Акад. И,

Серло Орджоникидзе

Я не много и не чаюто видел Гритория
Константиновича, Можно сказать, счита-
ные разы. Впервые я ero увидел зимой
1920 — 21 тода. Я был приглашен к
ужину с проезжавшей мимо налтего заво-
да группой партийных рабогников, Ope-
ди них выделялея своим остроумием, жи-
выми глазалыу и обаятельным обхождени-
ем молодой грузин; это и был тов. Серго.

Ero рассказы и уменье найти  омешные.

стороны в окружающей убстановке были
исключительны. Этот вечер, как он ни
был мимолетен, вее же остался в памяти
неблекнущим воспоминанием. И когда,
почти через лвенадцать лет, я снова уви-
дел тов, Серго, он разу обратилея ко
мнё 4 словами: «Вот вы какой, а я ду-
мал вы старый». Я ему напомнил 0 том,
что я его вижу второй раз. Григорий Кон-
стантинович промолчал, да он и не мог
меня вепомнить, так как встреча была,
очень короткой. По виду он был че-
рез двенадцать лет тот же. Несколько
менее подвижен и более полный, но глаза
оставались теми же, и такой же мягкий,
& внутренней теплотой голос. Эта встреча
происходила в тот’ момент, когда первен-
цы первой пятилетки — Магнитка м
Кузнецк — только что пережили тяже-
лую зиму. Разговор ‘шел главным образом
00 условиях работы и © перспективах
зимних работ нового’ промышленного
района. Его нельзя было убедить Только
словами, Нужно было доказать рядом <0-
поставлений и фактов, тогль он начинал
верить. В каждый мой приезд в Москву
тов. Серго обязательно вызывал меня, как
только узнавал о шииезде. И всегда, по-
TYTHO < pacctipocamm о фаботе завода, 0
<троительстве, расспрашивал и задавал
вопросы относительно личных желаний и
как-то своеобразно проникалея личными
интересами, .

В этом отношении даже трудно было
представить, как он мог знать и как мот
находить время, пры его занятости, что-
бы интересоваться делами иного порядка.
Помню, когда приехал Серго на завод в
августе 1933 тода. На заводе было мно-
то недостроенного, много неполадок, 38
что надо было ругать. Он же умел всегда

БАРДИН

подсчитать за и против совершаемого, Cep-
го не любил парадных показов. Ооматри-
вая подготовленные к ето приезду части
завода, он обязательно знакомилея © та-
кими местами, которые были далеки от
тотовности. Попутно © осмотром завод-
ских сооружений тов, Серто всегда пинте-
ресовалея жизнью рабочих и их бытовы-
ми условиями, Школы и детские сады
обязательно были в центре его внимания.
Личный контакт с рабочими на месте ра-
боты был постоянный, Для всех тех, с

не прошли мимо’ Сер. Обаяние Серго

стально чистого  большевика-сталанца,
участливого, сердечного

военного уровня до третьей пятилетки.
Такой колоссальный взлет промышленно-
сти, такие гигантские  ‹троительные ра-
боты, проведенные за невиланно
кий ‹рок, могли быть исполнены под ру-

чительных дарований и любимого масса-
ми. Серго был нашей совестью. Мы всегль
думали, что скажет Серго? И что гово-
рил Серго, то было правдой. Даже люди,
которые понесли наказание от
не могли скавать, что он неправ. Серго
был всегда справедлив. Поэтому больно и
тяжело было слышать об утрате, Казалось,
он He мог умереть. Весть o смерти ero
не у & о кончине. Все знали, ‘что
он болен. Но не верилось, что такой жииз-
нерадостный, полный жизни человек
отойлет навсегда от тех, кто его любил.
Такие ‘люди, переставая жить, остаются
вечно в памяти всех не только знавших

0 нем булет жить вечно.

Ленин и Сталин`в народном
изобразительном искусстве .

Выставка в Музее

В просторных и светлых залах Музея
изобразительных искусств им. Пушкина
несколько дней назад открылась выставка
«Ленин и Сталин в ‘народном изобрази-
тельном искусстве». Замечательная;  вол-
нующая выставка! Ее экспонаты присланы
в Москву со всех концов великой Совет-
ской страны. Авторы больших, монумен-
тальных полотен и карандашных  зарисо-
вок, огромных скульттурных групп, гобе-
ленов и панно — люди, работающие Ha
заводах, в сельском хозяйстве, учащиеся в
школах и институтах, — инженеры, ра-
бочие, служащие, колхозники, студенты.

