Литературный
календарь

1852 rs
_ Смерть Гоголя
Последние

сильнее обозначались у него

ве Гоголь поселился с конца 1848 г., ов

не находил выхода из мистического лаби-
ринта. Работа над вторым томом «Мерт-
вых душ» не приносила удовлетворения:
светлые
стороны русской жизни, вывести поло-
жительные типы, но крепостническая, по-

писатель пытался изобразить

мещичья Россия, художественным  изо-

бразителем ксторой он хотел остаться, не

давала ему живой натуры для этой цели.
Гоголь упичтожал написанное и
принимался за труд. Но силы ero
день ото дня слабели. В это время он
‚сблизилея с попом Матвеем Koucrantu-

ноБским, мрачным изувером, проповедни-

ком сурового аскетизма. Под влиянием
его проповедей. Гоголь проникся созна-
нием греховности своей художественной
деятельности. Аскетическим  умерщвле-

нием плоти он надеялся искупить свой

грех, постилея, молился, наконец стал
совершенно лишать себя пищи и сна. Под
властью  религиозно-аскетической идеи
самоотречения Гоголь ночью 23 февраля
1852 г. сжег рукопись второго тома «Мерт-
вых душ>.

В восемь часов утра, 4 марта
Гоголь ‚умер. . i

Гроб с телом Гоголя был перенесен в
университетскую церковь. Студенты день
и ночь несли у гроба почетный караул.
Похороны состоялись 7 марта при огром-
ном стечении народа. В гробу Гоголь ле-
жал в сюртуке. с лавровым ренком на го-
лове, который при прощании был растер-
зан: «всякому хотелось иметь хоть листок
на память»,

«Вся Москва, — пишет современник, __
была на этом печальном празднике.
— Кого это хоронят? — спросил прохо-
жий, встретивший погребальное шествие,
— неужели это все родные покойника? —
Хоронят Гоголя, — отвечал один из мо-
лодых студентов, шедших за гробом, —
и все мы его кровные родные, да еще с
нами вся Россия». т

Потрясенный смертью Гоголя, И. С.
Тургенев, находившийся в Петербурге, на-
писал для «С -Петербуртских ведо-
мостей» небольшую заметку, проникну-
тую глубокой горечью о понесенной ут-
рате; «Гоголь умер!... Какую русскую ду-
шу не потрунсут эти слова?.. Да, он умер,
этот человек, которого мы теперь имеем
право, горькое право, данное нам CMep;
тию, назвать великим; человек, который
своим именем означил эпоху в истории
нашей литературы, человек, которым мы
гордимся, как одной из слав наших!..». Но
царская цензура нашла заметку Тургене-
ва неприемлемой и запретила ее печатать.
Тургенев послал свою ваметку в Моск-
ву, и она появилась в «Московских Be-
домостях». Тургенев, сотласно повелению
Николая 1, был за ослушание подвергнут
аресту и высидел целый месяц в поли-
цейской части, а затем выслан в свое име-
ние, село Спасское, ,

В ряду официальных документов, свя-
занных 0 смертью Гоголя, волнующее
впечатление производит опись иму-
щества, оставшегося после него, произве-
денная Арбатской частью 3-го квартала
надзирателем Поповым в присутствии
«посторонних. свидетелей». Самые ценные
вещи в этой описи: золотые карманные
часы, подаренные Гоголю Жуковским, к
которому перешли от Пушкина, оценен-
ные в 10 рублей, и «шуба эвотовая, кры-
тая черным сукном, старая, довольно но-
шенная», оцененная в 15 рублей, «шинель
черного сукна», оцененная в 5 рублей.
Затем следуют: «два старых суконных
сюртука» — 4 рубля, «летнее шелковое
пальто фуляровое; бланжевого цвета» ›‚—
50 коп., «парусинное пальто старое» —
50 коп., «семь полотняных старых белых
рубашек» — 35 коп, «три старых хол-

1852 г,

стинных простыни» — 30 коп. ит. д. Все

старое, изношенное, — скарб писателя-
бедняка, в котором наиболее видное место
занимают книги; их по описи значится:
150 на русском языке. и 84 на иностран-
ных. Но ценность книг в глазах «оценов-
щиков при управе благочиния» оказалась
самой ничтожной — на круг по одной
копейке за экземпляр. Все имущество
«коллежского ассесора Николая Василье-
вича Гоголя» было оценено в 43 рубля
88 копеек.

