yam,
MMO CI emanoMnT

ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОГО
КОНКУРСА

Kounypt ua лучший киносценарий, об’-
явленный Комитетом по делам кинемато-
трафии при Совнаркоме СССР, вызвал
живой отклик в стране. На рассмотрение
жюри поступило около 5.000 сценариев,
либретто, тематических предложений и
матерлалов, 226 работ написаны на язы-
ках братских республик. Жюри конкурса
в составе A, Фадеева (председатель),
С. Васильева, П. Павленко, М. Ромма,
 А. Серафимовича, А. Толстого, К. Тренева,
М. Чиаурели, А. Шестакова, Е. Ярослав-

ского признало достойным премирования’

ряд сценариев. - {

Ha темы о социалистическом строитель-
стве в городе, ‘деревне, в союзных и. ав-
тономных республиках и о стахановском
движении премированы 4 сценария. Пер-
вая премия в 15.000 рублей присуждена
С. Герасимову (Ленинград)—автору сцена.
рия «Учитель», вторая премия в’ 10.000
рублей — автору сценария «Шторм» (де-
виз «Черное море»), две четвертых пре-
мии по 5.000 рублей — М. Кузнецову и
М. Культэ (Москва) за сценарий «Ферма
чудес» и В. Солнцеву (Москва) — сцена-
`рий «Старик». = :

Ha темы о женщине и семье премирова-
ны три сценария. Первая премия в 15.000
рублей присуждена М. Смирновой (Мо-
сква) — автору сценария «Бабы», третья
премия — в 7.000 рублей — Г. Ковтуно-
By (Одесса) — автору сценария «Сын»,
четвертая премия — в 5.000 рублей при-
суждена Я. Джинджихашвили (Тбилиси)
за сценарий «Любовь в воздухе».

На оборонные темы, на темы о жизни
Красной Армии, Военно-Морского Флота и
пограничников премировано 6 сценариев.
Две’ вторые премии присуждены А. Фро-
‘лову (Москва) за сценарий «Наш друг
комиссар» и авторам сценария «Четвертый
перископ» Г. Блауштейну и Г. Венециа-
нову (Ленинград). Две третьих премии
присуждены автору сценария «На даль-
ней заставе» (девиз «Героям погранични-
кам») и П. Целенко (Комсомольск-на-Аму-
ре)—автору сценария «Пограничники», Две
четвертые премии присуждены К; Гаврю-
шину (Москва) 3a сценарий «Маленькая
война» и Н. Панову (Москва) за ецена-
рий «Город в лесу». ;

Премированы 4 сценария, написанные
на этнографические темы и темы. о друж-
бе народов СССР. Третья премия при-
суждена Е, `Колдомасову (Москва) — ав-
тору либретто «Сахиб>». Три четвертых
премии присуждены Г. Мусрепову и
К. Байсеитову (Алма-Ата) за. сценарий`
«Гаухар-Тасс». Ю. Кудрявцеву (ст. Сал-
тыковская, - Дзержинской ж. д.) за сцена-
рий «Догнали» и Г Фомину (Сталина-
бад) — автору сценария «Слава Татая».

На антифапгистские темы и темы о
борьбе с атентурой международного фа-
шизма также премированы 4 сценария.
Третья ‹ премия присуждена Н. Горобец
(Москва) за сценарий «Краболовы». Три
четвертых премии присуждены Н., Коста-
реву (Москва) — автору сценария «Ки-
тайская повесть», Д. Тарасову (Москва) —
автору киноновеллы «Хлеб, солдаты и’ пе-
тухи», Ф. Гоголю (Краматорск) — за сце-
нарий «По новому пути».

Премированы 6 сценариев на спортив-
ные и бытовые темы. Первая премия при.
суждена `В. Поталшову (Ленинград)—автору
сценария «Личное дело». Две третьих
`премии присуждены И. Бражнину (Ленин.
град) за сценарий «Дружба», В. Бух (Мо-
сква) и Ш. Манагадзе (Тбилиси) — авто-
там сценария «Пик молодости». Три чет-
вертых премии присуждены В. Фридману
(Ленинград) 3a сценарий «Золушка»,
3. Богдановой и М. Коваленко (Киев) —

авторам сценария «Песня  жаворонка»,
 А. Мхитарян (Тбилиси) — за сценарий
«Студенты»,

Жюри признало также достойным пре-
мирования 25 произведений, которые мо-
тут быть использованы в качестве мате-
риала для написания сценариев. Кроме
того 24 авторов жюри рекомендовало Ко-
митету по делам кинематографии для
привлечения их к работе в области кино-

драматургии,
‘ (TACC).