Проходя по залам выставки, рассматри-
вая ев многочисленные и яркие эхспона-
ты, видишь, какой огромной любовью Е
Ленину, Сталину, партии большевиков, в
нашей ролине согреты все эти полотна и
скульптуры, в которые их авторы вложи-
ли весь свой талант, все свое умение. По-
ражаешься огромному, неиссякаемому раз-
нообразию народных талантов, чувотвуепть
дыхание настоящего . искусства.

Эта выставка — подлинный праздник
всего советского искусства.

Ее отличительной особенностью является
высокое художественное качество произве-
дений станковой живописи, графики и
скульптуры. Сейчас трудно сказать, что
именно понравилось на выставке больше
всего. Трудно отдать предпочтение одному
или нескольким художникам,

Эта выставка — наглядный урок мно-
тим нашим професеиональным художникам,
которые подчас не видят больших и вол-

им. А. С. Пушкина

нующих тем нашей современности и пред-
почитают выписывать незатейливые пей-
зажи и натюрморты, По колоссальному те-
матическому разнообразию, по глубине за-
хвата темы. по умению видеть жизнь, по
высокой  принципиальноети — искусства
многие самодеятельные художники ушли
далеко вперед от профессионалов. Захва-
ченные большой волнующей и ответствен-
ной темой, самодеятельные художники по-
BEICHIN CBOe мастерство в такой степени,
что, расематривая многие полотна, не ска-
жешь, что их автор по профессии слесарь,
инженер или бухгалтер. Это — произведе-
ния подлинного искусства, не требующего
никаких «екидок».

Картина Т. Н. Аверина (Московская
область), воскрешающая в памяти эпизод,
связанный © работой товарища Сталина в
подпольной типографии в 1902 году. кар-
тина педагога М. Н. Арцыбущева «В. И.
Ленин в гимназические годы», картина
Богданова «И. В. Сталин в восточноси-
бирской ссылке в с. Новая Уда. 1903
ол», большой коллективный  гобелен
«И. В. среди народов СССР», мно-
точисленные скульптурные и живописные
портреты Ленина, Сталяна, Ворошилова,
Горького, картины, посвященные изучению
Сталинской Конституции, счастливой ва-
житочной жизни,—все они выполнены с
огромной любовью и творческим. темпера-
ментом, ,

Воодущевленный виденным, зритель уне-
сет. с выставки радостное, волнующее чув-
ство. А. ГОРНОВ.

вая через некоторое время, что их слова
рабочих и инженеров было исклю-
чительное. Оно создавалось не только бла-
тодаря его личным качествам, как кри-
человека, но и

как талантливейшего полководца, провед-
шего побелоносно нашу индустрию от до-

корот-

ROBONCTBOM только Человека-вождя исклю-

‚ и те

их, но и вилящих их творения. Память.

кем он ae B р при таких по- ШАЛВА

сещениях, бесела была большим праздни- ;

ком. Его внимание к нуждам рабочих бы- ДАДИАНИ

ло изумительное и постоянное Многие И РКИ

после разговора © Серго, где на его во-  Стол накрыли и устазили едой. Но ни-
прос о их житье-бытье они высказывали   кто к нему пока не лодходил.

кое-какие пожелания, фадовались. узка-  Годжогия зажег свечи. Все знали, что

здесь, у очага, глава семьи должен возне-
сти молитву в честь рождества; но ¢ce-
тодня Годжогия собирался, кроме того, по-
молиться и «неведомому».., }

— 9то не помешает, — пробоомотал
он про ces, и только взрослый сын его
Махарика понял тайный смысл этих слов:
ведь кроме него и отца никто в семье не
знал, какая судьбь постигла ero, бежав-
шего от помещика, старшего сына Мур-
за... $

У матери невольно вырвался вэдох:

— Нана, нана!

ловы:
праздник из дому.
‘Стоя на коленях, почтительно и в пол-
ном молчании все слушали главу семьи.
Только у двух малышей, разбуженных Е
трапезе, горели от любопытства глаза: они

не понимали ни слова, и щеки их чуть

не лопались от еле сдерживаемого смеха.

Окончив молитву, Годжогия ветал.
‘ним поднялись и остальные. Затасили с8е-
чи. Отец приласкал детей и розлал им по
лепешке, затем подвел‘ их к столу, где
была приготовлена отварная свиная голо-
ва, и, отрезав от нее уши, веунул их в
ручки малышам,

Годжогия поднес взрослым членам семьи
по куску освященного молитвой хлеба, за-
тем взял выдолбленную тростниковую ми-
ку, наполнил ее вином из «манерки» и,
благословив семью, обратился © мольбой
RK «неведомому»:

— Ты. которого мы не знаем и не ве-
даем.  Блатословенный и прославленный!
Удостой услышать молитву мою: подай здо-
ровья и всякого благополучия и соделай
счастлявою семью мою...

