. ческих Республик,

` Москва, Кремль- поварищу Сталину

Дорогой товарищ Сталин!

Над свободным советским Днепром, в
столице цветущей Советской Украины. мы,
партийные и непартийные большевики,
представители рабочих, колхозников и с0-
ветской тигенции Украины в единой
семье ¢ представителями братских наро-
дов великого Союза Советских Социалисти-
собрались на большое
торжество — празднование 125-летия co
дня рождения великого сына украиноко-
то народа, певца гнева и Мужества, бор-
ца за счастье народное, тениального по-

‚Эта — Тараса Григорьевича Шевченко,

В этот радостный день первое наше сло-
BO, первая наша мысль — © Вае, дорогой
товариш Сталин. Вам, (величайшему
вождю трудового человечества, Вам, гени-
альному кормчему социалистической рево-

‚ Люции, всей силой наших взволнованных
‚ еердец мы шлем пламенный большевист-

ский привет.
Вот он высится перед нами, запечатлен“

Et na века образ бессмертного поэта, а’

вокруг кипит чудесная жизнь социалисти-
ческой родины; Пылают домны могучей
индустриальной Геопублики. Миллионами
огней светят. гигантокие электростанщии. .
Колхозные массивы готовят стране новый
обильный урожай. Металл:и утоль. кораб-
ли и паровозы, тракторы и комбайны —
в06 это производит наша, социалистическая

‘родина. Советская. Украина в счастлявом

тордитея  детищами славных

сталинских пятилеток — новыми городами, .

первоклассными ваводами, цветущими кол-
хозами и совхозами, Она торлится своими
передовыми людьми, которых воспитали
Вы, тбварищ Сталин, она гордится своей
вольной песней, своим шедрым солнцем,
всеми богатотвами плодоносного края, ко-
торые безраздельно и целиком принадле-

` жат народу.

° (Социализм прочно и животворяще вошел
в. быр <оветского народа. Преобразилась
вся наша жизнь. Просторы коммунизма
открываются. перед нами, счастливыми
современниками мудрого Сталина.

Нод знаменем Ленина-—Оталина, при
братской помощи’ великого русского нафо-
да, трудящиеся Украины разгромили пол-
чища немецких и польских интервентов,
белогвардейские банды и буржуазно-нацио-
налистичесвое отребье..

Великие гении человечества — Ленин
и (Сталин обеспечили нерушимость братской
дружбы украинского народа с великим
руескпи народом; со всеми народами на-
шей страны. В этой дружбе — валог всех
побед Советекого Союза.

Советская Украина живет и крепнет,
как несокрушимый остальной форпост 6-
циализма ‘на Западе, Bak  нбот’емлемая
часть COCP, Ha высоком под’еме все на-
родное хозяйство Украины. Велики уеше“
хи науки, культуры, искусства украинеко-
то народа. № светлой и счастливой жизни
поднялись миллионы сынов молодой Совет-
ской Украины. Из
творчества идут все новые и новые та-
ланты, :

Вы, товарищ Сталин, учили и учите
Hac бережно хранить кульгурное наследие
каждого народа, Вы даете образец благо-
родного уважения & памяти передовых
людей прошлых эпох, ® памяти лучших
еыпов человечества. Веем народам нашей
страны олинаково дороги Пупкин и Руста-
вели, Горький и Шевченко. Только 8
стране, озаренной солнцем Сталинской Вюн-
ституции, возможно таков плирокое,  дей-
ствительно всенародное чествование памяти
великого сына украинского народа, рево-
люпионера-демократа, влохновентого
заря — Тараса Григорьевича Шевченко.
Царизы терзат душу и тело поэта. Совет-
ская власть ставит ему памятники. Слава
Шевченко гремит во’ всех концах необ’ят-

родников нафодното  .

