Le

...Задача марксистско-ленинскою воспитания советской интеллшенции
является одной из самых первоочередных и важнейших задач партии большевиков.

(Из постановления ЦК ВКП(б) от

14 ноября 1938 г.)

ВЕЛ

Сумрачное зимнее утро. В огромном чи-
тальном зале зажгли электрический ‹вет.
Сльнпен приглушенный кашель, порох. пе-
реворачиваемых страниц.

Некогда здесь работал Ленин.

Я представляю его себе, окруженното
книгами, старыми газетами и статистиче-
скими справочниками. Он любил рыться
в книгах и радовалея, когда находил фак-
‘ты и цифры, которые подтверждали его
мысль. Устав от работы, он, может быть,
выходил в коридор и четверть часа шатал
взад-вперед, заложив руки з& спину. Сот-
ни людей видели его в те дни, но ни
блин из них не рассказал поколениям, как
он встречался в Лениныь в Публичной
библиотеке. Очень жаль.

Жаль, что Ленина мало снимали на кви-
нопленку, мало’ фотографировали, мало за-
писывали его разговоры, мало мы знаем
© том, так он жил, как он работал. Толь-
ко несколько граммофонных пластинок,
весьма невысокого качества, хохранили
нам его голос,

В нашей стране есть несколько тысяч
человек, которые видели Ленина, слыша-
ли его. общались и говорили © ним. пом-
нят и хранят в своих сердцах и памяти
его черты, его речь. ет улыбку. Миллио-
ны людей Ленина не видели. Но в каж-
дом из нас живет великий образ, каждый
из нас создал его сам для ‹ебя. Ребенок,
елва начинающий лепетать, уже знает это
имя, ставшее символом борьбы за сча-
стье всех тружеников. Едва начиная 05-
уыеливать окружающие предметы, ребе-
нок тянет ручонку к портрету Владимира
Ильича и говорит: «Ленин!».

бтарец, убеленный  сединами, мудро
улыбаясь, многозначительно произносит:
«Ленин!».

Юноши и девушки, ихущие через Крас-
ную площадь, прекращают громкую и ве-
беседу около могилы Ленина...

в огромное и челосгигаемое, как
вселенная, есть в этом ‹очетании пяти
букв в этом имени, произносимом одина-
ково на всех языках мира.

ро

Процесс создания образа Ленина в серд-
цах и сознании людей, его не знавших и
не видевших, когда-нибудь станет пред-
метох изучения для психологов.

Что думает человек о Ленине, как он
ето себе представляет, из каких ощуще-
ний, сведений, рассказов. легенд, песен он
его создал, от кого и что именно он ©лы-
шал о Ленине, какие ленинские мысли он
читал, слышал?.. Вот бы сделать такую
ЕНИТУ, B KOTOPOM поместить пятьсот pac-
©казов людей, не видевших Ленина, о
Ленине. 3

Записать бы думы‘ о нем тамбовского
крестьянина, пастуха, стерегущего стада
Ha склонах Памира, оленевода-ненца, ди-
дойца, живущего в неприступных торах
Датестана. грузина, обрабатывающего ‘свой
©вд. ткача из Костромы, металлиста © Ук-
раины, сибирского рудокопа, грузчика в
каком-нибудь тихоокеанском порту, солда-
та республиканской Испании, китайца из
Чанша, индийца из подвластных Велико-
британни владений... Поместить бы также
В эту книту песни, сложенные о Ленине,
легенды и сказки, возникшие из челове-
ческого сердца... ;

3.0

Закрываю тлаза и вспоминаю образы
Ленина, ‹созданные нашими писателями.

Тенин из «Человека ‹ ружьем», Ленин
m3 «Великото зарева», из фильма Каплера
я Ромма.. Нет, это только пюпытки лю-
дей смелых, HO подчас увлекающихся
внешними чертами характера Владимира
Ильнча в ущерб его духовному облику.