1 MMCATENM-OPREHOHOCUbI.

В КЛУБЕ МГУ.

11 Февраля зал клуба МГУ был пере-
полнен. В-этот день писатели-орденоносцы
вотретелись ‘здесь со своими читателями.

Лев Никулин, открывая вечер, сказал:
В тот день, когда Михаил Иванович
Калинин вручал писателям, собравшимся в
 Времле, высокую натраду, вместе с писа-
телями получали ордена’ лучшие сыны на-
шей роляны — герои’ Хасана. и рабочие
одного из крупных наших заводов, Напти
читатели, силевиие во кремлевоком зале,
приветствовали нае, когда мы один за дру-
Tay подходили к Михаелу Ивановичу,

В тот день, как и во все эти радоет-
ные лля нас, писателей, лни, мы  одновре-
менно, с чувством большого счастья, исты-
тываем ‘и тлубокую печаль от того. что
нет с нами нашего. дорогого друга и учи-
теля Алексея Максимовича Горького, нет
талантливого и любимого Влалимира Вла-
димировича Маяковского, нет наших лоро-
тих товарищей Эдуартла Батрицкого, Матэ
Залка, Ильи Ильфа. Натана Зархи. Алек-
санлра Малытшкина, Николая Огнева.

Студенческая молодежь горячо аплолиро-
вала выступавшим писателям — М. Али-
rep, IL Антокольекому. А. Барто, А. Гай-
дару, Е. Долматовскому, А. Жарову, В. Ин-
бер, М. Исажовекому, Л. Кассилю, Д. Квит-
ко, С. Кирсанову. В. Лутовекому, С. Ми-
халкову, А. Новикову-Прибою, К. Симоно-
ву, А. Суркову. Особенно тепло’ был встре-
чен В. В. Вересаев. прочитавитий несколь-
ко отрывков из своей книги «Юные го-
ды».

Вс. Вишневский поделился с читателя-
ми своими творческими планами.

Встреча с работниками
искусств.

11 февраля, поэдно вечером, в Клуб
мастеров искусств пришли писатели-орде-
ноносцы: А. Новиков-Прибой, В. Катаев,
С. Михалков, Л. Никулин, В. Инбер, В. Лу-
товской, С. Кирсанов, А. Барто, А. Сур-
ков, К. Симонов. Л. Кассиль и А. Жаров.

Вечер открыл А. Новиков-Прибой.

В. Катаев приветствовал московских ра-
ботников искусств. Советская драматургия,
сказал он, своими творческими успехами
обязана талантливой работе режиюсеров, ак-
теров и художников московских театров.

А. Новиков-Прибой. Л. Кассиль, К. Ca-
монов. В. Инбер. С. Кирсанов, 1. Никулин,
С. Михалков, В. товокой. А. Жаров,
А. Сурков и А. Барто прочитали отрывки
из своих новых произведений,

Работники искусств горячо
вовали писателей-орденоносцев.

ЮЮБИЛЕЙНОЕ РУССКОЕ
_ ИЗДАНИЕ «КОБЗАРЯ»

В ближайшие лни выходит из печати
юбилейное русское издание «Кобзаря» Та-
раса Шевченко. -

«Кобзарь» в юбилейном издании Гослит-
издата значительно шире того собрания
произведений поэта, которое он сам 0б’-
единял под этим названием. Ёнига вклю-
чает все поэтическое наследие Тараса Шев-
ченко на украинском и русском языках.

Украинские произведения Тараса Шев-
ченко в преобладающей своей части да-
ны в новых переводах советских поэтов..
В книгу вошли новые переводы: «Гайда--
маков» — А. Твардовекого, «Марии» —
В. Пастернака, «Катерины» — 0. Горо-
децкого. «Слепомо» -—— Н. Асеева, «Пор-
ченной» — П. Антоколрекого, «Неофитов»
— В. Липекерова, «Марины» — А. Глобы
и другие. В общем, в этом коллективном
труде советской поэзии приняли участие

приветет-

свыше пятидесяти поэтов и переводчиков.

Юбилейное издание  «Кобзаря» отЕры-
вается предисловием A. Корнейчука.
приложениях к изданию даны поясни-
тельные примечания В. Россельса и крат-

кие биографические сведения 0 Tapace
Шевченко Н. Бельчикова.
Редакторы книги — М. Рыльский и

Н. Ушаков.