ной социалистической державы. Стих Шев-
ченко стад орудием борьбы за новую жизнь
в руках всех народов СССР. Это — огром-
ная победа. Это сделала мудрая партия
большевиков, это сделали Вы, pool
товарищ Оталин, ^^ nee
Знаменательным символом является от-
крытие памятника Шевченко в Киеве. Ста-
рый дореволюционный Киев — Киев ‘мра-
кобесов, лабазников и вкликуш — ето
преследовал поэта, Новый Kaen а
героизма и труда, Киев юности и побед
чтит память поэта открытием памятника.
< Подлые враги народа, троцкистево-буха-
ринюкие и буржуазно-националистические
лакеи фалтистоких разведок пытались с0-
рвать мирный труд украинского советского
народа. Они стремились оторвать Советскую
Украину от СССР.
Просчитались псы фашистские, Не бро-
дить врагу по нашим цветущим нивам, не
вилать ему налтих городов, заводов. Совет-
ский народ уничтожил змеиные гнезда в0а-
гов, он выкорчует их до последнего, чтобы
цуха их не было на священной советской
‘земле, i
Подлые враги народа не раз протягивали
своп грязные лапы к творениям Тараса
Шевченко. Они ‘Фальсифипировали его or-
пенные строфы, они пытались  исказять
мужественный облик поэта, колючей про-
волокой лжи’ отделить его от народа. Стаз-
ка врагов бита и здесь. Произведения
Шевченко были и остаются гордостью ук-
раннското народа. Они стали, достолнием
всех народов СОСР. Пламенвая поэзия
Шевченко служит своему народу, она на-
ходит отклик в сердцах ‘миллионов и мил-
лионов советских патриотов. В стране, где
обылись мечты лучших умов человечества,
в этой стране умеют ценить песню, под-
pura бойца за дело натода, бойца, каких
был Тарае Шевченко,

Доротой товарищ Сталин, мы помнии

Валти прозорливые слова о катиталистиче-

‘ском окружении, Мы их. помнии © тем  .

большей ответственностью, что жизем 7
границы. Мы в любую минуту готовы к

бою против немецкого и польского фаптиз-
ма; Горе им, если они осмелятся посягнуть

на’ наш мирный труд. Мы уничтожим вра-
га па его ме территории. Пусть помнят
все наши капиталистические соседи, близ-
кие и дальние, что свобололюбивый укра-
инский народ всегда ненавидел и жесток
бил своих иповечных врагов — немецки
баронов, польских‘ шляхтичей, 06 этом
немало поэм и стихов еложил наш люби-
мый поэт Tapae Шевченко,

В дни, когда в странах фаптизиа пресле-
дуют и тонят все передовое и мыслящее,
котла на площадях Берлина сжигают кня-
ги лучших писателей мира, когда проно-

ведуется варвафетво и одичание, в Эти дни
MBI открываем памятник народному поэту В

Тарасу Шевченко. Мы —- восход нового
человечеетва. Мы — провоэвестники под-
линного социалистического гуманизма. Мы
— счастливые люди солнечного сталин-
ского времени,

Да здравствует наша славная социали-
стическая отчизна! . . м
Да  здравотвуег.” великая
дружба всех народов СССР!
Да злраветвует мудрая большевистекая
партия и 6 ‹ Сталинский Центральный
Комитет! о. : : .
Да здравствует великий вождь народов,
‘светоч и гений трудящихся всего мира;
друг и учитель наш родной, любимый
Сталин! ,
Приветствие принято на 200-ты-
сячном митинге в Киеве, посвященном
открытию памятника Т, Г. Шевченко,
и на торжественном заселании, посвя-
щенном 125-летнему юбилею поэта,
в Киевском ордена Ленина театре спе-

ры и балета им, Т. Г; Шевченко.

Москва, Совнарком СССР-1ППОВварцигу Молотову

Дорогой Вячеслав Михайлович!

В семье вольной, новой, в семье брат-
ских наролов‘ ббюза, о украинский народ
уверенной и несокрупимой поступью ша-
Mer к коммунизму

_В далекое прошлое канула его торест-

°ная сульба. Her Украины — бывшей

царской колонии, ‘где гнет и произвол
царили с особенной силой; те лучшие
аюди ссылались на каторгу и поселение,
тде одним. росчерком пера царских сатра-

пов уничтожалаеь культура.

Есть свободная Украина — страна, rye,
как сталь. крепок социалистический строй.
Tye куетбёя новая невиданная жизнь.

