вой «исторические стоки»,
чтобы устроить счастье Семена © Соней,
Фросички © Миколой. В тюследнюю мину-
ту история прямо-таки примчала сюда
Фросичку. потому что втхно было сорвать
планы врагов и спасти брата Оемена. Ока-

SEIBACTCA, что ото совершенно достаточная  ,

‚и глубовоубедительная мотивировка.

С братом т Фросичьки очень интересные
отношения, Семен пришел ‹ фронты он
знает то, чего не знают другие. Правда,
уже ло`нето возвращались в деревню сол-
латы е фронта, и от них страптно любоз-
нательная Фросичка узнала, верит ли флот
в бота или нё верит,

Но все-таки Семен несколько высокоме-
рен: он во всяком случае никому He 1поз-
волит забыть, что ен был на фронте. (е-
мен самые суровые и серьезные вещи
любит называть о уменышительно — в
знак полного своего господства над ними.
Семен и окоп называет  окопчиком, ото
уже чистейшее высокомерие. А Фросичка
уже тоже’ очень многое знает по paccKa-
зам (гораздо болью, чем вы думаете! —
точно говорят она зрителям), но все Be-
щи для ное еще очень большие. У нев ло-
вольно большая самоуверенность сочетает-
ся с очень естественной и грациозной
екромностью. Она подражает Семену, зави-
дует ему, но`и себе знает пену. т

Артистка В. А. Мартен очень тонко ве-
Дет эту urpy © братом, добрую, но упор-
ную борьбу еамомнений и самолюбий. Так
сразу же создается пьеса, создаются ха-
рактеры, создается ‘игра. и для всех. осталь-
ных участников спектакля. Заиграти п Ре-
менюк. толь которою © хорошим и стро-
гии юмором проводит арт. И. Харитонов;
й вполне правильные «старики» (артисты
Попов. Славин-Мирский m Прохоров); и
горячий и ловкий Микола (арт. А. Ва-
шутин) — он бесконечно убедителен уже
хотя бы потому, что очень любит Фросич-
ву; и сам солдат (ат. В. Бескин), ие
ставший героем, но получивший, по’ край-
ней мере, точную и правильную задачу.

Получилея очень хороший  спектавль,
омысл которого прекрасно доходит до зри-

me менялся, и Константин Сергеевич про-   свой ум. Ок дорожил свободными часами,

должал проявлять живой интерес к по-
литическим событиям в театральной жиз
НИ.
Мало-по-малт состояние здоровья Кон
стантина Сергеевича стало как будто улуч-
шаться, восстанавливалея ритм сердца, то-
moc стал тверже, он телефонную
трубку, подумывал © переезде в Барвиху.

Константин Сергеевич часто говорил,
что его беспокойт мысль © том, как OH
проведет зиму, как справитея с работой:
«Три тезтра, студия, книга.. Подумаешь
только — делается страшно...» Он не CO-
знавал своего тяжелого положения, и
мысль © близкой смерти не приходила ему
в голову. ; ‚

; совсем не крепну, — по
вторял он, — одно спасение для меня те-
перь —— воздух...

Но, самое главное, что привязывало его
х жизни, это его книга, которая должна
была скоро выйти из печати. Константин
Сергеевич надеялся написать еще два то-
ма. Ежедневно после утреннего кофе я
полавала ему в постель ето заветный че-
моланчик © рукописями. Константин Cep-
теевич вынимал одну из тетрадей, пере-
листывал, просматривал 66 и, подумав,
начинал диктовать. После каждой записи
он останавливался, иногда подолгу обду-
мывал новую мысль и снова диктовал.
удивлялась тому, как гладко и точно из-
летал он свои мысли, диктуя почти 063
поправок. минуту сильной слабости
Константин Сергеевич прекращал работу и
товорил: «Не могу больше, не могу схва-
тить, что хочется». В часы бодрости он
дикловал подолгу: Помню статью, обращен-
ную к молодежи, с призывом благоговейно
относиться к Театру. как к храму искус-
ства. «Актерская работа, — говорил он,
— олнь из самых трудных и утомитель-
ных, Она поглощает всего человека, если
on относится в ней добросовестно и Чеет”
но. В актерской работе люди растут; если
же превратить искусство в ремесло, B
карьеру, то в такой работе человек прзв-
ственно падает. Человек, собирающийся
быть поллинным актером, должен готовитъ-
ся к большой трудной жизни, Если он
неспособен на 910. то пусть бежит прочь
от театра». Константин Сергеевич вЕлады-
вал в книгу всего себя, Be свою душу,

—-

минутами, когда ето не беспокоил теле-
фон, когда его оставляли в покое. чтобы
полностью отдаваться своему детищу. Ког-
да на него находили минуты вдохновения,
он не слышал и не видел, что делалось
кругом.

