Fee SS: Oe ee Le oe

ae

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

= a

‚ щий голову, не ломающий шапку, не ожи-

хщая едиными интересами ©’ рабочими и

° ибо главным 9б’ектом своим она избрала

A
Орган правления союза советских писателей СССР ss \   Г 1
Выходит под редакцией: В. Ставского, Е. Петрова, \
В. Лебедева-Кумача, Н. Погодина, О. Войтинской. Les
№ 8 (787) 10 февраля-1939.г., пятница Цена 30 коп.

О ЕТСТВЕННОСТЬ
ПЕРЕЛ ЧИТАТЕЛЕМ

Десять дней тому назад сто семьдесят
Бва советских писателя были награждены
орденами Союза ССР. В этом акте вырази-
ось огромное доверие’ народа к работни-
кам художественного слова, высокая’ оцен-
ma той работы, которую осуществляют ли-
гераторы, ее значение для нашей страны.

Народная натрада создает глубокое ощу-
щение важности для  социалистического
‘строительства труда писателя.

Тегче ши радостнее работать, Korma
Внзешь, как полезен и необходим твой
рух обществу, как высоко он ценится
народом. Но награда правительства неиз-
меримо повышает ответственность литера-
торов перед своим многомиллионным читз-
телем, Во все дни, последовавшие з& Ука-
вом Президиума Верховного Совета, писа-
тели, взволнованно делившиеся своими
Нувствами в связи © награждением, неиз-
менно подчеркивали, что их труд стано-
вится теперь и сложнее, Требования в ху-
пожнику вырастают, вместе с ними растет
Сознание ответственности. Задача качест-
венного повышения уровня нашей литера-
туры становится особенно важной  сей-
346, когда мы завершаем строительство
еоциалистического общества и осуществля-
ем постепенный переход к коммунизму.

Писателя раньше всего и прежде все-
го интересует человек, его психология, его
разум, его чувства. `Вакой небывалый
переворот произошел в психологии каждо-
го советского человека, в его мировоззре-
нии и мироощущении! Много лет ‘тому
назад Владимир Ильич Ленин высмеивал
людей, предлагавиих сначала воспитать
хорошеньких, чистеныких, прекрасно 0бу-
ченных людей, а потом уже приступать
к строительству нового общества. Ленин
говорил тогда, что мы будем строить <9-
циализм не с людьми, которые будут пра-
тотовлены в парниках, a в людьми кон-
кретными, живыми, взятыми CO всеми их
человеческими достоинствами и недостат-
ками; что эти люди в процессе переделки
общества будут меняться и сами. Прош-
ло немногим более двадпати лет, и мы
ощущаем конкретные результаты‘ этой пе-
рестройки психологии людей.

Разве можно сравнить вчерашнего  ра-
бочего, робко и неуверенно бравшегося 3a
‚хозяйничание в промышленности и н6-
прэстанно оглядывавшегося назад, е сегод-
няшним командиром промзводства, масте-
ром, стахановцем, ударником, общественни-
ком?! Какая разительная перемена произо-
шла в его сознании, в его понимании сво-
их прав и своих общественных обязанно-
стей.

Как изменился крестьянин, совсей не-
давно еще невежественный, приученный к
рабской зависимости, имевший две души—
экоплоатируемого человека и мелкого <0б-
ственника. Теперь это— коллективный хо-
BINH своего артельного имущества, своих
колхозных доходов, ни перед кем не гну-

дающий. что «вот приедет барин, барин
вас ‹ рассудит». «

И, наконец, совсем друтой стала интел-
зигенция, только теперь народная, живу-

крестьянами, кровно и неразрывно ‘@ ними
связанная, -

060 всем это создается и будет созда-
ваться большая новая литература, новая,

нового человека.

Но, как ви велики перемены, проис-
шедшие в нашей стране и в психологии
ее людей, еще много осталось у нас про-
явлений старых навыков, старых привы-
чек и старой морали — родимых пятен
капитализма. И чтобы успешно двигаться
вперед к коммунизму, чтобы догнать в
экономическом отношении передовые <тра-
вы Европы и Америку, надо бороться ©
этими пережитками капитализма в созна-
кии людей. Вот почему в тезисах доклада
товарища Молотова на предстоящем ХУШ
©’езде партии мы находим ясные указз-
ния, что решающее значение для осуще-.
ствления третьей пятилетки ‘приобретает
коммунистическое воспитание масс.