12 февраля, в 13 ч. 35 минут, в сана-
тории «Сосновка» после тяжелой и про-
должительной болезни скончалея выдаю-
щийся белорусский писатель-орденоносец
Эдуард Людвигович’ Самуйленок.

13 февраля гроб с телом 9. Л. Самуй-
ленка прибыл в Минок. Гроб устанавли-
вается в зале Дома писателя. В первом
почетном карауле стоят писатели-ордено-
носцы, собратья Эдуарда по перу — Ян-
ка Купала, Якуб олас, 3. Бядуля,
Tl, Бровка, П. Глебка,

Отдать последний долг товарищу приш-
ли народные артисты БССР Александров-
ская, В. Владомирский, депутат Верхов-

ного Совета БССР композитор А. Ботаты-

рев, режиссеры, артисты, художники.

В 3 часа дня открывается доступ к те-

лу покойного. Под траурные звуки оркест-
ра мимо . гроба проходят трудящиеся
Минска.

Светлый образ

В расцвете творческих сил, сломленный
тяжелой болезнью, умер талантливый пи-
сатель БССР орденоносец Эдуард Людви-
тович Самуйленок. Придя юношей в. бело-
русскую советскую литературу, он отдал
ей всю свою жизнь. Человек  большюго
таланта и ючительной работоспоеобно-
сти, он сумел в сравнительно короткое
время обогатить белорусскую советскую
литературу произведениями, которые го-
рячо полюбил наш читатель.

Будучи уже больным, 9. Л. Самуйденок
написал выдающийся роман «Будущее» и
пьесу «Гибель волка». В романе «Буду-
щее» он художественно ярко и правдиво
отобразил’ борьбу братского грузинского
народа против  предателей-меньшевиков.
Он показал роль великом Сталина В
борьбе за победу социалистической рево-
лю

9. Л. Самуйленок писал о тероизме и
бесстралнии смелых, честных людей, о ра-
достной жизни. Своим творчеством Эдуард
Людвитович славил величие нашей социа-
листической действительности, героический
путь нашей коммунистической партии,
борьбу советского народа против заклятых
врагов, подлых изменников, наймитов фа
шизма,

Советское правительство высоко ‘оценило
заслуги писателя. Он был награжден ор-
деном Трудового” Красного Знамени.

Светлый образ жизнерадостного, страст-
ного художника, кристально честного сы-
на нашей родины мы сохраним в своей
памяти, в своих сердцах.

Янка Купала, Якуб Honac, Змитрок
Бядупя, Михась Лыньков,  Пятрусь
Бровка, Пятро Глебка, М. Климкович,
К, Крапива, И. Гурский, А. Кулешов,
3. Аксельрод, Г. Каменецкий, И. Ша-
повалов, 3, Огницвет, М; Последович,
Р. Мурашко, М. Лившиц, Х. Шинклер,
А. Романович, А. Кучар, М. Модель,
В. Вольский, У. Финкель, А. Якимович,
А. Стахович, Э. Каган, Х. Мальтин-
ский, П. Панченко, С. Каган, А. Жав-
рук, М. Ларченко, А. Ушаков, В. Крав-
ченко, В. Глазырин, А. Мирович,
Я. Мавр, Г. Шведик, Ю. Дворкина,
А. Есаков, В. Кондратеня.

Телеграф принес из Минска траурную
весть. В санатории «Сосновка» скончался
от туберкулеза молодой талантливый бело-

русский писатель — орденоносец Эдуард

Тюдвигович Самуйленок.

Смерть вырвала из семьи советских. пи-
сателей одного из талантливейших пред-
ставителей поколения, выросшего в побе-
доносные годы сталинских пятилеток. Та-
лантливый прозаик, вдумчивый и умный
знаток народной жизни, Эдуард Самуй-
ленок быстро выдвинулся своими произве-
дениями в первые ряды белорусских писа-
телей.

Тяжелая болезнь, исподволь подтачивав-

` шая здоровье писателя, не ослабила его

неистощимой творческой энергии и нейст-
ребимой жизнерадостности.

До пюследнего дня жизни он был на
высоком посту инженера человеческих
душ, отдавая свой талант волнующим 60-
евым темам‘ современности.