Давно уже отзвучали на нашей земле
песни горести и. печали. ‹ ]

Им на смену прашли гордые песни на-
Рода-победителя. Перекатным эхом
разносятся ‘они нал тучными полями,
блатоухающими садами, над городами, за-
водами, шахтами и селами цветущей (9-
ветокой Украины.

них Ham народ елавит TOTO, кто
создал его прекрасную жизнь, Ето ведет
страну от победы в победе, чье имя 6
огромной любовью произносится всюду:

«Bo im ’s це—щастю:
. doze upesigamn,
Про Стална ica
Сшва робиник».
С именем Сталина: на устах наш налох
вершит великие sets.
В тесной 6parcro

‚ в  нерав-

рывном союзе с великим руееким народом
украинский ‘народ. завоевал счастливую
жизнь, Неот’емлемая ‹ составная” часть Be-
amore — Укрална превратилась
под мулрым  испытанным руководством
ленинско-сталинокой партий в. несокру-
шимый Форпост страны социализма Ha
Залтале. , :

Пышным пветом расцвела Украина. под
яркем солняем Сталинской”: Конституции.
Буйно колосятся ее колхозные поля, гор-
до поднимаются в вебу трубы фабрик, и
заводов. растет сопиалистическая по‘ 60-
держанию, национальная по Форме Вуль-
тура, растут ее люди — знатные мастера
труда, сталинские питомцы, я В cBOe
счастливой жизни украинский народ’ не
забьтвает тех, ‘кто отлавал лучитие свои
оды и жизнь за благо народа, вто звал
его к победам, чей неугасающий дух елу-
жил примером,

Сегодня мы чтим память гениального
сына украинского народа, певца его доли,
борца з& его свободу, поэта-революционера
Тараса Григорьевича Шевченко. Вместе 6
нами чтут его память и все народы нашей
необ’ятной страны — от Балтики до Вла-.
дивоетока, от дальнего Севера ло теплого
Юга, ибо Шевченко вместе ¢ - лучшими

представителями революционной  демокра-

тии России — Герценом, Чернытевеким,
Добролюбовым — булил их в бр и
призывал их:

«Громадою обух сталить, .

Та добре вигострить сокиру». .

Шевченко блазок народам СССР, он до-
рог им, как пламенный борец за лучшую
Жизнь. , =

Презренные тронкистско-бухаринекие
выродки и буржуазно-напионалистические
‘агенты фашистских разведок, пытавитиеся
оторвать Украину от брётекой семьи па-.
родов СССР, стремились отдалить Шевчен-
kd OT народа, фальсифицируя его творче-
ство, опи хотели использовать его имя для
своих гнусных пелей. Че вышло. Грозный
народный гнев смел их © липа земли, ра3-
громил их’ гнезда, и поэт-революпионвер во
всей мощи правлизого слова предстал. пе-
ред нами. ,

- Шевченко наш. И крепко живет его
память в сердцах трудящихся нашей po-
ДИНЫ: ыы
«1 мене в МТ велик
В см вольнй, нов,
‚ Не забудьте пом’янути
Незлим тихим словом». ,

Эти слова нашли живейший отклик в
великой семье освобожденных народов
Союза Советеких Социалистических Рес-

публик.

‚ День 15-летнего юбилея 0 дня’ рож-

дения поэта является днем торжества

ленинско-сталинской  напиональной поли-
‚ является днем единения всех наро-

дов ‘нашего великого Союза.,

В этом единении растет и крепнет на-  .

ша мощь, В этот торжественный день мы
— представители. рабочих, колхозников,
советской интеллигенции пветущей Укра-

йны вместе < дорогими гостями братеких

республик — шлем Вам, главе. советеко-.

го правительства, ближайшему соратнику
великого Сталина, пламенный больтевиет-

ский привет и заверяем Bac, что пол ру-

КоводСтРом` пепытанного соратника” Оталина
— Никиты Сергеевича Хрущева ykpama-

ский нарбл приложит все силы в. борьбе,

за окончательное торжество великого дела
Ленина— Сталина, за полное торжество
комуунизуа.
° И если враг осмелится посятнуть на па-
ши границы. вели фаптистские  громилы
попытаются напасть на нас, то они на де-
ле убедятея, как мужественно может бить
ся в рядах семьи вольной, новой укранн-
ский народ за свободу, за. торжество’ дела
Ленина-— Сталина. В При

Да, здравствует наша цветущая несокру-
шимая социалистическая родина!