Писатели и эдесь должны стать в пер-
вую шеренгу бойцов за коммунистическое
воспитание. В их руках самое мощное
оружие — художественный образ, великий
русский язык, великие языки братских
народов ОбСР. Продолжая традицию тени-
вльнейших русских писателей — Пупгки-
на, Гоголя, Лермонтова,  Салтыкова-Щед-
рина, Толстого, Горького, Маяковского,
писатели должны создать классические 0б-
разы людей нашего времени.

_ Стихи стоят

свинцово-тяжело,
тотовые и в смертм

и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,

к жерлу прижав жерло
нацеленных

зияющих” затлавий.

\

я
любимейшего por,
Готовая
рвануться в гике,
Застыла
кавалерия OcTpOT,
Полнявши рифи
отточенные пики...

Мак писал Владимир Маяковский.

«Поднявши рифм. отточенные пики»,
Советские писатели смыкают свои ряды,
чтобы бороться ‹0 всем старым и дрях-
лым, чтобы бороться за коммунистическое

воспитание человека.
Большая эта задача нам по плечу, ибо
34 нашей спиной — ‘многолетние традиции
великой русской литературы и литерату-
ры братоких народов, ибо ведет нас самая
иудоая сила—партия Ленина— Сталина.

°

fjarpaty. I uonarae! Литература не mor-
Ja пройти мимо такого глубоко  значи-
тельного явления, полного великого исто-
рического смысла, как труд, венчаемый
высшей государственной славой.

перечуветвовать и осмыслить 10; что мы
$ большей или меньшей удачей опасыва-
ли, рассказывая о самых священных ми-
нутах в жизни наших героев. Казалось

оо
__ Gj
i yy Ge

Я
iy

Я iis 77 yyy ty Е Г

НИЙ

Wie

Седьмого февраля председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручил ордена участникам боев
в районе озера Хасан, советским писателям, рабочим и инженерно-техническим работникам завода имени Калинина
и другим награжденным. На снимке: группа награжденных орденами Советского Союза советских писателей с тов. М. И.

иным. Слева направо: С. В. Мих апков, М. Ильин, С. Я. Маршак, А. Барто, М. И. Калинин, А. Н. Толстой, М. И.
Алигер,.Н, М. Симонов и Е. А. Долмато вский \ (Фотохроника ТАСС)

ooo

Во многих рассказах, стихах, пьесах со-
временных писателей нашей страны есть
строки. страницы или сцены, рассказы-

вающие о том, как тероя приглашают в
Кремль, чтоб вручить ему заслуженную

мои ребята его наизусть помнят, —товорит
кто-то сбоку.

Михаил Иванович продолжает вручать
ордена. Барто. Вишневский. Инбер. Кара-
заева, Сурков, Пришвин и другие co
сдержанным волнением принимают ордена
и красные коробочки ¢ почетными доку-
ментами. Михаил Иванович ‹ердечно по-
жимает всем награжденным руки, привет-
HBO кивает головой‘ и поздравляет. А. Н.
Толстому мы поручаем сказать ответное
слово. И он от имени веей советской ли-
тературы горячю блатодарит партию и пра-
вительство за доверие, оказанное нам.

— Орден, который вы, Михаил Ивано-
вич, прикалываете к нашей грули, —

на, фяшко и кончая Михалковым, Алигер,
Долматовским. заметил какую-то необык-
новенную праздничную свежесть лип.
Ровно в 2 часа в зал, в котором все
встают аплолируя, входит Председатель
`Президиума Верховного Совета СССР тов.
М. И. Калинин. И начинается. величест-
венно простая по форме. очень демократи-
ческая по всему своему распорядку, про-
цедура вручения наград. Сперва получают
ордена и медали бойцы, командиры, по-
литработники, летчики, танкистьь ‘артил-
деристы, блеснувшие своей отвагой, му-
жеством и выучкой в боях у озера Хасан.
Писатели, вместе ‹ другими присутетвую-

