ЯНВАРСКИЕ НОМЕРА. _
ПОЛИТИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ЖУРНАЛОВ

«Пролетарская
революция» № 1

Январский номер журнала открывается
передовой статьей «15 лет без Ленина, по
ленинскому пути». В отделе «Из ленинско-
го наследства» помещены несколько чрез-
вычайно интересных документов. Пять из

этих документов об’единены общей темой
все они направлены против. эсеров.
«Ленин, — товорится

точивленными вратами рабочего класса.
годы существования ленинской
пролетариата являлась партия

оппортуниетическую

риата. Против эсеров-террористов

блестящих статей («Революционный аван-
тюризм»,

мил «идеологию» и тактику эсеров».

Опубликованные в журнале документы

Ленина 0б эсерах таковы:

Материалы (наброски, планы) к статье

«Новые события и старые вопросы».

Отрывок из статьи «Зима и «сезон» по-

литики». :
Отрывок из статьи против эсеров.
Конспект брошюры против эсеров (бро-
шюра не была написана).
аброски или план статьи об эсерах.

Кроме того в журнале помещены два
«Современник»,

плана статьи о журнале
план статьи или брошюры «Уроки войны»
и другие ленинские документы.

Из статей, помещенных в этом номере

журнала, большой интерес представляет
сталья Ем. Ярославского 0б отношении

большевиков к русско-японской войне
1904—1905 гг. Эта сталья может послужить
дополнительным материалом для тех, кто
самостоятельно изучает «Краткий курс ис-
тории ВКП(б)». :

Интерес представляют также . статьи
9. Генкиной «Борьба за Царицын в 1918
году», снабженная схемой военных дейст-
вий, М. Каммари — «Г. В. Плеханов о ро-
ли личности в истории» и другие.

Две статьи в этом номере журнала по-
священы Карлу Марксу. Одна из них —
В. Адоратского «Карл Марко и Т Интерна-

пионал», вторая — Е. Косминского о
«Хронологических выписках» Карла
Маркса.

В этом же номере приведен отрывок из
«Хронологических выписок», в котором
дана история‘ гуситского движения от на-
чала гуситских войн до 1432 года. Отрывок
этот носит название «Германская империя
и гуситская война до 1432 года», Из при-
веденного отрывка видно, что симпатии
Маркса были всецело на стороне чешского
народа, героически боровшегося с «псами»
и «прохвостами» — немецкими феодалами,
стремивнгимися поработить чехов.

Большой интерес представляет впервые
публикуемый доклад Орджоникидзе в Со-
вете народных комиссаров 10 июля 1919
года — «Год гражданской войны на Се-
зерном Кавказе».

«Большевик» №1

Первые страницы журнала «Большевик»
содержат  речь-клятву товарища И. В.
Сталина на П Всесоюзном с’езде Советов
26 января 1924 г. в евязи с0 смертью
„Ленина. ,

Передовая статья’— «Торжество идей
марксизма-ленинизма» — посвящена пути,
который прошла партия за пятнадцать
лет со дня смерти Ленина.

В номере публикуются статьи: А. Вы-
шинского — «Ленин и Сталин о государ-
стве и праве», Б. Маркуса — «Партия в
борьбе за осуществление ленинского пла-
fH. индустриализации», Н. Анисимова —
«Ленинский план социалистической пере-
делки крестьянского хозяйства» и др.

В отделе «Консультация» помещена под-
робная статья «О ленинской теории социа.
листической революции».

в редакционном
предисловии к этим документам, — отро-
ил пролетарскую партию в борьбе с и
«Искры»
одним из опаснейших и злейших врагов
эсеров;
стремившаяся навязать рабочему классу
мелкобуржуазную
идеологию и вредную тактику индивиду-
° ального террора и тем отвлечь его ‘от за-
дачи создания прочной пролетарской ор-
ганизации, от задач массовой борьбы про-
тив самодержявия. Без упорной борьбы
против оппортунистического «экономизма»,
с одной стороны, и против мелкобуржуаз-
ной эсеровской революционности—с дру-
той, нельзя было создать партии пролета-
Ления
выступил на страницах «Искры» о рядом

«Вульгарный социализм и на-
родничество, воскрешаемые социал-револю-
ционерами» и др.), в которых он разгро-

На очередном  декалнике

во рассказов, но и маленьких повестей.