В дни слабостя, котда я входила В
‹пальню, открывала шторы и подходила: в
его кровати, Константин Сергеевич с тру-
дом подымал глаза, но все-таки встречал
меня ласковой, приветливой улыбкой, по-
правляя правой рукой белые, пуптистые
волосы. обрамляющие его высокий 106.

На вопрос, как он спал, Константин
Сергеевич отвечал: «Не могу понять, ка-
Roe ужасное состояние; сплю и не сплю,
ничего не понимаю. Голова работает ‹а-
мостоятельно, не могу остановиться. Сов-
сем стал рамюли». Пулье. становился рит-
мичнее, отеки He увеличивались, HO
впрыскивание камфары продолжалось. Пе-
редвигаться Константин Сергеевич mor
только ло кресла и умывальника, после
чего долго не. мог отлышаться“ Но он пе-
реносил вое очень терпеливо, полный узе-
ренности в своем выздоровлении. Он сле-
дил, какие лекарства ему давали, безро-
потно переносил все уколы: «Всего исты-
кали, нет живого места», — жаловался
он иногда. Вообще он помотал. лечению,
стараясь скорей, скорей поправиться.
нем была огромная жажда жизни, глубо-
кое желание дожить до выхода в свет
его книги и закончить два последних TO-
Ma его трудё. «Вот тогда я завершу свое
дело», — товаривал Константин Cepree-
ВИЧ.

Я поражалась упорству и настойчиво-
сти, ¢ какими он, больвюй, слабый, жад-
но ловил каждую свою мысль и спешил
скорей занести ев в тетрадь. Но часто
мысль обрывалакь, он беспомощно опускал
руку, в которой держал тетрадь, и погру-
жалея в полузабытье.

#4 июля состоялся консилиум. Поло-
жение Понстантина Сергеевича признали
безнадежным — вопрос нескольких меся-
‘цев... Одышка, слабость, сонливость усй-
ливались, вода заливала живот, легкие,
печень. Он спал днем, Иногда чувствовал
себя бодрее. Окна ето-спальни выходили
на улицу, ярко светило в них ‘солнце,
слышался шум беспрестанно ичавшихея

его.

Успех пьесы «Шел солдат © фронта» в
Орле заслуживает, я думаю, самото cepb-
езного внимания. Он напомнил нам oO He-
которых забытых истинах и раз’яснил нё-
которые недоразумения,

Пьеса В. Катаева, конечно, беднее и ху-
же его повести, по которой Ona сдела-
на. Повесть, повидимому, очень юопрёти-
влялась; онз написана по своим особых
законам и лолжна была остаться повестью.
В: «Я, сыя трудовомо народа» sce дей-
ствие вел рассказчик. Он с большим увле-
‘чением сообщал нам великолепные кон-
вретные подробности всего. происходящего
и свои собственные соображения по таз-
ным поводам. Все это, придавало очень
условной по самому своему существу на-
родной повести необычайную устойчивость
и непреложность. На все было свое осно-
вание. В конце концов, если некоторые
совпадения даже и казались невероятны-
ми, спорить было бы чнелетю: рассказчик
за это отвечает.

В пьесе. почез  рассказчик, исчезли мно-
гие великолепные ‘подробности, персонажи
уже должны были отвечать сами за се-
бя. Совпадения‘ остались без основания и
повиели в воздухе. Но и это еще не 03-
начало гибели для пьесы, если бы на
сцену вышел такой безусловный герой, ра-
ди которого мы могли бы оправдать ‘все
«совпадения» из одной только любви в
этому герою. В московском спектакле тако-
о героя неё оказалось: в орловском его
‚место заняла, героиня, и на все явилось
свое основание.