Не успел он произнести последние сло-
ва, как в дверь раздалея громовой удар,
и стены пацхи ! угрожающе заскрипели.

В ту же минуту снаружи донесся гром-
кий окрик:

— 9, Мурза, выходи! От меня не
скроешься, мужицкая морда!

Годжогия неторопливо поставил на стол
нетронутый сосуд < вином, отолвинул за-
сов и открыл дверь, Голова лошади при
этом с силой толкнула его в грудь. Всад-
ник хотел в’ехать внутрь хижины, и толь-
ко размеры двери не позволяли ему это
сделать.

Годжогия отступил, кав бы желая рас-
смотреть всадника, Но через низкую дверь
липа гостя не было видно. т

— №0 вы изволите быть, тостюдин

м0Й? — вежливо обратился к нему хозяин:

— и зачем вы ломаете
здесь нет...
— Выходи, собачий сын, вылезай на-
ружу: зхесь ты узнаешь, кто я такой!
Всадник осадил лошадь, и выход из

пацху? Мурзы

Taxa сделался свободным,

Как вкопанные, застыли на своих ме-
стах члены семьи. Пачулия, недоумевая;
что стряслось над ними, кто этот свире-
пый гость и зачем понадобился ему
Мурза.

У -олното мальниа лакомство застряло. во
рту и, держа ето рукой, он не знал —
есть его или вынуть обратно...

`

э

Роман «Урдуми» («Полчище») посвящён
восстанию. мингрельских крестьян в 1857
году,

Тюбимый сын не выходил У нее из. го-
ведь он впервые отсутствовал в

Писатели, награжденные орденами Союза ССР. Слева направо: Усенбаев  Алым кул, Акиев  Калын,  Жароков
у } Керембенов Саядиль, Кашнкин И.

boo

ШАШХА

Годжогия медленно вышел во двор. В
темноте он разглядел несколько конных и
пеших фигур. Всадники были закутаны в
бурки, густо покрытые снегом, пешие же
без сапог и без верхнего платья; ня них
были лишь длинные сорочки из грубой до-
машней ткани: головы, вместо башлывов,
новязаны обрывками мешка.

— Ето вы такой, господин мой, и за
что гневаетесь?

— Не узнаешь меня, старая собака?

Я — Бечуна Чвамая,  моурав? князя

Дгебия. \
— Да? Но такого знатного гостя не

-  подобает принимать на дворе; прошу ве
пожаловать в пацху.. Нынче рождество,

и гость — от бога... Там, за трапезой, вы
прикажете мне, что вам угодно...

— Плевал я на тебя и на твою трале-
зу!’ Ты лучше скажи мне, где твой сын,
разбойник Мурза? >

Годяюгия вокипел от обиды, но поста-
ралея сдержаться:

— Шюстите, господин, у меня нет сы-.

на-разбойника

— Mens не обманешь, мерзавец! Если
сейчас, же не вылашь мне Мурзу, то и те-
бя и все твое гнусное семейство я заберу
к князю Дгебия.

Я. вас не обманываю: сына нет до-
из! Я никогда не лгу!

— Лопни твоя: башка, негодяй! Мужик
Ha 1 и мужик, чтобы лгать!

— Не подобает вам. господин...

— Цыц! Ах ты, голоптанник! Мурза
чтоб был сейчас здесь, слышишь?! — и
Чвамая площадно вырутался: — не то я
вас воех уничтожу! у

Услыхав крики моурава, женщины‘и де-
ти столпились в открытых дверях, а Ма-
харика выскочил во двор:

— Че ты рутаешься! Вто бы ты ни
был, не омесшь ругать старика! Мурзы нет
дома! -

— 910 еще кто такой? — заорал‘ Чва-
мая.

Один из веалников об’яснил ему, что
это второй сын Начулия.

— А, 910 такой же змееныш, вав и
Мурза! Свяжите его!

п. Как это «овяжите», где это вида-
но. И

— А вот сейчас увидишь!‘ Всю семью
твою ваш бармн Лолу& продал моему
ЕНЯЗЮ,

— Ававай! — в ужасе заревел Годжо-
гия, услышав эту страшную весть. Долуа,
мелкопоместные дворяне, были сравнитель-
Ho мягче, А князь Джогория Дгебия сла-
BUICA своею свирепостью: попасть в. его
руки — означало беспросветное работво...