Уже больной, он написал и опубликовал
роман «Будущее» — начало большой ра-
боты о советских людях. Совсем недавно
закончил пьесу «Гибель волка». В ней та-
лантливо и ярко он изобразил борьбу пе-
редовых людей Советокой Белоруссии ©

грязными наймитами фашизма. - «Гибель
волка» — первая пьеса Самуйленка. В

ней он сочетал большое знание жизни бе-
лорусской советской деревни, страстность
передового борца за социализм © незауряд-
чым талантом мастера, создавшего яркие,
запоминающиеся характеры героев.
Смерть настигла Элуарда Самуйленка на
самом высоком под’еме его творчества. Про-
странные и богатые возможностями планы
остались несвершенными. к
’ Белорусская‘ советская литература поте-
ряла одного из лучших своих прозаиков.
Зея. семья советских писателей потеряла
хорошего, талантливого товарища, который
по праву получил орден Трудового Красно-
го Знамени — награду советского пра-
вительства, высоко’ оценившего писателя.

ПРЕЗИДИУМ СОЮЗА
‚ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Памяти Самуйленка

Чувство горечи и боли вызывает без-
временная смерть одного из талантливей-
ших белорусских писателей. He ‘стало
Эдуарда Самуйленка. Когда  вопоминаешь
его, каким он был еще два тола тому
назад, — крепким, темпераментным, веселым
и жизнерадостным, трудно поверить и со-
гласиться © мыслью, что бессмысленная
и беспощадная смерть скосила этого чело-
В лице Самуйленка белорусская’ худо-

жественная литература понесла тяжелую.

утрату, & белорусские писатели и поэты
остро почувствовали боль разлуки  пре-
красным человеком-гражданином, с добрым
и верным товарищем, преданным другом.

Вечная память тебе, дорогой писатель и .

товарищ!,
Твое наследство: войдет в золотой фонд
советской художественной литературы.
ro Bae ЯКУБ КОЛАС:

Прощай, товарищ!
Самуйленка — Ta-
я че-

Не стало Эдуарда
лантливейшего писателя, выдаюци
ловека. ^

Жизнь его полна творческих полетов,
мужественного самоотверженного служения
искусству социализма.

Светлая пора юности! Тихое, ровное те-
чение реки Титовки, взмах весел и пол-
ные задумчивости и любви к жизни и
друзьям глаза Эдуарда. Теперь, котда до-
рогой товарищ лежит в гробу, и мы,
друзья его, стоим вокруг в почетном ка-
рауле, тяжело вспоминать солнечные дни
труда и дружбы. .

Прощай, Эдуард! Заменить талант твой,
работу твою невозможно, но чтобы хоть
немного уменьшить утрату, переживаемую
литёратурой, каждому из нас надо рабо-

тать за двух.
АРКАДЬ КУЛЕШОВ.

«ВИваш Суеяшшиш» в Юофльшфм теФате .

Двадцать два года мы не видели гени-
альной русской оперы «Иван Сусанин».

Были . попытки — и многократные —
в том или ином обличии вывести «Ивана
Сусанина» на советскую сцену. Опера
Глинки шла даже в провинции пол назва,
нием «Серп и молот». В. этой опере
Сабинин — будто заправский пропагандист
— произносил пламенные речи в защиту
крестьянской бедноты, ‘угнетаемой кулака-
ми, воспитанник Сусанина Ваня фигури-
ревал в качестве героя-пионера. Были и
иные попытки. Все ‘они обычно сводились
х вультарному искажению замысла вели-
кого композитора, к фальсификации исто-
рии,

Законно стремление советских театров
поставить такое замечательное произведе-
ние, как «Иван Сусанин» Глинки. Труд-
ность заключалась в том, чтобы, не нару-

шая цельности музыкального эзамыюла. на-

чисто изменить одиюзное. ура-монархичес-
кое. лраматургичеоки-беспомощное лабрет-
то барона Розена.

Сам Глинка подсказал, как фептить эту
задачу художнику, В ero опере почти с
осязаемой конкретностью воплощена веч-
mast, общечеловеческая‘ идея, идея пламен-
ной любви народа в своей родине.

Этой плее и посвящен наш спектакль.

Был ли Сусанин единственным героем,
спасающим родину? Нет. Русская история
знает множество таких скромных, даже
безыменных героев. В отечественную ли
войну. в борьбе ли со шведами. в волоча-
евские дни — родина всегла выдвигала му-
жественных защатников. которые без ко-
лебания отдавали за нее жизнь.