Помимо воето прочего, орловокий спек-
ТАЛЬ Помог ВЫдвинутТЬьСя прекраюной акт-
рисе. Фросичка несомненно ставит В. А.
Мартен в первые ряды советских актрис,

%

Тезто Орловской области, который пре-
красно поставил «Шел солдат в фронта»
(режиссер — художественный руководи-
тель театру М. М. Лешенко), имеет в
епертуаре «Мещан», «Грозу», «Ромео и
Джульетту», «Как закалялась сталь», го-
товит сейчае «Падь Серебряную», «Месяц
в деревне», «Блаточестивую Марту», «Оп-
тимиотическую трагедию», работает в ‹0-
вершенно жалком помещений, В наше вре-
мя такое помещение считается непристой-
вым game для второразрялного кино. В
зале 538 мест. Никаких «карманов», по-
мешщений для хранения декораций нет; ни-
какой «глубины» сцена вообще ‘не имеет.
«Глубина» сцены занять Фототрафией,
принадлежащей, кажется, фотокинотресту.
Если предоставить это помещение театру,
сразу изменилось бы очень многое. Ра-
бочие пе таскали бы декорации из подва-
ла на третий этаж по лестницам для пу-
блики, иногда на виду у публики. Тезтр

не должен был бы разоблачать свои тай-

ны, показывать публике To, что № са-
мым непреложным законам искусства дол-
Жжно быть от нее скрыто. В соответствую-
щих обтанизациях не встречают возраже-

ний к переводу фототлафии в другое ме-

сто, но... фотография попрежнему мешает
театру.

В. течение последнего часа перех нача-
10м спектакля в кабинете директора бес-
прерывно звонит телефон, и каждую ми-
нуту входят жители Орла. Разные люди
умоляют директора выделить,  заброниро-
вать для них билеты хоть ка шестидиев-
ву втеред;

Bee это товорит не только ©. большой
популярности ‘тезтра, во и © культурной
неблахоустровнности Орла. Один тватр, три
кино и несколько небольших клубов —
вот и все. Музыки нигде никакой нет,
Люди. говорящие по телефону © директо-
ром, полны самой настоящей тревоги. Что,
если сорвется — куда пойти вечером?
наверное ведь сорвется! А пойти некуда.

Л. БОРОВОЙ

автомобилей, но Константин Сергеевич не
страдал от жары, легко переносил ее, не
слышал городского пума,

— Будете ликтоваль? -— спрелшивала я

— Нет, подождите, я еще не готов, —
отвечал он и начинал ‹осрехоточенню ду“
мать. Рука медленно опускалась, и он.за-
сыпал, обыкновенно полуоткрыв рет, глу-
боко уйля в высоко взбитые подушки. И
все же он думал о Барвихе. «Посмотрите,
дорогая, — говорил он мне, — цел ли
список вещей, который мы составляли при
от’езде в Барвиху в прошлом тоду?»
смотрю: «Цел, Константин Сергеевич». Я
брала ветку, чтобы отгонять мух. Rou-
стантин Сергеевич останавливал меня, го-
роря: «Не надо, это рабское занятие» или
бывало восклицал: «Какой я сегодня сла-
бый! Почитайте мне». Я читала ему 3а-
писки Глама-Мещерской, которые ему нра-
вились; много знакомых лиц, про каждого
рассказывал, вопоминал. Особенно охотно
говорил о Бурлаке и о Дузе. «Она была
очаровательная женщина», — «Чем?» —
спрашиваю я. «Иенственностью, —- OT-
вечал Константин Сергеевич, — 806 в
ней было женственно, начиная ©‘ торча-
‚щего клока 80106 и До гончика ноба..,
Когда она смотрела в окно ватона, это бы-
ла картина в рамке, Но характера она
была дикого, в припадке злобы была ©по-
собна. драться, выть, но чаще бывала
кротка, смирна и’ ангельски очарователь-
на».