Махарика знал, что Мурза был про-
дан, что Из-за этого он бежал в лес; но
Что. та же участь постигла всю семью, и
в том числе его самого, — этого Махари-
ка не знал. Внезапно он изменился в ди-

‘ne. B ye ero пронеслись годы ©вободной

службы у суджунекого купца, еврея Цха-
куния 3, обещавшего ему заступничество,
обещавшего открыть для него лавочеу в
Чаладиди. Теперь эта заманчивая будущ-
ность рассеивалась, ‘вак дым. Мужество
сразу поклнуло Махарика. и он беспомощ-
но пробормотал:

— Меня нельзя продавать: я служу у
Цхакуния... Никогда я не был слутою do-
луз...

— Зато теперь ты будешь слуою у
лучшего барина! — ответил моурав,

Таир,

А. и Осмонов Алыкум.

Отрывок из романа
«Урдуми»

— Чем вы стоите,

KEV он пешим челялинцам, Те бро-
м Он схватился за кин-

жал, но четверо здоровенных парней по-

сились к Махарика.

валили его наземь.

Увидев это, © проклятиями, раз’яренной

тигрицей бросилась во двор Тукития.

— Her, его я вам не отдам. злодеи

проклятые!

— Ом. вы посмотрите на эту старую
наседку! Связать ее: она пригодится Еня-

гине, булет гусей пасти...

лыши и ухватились за подол ее платья,

Старшая дочь Эду, подокочив к пешему
челядинцу, изо всех сил ударила его по
липу, У того помутилось в глазах, он по-

шатнулея. Раздался хохот всадников.
Эду кричала,
лохмотья крестьянам:

— 9х вы, несчастные! Кто вы такие?
Разве вы не т6 же мужики, что и мы?
Не на одном с нами огне вас жарят? Не-
забыли ‹овесть, что
похымаете руку на ©воих братьев? Видио,
князья и тело и душу Ваши поработили,

ужто вы настолько

трусы несчастные!..

глазами на девушку.

— Да, куропатка лажомая  — ответил
Чвамая: — я думаю, князь не рассердит-
ся, если я преподнесу ему ‘на’ сладкое...

Эду не рассльытнала слов моурава, во
чутьем угадала, что ей

нее перехватило.
‚,Чвамая сделал знак, и слуги наброси-
лись на девушку. -

Это заставило очнуться
отца, Годжогия; рванувшись, он бросился
В ХИЖИНУ  Й РО мгновение’ ока оказался ©
топором в руках около моурава и замах-
нулся.

Чвамая, однако, успел осадить свою ло-
шадь, и старик со всего размаху утвнулся
лицом в глубокий снег.

— А так? Ты убить меня задумал?
Прекрасно!.. — соскочив © коня, моурав
начал избивать старика плетью. .

Годжотия, пытаясь приподняться, ‘судо-
рожно нащупывал свой топор в снегу. Он
хотел схватить его, как вдруг второй всад-
ник ударил его нагайкой по липу, и ста-
рика со всех сторон окружили.

A Oxy меж тём боролась неистово; ца-
рапаясь и кусаясь, но и ее под конец
одолели,

забрезжил рассвет, и в предутренней
мгле яснее обозначились лежавшие на сне-
гу связанные члены семьи Пачулия. В
наступившей тишине слышались только. за=
глушенные стоны да изредка громкие про-
влятия старюй Тукитии.

Малыши продолжали бестолково топтать-
ся, с трулом понимая происшедшее. У од-
ного в руке еще торчалю недоеденное сви-
ное ухо.

Увидев это, Чвамая вдруг расхохотался.

— А ведь сегодня рождество! И у них,
конечно, ‹ притотовлена трапеза... Зайдемте,
ребята!

Перевел ‘с грузинского ДАВИД ШЕРМАН,

1 «Пацха» — плетенная из хвороста,
хижина мингрельских крестьян.

? Моурав — управитель.

3 Уменьшительное от Ицхак (Исаак).

Женщина, и связанная, продолжала кри-
чать и проклинать, В ней бросились ма-

обращаясь в одетым в

Недурна куропатка! — шепнул на-
ухо моураву один из всадников, указывая

угрожает что-то
унизительное. Онз помертвела, дыхание у’

окаменевшето _

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
‚ ЮРИЯ ТЫНАНОВА

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр). Творческий
вечер Ю. Н. Тынянова в Доме им, Мал
ковокого вылился в радостное w ceprennog
чествование одного из лучших советских
писателей, пагражденного высокой narpas
дой страны, — Орденом Трудового Ерасяы
го Знамени.

