a

’ посвященный борьбе

Литературный
календарь

_ 1859 г.
«Обломов»

80 лет назад, в январском номере жур-
нала «Отечественные записки» начался
печатанием роман И. А. Гончарова «0бло-
мов». Окончание романа появилось в &1-
рельском номере. Замысел «Обломова»
возник У Гончарова в 1847 тоду. Через
год, в «Иллюстрированном альманахе» он
поместил отрывок из романа («Сон 0бло-
мова»). Закончен роман был осенью 1857,
года. Еще задолго до появления романа
в журнале о нем много говорили в Tey
TH, Kak о крупнейшем событии в лите-

` ратуре. По выходе в свет «Обломов», —=

писал А. Дружинин в «Библиотеке для
чтения». — победоносно захватил собой
все страсти, все внимание, все помыслы
читателей. В каких-то пароксизмах Hac-
лаждения все грамотные люди прочли «0б-
ломова». Толпы людей, как будто чего-то
жлавших, шумно кинулась к «Обломову».
всякого преувеличения можно сказать.
что в настоящую минуту во всей России
нет ни одного малейшего, безуездного, за-
штатнейшего городка, где бы не читати
«Обломова», не спорили бы 06 «0Обломо-
Be»... Гончаров в письме к одному из _во-
их друзей писал: «Обломов», по выходе
всех частей, произвел такое действие, ка-
KOTO ни вы, ни я не ожидали. Увлечение
ваше повторилось, но гораздо сильнее, в
публике... Оно огромно и елинолушно. До-
бролюбов написал в «Современнике» от-
личную статью, где очень полно и ши-
роко разобрал обломовщину... Словом, я
теперь именинник». =
_ Статья Н. А. Добролюбова «Что такое

‘обломовщина» — одна из самых значи-
‚тельных в критической литературе о Гон-

чарове. «История ‘© том. — писал До-
бролюбов, — как лежит и спит добряк-

‚ленивец (бломов, и как ни дружба, ни
любовь не цогут пробудить и поднять его,

— не бог весть какая важная история.

“Ho B nei отразилась русская жизнь, в ней

предстает пред нами живой, современный
русский тип, отчеканенный © беспощал-
HOW строгостью и правильностью: в ней
сказалось новое слово налтего обществен-
ного развития, произнесенное ясно и твер-
до, без отчаяния и без ребяческих надежд,
но с полным сознанием истины. Слово это
«обломовщина»; OHO служит ключом Е
разгадке многих явлений русской жизни,
и оно придает роману Гончарова гораздо
более общественного значения, нежели
сколько имеют его все наши’ обличитель-
ные повести. В типе Обломова и во всей
этой обломовщине мы видим нечто более,
нежели просто удачное создание сильного
таланта: мы находим в нем произведение
русской жизни, знамение времени». Сбли-
maa Обломова c Онегиным, Печориным,
Бельтовым. Рудиным, Добролюбов указы-
вает на характерные черты обломовщины
и в современной ему реальной жизни —
на либеральных бюлтунов среди прекрас-
нодушных помещиков, чиновников, 0фи-
церов, журналистов, прикрывающих «В
шумном тазтлагольствовании» ‹вое  лени-
вое бездействие; это — «пустые фразе-
ры», «лишние люди», не способные на
серьезное дело, на борьбу в помещичье-
хрепостнической Россией.  Революцион-
ные демократы боролись с обломовщиной
как © социальным злом.

_ 7764 г.
П. М. Карабанов

175 лет назад, 12 января 1764 г., ро-
хилея Петр Матввевич Варабанов. В кон-
ue ХУШ и первой четверти ХХ в. он
пользовался некоторой известностью как
поэт и переводчик. Стихотворения Кара-
банова «нравственные, лирические,  лю-
бовные. шуточные и смешанные ориги-
нальные и в переводе» были изданы B
1801 и 1812 тг. Одно из его стихотворе-
ний—«Гренадеры-мюлодцы,  други-братья,
удальцы» печаталось в песеннике ло кон-
ца 80-х годов и вошло в фольклор, под-
зергнувшись некоторой переделке. Друтое
стихотворение Карабанова — «Мой ми-
ленький дружок, любезный паступюк» по-
пулярно и до сих пор, благодаря П. И
Чайковекому, который включил его в%9пе-
ру «Пиковая Дама».

НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ
РОМАН

На-днях Гослитиздат выпускает роман
Евгения Ланна «Гвардия Мак Кумгала»,
ирландского ‘`брат-
ства Фениев за налиональную независи-
мость. Действие романа развертывается в
60-х годах прошлого века. Роман откры-
вается прологом, в котором дан «боль-
ой» парламентокий день в английской
Палате общин — атака известното бур-
жуазного парламентария Ричарда Кобдена
против реакционной политики лорда
Пальмфстона.

На фоне многовековой борьбы ирланд-
цев с метрополией — Англией — в рома-
не дан разгром английским  правитель-
ством братства Фениев. Участники рома-
на — рядовые революционеры, лидеры
братства и английские политические дея-
тели той эпохи. На основе проверенных
документов восстановлена сцена суда над
ирландекими революционерами. Предисло-
вие к роману написано академиком Е. В.

КАЛЕНДАРЬ
КЛУБА ПИСАТЕЛЕЙ

(Сегодня — декадник секции поэтов. Чи-
тают: В. Шершеневич-— переводы из Бодле-
ра («Цветы зла»), А. Яшин — вовые
стихи,

Завтра—локлад проф. Б. Г. Кузнецова
на тему «Наука и техника будущего». Де-
калник секлии народного творчества, пос-
вященный народным алтайским сказкам,
в исполнении сказителя Коргуева. Доклад
0б алтайских сказках сделает А. Гарф.

17-ro — клубный день.

18-ro — детский утренник для  дош-
хольников,

19-ю — доклад №. Г. Труфанова ma
тему «Бои в районе озера Хасан».

20-го — декалники секции детской ли-
тературы и секции новеллиетов.

Литературная газета
№3

° Тарле.

eres ee

`

НИЯ

Совещание по вопросам ‘подтотовки юбилея М. Ю. Лермонтова. На снимке (слева направо){ тт. Розанов, Нейман, Май-
ский, Бродский,  Лебедев-Полянский, Эйхенбаум, Кирпотин, Толстой, -

ci

НЕЖИН —
ГОРОД. ЛИТЕРАТУРНЫЙ

НЕЖИН. (От нашего корреспондента).
Над анфилалой высоких белоснежных ко-

‘лони Педагогического института висит ме-

мориальная доска с лаконичной надписью:
«Здесь учился Гоголь ‹ мая 1821 г. по
июнь 1828 г.».

Нежин — горох больших» литературных
традиций. Тут учился Н. В. Гоголь, быва-
ли великие народные поэты А. С. Пуш-
кин к Т. Г. Шевченко.

В советском Нежине растет талантливая
литературная молодежь, гордящаяся слав-
ными традициями своего родного города.

В стенах огромнейшего здания — быв-
шего лицея учится около двух тысяч ету-
дентов, свыше 700 из них занимаются на
литературном факультете. Литкружок ин-
ститута об’единяет несколько десятков мо-
лодых поэтов, прозаиков,  фольклориетов.
Имена поэтов Набока, Ющенко, Тюльпа хо-
рошю известны и за стенами института.
Их произведения печатаются в итут-
ской и районной прессе, в журнале. 0-
бую активность кружковцы ‘проявляют
теперь, накануне юбилея Шевченко. Они
разрабатывают научные темы:
ственно-стилевью особенности языка поэм
Шевченко «Кавказ», «Сон»; «Фольклор в
творчестве Шевченко» и многое другое.