Да здравствует правительство первого. в
мире социалистического ‘государства .рабо-
чих и крестьян и его глаза верный сорат-
ние Сталина — Вячеслав Михайлович
Молотов! Be 4 ee
Ja здравствует наш великий отеп,

`вождь, друг, и учитель, наша гордость —
великий Сталин! ‘

‚ Приветствие ° принято на торжеёст-
венном ‘заседании, “посвященном
.125-летнему ‘юбилею’ Т. Г. UWes-
ченно, в Киевском ордена Ленина-
 театре оперы и балета им; Шев-
ченко.

`

Уничтожение противоположности между
умственным и физическим трудом в Ha-
шей стране находит яркое выражение B
гигантском росте культурного’ уровня тру-
дящихся, в громадной тяге их к овладе-
нию культурным наследием, в развитии
эстетических вкусов читателей.

Прекрасным примером этому может слу-
жить состоявшаяся в  шевченковские дни

‚конференция читателей — рабочих четы-

рех крупнейших ваводов Москвы, посвя-
щенная памяти великого украинского по-
эта.

Рабочие, стахановцы Краснознаменного
комбината Трехгорной мануфактуры им.
Дзержинского, заводов ‘имени ‘Сталина,
«Динамо» и «Серп и молот» выступили ©
докладами о жизни и творчестве Шевчен-
ко. Готовясь к своим докладам, они поль
зовались материалами и консультацией

`Всесоюзной библиотеки имени Ленина,

*

Театр имени Ленина, где происходит
конференция, первполнен. В президиуме—
члены партийной организации комбината
«Трехгорки», представители заводов, COT-
рудники Библиотеки имени Ленина, поэ-
ты-орденоносцы.

Конфёренцию открывает зам, секретаря

парткома «Трехгорки» тов. А. И. Шемят-
КИН. .

Слово для доклада предоставляется быв-
шему рабочему. ныне молодому инжене-
ру «Трехоркиз», преподавалелю ФЗУ В. А.
Бережкову. ;

— 25 февраля 1814 г — начал свой до-
клад т. Бережков, — в прекрасной Украи-
He, терзаемой в то время панами польски-
ми, русскими ‘и украинскими, родился B
семье крепостного Тарас Шевченко. Йсто-
рия его жизни, как он сам пишет, есть

`«история жизни людей. выбившихся CBO-

ими способностями и делами из темноты
безгласной толпы простолюдинов». —

Рассказывая, о важнейших этапах жизни
ТМевченко, докладчик подробно излагает
биографию поэта, начиная с то сирот-
ского   детства, останавливаясь на участии
в кирилло-мефодиевском братстве и после-
довавших затем тяжких годах ссылки и
кончая последними днями его существо-
вания, —  Pree безрадостното, под
неизменным надзором полиции, вдали от
любимой им aaa

Счетовод бухгалтерии  евитценабивното
цеха «Трехгорки» М. Я. Храпунова сдела-
л& доклад об образе крестьянской женщи-
ны в творчестве Т. Г. Шевченко.

«Женщина-крестьянка в произведениях Шевченко»

Доклад счетовода М. Я. Храпуновой

`

Тарас Григорьевич Шевченко был кре-
постным и вею тяжесть крепостной жизни
вынес на своих плечах. Он вышел из гу
щи народа; любил свой народ, свою роди-
ну. В своих произведениях он много мМе-.
ста отдал описанию. жизни  угнетенной
женщины.

Крепостная женщина была трижды Pan
бой: рабой насильника-барина,  рабой’ сво-
его мужа и рабой существовавших тогда
нелепых законов ‘тиранического’ строя.
Весчеловечное отношение к женщине глу-
‘боко чувствовал Тарас’ Григорьевич. ›

В поэме «Катерина» Шевченко © `заме-
чалельной простотой, волнующе рассказы-
вает о тяжелой доле Катерины,  06609че-
щенной, брошенной, опозоренной и погиб-
шей в непосильной борьбе со всем укла-
дом царского строя.

