Рабочие и крестьяне всего мира хотят сохранить Респ
пущенную верной рукой товарища Ленина в стан врагов, как опору свои
от гнета, и эксплоатации, как верный маяк, указывающий им ПУТЬ освобождения.

И. ТРАЙНИН

‚2

— МАРС. IRE О

Марксизм-ленинизи учит, что победо-
чосная пролетарская революция ломает
старую государственную машину, устана-

шего учение Маркса o классовой борьбе
и о дивтатуре пролетариата.
В противовее марксистскому учению 9

вливает диктатуру пролетариата для пере-  завоевании власти пролетариатом реформи-

устройства общества на социалистических
началах. 2

Марксистеко-ленинекое учение 0 rocy-
харстве противопоставлено учению анархи-
стов, утверждающих, что все зло не столь-
ко в капитализме, сколько в государстве,
которое подлежит отмене. При этом анар-
хисты очень неясно представляют cede,
чем собственно заменить государство. Глав-
ную роль в анархистокой теории играет
«свободная личность», которая должна сво-
бодно установить свои отношения к обще-
ству. Анархисты выдвигают такие нере-
альные и ничего не говорящие формулы,
как «свободное общежитие на основе вза-
имных договоров», — договоров, постро-
енных на свободной федерации между лич-
ностями, общинами, Такова схема анархи-
стокого «освобождения личности» без вея-
Koro государственного принуждения # без
уничтожения классов,

Анархистокая «теория» была проверена,
на опыте. Ее полная несостоятельность
была доказана во время Парижской Вом-
муны 1871 г. Энтельс писал, что «един-
ственное социальное мероприятие, прове-
денное прудонистами, — это отказ от кон-
фискации Французского банка, что и было
одной из причин гибели Коммуны»
(К. Маркс и Ф. Энгельс, т. ХУ, стр. 59).

Анархистская «теория» потерпела крах
.‚ И во время испанской революции 1873 г.
Анархисты (бакунисты) были причиной
того, что первая испанская республика
была ликвидирована и вместо нее была
вновь реставрирована власть испанских
Бурбонов. Энгелье по этому поводу писал,
что: «бакунисты в Испании дали нам не-
‚ превзойденный пример того, как не ©ле-
дует делать революцию» (№. Маркс и
Ф. Энтельс, т, ХУ, стр. 124).

Анархизм отражал ‹0бою отсталость и
неразвитость общественных отношений в
тех странах, We он развивался. Социаль-
ную базу анархизма составляли главным
образом крестьянская беднота, сельскохо-
зяйственный пролетариат, ремесленники,
отсталые слои городского. пролетариата,
находившиеся еще под влиянием «кресть-
янекой стихии», и мелкобуржуазная ин-
теллигенция, являвшаяся идеологом «CBO-
бодной личности». Bee эти слои, экопло-
атируемые капитализмом, при отсутствии
подлинно революционной партии легко
поддавались агитации за «свободные лич-
ности, организованные в свободные ком-
муны», которые сами, без помощи говудар-
ства, могли якобы овладеть средствами
производства. Это был бунт против круп-
ного. капитала разорявшихея и обнищазв-.
ших мелких собственников, трудно подда-
вавиихся организации, отрицавиих веякую
власть как меру принуждения, в том чи-
сле и рабочую власть, т. е. диктатуру
пролетариата. м г

Теперь, © высоты исторического опыта,
следует иначе посмотреть и на анархи-
стекие выступления врата’ народа Буха-
рина, который «доказывал»  принципи-
альную враждебность пролетариата ко вся-
кому государству. Бухарин еще до победы
социалистической революции проповедывалт
анархистский «взрыв» государства, подра-
зумевая этим взрыв именно пролетарского
государства.

Анархизм, — утверждал Ленин, — no-
рождение отчаяния. Пеихология выбитого
из колеи интеллигента или босяка, & не
пролетария,

Ерах анархизма особенно ярко проявил-
ся и в современной борьбе, которую испан-
ский народ ведет против фалтистеких ин-
тервентов и их ставленников— Франко. В
момент острейшей борьбы с фашизмом от-

дельные вожди анархизма во имя этой.