В ииституте созхана юбилейная Шевчен-
ковская комиссия. Студенты выезжали wa
Черниговщину, где бывал великий поэт..
Студент Л.  Степенко собрал много нафод-
вого фольклора о поэте. Вот один из Ha-
родных расеказов, записанных у 83-летне-
го колхозника Прокопь Петрущи из села
Шевченково:

«Шевченко великий человек был. Гра-
мотнЫй м Бнижки писал, А то бывало
крепостным сапоги шил. Хорошие сатюги
умел шить. Так вот один пан услышал,
что Шевченко салоги путящие птьет. Так
и себе пришел в Шевченко чтоб и ему
сшил, А Шевченко отвечает пану: «Для
панов я шью еапоги только из панской
шкуры, потому что она мягкая и не му-
лит».

Ша COOMaAnMAX ICMMMNpPANCKMX mmecaTenernt

У ПРОЗАИКОВ

Прозаики, собравшиеся обсудить работу
своей секции, избрать новое бюро, знали,
что в прошлом тоду сделано’ не много.
Творческая работа в секции, несмотря Ha
большие возможности, почти отсутствова-
ла. За весь год было проведено четыре ве-
чера писателей. Да и вечера эти были ор-
танизованы плохо. Обсуждение, например,
ЕНИГИ писателя Геннадия Гора-—«Ланже-
po» прошло без участия писателей. Так
же прошли (именно прошли) и вечер но-
велл П. Евстафьева, обсуждение  ЕНИГИ

Павла Лукницкого, творческий отчет о по-

ездке на Колыму №. Ванина и В. Аралт.

На собрании говорили о равнодушии пи-
сателей в творчеству друг друга. Отсюда
в литературной среде бывает иногда лож-
ное представление о творческом лице тех
пли иных литераторов. `

Говорили и © молодых. Отаршее поколе-
ние писателей мало интересуется творче-
ством «первокнижников». А свежее в ли-
тературу большей частью несут ведь они.
06 этом говорил Каверин,

Чем дальше  прололжалось собрание,
тем больше находилось тем для оживлен-
ной беседы.

Был поднят вопрос © регулярном и обя-
зательном обсуждении на бюро секции
всякой талантливой рукописи, о более вни-
мательном серьезном обсуждении выходя-
щих книг. Чтобы хорошо писать, нужча
широкая критика. Почему не рецензируют-
ся новые книги? Из семидесяти человек
членов литературоведческой, критической
секции ЧЛенинграда только двадцать то-
варищей занимаются современной литера-
турой. Все остальные «сидят» на класси-
ках, но книг о классиках тоже мало.

В Ленинграде выходит много книг. Одно
лишь издательство «Советский писатель»
БЫПУСТИТ в 1939 году около зосмидесяти
новых названий. Из них почти половина—
по разделу современной литературы,
журналы? Сейчас в «Звезде» и «Литера-
турном современнике» печатается ряд но-
вых романов: «Ярославль» — Н. Чуков-
ского, «Два капитана» — В. Каверина;

«Художе-

oog

План издания киргизской ^
художественной литературы

В 1939 году Киргизокое государственное
издательство предполагает издать 189 ав-
торских листов художественных ‘произве-
дений. В этот план включены лучшие ра-
боты киргизских писателей: Боконбаева —
«Алтын-кыз», Уматалиева — сборник рах-
сказов, Елебаева — сборник стихов, Юсуп
Туруобекюва — роман «Киргизы», Малико-
ва — сборник стихов.

Из мировой и русской классической ли-
тературы намечаются к изданию: Пуш-
хин-—«Капитанская дочка», Л. Толстой —
«Севастопольские рассказы». Чехов — из-
бранные рассказы, Салтыков-Щедрин —
избранные рассказы, Мольер — «Жорж.
Данден», Шота Руставели — «Витязь в
тигровой шкуре», Шевченко — «Кобзарь».

«Богдан Хмельницкий»
в театре имени Франка

Энергично готовится украинский дра-
малический театр им. Франка к премьере
пьесы А. Корнейчука «Богдан Хмельниц-
КИЙ».