В поэме «Ватрачка» Шевченко дает дру-
той образ женщины -—- более мужествен-
ной и сильной. Ганна не погибает и не
губит своего «незаконного» сына, подобно
Катерине, & тади ето счастья до самой
смерти с тероической стойкостью ‘хранит
свою тайну, оберегая сына «от людского
вла». у

В поэме «Марина» Тарас Григорьевич
показывает новый образ крестьянки. 0
уже но безмолвная, замученная раба, &
тордая, протестующая против’ унижения

errr ree ee RE PY TL IAL
 Литературная газета
№ 14.

женщина. Она больше не желает  поко-
ряться своей рабской доле. Защищая свою
гордость, она убивает насильника-барина,
сжитает дом, Марина погибает, но она по-
тибает, как тероиня, как борец за свою
свободу, & не как жалкая,  безропотная
жертва.

В своих ‘стихах © женщине Шевченко
восстает протиз законов своего века, от-
воевывает для неа священные права же-
ны и матери.

Нам, женщинам свободной отраны, ураз-

ненным в правах © мужчинами; чужды и  .

нвпонятны теперь дикие нравы, царизма
Узнавая о них из художественных произ»
ведений, мы чувствуем, как далеко мы
ушли от этого темното времени. Мы мо-
жем жить свободно, дышать легко, рабо-
тать с радостью, любить по своему BHI-
бору, Мы можем, как равноправные чле-
ны общества, строить новую, счастливую
жизнь Материнство стало для нас не
игом, & счастьем.

Молодые левушки! Tenure samy свобод-
ную жизнь, отройте вдоровую, семью, умей*
те уважать других и заставьте, чтобы
уважали Bac.

Место Катерины, Ганны и Марины у Нас
заняли новые женщины, героини Полина
Осипенко, Марина Раскова, Валентина
Гризодубова, Мария Демченко, [yea Ви-
ноградова,

%

Механик строительства ЗИС тов. Новб-
хатский посвятил свой доклад интернаци»

ональным мотивам в творчестве Шевчен-
ко. Он говорил о связи поэта с прогрес-
сивной русской интеллигенцией o 610
дружбе с негритянским актером Олриджем,
о выступлениях Шевченко в защиту евре-
ев и против’ антисемитизма,

Стахановка прядильного цеха комбината
Трехгорной мануфактуры Мира Ходарина
содержанием своего доклада избрала ан-
тирелигиозные темы в творчестве Шевчен-
ко. Она привела ряд стихотворений, 3a
которые так яростно ненавидели  по9та

ИФИРЕИШИЯ ЧЕТЫРЕХ ЗАВОДОЕ,
ПОСВЯЩЕННАЯ ШЕВЧЕНЕХ

черносотенцы и мракобесы. Но ни их
ярость, ни бесконечные репрессии царских
жандармов не сломили бунтарского духа
Шевченко.

i

Сталевар, стахановец завода «Динамо»
им. Кирова тов. М. Новиков посвятил свой
доклад влиянию русских классиков На,
творчество великого поэта Украины, его
связи с русскими революционными демо-
кратами. i Prey

Доклад сталевара М. Новикова

‘Несмотря на жестокое подавление дё-
кабрьского восстания 1825 тода в России
все чаще и громче раздавался призыв 6о-
роться против рабства крестьян, против
существующей тосударственной системы.
Эхо выстрелов на Сенатской площади рас-
катилось, по всей стране и слилось с голо-
сами Радищева, Пушкина, Лермонтова.

Тарас Григорьевич Шевченко  обстоя-
тельствами жизни был связан с русскими
демокралами-революционерами. Свободолю-
бивые народы России и Украины были
исторически связаны общей судьбой и
имели общего врага в лице крепостниче-
ства и самодержавия.

Шевченко ставит в своих произведени-
ях те же проблемы, какие мы находим и
в творчестве Пушкина, Герцена, Черны-
шевского, Некрасова,

Герцен «призывал Русь к топору». Позд-
нев Некрасов словами русского крестьяни-
на богатыря Савелья как бы отвечает
‚ Герцену: «Наши топоры лежаля до поры»,
Шевченко также призывает народ к орга-
низованному вооруженному восстанию:

‚надо миру
собраться, обух закалить
‘и наточить острей. секиру...