Так жизнь текла охпообразно, тихо, но
тревожно. Окружающие жили в неопреде-
ленности —— удастся ля ero перевезти в
Барвиху или нет. Но вот Константин Сер-
теевич стал опять немного креиче. При 0б-
тирании я наблюдала, что отечность спа-
дает. С Марией Петровной долго обсужда-
ли от’езд в Барвиху. Он был согласен и&
любой 61060б передвижения. Наконец мы
решили перевезти его второго августа. На-
чаликь сборы, Из кабинета я передвинула
В спальню его американский сундук, от-
крыла его, Константин Сергеевич сидел в
кресле. Я подвинула ближе в нему стул,
ставила на него поочереди ящики из <ун-
лука и подавала ему каждую вещипу. Он
все пересматривал и говорил: «Это назад,
& это с собой». Видно было, что ему ин-
тересно емотреть на ‘забытые вещи. (0-
бенно долго отбирал ош свои рукописи, по

Юбилей театра
им. Маряжанишвили

В конце 1928 тода в Вутанен открыла
ея грузинский драматический театр, празд=
нующий сегодня свое десятилетие, В 1930
тоду тезтр переехал в Тбилиси и носит
теперь имя своего основателя, народного
артиста Грузинской ССР, Котэ Марлжани-
Швили. i}

Блестящий мастер сцены, №. Малджани-
швили‘ (№, А. Малджанов) поставил в пер
вые оды существования театра свыше
двадцати спектаклей,

Огромная работа, проведенная №. Mapa
жанишвити, сплотила коллектив и укре-
пила молодой театр. ‘Достижения вдохно-
вителя тезтра дали возможность ето уче=
никам и последователям успешно продел=
жать дело, В последние тоды театр ocy-
ществил ряд интересных постановок, поль-
зующихея большим успехом у зрителя,

нынешнем сезоне театр возобновил
работу К. Марджанишвили «Уриэль Ако-
ста», осуществленную в первый тод 6у=
ществования театра (она показывалась в
Москве во время тастролей театра в 1930
году). Возобновление этой постановки ста-
JO’, настоящим театральным событием.
Спектакль «Уриэль Акоста» замечателен
прежде всего своей целостностью, внут-
ренним единством. Сцена почти пуста:
фон образуют сукна; во всей постановке
фигурируют только четыре цвета: белый,
серый, желтый, черный. И эт» услов-
ность спектакля‘ нисколько не мешает
публике. переполняющей зрительный зал,
воспринимать происходящее на сцене с
глубоким волнением, вдохновляяеь ненз-
вистью Е мракобесию, душащему пытли-
вую творческую мысль. Замечательная
тратическая актриса, заслуженная арти-
ства Грузинской СОР Верико Анджапарид-
8, как и прежде, захватывает публику в
роли Юлифи огромным внутренним твор-
ческим волнением.

Другая классическая пьеса в нынешнем
репертуаре театра — «Свадьба Фигаро»,
поставленная в прошлом ‘сезоне режиссером
В. Кушиташвили. Это культурный спек-
такль, ясный по мысли и четкий по фор-
ме; в нем много веселья. °

шим успехом пользуется поставлен-
ная также в прошлом сезоне режиссером
Г. Журули пьеса старейшего грузинского
драматурга, депутата Верховного Совета
ССОР, народного артиста Грузинской СОР
Ш. Дадиани «Из искры». Шьееа bra pac-
сказывает о сачале революционного хви-
жения рабочего класса Грузии под руко-
водстром товарища ae

В воябре 1938 года театр показал пре-
восхолную новую комедию’ грузинского дра-
 матурга П. Какабадзе «Свадьба колхозни-
ЦЫ», поставленную заслуженным артистом
Грузинекой ССР, хепутатом Верховного (9-
вета Грузинской ССР, Ш. Гамбантилзе (ди-
ректор и художественный руководитель те-
атра). Пьеса Какабадзе-—остроумная, жи-
вая, веселая комедия © тядом характер-
ных и своеобразных образов. Ее герои—
люди Двух колхозов западной Грузии.

ив театра отлично разыграл ко-
медию. \ 1

Театр им. №. Марджанишвили обладает
мнотими талантливыми актерами. В на-
званных пьесах ¢ большим мастерством
играют народный артист Грузинской ССР
Н. Гоциридзе, заслуженные артисты В. Ан-

40 wet rearpa tm.

К. А. Марджани-
швили в Тбилиси.

«Отелло» В. Шекспира в постановке
К. А Марджанишвили. Отелло —

заслуженный артист республики
Ш. Гамбашидзе, Яго — нар. арт. рес-
публики Чхеидзе.