«свободы личности» и анархистокой «авто-
номии» пропагандировали раздробленность
ий распыленность сил народа, что было
на-руку фашистам и использовано их трос-
кистской агентурой. Так, например, за-
дачи победы над фашизмом. диктуют не-
обходимость единого централизованном ко-
манлования. Тем не менее отдельные анар=
хистские руководители,  подталкиваемые
троцкистами, отстаивали «автономность» »
фронтов, ‘армейских частей, партизанщину,
отрядвость и т. д. Интересы борьбы тре-
буют общегосударственной дисциплины. Но
веледствие ‹ противодействия = ‘отдельных
анархистских групп, поддерживаемых
троцкистскими провокаторами, 9TO меро-
приятие не могло быть быстро осущест-
влено. Нужно было, чтобы сами массы,
шедшие: за’. анархо-синдикалистами, при-
нудили своих руководителей подчиниться

требованию народного фронта о. государ-.

ственной централизации мер по обороне.
Крах анархистской «теории» подчеркнут
еще и тем, что под нажимом масе пред-
ставители анархо-синдикалистов. участву-
ют в государственном  зппарате. Cama
жизнь таким образом подтвердила вред-
ность  анархистеких ° безтосударственных
«теорий». В острые моменты  класеово
борьбы эти «теории» прикрывали преда-
тельство интересов рабочего класса.
«...осли в России, — писал Ленин, —
несмотря на более мелкобуржуазный ‹0-
став ее населения по сравнению с eBpo-
пейскими странами, анархизм пользовал-
ся в период обеих революций (1905 и
1917) п во время подготовки к ним срав-
нительно ничтожным влиянием, то это,
несомненно, следует поставить отчасти в
заслугу большевизму, который вел веегда
самую беспощадную и непримиримую борь-
бу против оппортунизма». (Ленин, т. ХХУ).

‚Учение марксизма-ленинизма о государ-
стве развивалось также в ожесточенной
борьбе против реформистокого оппортуниз-
ма. Оппортунизм лассальянцев, против ко-
торого в ©в0е время выступали Маркс
и Энтелье, на новом историческом этапе
возродиля в лице ревизионизма, отрипав-
ETE EEE OE IEE TT Нее

Литературная газёта

2 № 4

CTH выдвигали парламентаризм, мирную
борьбу за «реформы» путем сотрудниче-
ства 6 буржуазией.

Ленин яростно выступал против росеий-
ского и международного оппортунизма BO
всех его видах, восстановил yue-
ние маркоизма © диктатуре пролетариата
и развивал ето дальше, применительно Е
новым условиям классовой борьбы эпохи
империализма ‘и пролетарских революций.

«Коренной вопрос всякой революции, —
писал Ленин, — есть вопрос © власти в
государстве» (т. ХХ, стр. 94).

Ленин критически обобщил опыт Tla-
рижской Коммуны, представлявшей coor
диктатуру пролетариата, но «не полную

и не прочную» (Сталин). Левин обобщил.

опыт российской революции 1905 года и
опыт международного рабочего революцион-
ного лвижения. Он открыл государствен-
ную форму диктатуры пролетариата в ли-
це ‹оветов, представляющих ‹0бою нам-
выспий тип демократии, новый тип госу-
дарства — 01060б управления государ-
ством без буржуазии и против буржуазии.
Триумфом теории марксизма-ленинизма по
вопросу 0. государстве явилась
Юктябрьекая социалистическая революция,
в результате которой трудящиеся, утвер-

див Советы, стали хозлевами своей стра-.

ны и своей судьбы.

В свете этого грандиозного по своему
историческому значению опыта, приведие-
го к победе социализма в нашей стране,
особенно рельефно сказывается крах /ре-
формизма. Шогда классовые противоречия
достигли наивысшего напряжения, когда
массы через голову реформистсеких вож-
дей (Германия, Италия) активно выету-
пили ‹0 своими классовыми требования-
ми, буржуазия отказалась от услуг рефор-
маторов, откинула демократические при-
крытия и прибегла к кровавому фатштиз-
му, в открытому террору против рабочего
клаюса.

