Надежда Константиновна Крупская среди пионеров — отличников учебы,

Умер большюй человек, Належда Кон
етантиновна Крупская — ‘друг Фенина,
старейшая коммуниетка, верная дочь на-
рода. У ев гроба с единым чувством скоо-
би склоняют головы вее трудящиеся на-
шей страны. .

Умер’ человек, который нам дорог и бли-
зок всем своим существом. Отромны лич-
ные заслуги, личная‘ обаятельность, му-
жество, скромность Надежды Константи-
вовны. Ho мы помним еше и 0 том, что
сна была ближайшим к Ленину человеком,
училась у него работать и жить, училась
У товарища Сталина. -

Какое-то особенное, сложное ^ чуветво
охватывает меня сейчас, когда’ я вепоми-
наю о Надежде Константиновне,

Я — учительница, А ведь именно На-

дежда Константиновна Крупская, выпол-
няя великое указание Ленина, всю свою
жизнь заботилась о том, чтобы поставить
народного учителя на ту высоту, без ко-
Topo речи быть не может ни 0 какой
EYIBType. :
. Я — женщина. В быту, в семье учила
нас Надежда Константиновна находить и
утверждать новые формы человеческих от:
ношений, основанные на глубоком взаим-
ном доверии, на идейной близости. Она
учила женщин понимать, чт0 их труд в
нашей стране — это часть великой борь-
бы за коммунизм. Она учила нас, велед за
Лениным и Сталиным, умению управлять
государством. я

С какой волнующей любовью относилась
Надежда Константиновна к детям, всюду
говоря, что нельзя экономить на расходах
для детей, что все, начиная от игрушек,
кончая учебой, школой, должны мы отда-
вать в первую очередь ребятам. И дети
платили ей за любовь — любовью.

Когда стало известно’ о смерти Надежды
Кюнстантиновны;, мы провели B школе
траурный митинг. Надо было видеть, как
не могла удержаться от слез детвора.

Много раз я встречалась с Надеждой
Константиновной, бесчисленное количество
раз перечитывала ее статьи и книги. И
всегда возникало при этом чувство боль-
шой любви и большого уважения к этому
человеку. Поражало глубокое знание ею
всех сторон нашей жизни и работы. Важ-
дый вопрос, о котором она говорила, глу-
боко изучался’ ею, анализировалея, про-
думывался. И потому всегда кратко, чет-
ко и просто было решение ею такого во-
проса.

В перерывах на сессиях Верховного’ (9-
вета всегда можно было видеть Надежду
Константиновну, окруженную депутатами.
Больше всего среди них было учителей,
работниц, с которыми она прожила и про-
работала всю свою долгую жизнь. В по-
следний раз это было около месяца тому
назад, она долго беседовала со мной п
вопросу о дальнейшей работе органов на-
родного образования, много расоказывала о
своей работе.

До последних дней своей жизни она He
переставала таботать, и, как всегда, ее
мыели и слова были глубоки и интересны,

Неопубликованные документы
о Н. К. Крупской

ТЕНИНГРАД, 28 февраля. (ТАСС). В
ленинградском филиале музея В. И. Ленина
хранится документ, относящийся к дея-
тельности Н. К. Крупской в период 1891-
1896 гг. :

Этот, нигде не опубликованный до сих
пор документ, — подлинный экземпляр
журнала 1-ой вечерней рабочей школы,

тде Надежда Константиновна преподавала,  -

рабочим русский язык. Журнал — х0-
ропю сохранившаяся тетрадь большого
формата—датирован 1895 годом. На об-
ложке тетради написано: «Мужекая вос-
кресная школа Фарфоровского приходского
попечительства. Русский язык. 9-я тгруш-
па».

В графе «учительница» рукой Надежды
Константиновны написано — «Н. В;
Крупская».