званной «Витя»,
11—12 лет.

Витя живет с отцом на’ даче, у реки,

970 в семье
драмы: мать Вити разошлась с отцом,
Витя еще не знает 0б этом, но мать,
которая едет с курорта в другой город, ко-
торая больше к Вите не вернется, вызы-
вает сына письмом на станцию Серпухов,

17 километров. Он живо представляет, как
мама вместе с ним возвратится домой.

Краткая встреча на станпии. Поезд ухо-
дит, и на перроне остается одинокий, по-
трясенный мальчик, впервые, быть может,
столкнувшийся со сложностью или с урод-
ством жизни.

Выступавшие первыми тт. Лагин и Фра-
ерман дали высокую оценку повести.

Но затем были высказаны противопо-
ложные мнения.

—щ Вещь растянута, бледна, автору не
удалось с первых же страниц вызвать еим-
патию. к мальчику, и поэтому Bee после-
дующее, даже сильные сцены, оставляют
слушателя равнодушным, — сказал Е, 30-
зуля. i

Ряд товарищей (Москвин, Скуратов, Ара-
милев) присоединяется к этому мнению.

Резко критиковали язык повести, находя
его слишком гладким, маловыразительным.
Спорят с горячностью, которая уже стала
традицией на собраниях новеллистов.

Увлечение, конечно, необходимое каче-
ство. в литературных спорах. Олнако в кри-
тике, как и в искусстве, труднее всего
быть точным. Мы часто до сих пор при
оценке рассказов, несомненно являющихся
преизведениями искусства, может быть, и
не совершенными, не умеем найти заслу-
женное ими место в литературе.

На обсуждении повести Ивантера это
удалось, пожалуй, лишь С. Гехту.

Он сказал, что повесть ему нравится,
хотя ‘он и видит в ней большие слабо-
сти. Образ Вити кажется ему недостаточ-
но рельефным, порой вместо Вити появ-
ляется какой-то мальчик «вообще». В не-
которых местах исчезает ощущение э1по-
хи, — кажется, что события могли про-
исходить в иное время.

Выступивитий вторично тов. Фраерман
подчеркнул значение гумажистического за-
мысла повести, трогательной и полезной.

Прения закончились выступлением
К. Паустовекото, председательствовавшего
на этом вечере. Он возражал против не-
которых несправедливых упреков автору и
выразил уверенность в дальнейшем творче-
ском росте Б. Ивантера.

*

27 января состоялся 36-й декадник но-
веллистов. Читали Н. Москвин и А. Бек.

„Первым читал Н. Москвин. Содержание
его рассказа «Вечер» сводится к следую-
щему: инженер Реутов возвращается до-
мой с работы. Он едет в переполненном
трамвае. Реутов — неврастеник, в трам-
вае все ему не нравится. Он ведет себя,
как брюзгливый, раздражительный, непри-
ятный человек, Раздражительность его не
проходит и дома. Но с завода по телефону

новеллистов
было узаконено де-факто чтение не толь-

Читал ВБ. Ивантер. В его повести, на-
рассказано © мальчике

где-то неподалеку от Серпухова. Только
закончилея последний акт

чтобы увидеться, пока будет стоять поезд.

Катер, идущий в Серпухов, садится на
мель, и Витя ночью, по незнакомой лоро-
ге, преодолевая разные препятствия, бежит

#

У новеллистов”

помощник Реутова сообщает 0б удачном
результате поставленного Реутовым опыта.
Настроение Реутова резко. меняется,. овру-
жающее теряет для него свою мрачную
окраску. Реутов исцелен,

По мнению В. Кожевникова, рассказ на-
писан ‘очень сложным методом. Автор, на-
делив героя неприятными чертами и выз-
вав неприязнь к нему, заставляет читате-
ля изменить потом свое отношение к ге-
0ю. И в. этом победа рассказа, который
несет в себе верную мысль о целительной
силе уепеха в. труде.

Резко отрицательно оценил! раесказ
Я. Рыкачев. Он считает, что точность де-
талей в рассказе есть точность кажущая-
сл, ложная. Все описанное воспринимаешь
как знакомое, потому, что автор пользует-
ся отработавным материалом. Я. Рыкачев
не согласен с В. Кожевниковым в опреде-
лении основной идёи рассказа. Перемена в
психологическом состоявии Реутова — это
эгоистическая реакция на успех.