Вот почему Шевченко был нетерпим
крепостниками и царизмом,

Тема труда занимает большое. место в
творчестве. Шевченко. Он возлагал боль-
шие надежды на развитие машины. Обра-
шаясь к вёликим изобретателям парового
двигателя, Тарас Григорьевич воскликнул:
«Великий  `Фультон и великий Уатт! Ваше
Mom0y06 He m0 дням, & TIO YacamM раоту-
шее дитя в скором времени пожрет кну-
ты, престолы и короны... Мое пророче-
ство несомненно».

Великий мыслитель Чернышевский В
своем романе «Что делать?» в развитии
машин также: видел освобождение наро-
да (4-й сон Веры Павловны). Великие
люди правильно понимали значение труда.
Они понимали, что все благо, которое с03-
дано трудом, должно принадлежать тому,
кто его создает) —

В стихотворении Некрасова «Железная
дорога» читаем? м

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...
’Влагослови же работу народную’

И научись мужика уважаль,

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дороту проложит ce6e. — i

только — жить в эту пору пре-

} красную

Уж не придется — ни мне, ни тебе,

А вот как говорит 0б этом Шевченко:
Работящим рукам, :
Работящим умам
Только нови пахать,

Думать, сеять, не ждать,
Что посвянное жать, —
Работящим рукам,

Творчество Шевченко народно в самом
широком смысле слова. Оно понятно не
только народу его любимой Украины, но
близко чувствам Всех народов Советского
Союза, которые несли такую жё тяжесть
крепостничества.

Шевченко многое. сделал в борьбе ©
крепостничеством и самодержавием, Мы,
люди социализма, видим великого, щедро-
TO сеятеля добрых семян, которые упали
на плодородную почву. и в Октябре 1917
тода дали мо всходы;

р *

Интересные факты привел в своём до-
кладе «Юбилей Шевченко в царское время
и в нашей социалистической стране» сту
дент рабфака завода «Серп и молот» тов.
Масленко. Он рассказал о возмутительной
кампании, поднятой мракобесами, исступ“
ленно требовавшими запрещения отмечать
в 1914 году столетие со дня рождения
великого поэта. .

Проф. Н. Ф. Бельчиков, принявший уча-
стие в конференции, отметил, что конфе
ренция представляет большой интерес для
исследователей творчества Шевченко.

Выступления докладчиков чередовались
с чтением стихов ° Шевченко поэтами
П. Антокольским, А; Бёзыменским, Е, Бла-
гининой и В. Звягинцевой. Памяти Т. Г.
Шевченко посвятили свои стихи фрезеров-
щик завода «Динамо» Н. Зверев, бывший
токарь завода «Серп и молот» т. Филатов
ит. Гринев.

‚В заключение силами драмколлектива
комбината Трехгорной мануфактуры был
исполнен один акт из пьесы евченко
«Назар Стодоля»,

нерушимая

мятника медленно сползает холст. _

«Рубекие классики и Шевченко»

6 марта в Кисее состоялось торжественное открытие
Т. Г.  Шевченио. На снимке; ми 6

украинскому ‚ поэту
  Шевченко.

i

памятника великому
‚памятника Т. Г.
тохроника ТАСС)

соо , ;

ВСЕНАРОДИЬИ ПИРАЗДЕИЕ

КИЕВ. (Наш.  корр.). Это был на-
поенный ‚ярким кисвским солнцем, прони-
занный острым  днепровеким ветром пер-
вый весенний день. Город украсилея фла-
гами, портретами великого ‘украинского
  10974, ¢ транепарантов о звучали Apne!
строки ‘его стихов. Весь Kues сдвинулся
в сторону университета, которому‘ с этого
дня присвоено великое имя Т. Г. Шевчен-
ко. В самом парке, на прилегающих в’ не-
уу улицах, вдоль бульвара имени Т, Г.
Шевченко собрались трудящиеся Виева и
гости, приехавшие на торжество.