Советы вовлекли миллионные массы в
управление государством. Они показали
всему международному пролетариату при-
мер решения вопроса 0 отруктуре власти
при диктатуре рабочего класса.

Задачей советского государства в пере-
ходную эпоху от капитализма в коммуниз-
му является:

1. 060рона социалистических завоева-
ний рабочего класса. На протяжении все-
го существования советской власти тру-
дящиеся нашей страны при помощи свое-
го государства отбивали атаки междуна“
родных империалистов. Государство подав-
ляло сопротивление ^ остатков‘ разбитых
классов, заговоры, измены и вредитель-
ства, организуемые и поддерживаемые ка-
питалистическим окружением,

2. Социалистическое государство руко-
водит строительством. социализма.
этого строительства подтвердил. положение
Ленина, © том, что «.,; социализм не может
победить одновременно во всех странах;
Он победит первоначально в одной или
нескольких странах, а остальные в тече-
ние некоторого времени останутся буржу-
зэными ‘или  добуржуазными» (Ленин,
т. ХГХ, стр. 325). Оталин в борьбе против
троцкистов и бухаринцев развил ленинское
учение о победе социализма в одной стране
в условиях капиталистического окруже-
ния. Сталин показал, каким путем долж-
на быть закреплена и дальше ‘развита
победа социализма и какие задачи дол-
жен решать рабочий класс при переходе от
социализма в коммунизму. этого
учения подтвержден безраздельным и Gec-
поворотным тосподетвом социализма в на-
шей стране, расцветом социалистической
экономики, результатом чего и явилось из-
менение классовой структуры ‘нашей стра-
НЫ.

3. Сопиалистическое государство, унич-
тожив капиталистические классы, ведет к
тиранию граней между двумя классами
СССР — рабочим” классом и `‘крестьянст-
вом, которые  ‹ейчас, как это показал
товарищ Сталин на Чрезвычайном VIII
‘езде советов, являются новыми классами,
каких не знала история. Выросла новая
интеллигенция из представителей рабочих
и крестьян — интеллигенция, тесно ©вя-
занная с советским народом и © его ус-
тремлениями. Социалистическое государство
ведет громадную работу по перевоспита-
нию людей, создавая для этого экономиче-
ские и культурные предпосылки. Социали-
стическое государство открыло небывалые
возможности для развития науки, для про-
никновения в тайны природы, для тесно-
го союзё науки и труда. Только социали-
стическое тосударство ведет к уничтоже-
нию противоположности между городом и
деревней, между умственным и физическим
трудом. Только оно ликвидировало проти-
воречия между государством и обществом,
между государством, обществом и лично-
стью. Трудящиеся осознают, что их социа-

fi листический труд поднимает достоинство

человека, материальное. и культурное по-
ложение каждого в отдельности и веего
советского народа в целом, «...социалисти-
ческое общество представляет единственно
прочную гарантию охраны, интересов  лич-
ности. В этом смысле непримиримого кон-
траста между  «индивидуализмом» и’ 00-
циализмом нет», (И. Оталин, Вопросы, ле-
нинизма. Изд. 10-е, стр. 602).
‹ 4. Социалистическов государство —
братское и добровольное содружество рав-
ноправных народов. Оно в корне уничто-
жило былую вражду народов. Оно подня-
ло достоинство прежде забитых и о при-
ниженных народов, открыв перел ними
возможность нагнать передовые народы,
Теоное, неразрывное содружество народов

Р опирается на общенародное социа-
листическое достояние всех огромных
богатств нашей страны, на совместный
социалистический труд, на непреклонную
рептимость трудящихся всех народов
CCCP защищать свои завоевания от на-
падения CO стороны ‘капиталистических
держав,

‹..мы. имеем теперь вполне сложивше-

Великая

еся и выдержавшее все испытания мно-
тонациональное социалистическое ‘тосудар-
ство, прочности которого могло бы поза-
видовать любое национальное государство
в любой части света», (И. Сталин, Док-
лад о проекте Конституции СССР).