‚Вечер открых поэт-орлепоносеп Ал. Ша
кофъев. Доклад о творчестве Ю. HH. Tung.
нова слелал проф. Б. М, Эйхенбауу,

... 1913 rox. Университет, Cewmny
профессора Венгерова. Вто-то из сту
тов делает доклад о прозе Пушкина, газ
денький доклад без какой-либо мысдт..,

— Нв успел я подумать 0б этом, —
рассказывает БВ. М. Эйхенбаум, — ых

вяжите ero! -—  встал незнакомый мне юноша и пропуе

зажигательную речь, направленную про.
тив этакого научного спокойствия...
Этим юношей был Юрий Тынянов,

тельность  © теоретических и историко-ле
тературных работ, его первая юношеская
работа — реферат о стихотворении Jep.
монтова «Ма смерть поэта». Творческая
биография Тынянова —— интереснейше
явление в русской литературе. Очень bom.
шой ученый, каждый труд которого вно-
сит что-либо ‘новое в науку,  становитоя
олним из круинейнигх художитиков,

Еще в университете Ю. Н. Тынянов р
ботал нат Пушкиным, пушкинской эпохой,
Кохельбекером... В ту пору представление
о. Кюхельбекере не только студентов, ноя
профессоров, ограничивалось пушкинской
эпиграммой: «Й кюхельбекерно и тошно»,
Тынянову принадлежит огромная  заслу-
га: в результате его работ  Клюохельбекер
занял принадлежащее ему почетное мест
В истории русской литературы,

Но вместо задуманной диссертации 9
Кюхельбекере появился роман «Кюхля»,

В сущности: замечает Б. М. Эйхенб»
ум, этот роман является и диссертацией,
облаченной в великолепную художествея-
ную ‹форму. И «Вюхля» — первый роман
Ю.Тынянова, и «Пушкин» — роман, вы
которым Тынянов продолжает работать,
это He только художественные  пронзв-
дения, но ‘они включают в себе первосте-
пенные  историко-литературные открытия.
38 25 лет, — заканчивает он, —
Тынянов сделал очень много для совем
ской литературы, Уверенными и реш
тельными шагами начал он свой литера.
турный путь, уверенно и смело продолжа-
eT ero!

Or имени читателей инженер-стахани
вец одного из ленинградских заводов А,
Васильев ‘поздравил Ю. Н. Тынянова   ¢
награждением ‘орденом Советского Союз
Художественный руководитель Государстя
венного академического театра им. Пуш-
кина заслуженный ° артист-орденоносед
Л. С. Вивьен посвятил свое выступление
пьесе «Кюхля», которую пишет celiac
Тынянов, ‚Эта пьеса — не иноценировка
романа, а совершенно новое произведение,
так. сообщил т. Вивьен, ставить, ее в т9*
атре им. Пушкина будет Вееволод Мейер
XOIBI; KowmosuTop — Дм. — Шостакович,
хуюжник — Е. Лансере.

0 радости творческой встречи © Тыня-

новым рассказал засл. артист-орденоносец
Н, В. Черкасов, который готовится играть
роль. Кюхельбекера. Николай Черкасов
приветствует Ю. Н. Тынянова от имени
советских актеров, он говорит © том, как
любит советский народ творчество aBropa
«Вюхли» и «Пушкина».
’’`Режиссер-орденаносец БВ; Козинцев на“
помнил о работе Ю. Н. Тынянова B кино,
о годах, когла Г. Козинцев и 1. Трауберг,
тогда еще молодые кинорежиссеры, стави“
ли по сценарию Тынянова картины «Ши
нель» и «СВ».

— Мы любим Юрия Николазвича ках
писателя, — говорит Г. Козинцев, — мы
признательны ему как нашему учителю,
Многое из того, что дал нам Юрий Тыня-
нов в ГОДЫ нашей совместной работы, мы
использовали лишь сейчас, ставя трило®
гию о Максиме,

После выступлений А. Н, Гитовича и
орленоноспа В. М. Саянова Юрий Тыня-
Нов прочел несколько отрывков из 3-й ча-
сти романа «Пушкин».

М. ЗОЩЕНКО
‚ ТАРАС
ШЕВЧЕНКО
Е
Еще горше в мире видеть

Слезы, да заплаты.
Т. Шевченко. .

1. НАРОДНЫЙ
поэт

Современники назвали Шевченко — «му-
жЖичьим поэтом>. ;

„Й это было именно так.

Шевченко был доподлинно мужицкий
поэт.

Любители изящной словесности, назы-
вая так.поэта, конечно, не собирались де-
лать ему комплимента. Напротив, в это
слово «мужичий» вкладывалась насмешка
и брань.