Теперь нам самим было дано пережить,

-  ских композиторов в этой области значи-

С За пять дней

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
K ЮБИЛЕЮ ШЕВЧЕНКО

На-днях в с0ю3зё советских  компози-
торов под предеедательством Р. М. Глизра
состоялось совещание по подготовке к шев-
ченковскому юбилею. Композиторы В. А.
Белый, Ю. С. Бирюков, А. А. Зикс, В. А,
Золотарев, В. С. Иванников, 1. К. Kann-
пер и В. Г. Шафранников сыграли свои
произведения на слова великого народного
поэта. Были исполнены и произведения
композиторов М. А. Бака и П. И. Синиця,
а также украинские народные песни в 0б-
работке композитор» И. Шишова,

Елинодушно одобрено было произведение
для хора, написанное В Белым. Удач-
ными признаны произведения для хора ком-
тпозиторов Ю. С. Бирюкова и В. С. Иван-
никова. Понравились собравшимся и песни
Бака, написанные, по общему признанию,
живо и выразительно. Приятны отдельные
вещи П. И. Синиця, в частности «Колы-
бельная», но для исполнения на эстраде
они ‘недостаточно выразительны. Обработку
народных песен Шипювым композиторы на-
шли неудачной. ?

Первый вечер показал, что работа совет-

тельна и интересна. Но произведения Шев-
ченко, полные тражданского гнева и на-
правленные против царизма, богоборческие
ето стихи, жизнеутверждающие м /оптими-
стические мотивы в его творчестве, He
нашли еще достаточного выражения в му-
зыке. Может быть, доклад 9 жизни и
творчестве Шевченко помог бы композито-
рам выбрать для музыкальной интерпре-
тации наиболее типические его стихи.

Уливительно, что руководители  музы-
кальных коллективов, заинтересованные в
произведениях советских композиторов, не-
смотря на приглашение, we пришли на
этот вечер.

_ ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ
«КОБЗАРЯ»

КИЕВ. (Наш корр.). Вышло из печати
юбилейное издание «Кобзаря» Тараса Шев-
ченко. Редакционная коллегия сборника
(А.`Е. Корнейчук, П. Г. Тычина, М. Т.
Рыльский, Ф. А. Редько и Д. Д. Капица)
с большой тщательностью подготовила из-
дание, В книге помещен популярный
очерк о жизни и творчестве тениального
поэта, написанный кандидатом филологи-
ческих наук И. Стебуном.

———

В ОБОРОННОЙ
Комиссии ССП

Вновь создана оборонная комиссия сою-
за советских писателей в составе: Вс.
Вишневского (председатель), В. Финка,
Г. Фиша, Е. Долматовското, Б. Горбатова,
Л. Соболева, К. Левина, А. Исбаха, ©. Ва-
шенцева, Л. Аргутинской и А. Бобунова.

25 января состоялось первое ‘заседание
оборонной комиссии, на котором были
распределены функции между ев членами
и решены некоторые организационные
вопросы. -

Второе заседание оборонной комиссии
совместно с активом оборонных ‘писателей
и писателями-орденоносцами состоялось
5 февраля. На нем обсуждался календар-

высокого поэтического
демонстрированные писателями А. 1. Коп-
теловым и П. В. Вучияком на люследнем
декаднике секции народного творчества
ССП. они вызвали восхищение всех CO-
бравшихся. П. В. Кучияк прекрасно ис-

бы, что теперь, в собственном сердце ис-
пытав эту радость, уже не трудно бутет
описать памятные минуты... Но на самом
деле это оказалось дьявольеки трудным! И
писательская догадка. выручавшая тогда,
Богда дело касалось других, оказалась до-
вольно далекой от тото, что почувствовал
в себе каждый нас,  подходя утром 7
февраля к Спасским воротам Ёремля.

В литературном календаре лень 1 фев-
раля, когда был опубликован Указ Прези-
диума Верховного Совета © награждении
писателей, останется, как день празднич-
ный и торжественный для всей советокой
литературы. Полные какого-то особенного
света и ликования. прошли лни © 1 фев-
раля по 7-е, и 7-0, в завершение этой
чудесной недели нашей жизни, мы были
приглашены в Кремль, чтоб лично в свои
руки принять награду. р

К 12 часам дня мы собрались у про-
пускной булки. что влево от ворот Omac-
ской башни. Рядом с нами стояли группы
летчиков, пограничников и бойцов Красной
Армии. Нам предстояло получить натраду
вместе с этими сдержанно-праздничными,
спокойными и статными людьми. Никогда
с таким нетерпением не поглядывали мы
Ha большие  золоченые стрелки ^ часов
Спасской бапени. Синеватая, капельная ки-
сея оттепели обелала на наши воротники,
на ворс красноармейских  шинелей. К,
Кремлю подходили < разных концов Взвол-
пованные люли. Инженеры. рабочие, шах-
теры. Их Фамилии мы все недавно чи-
тали в указах Презилиума Верховного 00-
вета. Стахановцы, торняки, изобретатели,
инженеры. награжденные ва особые заслу-
ти, ^ : ;