Пьесу ставит народный артист УССР
Г. П. Юра Музыку пишет известный
украинский композитор JL П. Ревуцкий.
Художник спектакля — заслуженный дея-
тель искусств А. Г. Петрицкий,

В спектакле будет занята вся труппа
театра. Роль Хмельницкого готовит ва-
служенный деятель искусств Ю. Шум-
ский, Кривоноса (соратник и друг Хмель-
ницкого) будет играть заслуженный дея-
тель искусств А. Батуля. Вогуна — артист
В. Дуклер. Роль героической украинской
женщины поручена народной артистке
республики Г. Борисоглебской.

Премьера спектакля состоится в фев-

Paste,

0т Всесоюзного управления .
по’ охране авторских прав

Всесоюзное управление по охране автор-
еких ‘прав’ приступило c 1 января
1939 года к защите моральных и матери-
альных интересов. писателей и композито-
DOB, вытекающих не только из публично-
то исполнения их произведений, во и из
издания, & также из договорных  взаимо-
отношений с театрами, киностудиями и пр.

Авторы, желалощие передать защиту
своих интересов управлению, подают 96
этом соответствующие заявления в Onepa-
тивный отдел Всесоюзного управления по
охране авторских прав в Москве. в рес-
публиканские управления, Ленинградское
областное управление и уполномоченным
Управления краевых и областных центров.

«Воин Великой орды» — молодого пи-
вателя Хмельницкого и др. Надо обсудить
их на бюро секции зв рукописи. Секция
meat быть в курсе литературных собы-
тий.

Тг. Слонимский, Каверин, Саянов, Ca-
вин, Бражнин говорили © том, что надо
по примеру «Резца» выделить в жур-
налах «Звезда» и «Фитературный  совре-
менник» страницы для выступлений пи-
салелей. И не только по вопросам узко-
литературным,

° Собрание было интересным.

В новое бюро секции избраны: Слоним-
ский, Саянов, Лукницкий, Top, Внязев,
Кратт, Ричиотти. 7

И. КРАТТ.

У ДРАМАТУРГОВ

Итак— счастливый финал: работа бю-
рю признана  удовлетворительной. Зана-
вес. H
Олнако вряд ли выборное еобрание ле-
нинградекой секции драматургов театра,
кино и эстрады ООП могло оставить чув-
ство удовлетворения даже у тех, чья рз-
бота признана «уловлетворительной».

Вернемся к началу собрания.

— До кворума—5б человек... До квору-
Ma—3 человека. 2 человека до кворума,
но они подойдут, обнадеживает  ©обрав-
шихея технический секретарь секции, —
они заканчивают партию на бильярде.

— Наконец кворум «налянут», и ©0-
брание открывается. Беды нет, что «кво-
рум» формальный: отсутствуют и Евгений
Шварц, и Л. Рахманов, и М. Козаков, и
Б. Лавренев. Отсутствуют почти целиком
все кинодраматурги. Блистают отеутстви-
ем театральные критики и, наконец, ни
одного человека из нового президиума ‹0-
1038.

В конце девятого час» ответственный
секретарь драмсекции В. Голичников на-
чинает пространный доклад.

Весь доклад состоит из пышных пере-
числений. Вот работа ленинградоких дра-
матуртов в области театра—следует ряд
названий, вирочем. анализировать ее док-
ладчик не будет, летом прошла дискуссия.

ЮБИЛЕЙ ГИТИС

В 1939 тоду исполняется шестидесяти-
летие со дня основания музыкально-дра-

матического училища Московской филар-

монии и двадцатилетие со дня реорганиза-
ции его в Государственный музыкально-
драматический. институт, позже  превра-
щенный в Государственный институт Te-
атрального покусства им, А. В. Лувачар-
ского. ыы

За время своего существования училище
Филармонии дало русскому театру целый
ряд выдающихся мастеров сцены, в TOM
числе народных артистов СССР И. М. Мо-
сквина, 0. Л. Книппер-Чехову, народных
артистов республики Л. В ова, В. 9.
Мейерхольда, И. Н. Певцова.