Тенин мне рисуется сложной, могучей

натурой. Его потрясающая целеустремлен-
ность и вера в свою идею, в победу рево-
люции никак не вяжутся в моем ©озна-
ти с теми кадрами или сценами, которые
я видел недавно.
Г Огромная опасность таится в стремле-
нии представить Ленина некиим добродуш-
au дядюшкой. Он не был добродушным
дядюшкой, он был грозным вождем троз-
ной революции. Он не колебался, когда
30 имя спасения революционной России
надо было послать на рахстрел врагов
<оветского народа.Он не был сентименталь-
HHM и в момент крайней для себя опас-
ности вряд ли стал бы разыгрывать роль
доктора, лабы соединить влюбленную пару,
Жак это показывается в фильме «Великое
зарево». ‘

‚В думах и мыслях народа Ленин назван
хобрым совсем не потому, что он имел
«ангельское», всепрощающее сердце, & 1ю-
Тоиу, что он желал добра миллионам He-
счастных и во имя этого призывал народ
х оружию. к истреблению вратов, без по-
щады и без сожаления.

Он умел не только злобно высмеять
евихнувшихся членов партии или чинов-
ников, но и карать их без оглядки на,
прежние заслуги. Клеймо, выжженное
Лениным на лбу любого предателя, никог-
Ja ne могло быть стерто.

Он назвал Троцкого Иудой, и это про-
звище стало теперь вторым именем из-
менлика.

Разговаривая < крестьянами, он отнюдь
He всегда посмелвалея, слушая их хитро-
ватые речи. Порой, как 06 Этом paccKa-
зывают ходоки, он сердился и весьма
строго осуждал их собственнические вож-
деления.

Он быт человеком, перегруженным ‹л0д-
нейшей государственной работой, жившим
в сложнейший период, он нес на своих
плечах огромнейшую, тяжесть ответствен-
вости. Повидимому, черные мысли и заб0-
ты не раз беспокоили его, прерывали его
OH, He раз, вероятно, он волновался В
ожидании известий © фронта...

Я хотел бы увидеть картину, пьесу
или прочитать книгу, где Ленин изобра-
жалея бы государственным деятелем C0-
вершенно необычного типа, осуществляв-
шего впервые в мире совершенно новые
идеи, строивпего невиданное в истории
Государство трудящихся; тде бы он из0-

рабочим человеком, через кото“

НИКОЛАЙ ВИРТА `

ИКИЙ ОБРАЗ.

рого проходил невероятный поток дел: где
бы я мог его увидеть в кипении созиха-
тельной работы, в спорах © наркомами,
учеными, в беспощадных сборах < теми,
кто ему сознательно мешал, в фасправах
с ними... Я бы хотел видеть Ленина, бе-
седующег по важнейшим делам со
Сталиным,  Свердловым, — Дзержинским;
Ленина, заседающего в Совнаркоме, в По-
литбюро, читающего покладную записку о
плане электрификации, мечтающего о ста
тысячах тракторов, — во всем этом, как
мне кажется, столь много драматических,
острых, волнующих ситуаций, что не на-
до ни накручивать, ни прихумывать того,
чего не было, а что лишь могло быть...
4.

Передо мной груды книг, написанных
Лениным. Вот оно, наше богатство! Вот
То бессмертное. что осталось нам от ве-
ликого человека, — оружие борьбы, вечно
острое, вечно действующее, вечно 183я-
щее и сокрушительное.

Как он много работал, как он много
успел написать и кан написать!

Каждая его фраза, каждая, его ваписка
поражает своею лаконичностью, предель-
ной ясностью.

Мне бы хотелось прочитать книгу 0
том, как работал Ленин, мне хочется в
этой книге увидеть его работающим.

Он работал изо. дня в день, упорно,
всетда... Свой гений он сопрягал ¢ огром-
ной работоспособностью, и как же чудес-
ны результаты этого сопряжения!

Какой силой, каким поразительным
упорством он обладал в достижение на-
меченной цели! _

Из. далекой Сибири он ттомил «эконо-
мистов». Возвратившись в Россию, он ге-
ниально схватил основное — необходи-
мость газеты, которая 0б’единила бы все
разрозненные социал-демократические
кружки и группы.

Он уезжает ва границу, и начинается.

«Искра».

Перело мной лежит первый номер этой
великой газеты .-— ленинская «Искра»,
выжегшая столь могучее пламя!