Я посмотрел на липа моих товарищей,
я у всёх, начиная от. Вересаева, Пришви-

Высокая награда правительства имеет
огромнейшее значение прежде всего пю-
тому, что она является могучим. лом
для дальнейшей работы; стимулом к пре-
одолению всех трудностей; к борьбе 3a
то. что можно назвать своим «творческим
лицом». :

Знаменательно то, что темы произведе-
ний, в которых писатель боролся за прав-
хивый. искренний приход в революции, к
социализму, с особенной силой звучат в
нашей ‹тране, которая прошла большой
этап сложной борьбы © мимикрией и при-
способленчеством всех видов ‘и оттенков.
Знаменательно и то, что темы об интелли-
тенции, также бравшиеся «под подозре-
ние» некоторыми «критиками», приобре-
тают сейчас исключительное значение.

Преде‘ездовекие материалы Центрального
Комитета партии, опубликованные в пе-
чати, с огромной убедительностью говорят
06 этом. Задача, конечно, прежде всего за-
включается в том, чтобы расказать, как,
каким путем шел процеж Формирования
той новой интеллигенции, которая заняла
почетное место в одном ряду, плечо к пле-
чу © новыми рабочими и крестьянами ©0-
ветской земли. В борьбе с какими пере-

житБами, © каким грузом старого — как

* ~

щими. сердечно приветствуют героев. Олин
за другим подходят к Калинину крепкие,
рослые, быстро и точно двитающиеся лю-
ди. Слышится негромкое поздравление Ми-
хаила Ивановича. И затем ответное —
«служу Советскому Союзу»... }

Приятно и почетно получить свою натг-

раду, свой орден, рядом © этими людьми,

на их глазах, вместе © ними,

Вручают ордена и медали товарищам,
награжденным ва образцовое выполнение
специальных заданий правительства, K0-
мандирам и бойцам, проявившим себя ма-
стерами боевой, политической и техниче-
ской подготовки армии, пограничникам.

Короткими и страстными речами отвечают
награжденные. После вручения орденов и

медалей заводу № 8 им. М. И. Калинина

и работникам Горловской станции, разра-
ботавшим методы подземной газификации,
почетная очередь доходит до нас. «За вы-

дающиеся успехи и достижения в развитии

советской хуложественной литературы на-
‘траждаются...»
‘екрещиваются на вопыхнувшем золоте

вот лучи  юнитеров

ere.

Орхена Ленина, который Михаил Иванович
Калинин вручает первому по порядку Ни-

‘колаю Николаевичу Ас

ae: Потом Глад-
ков. Катаев, Корнейчук, Маркиш, Маршак,
Михалков, Павленко, Твардовский, Петров,
Колас.. Купала, Бахметьев. Бядуля, Вере-
саев, Иванов, Ильин, Кирсанов, . Леонов,
Макаренко, Панферов, Федин, Чуковский,
Шкловский и другие. Зал тулко и. радуш-

‘но’ откликается на знакомые имена.

.`— А Шолохова тут нет.  сетодня, среди
ваю?-—спрашивает, перегибаясь ® нам че-
рез проход omy, награжденных елеса-
рей завода № `8.

— А вон Чуковский... Эм я внаю:

ВАЛЕРИЯ ГЕРАСИМОВА

Уважение к писательскому труду

НА Te
внутри ‹ебя, так и во вне — форми-  Я получал поздравительную телеграмму
3 Mines от’ своих земляков из Смоленской области.
Показать это без трескучих Фраз, 063  ‘зоденские товарищи, перефразируя слова
показать это Kak} ЗК
популярной песни, так закончили свою

телеграмиу:

*

роваласхь наша интеллигенция.

лубочного трафарета;
большой и сложный процессе — задача
значительная и серьезная: ‘*“

И множество тем, которые сама‘ жизнь
поставила по-иному, должны увлечь ‹0-
ветского писателя.