В этой школе обучались 515 рабочих
фабрик. и заводов Невской заставы —
Невского механического завода, Спасской,
Петровской и Палевской бумагопрялильных
фабрик,  стеаринового завода, о Фабрики
Торнтон, лесопильного завода, & также
ремесленники, домашние работницы и без-
работные. 4
_ В журнале есть список учащихся груп-
пы, которую вела Н. К. Крупская, с от-
метками о посещаемости занятий, Тут же
помещен список учителей, в котором упо-
кинается фамилия Н. №, Врупской.

Литературная газета
№ 12

aeons

Верная дочь’
народа

Она знала и любила нашу страну, Ham
народ, нашу ролную литературу, иногда ча-
сами читала стихи своих любимых поэтов.
А когда ее спрашивали, какого поэта,
какого героя произведения любит она, она
обычно отвечала — Пушкина, Татьяну из
«Евгения Онегина», Татьяну трогательную
и простую.

Сейчас много говорят 0б образе больше-
вика в нашей советской литературе. Мне
кажется, что замечательным материалом
для талантливейших наших писателей
является жизнь и деятельность Надежды
Константиновны Крупской. Жизнь чело-
века — ближайшего друга Ленина, чело-
века настойчивого, ‘прямого, упорного, не-
смотря на свою исключительную нежность
умевшего быть суровым к врагам комму-
низма, не может не волновать сейчас е0-
ветских писателей. Сколько замечательных
встреч было в этой жизни, как умела НА-
дежда Константиновна жить всеми насто-
ящими человеческими чувствами, как от-
давала она свою долгую прекрасную жизнь
делу рабочего класса, великой и самой пе-
редовой идее своей эпохи.

Сколько настойчивости и веры было в
Надежде Константиновне Крупской. Разве
не замечателен эпизод из ее жизни ко-
гда после июльских дней  переодетая
крестьянкой пробирается Н, К. Крупекая
в Владимиру Ильичу в’Финляндию, звы-
полняя партийные поручения.

‘A в 1919 году, когда вместе. © В. М.
Молотовым Крупская на пароходе «Крас-
ная звезда» 0б’езжает города Поволжья и
Вамы, города, из которых только что вы-
била Ирасная Армия белые банты!‘ Ируп-
ская встречается здесь с сотнями и ты-
сячами людей. Крупская застает‘ разру-
шенные дома, школы, в которых были пе-
ребиты белыми бандитами чуть ли не пол-
ностью старшие труппы ребят.

Когда умер Ленин, Крупская на засе-
дании 2-го С’езда советов товорила:

«Владимир Ильич понимал, что истори-
ческая задача рабочего класса — 0свобо-
дить всех угнетенных, освободить всех тру-
дящихся... Товарищи, представители совет-
ских республик, республик трудящихся!
Е вам обращаюсь я и прошу эту идею
Владимира Ильича особенно близко при-
нять к сердцу». а

Трудно оказать лучше, проще и с боль-
шим теплом. И сейчас, когда через 15 лет
после Ленина ‘сошла, в могилу Надежда
Константиновна, хочется несколько то-ино-
му повторить ее же слова.

— Товарищи трудящиеся, представите-
ли славной  советокой  интеллигентии,
товаритци. писатели, ‘педагоги. счастливые
матери” счастливой страны и вы, ребята!

Больше всего в своей жизни заботилась
Надежда Константиновна о деле народного
просвещения, 0 деле ‘коммуниетического
воститания новых людей, новой нашей за-

мечательной страны. Давайте особенно
близко примем к сердцу ‘эту ее беновную
идею.

0. ЛЕОНОВА,
_ депутат Верховного Совета СССР.

В графе журнала «Что пройдено» На-
дежда Константиновна записывала темы
занятий.

Фотоснимки страниц журнала воскрес-
ной школы будут выставлены в ближай-
шие дни в витринах ленинградского фи-
лиала музея В. И. Ленина.