Hog

хжапаридее, Ш. Гамбалиилзе, Ел. Донзури,
Т. Чавчавадзе,  артист-орленоносец Ал.

ани, артисты В. Годзиашвити,
В. Кванталиани, (С. Закариздзе, (С. Та-
кайшвили, Г. Востава, Г. Шавтулидзе.
Прекрасный состав труппы, позволяет ©
тем больтим интересом ожидать премьеры
«Ревизора», которая будет показана теат-
ром в нынешнем сезоне. Эскизы декора-
ций к гоголевской комедии, написанные
художницей Ир. Штенберг, интересны по
мысли и композиции. у

Театр ии. К. Марджанишвили вотупает
BO BTOpoOs десятилетие своей работы пол-
ным творческих сил.

А. ФЕВРАЛЬСКИЙ

#

Сетодня общественноств Грузинской
ССР празднует в Тбилиси десятилетие
творческой деятельности Государственно-
го театра им. Марджа . р
‚ К юбилею театра открывается выставка,
показывающая творческий рост театраль-
Hot культуры Грузинской ССР и работу
театра им. Марджанишвили ‘ва 10 лет,
Подготовляется к печати. сборник «Театр
им. Марджанишвили» со статьями руково-
дителей театра, грузинских писателей и
неопубликованными статьями и письмами
Котэ Марджанишвили.

Театр им, Марджанишвили 88 10 лет
работы показал 13 классических пьес:
«Отелло», «Коварство и любовь», «Ове-
suk источник», «Овадьба Фитаро», —
«Уриэль Акоста», «Лекарь поневоле», «Кя=
менный гость», «Моцарт и Сальери» и др.
В. репертуаре театра: пьесы трузинских
драматургов Ш. Дадиани, П. Какабадзе,
Д. Шенгелая, А. Кутатели, Г. Бухникаш-
вили, И. Вакели, а такжб драматургов
А. Корнейчука, Ю. Олеши, Н. Погодина,
бр. Тур и Шейнина. -

Onepa «Myrasenmp»

На-днях 10 радио передавались отрывки
из новой оперы «Пугачевцы» молодого
композитора С. В. Аксюка Темой для
своей первой оперы композитор избрал
неоконченный. исторический роман Лер-
монтова «Вадим»,

До сих пор, если не считать безвестной
оперы «Суровые времена» некоего компо-
зитор& Яшнева, тема лермонтовского «Ва-
дима» никотда не использовалась оперной
драматургией. В связи е предотоящими
юбилейными лермонтовскими датами’. та-
‚лантливая работа С. В. Аксюка приобре-
тает еще больший интерес.

В опере. «Пугачевцы» композитор  про-
явил яркое мелодическое дарование. В ней
много трогательных, задушевных лириче-
ских песен, хорошо запоминающихся о

нескольку раз пересматривал каждую тет-
радь. Это затянулось на четыре дня. На-
конец, вое было просмотрено, остающиеся
сундуки заперты, отобранные вещи уло-
жены в небольшой чемодан. Для переезда
к 6 часам вечера быля приглашены че-
тыре санитара ес носилкали, ы пере-
нести стантина Сергеевича в автомо
биль, в котором он должен был ехать ле-
жа. 38 два дня до этого он тщательно
побрилея, пригласив к себе парикмахера.
В день от’езда, когда я разбудила Кон-
стантина Сергеевича и спросила его, как

Я   он себя чувствует, он ответил «неважно»,

но’ от’езд не отложил. В два часа он по-
завтравал и лег отдохнуть. Приближалось
время от’езда, Приехал автомобиль, савич
тары, вое вещи запакованы, все готово...

Константин Сергеевич проснулся; ero
стали одевать. Но только что начали на-
девать на него чистую рубашку, как вдруг
ему сделалось дурно, и он, откинувигясь
назад головой, повалился на подушку. Гра-
дусник показал 39,2. Он крепко заснул.
Пригласили еще одну ‹естру, санитара, и
когда Константин Сергеевич пришел в ‹с6-
бя и отврыл тлаза, он был удивлен: «Что
это значит? Ничего не понимаю — докто-
Dé, сестры, санитар, для чего Bee eTol»—
«Вы были сильно больны, теперь вам
лучше», — ответила я.