Думается при этом, ‘что не общей вза-
имной амнистией, a хорошими, принци-
пиальными творческими стюрами будут 9т-
мечены ближайшие годы развития coBeT-
ской литературы.

Все предпосылки к этому налицо: ——

Й разгром вражеских гнезд, которые
имели место и в литературе, и то друж-
ное отвращение, которым встречают совет-
ские писатели отдельные рецидивы виз-
гливой заушательской критики «нео-авер-
бахианского» тона, возросшее  уваже-
ние к званию советского писателя, к ра-
боте друг друга, — все это обеспечива-
ет нужный уровень и тон этих плодотвор-
ных творческих споров.

0 глубоком уважении к труду COBETCEO-
TO писателя прежде всего говорит выюсо-

кая и ко многому нас обязывающая в8-

града страны социализма,
I

говорит А. Н. Толстой, —это и награда. это
также и вера в творческие силы COBET-
ской литературы, вера в ее развитие. в
тесную связь ее со всем советским наро-
дом, строящим счастье человечества-—ком-
мунистический мир, верь в ев идейную

направленность.

— Не случайно, что мы, писатели, по-
лучаем ордена в тот же день, когда на-
граждаются бойцы и командиры Ерасной
Армии—терои Хасана, герои наших гра-

НИЦ.
Их боевой клич «За Оталина»; «За

Сталинскую Конституцию» —трозЮ» раздал-
ca по всему миру. ”Это— голос всего на-
шего народа.

Партия и правительство, весь советский
народ не ошибутся, оказывая высокое до-

верие советской литературе. Мы обешаем
что советская литература
самым высоким запросам,
пред’явит” нами советский народ.

И словам писателя горячо аплодируют
советские люди, сидящие в вале, совет-
ские люди и мастера Всех видов труда,

всех видов’ обороны. И М. И. Калинин
сердечно поздравляет всех награжденных
желая им новых успехов в работе.

Влев: в петлички ордена, с алыми ко-

и в руках мы выходим из Кремля
Деловой лень пу: на. Красной площади

по обнажающейся мокрой  брусчатке мчат-
Не: верится, что сеголия—
простой, рядовой день, и страна занята
‘своими очередными ‘делами. Дела, ‘работа
ждут. и нас. И мы расходимея-—кто в из-
дательства, кто домой к письменному сто-

ся машины.

IY, B10 B клуб, где ждут, хотят
послушать и поздравить читатели.

ЛЕВ КАССИЛЬ

_М. ИСАКОВСКИЙ

`«Пишите богато»

«Будьте. здоровы,
Пиптите богато».

В этом. немного шутливом. пожеланий.

выражено, пожалуй, то главное, чем долж-
НЫ советские писатели ответить Ha BEICO-
кую награду. J

Партия, правительство и лично товарищ
Сталин высоко оценили работу советских
писателей, они еще и еще раз проявили
ветичайшилю заботливость © литерагурных
кадрах. И ответ на эту оценку, на эту
заботливость может быть только один:
советские писатели должны © еще боль-
шей энергией взяться за создание высоко-
художественных произведений, достойных
налпего замечательнего времени. Они долж-
ны писать именно «богато» BO BCeX OTHO-
шениях — и в количественном и, глав-

ное, в качественном,

$

булет отвечать
которые нам

ный план работ комиссии в феврале и
марте.

В связи с приближающейся 21-Й годов-
щиной Красной Армии оборонная комис-
сия организует целый ряд вечеров, вы-
ступлений писателей в воинских частях
и на предприятиях Москвы,

17, 18 и 24 февраля в Центральном до-
ме Красной Армии состоятся вотречи пи-
сателей с бойцами и командирами Крас-
ной Армии. *^ :

В ближайшее время оборонная комис-
сия намерена устроить серию творческих
вечеров. Между 15 и 20 февраля’ намечен
вечер Марины Расковой, книта которой
«Записки штурмана» печатается BO BTO-
ром номере журнала «Знамя». В марте
будут устроены вечера, посвящённые об-
суждению нового произведения Н. Шиа-
нова «Первый удар» и Дальневосточных
стихов Е Долматовского.

лей намечено устроить несколько докла-
дов и лекций о международном положе-
нии, 0 военно-экономическом состоянии
капиталистических стран, о военной тех-
нике, а также беседы с военными специа-
листами.