Иван Сусанин — не конкретный. быто-
вой тип. Это — собирательный ofpas. И
потому совершенно ‘не важно, костромской
ли он крестьянин, какой у него говорок и
какой у него костюм, Важно показать,

Литературная газёта

6 № 9

Уполномоченный Главлита В—1723.

>

Б. МОРДВИНОВ

Заслуженный артист республики,
главный режиссер
Большого театра Союза CCP

=

что Сусанины были, есть и веегда бу-
дут жить в великом ‘русском народе. во
все времена и на всем протяжении русской
земли. Г

Символом родины, которую идет спасать
Сусанин, является в нашем спектакле
Москва — сердце России. Поэтому место
действия оперы из Костромской губернии
перенесено в подмосковную деревню. По
авторитетному мнению специалистов. мы
не грешим здесь против исторической
правды.

Как подошла режиссура к оценической
трактовке спектакля «Иван Сусанин»?

Было бы, думается, глубоко неверным
толковать «Ивана Сусанина» как пеахо-
логическую. бытовую музыкальную драму.

В свое время знаменитый русский кри-
тик А. Н. Серов блестяще определил стиль
этого произведения. Это. говорил он. «гро-
мадно-честная ‘опера, самостоятельно сла-
вянская от начала до конца, первая «опе-
ра», в настоящем строгом смыеле этого
слова... опера, по фактуре своей равно-
сильная немецким ‘и французским большим
операм самого серьезного, выработанного
стиля!»

Итак, «Иван Сусанин». конечно. преж-
де всего опера. & не музыкальная драма
`В ТОМ смысле, как мы ее понимаем (хотя
элементы такой реалистической музыкаль-
и драмы бесопорно здесь уже намечают-
ся):

Это опера, полная громадного’ пафоса.
В ней все приполнято, все немного на ко-
турнах героизма. Титанические общечело-
веческие чувства и страсти, гениально вы-
раженные музыкой Глинки, роднят в ка-
кой-то мере его произведение с шекопиров-
ской драматуртией. Отсюда ясно, что вся-

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер., д. 26, тем, К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство

:
кая попытка режиссера привнести в оперу
элементы психологического  бытовизма,

‘кизненной «правденки». шла бы в pas-

рез с почти вагнеровокой патетикой музы-
ки «Ивана Сусанина».

Мы не нарушили сюжетного развития.
Но, разумеется, от виршей барона Розена
почти не осталось следа. Мы стремились
найти чистый народный русский язык, не
архаичный, близкий сегодняшним  зрите-
лям, но все же и не совсем современный;

Мы искали такой пейзаж, который. на-
поминал бы не лубочно-масленичную, сти-
лизованную Русь, & дорогую нам всем род-
ную Россию, но опять же взятую в исто-
рическом аспекте, чтобы наши подмосков-
ные деревенские домики не походили. ска-
жем, на современные здания.

В свое время критика жестоко обруши-
валакь на Глинку 3a якобы чрезмерно
«танцовальный» характер в изображении
Польши. Вероятно это не было случай-
ностью. В этих непрерывных, нарочито
изысканных и внешне блестящих мазуТ-
ках, полонезах, с которыми поляки высту-
пают не только на балах, но и в избе
Сусанина. и в лесу, Глинка тонко под-
черкнул свое ироническое отношение к
польской шляхте, к ее легкомыелию. пу-
стоте, петушиной важности. И мы ¢ra-
раемся нарисовать образы польских интер-
вентов такями же ироническими красками,
какими они нарисованы самим Глинкой.

Что преследовала режиссура, ставя
«Ивана Сусанина»? Чтобы в спектакле
как мож меньше чувствовалея пюстанов-
IHR.

Dro ‘сделано сознательно. В «Иване
Сусанине». вероятно, больше, чем где-ли»
60, композитор имеет основание быть глав-
ным хозяином спектакля.
` Тот же критик Серов, упрекая Глинку
3& то, что он в своем «Сусанине» «елиш-
ком часто забывает вовсе © сцене, о теат-
ре», невольно вынужден признать. что ве-
ликий автор первой русской оперы имел
Ha om право.

Типография газ. «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 80.

Народный артист РСФСР орденоносец
Н. С. Ханаев в роли Сабинина.

(Фотохроника ТАСС).