ФСПРФВСЕ Ш № ТЕАТРЕ ТРАШСШФРТА

Театральная культура нашей страны
растет. Не только в ведущих театрах Мо-
сквы можно увидеть замечательный спек-
такль. Все чаще и чаще молодые район-
ные и окраинные театры радуют зрителя
отличными постановками

Мы только что видели «Без вины ви-
новатые» в Центральном театре железно-
порожного транспорта. Какой хороший
спектакль! Талантливый,  поэтичный и
правдивый!

Большая заслуга дирекции этого ‘моло-
лого театра в том, что она привлекла кв
постановке крупного мастера, режиссера
H. 0. Волконскога.

Эта новая его работа чрезвычайно ин-
тересна. \

«Без вины виноватые»—пьеса для Ocr-
ровского не типичная. Драматург отошел
здесь от обычного для него типа бытовой
пьесы, избрав форму. мелодрамы. Эта 060-
бенность. пьесы. и определила ев решение
на сцене Театра железнодорожного ‘тране-
порта. .

Н. 0. Волконский отказался от трали-
ционной Формы нравоучительного спек-
такля, углубил характеры и сообщил <во-
бодное движение страстям. Получилось яр-
кое; живописное и волнующее зрелище.
Пьеса избавилась от мелодраматических
условностей ‘и приобрела силу и значение
ВЫСОКОЙ ЛОаМы.

Н. 0. Волконский правильно подчерк-
нул гуманистический характер «Без ви-
ны виноватых». Спектакль говорит об ува-
жении к труду, о силе материнского и
сыновнего ‚ чувств, 0б облатораживающем
влиянии искусства на среду. Все это воЗ-
буждает в нашем советском зрителе горя-
yee и единодуптное сочувствие. Спектакль
принимается публикой замечательно. Сво-
пуи бурными аплодисментами зритель вы-
ражает благодарность артистам и постанов-
щику, открывшим для него мир прекрас-
ных и возвышенных чувств.

Литературная газета
№ 13

тоды жизни Гоголя были
медленным, мучительным угасанием. Все
признаки
тяжелого душевного недуга. Мрачный ми-
стицизм окутызал его сознание. Oxpymen-
ный ханжами и святошами, вроде графа
А. П. Толстого, в доме которо в Моск-

снова

‚бранные произведения» Т. Г.

Перед юбилеем
`Т. Г. Шевченко

У СИБИРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

‚ Шевченко.

ских огней» за 1939 г.

терина», «Cons, «Кавказ»,
Катерины», «И снится всё мне»,
музыка»,
«И золотой и дорогой» и др. Пе
сделаны поэтами: Н, Алексеевым,

арт, В. Непомнящих, Е. Березницким.

народного поэта Украины,

В. Боцяновското-=
Ко».

водах новосибирских поэтов,

—б--

«ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Т, Г, ШЕВЧЕНКО —

Детиздат ЦК ВЛКСМ выпустил «Из-
Шевченко.
Большинство вошедших в эту книгу сти-

хотворений И поэм Шевченко даны в но-

вых переводах советских поэтов. Сборник

вышел под редакцией Корнея Чуковского,

CO вступительной статьей Д. Заславско-
революции» >

сборник вошли лучигие стихотворения и

го — «Поэт крестьянской
биографическим очерком Г. Эйхлера,

поэмы Шевченко‘ Издание богато иллю-
стрировано  репродукциями с рисунков
Шевченко. Иллюстрации подобраны JI.

Позиным по материалам картинной галле-
реи имени Т. Г. Шевченко в. Харькове и
Дома-музея имени Т. Г. Шевченко в Ки-

еве.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» —
ПАМЯТИ ПОЭТА

К юбилею Тараса. Шевченко издатель-
ство. «Искусство» выпускает из печати
повесть В. Суходольского «Юность Тара-
cay — о юношеских годах крепостного ху-
дожника.

Издаютея сборник
поэм Шевченко и его трагедия
Стодоля».

Выпускаются две книги: «Шевченко» —
биография великого художника-поэта и
«Шевченко-художник» — монография, ил-
люстрированная 60 репродукциями картин
и зарисовок Шевченко.

Кроме того, выпускаются красочные
плакаты; посвященные Шевченко и снаб-
женные текстами его произведений,

ВЕЧЕР ПЕРЕВОДЧИКОВ

В Московском клубе писателей вотрети-
лись поэты — переводчики Шевченко.