Слабость с каждым днем увеличивалась,
температура то повышалась, то падала.
Константин (Сергеевич не’ мог больше под-
зиматься, На вопрое, болит ли что-нибудь
у него, он отвечал; «Нет, ничего не бо-
лит, ничего. Только ве ‹оображаю... точ-
HO BO CHe>, и он стал, спал без конца,
Маряя Петровна с ложечки давала ему са-
лол, кормила рисовым отваром, он все при-
нимал. но лучше ему не становилось. Он
был в сознании, ни на Что не жаловал-
ся, ‘лежал тихо, закрыв глаза, в одной
1036 — подперев левой рукой подбородок.
Изредка Константин Сергеевич говорил
что-нибудь. При высокой температуре он
начинал перебирать что-то пальцами, и
когда я спросила, что он делает, Кюнстан-
тин Сергеевич ответил: «Читаю, перели-
стываю книгу»,

Последнюю ночь он был в сознании, го-
ворил дежурившей около него сестре Ко-
рюбковой, чтобы она легла, отдохнула, по-
шла погулять, был ласков, спрашивал

первого раза, например’ «Песня казака»,
выразительные арии предводителя восстав.
ших казаков («Широка, ты, степная доро-
та»), гадание ворожеи. Несколько бледнее
Нан характеристики Ольги и
DHA.
Опера «Пугачевцы» имеет все права ня
широкое общественное внимание.
Е сожалению, первая радиопередача бы-
ла составлена лишь из отдельных вокаль-
ных номеров. В ней не нашли места таз
кие ‘интересные оркестровые Фрагменты,
как ртюра (на тему песни «Воля-волюч
шка») и музыкальные антракты.
Радиокомитет сделает полезное дело,
если познакомит массовую аудиторию ©
оперой Аксюка хотя бы в целостном хуч
дожеотвенном Монтаже, Е. К.

ЕЛИ EE A те ть т т И И ИИ

сестру, возьмут ли ее на фронт в cry-
чае войны. В день смерти, 7 августа, ©
утра Константину Сертеевичу было легче,
он немного говорил. Мария Петровна дава-
ла ему лекарство, рисовый отвар. Он от-
зетил докторам, что ‘у него ничего не fo-
лит, только чувствует себя словно в про-
страции. смотрел куда-то темными,
тлубокими глазами. Вдруг он спросил: «А
кто теперь заботится о- Немировиче-Дан-
ченко, ведь он теперь «белеет парус оди-
нокий», может быть он болен? У него нет
денег?» Мария Петровна ответила: «On
за границей, не беспокойся, Костя, он
здоров, и деньги есть».

Немного погодя Константин Сергеевич
стал. звать: «Меня, Женя!» — «Вого вы
зовете?» — спросила я. — «Калужского,

“хочу ему передать»... он не договорил. Я

ответила, что его нет, он на даче. «А не
хотите ли, Константин Сергеевич, что-ни-
будь передать Зинаиде  Сергеевне,, — ‘я
буду писать ей». Посмотрев на меня, он
строго ответил. «Не что-нибудь, a целую
уйму, но сейчас не могу, все перепутаю».
Вскоре температура поднялась до 39,7,
пулье — до Константин Сергеевмч
сильно ослаб, лежал все время © закры“
THM глазами и ничего не говорил;
было в два часа, дня. Я осталась около не-
го одна. Дежурный врач был рялом в ка-
бинете. Я gama Константину Сергеевичу
прополоскать рот. «Проглотите глоток во-
ды»,—казала я, и он глотнул. «Отлы-
хайте теперь, дорогой». Откинувши голо-
BY на подушку, Константин Сергеевич ле-
жал, точно сосредоточившиеь, с закрыты“
ми глазами, тихо дыша. Температура ви-
димо падала, пульс был 85. Мы были
одни, стояла полная тишина. Я не спу-
скала © него глаз.

Korda в половине четвертого я накло-
нилась в нему, чтобы поставить тралус-
ник. Константин Сергеевич влруг зздрог-
нул, точно чего-то сильно испугавитись.
«Что с вами, дорогой? — воскликнула я
И В 910 время увидела, как по лицу #0
пробежала судорога, оно сделалось MepT-
венно бледным. Он склонил ниже голову.
Не дышал. Все было кончено.

Литературная газета

№3 5