В первом номере «Искры»
статья принадлежит Ленину.
вает ее так:

«Перед нами стоит во всей своей силе
неприятельская крепость, из которой 06ы-
пают нас тучи ядер и пуль, уносящие
лучиих борцов. Мы должны взять эту кре-
пость, и мы возьмем ее, если все силы
пробуждающегося пролетариата соединим
со всеми’ силами русских революционеров
в одну партию, в которой потянется все,
что есть В Россий живого и честного. И
только тогда исполнится великое проро-
чество русского рабочето-революционера
Петра Алексеева: «подымется мусвулистая
рука миллионов рабочего люда,, и ярмо
деспотизма. огражденное солдатекими шты-
кали, разлетится в прах!» Я

И Ленин начал об’единять 34 живое и
честное. что было в России. Сталин тюмо-
тал ему в Закавказье, тенты «Искры» пе-
ресекали страну вдоль и поперек, органи-
зуя, подбадривая, вееляя в людей ленин-
скую уверенность в победу.

Какова же должна быть воля этого че-
ловека, какова должна быть его сила,
чтобы из разрозненных кружков создать
непобедимую армию, в процессе создания
сокрушать ее противников, вооружить эту
армию победоносной теорией, никогда не
усомниться в том. что революция 10бе-
дит, никогда не уклониться от генераль-
ной линии, никогда не уступить в прин-
ципиальном вопросе, никогда не помило-
вать разоблаченного врага, ниногда не по-
шатнуться, никогда не забывать тлавного
среди второстепенного!

Вот каким мне хочется видеть Ленина
в изображении художника, буль он про-
заиком. драматургом, сценаристом, ваяте-
лем или живописцем.

Й вместе с тем я люблю в Ленине его
широкую, тлубокую и отзывчивую  чело-
веческую душу, его заботу © людях, его
безбрежную, как океан, любовь ко всему

передовая
Он заканчи-

настоящему. искреннему,. талантливому,
его скромность, столь же отромную, как
весь он. .

5.

Профессор Графтио, строитель Волхов-
строя. жаловалея на волокиту, которая за-
держивала работу по сооружению станции.
Ленин узнал 06 этом.

3 сентября 1921 т. Ленин пишет в
Наркомюст записку, в которой указывает
Ha то, что «волокита эта особенно в м0-
сковских и центральных учреждениях ‹а-
мая обычная. Но тем более внимания ‘на-
ло обратить на борьбу ¢ ней». Ленин тре-
бует «1) поставить это дело на уд;
2) добиться отельмования виновных В
прессе и строгим наказанием;...5) обяза-
тельно. этой осенью и зимой 1921—
1922 гг. поставить на суд в Москве 4—
6 лел.0 московской волоките, подобрав
случаи «поярче» и сделав из каждого су-
да политическое дело»... \

20 мая 1920 т. Ленин, узнав о гибели

i

сына Х. 0. Серафимовича, выбрал время
и посылает ему письмо, в котором желает
«бодреети и твердости духа» и указывает
писателю на то, «как нужна рабочим п
всем нам Ваша работа’ и ках необходима
для Вас твердость теперь, чтобы ‘перебо-
роть. тяжелое настроение и заставить ‹ебя
вернуться к. работе...» j

1 сентября 1920 г. он. вождь партии,
тлава правительства, пишет в Румянцев-
скую библиотеку записку:

«— Ели по правилам справочные из-
дания не выдаются на дом, то нельзя ли
получить на вечер, на ночь, когда библио-
тека вакрыта. Верну к утру» — и триж-
ды подчеркивает последнюю фразу. Ему
были нужны: А

«Для справок на 1 день:

Г Два лучших, наиболее полных ‹ло-
варя греческого языка, ¢ греческого на
немецкий, французский, русский или ан-
глийский. т

П. Лучние философские словари, ©ло-
вари философских терминов: немецкий,
кажется, Эйслера: английский, кажется,
Болдвина (Ва!@т); французский, кажет-
ся, Франка (если нет поновее); русский,
какой есть из новых,’ Радлова и др.

ТП. История треческой философии.

‚ 1) Целлер, полное и самое новое изда-

ние. <
2) Гомперц . (венский философ); «@ие-
chische Denker».
В олной этой записке весь облик
Ленина - мыслителя, столь же великого
сколь и скромного.