Я. Рыкачеву возражали (С. Урнис
Е. Босняцкий.

С. Гехт, оценив рассказ как удачный
этюд, упрекнул Рыкачева в том, что его
критические выступления на последних со-
браниях однообразны, исходят из общих
положений и проходят мимо обсуждаемых
шюизведений.

По мнению В. Бобрышева, в рассказе
Н. Москвина, который ему понравился,
описан клинический случай в его общем
виде, и в этом недостаток, рассказа. Психо-
логический анализ неврастеника сделан
точно, но это неврастеник ‘вообще. У ге-
роя нет индивидуальности. ,

С горячностью шли прения по рассказу
А. Бека «Последняя печь». Тема рассказа
— героизм рабочего коллектива, поддержи-
вавшего в трудное время гражданской
войны последнюю доменную печь на заво-
де, которая стала первой печью“ республи-
ки. Главный герой, как и в рассказе
Н. Москвина, — инженер, › внешне kak
будто аполитичный, но на деле тесно свя-
занный с рабочими, суровый и даже гру-
Chili, HO любящий свое дело и люлей. ра-
ботающих © ним.

По мнению Я. Рыкачева, рассказ «По-
следняя печь» — это шаг назад в лите-
ратурном пути Бека, который для исто-
рии заводов в свое время налисал очень
интересное и острое произведение на схол-
ную тему—«Курако».

Произведение это критиковали за отсут-
ствие простоты, и Бек, дезориентирован-
ВЫЙ этой критикой, в поисках «просто-
ты», потерял эстетическое отношение 5
вещам. В результате получился очень пло-
хой рассказ, написанный плохим языком,
без характеров и без поэзии.

Г. Мунблит, резко возражая Я. Рыка-
чеву, считает, что в рассказе хоропю изо-
бражены люди, характеры, отношения лю-
дей к труду.

А. Письменный, которому рассказ по-
нравился, считает, однако, что это черно-
Вик, над которым еще много нужно рабо-
тать. С. Гехт нашел, что композиция pac-
сказа варварская, язык плохой. Тем не
менее он почувствовал в рассказе поэзию,
что искупает многие его недостатки.

Ж. 3:

и

ВСТРЕЧА ПЕРЕВОДЧИКОВ ШЕВЧЕНКО
С МАСТЕРАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

26 января в Доме актера состоялась
встреча поэтов — переводчиков Шевченко
и мастеров художественного чтения,

После доклада т. А. Безыменского поэты
А. Галтов, Е. Благинина, Л. Длигая,
Л. Пеньковский, В. Инбер, С. Олендер и
А. Безыменский прочли чтецам свои пере-

воды из Шевченко. Были прочитаны так-
ле переводы А. Суркова и Н. Ушакова.

Очень жаль, что мастера художественно.
о чтения не выступили на этом совеща-
нии ни со стихами Шевченко, ни с сооб-
щениями о том, что они готовят для ис-
полнения в юбилейные дни.

=
о о

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» готовится к постановке в Большом театре

СССР. На снимке: макет декорации эпи лога оперы — Кремль.
  П. В. Вильямса,

—— 9099

ЗКАШДАРМСЕИЕ ПЛЕЧА
‹ ША РУБФШИСЯХ ШУПЛЕПИЮА

Через три четверти часа после смерти
А. С. Пушкина кабинет его был, по при-
казанию Николая Г, опечатан В. А. Жу-
ковским; Однако, не вполне доверяя Жу-
ковскому, царь велел шефу жандармов
Бенкендорфу наложить еще «печать жан-
дармскую для большей верности». 7 фев-
раля 1837 г. кабинет был распечатан, все
бумаги, там находившиеся, были сложе-
ны в два сундука, запечатаны печатями
Жуковского и начальника штаба, корпуса
жандармов Дуббельта и перевезены для
разборки к Жуковскому.

В течение шестнадцати дней Дуббельт,
в присутствии Жуковского, исполнявшего
роль молчаливого «понятого», с помощью
жандармеких писарей производили разбор
и сортировку рукописей Пушкина. Pa-
зумеется, все это делалось в целях по-
литического сыска, так как и Николай 1
и Третье отделение были‘ уверены, что
среди бумаг Нушкина должны быть до-
кументы, указывающие на его связь с
антиправительственными кругами.