5. Социалистическое тосударетво ведет
строгий учет меры труда и потребления.
Оно осуществляет принцип социализма, за-
писанный в cr. 12 Сталинской Roucra-
туции: «от каждого по его способности,
каждому — по его труду». Это необхо-
пимо, чтобы итти в социалистическому
изобилию, к высшей фазе коммунизма,
когда общество сможет перейти к прин-
ципу «от каждого по его способностям,
каждому по ero потребностям». Во этих
целях социалистическое государство внед-
PACT сознательное отношение к труду, спо-
собетвует совершенствованию труда увели-
чением ето производительности, выраже-
нием чего является могучее стахановское
движение.

В социалистическом государстве труло-
вой человек чувствует ‹ебя «свободным
гражданином своей страны, своего рода
общественным деятелем. И если он рабо-
тает. хорошо и дает обществу то, что мо-
жет дать, — он герой труда, он овеян
славой» (Сталин).

Для рабочего класса государство че
есть цель, & средство, посредетвом кото-
рого он осуществляет постепенное унич-
тожение классов и обеспечивает победу
коммунизма. Марксизм-ленинизм учит,   что
государство отомрет на высшей фазе ком-
муниема, когда «..люди постепенно при“
выкнут Е соблюдению элёментарных, ве-
ками известных, тысячелетиями повторяв-
прихея во всех прописях правил общежи-
тия, к соблюдению их без насилия, 063
принуждения, без подчинения, без особого
аппарата для принуждения, который на-
зывается государством» (Ленин т. ХХ.

Ленин еще летом 1917 г. подчеркивал,
Что оставляет «совершенно отЕрытым во-
прос о сроках или о конкретных формах
отмирания, ибо материалу для решения
таких вопросов нет» (Ленин, т. ХХ.

Материалы дала, сама жизнь, .показаз-
шая, в какой упорной и ожесточенной
классовой борьбе осуществляются победы
социализма,

Сталин, развивая дальше учение марк-
сизма-ленинизма, обосновал возможность
построения коммунистического общества
H B условиях капиталистического окру-
жения. Мы уже сейчас завершаем дело
построения социалистического общества.
Дальнейший рост техники и социалисти-
ческих. производительных сил, рост ‘про-
изводственных и культурных навыков,
рост социалистической дисциплины и Ipo-
изводительности труда. приведет к. еще
большему расцвету социалистического хо-
зяйства, к достижению изобилия по целому
ряду продуктов. Это позволит перейти в
отдельных областях (питания и культуры
в первую очередь) от принципов социа-

лизма в принципам коммунизма, т. е к

удовлетворению каждого по потребностям.
Но нам нужно государство, способное от-
разить козни врагов коммунизма и засы-
лаемых ими атентов.

Чем крепче будет советское государство,
тем более обеспечено наше победоносное
продвижение вперед’ к коммунизму, тем
все более активно, следуя примеру тру-
дящихся нашей страны, будет разверты-
ваться революционная борьба пролетариа-
та капиталистических стран.

`«Мы, — товорит товарищ Сталин, —

за отмирание государства. И мы вместе
с тем стоим з& усиление диктатуры про-
летариата, представляющей самую . мощ-
ную и самую могучую власть из всех су-
ществующих до сих пор государственных
властей, Brremeé развитие государствен-
ной власти в целях подготовки условий
для отмирания государственной власти —
BOT марксистекая формула. Это «противо-
речиво»? Да, «противоречиво». Но про-
тиворечие это жизненное, и оно целиком
отражает марксову диалектику».