— До сих пор не решен вопрос. о взаи-
моотношении украинского и русского сти-
ха, — сказал Ю. Верховский. — Силлаби:
ка или тоника? Каким стихом переводить
Шевченко? Не пора ли внести новые эле-
менты в законы стихосложения, чтобы об-
легчить задачу переводчиков?

— Нами. советскими переводчиками,
проделан только первый круг ‘работ, —
оказал. А. Сурков. — Наши переводы да»
дут возможность русскому читателю. озна-
KOMHTBCA 0 шевченковской поэзией,
не искаженной цензурой и предвзятым
отношением реакционных или либераль-
ных переводчиков. Однако ритмический
строй, музыкальные особенности, просто-
та и прозрачность стихов великого укра-
инского поэта нами далеко ещес‹не пере-
даны. Впереди предстоит большая работа,
Нужно будет глубже изучить и почувство-
вать украинский язык. `

Подробно обсуждались переводы. А. Ром-
ма — «Холодный ярз, А. Суркова — «Не
спалось, а ночь, как море», «У бога за
дверьми. лежала секира», «Юродивый»,
«Хотя лежачего не бьют», «Сон»; В. Звя-
гинцевой — «Думка», «Г. З», «П. С.», «Ой,
наточу товарнща»; М. Зенкевича — «Утоп-
ленница», «Золотую. дорогую...»; М. Зама-
ховской — «Не женись ты на ботатой»,
«Если бы мне сапожки»; М. Тарловско-

стихотворений и
«Назар

.

то — «Ты не лукавила co мной».

тп;

>
BAJIEHTHH KATAEB
о
В этом молодом коллективе нашлась

очень хорошая исполнительница для роли
Кручининой — артистка Т. Дубровекая,
В манере естественной и прозрачной пе-
редает она страдания обманутой женщины
и чувства матери — сначала несчастной,
потом — ‘счастливой. Некоторые. моменты
ее. исполнения потрясают, вызывают ‹ле-
зы. Вепомним ее крик, когда она узнает
06’ измене Мурова, -

Решительно отказавшись от поверхност-
ной традиционно-комической трактовки 1о-
ли.Шмаги, артист Павленко создает глу-
боко правдивый образ павшего, но хоро-
шего человека. Как трогателен, как свеж
10 замыслу тот нравственный под’ем, ко-
торый Шмата испытывает в конце спек-
такля, когда он целует руку Кручининой.
Интересный рисунок режиссера блестяще
воплощен в игре Павленки.

С большим мастерством, легкостью и
остротой играет артистка Андреева роль
Коринкиной. Убедителен и нов по трак-
товке Миловзоров в исполнении артиста
Грея.

Если исключить некоторые моменты пз-
лишней рассулительности, сильный 0браз
Незнамова дает артист А. Никитин. (ни м0-
лол, горяч, страстен без неврастенично-
сти и трогателен без сентиментальности.

Хороши артистка Орлова в роли Гал-
чихи и артист Синипын в роли Дудукина,
Дудукин по пьесе — типичный резонер.
Трудно играть роль резонера. Но это ре-

зонерство режиссер удачно использовал

как прием и сделал его внутренним ка-
чеством образа,

Хуже лругах Муров в пополнении Шу=
макова. Молодому артисту досталась наи-
менее благоларная роль в пьесе. Решение
образа, в основном правильное и острое,
не нашло достойного воплощения.

Маленький шедевр из. крошечной роли

НОВОСИБИРСК. (Наш. корр.). Сибирские
писатели деятельно тотовятея к юбилею
великого украинского писателя Т. Г, Шев-
ченко. На: предприятиях Новосибирска пи-
сателями и поэтами будут прочитаны лек-
ции и доклады о жизни и творчестве

В марте выйдет первый номер «Сибир-
посвященный
великому поэту. В журнале печатаются
переводы стихов и поэм. Шевченко: «Ка-
«у oH oy
«Играет
«За солнцем облачко плывет»,
воды
Стю-

Журнал помещает биографию великого
налтисанную
Галиной Алексеевой, и главу из романа  ,
айна Тараса Шевчен-