Дуббельт прежде всего поспешил озна-
комиться с письмами бывшего на подо-
зрении у жандармов П. А, Вяземского,
затем декабристов Рылеева и Кюхельбе-
кера и, наконец, тут же присутствовав-
шего Жуковского. Таким образом, разбор
литературного наследства,  произведен-
ный жандармами, был «носмертным обы-
ском» у Пушкина.

Рукописи Пушкина в переплетенных те-
традях и альбомах были жандармами по-
листно пронумерованы красными черни-
лами; цифры ставились на середине
каждого листа; на многих тетрадях на-
чальник ‘штаба корпуса жандармов соб-
ственноручно пометил: столько-то листов.
Дуббельт, Рукописи на отдельных листах
разного формата жандармы, в целях со-
хранности, сшили в тетради, причем
сшивка была произведена ими чисто ме-
ханически. они вкладывали листы один
в другой, не обращая внимания на про-

К годовщине смерти
А. С. Пушкина

КАЛИНИН. (Наш корр.). Пушкинский
район Калининской области готовится к
102-й годовщине трагической смерти А. С.
Пушкина.

В музее с. Михайловского организуют-
ся художественные выставки: «Пушкин и
Байрон» и «Пушкин и Лермонтов».

В сельсоветах Пушканекого района про-
водятся доклалы и беседы о великом поэ-
те.

Районная библиотека подготовляет вы-
ставку произведений Пушкина.

Больше внимания детской литературе

В Ленинграде  воспиталось и выросло
немало талантливых детских писателей.”

Значение этих ‘писателей в развитии
всей детской литературы учитывалось
врагами народа. Й вражеские действия
Цыпина-—Анпреева заключались не столько
в том, чтобы вредить по отдельным выпу-
скаемым книжкам, сколько в тех усилиях,
какие они прилагали, чтобы любыми ©по-
собами разогнать лучшие кадры детской
литературы, заставить писателей уйти из
детской литературы.   :
‚ Вея система планирования в Детиздате
была, построена с таким расчетом, чтобы
выкинуть за борт лучшие авторские кадры
Ленинграда. Случайные счастливцы, кото-
рые попадали в окончательный вариант
издательского плана, тем не менее совер-
шенно не были уверены в том, что их
книжки все-таки останутся в плане,

В течение нескольких лет руководство

издательством систематически «заморажи-
вало» уже совершенно готовые, заматри-
пированные книги, не считаясь © автора-
МИ.
К чему все это привело? .
Многие писатели, которые раньше счи-
тали себя тесно связанными © Детизда-
том, начали работать в других областях
литературы.

Писатель Дойвбер Левин — автор кни-
ги «Улица Сапожников», «Лихово», сце-
нария и’ повести «Федька» — говорит:
«Bow свою. творческую жизнь я считал
своей специальностью детскую литературу,
хотел работать в ней. Но последнее вре-
мя мне стало ясно, что чем меньше я
булу думать о детской литературе, о своей
дальнейшей работе в ней, тем большее
одолжение я окажу Детиздату».

В Ленинграле живет отличный детский
писатель Л. Пантелеев, один из тех немно-
тих детских писателей, которых высоко
ценил покойный А. М. Горький. Книги
Пантелеева «Пакет», «Часы» и другие
переведены на многие иностранные языки,
Пантелеева знает и любит детский чита-
тель нашей страны.

Литературная газета
№ 6

Безобразное отношение Детиздата, к Пан-
телееву привело к тому, что в последние
оды этот писатель вынужден был уйти
из детской литературы и стал писать сце-
нарии. Работа детского писателя в кино,
разумеется, не является пороком, но ког-
Ja она вызвана невозможностью работать
в вамом любимом для него жанре — это
очень плохо.

Правда, время от времени Пантелеева
вызывали в Детиздат, говорили ему любез-
ности, но дальше реверансов дело не шло.

Точно в таком же положении оказался
летский писатель Всеволод Вальде, автор
книги «Морские повести» ‘и пьесы «Пер-
вая вахта». После бесчисленных мытарств
с включением и выключением своей книги
из издательских планов Всеволод Вальде
ушел из детской литературы. По мнению
т. Вальде, в Детиздате сейчас «не поддер-
живают и не развивают творческую ак-
тивность писателей, a стараютея всеми
путями установить «нормы ‘этой творче-
ской активности».