Не случайно из рядов троцкисто-буха-
‚ринцев в целях ослабления диктатуры
рабочего класса были пущены «теорийки»
0 том, что советское государство «отми-
рает» ¢ первых же дней Октябрьской 09-
циалистической революции, :

Ленин еще до победы социалистической
революции предостерегал от оппортунисти-
ческих извращений маркоистокого тезиса
06 отмирании государбтва, Он: указывал,
что ошюртунисты идею © насильствен-
ной революции и тезис 0б отмирании госу-
харства связывают путем , эклектизма,
«при чем в девяносто левяти случаях из
ста. если не чаще, выдвигается на. пер-
вый план именно «отмирание» (Ленин,
т. ХХГ стр. 382).

События показали, что’ хтеорийки» троц-
кистеко-бухаринских «идеологов» 0б «от-
мирании» государства были частью их
подрывной работы, направленной на pe-
ставрацию капитализма.

«Со временем, — товорил тов. Молотов,
— котла социализм победит во всех пе-
редовых капиталистических странах, 1o-
сударство < его армией и прочим специ
альным аппаратом отомрет, станет’ ненуж-
ным. Но в ‘условиях капиталистического
окружения дело идет не 06 отмирании 60-
циалистического. государства, & о его ©по-
собности победоносно отражать удары
классового врага, и особенно ©0 стороны
неразбитого еще классового врага вне
пределов СССР. В ‹овременных условиях
вопрос стоит He Of отмирании <оветекого
тосударства, & в том, чобы усилить
мощь налиего государства, чтобы иметь
крепкое и могущественное, по-большевист-
сви организованное социалистическое госу-
дарство»: {

Это указание главы‘ советского  прави-
тельства особенно важно иметь в виду
сейчас, когда вторая империалистическая
война Фактически уже началась, когда
фаптизм, используя  троцкистеко-бухарин-
ские подонки, провоцирует нападение на
ОССР. Мощное советское государство будет
надежной ‘опорой трудящихся СОСР в их
дальнейшей борьбе 3a полное торжество
коммунизма.

CM Ua

Гуляет вьюга... мчатся хлопья снега,
Как стаи белых гончих. Злой январь!
Твои, как камень, тяжелеют веки,
(жимает сердце черная тоска,
Угас, угас великий гений, —

Уж не откроет больше он тлаза,
Застыл поток его торячей крови...

И снова снег... и снова хаос HOUT...
Он человеком был, и, как над всеми,

Над ним кружился черный ворон смерти.

Но был отцом огромной он земли,

И. застонала тяжело земля,

Когда его угасло сердце...

Рыдали степи, плакали леса,

Поля покрылись ледяной корою,

Как скорбною одеждой. Нет, неправда,
Он только спит, и это сон, не смерть,
Он не ушел во мрак январской ночи,
Не может умереть рожденный в бурях
Орел могучий Октября.

‹:Й плачут негры в

ПЛЯ-и-БЕЛЬТРАН

РТ

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ

Повеюду снег и снег... Во мраке
Людей скорбящих вереницы,
Миллионы их... ты слышишь: стонет :
  2 ’
На берегах ее такие ж люди
лились сейчас в одно большое сердце,

Вот Крым, вот Дон, там плачут казаки...

И реки, и леса, и горы,

Й ветер, и степные табуны —
Все! сотряслось... Вто
( мать, скажи, вто дал тебе одежду,
Чтобы согреть твое дитя?

Ее дал Ленин. Кто дал бедным хлеб?
Его дал Ленин, и скорбит земля,
Скорбит Китай, закованные руки

Над головой склоненной подымая,
Африке далекой,
путаны тяжелыми пепями,

Они чернее черной ночи стали,

Но крепнет в них его живая воля,

умер? Умер Ленин.

ублику Советов, как ` стрелу,
х надежд, на избавление
СТАЛИН.

JU 18 D0 TH Td A\

Да, он сумеет их освободить.
(вобола! Он любил тебя, как сын,
Он звал тебя, когда в апреле розы
Ему земля дарила... Не тебя ли

Его любило молодое сердце?

Не за тебя ль он отдал жизнь свою?
Так слушай же, скорбящая земля,

В тебе течет кровь Ленина, и вечен
Иго призыв Е свободе... Нет, не умер
Орел великий Октября,

Могуч и бодр несется он над миром,
Над дубом, над сосной и пад потоком,
Сильнее смерти вечный дух. свободы,
Не умер он, — свободным станет мир!