В местном издательстве выйдет к юби-
лею книга стихов Шевченко в. новых пере-

им Я ==’ барами Прретевсный
лее; tucrtcé sinthaeo recereaprottecatg srterca
matrhest’ Rurccecdoe т ©

he gash serie ма <
anon” И У У УРУУИ Seppasrnet чо Зее

Е мл ag toy chk presceercobe I naa pease ows F
“fica их, ро ha oe аще их туре -
Gomns Ad ноль с 29. : >

Прошение Т, Г. Шевченко о выдаче билета на свободное жительство в С.-Пе-
: тербурге.

ooo

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
о Т.Г ШЕВЧЕНКО

Подготовлен к печати № 5 «Записок ру-
кописного отдела Всесоюзной  библио-
теки им. В. И. Ленина», целиком посвя-
щенный Т. Г. Шевченко, Оборник откры-
вается подлинной рукописью  шевченков-
ской «Думки» и впервые публикуемой
«Песнью караульного» из драмы «Невес-
та». Рукопись «Думки» хранится в Ленин-
ской библиотеке среди других автогра-
hos из архива И. Бецкого. На третьей
странице листа бумаги с  рукописью
«Лумки» напечатана «Песня караульного».
06 этой песне Т, Г. Шевченко упоминает
в письме Г. Ф. Квитке-Основьяненко of

В МОСКОВСКОМ
КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Беседа академика А. Д. Сперанского ©
московскими писателями на тему «Наука
и искусство» вылилась в своеобразную
форму. Ученый рассказывал писателям о
своем творческом пути исследователя.

Империалистическая война-— тысячи ра-
неных проходят через руки молодого вра-
va, Сложные операции. Колоссальный
опыт хирурга — и горечь разочарования.
Сперанский, врач, теперь уже ассистент
анатомической клиники, чувствует пороч-
ность установившихся представлений о
болезнях. у

8 декабря 1841 г. Ее поэтому искали в
вышедших номерах. «Молодики», Возникло
даже. предположение, что напечатанное
там стихотворение «Три дара» за под-
писью Руель и есть та песня, о которой
товорится в письме к Квитке-Основьянен-
ко, Это «белое место» в литературном нас-
ледстве Т. Г. Шевченко сейчас  оконча-
тельно раз’яснено. «Записки» дают под-
робное описание хранящегося в отделе
рукописей Ленинской библиотеки экзем-
пляра «Кобзаря» издания 1860 г., с дар-
ственным автографом Шевченко и встав-
ками, поправками, изменениями, сделан-
ными другом Шевченко И. М. Лазарев-

‚ским. И, М. Лазаревский, повидимому, по

заданию Шевченко готовил полного «Коб-
заря», © восстановлением всех цензурных
купюр для заграничного издания,

статье «Петрашевцы и Шевченко», напи-
санной по материалам донесений И. Ли-

пранди тогдашнему министру внутренних

дел Л. Перовскому о кружке  Петрашев-
ского, приводится сообщение одного из
полицейских агентов о рассказе Петралиев-

Профессором хирургии уезжает он в
1922 тоду в Ленинград. Знакомится о
академиком Павловым,
Успешной, до него никому не удававшей-
ся сложной операцией ` собаки он обраща-
ет на себя внимание великого ученого. Но
вот неудача. Создавая физиологию коры
головного мозга, Павлову приходилось уда*
лять У собак кусок этой коры. Операции
не удавались. Через некоторое время coba-
ки умирали от рубцовой эпилепсии. Спе-
ранский применил новый метод. Он стал
вымораживать кусочки коры. Теперь соба,.
ки погибали тотчас же после операции
от эпилепсии, ио не рубцовой. Полный
провал. Но професебр не сложил оружия:
Он изучает эпилепсию и находит в ней
сходные симптомы с бешенством. Изучение
бешенства наталкивает его на изучение

и методов исследования.

нервной деятельности и психики.

Работает у’ него,

столбняка. Растет материал. Это не просто
регистрация. Это — углубление системы

И дальше — путь в изучению высшей

На этом ‘участке исследовательских pa-

бот ученые работают наряду с художника-
ми слова, обладающими тем правом, ко-
торото лишены ученые, — правом на эмо.
циональную систему доказательств.

Мост перекинут. Передавая функции
исследователя художникам, ученые, од-
нако, не отходят в сторону. Они следят
за работой писателей не как безучастные
зрители, а как единомышленники, связан-
ные одними задачами, близостью творче-
ских поисков, a, главное, — единой целью
служения народу.