Н. Григорьев написал интересную книгу
для детей о профессии’ диспетчера —
«Полтора. разговора». В серелине прошло-
о года вышла его новая книга «Броне-
поезд «Гандзя». Основная тема творчества
Н. Григорьева — Красная Армия. В прош-
лом Участник гражданской войны, тесно
связанный сейчас © Ирасной Армией,
Н. Григорьев мог бы несомненно написать
для нашей детворы не мало художествен=
ных оборонных книг. Однако и Н. Григорь-
вв намерен сейчас уйти из детской лите-
ратуры,

Наши ребята < увлечением читают на-
учно-фантастические книги. Спрос на таг
кую литературу ‘особенно велик. В Ленин-
граде живет один из немногих писателей,
посвятивших всю свою творческую жизнь

жанру научной фантастики, — А. Р.
Беляев. Совершенно ясно, что Летизлат
полжен был заинтересоваться книгами

А. Беляева. К сожалению, этого не про-
изошло. В план 1939 года включена толь-
ко одна книга А. Беляева («В лаборато-
рии жизни»). Сборник его фантастических
рассказов ретивыми чиновниками Детизда-
та из плана исключен,

Автор хорошей книги «Подводные ма-
стера» К. Золотовекий сдал издательству

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д. 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство

Уполномоч. Главлита Б—1714

Р..  неизвестном герое»

свою повесть «Капитан Лаце». Из месяца
в Месяц эта злополучная книжка то ис-
включалась из плана, то снова в него
вставлялась, Исключали ее из плана, на-
бранную и готовую, по телефонным звон-
кам из Москвы. Наконец книжка была. вы-
пущена и принята очень хоропю ее чита-
телями.

Но было бы ошибочно думать, что вра-
жеское руководство Детиздата преследова-
ло только книги молодых писателей, как
например К. Золотовекого.

Наша страна хоропю знает имя М.
Ильина — автора книг: «Рассказ 0 ве-
ликом плане», «Сетодня и вчера» и дру-
гих произведений. Книги Ильина вышли
на 15 языках за границей, они принесли
большую ` пользу далеко за пределами на-
шей страны, рассказывая зарубежным чи-
тателям и © пятилетнем плане и о ко-
лосвальных изменениях лица нашей стра-
ны, — они рассказывают о социализме в
действии.  ‘

М. Ильин написал около 20 книт о тру-
де человека и 0 различном применении
техники,

Как относится Детиздат к М. Ильину?
Книга «Сегодня и вчера», которую. нало
было выпустить к 20-летию Октября, бы-
ла выпущена основным тиражом ¢ 01п0з-
данием на 6 месяцев. Многие из своих
изданных ранее книг М. Ильин коренным
образом переработал и после этого предло-
жил издательству; однако, там даже не
удосужились. прочитать эти книги. Равно-
душие руководства ‘издательства к тому,
что написал писатель, к тому, что он пи-
шет, к тому, что он собирается написать,

‘испытал на себе, как видно из приведен-

ных фактов, и М. IH.

„Показателен в этом отношении и тот
факт, что книга ©. Маршака «Баллада 9
переиздавалась два
года,

Очень неприглядной в свете этих фак-
тов оказалась роль руководства, Ленинград-
ским отделением издательства (тт. Камол-
кин, Чевычелов).

Вместо того, чтобы во многих, совер-
шенно возмутительных случаях  издева-
тельства над писателями занимать боль-
шевистскую принципиальную позицию,
вместо того, чтобы бороться за сохранение

Типография газ. «Индустрия»,

творческих кадров, решительно протесто-
вать против  механическоге сокращения
плана. руководители  Лендетиздата часто
предпочитали путь мирных согласований,
& затем во всем ссылались на Андреева.
Говоря в лицо писателю любезности по по-
воду его книг и расшаркиваясь перед ето
талантом. руководители Ленлетиздата, ког-
да надо было защищать судьбу писателя
й его книги, оказывались трусливыми чи-
новниками, не желавшими портить отно-
шений © начальством,

Можно и нужно гоРорить, что редак-
торские кадры Лендетиздата находятся на
очень низком уровне. Это знают и 06
этом говорят везде и т. Камолкин и т. Че-
вычелов. Но, признавая, что издательство
остро нуждается в людях, умеющих редак-
тировать книжки для детей, руководители
его ничего не делают для того, чтобы
привлечь к этому ответственному делу ква-
лифицированных работников.