На трибунах, воздвигнутых в парке, —
руководители КП(б)У, члены украинского
правительства, представители братеких рес-
публик, родственники и земляки велико
поэта, писатели, композиторы, художники,
артисты, стахановцы украинских заводов
и колхозов, Патриоты советской земли co-
брались здесь к подножью величественного
монумента почтить память своего гени-
ального поэта, мужественного революцио-
Hepa, верного сына украинского народа
Тараса Шевченко. +
`Первое слово предоставляется руководи-
TEI украйнеких большевиков, секретарю

TTR №1(б)У тов.’ Хрущеву. В яркой речи

Никита Сертеевич Хрущев говорит о люб-
ви К Поэту. которая живет в сердцах тру-
дящихея Совотекого: Союза, о большом ра-
JOCTHOM празднике, который отмечает се-
тодня наша страна.

‚ Затем с речами выступают председатель
Совнаркома Украинской ССР тов, Корот-
ченко, президент Академии наук УССР
тов. Вогомолец, поэты-орденоносцы тт. Ба-
жан, Тычина, Колас, предетавители 3830-
дов и колхозов. Взволнованную речь про-
изнес родственник великого поэта, колхоз-
ник т. Шевченко, горячо благодаривший
партию и правительство за огромное вни-
мание, которое уделяется памяти Тараса
Григорьевича.

Приветотвенную телеграмму Иосифу Вис-
сарпоновичу Сталину зачитывает поэт Ми
кола Бажан. Лес рук вздымается кверху,
когда ставят на утверждение текст этой
телеграммы. Из тысячи грудей вырывает-
ся приветствие мудрому вождю народов,
великому другу украинского народа
товарищу Сталину.

Наступает торжественный момент. Tee

еред
тлазами веех собравитихся открывается ве-

личественный памятник. Знакомое, дорогов,

лицо Тараса Шевченко; чуть склоненная

олова, внимательные, вдумчивые Глаза...

А через несколько часов снова собра-
лись в помещении Киевского ордена
Ленина театра оперы и балета руководи-
Ven партии и правительства, писатели и

рабочие, колхозники и артисты, киевляне

и тобти.

На торжественном вечере, посвященном
памяти великого поэта, © большим инте
ресным докладом ©’ жизни и творчестве
Тараса Шевченко выступило писатель-
зкалемик А. Корнейчук. Он рассказал о
теропческой жизни Тараса Григорьевича,
0 его гениальных творениях, о ето дружбе
& великими русскими демократами, 0
Пепримиримой борьбе Тараса Шевченко ¢
нанами” царизмом, польской шляхтой,

С яркой темпераментной речью высту-
пил Всеволод Вишневекий. Он раесказал
о великой дружбе русского и украинского
Народов. о вековечной борьбе, которую
победно ‹ выдержали русские и украинцы,
разгромив захватчиков-немцев.

Or вмени белорусского народа выступил
поэт Янка Купала, Его сменяет на три
Gye грузинский поэт Canapo Dyan. Tse
кий поклон OT московеких художников пач
мЯти великого поэта передает заслуженз
ный деятель искусств тов. Герасимов.

После выступления армянского поэта
Г. Абова выступает представитель Азер
‘байджана тов. Рафили. Он преподносит” поз
дарок ‘от трудящихся’ Азербайджана —
ксвер в вышитым портретом Т.Г. Шевз
ченко и книги украинского поэта на азер=
байджанском языке.

Председатель президиума Верховного
Совета УССР т. Корниец читает Указ Пре
зидиума Верховного Совета CCCP о приз
свовнии имени Тараса Шевченко Бибвскоч
му оперному. театру и Киевскому универ“
ситету и 06 установлении стипендий име“
ни великого украинского поэта. Затех Ми
кола Бажан и Павло Тычина  зачиты
вают тексты . приветственных телеграмм
товарищам Сталину и Молотову.

...Лоздно ночью закончился  праздниче
ный концерт в честь поэта. А в парка
возле памятника все еще не расходились
Еще долго звучали песни поэта. И, ocse
щенный яркими лампами и большим ма“
TOBCRUM месяцем, задумчиво глядел Ha pa
достную поющую молодежь великий поэту
память. о котором будет вечно жить в
сердцах трудящихся, ©
И Ю. МАРТИЧ

x

MWWenuenmonenmi: menep
te dle OOo Поз e

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.), В Ленянтра-
де в Академии художеств — здании, где
жил и умер Т. Г. Шевченко, 6 марта’ со-
отоялось   торжественное собрание, посвя-
щенное 125-летию со дня рождения вели-
кого украинского поэта.