«Его призвание было, — писал Серов,
— ... создать русскую оперу... создать но-
вый, русско-оперный стиль, требующий
уже искусоных певцов; доказать возмож-
ность законного существования самостоя-
тельной музыки, построенной на народных
мелодиях и обработанной наравне с запад-
ными мастерскими произведениями, — быть
для Росопи вместе и Глюком, и Моцартом,
и Вебером. Тут было довольно дела с с0б-
ственно-музыкальной стороны; _ сценичес-
кая—могла оставаться на втором плане».

Действительно, олни только музыкаль-
ные достоинства «Ивана Сусанина» сдела-
ли оперу Глинки громадным ` явлением в
истории русской культуры. А тот факт,
что эта музыка гениально выражает ве-
ликую тему любви к своей отчизне, тему,
которая не может не волновать сердце
каждого советского патриота, делает. эту
оперу еще ближе, еще дороже нам.

«Советский

писатель»,

«Смоленск»

Недавно В
обсуждался
ленск». i sate the
«В романе описана судьба ма
дора Коня, выходца из народа, талантли
вого самоучки, построив
каменную крепость, каких еще не
Русь того времени.

В омутное время,
предприняли TOU BITE,

роман В,. Аристова «CMO

цимитрия второго, подошли к

тив Лжедимитрия.
рянами в тюрьму и там в
пость, построенная им, В
историческую роль. Она задер
польского короля
ность патриотам

В романе показана осада

то время как бояре
родине и сдать крепость польским
скам.

Но единодушному мнению

на, «Смоленск»
ное, талантливое произведение.
удача автора — образ Лисицы. Простой
крестьянин, молодой, жизнерадостный, Ta-
лачтливый, он успешно состязался в МиН-
ном деле с французскими инженерами, 06-
служивавшими польские войска. Те ne
хотели верить, что у русских нет искус-
ных и опытных ^инженеров, — настолько
умело и талантливо вел подкопные рабо-
ты Лисица. Только измором был взят
город. но Россия была спасена.

Намболее слабыми местами романа при-
знаны сцены пребывания Коня за грани-
цей, Здесь не соблюдена историческая
точность. Композиционно роман тоже не-
ровен. нет в. нем сюжетного единства, И
в конце он сбивается на хронику.

В ‘прениях приняли УЧастие тт. А. Ка-
раваева, А. Лейтес, М, Лоскутов, А; Дроз-
дов, К. Малахов. В Ленобль, М. . Эгарт,

. B ‚. Осин...

Н. Рыленков и Д i НА

Пушкинские дни
в Москве

102-я тодовщина со дня гибели Алек-
сандра Сергеевича Пушкина была отмече-
на специальной научной. сессией, устроен-
ной Институтом мировой литературы им.
А. М. Горького и Московской государот-
венной консерваторией. :

Сессия открылась 10 февраля в Малом
зале Консерватории. Пделе вступительного
слова И. К. Луппола с докладом на тему
«Пушкин и декабристы» выступила М. В,
Нечкина.
`Доклад на тему «Драматургия ‘ А, С.
Пушкина и русская опера» сделал про-
фессор М. С. Пекелис. Обширная музы-
кальная программа, которой закончилось
заседание 10 февраля, ‘состояла из про-
изведений композиторов-классиков.

Утреннее заседание 11 февраля было по-
священо докладам М. А. Цявловекого —
о пушкиниане 1936—1938 годов и С. М.
Бонди — о новых текстах Пушкина.

Вечернее заседание открылось. докладом

Е Нусинова «А. С. Пушкин и миро-
вая литература». Затем Б. В. Томашев-
ский сделал доклад о. народности Пушки-.
Ha. B музыкальной части вечера ‚были

‘исполнены произведения советских. компо-

зиторов Т. Н. Хренникова, В. И. Мураде-
ли, В. Я. Шебалина, В. Р. Эпке, Мариана

`Коваля, Ю. С. Бирюкова, Зарры Левиной,

В А. Белого, Ю. А. Шапорина. Их apo-
изведения исполнили А. И. Oxaemos,
А. А. Иванова и А. И. Малюта.

Народная ‘артистка СССР 0. Л. Книп-
пер-Чехова прочла «Записку. о смерти
Пушкина» В. Даля. Сцену у фонтана из
«Бориса Годунова» исполнили народная
артистка РСФСР 0. Н. Андровская и за-
служенный артист РСФСР В. В. Белоку-
ров. : \

НА ВЕЧЕРЕ
САТИРЫ

Мы привыкли в большим выразительным
афишам, об’являющим о литературных ве-
черах, © выступлениях поэтов и писате-
лей в Политехническом музее и в клубе
Московского университета. Как бы желая
подчеркнуть незначительность того, что
должню ‘проасходить, организаторы вечера
литературной сатиры, состоявшегося 12
февраля в комаудитории МГУ, выпустили
маленькую серую афипгу „стыдливо и не-
уверенно призывающую слушателя посе-
тить этот вечер.