В 1898 году группа окончивших учи-
лише, под руководством Вл. И. Немиро-
вича-Данченко, об’единившись с кружком
Алексеева-Станиславского, положила на-
чало лучшему русскому театру, ныне
дважды орденоносному МХАТ.

За советский период училище, peopra-
низованное в первый советский театраль-
НЫЙ BY3, ВЫПУСТИЛо сотни Молодых ква-
лифицированных работников — актеров,
режиссеров, театроведов, директоров теат-
ров. у

Многие из окончивших институт рабо-
тают в качестве актеров и режиссеров в
ведущих московских (МХАТ, Большом, им.
Немировича-Данченко, Камерном,  Рево-
люции, Сатиры, Красной Армии) и
периферийных театрах. Артистка тк.
евская прекрасно сыграла роль Таисии в
последней постановке МХАТ «Достигаев и
другие». Режиесер Дудин руководит Цен-
тральным детским театром. . Режиссер Ан-
ненский успешно поставил в кино фильм
«Медведь». Артист Аржанов играет ве-
душие роли в Камерном тватре, Артистка
Тулубъева ‘за ‘свою работу в театре‘ им:
Немировича-Данченко ` получила звание
заслуженной артистки республики. Ре-
жиссер Златогоров в том же театре рабо-
тает в качестве режиссера-тюстановщика.
Награждены орденами Советского Союза
воспитанники института Ботолюбов, Лю-
безнов, Ладынина.

За последние годы институтом выпу-
щены национальные театры для союзных
автономных феспублик — якутский, ce-
веро-осетинский, казахский.

Ряд окончивших ‘институт занимается
научной и педатогической работой — в
ГИТИС, ВТО, .теамузее им. Бахрушина, в
театральной печати.

0 новых же пьесах текущето сезона гово- Секция в какой-то степени отделяла

рить преждевременно.
Вот работа в области кино.

Докладчик читает другой автот-
ских имен и названий, на сей кино-
спенариев, принятых ленинградской кино-
студией. Он рассказывает © достижениях
студии Ленфильма в области работы ¢ пи-
сателями.

Работа ‹ писателем в студии Ленфиль-
ма действительно несколько ‘улучшилась,
HO причем же тут бюро секции драматур-
тов?

Собственная служебная деятельность
В. Голичникова в киностудии вряд ли
имеет отношение к. отчетному докладу 06-
щественной организаии... заметим, к ‹ло-
ву, что абсолютное большинство назван-
ных докладчиком сценариев писалось по
договорам, заключенным задолго до поя-
вления в студии т. Голичникова в каче-
стве «полпреда» ‘писательской организа-
ции, каковым он себя там считает.

Потратив время на всевозможные пере-
числения, докладчик не смог остановиться
на подлинно узловых, идейных вопросах,
стоящих перед драматургами.

В прениях тт. Волженину, Яниковоко-
му, Герману, Матвееву и другим прит-
лось восполнить упущенное докладчиком.

Затлохла оборонная работа секции.

Секция ничего не ‹делала для воору-
жения драматургов передовой теорией, —
06 этом говорил т. Волженин.

Не было ни одного серьезного выету-
пления секции в связи © положением ве-
дущих ленинградских театров. А разве
творческое ‹остояние. скажем, академи-
ческого театра им. Пушкина может oc-
тавить равнодушной организацию, ответ-
ственную за Фронт искусства?

Большинство членов секции не omy-
щало в евоей работе влияния, а тем бо-
лее помощи со стороны бюро. Изредка чле-
ны секции формально запрашивались (от-
ношением, размноженным на тектографе),
над чем, дескать, вы работаете, уважаеые
товарищи. Можно было ответить или не
ответить Ha эту бумажку, —тазницы пи
какой. {

COBE

Лва дня продолжалось conemanme

TeM, Ha повестье дня, состоявше

чилея нервым и был основным.
Л. Соболев и П. Скосырев говорили

тературой братских
ностях, стоящих перед переводчиками,

паролного творчества, наконец,

дуальными,

воды.