Отвечая. на вопросы писателей, академик
А; Сперанский говорит:

— Знания необходимы каждому исследо-
вателю, но еще больше необходимо
уменье. Нужно уметь обращаться © жи-
вотными, с приборами. .У писателей, ко-
нечно, иные приборы, иное поле наблюде-
ния. Но ‘уменье, я думаю, в равной сте-
пени нужно и им. Без этого большого
уменья даже очень талантливые люди ча-
сто попадают втупик, будучи не в силах

ского о Шевченко, «Петрашевский в своей
агитации использовал не только поэзию
Шевченко, но и его трагическую судьбу.

Литературное наеледие_
Ql, Лавру

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). . Президиум
ЛенССИ ‘выделил комиссию для приема
литературного наследия Д. И. Лаврухина.
Решено подготовить собрание сочинений
a. Лаврухина и возбудить ходатай-
ство о предоставлении персональной пен-
сии его детям, ‘

Шелавиной создала артистка П. Буре, этот

настоящий тонкий комедийный талант.
Почти все мизансцены чисты по рисун-

ку, естественны и красивы, может быть,

за исключением нескольких неприятно
симметричных мизансцен в четвертом ак-
те. В общем спектакль сделан очень гар-
монично и радует своей благородной ‹ку-
постью. Хорошо оформил его художник
Мюллер, \

Эта отличная постановка до сих пор
не была отмечена /прессой. А жалко! 0бя-
зательно нужно.” чтобы хорошие’ профес-
сиональные критики посмотрели «Без ви-
ны виноватые» в Театре железнодорож-
ного транспорта,

Правда, в «Советском искусстве» поя-
вилась невразумительная заметка Эрм$нса,
столь же высокомерная, сколь и малоква-
лифицирбванная. Желая почему-то во’ что

‘бы то ни стало дискредитировать этот за-

мечательный спектакль, рецензент прибе-
тает к следующему незамысловатому прие-
му: там, где он хвалит итру актера, он от-
носит его достоинства за счет актера, там
же, где он ругает актера, онсотносит его
недостатки за, счет. режиссера,

Совершенно непристойно звучат упреки
вроде: «Пятилетняя разлука © театром в
какой-то мерё остепенила Волконского»,
Как будто режиссер — классная’ дама, и
чем больше в нем степенности, тем боль-
ше ему от учеников уважения,

Й уже совсем весёлую улыбку. вызы-
вает «замечание из жизни» тонкого 1ео-
ретика Эрманса: «Вообще пот — сом-
нительный прием; пользоваться им можно
лишь в исключительных случаях, обладая
к тому большим актерским мастерством».

В конце заметки Эрманс извлекает из
своего научного багажа еще одну теорети-
ческую жемчужину: «Великое дело в те-
атре — режиссер». Замечание верное. И
всю справедливость ето подтверждает этот
спектажль, интересно задуманный, талант-
ливо исполненный, глубоко волнующий и
могущий составить украшение любой из
столичных сцен.

реализовать свои идеи.

Беседа закончилась. Академик Сперан-
ский выражает надежду, что’эта беседа,
послужит началом систематических твор-
ческих встреч ученых с писателями.

М. ПРАТ

СРЕДИ ЖУРНАЛОВ

«Коммунистический Интернационал» № 1

Первый раздел журнала открывается
передовой к 15-летию со дня смерти В. И.
Ленина «Дело Ленина бессмертно» и
статьями: Д. Мануильского — «Ленин и
международное рабочее движение», Ем.
Ярославского — «Ленин в борьбе 3a
Коммунистический Интернационал», М. Ка-
шена — «Встречи с В. И. Лениным»,

Героическая борьба испанского народа
отражена в публикуемых воззваниях брат-
ских компартий, «За действенную помощь
реснубликанской Испании» ‘и в статьях:
К. Люкани — «Интернациональные Opura-
ды в Испании — олицетворение единства,
и солидарности международного пролета-
риата», Т. Альварес — «Тыл Франко»,

Борьбу китайского народа за националь-
ную независимость освещает A. Konan в
статье «Сотрудничество компартии и Го-
миндана на новом этапе войны в Китае.»