светлой

ее орск RE BEI RET EE AT

=

MA Msn To

HATE TbE KONCTAMTHMORIio

„Нет с нами больше Надежды Константи-
новны Ирупской. Трудно произносить эти
слова, трудно писать их. Но тем больше
хочется ‘удержать в памяти ee образ,
вспомнить ее славный жизненный” путь,
отдельные незабываемые черты в работе.
Bee было у. Надежды  Константиновны
необычайное, свое. Недаром до сих пор
помнят ‘ве еще и Теперь уже совсем седые
ученики ee по’  Корниловской школе за
Невской заставой старого Петербурга,
недаром в многочисленных письмах коней
авторы этих писем называют ее по-особен-
ному. и )

«Ты наша вожатка», писали ей в од-
ном письме с далекого Севера. И, действи-
тельно, она’была «вожаткой» для многих
миллионов людей. Вак хорошо рассказано
о руководящей политической  pabote
Належды Константиновны в книге ткача
Н. П. Паялина «Невскал застава». Верным
товарищем, незаменимым другом, помощ-
Ником И. Ленина была всю жизнь
Надежда Константиновна. f

„Партия знает ее, как замечательного
организатора, революционного рабочего дви-
жения 90-х годов прошлого столетия. как
секретаря ленинской газеты «Искра», орга-
низатором связей ЦВ большевистской пар-
тии, находившегося в годы царизма за гра-
ницей, с партийными комитетами в Рос-
сии, активнейшего работника по подготов-
ке вооруженного восстания перед Октябрем
1917 года. .   i

Замечательно знала Надежда Константи-
новна работы К Маркса, ©. Энгельса,
В. И. Ленина, И. В. Сталина. умела про-
патандировать теорию маркоизма-лениниз-
ма. «Пропитывать марксизмом-ленинизмом
всю нашу повседневную работу», — гово-
рила часто она, показывала, как надо
это делать в пропагандистской, пелагоги-
ческой, во всей политико-просветитель-
ной работе.

Она показывала пример, как надо
учиться у массе, прислушиваться к жела-
ниям №, направлять их. энергию по
правильному руслу к той цели, которая
была для Надежды Константиновны. самой
желанной, самой заветной — «освободить
всех ‘угнетенных, освободить всех трудя-
шихея» от ига эксплоатации, от насилия
человека над человеком,

В борьбе за социализм, за коммунизм
отромное место отводила Належла Констан-
тиновна всему делу народного образования,
в частности — политико-просветительной
работе. Прекрасно’ знала она педагоги-
ческую литературу, задолго до революции
изучала работы лучших педагогов Европы
и Америки, результатом чего явилась ее
книжка «Народное образование и демокра-
тия», написанная еще до 1917 т. Знала
и высоко ценила педагогические статьи
Добролюбова, Льва Толстого.

В (1891 г. Надежда Константиновна
начала свою педагогическую работу в вос-

лет проработала она там, a I0TOM H B
ссылке, и в эмиграции помогала товарищам
изучать работы Маркса, Энгельса в пар-
тийной школе; в Лонжюмо (деревня под
Парижем). она учила приехавших из Рос-
сии товарищей писать корреспонденции в
газеты,

Сейчас же после Февральской револю-
ции в 1917 г. Надежда Константиновна
с головой уходит в работу по народному
‘образованию на Выборгской стороне Пет-
рограда. После победы Октябрьской социа-
листической революции она ‘направляется
партией для организации Народного кожис-
сариата просвещения и с той поры непре-
рывно работает в нем, как один из круп-
нейших руководителей всего дела народ-
ного образования в СССР, веегда борясь за
осуществление партийной линии na
культурном фронте.