каров переводчиков, знающих ЯЗЫЕ?

те же республики
Язъгка,. ‚ ;

Выетупавигие настаивали. на том, что
союзу писателей пора уже разработать
систему подготовки  квалифицированных

Эти вполне правильные мыюли, однахо,
не нашли дальнейшего развития, Большую
ти сыграли реплики докладчика

и все же не знают

— Нельзя, — товорил он, — ставить
так вопрос. энание языков — дело хоро-
шее и нужное, но мы должны считаться
с тем, что громадное большинство напих
переводчиков языка не знает.

Тажая устаневка оптибочна и вредна.
Ведь никому в голову не придет ставить
препятотвия ’ переводчикам, не знающим
языка. Их работа: в настоящее время. чрез-
вычайно полезна. Но если cos пикате-
лей всерьез не поднимет вопроса 09
том, что зналие языка-— первое условие
при определении квалификации перевод-

КОМИТЕТ
ПО ПРАЗДНОВАНИЮ
ЮБИЛЕЯ НАВОИ

В связи © предстоящим празднованием
юбилея великого позта Навои правление
ССП утвердило юбилейный комитет в сле-
дующем составе: Атамаммелов, М. Ауэзов,
Н. Асеев, Самед Вургун, Ю. Гареев, Гз-
фур Гулям, В. Гусев, Якуб Колас, Г. Ла-
хути, И. Луппол, В. Маликов, Ш: Манур,
С. Метиславокий, А. Ниалло, Л. Пенъков”
ский, П. Скосырев, Л. Соболев, Г. Табилзе,
Г. Тополцян, А. Толстой, Ю. Тынянов,
Пазло Тычина, И. Фефер, С. Хусаинов,

ПИСАТЕЛИ БАШКИРИИ
ГОТОВЯТСЯ К ЮБИЛЕЮ.
Т.Г. ШЕВЧЕНКО,

УФА. (Наш корр.). Оргкомитет союза
советских писателей Башкирии проводит
большую работу к`125-летию co ma
рождения великого украинского поэта Т. Г.
Шевченко.

Оргкомитет выбрал комиссию по перево-
ду стихов и поэм Шевченко в составе по-
этов А. Вали, С. Кулибай и Г. Гумерова.
Во второй половине января будет сдан в
издательство первый сборник стихов и
поэм Т. Г. Шевченко на башкирском языке:

циональных комиссий союза советских пи-
сателей. Писатели и переводчиюи, выез-
жартрие за последние годы»в братские рес-
публики и работавитие там, делились сгой-
ми впечатлениями. Много интересного pac-
сказали выступавшие. Но Фамого главно-
го—обсуждения конкретного “ae ee
gy sie ig te oni т своей ‘работы в Узбекистане и Таджики.

из двух вопросов, именно этот вопрос зна.

важности постоянного ‘ознакомления © ли-
республик, © труд-

необходимости создать эталон подетрочни-
ка, о желательности организовать записи
09 замене

бригадных поездок в республики индиви-

‚ Но все это были лишь пожелания, не
уточненные конкретными предложениями,

Тт. Тарловский, Вольтина и Евгенов
остро поставили вопрос 0’ необходимости
изучать Язык, с которого делалотся mepe-

— На что похожи наши переводы? —
жаловалась Н., Вольлина. — Почему ло   сообщил © проделанной работе. Олним из
сих пор никто не заботится © создании! результатов работы

— Многие из нас, — товорил М; Tap-
ловский, — из года в год едут в одни и  которые ознакомят москвичей ‹о и

my A 0 Е

В ШРАВЛЕШИШ СШ

на-! чика. ебли он не создаст блахотприяттьт

услоний для изучения языков, — совм
ская литература рискует потерять много
возможностей для своего  оботащения, В
этом отношении очень. убедителен был
рассказ т. Корабельникова 0 том, как ис-
кажали некоторые переводчики произведе-
ы   ния Сулеймана Стальского и Джамбула,
Тов. Мотиолавский говорит 06 опыт