Многие критики того времени считали,
что поэзия должна воспитывать в народе
изящные и нежные чувства, должна при-
вивать эстетические взгляды Ha Жизнь,
поднимать народ до себя, очищать и обла-
гораживать простонародную речь.

А у Шевченко встречались такие ужао-
ные и не салонные слова: пузо, брюхо и
так далее.

Это шокировало критику в‘высшей сте-
пени. Кроме того, поэзия Шевченко каза-
лась слишком уж прямолинейной — поэт
призывал вакрепощенных крестьян K BOC-
станию, к борьбе против помещиков, про-
тив царя и церкви.

Это тоже смущало критику, Казалось,
что поэзия бралась не за свое дело.

И в силу этого большинство критиков
того времени не признало Шевченко
истинным поэтом,

Даже Белинский — его брат по духу —
едко и вло посмеялся над ним.

Публикуемыми двумя . вступительными
главами редакция начинает печатание
отрывков изо биографической повести
М. Зощенко «Тарас Шевченко», Попностью
повесть публикуется в первом номере
альманаха «Дружба народов», а вторая
глава и в журнале «Молодой колхозник».

Литературная газета

4 № 9

Но это была ошибка до некоторой сте-
пени понятная. Слишком уж нова и
непривычна ‘была такого рода мужицкая
поэзия,

Шевченко ве был сразу оценен крити-
кой, но зато он был тотчао оценен наро-
дом. i
Первая ero книгя «Кобзарь» произвела,
на читателей неслыханное ‹ впечатление,
Его книга, попавшая на родину, была по-
лобня разорвавшейся бомбе.—так это бы:
ло, сильно, оглушительно, необычайно и
действенно,

Мужицкий поэт сразу пришелся по
вкусу народу, потому что он и был под-
линный поэт народа, подлинный его пред-
ставитель. Он не искажал ‘народные думы
и чувства своими’ суб’ективными добав-
лениями. Вернее, его чувства совпадали
с чувствами народа,

Тут не было фальсификации ни на один
грамм, как это невольно могло быть у
поэта, вышедшего из другой среды.

Критик Добролюбов, один из немнотих
критиков, своим блестящим умом’ понял
Шевченко. Он писал о нем;
` «Тарае Шевченко-—поэт совершенно‘ на-
родный, такой, какого мы не можем ука-
зать У себя».

Добролюбов был прав. До Шевченко не
было у нас поэта более народного, более
понятного массам.

Шевченко стал выразителем духовной
жизни народа. Но его поэвия не была
только украинской поэзией. И не потому,
что темы Шевченко не ограничивались
пределами Украины, а потому, что его те-
ма была близкой, необходимой темой для
многих народов. Безжалостная экоплоата-
ция человека, бесправие, насилие и гнет
не являлись печальным достоянием одно-
го украинского народа.

Но Шевченко не был только выразите-
лем. народных дум и`надежд. Он как бы
сосредоточил в себе духовные качества
украинского народа — его мощь, силу,
светлый, ум, его доброе сердце, мужество,
энергию, волю и настойчивость.

Всей своей жизнью, всей своей поэвией
Шевченко показал, как может быть силен
и мужественен человек, как он может
быть неподкупен, как велика его чест-
ность, как страшен его гнев и как непре-
клонна его воля в свободе и независимо-
сти.

Вовй своей жизнью и работой он пока“
зал; какие чудовищные преграды может
преодолеть человек для достижения своей
цели.

Жизнь Шевченко — это повесть о том,
что такое искусство, как оно велико, ка-
кие препятствия оно может преодолеть и
какой страх оно может внушить врагам,

Казалось бы, что все было брошено на

то, чтобы Шевченко не был поэтом и ху-
дожником. Сначала нищета, рабство, воля
помещика мешали достичь цели. Затем,
когда все это было преодолено, само го-
сударство преградило дорогу поэту;

Он’ был физически изломан тюрьмой и
ссылкой, но свое искусство он пронес до
конца своей жизни. Он до конца дней
оставался все тем же, каким он был —
непримиримым и смелым,

И это так удивительно, что я ватруд-
няюсь сказать, что выше можно оценить—
его ли поэтический гений ‘или его взаме-
чательное мужество,

2. ДЕТСКИЕ °
годы

Бедная украинская хата © почерневщей
соломенной крышей — вот дом, в котором
провел детские годы Тарас Шевченко.

Отец Тараха Григорий Иванович Шев-
ченко был крепостной крестьянин. Он. жил
в крайней бедности. У него была много-
численная семья — шесть душ детей.