Последние годы Надежда Константиновна,
много работала над организацией среднего
образования для взрослых, вникала во все
детали программ школ для взрослых, ме-
тодов преподавания в них. № дню семиде-
сятилетия Надежды Константиновны Hap-
KOMIPOC издал специальную бропнору ее
статей «0 преподавании в средних пколах
взрослых». В этой брошюре есть замеча-
тельные статьи и о преподавании рубско-
го языка и литературы (Надежда, Констан-
тиновна всегда рядом ставила оба эти

кресно-вечерней Корииловекой школе. Пать

предмета, тесно связывала развитие уменья
говорить, писать с изучением литературы).
Вопросам преподавания литературы она
уделяла много внимания, добивалась, что-
бы преподавание этого предмета увлекало
учащихся, приучало их много. читать, по-
нимать, ощущать художественные образы,

Совсем еще недавно, 15 ноября 1938 г.,
выступая на Всероссийском методическом
совещании работников школ взрослых, она
товорила: «Мне кажется, что когда мы
проходим литературу ‘в школах для взрос-
лых, мы должны первым ‘делом показать,
как литература помогает понимать дейст-
вительность». Эту мыель Надежда Констан-
тиновна высказывала не раз, не раз про-
сила учителей именно на эту сторону обу-
чения литературе обратить внимание.

В Наркомпросе имеется не мало деловых
записок, замечаний Надежды Константи-
новны по вопросам учебных программ’ ли-
тературы. отдельных методических записок
ий т. д. Разбор, изучение этих материалов
дадут очень много преподавателям лите-
ратуры.

Прекрасно знала художественную лите-
ратуру Надежда Константиновна, любила
пользоваться художественными образами.
Очень много знала она стихотворений
наизусть. прекрасно читала их на разных
языках.

В ранней своей юности любила она
поэтов журнала «Искра», выходившего В
60-х годах прошлого столетия. Любил сти-
хотворения этих поэтов и Владимир Ильич
Ленин. Замечательно могла на память
читать некоторые из этих стихотворений
Надежда Константиновна. Врезалось в па-
мять, как летом 1935 г., удивительно вы-
разительно меняя интонации, говорила она
по памяти стихотворение Гавриила Жулева
«Чижик», в котором с горьким юмором
описывается попытка бедняка-чиновника
выхвинуться при помощи преподношения
взятки начальнику. отвратительными чер-
тами рисуется алчный лихоимеп-началь-
ник, И надо было видеть, как менялись
выражение лица Надежды Константиновны,
ee голос, когда читала она это стихотворе-
ние,

Bor замученный нужлой простоватый
маленький чиновник решается подкупить
начальство:

Увилевши, что ношей
Я был обременен,

Начальник мой хороший
Прислугу выгнал вон;

И стал со мной — ©, диво! —
Тюбезен невпример,

Й вопросил учтиво:
«Что sto — несессер?..»

И когда выяенилось, что «это» — про-
сто чижик: “3
— Вы думали, что ‘взяткой
‘ Прельщусь a! — крикнул он: —
Ах, вы. мальчишка гадкий!..
Извольте выйти вон!..

От одного слушания чтения этого стихо-
творения можно было на всю жизнь по-
чувствовать ненависть ко взяточничеству,
к глумлению власть имущего человека над
подчиненным забитым человеком,

Органически не выносила Надежда Кон-
стантиновна в людях Ффразеретва. чуветво-
вала всякую неискренность, фальшь, мот-
ла определить глубокие принципиальные
расхождения по малейшему  незаметному
для лругих признаку. Вот почему она так
ненавидела всякого родё оппортуниетов,
предателей рабочего дела, в`какую бы то-
Ty они ни одевалиеь. В ee лице пар-
тия потеряла непоколебимюго большевика,
верную дочь народа, ближайшего помощни-
ка Ленина, неутомимого борца” за дело
партии Фенина-— Сталина.