Собрание открыл председатель Шевчен-
ковского комитета ленинградокого союза
советских писателей Михаил Зощенко.

— Тарае Шевченко, — сказал М. Зощен-
ко, — был не только поэтом и художни-
ком, он был революционером, активным
борцом з& дёло ‘народа, Все его искусство
было проникнуто болью за народ, надеж-
дой на лучшую долю. Все его ‘искусство
—это призыв к борьбе, призыв в фаскре-
пощению народа,

Шевченко обладал теми качествами ума
и сердца, которые делают человека вели-
ким. История искусства знает, что для то*
то, чтобы быть великим мастером, ^ ‘недо-

статочно иметь только талант, Надо иметь

волю, мужество, светлый ум, доброе серд-
це, энергию и благородную. цель,

Все ото имел Шевченко, и вот почему он

был вениким человеком, на-жизни кото-

рого, солепузт. учиться. . Вот. почему совет»   Т
ладежлы

ский, народ, осбуществявзший
Шевченко, тов чтит 60 память.

С ларкыЕ речью BLOCKY’ Remerar XVI
с’ездя партии поэт Ал; `Прокофьев.

— Сегодня, — говорит А. Прокофьев, —
по всему Советскому Союзу открываются
юбилейные торжества в честь стодвадцати..
пятилетия CO THA рождения. величайного
украинского поэта Т. Г. Шевченко. Весь
советский народ, весь передовой и про-
грессивный мир отдает ныне дань робхи.
щения тениальному сыну великого ‘укра
т народа. ;

невыносимых условиях чудовищного
рабства й произвола царской ти —
этой тюрьмы народов — шел к вершинам
мировой славы тений Тараса — Шевченко.
Через ссылку, через солдалчину, через ка-
торгу Орской крепости, через муки, через
тысячу мук бесправья и униженья про-
шли обессмертившие украинский народ
стихи и поэмы великого поэта. Прошли,

и вот семья свободных советских народов
весь мир видит их бессмертие, Весь мир
видит их ‘бессмертие, их неувядаемые кра»
соту и силу, будящие и вызывающие у
людей чувства вооторга! Вольнолюбивые и
вдохновенные, они пришли в бращкую
семью народов Советского Союза, и BOT
мы. являемсея свидетелями торжеств, ко-
торые дает Советская страна в честь рож-
дения тениального сына украинского Hae
рода. На всех наречиях, на’ ‘всех языках
звучит ныне высокое, правдивое, BAOXHO-
венное слово Т. Г. Шевченко и в особен:
ности с0 всспобеждающей силой звучит
оно у Hac, От нао опо шазаех за рубежи
и вдохиовляет на борьбу ‘угнетенных.
Призыв поэта: _

Поховайте Ta вставайте,

Кайданы порвге

И вражою злою кров’ю

Волю ‘окроштё ;
— вел героический интернациоцальный ба»
тальон имени Т. Г. Шевченко по полям
сражений республиканской Испалтии,

«В четвертом часу рано я встречал воб*
ход солнца около могилы ‹ бесомертвого
‚ Г. Шевченко. Было незабываемое ‘для
меня утро» — писал Мать Залка.

Отсюда идет благослованье нь подвиг.
Свободолюбивый ‘великий поэт блахосло’
вил на подвиг писателя Матэ Залка, став“
шего потом генералом Лукачом — героем
испайского народа,

Батальон имени Т. Г Пвченко и №-
нерал Лухач шли на смерть, шли 96069
емерть и побеждали ее во имя красных
зорь, блещущих от`Москвы по всему ми
ру, за свободу, во имя которой Оилось
всю жизнь сердце гениального поота,

С речами выступили также проф. Г. Гу.
ковский, представители ленинградских ра“
бочих, бойцов и командиров РККА.

После докладов т. Ямпольского—-«Шев-
ченко и революционная демократия» и
проф. \ Исакова, — «ПШевченко-художник»
pene переводы стихов Шевченко читали
ру Dy Omadcroon eat и Н Ilo

о енко прочел о
написанной им бнографии ее, р