Олнако странная «скромность» организа-
торов оказалась неоправданной. Аудитория:
собравшаяся на вечер, горячо встретила
«маститых» а молодых. мастеров нашей
литературной сатиры.

Вечер открыл кратким и интересным

-  вступительным словом А. Безыменский,

Первым читал отрывки из своей” сати-
рической «Истории русской ‹ловесности»
Арго. Аудитория дружными аплодиемента-
ми встречала изобретательно написанные,
хотя м ческолько грубоватые по своему
остроумию характеристики футуризма,
конструктивизма, пародий на критиков
разных толков, «пожелания» и «советы»
Руставели и Шекспира ‹’езду советских
писателей. `

Несколько пародий прочел Швецов. Or-
дельные удачные места, меткие, вырази-
тельные строка и остроумный замысел не-
которых пародий были по достоинству оце-
нены аухиторией.

Меньше других участников вечера чи-
тал А. Безыменский. Но то немногое, что
он прочел, — остро и метко.

Пожалуй, нааболее интересным. было
выступление Раскина и Слободского. Све-
жестью и тонким остроумием отличались
их новые пародии на песни Голодного,
Суркова, Острового и xpyrax поэтов. Не-
удержимое веселье вызвали в зале их
фельетон «Рупор», пародии на К. Симо-
нова, А. Исбаха и переводчиков «Чижика-
пыжика». Вещи. прочатанные ими, явля-
ются в большинстве своем самостоятель-
ными художественными произвелениялги, а
не только остроумной критикой.

В заключение вечера выступил $ чте-
нием паролай и эпиграмм артист Михаил
Ремизов. Инициативу Михаила. Ремизова,
следует приветствовать, ибо жанр литера-
турной сатиры до сих о пор находился в
полном пренебрежении У наших чтецов.

Aun.

Москва, Б. Гнездниковский, 10.

Обсуждение романа

Московском клубе писателей

шего смоленскую
знала

когда польские паны
у поработить тр
( же-
a под предводительством

и их войск ть
заговоре про-

лор Конь принял участие в ae
Bony Fe ae ite pail терес представляет
ыполнила свою   про
жала войска
Сигизмунда, дав возмож
Минину и Пожарскому

B
и. Ее защищали «черные люди»,

ay ped пытались изменить
вой-

товарищей,

ии рома-
принимавших участие в. обсужден
В. Аристова — интерес-
Большая   казачества, он записывает устно-поэтиче,

ШЕВЧЕНКО
И НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Мальчиком дворовым, сидя в передний
-   своего барин, пел Тарас Шевченко узи,
инскую народную песню. On пел ев я
-   дороге в тюрьму, и в камере, и ма п.
-   роком, Людном Крещатике, иля вместе tg
своим приятелем по. Киеву. Песня CONDO.
вождала Шевченко всю его жизнь, ong
властно втортлась в его творчество,
Сейчас, накануне шевченковских ту,
жеств, когда вся. страна готовится к празд,
нованию юбилея великого украинском по.
эта, многие литературоведы разработал
ценнейшие исследования, посвященные ey
творчеству. Среди них значительный п
работа  украннекою
фессора Д. Н. Ревуцкого «Шевченко x
украинская народная песня», прочитантая
им на, последнем декаднике секции yy
родного. творчества CCIL CCCP,
B

дной песне Тараса — Шевчени

ое

собрать ‘и снарядить большое НР,” всего привлекала ее социальни

ополчение. ^ моленской   Направленность, ве революционноть, Ви
с

потому-то так любил он бунтарские yy
родные песни. Вот потому-то так выс
ценил он песню «Про Швачку» — mpeqn
дителя повстанческого отряда.

Поэт живо интересуется и руски
песнями о Кондрате Булавине и Степан
Разине. В свой альбом 1846 года он зан,
сит песню © бунте кубанскою низов

ские произведения 0 народном терое Кар,
мелюке, глубоко изучает не только “ук,
инское, но русское, казахское, киргизско
песенное творчество народа.