Последние часы своей жизни Надежда
Константиновна много думала и говорила,
о приближающемея ХУШ ‘©’езде BRII(6).
Всю свою сознательную жизнь, все свои
силы отдала Надежда Константиновна ‘пар-
тии большевиков — партии, привелшей.
трудящихся нашей страны к’ победе социа-
лизма, борющейся за его завершение и
постеменный переход от социализма к
коммунизму, указывающей путь борьбы
всему международному пролетариату,

А. КРАВЧЕНКО

‘MoH болезнью борца’ и труженика были

‚ Мать красноармейца Илюхина, обратив-

‚ ний план культурного строительства, На:

‚она ответила:

Пламенный революционер

Писатели города Ленина глубоко пбтоясены вестью 0 смерти Надежды Кюнстанти-
новны Крупской, верного друга и соратника гениального вожля’ пролетариата
Владимира Ильича Ленина. Н. №. Крупекая была верной дочерью советского народа,
непоколебимым революционером. Она отдала всю свою ‘жизнь великому делу Ленина—
Оталина. Неизмерима ее роль в деле строительства советской культуры, в деле‘ вос-
питания нашей мололежи, подготовки кадров советской интеллигенции.

Образ Належды Константиновны — это ярчайший образ женщины — пламенного
революционера. С невыразимой скорбью писатели города Ленина склоняют головы

перед ее прахом. у
Б. ЛАВРЕНЕВ, М. СЛОНИМСКИЙ, Н. ТИХОНОВ, М. ЗОЩЕН-
КО, Ю. ГЕРМАН, Ю. ТЫНЯНОВ, 0. ФОРШ, В. ШИШКОВ,
В. КАВЕРИН, Л. РАХМАНОВ, Б. BAJIMH, H. БРЫКИН,
Е. ФЕДОРОВ, А. ПРОКОФЬЕВ, М. ЛОЗИНСКИЙ, В. САЯНОВ,
. В. ГОЛИЧНИКОВ, Г. ГУКОВСКИЙ, П, КАПИЦА:
ЛЕНИНГРАД, 28 февраля. }

Крупская среди женщин национальных республик,

Надежда Константиновна Крупская на смертном одре

ooo

(Фотохроника ТАС0)

‚_ Сердие бориа

Не так давно Надежда Константиновна,
посвящая строки воспоминаний замеча-
тельной коммунистке Кларе Цеткин; © ве-
личайшим уважением рассказывала о том,
как эта семидесятипятилетняя женщина,
которая! «каждую минуту задыхалась», со-
брав последние силы, «запасшись камфа-
рой», поднялась на трибуну рейхстага,

Чтобы на весь мир бесстрашно заклей-.

мить ‹ кровавый фашизм; как затем, по
возвращении в Москву, уже совсем боль.
ная, умирающая, — немецкая’ революци-
онерка  диктовала ‘брошюру’ ‘«Заветы
Ленина женщинам всего мира»,

В этих строках звучит глубокое Ува-
жение, уважение к соратнику, к едино:
борцу, которого смерть может взять толь-
ко с оружием в руках. И русская жен-
щина, Надежда Константиновна Крупская,
когда-то высокая, тонкая девушка ев py-

col косой, учительница вечерней рабочей.

школы на Шлиссельбургеком тракте, —
впоследствии руководительнила политико-
просветительной работы Народном комис-
сариата просвещения РСФСР, — всею свою
жизнь прошла как неутомимый, весгида-
емый борец.

Последние дни — мы не говорим даже
месяцы — этого подорванного ‘неизлечи-

целиком отданы тому же, чему отдана.
была и вся великая жизнь Надежды Кон-
стантиновны. ;

В (Серпухове, чьим депутатом’ была,
Н. К. Крупская, под ее руководством росла
и крепла средняя школа JAA взрослых.