Оборонная комиссия обратилась в ПУР
РККА и в Наркомат Военно-Морского
Флота с предложением организовать кон-
курс, а также учредить ежегодную пре-
MHD за лучшее оборонное . произведение.

СЕНЕ
(0 КРАСНОАРМЕЙСКОЙ ПЕСНЕ

4 февраля в редакции газеты Москов-

ското военного округа «Красный воин» со-
стоялось совещание поэтов и композито-
  ров совместно с творческим активом мос
ковокого гарнизона, созванное Политуправ-
лением округа и редакцией газеты.
’На совещании было обсуждено письмо
группы политруков о создании новых пе-
`  сен ко дню принятия военной присяги и
к 21-й годовщине РККА

‚Открывая совещание, заместитель Ha-
чальника Политуправления МВО т. Раби-
нович новился на отромном политиче-
ском значении песни. на ее роли в боевой
учебе и в культурной жизни бойцов и
командиров. ‘

Выступившие на совещании композито-
ры и поэты Дм. Покрасс, В Мурадели,
В. Белый, Ю. Хаит, Ал. Сурков, С. Щи-

.

я

пачев, (С. Островой горячо поддержа-
ли призыв политруков округа и еди-
нодушно высказались за совместную

дружную работу, по созданию новых крао-
ноармейских песен,

На совещании выступили также Kpac-
ноармейские композиторы и поэты: боец
т. Русинов, зам. политрука т. Сердюк. ка-
пельмейстер-орденоносец т. Мостов и др.

Участники заседания приняли обраще-
ние ко всем бойцам. командирам и полит-
‚работникам Красной Армии, ко всем поэ-
там и композиторам Советского Союза.

«Боевая, жизнерадостная песня, — гово-
рится в обращении, — лучший друг крас-
ноармейцев в походе, на отдыхе, в бою.
Она так же нужна, близка и дорога ему,
как винтовка и клинок, как штык и rpa-
ната. Глубоко прав лучший поэт нашей
советской эпохи Владимир Маяковский,
когда, он сказал:

«И песня и стих — это бомба и знамя...»

В эти знаменательные дни мы полны
желанием вместе о Красной Армией, вме-
сте со всем народом достойно встретить
день 23 февраля, еще больше, еще друж-
ней крепить боевую мощь нашей родины»,

Кроме того в Московском клубе писате-

‘ского волЬномыслия,

‚ ДЕКАДНИХ СИИ
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Зимнями ночами на Алтае собираются

у костра охотники и поют под аккомпа-
немент топшура (национальный  инстру®
мент) свои сказки о богатырях Сартаж=
пае. Алып-Манаше, Алтай-Куучин. По нд-
родному поверью, сказкой охотник может.
умилостивить «хозяина гор», и тот пощлет
ему хорошую добычу.

Сказки и песни Алтая — произведения
мастерства. . Про-

полнил многие народные песни под акком-

банемент топшута.

Олнако ни народное творчество ‘Алтая
ни его нобители, ‘как, например, 78-лет
ний сказочник Николай Улагашев, до сих
пор неизвестны широкому советскому чч-
тателю. Сказки и песни ойротского наро-
да почти не записываются, не записыва-
ютея и его богатые мелодии. Переводы
фольклорных произведений на русский
язык большей частью поручаются недоста-
точно квалифицированным людям. Говоря
0б этом, ‚тт. Коптелов и Кучияк подчерки-.
вали необходимость быстрейтей запис ал-
тайского фольклора, особенно у храните-
лей его — стариков-ойротов.

На заседании выступил также ©. Tye-
ляр. Он сделал попытку изложить в фор-
ме старянной былины важнейшие события
русской истории © древнейших времен до
наших дней. Однако ни стиль, ни ити,
ни дух произведения Гусляра не соответ-
ствуют русской былине. 06 этом несоот-
ветствии формы и содержания  говорилЕ
все выступавшие в прениях. Автар ис-
пользовал старую ‘форму механически. В
то время как подлинно-наролные сказите-
ли. создавая произведения. с современным
содержанием, облекают его в. новую, 69-
ответствующую ему форму.

ь С. ЖИСЛИНА: .