Его жена целые дни работала в поле
на барщине, Он также работал в поле, но
кроме того возил в город барсокий хлеб на
продажу и доставлял из Крыма соль и
рыбу. Помимо этого он должен был вабо-
титься о своем поле и о своем хозяйстве,

Его бедность и нищета не быши чем-то
исключительным. Это была обычная жизнь
крепостного крестьянина, который © утра
до ночи, не покладая рук, работал и за
это едва был сыт И едва одет,

Немыслимо было подумать © более
сносной жизни, потому что крепостной
крестьянин был жестоко закабален.

Три дня в неделю крестьянин работал
на барина. Но кроме личного труда он
отдавал барину «пятину», то-есть пятую
часть всего того, что он получал от свое-
го личного хозяйства, И, помимо того, он
платил денежную подать за ту землю,
которую он обрабатывал для себя.

И в силу этого крестьянин He выходил

‚из долгов. Он всегда был должен своему

помещику. И в счет долга он работал на
барина уже не три дня, а иной раз че:
тыре и пять дней © утра и до ночи.

При таких условиях крестьянин, конеч-
но, не мог выйти из нищеты. И, работая
на барина, он нередко голодал,

Как оказал Шевченко’
А вот там под тыном
С голоду ребенок пухнет— он умрет,
А на’ барском поле мать пшеницу
WHET...

И это не было художественным преуве-
личением. Рядом о нищетой ‚и голодом
уживалась роскошь барских хором. Там,
в паноких палатах, происходили балы, ва.

цветали тонкие чувства, зажитались бесе-
ды об искусстве. и красоте.

Это была омрадная ‘картина вопиющей
несправедливости, картина’  ‘жесточайтшего
насилия, reat

Барин имел неограниченные права Ha
своих ‘крестьян. Он мог продавать своих
рабов оптом и в розницу. Отцов откимали
от семьи и продавали на сторону, мате-
рей продавали отдельно от детей и дётей
отдельно от родителей *.

Это было волчьё время, лишенное ка-
кой бы то ни было гуманности. Это были.
наихудшие страницы истории, отчасти да-
же искажающие привычный человеческий
облик.

Вот.в какие годы жил Тарао Шевченко.

Он родился в 1814 тоду в Киевской

тубернии.

До восьми лет он был, так сказалъ, Ha
попечении у самой природы. Оборванный
и грязный, он бегал с утра до ночи где
ему вздумается. Никто, конечно, не смот-
рел за ним. Отец и мать были вадавлены
барщиной. Старшая сестренка Катя поми-
мо Тараса имела на руках еще крошеч-
ных братьев и сестер.

На девятом году отец решил обучить
Тараса грамоте. Сам отец Тарас» был
грамотный и умный человек. Он понял,
что Тарас мальчик смышленый и какой-
то особенный. И из всех своих детей он
выделил на учебу только его.

Он послал Тараса в церковно-приход-
скую школу, где учительствовал в то вре-
мя некий Губский, священник, : лишенный
прифода, человек грубый и часто. нетрез-
вый

За каждую провинность ‘учитель нещад-
но бил учеников розгами и «тройчат.
кой» — плетью из подошвенного ремня,

Но Губокого вскоре’ сместили и на его
место прислали еще более удивительного
учителя — дьячка Петра Боторского.

Этот дьячок был торький пьяница Он
учился в духовной семинарии, но, дойдя
до класса риторики, как говорится,
«убоялся бездны премудрости» и‘на 29-м
году жизни вышел в свет олухом и пья-
ницей. ‘

Тем не менее он почему-то решил по-

* Продажа крестьян ‹в розницу» суще-
ствовала до 1841 года. Писатель Григоро-
вич приводит в своих. воспоминаниях
сценку, какой он был. свидетель Некий
помещик Коротков говорит своему управ-
ляющему: «Жена. собирается в Москву...
Нужны деньги.. Проезжая. давеча по де-
ревням, я видел, много там этой мелкоты
и шушеры накопилось, Пойди распоря-
дись!,» «Это означало (пишет Гриторо-
вич), что управляющему поручалось 3a-
брать и продать лишних детей и девок».

делиться с людьми своими внаниями и
стал’ учительствоваль в школе.

Неудовлетворенность своей жизнью он
скрашивал вином. И если первый yun
тель, Губский, выпивал,’ то этот  вообще
редко когда бывал трезвый.

«Березовую капту» он считал ‹ основой
науки и даже ее единственным двигате-
лем.

Он ‘лупцовал учеников за каждую ма-
лейшую ошибку и провинность, Пучки
розог красовались в классе как неот’емле-
мая принадлежность уроков.