стане. В` Узбекистане основными творче-
скими силами являются молодые талантли-
вые писатели. С Метиславский это учел
в своей работе. По его предложению были
организованы молодежные группы, Взяв»
шиеся за изучение русского языка и по-
вышение своего культурного уровня, В
Москве С. Метиславовий связалея © Йв-
ститутом литературы, тде тоже организо-
вал труппу для серьезного изучения язы
ка, литературы и культуры братоких pete
публик. Эти товарищи будут собирать
фольклор, изучать быт и обычаи страны,

Так тюстепенно образуются кадры пере.
водчиков, знающих языки. :

Такое предложение может, безусловно,
лечь в основу работы большинства комис.
сий. у
Тов.’ Сурков, выезжавший в Белоруссию,

белорусской бригады
является предстоящий ‘приезд в Москву
труппы писателей и мастеров искусства,

творчеством.

Предложение №. Зелинского о включений
в задачи комиссии изучения современной
истории литературы братских республик
вызвало живой. отклик У о большинства
присутствующих.

Закончилось совещание не совсем обыч.
no. Korma к концу второго вечера стало
ясно, ‘что без предварительной подготовки
совещание не сможет наметить плана pa-
бот, — репиили совещание прервать на 2
недели. Для этого нашелся вполне прилич-
ный повод: не все залиисавитиеся ораторы
успели высказаться.

В заключительном слове т. Соболев сде-
лал враткий 0бзор вопросов, на котором
останавливались выступавииие товари,
Никаких выводов ‘не былю сделано, Ника-
ких решений не было принято.

я только пожелать, чтобы подго-
товка к совещанию 26 декабря была на
большей высоте.

ПРАТ.

Письмо
в редакцию

СОЗДАТЬ В МОСКВЕ
МУЗЕЙ Н. А ОСТРОВСКОГО

В 1936 г,, после смерти писателя-орде-
ноносца Н. А. Островекого, Совнарком п9-
становил передать ‘его литературный архив
Государственному литературному музею и
создать ‘в Сочи, в Доме писателя, музей
его имени. Это постановление было реаля-
зовано. Литературный музей разработал #
организовал экспозицию «Жизнь и творче-
ство Н. А. Островского», которая легла в
юснову музея в Сочи и, кроме того, офор-
ммилась как выставка в самом Литератур-
ном mysee в Москве (выставка была .oT-
крыта к 20-летию’ Великой Октябрьской
социалистической революции).
` Разработка` этой экспозиции была‘ 06-
ложнена целым рядом трудностей: ‹отруд-
никам музея пришлось самим писать био-
тграфию писателя, так как ни одной био-
графии Н. Островского до сих пор не на-
писано. Не было почти никаких печатных
и письменных источников для биографии,
Газетные заметки не только не давали
сколько-нибудь ‘удовлетворительного мате-
риала, но иногда совершенно искажали
факты биографии писателя (чего, напри-
мер, стоит утверждение о том, что Н. (ст-
ровский «рано потерял отца», тогда как
в действительности ето отец умер в
1936 г.). Пришлось устанавливать связь
C лицами, близко знавшими писателя, $
его родными и друзьями, с боевыми коман-
дирами и товарищами Н. Островского. По-,
лученный таким образом материал был по-

ложен, в основу плана экспозиции.

Музей Островского в Сочи пользуется

драматургов тедтра. кино и эстрады ОТ   огромной популярностью. За летние меся-
остальной массы членов” союза и в том цы через него прошли тькячи людей —

числе от лучших мастеров слова, ‚ работаю-
ших в Ченияграде. В докладе В. Голич-
никова прозвучала такая нотка: мы ори-
ентируемся не «на именитых». Неправиль-
ное противопоставление! :

padownx, cTaxanopies, KpacHoapmeii en. Mo.
сковская выставка в Государственном ли-
тературном музее, скромно разместившаяся
в одной небольшой комнатке, также при-
влекла большое количество посетителей. Но

Не связаны друг < другом драматургия, пюложение выставки очень тяжелое.