6.

Ленин умер пятнадцать лет назад. Те,
которым в те дни было три-пять лет,
стали совершеннолетними. Их — легион.

Присоединим в чим сотни миллионов
людей. которым память Ленина дорога,
может быть. более, чем память самых
близких людей.

Желание этих миллионов увидеть образ
Ленина, запечатленным в неумирающем
слове. есть для ‘нас закон, и мы должны
ему подчиниться,

Ленинский образ очень глубок, очень
сложен, многогранен.

Сведения о жизни Ленина несистематич-
ны. Но живы его ‹оратники, его пожющ-
ники, его близкие — путь к ним открыт
для всех нас.

Но живы и будут жить вечно великие
книги Ленина, его сочинения, его статьи,
его записки. ‚

У каждото из Hac есть великолепные
ленинские сборники, столь богатые мате-
риалом для работы, что по’ ним можно
воссоздать любой период из жизни Ленина.

Музей Ленина и институт его имени
широко открывают перед нами свои а7-
хивЫ.. 28 4 al

Образ Ленина столь замечателен, что’ он
волнует фантазию и будит вдохновение..

Я думал так: сложно и трудно и. страп-
но писать о Ленине. Придет великий ху-
дожник и чапипет.

Это была нехорошая, недостойная мысль,
— нельзя ждать’ безвестного великого’ ху-
дожника и на него возлагать надежды, а
самому забиваться в гушу меленьких и
сереньких -«неопасных» тем.

Говорят. что о Ленине писать трудно, —
но трудности всегда зовут людей с волей
к преодолению их. _

Говорят, © нем писать сложно, но раз-
ве нам не кажется сложной математиче-
ская формула, пока мы не поймем ее, пока
не изучим подходы к раскрытию ее. пока
не тясним законы. создавшие ее.

0 Ленине, говорят, писать страшно, но
страшно лишь непонятное, a Ленин, пре-
mule всего. человек — великий, целеустре-
мленный, тениальнейший из тениальных и
с понятными всем и каждому жизненными
итеями, человек обаятельный и суровый,
веселый и грозный, мудрый и простой,

Не поняв идей Ленина, писать 0 нем
нельзя. Но не понимая их, не разделяя
их херлцем, нельзя и быть учителями
жизни. Идея Ленина есть  руководящая
идея победившего и властвующего народа,
без изучения ее, без тлубокого проникно-
вения в нее художник обречен на гибель.

7.

В новом романе «Землевлалельцы» я бу-
лу писать о Ленине; его образ и 0браз
Сталина войдут в сюжетную ткань ро-
мана. ‘

С огромным интересом читаю я мате-
риалы 0’ деятельности Ленина и Сталина
в годы 1900—1907. 90 так захватыва-
юще-интересно и поучительно, так много
узнаешь нового, что иной раз делается
стыдно ва самого себя — почему раныше
все это не быдо узнано, почему раньше
я не листал эти волнующие страницы!

В «Земле», не выводя Ленина на сцену,
я. стремился показать, как ленинокая прав-
да завоевала крестьянство.

В «Землевладельцах» я постараюсь по-
казать Ленина в действии -— Ленина, co-
злающего партию, борющегося ¢ оппюрту-
нистами, ведущем партию рабочих и
крестьян в первые бои с самодержавием.

Вас.  ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

о ФД CTANMMCKOM DMOXW

Не верится, что прошло пятнадцать лет

со дня смерти Ленина. Не верится пото-
му, что тоды летят, сверкая в нашей не-

виданной в мире стройке, не верится по-

тому, что имя Ленина, слово Ленина, де-

ло Ленина — всегда с нами: в наших
буднях и праздниках, и тод назад, и пя
лет ‘назад, и нынче, и завтра.

Годы, прожитые нами без Ленина, годы
борьбы и побед, до отказа насыщенные
напряженной и радостной работой, — про-
неслись неимоверно быстро. Зато, когда
отлянепться ‘назад,  — кажется, что про-
жил по крайней мере столетие, потому что
каждый наш год вмещает в себе верени-
цы огромных событий и великих дел. Во
всю ширь и во всю длину видишь боль-
шой исторический путь, который прошли
по ленинскому маршруту наша родина и

весь наш народ во главе с партией, во
тлаве с нашим великим и мудрым
вожатым — Иосифом  Виссарионовичем

Сталиным.