Помимо Toro, каждую субботу дьячок
Богорский порол уже всех учеников —
правых и виноватых без разбору, говоря,
что это для всех исключительно полезно
и необходимо. Должно быть, учитель счи-
тал, что его самого мало. пороли в семи-
нарии, и вот почему он лъяница и
неудачник.

Этот учитель, по словам Шевченко, был
жестокий, бессердечный и грубый ‘человек,
Но он порол учеников He только потому,
что он был жестокий. (Он ’порол’ потому,
что так полагалось. В то время порка
процветала во всех учебных заведениях”,

Но дьячок Богорский внес в это дело
нечто новое. Во время порки он заставлял
учеников читать «заповеди блаженства».
Причем сам он порол редко, а заставлял
учеников пороть своих же товарищей.

Тарас весьма скоро выучился грамоте и
на второй год уже свободно читал псал-
тырь. _

Когда Тарасу исполнилось девять лет,
умерла его малъ. Она умерла на 32-м ro-
ду жизни, как сказано в казенных бума-
fax, «OT натуральной болезни».

Положение Григория Ивановича Шев-
ченко стало ужасным — о пятью малыша.
т oes один. Старшая его дочка

д этим была выдана замуж
НЫ уж в другую

В доме необходимо было иметь хозяйку
и Григорий Иванович женился на вдове,
У которой было трое маленьких ребят,

Мачеха оказалась на редкость суровой
й сварливой.

В доме начался ад. Сведенные дети He-
престанно дрались и даже устраивали ме-
жду собой целые бои,

Ребятам мачехи изрядно доставалось,
потому что их было меньше. И в дело не-
редко вступалась мать. Она драла за уши
своих ‘пасынков. И особенно от нее доста-
валось Тарасу, которота она ненавидела,

*) Интересно отметить, что сам Нико-
лай Г в своих «Записках» писал о своей
учебе: «Граф. Ламздорф нерелко меня на-
казывал тростником весьма больно среди
самих уроков».

потому что Tapac нещадно лупцевал 69
июбимого худосочного ‘сынишку Степку.

Отец постоянно ссоридся со своей новой
женой.

Крики, брань, слезы и оторчения — BO?
что было в доме после смерти матери.

Через два года, когда Тарасу исполни’
пось одиннадцать лет, неожиданно умер
его отец.

Он простудилея в пути, orga вез В
Киев барские продукты и, вернувшись до“
мой, умер, проболев несколько дней,

Перед смертью отец разделил свой mal
кий скарб между своими детьми, Ho Ta
расу он ничего не выделил, Он сказал:

— Тарасу из моего хозяйства ничего #9
нужно. Он не будет человек какой-нибудь,
Из него’ выйдет что-нибудь хорошее или
же’ это будет негодный человек, Для werd
мое хозяйство или ничего не составит, или
это ему ничего не поможет,

Тарас остался круглым сиротой.

Он нанялся пастухом. И летом п8е 06
щественный скот кирилловеких крестьян

А к виме мачеха велела Тарасу куда“
нибудь наняться на’ ‘работу для того, что
бы ‘у нее оставалось поменьше голодный
ртов;

Дьячок Богорский согласился держать
Тараса в качёстве ученика и домашнею
работника,

Теперь все работы по дому дьячка в
полнял Тарас. Он носил воду. рубил и во
зил. дрова, топил печи и делал Bee TH
что полагалось делать в крестьянском хд“
зяйстве,

Но дьячок считал, что Тарао его даром
об’едает и поэтому ваставлял его еще чи*
тать псалтьрь над покойниками,

Кирилловоким крестьянам  нравилобв,
как читает Тарас. Он читал выразительно
и с чувством. И по этой причине Tapaca
требовали всякий раз, котда кто-нибудь
умирал. .

Крестьяне платили за это Тарасу день“
ти, но Богорский эти деньги брал 6666,
считая, что он и без того’ благодетельсм
вует Тарасу,

Тарас попрежнему бегал в рваной Свит“
ке, без сатог и без шапки. И попрежнему
дьячок бил и порол его и нередко морид
толодом.

Жизнь маленького Тараса у Boroperd-
о стала еще более несчастной, чем раньш®

Впоследствии, вспомнив о своем детстве,
Шевченко с большой горечью так сказал
в одном из своих стихотворений:

+.) BULA,
Что деревенский мальчуган,
ак с ветки сорван, 606 и рван,
И одинешенек под тыном ;
Сидит.в ваплатанной холстине.
Мне ‚кажется, что это я,
Что это молодость моя. I

Тынянов начал свою литературную дем

\