работающие в области музыкального теа-
тра, меж тем значение ленинградеких пи-
сателей в деле создания либретто COBET-.
ских опер и музыкальных комедий очень
велико.

Впрочем всесторонне разобрать работу
секции собравшимся так и не удалось, За
поздним временем прения были скомканы.
Продолжить же собрание; перенеся его на
другой день,.. оказалось невозможным. По
ваявлению бюро, администрация. Дома
писателя отказала’ ему в’ помещении на
следующий вечет- Недурная иллюстрация ©
мы зрения авторитета, завоеванного сек-
цие у

Были в работе старого ‘бюро и некото-
рые положительные результаты. a

Назовем работу с мололыми драматурга
ми, проделанную т. Щегловым, назовем
вотречи с руководством и творческими ка-
драми киностудий, отдельные интересные
вечера эстрадных лраматуртов, единичные
читки пьес и сценариев.

Однако при всех отдельных положитель-
ных фактах своей деятельности, бюро сек-
пии не оправилось в целом ни в коей ме-
ре с главной политической залачей. Оно
не превратило секцию в творческое пи-
сательсное об’единение, в плацдарм глубо-
вой политико-воспитательной работы < пи-
сателями.

Пожелаем вновь избранному и в значи
тельной степени ‘ обновленному бюро. (в
него вошли тт. Янковский,  Волженин,
Левития. Владимиров, Щеглов, Голичников,
Ялунер) большей принципиальности. боль-
шего идейного размаха в padere и мень-
шего равнодушия к творческой судьбе ка-
Ждого отдельного драматурга,

Засл. деятель искусств.
Бор. БРОДЯНСНИЙ.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д, 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советсний писатель», Москва, В, Гнездниковский, 10:

› Уполномоч. Главлита Б—1706 : Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30, _——_—Эа,з]З,:,:,:,:—/——

Гос. лит. музей ютитея в маленьком
особняке на Моховой. Чтобы открыть но-
вую выставку в одной из его комнат, надо
свернуть предшествующую. В таком cpep-
нутом виде в папках и ящиках лежит не
одна выставка. Общая судьба постигла и
выставку Островского: она пролежала не-
сколько месяцев в хранилище вместе © вы-
ставками Чехова, Герцена, Добролюбова,
Белинского... В дни юбилея комсомола му-
зей считал необходимым открыть выстав-
ку и для этой цели снял помещение в
клубе завода «Каучук». Оттуда она была
переведена во дворец культуры завода им.
Горбунова, где и находится сейчас. Oran
вы посетителей и весь опыт работы этой
выставки единодушно говорят © том ог
ромном политико-воспитательном значении,
которое имеют выставки Н. Островского,

Обычный вопрос посетителей — что бу-
дет с выставкой в дальнейшем и почему
в Москве нет музея Н. Островского? В
KHUTe OTSHBOR имеется ряд пожеланий от-
крыть такой музей в московской квартире
писателя, в 6. Мертвом переулке, где жил

Островский и где он писал 1-ю часть
«Как закалялась сталь».

Вопрос 0б организации музея Н. Остров
ского в Москве должен быть наконец раз-
решен. дин из лучших советеких писате-
лей — Николай Островокий, жизнь и твор.
чество которого являются мощным орудием
коммунистического воспитания советской
молодежи, должен иметь в Москве свой
музей.

Старшие научные сотрудники

Гос. литературного музея
Т. ИВАНОВА
Н. ЛЮБОВИЧ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В. ЛЕБЕДЕВ»

КУМАЧ, Н. ПОГОДИН, 0. ВОЙТИНСКАЯ,

gel

———