шись Е своему депутату, получила Ha зи-
му. дрова. Ha заседании Совнаркома
РСФСР, гле обеуждалея третий пятилет-

дежда Константиновна говорила © разви-
тии детских садов и. библиотек. Слепым
детям из Грязовецкой школы на просьбу
сообщить о том, какие она любит песни,

— «Самая моя любимая песня — «Ин-
тернационал». Также любила я очнь пес-
ню «Красная Армия» («Белая армия, чер-
ный барон снова готовят нам царский
трон» и т. л.); во время гражданской вой-
HEI ee распевали в Кремле красноармейцы,
и мы с Ильичем очень любили ee слу-
шать». ,

Как закономерно, что Надежде Констан-
тиновне Крупской, — этой внешне застен-
Чивой, как отмечают все лично знавитие
ее товарищи, физически далеко ‘не сильной,
больной женщине так дорога была боевая
песня Красной Армии. =

Тяжелые удары, тяжелые испытания,
которые подетать только закаленному серд-
цу борца, пришлось испытать Надежде Кон-
стантиновне Крупской. Царские тюрьмы,
ссылка, эмиграция, борьба со всеми раз-
новидностями оппортунизма и предательет-
ва.

21 апреля 1917 года Надежда Констан-
тиновна илет по Невскому, чтобы увитеть-
ся в одной из квартир с Владимиром
Ильичем, ведущим уже полуконспиративное
существование. И вот «ближе к Морской»,
где было «засилье котелков», Надежда

i Константиновна явственно слышит: «Надо

бить Ленина!» — кричала какая-то по-

модному одетая девица,

‚ Но, паника или простоев смятение да-
леки от закаленного большевика: «Класс
против класса! — спокойно замечает по
этому поводу Надежда Константиновна: —
«Рабочий класс был за Ленина».

И только тогда, когда клевету враги ре-
волюции стали пытаться протаскивать и
в среду трудящихся, Надежда Констан-
THHOBHA написала для «Солдатской прав-
ды» краткую биографию Владимира Ильича.

Стойко и мужественно проходила эта,
женщина через огненное горнило налтря-

женной борьбы. Вот в паспортом «cecrpo.
рецкой работницы-старухи», повязавитись
платком, пробирается Надежда Констан.
тиновна через финляндекую границу, 18
скрывается Владимир Ильич, вот mposo-
дит мучительные дни у кровати Владимира
Ильича, тяжело  раненного эсеркой Ват.
лан, по наущению врагов революции —
троцкистеко-бухаринских бандитов.

Выношенная опытом всей жизни и брь.
бы, сильна и сурова в’ Надежде Кон:
стантиновне непримиримость к врагу:

«Глубокую ненависть и отвращение т
тродкистско-бухаринским шпионам и и
версантам испытывает наш народ. Ду.
того. чувства к ‘врагам у нас быть в
может», — говорит Надежда Кюнстанть
новна в дни подготовки к выборам в Bep-
ховный Совет СССР.

До конца непримиримая, последователь.
ная в борьбе с врагами коммунизма, Ye
ловек огромной цельности, Надежда
Константиновна вместе с тем бесконечно
далека от мелочного педантизма, от Ca

„мой малейшей тени навязчивого «поучи»

тельства»:

Несколько дней тому назад в печати
была опубликована чрезвычайно интерес-
ная статья Надежды Константиновны «34-
метки © ‘коммунистическом воспитании»,
В этой статье прежде всего бросались под
прямой и очень ядовитый обстрел уста-
новки некоторых педагогов. из тех, кто

K делу воспитания молодежи пытаетоя п-

дойти с мертвыми стандартами.
«У ребят же свои интересы, нельзя

подавлять личность ребенка, › Меня прямо
испугали речи педагогов, которые’ расска-
зывали, как все «по полочкам» °разло-
жено в школьных библиотеках, все’ по’`
временам года’:
нышко, зимой читай про зиму».