Года два назад, исключительно из с0-
ображений перестраховки, нынешние ру-
ководители заставили уйти из издатель-
ства, редактора 3. Задунайскую,

Всем известно, что т. Задунайская бы-
ла вдумчивым, культурным редактором,
что она знает и любит детскую литерату-
ру. Однако, несмотря на настойчивые co-
веты писателей, знающих 3. Задунайскую
как редактора, снова привлечь ее к работе
в Детиздате, руководители издательства, За-
дунайскую в издательство упорно не воз-
вращают и прехпочитают поручать от-
ветственные книги заведомо  неопытным
редакторам.

Дети нашей страны ждут от писателей
п Детиздата новых хороших книг. Ника-
кие вражеские действия, направленные к
тому, чтобы этих книг не было, не в ©0-
стоянии заглушить в детских писателях
Ленинграда чувство своей ответственности
перед читателем, желания работать.

Это желание, большое и серьезное, с0-
хранилось в каждом честном писателе и
даже в тех, кого враги отдалили от дет-
вкой литературы,

Задача нового руководства Детиздата —
вернуть в детскую литературу всех писа-
телей, желающих в ней работать, и <03-
дать для нях нормальные творческие усло-
BIA. ВЛАДИМИР БЕЛЯЕВ

\

Москва, Цветной бульвар, 30.

Le yy
2; 7 7

«Советский писатель», Москва, Б, Гнездниковский, 10. `

Письмо
в редакшию

Я прочел в № 9 газеты «Conerenny
искусство» статью Л. Малютина «Затлу
ная роль». B этой статье приводится tle
тата из «Литературной  тазеты» о т
что я пишу для Ленинградского театр
им. Пушкина пьесу «Кюхля» и что Dot,
Кюхельбёкера будет играть Н, К, Ч,
касов.

Далее автор статьи говорит;

«Сообщение это никого не удивило, yy
оно таило в себе по существу нема
странностей. В самом деле, пьеса ony
не налисана, ‘а о ней товорят, како po.
изведении, которое можно пускать в п,
боту, назначают актеров на роли, д.ц
жет быть, Тынянов — талантливый у,
манист — напишет неудачную пьесу?
может, ` Черкасова He заинтересует зи
роль?»

Статья Малюгина таит B себе дейст.
тельно немало странностей По поводу op
общения, что я работаю пад пьесой, y
которой Н. К. Черкасов собирается итить
заглавную роль, автор берет на cea oy,
лость заранее судить и осуждать еще ль,
написанную пьесу, Потому что предполь
тать без всякого основания, что я на
Uy неудачную пьесу’и что она поз,

Uy

iss 77
_ о о __
MMT OTE

НИИ

Работа художника.

интересует Черкасова, значит  зараны
‘осуждать начатую работу,
Кстати, о том, заинтересует ли meq

Н. К. Черкасова, автор строит напрасвы
предположения. Потому что работа вы
пьесой интересует Н. К. Черкасова ул»
в настоящий момент и работа идет в к.
щении между нами, И уже если позволь
но писать что угодно, начав словцом +
жет быть», я Тоже задам вопрос:

А может быть, автору статьи почему,
либо интересно и весело варанее осудит
работу писателя в театре,  отвадить в

исшедшее от этого смешение страниц, и
припечатывали концы ниток. красной сур-
гучной печатью.” :

В 1880 г. все рукописи Пушкина, нахо-
дившиеся в его личном артиве, были по-
жертвованы сыном поэта московскому
Румянцевскому музею и стали доступны
исследователям. Еще в 1884 г. В. Е.

Якушкин, составивший, первое научное   от работы? А может быть, в газете «С
описание рукописей Пушкина, жаловался   ветское искусство» неприлично 910 де
на неудобство пользования  тетрадями,   лать?