Обзор важнейших событий (по страницам
зарубежной печати) представлен статьей
А. Балу. В отделе критики и библиографии
помещены рецензии на книту «Сталин
о Ленине» в издании для иностранных
рабочих, статья А. Севэна о вышедшей в
Париже книге адвоката Марселя Виллара
«Защита обвиняет... от Бабефа до Димит-
рова». Автор этой книги знакомит читате-
ля о образцами блестящего поведения ре-
волюционеров на известных исторических
процессах. (Личное присутствие автора
книги на первой половине Лейпцитского
процесса делает эту часть книги особенно
интересной, так как автор ведет свой рас-
сказ не только на основании опубликован-
ных уже материалов, писем и документов
о процессе, но также на основании лич-
ных наблюдений на суде. Обо всем этом
подробно излагается в статье А. Севэна.
Не меньший интерес представляет стятья
т. С. Клэр о вышедшей в 1938 г, в Нари-
же книге Ригера «Шпионаж в Испании».

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д. 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва, Б. Гнездниковсний, 10

‘Maite работников

J

28 февраля писатели столицы чествова-
ли одного из своих старших собратьев —
Николая Николаевича  Асеева,

— Самое замечательное в сегодняшнем
дне, сказал, приветствуя  поота,
т. В. Перцов, — то, что юбиляр вотре-
чает его в высшей точке своего развития.

И это правда. 0б этом же говорят ‘в
своих докладах о поэте Ф. Левин и В. Cu-
монов. Последний говорит:

— B день двадцатипятилетнего юбилея
поэта для ‘его читателей ве может быть
ничего радостнее убеждения, что послед-
няя вещь поэта, поэма «Маяковский на-
чинается» в то же время — С лучшая
вещь, самая зрелая по мастерству.

Многие читатели Асеева спраптивают
себя сейчас:

— А не начинается ли еще раз сам
Асеев?

Многого можно ждать от ‘этого жизне-
ралостного, настоящего человека и поэта,
который служит, как говорил А. Мака-
ренко. лучшим доказательством вечной
молодости настоящего творчества.

Клуб писателей был переполнен в этот
день. Поэта приветствовали художники,
артисты, композиторы, рабочие, инжене-
ры, писатели, учащиеся,

От имени оборонных ‘писателей т. Асее-
ва — автора  «Конницы — Буденного»
«Винтовочки», «Семена Проскакова»
тепло приветствует. Всеволод Виптневский.

Вас. Каменский говорит. © дружбе, © 68-
мой великой, самой солнечной дружбе’ поэ“
тов, собдинявшей Асеева и Маяковского.
` Николай Тихонов вопоминает свое пер-
вое знакомство с поэтом:

— В «Круге» вышла книга стихов. Я
ве прочел и мне открылся кусок мира, ко-
торый называется Николаем Асеевым.
тех пор мне всегда чего-то нехватает, кот-
да Асеев молчит. Мне печально, если пре-
рывается этот вечно молодой и глубокий
голос.

Н. Тихонов говорит ‘0 силе и красоте
власти, данной поэтам в нашей стране:
служить не только большюму, времени, HO
и прекрасному в людях.

Сергей Михалков читает шутливую те-
леграмму юбиляру:

Для такого юбилея
Я рублей не пожалею,
Телеграмму напишу
И отправить поспешу.
Я желаю в телеграмме,
Чтобы цы подольше жил,
Чтобы ты, как прежде, с нами
По-асеевски дружил,
Чт0б тебе жилось богато
В переулке, против МХАТа,
Чтобы все твои друзья
Так же думали, как я.

0 страстности, об этом замечательном
качестве поэта, с которым так настойчиво
и Маяковский, и Асеев всегда старались
сделать мир лучше. чем он был, говорит
М. Левидов. ’

— Сколько я думаю стихами, сколько я
пишу стихи — столько я люблю Н. Асее-
ва товорит С. Кирсанов.

Торжество поэта

За цельность, 38 умение воегда оу
ваться самим, собой в творчестве и хлза
— приветствует Н, Асеева А. Гурвич,

Ив. Новиков говорит 0б Асееве, ка` у
большом поэте.