Перевод © испанского Ф. Кельина,
Этот фрагмент из поэмы о Ленине “был
написан Пля-и-Бельтраном в Москве, в
январе 1937 г. Полностью будет напечам
тан в январской книге «Интернациональ:
ной литературы»,

ИОГАННЕС БЕХЕР

Мой путь

Краткая заметка, затерявшаяея на стра-
ницах какой-то буржуазной газеты, ie
влекла мое внимание. Это было в 1917
тоду. В ‘заметке сообщалось, что некто, по
фамилии Ленин, приехав в Петроград, вы-
ступил с исключительно опасной речью—
призывом к мятежу,

В буржуазных кругах, где я вращался,
эти лаконические строки вызвали бурю
ужаса и негодования. Но я воспринял эту
заметку по-иному. Я навсегда запомнил
имя Ленина.

В течение всей мировой войны я пре-
бывал в поисках неизвестного, в поисках
какого-то чуда, которое должно было поло-
жить конец этой кровавой свалке. И вот,
сам нё зная почему,, я проникся верой в
To, что © прибытием в Петроград Ленина
этот долгожданный час наступил,

Я разделял участь многих интеллиген-
тов, которые инстинктивно стали врагами
империалистической войны и уверовали в
русскую революцию, не углубляясь В
скрытую сущность революционного про-
цесса. Нас вдохновляла также героическая

‘борьба Розы Люксембург и Карла ЛТибк-

нехта, укрепляя в нас ненависть к этой
бессмысленной человеческой ‘бойне, но мы
оставались чужды марксизму и рабочему
движению, :

Вскоре после того, волею исторических
событий, фигура Ленина оказалась в цен-
тре внимания всего человечества. Но лишь
значительно. позже удалось мне’ тюстиг-
нуть, хотя бы отчасти, все величие дела,
созданного Лениным. _ .

И вот Ленин умер. Как ярко запечат-
Лелся в моей памяти этот день, этот час.
В Берлине выпал снег, ВеЧерело. Я под-
ходил к площади Виттенберга, как вдруг
Кто-то остановил меня и сказал: Ленин

‘умер. Хриплый толос дрожал от сдержи-

ваемых рыданий, До поздней ночи я бро-
дил по улицам и, встречаясь © безмолв-
ными вопрошающими вэтлядами друзей,
знакомых, мы лишь обменивались Кивком,
как бы давая друг ‘другу понять, что мы
знаем страшную весть.
`Неувядаемая сила ленинского тения воз-
родилась в его преемнике — Сталине.
0браз Ленина продолжал вдохновлять
меня и после его смерти; он стоит передо
мной незабываемый, живой, как никогда.

Тенин открыл мне тайные пружины
войны. .

Ленин своим учением об империализме
показал мне глубину и направление обще-
ственных течений, среди которых я до тех
пор бродил вслепую.

Ленин своим учением 0 государстве и
революции вооружил меня знанием, с по-
мощью которого я сумел найти свое на-
стоящее место в надвигающихся историче-
ских боях.

Ленин внедрил в мое сознание веру во
всемирно-историческое призвание.   револю-
ционной партии коммунизма,

Тенин_ своими письмами к Горькому
разрешил многое, что еще оставалось для
‘меня загадкой, и раскрыл предо мной образ

великого русском. писателя Толетого так, .

как я никогда не смог бы сделать сам.

к Ленину

„Ленин дал мне ответ на вопрос: «Что

делать?».
В трудах Ленина я нашел то, чего так

долго искало человечество -— правду

ЖИЗНИ,

oe &

Я всегда. искал Ленина, бывая в тех
местах, тде он жил.

№то знает, часто говорил я себе, может

быть, я случайно встречался с ним в моем
родном Мюнхене? Живя там, Ленин любил
бродить по набережным Изара. Его можно
было видеть не раз сидящим с книгой и
карандашом в-руке на одной из зеленых
скамеек, как раз там, тде в ту пору я,
ещё «атаман разбойничьей шайки», но-
силея с товарищами моих школьных игр.