НА ПОЭТИЧЕСКОМ
ДЕКАДНИКЕ

На последнем поэтическом  декалнике
свою новую пьесу «Сказка» читал Михаил
Светлов. Здесь рассказано 06 экспедиции
мололых теологов в «Золотую долину».
В пути экспедиция сталкивается с мноти-
ми приключениями и неожиданностями. Но
уже в первой картине обнаруживается, что
все это романтическое путешествие —
липть сказка, рассказанная одним из юно-
шей — действующих лиц пьесы, Сказка,
в которой нет, правда, ничего фантасти-
`ческого, входит в жизнь естественно в
органически настолько, что сами слуша-
тели, захваченные увлекательным расска-
зом, не заметили этоге неуловимого пере-
хода от действительности в вымыелу, от
жизни в сказке. И когда в последней Kap-
тине раздвигающийся занавес снова пере-
носит нас из сибирской тайги в столич-
ный город, у зрителя и слушателя не
остается. и тени разочарования. Так me
органически введены. в пьесу и песни, Ha-
писанные прекрасным стихом, прочувет-
вованные и тлубоко лирические.

Сама пьеса написана прозой. Но, как
отметила выступившая в прениях Е. Усие-
вич, несмотря на это, пьеса глубоко поэ-
тична. Выступивиие в прениях очень хва-
лили пьесу Светлова, Константин Симонов
отметил, что эта пьеса, как литературное
произведение, шире тото жанра, в котором
она сделана. Это — настоящая поэзия,
хорошее раздумье над жизнью, исполнен-
ное подлинного лиризма. Ясный язык,

метил в своем выступлении поэт
Васильев. Иосиф Уткин, указавший на
рях недостатков пьесы, которые, по его
мнению, сводятся в чисто фактическому
неправлоподобию отдельных деталей, при-
соединился к тем, кто положительно ©це-
нивает пьесу Светлова. Огромное большин-
ство выступивших особенно тепло гово-
рило © прекрасных песнях Светлова, ко-
торые произвели на всех исключительно
хорошее впечатление.

Обсуждение на этот раз велоев на ло-
статочно высоком уровне и не сводилось
к высказываниям по мелочным, второсте-
пенным вопросам, как это было, напри-
мер, на декаднике Дм. Кедрина.

Павел Антокольский отметил, что 10э-
тический декадник, посвященный Светло-
ву, был олним из наиболее значительных
за последнее время. Пьеса Светлова, по
ето мнению, лишена дешевой театрально-
ети и принадлежит в числу таких лрама-
тургических произведений, к которым те-
атр должен подойти © особыми мерезуи,
найти «ключ» к ее правильному реше-
нию, проявив здесь максимум художест-
венного такта и чутья,

} Е. АЛЕКСЕЕВ

В ДОМЕ ПИСАТЕЛЯ
ИМЕНИ МАЯКОВСКОГО

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Дом писате-
ля им. Маяковского начал проводить сов»
местные вечера ленинградских писателей
с группами советской интеллигенции. На
первом вечере гостями писателей были
„Герой Советского Союза академик П. Шир-
шов. кинорежиссёры-орденоносцы Г. Ва-
сильев и Ф. Эрмлер, народный артист
РСФСР Ю.` Юрьев, лауреат всесоюзного
конкурса вокалистов К. Семизорова, худо-
жественный руководитель Государственно-
го Театря комедии Н. Акимов, московскив
писатели Л. Соболев, Н. Вирта и А. Кан-
лер. музыканты, режиссеры, художники,
актеры, в том числе Макарова, Юнгер и
другие. }

Писатели и Гости собрались в одной из
гостиных Дома им. Маяковского. Николай

‘Тихонов рассказал о своей работе ‘над ин-

термедиями к пьесе Сервантеса «Нуман-
сия» и прочел две из этих интермедий —
«Говорит река Эбро» и «Говорит антифа-
шист>». Заслуженный коллектив республи-
ки квартет им. Глазунова исполнил однд
из новых произведений (квартет) Дм. Шо
стаковича. Ю. Тынянов впервые познако-
мил нас с 3-Й частью романа «Пушкин».
Отрывок, относящийся к периоду лицей“
Тынянов прочел
с большим мастерством и получил высо-
кую ‘оценку слушателей, Затем _. лауреат
всесоюзного конкурса вокалибтов К. Семи-
зорова спела несколько произведений Чай-
ковского, Глазунова, Василенко. А. Про-
кофьев, прочитавший новые стихи, по
просьбе слушателей прочел и некоторые
из знакомых и любимых читателями сти“
хотвофений, 1

теплый и хороший тон пьесы Светлова от-

-