Олин за друтим выступают товарищи а
друзья поота: В: Шкловский, 1. Нику
И. Нусинов, А.” Барто, К. Паустовени,
Л. Пеньковский, П. `Антокольский, 0, }
лычев, 6. Алымов, А. Крученых,

А. Фадеев подчеркивает широкое зву,
ние асеевских стихов, стихов поэта, x,
вущего, как правильно сказал т, И, Ном.
ков, в родном языке,

От работников шарикоподититениковот 9%.
вода им. Л. М. Кагановича говорятл, Мень.
щикова, от имени. советских хуложнии

тературного института выступает т. (уп.
нов, от Научно-исследовательского инст.
тута юридических наук — т, Лева,
Взволнованно прозвучало  Выступлень
В/ Пастернака,

Говорят: Уткин, Сурков, Френкель, [№
нов, Незнамов. Вечер на’ исходе, Ем у
стойно завершает сам юбиляр.

— Профессия — писателя, — они
Н; Н. Асеев, — профессия поэта поставь
на в нашей стране на никогда © ни
небывалую высоту. Эта веселая п ум
профессия сама по себе издавна являет
продбразом социалистического — труда, —
так. как ею нельзя заниматься без. душе
ной щедрости, без непосредетвенном оу.
щения ответственности перед народом п of.
ществом, которому мы служим. Наль рай.
та-—лередовая. работа, работа разведчик
будущего. Мы: брогаем концы в’ страну, №
будут жить следующие поколения, (т №
ших усилий зависит правильность их пре
ставления о настоящем, нашей обязанн-
стью является связь времен преемотн.
ностью культуры. Мы будем виноваты, и
нас отзернутея с пренебрежение my
будущего, если’ порветея эта связь време,
если остачется” пустое место там, те до.
HHL стоять наши имена свидетелями 1
участниками полнокровной; кипучей orp.
ной жизни народа.

Только найди настоящее слово, & ул
mar ero миллионы ушей. Только рваниь
в завтрашний дёнь; а подхватят и понесут
тебя миллионы ‘ног. Страна _ предостамиль
нам неисчерпаемые источники вдохновены,
Слепцами мы будем, если не найдем ков
ша, если время утечет сквозь пальцы,

Товарищи! Больше дружбы! Роль
правды! Больше отзетственности дуг
друга. Не успокаиваться на том пот
который нам оказан. 99 и 9 десятых и
относится к Теккерею и Диккенсу, Пушкт.
ну и Некрасову, Гоголю  и„,Достоевокому,
донесшим до нас свое время, не расплесказ
его по ‚дороге,

Давайте же держать наше время кре
в руках, выше подымать над головами, 8
торжество коммунистического завтра! 3
счастье, народа, в& окончательную пб

над врагом!
Б, ЕМЕЛЬЯНОВ,

Письма _
в редакцию

Создание и усовершенствование литета-
турного карельского языка, издание ка-
рельской художественной литературы и
создание творческой обстановки для pabo-
ТЫ CO сказителями и начинающими ав-
торами требуют решительного улучшения
работы отделения союза советских писате-
лей в Карелии,

Орудовавшие в Карелии буржуазные на-
ционалисты и вредители делали все, что-
бы развалить работу отделения ССП, за-

Научно-иоследовательский институт куль-
туры не занимаются ликвидацией послед-
отвий. вредительства. До сих пор в Каре-
лии не издано ни одной книги на родном
языке.

Больше того. тематический план Ва-
рельского издательства на 1939 г. пред-
усматривает издание только одной ориги-
нальной книги на, кафельском языке. (03-
данный Каргосиздатом авторский кабинет
по работе с начинающими” некажюй работы
не проводит. Присланные на кательском
языке рукописи месяцами лежат без лви-
жения, ибо издательство не имеет конеуль-
танта, владеющего ‘карельским языком.
Авторский кабинет, находящийся wa поло-
жении пасынка у руководителей издатель-
ства, че в состоянии руковолить работой
начинающих авторов-карелов. Враги на-
рода сознательно замалчивали замечатель-
Hoe творчество карельских  сказителей.
Однако и ло сих пор эти носители варод-
ной мудрости предоставлены самим себе.
Научно-исследовательский институт He ве-
дет работы’ по собиранию и изучению co-
ветского фольклора.

Мы считаем, что в первую очередь не-
обходимо в ближайшее время созвать сове-
карельского  научно-
исследовательского института KYIBTYDEH,
Каргосиздата, членов и кандидатов ССП,
наметить и обсудить сообща мероприятия
по организации работы © начинающими
авторами, переводчиками и сказителями и
наметить конкретный план  ликвилапия
последствий вредительства в этой области.