весной читай ‚про. ‘©04-

При такой системе мелочной и навяз-
чивой опеки, которую выдвигает кое-кто
из педагогов, «я бы ни одной книжки
не стала читать», — замечает Н, К,
Крупская, и фраза эта звучит вечной и
веселой молодостью. В этой же статье
Надежда Константиновна возвращается &
мысли, которая неоднократно звучит BO
многих ее выступлениях: она предостере-
гает от поверхностного, «цитатного» усво-
ения молодежью предмета, еще и еще раз
напоминает она © том, ‘что молодое по-
коление самым глубоким образом должно
«вдумываться» в материал. Серьезная. но
поверхностная работа, освобожденная от
какого бы то ни было налета. легко-
весной болтовни. освоение  гуманистиче“
ской сущности этого учения ведет моло
дежь к подлинному освоению марксизма
ленинизма. Этим путем шла котда-то в
жизнь, в революцию, в борьбу замеча
тельная девушка, Надежда Константинов“
на Крупская,

Когда-то над гробом Женни Маркс. лун
шей подруги и товарища великого Maps
са, их общий друг — Фридрих Энгельо-
сказал о том, что искупало тяжел
жизнь этой тероической женщикы:

— «Она дожила до момента, когда в
инсинуации, градом сыпавшиеся па го
лову Маркса, рассеялись, как мякина 01
ветра, когда его учение, которое все Dee
акционные партии, от феодалов до демо
кратов, старались всеми силами утаить,
стало открыто проповедываться во в
цивилизованных странах и на ‘всех вульз
турных языках»...

Верный друг и товариш другого генля
коммунистической революции — Влалимирв
Ильича Ленина Надежда — Константие
новна Крупокая — за годы героической
борьбы была вознаграждена тем, что ви
дела живое воплощение всего того. 3%
что так беззаветно боролся ев великий
друг и товарищ, чему до последней Kat
ли крови была отдана и ев скромная
героическая жизнь.

ВАЛЕРИЯ ГЕРАСИМОВА,

СТРАНИЧКА
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Пришлось мне встретиться :е Надеждой
Константиновной зимою 1915-16 года, в
Берне (Швейцария).

«Ильичи» — так мы называли Ленина
и Надежду Константиновну — жили в
меблированной комнате на скромной ули-
це (кажется, Зайдёнвент, 9). Обедали они,
как и ряд других наших товарищей, с то-
щим кошельком, в маленьком ресторанчи.
ке, славившемся своей дешевизной и oT.
вратительной кухней. Как-то раз, повстре-
зав их, отправлявшихся вместе с целой
компанией в этот ресторан, я крикнула,
им: «Приятного аппетита».

На это Надежда Константиновна ответи-
Ла: «он итак слишком хорош для того,
что придется есть». ]

Весь стиль Надежды Константиновны,
деловой, серьезной и скромной, определял-
ся ее жизнью и работой рука об руку с
величайшим человеком в мире,

Я знала, что Надежда Константиновна—
старый член партии, с большим ортани-
зационным и пропагандистским опытом, с
большим авторитетом. Одно то, что она
была другом, помощником, секретарем
а уже говорило 06 ее больших вна-

После от‘’езда «Ильичей» в Цюрих ми
пришлось вести с Надеждой Конотанти’
новной переписку (к несчастью, все @8
письма погибли во время переезда) — Od
давала от имени Владимира Ильича pas
личные поручения по связи с Россией,
Как точны, как исчерпывающе ясны были
эти указания! Как методично все было
разработано!

Один вид ее ровного, мелкого, аккурат“
ного почерка, очень простого, строгого 88*
ставлял меня снова и снова ‘ощуацать ‘эту,
женщину, подчинившую все свое суще
ствование великому делу. Ее тихий, ров-
ный голос, ее темная, до предела простая
одежда и прическа, идеальная чистота и
порядок, царившие в комнате, — все это
товорило о большой собранности, rele
устремленности этих двух прекрасных
жизней, протеказигих бок-о-бок в течение
трех десятков лет, 06 организованности
даже в домашнем быту. Эта организован»
ность, эта собраниость позволяли эконо“
мить время и силы, нужные для основно»

го, для тлавного в жизни ‘величайшего ч6*
ловека.

М. ИЛЬИНА