С чувством радостной и законной гор-
дости каждый советский человек может
отлянуться на этот путь и сказать:

— Вождь и учитель, Владимир Ильич!
Великий твой друг и преемник, любимый
наш Сталин; сдержал свою клятву, дан-
ную им у гроба твоего, и, идя за ним, все
мы —.вся твоя могучая партия, весь со-
ветский народ и каждый отдельный чело-
век — старались в. меру сил своих про-
должить твое великое, всенародное дело.

Мы не зря прожили полтора десятка
лет. Смотри, учитель, как далеко шагнул
весь советокий народ по дороге к коммуне,
под славным знаменем Ленина—Сталина.

Гигантский рост нашей страны, наши
политические и хозяйственные успехи, ог-
ромные социально-экономические сдвиги
— все наши труды и победы за пятнад-
цать лет будут подытожены в газетах,
журналах и книгах.

Сейчас хочется сказатБ хотя бы не-

сколько слов о том, как вырос самый цен-
ный капитал страны социализма — жи-
вые люди сталинской эпохи, какие свой-
ства и качества, незнакомые прежним по-
колениям, родились и окрепли у совет-
ского человека, что он отбросил из своего
прэпглого человеческого багажа и что при-
обрел, идя по: ленинскому пути.
В мире капитализма человеческая лич-
ность расценивается на деньги. Амери-
канцы прямо так и спрашивают: сколько
стоит. этот человек?

Талант и знания, любовь и честь, знат-
ность и слава’ — все покупается. и про-
дается. Основная пружина, двигающая
людьми капиталистическо общества,
стремление к наживе, стяжательство. Лю-
бым путем, любыми средствами добыть
деньги — вот цель жизни.

Капиталистические навыки не сразу вы-
ветриваются из сознания. И`у нас еше
во времена нэпа ловкий и хитрый делец,
эксплоататор вызывал у многих. обывате-
лей чувство своеобразного уважения и Да-
же восхищения. В первые побленэповские
годы эти. чувства. переносились ‚на людей,
«умеющих устраиваться» — ловко, хотя
и незаконно получавших деньги и про-
une жизненные блага.  «Блатмейстеры»,
«лоставалы» — люди, умеющие «себя не
забыть», пользовались невольным уваже-
нием обывательской среды, хотя вчуже
их и поругивали. В деревне таким зе
своеобразным уважением с оттенком зло-
бы и зависти пользовались «крепкие му-
жички», или, попросту говоря, кулачье.
И вот вся эта нечисть и мразь полетела
в тартарары, оброшенная могучим движе-
нием народа, идущего по ленинскому пу-
ти за своим Сталиным. Е

Что же случилось с человеческой пси-
хологией, с мыслями и ‘чувствами сред-
него советского человека? Нельзя сказать,
что все наши люди сразу абсолютно и
стопроцентно выбросили из своего созна-
ния ядовитые корни стяжательства, но
в массе, в народе стяжательство было
окончательно дискредитировано и Потеря-
ло всякое уважение. Наш народ и в про-
шлом никогда не был стяжателем и за-
хребетником, он всегда ненавидел мироед-
ство и мироедов. А теперь свежий ветер
сталинской эпохи выветривает из людско-
го сознания последние остатки этих несо-
ветских чувств. Теперь уже человек, кра-
дущий народное добро, обжуливающий
тосударственное учреждение, незаконно
получающий какие-либо блага, не риск-
HéT хвастать этим перед другими, ибо
его назовут’ не : «ловкачом» и «умеющим
устраиваться», & вором и преступником,
и вместо зависти и некоего уважения —
он встретит в любой советской среде
только гнев и презрение. Ни одна. совет-
ская мать не рекомендует своей дочери
выйти замуж за такого человека, какие
бы золотые горы он ни сулил.