Члены и кандидаты ССП:

Орденоносец М, КОРГУЕВ, С. НОРИН,
А, ЛИНЕВСКИЙ, В. БАЗАНОВ, В. ЧЕ-
XOB, И. КУТАСОВ, А, ИВАНОВ,
Ю. НИКОНОВА, ВС. КОРОЛЕВ,
Ф. ИСАКОВ, Н. БАБИЧ.

$
УВАЖАЕМЫЙ т. РЕДАКТОР!

Не имея возможности ответить лично
всем почтившим меня приветами в день
25-летия моей работы стихотворца, прошу
при посредстве вашей газеты ‘заверить их
в моей глубокой признательности.

асибо
всем меня поздравившим,
всем,
стйх приветившим

& начала,
прошедитимея
по жизни клавишам,
чтобы стройней
Г:

звучала.
НИК. АСЕЕВ.

«ЗАГОВОР

Новая пьеса Ник. Вирта

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Нахолящий-

ся сейчас в Ленинграде Николай Виа
прочел в клубе’ мастеров ^^ искусств пи,
№ 0. Отаниславекого свою новую пыху

«Затовор»,

С огромным интересом‘ прослушали 1
ботники театров новую пьесу Н. Вата,

— «Заговор». — сказал в своем вы
ступлении заслуженный артист 0. 9 Ра.
лов, — смел и сильно наллисанная пы
Фа. которая, в отличие от многих het,
является не «драматургический сырьею

ставляли карёл писать на чужлом им фин-  ДЛЯ театра, & серьезным литературных

ском азыке, препятствовали росту карель-   Посазведением. :

ской туры. В Ленинтрале пьеса пойдет в тети
Олнако Каргосиздат. отделение ССП.  им. Ленинского Комсомола,

——

«СЛУЧАЙ НА  АЛДАНЕ»

Под таким заголовком в «Литературной
газете» № 49 от Б сентября 1938 г. бы.
ла опубликована статья т, В. Ги
шефера. В сталье подробно — рассказыв
лось, как работник pelanimn газеты
«Алланский рабочий» т. Лор «законо
тельствует» в своем районе, как он неудаче
но пытается воспитываль молодых авторов.

В этой статье т.  Гоффеншефер, nex
ду прочим. писал: «Мы не  разбираеи
здесь конфликта между автором и зав. (1
делом. Никакого конфликта между Зе
ным и Дором нет. Письмо Зимина натисв-
но спокойно, без нервозности п 60
озлобленности на человека, забраковавшем
ero произвеления. Оно ‘полно внутреннем
достоинства и чувотва своей мы и
правоты, «Вот вам материал, рассудит,
кто из нас прав». Насколько позволяки
рамки газетной статьи, мы и постарались
раесудить. Надеюсь, что это ne приведи
K литературной склоке в алданскох Ma
штабе, чо и т, Зимин, ит. Дор пойму,
Что учить друг друга и противопоставлять
друг другу свои «творческие методы» и!
еще рамо».

Именно на это обращала вниматие «Ле
тепатурная газета» в статье т. №00:
пефера. Казалось бы, из опубликованных
Факлов руковолетво газеты «Алланокий 78
бочий» обязатю было сделать единственно
правильный и само ©0бою напративаю
щийся вывод — начать — по-настоящему
руководить молодыми авторами. Но 01
ция газеты «Алданский рабочий» печ
Ла Все это превратить в литературу
CKIORY,

После опубликования этой стати}
«Читературлой газете» положение
т. Е. Замина стало невыносимым.

В своем послелнем ‘письме в пелакиию
т. Зимин рассказывает о том. чт pela
ция закрыла двери перед т. Зиминых,
работники редакции ‘издеваются нал пиу,
Hal ero трудом.

Дело доходит ло Toro, что в от м
просьбу © творческой помоши. товаре
ской критике работники’ пелаклий 0т8еча*
tot: «Обращайтесь в «Литературную газе

ту», ‘ведь вы жалуетесь тула», лопусвая

при этом явно  антисемитокие BHM

против т. Замина,»

Bee это говорит о том, что пора MON
жить Ronen обстановке, ® создавшейся в“
круг т. ‘Зимина.

приветствует юбиляра т. Шегаль; (

\

*

/

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ!

В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В, ЛЕБЕДЕВ
КУМАЧ, Н. ПОГОДИН, 0, ВОЙТИНСКАЯ

Уполномоч. Главлита Б—1424. Типография ras. «Индустриаз, Москва, Цветной бульвар, 80, И

;