Но. Шевченко встает перед нами и
только как великий поэт, органически
впитавигий и по-своему переработавший в
своем творчестве песенное искусство’ на.
рода. Он встает как этнограф и как пре
восходный исполнитель любимой им у»
‘раинской песни. И проф. Ревуцкий O10
стяще иллюстрировал свой доклад мото
нением песен, особенно ценимых поэтом,

*

По предложению председателя секция

народного творчества проф. Ю. М. Сокол.
ва, секция постановила послать привет
вия сказителям, сказочникам и народныу
певцам, награжденным орденами Cons,

С. ЖИСЛИНА,

СЕР.

В ночь на 12 февраля внезапно на 66
году, жизни скончался искусствовед 1
критик Сергей Матвеевич Pomos.

Это- был -истинный художник, знаток 1
ценитель. искусства, Искусству посвятил
он свою жизнь.

Эмигрировав из царской России в 19%
году, .С.. М. Ромов начал свою литератур»
ную деятельность во Франции, в Парияе.
Он сотрудничал в ряде парижских изд
тельств и журналов.

Сразу. после Великой Октябрьокбй рево-
люции Сергей Матвеевич принял советское
гражданетво,

Сергей Матвеевич заведывал ‚отделом ис.
кусства в газете «Юманите»,

В 1927 году С. М. Ромов приехал в
СССР, работал в «Литературной газете», в
английской газете, в наших художествен“
ных издательствах,

Сергею Матвеевичу Ромову принадле-
жит ряд статей, написанных по многим
актуальным вопросам советского изобрал
зительного искусства.
`Серьезно работал С. М. Ромов также над
вопросами западноевропейского искусства

и 610 историёй, Смерть прервала его pas’

боту над`монографией о Греко.

Много времени посвящал Сертей Мат
веевич работе с молодыми художниками в
молодыми писателями-новеллистами. Сколь.
KO любви, строгости, заботы и нежности
вкладывал он в это дело!

Человек большой доброты, чуткий и 01.
зывчивый товарищ, активный обществен“
ник, он преждевременно ушел OT Hac.

Это — значительная утрата для совет
ского искусства.

Свою любовь к жизни, К людям и 6800
преданность социализму он всегда с0че.
тал с любовью’ к ‘нашему замечательному
искусству. “`

Память 0 Сергее Матвеевич Ромове by.
дет долгой.

- ‚Н. Асеев, П. Антокольский, И, Ани
симов, И. Бабель, Г. Бапашов, И. Бе-
кетов, С. Бондарин, Е, Бургункер,
Е, `Босняцкий, А. —Варновицкая,
В. Важдаев, Е. Вейсман, С. ext,
С. Герасимов, Л; Герасимов, С. Горо-
децкий, В. Горяев, Л. Длигач, Т. Ере-
мина, В. Инбер, Ю. Коровин, П, Ка-
раченцов, В: Кожевников, С. Киса
нов, Б. Лапин, М, Лоскутов, 3, Ma
дарас, Маф, Н. Москвин, А. Новиков.
Прибой, П. Нилин, —Ю. Ош
С. Олендер, А. Письменный, Н. Пм
ско, С. Расторгуев, Л, Сойфертиь
С. Урнис, 3. Хацревин, Г. Шенгели
М, Юфит, Д. Ясиновский,

reer = SS

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. СТАВСНИЙ, Е. ПЕТРОВ, ?В, ЛЕБЕДЕВ.
КУМАЧ, Н. ПОГОДИН, 0, ВОЙТИНСКАЯ,

Правление союза советских писате“
лей и редакция журнала «30 дней»

извещают о внезапной смерти кри-
тика-искусствоведа, работника жур-

нала «30. дней»
Сергея Матвеевича
РОМОВА,

последовавшей 12 февраля 1939 г.

1-го МАРТА 1939 года

_ ПОСЛЕ РЕМОНТА
ОТКРЫВАЕТСЯ

==. ФМ ==

TIBOPWECTBA
8 AWJLT. E.

Писатели, желающие ПОЛУЧИТЬ
ПУТЕВКИ в указанный Дом твор:
чества, должны подать заявление
в Литфонд.

Ввиду того, что в указанном
Доме творчества имеются несколь-
ко двойных комнат, писатели при
желании могут поехать в Дом
творчества с женами.

Стоимость месячной путевки ‚ для

писателя 500 6.; ‘
лей 600 руб. руб.; для жен пибате

Справки по тел.: КО-49-19, К 1-30-63.

=