Советский человек научился ценить в
других честность и бескорыстие и восни-
тывать эти качества в себе самом. Он по-

чувствовал ненужность и вредность стя-

жательства, в нашей стране. И даже наши
«богатые» люди, зарабатывающие большим,
умелым и нужным трудом много денег, —
тратят эти деньги легко и радостно.

Отсутствие стяжательства и стремления
к деньгам, как к самоцели, потеря уваже-
ния к деньгам и благам, добытым бесче-
стным путем, — это большая моральная
ценноеть, которая растет и крепнет у. лю-
дей сталинской эпохи,

Эта эпоха родила в народе и вызвала
к жизни н многие другие моральные цен-
ности, которые, взаимодействуя, помогают
расти одна другой и вытесняют своим ро-
стом мелкие и низкие чувства и стремле-
ния дооктябрьского человечества.

Наш народ. почти поголовно стал тра-
мотным. Газеты, журналы доходят в
самые далекие, бывшие «медвежьи» углы,
и читая и слыша по радио большевист-
ское слово, люди привыкли интересо-
ваться жизнью всей страны, всего мира,
привыкли понимать, осмысливать и ре-
пать самые‘ сложные вопросы мировой
политики и экономики, самые трудные. во-
просы хозяйства, быта и морали. Искус-
ство — театр и литература, музыка и
живопись, и в особенности кино’ — про-
никли в самый быт, в самую гущу наро-
да. Люди получили возможность ознако-
миться с великими классиками марксиз-
ма-ленинизма, с прекрасными и морально

высокими произведениями классиков рус-

ской литературы и других братских лите-
ратур. :

Все это. вместе. с общим духом всей
нашей советской жизни способствовало
зарождению в самых широких народных
массах oco6oro чувства, свойственного
только людям сталинской эпохи, — чув-
ства большевистской правды, чувства CO-
циальной и человеческой справедливости.
Зачатки этих чувств, находящиеся во с3-
мом существе человека, всячески уродова-
лись и заглушались капитализмом, и лишь
У нас, в наллей стране они смогли раз-
виться полно и правильно,

Наши люди не только разумом, но и.
чувством привыкают отличать зерно не-
правды, даже прикрытое целым ворохом
красивых и умных фраз. Простой  совет-
ский человек, слушая речи какого-нибудь
«златоуста»-начетчика, инотда даже и не
понимает до конца тонких хитросплетений
и хитрых силлогизмов оратора — но он
теперь чувствует, чует  большевистским
сердцем, где правда и где ложь. И обма-
нуть его очень трудно.

Это чувство большевистской правды —
как лакмусовая бумажка помогает наро-
ду и нашим лучшим людям, вышедшим
из народа, определять самую сущность
людей и явлений. Это чувство, в высо-

чайшей мере свойственное нашим вождям,

постепенно внедряется и в массы, и нет
ничего гибельнее для происков любых вра-
тов, чем это большевистсекое чутье, это
чувство правды государственной, общест-
венной и человеческой. _

Это чувство в значительной степени оп-
ределяет и стиль разговора и поведения
советских людей. Всякая поза, фальшь,
вычурность, туманность, ° надуманность,
ненужная. витиеватость речи — внутренне
осуждается советским человеком. В луч-
шем. случае он чувствует к носителям та-
ких качеств настороженность и иронию,
a@ то так и прямую враждебность.

Большевистская правда всегда проста и
понятна и доходит до сердца. И советский
человек сталинской эпохи, требует этой.
мудрой простоты и убедительной точности
в жизни и в искусстве. Он требует ис-
кренности и теплоты. И если этого нет,
он отвергает самые виртуозные с формаль-
ной стороны произведения искусства, ес-
ли они не треют и не несут в себе зерно
великой большевистской правды.