произвольно сшитыми жандармами. Из-за ЮРИЙ ТЫНЯНОВ

перемешанных страниц и соединения в
одну тетрадь различных текстов, напи-
санных на отдельных листах и клочках,
возникали ошибки в датировке произве-
дений Пушкина. От внимания исследова-
телей’ нередко ускользало, что’ отрывок,
находящийся в одной такой тетради,  ,
является продолжением или началом ру-
кописи, вшитой в другую тетрадь. Между
тем, в продолжение ста с лишком лет жан-
дармское рукоделье хранилось в непри-
косновенном ‘виде.

В связи с подготовкой нового академи-
ческого издания ‘сочинений Пушкина и
планомерного изучения всех efO рукопи-
сей мысль о необходимости расшить эти
искусственно созданные тетради стала на-
стойчиво высказываться советскими пуш-
кинистами-текстологами. Государственный,
музей А. С. Пушкина, где теперь хранят-
ся все. рукониси велик®го поэта, решил
привести эту мысль в исполнение. Суро-
вые нитки, которыми’ жандармский пи-
сарь сто ‘два года ‘назад равнодушно
соединил разрозненные листы рукописей
Пушкина, теперь разрезаются. Листы, ме-
ханически соединенные в торопливой pa-
боте «посмертного обыска», раз’единяются.

Рукописи законченные произведе-
ния, черновые наброски, отрывки,. замет-
ки — будут храниться в том порядке;
в каком они могли храниться в кабинете
Пушкина до прихода в него жандармов.

Н, А.

Ленинград

_ Памяти
wD Багрицкого

К 5-летию co дня смерти Эла
Багрицкого Гослитиздат выпускает тина
собрание сочинений поэта в двух тах j

Кроме известных произведений harp
Koro, будут опубликованы его ранние тт
хотворения, печатавшиеся в 1920, 191
и 1922 годах в одесских газетах, и мы
хи-воззвания, написанные поэтом на фин
те во время гражданской войны.

Двухтомник открывается статьей Ю. (+
рука о творчестве Багрицкого.

Собрание сочинений Багрицкого редазтн
рует Иосиф Уткин.

*#

Секция поэтов союза писателей 16 фен
pag устраивает в клубе писателей bom
шой. литературно-музыкальный вечер па
мяти Багрицкого. ^
_ С воспоминаниями о поэте выступят пи-
сатела: WH. Бабель, С. Гехт, В, Катаев
Л. Кассиль, К. Паустовский, Л. Славин и
Ю. Oxema,

Поэты А. Адалис, Л. Длитач.. В. Ив-
бер, А. Коваленков и И. Сельвинскай
прочтут свои произведения, посвященные
Багрицкому.

С чтением стихотворений Barpmmnoro на
‚вечере ‘выступят чтецы Д. Журавлев ‘it
В. Аксенов. Композитор В. Юровский сы.
грает отрывки ‘из своей новой оперы «Ду
ма. про; Опанаса». Певцы исполнят песни
на тексты Багрицкого.

‚Неожиданное
`_ продолжение.

Дискуссия о «Неуче».
В Гослитиздате

Дискуссия в печати и среди писатель-
ской. общественности по’ поводу повести
Глеба Алехина «Неуч», казалось, подхо-
дила к своему итогу, притом вполне еди-
нодушному в’смысле оценки этого про-
изведения. Но неожиданно дискуссия по-
лучила продолжение. Заговорили те, кто
до сих пор упорно отказывался от слова,
— защитники. «Неуча», в лице, руководи-
телей Гослитиздата. хх

Руководитель сектора‘ современной ли-
тературы Гослитиздата т. 0. Резник вы-
ступил 25 января в секции научных ра-
ботников издательства с докладом о’ «Не-
уче» Глеба Алехина. :

0. Резник в своем докладе признал не-
которые недостатки романа — наивно-
вульгарный характер. рассуждений о ди-
алектике, и т. д. Но наряду с этим до-
кладчик перечислил такие достоинства
книги, которые, по его мнению, ‘с лихвой
искупают все ее недочеты.

Заслуга этого романа, говорит 0. Рез-
ник, что он впервые в советской литера-
туре поставил проблему партийного вос-
питания, впервые выдвинул вопрос о вли-
янии произведений Ленина на формиро-
вание характера советской молодежи,

Особенный восторг вызывает у Резника
язык романа, найденные ‘автором новые
средства словесного выражения, использо-
вание им народной речи.