В Берлине, на улице Клопштока, в рай-
оне Моабита, неподалеку от нашей пар-
тийной организации, находился дом, где
когда-то снимал комнату Ленин. Это было
нелепое здание из красного кирпича, 0б-
лепленноё балкончиками и башенками, Как
часто, проходя мимо этого дома, мы CMOT-
рели на окна ленинской комнаты и пыта-
лись взглянуть на самих себя — его гла-
зами. И каждый из нас спрашивал себя:
как отнесся бы Ленин к твоей работе?
Да, Ленин всегда жил в нашем сознании,
он был нашей совестью

Я нашел Ленина в Швейцарии, в Цю-
рихе — его последнем убежище перед
возвращением в Россию. Узкая улица
ведет от самой набережной Лимата, слегка
поднимаясь вверх, в дому Ленина, мимо
живописного. фонтана. Даже журчание его

струй. вак бы пробуждает воспоминания

0 Ленине. На стене дома прибита простая
табличка, говорящая о том, что здесь жил
вождь русской революции.

Но разве могут эти встречи дать хотя
бы слабое представление 0 том, как часто
й как близко я каждый день сталкиваюсь
с Лениным? Я нахожу его в любви к нему
миллионов трудящихся всего’ мира, Я на-
хожу его и в бессильной ненависти его
врагов, и эта ненависть невольно служит
доказательством бессмертного величия его
дела. +

Нельзя было без волнения читать, как
во время Всемирной парижской выставки
слепой заставил свою жену привести его
‚в советский павильон, к бюсту Ленина,
Дрожащими пальцами он благоговейно
ощупывал лицо Фенина, чтобы навсегда
затечатлеть дорогие черты.

И мы, зрячие, все вновь и вновь устрем-
ляем свои взоры к образу Ленина, как
если бы! его облик все еще недостаточно
глубоко проник в наше сознание.

- + #

Это лишь один из путей в Ленину.
Путь — через ад мировой войны, Но к
Ленину ведет бесчисленное множество’ пу-
тей, прямых и извилистых. Величие
Тенин& одержало верх над тыеячами и
тысячами его бывших противников и мно-
гих поставило на правильный путь.

В наши дни путь Ленина сделался той
столбовой дорогой, по которой шествуют
миллионы в борьбе за мир, навстречу
счастливому будущему человечества.

Н. БЕРЕНДГОФ

(ЛЕНИН.

Не иней звезд,
бегущий по карнизам,
He тихий снег‘.
блестит летучим сном,
А сизый дым костров,
ИДУЩИЙ НИЗОМ,
Нам напевает глухо
о. былом:
Над древним,
огнями сверкающим
городом
Дыханье зимы —
прикасалоеь остро.
Иглились в инее
брови и бороды
В отблеске пышных костров.
‚ Ширилась боль
в неизбывной печали,
Хлопья метались
в песне’ глухой:
Мы жили,
боролись
‘и побеждали,
Дышали
одним дыханъем
© тобой!
Сердце феспублики
билось чаще,
Триста секунд
стерегли ‘его вздох.
Фотографировал _
день леденящий
Пятиминутный
столбняк поездов,
В эти триста секунд
ты, отчизна немая ..
Склонились знамена
& холодному лбу.

Он в стужу
горячую <корбь
принимает
В куртке защитной,
в красном гробу,
Годы шли,
Шли толпы в мавзолею.
Имя Сталина вело вперед везде,
Нет сильней, счастливей и теплее
Песни
© вожде!

Оглянись вокруг, страна: родная .,
Всем народам на земле знаком,
Мудрую зарю вапоминая,
Сталинский

сияющий закон!