Чувство справедливости тесно связано,
с чувством правды. Советский человек не
‚может пройти равнодушно, если он. заме-
тит, что отец бьет ребенка, муж мучит
жену, человек оскорбляет или унижает
человека. Он не может пройти равнодуш-
но, если что-то делается по знакомству,
а не по закону, если кто-то получает не
по заслугам, & по услутам, Чувство спра-
ведливости, как самый тонкий ватерпас,
показывает кривду любого явления и по-
ступка, и советский человек сейчас же
стремится выправить дело, руководствуясь
своим чувством правды. Это ему легко
сделать, потому что нигде в мире суровая
и дельная критика и самокритика не по-
ощряетея так, как у нае. Большевистская
страна — государство социальной правды
и справедливости — всемерно помогает
расти всему’ высокому в человеке, разоб-
лачая, бичуя и постепенно уничтожая все
низкое. Лесть и подхалимство в обще-
ственных и личных делах, порожденные
капиталистической зависимостью человека
от человека, — ‘все ‘меньше находят себе
приспешников в Hallet стране.

Руководствуясь чувствами большевист-
ской правды, справедливости и самокри-
тики, советский человек видит свое истин-
ное место и значение в жизни общества
и государства. Это мешает развитию эм0-
изма во всех его проявлениях и не поз-
воляет слишком переоценивать свою’ лич-
ность. С другой стороны, это помогает
человеку не чувствовать себя одиноким
и ненужным существом, которое должно
или по-волчьи грызться за жизнь или
дать себя затрызть другим. В самых ши-
роких массах. советских людей растет и
креннет чувство человеческого достоинет-
ва, чувство своей нужности и полезности
земле.

‚ У нас не может быть «лишних людей»,
и никакая самая суровая судьба не мо-
жет расплющить и раздавить человека.

Все имеют в советском государстве воз-
можность развить свою личность и жить
по-своему полной жизнью, сознавая свою
нужность и полезность всей стране. Му-
жественный и тротательный образ писате-
ля Николая Островского показывает с по-
трясающей яркостью новые качества лю-
дей ‘сталинской эпохи: героизм, твердость
и скромность. Чего мог ожидать Остров-
ский в прошлые эпохи? В лучшем случае
слезливой жалости двух-трех близких лю-
дей. Сейчас его образ вызывает восхище-
ние, его человеческое достоинство поднято
страной социализма тордо и высоко.

Чувство человеческого достоинства про-
питывает у нас сейчас отношения мужа
и жены, родителей и детей. Дух униже-

7 yy

ния, забитости;, ушел из нашего семейного
быта Tak же, как из быта  обществен-
ного,

Советский человек сталинской эпохи #6
любит и не умеет просить. и «хлопотать»
для себя, кланяться и обивать пороги, —
это унижает его. Но посмотрите, с каким
достоинством, как смело, настойчиво и
твердо разговаривает любой колхозный
ходок в приемной любого наркома, как
деловито и горячо говорит любой избира-
тель со своим депутатом, — это потому,
что они говорят об общественном деле,
ищут большевистской правды и справед-
ливости,

Повышение общего культурного уровяя
народа, освоение им больших и высоких
идей Ленина—Сталина, рождает в людях
крепкое чувство и реальное понятие об-
щего блага. Советские люди начинают
мыслить и чувствовать по-большевистски,
по-государственному. - Анархические  за-
машки, личные эгоистические стремления
и желания отходят в сторону, когда. че-
ловек видит, что они мешают общему
большому ‘делу. Исчезает гипертрофия
личной жизни, особенно характерная для
некоторых кругов интеллигенции. Каждый
советский интеллитент начинает понимать,
что полное раскрытие его творческой лич-
ности, полнота и радость его жизни в том,
чтобы постараться отдать людям как
можно больше из того, что знаешь и
умеешь,

‚ Понятие общего блага рождает в людях
новое отношение к общественной собот-
венности и к труду. Советский человек по-
нимает, что всякий ворующий у государ-
ства, — ворует у всех советских людей и
у каждого в частности. Всякий, разру-
шающий и портящий государственное до-
стояние, мешает общему блату, уничто-
жает труд советских людей и ранее жив-
ших поколений, тормозит победное движе-
ние нашего народа к коммунизму. Если
прежде нарушители дореволюционного по-
рядка — вор, хулиган, пьяница-дебошир,
пользовались ‘даже симпатией у некото-
рых анархистствующих людей, как свое-
образные «протестанты», TO теперь эти
категории людей не вызывают ни жало-
сти, ни сочувственной улыбки, & лишь
гнев и презрение советских. людей. Труд
в советской стране стал делом чести, де-
лом доблести и геройства.