Примером стилевых находок Глеба, Але-
хина т. Резник приводит следующую по-
говорку:

— Наша жизнь трудовая — рыбка во-
лотая.

А. Лозовский считает появление «Неуча»
незаурядным явлением в советской лите-
ратуре и полностью берет на себя: ответ-
ственность за выход нь в ее насто-  СТихотворений В. Полторацкого. «Под не“
ящем виде. бом родины», ,

Выступление тт. Резника и Лововского   пи
вызвали удивление большинства присут-   РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ!

ствующих.
С резкой критикой «Неуча». и против В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В. ЛЕБЕДЕВ.

его аполотетов выступили В, Щербина,   КУМАЧ, Н, ПОГОДИН, 0. ВОЙТИНСКАЯ,
А. Рогозин, Е. Усиевич. Е. Стасова, Ф. Ле-
вин и С. Решетин.

Они единодушно заявили, что’ «Неуч»—
книга политически вредная. в сущности,
восхваляющая карьериста, себялюбца.

Защищая неудачную киигу, люди,  от-
ветственные за ее появление, оказывают
медвежью услугу молодому писателю.

. И.

Новые книги

— В Государственном издательстве поли
тической литературы вышел сборник сти
тей П. Юдина о классиках марксизма по
названием «Классические — произведения
марксистокото философского  материализ
ма»,

В сборник вошли статьи о произведе
ниях: В. И. Ленина — «Материализм я
эмпириокритицизм», Ф. Энгельса — «An
ти-Дюринг», «Людвиг Фейербах» и Г, В
Плеханова — «К вопросу о развитии мо
нистического взгляда на историю», «0 ум
териалистическом понимании — историн»,
«К вопросу о роли личности в истории»

— Государственное издательство «Худо“
жественная литература» выпустило по*
весть Эрнеста Хемингуэя «Иметь и He
иметь». Перевод — Евг. Калашниковой,
Предисловие — Ив. Анисимова. у

— Госкиноиздат выпустил книгу Г. А
Авенариус «Жан Ренуар» — об известном
французском кинорежиссере, постановщи
ке картин «Нана», «Марсельеза» и д}.

— В Иркутском областном издательства
вышел. сборник «Стихи и легенды о Бай
кале», Сборник подготовили к печатя
А. В. Гуревич и И. И. Молчанов.

— Государственное издательство Ива
новской области выпустило «Избранные
стихи» А. Благова. В сборник включены
лучшие стихи и поэмы, показывающие
тридцатилетний творческий путь поэта“
рабочего.

В этом же издательстве вышел сборний

1-го МАРТА 1939 года

` ПОСЛЕ РЕМОНТА
ОТКРЫВАЕТСЯ

ХРОНИКА_

— Сегодня в концертном зале Большого
театра состоится творческий вечер В; И.
Лебедева-Кумача. B вечере. принимают
Участие артист МХАТ М. Веревкин и соли-
сты Вбесоюзного радиокомитета К. Паляев
и В. Хлыновская. i

— Секция литературу и искусства Цент-
рального дома журналистов организует в
феврале — марте ряд^ литературно-худо-
жественных . вечеров, На. вечере ‚«Поэт и
газета» выступят; М. Исаковский, В. Лебе-
дев-Кумач, А Твардовский и др. Состоят-
ся также вочера на темы; «Литератур-
ная критика в наших газетах» (доклад

Лежнева и выступления сотрудников
литературных отделов газет), «Печать в
искусстве», «Исторические пьесы и филь-
мы» (докладчики т. Емельянов и проф.
Шестаков). Кроме‘ того будут проведены
юбилейные вечера, посвященные Грибоедо
ву, Шевченко, Шекспиру, Шолом-Алейхе:
му, Багрицкому, Мусоргскому,

ae ace

о 0
TIBOPUECTBA

в. ЯЛТЕ.

Писатели, желающие ПОЛУЧИТЬ
ПУТЕВКИ в указанный Дом твор-
чества, должны подать заявление
в Литфонд.

Ввиду того, ‘что в указанном
Доме творчества имеются несколь-
ко двойных комнат, писатели при
желании могут поехать в Дом
творчества с женами.

Стоимость месячной путевки для
писателя 500 руб.; для жен писате
лей 600 руб.

Справки по тел.: К 0-49-19, К 1-30-83.