Время над землей летит жар-птицей
Ветошь © плечь стряхнувшая,

Москва,
Звездами ‘кремлевскими лучится,
Пробивает лед весной

трава.
Миллионы радуг протянулись,
Гул оваций,

Точно шум дождя,

они

Одиннадцать республик
Голосуют

Дружно

За вождя!
Й о нем

бежит молва по свету,
Ходит слава

B золотых лучах, —
Твердо держит руль Страны советов
Ученик великий

Ильича!

ПОРТРЕТ В. И. ЛЕНИНА,
Вышивка. — Китай,
(Музей Ленина).

оо

’ ЭМИ CAO

Jl Te ПЕ
В ВШГА

В бывших советских районах Китая pce
школы носили имя Ильича. В клубах, в
частях Врасной армии, ныне 8-й народ-
но-революционной армии, существовали
«ленинские уголки» (по-китайски «ленин-
ские комнаты»). И сейчас в 0с0бом рай-
оне, в Шаньси— Хэбэй, в чахарских по-
граничных районах, везде висят портреты
Ленина и Сталина,

Многие. произведения Ленина дазно уже.
переведены на китайский язык.

1. «Ленин сюаньцзи» («Иобранные co-
чинения Ленина»), вышло на китайском
языке уже восемь томов. П. «Ленин 1917.
нянь Вэнь сюань». («Избранные <татьи
Ленина за 1917 г.›) — речи и статьи от
Февральской до Октябрьской революции,
Ш. Ленин — Материализм и эмпириокри-
тицизм. IV. Ленин — Летская болезнь
«левизны» в, коммунизме. У. Ленин —
Государство и революция. \]. Ленин —
Атрарная программа ‹оциал-демократии в
первой русской революции 1905—1907 гг.

енин —Щ Развитие капиталивуа в
России. (Шанхай — первое издание —
1930 г., второе — 1932, г.).

За последний ‘год, год освободительной
войны, особенно много переведено и издано
произведений Ленина и Сталина. Напри-
мер, за 1938 г. в журнале «Гайфан» (пли
«Цзефан» — «Освобождение»), — выхоля-
щем в 0с0бом. районе, и в журнале
«Цюньчжун» («Масса»), выхолившем рань-
пе в Ханькоу, а теперь в Чунцине, был
напечатан ряд сталей и речей Ленина и
Сталина ‘(речь товарища Сталина na
приеме в Кремле работников высшей шко-
лы, 17 мая 1938 г., Ответ товарища
Сталина на письмо т. Иванова. Речь на
предвыборном собрании избирателей
Оталинского избирательного округа г. Мо-
сквы 11 декабря 1937 т.).

B 1938 г. в Китае изданы следующие
книги Ленина © Ленине и ленинизме:
1. Ленин — «Карл Маркс». 9. Письма
Ленина к родным. 3. «Жизнь Ленина» в
переводе на китайский язык Цзян Мина
(вышло в апреле месяце). 4. Ленин —
Женщина ов революционном лвижении,
5. М. Горький — «Ленин». 6. «Что та-
Кое ленинизм». составитель Вэнь Вей-Чен.

В 1938 же году изданы в Китае книга
Сталина: i

1. Сталин’ — «Вопросы — ленинизма»,
2. — (Сборник речей и статей.

Книга Анри Барбюса «Сталин» вышла
на китайском языке еще в сентябре 1936 г.

первым, а в феврале 1937 г. уже третьих
изданием.

Необходимо указать, что статьи п вы-

]сказывания Ленина 06 искусстве и лите-

ратуре являются настольными книгами ки-
тайских писателей. Статья «Лев Толстой
как зеркало русской революции» переведе-
на и уже неоднократно печаталась в ли-
тературных журналах,

Лучший перевод этой статьи принадле-
жит товарищу Цюй Цюбо (известный по-
литический деятель и литератор, член ПК
компартии Витая, который переводил тдк-
же статьи Энгельса, Плеханова, Лафарга
96 искусстве и написал рял комментариев
и статей). После гибели Цюй Цюбо всё
эти работы были собраны. составлены ий
изданы вместе © рядом публицистических
статей Горького (тоже в переводе Цюй)
великим китайским писателех Лу Синех,

м & te = &

Se a ee eS