И, надо сказать, что наша большеви“
стская честь и доблесть — ‘это одни из
самых крупных значительных моральных
ценностей людей сталинской эпохи. Эти
ценности подымают наших людей ‘на
большие дела во славу Родины ‘и народа,
помогают совершать тероические подвиги,
укрепляют чувство долга. перед ‚родиной,
дают людям силу твердо стоять на посту,
не боясь опасностей и самоотверженно
делать, пусть незаметную, но большую и
нужную народу работу. Большевистская
честь — это ‘ценность, которую советский
человек бережет больше жизни. Больше-
вистская честь `— это доверие народа, до-
верие Родины, доверие партии и прави-
тельства. Нет выше счастья для ‚совет-
ского человека заслужить ее и нет боль-
  шего тозора, как потерять и запятнать ее.
‘Чувство’ чести” помогает людям выдержи-
вать любую работу, помогает совершен-
ствоваться и расти. Народное доверие и
почет, честь. оказанная Человеку великим
свободным советским ‘народом, ‘удесяте-.
ряют силы, дают веру в себя, помогают
полуграмотному человеку одолеть знания

высшей школы, кабинетному человеку
стать государственным деятелем, робкого
— делают героем, слабого — сильным,
раскрывают все возможности человека,

сметая все преграды ‘и пределы и зача-
стую: заставляя удивляться самих людей
собственным чудесам.

Советский человек, которому народ ока-
зал честь и доверие, как бы приобщается
тем самым к великому и бессмертному
тению народа, к чудесной и неисчерпае-
мой силе его. Вот почему он так сказоч-
но вырастает и крепнет, И чем большая
честь и доверие. оказываются человеку на-
родом и партией, тем больше растут его
внутренняя сила и мудрость. .

Ho горе тем, кто уронил, замарал и He
оправдал народные честь и доверие. В
советской стране. их нельзя. заменить ни-
какими материальными благами, никаким
«уютцем» личной жизни. Человек, поте-
рявший советскую честь и доверие, мо-
рально падает, и его внутренняя сущнос
разбивается в прах. Он остается одиноким
из одиноких.

Ибо все новые чувства людей сталин-
ской эпохи сливаются в одном великом
и животворящем чувстве, неведомом дру-
THM векам и народам, — чувстве комму-
низма, чувстве общности со всем огром-
ным советским народом. Это чувство —
не выдумка и не мистика, это — реаль-
ное новое чувство новых людей сталин-
ской эпохи, самое дорогое для любого
советското человека и самое: страшное для
налтих врагов.

Воспитывая в себе новые и прекрас-
ные моральные ценности, советский на-
род избавляется и от мелких чувств —
маниловщины, сентиментальности, мягко-
телости и беспечности. Мужественно и
беспощадно расправляется OH CO всеми
врагами, мешающими ему итти по пути
коммунизма. Советский народ учится ве-
ликой, принципиальной и непримиримой,
ленинско-сталинской ненавиети к врагам,
И нет ничего более грозного и сокруши-
тельного для врага, чем эта всенародная
ненависть,

Советский человек радуется радостью
всей своей великой Родины и плачет ее
слезами в минуты всенародного горя.

Котда уходят от нас наши лучшие лю-
ди, наши вожди и терои, — нет ни одно-
го истинно советского. человека, у которото
бы ‘нев сжалось сердце. Так пятнадцать
лет тому назад мы впервые по-всенарод-
ному с болью и скорбью, с великой пе-
чалью хоронили нашего фодного Ленина,
и в нашем трауре, в нашей печали вы-
растали великое единение и сила.

Я отнюдБ не утверждаю, что весь совет-
ский народ целиком уже воспитал в себз
эти качества и чувства, Но они растут и
крепнут в народе день ото дня. И наши
лучшие ,‚ люди — стахановцы и. герои,
большие партийные работники и народ-
ные избранники — в тромадном большин-
стве своем обладают этими и еще многими
другими замечательными свойствами но-
вых людей новой земли. Они неустанно
растут и совершенствуются, имея. перед
собой как путеводную звезду бессмертный
образ Ленина и как чудесный компае —
живой пример великого Сталина.

Литературная газета

№4 3