«$

к.

ae

ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛ

на ХУШ-ом с’езде партии о работе ЦК В

Стране. Но смерть помешала ему выпол-
нить эту задачу. Но чего не успел сде-
тать Ленин, должны сделать его ученики.
{Бурные аплодисменты).

Государство возникло на основе раскола
общества на враждебные классы, возник-
10 для того, чтобы держать в узде экс-
плузтируемое большинство в интересах
эксплузтаторского меньшинства. Орудия
влавти государства ` сосредоточивались,
тлавным образом, в армии, в карательных
органах, в разведке, в тюрьмах. Две основ-
ные функции характеризуют деятельность
тосударства: внутренняя (главная) — дер-
жать эксплуатируемое большинство в узде
и внешняя (He главная) — распгирять
черриторию своего, господствующего клас-
ea за счет территории других государств,
или защищать территорию своего’ государ-
ства от нападений со стороны других го-
сударств. Так было дело при рабовладель-
ческом строе и феодализме. Так обстоит
дело при капитализме.

Чтобы свергнуть капитализм, необходимо
было не только снять 6 власти буржуа-
810, не только экспроприировать капита-
листов, но и разбить вовсе государствен-
ную машину буржуазни, ее старую ар-
мию, ев бюрократическое чиновничество,
вв полицию, и поставить на ее место
новую пролетарскую  государственность,
новое социалистическое государетво. Боль-
шевики, как известно, так именно и по-
сетупили, Но из этого вовее не следует, что
у нового пролетарского  тосуларства пе
могут сохраниться некоторые функции
старого государства, измененные примени-
тельно к потребностям пролетарского го-
сударства. Из этого тем более не следует,
что формы нашего сопиалистического го-
сударетва должны остаться неизменными,
что все первоначальные функции налиего
товударства должны полностью сохранить-
ся ив дальнейшем. На сзмом деле фофмы
папего государства меняются и будут ме-
няться в зависимости от развития нашей
страны и изменения внешней обстановки.

Тенин совершенно прав, когда он гово-
pur:

«Формы буржуазных государств чрез-
вычайно разнообразны. но суть их 0д-
Ha: Bee эти госуларства являются так
или иначе, HOB послелнем очете обяза-
тельно диитатурой буржуазии, Переход
от капитализыа к коммунизму, конечно,
не может неё дать громалного обилия и
разнообразия политических opm, #0
сущность, будет при этом неизбежно 0х
на: пинтатура поолетариата» (Ленин,
т. XXI, erp. 398).

(0 времени Октябрьской революции на-

° ше социалистическое государство прошло

В своем развитии две главные фазы,
Первая фаза — это период от Октябрь-
ской революции до ликвидации -эксплуата-
тороких классов: Основная залача’ этого
периода состояла в подавлений сопротив-
ления сверпнутых классов, в оргавизаний
обороны страны от нападеная интервентов,
в воостановлении промышленноети и сель-
ского хозяйства, в подготовка условий для
ликвидации капиталистических элементов.
(образно с этим наше государство ocy-
ществляло в этот период две основные
функции. Первая функция — подавление

свергнутых классов внутри страны» Этим.
наше государство внешним образом напоми-”

нало предыдущие государства, функция ко-
торых состояла в подавлении непокорных,
‹ той однако принципиальной разницей,
чм наше государство полазляло эксплуата-
торокое меньшинство BO HMA интересов
трухящегося большинства, тогла как пре-
дыдущие государства подавляли экоплуати-

руемое большинство ва имя интересов экс-.

плуататорокого меньшинства. Вторая функ-
Пия — оборона страны от нападения из-
вне, Этим оно также напоминало внептним
0бразом прелыдутщие государства, которые
также занималиеь вооруженной защитой
своих стран, с той одназо принципиальной
разницей, что налие госуларотве заптитцазлто
от внешнего нападения завоевания трудя-
Щегося большинства, тогда как предыду-
щие государства защищали в таких случа-
ax Gorarerso и привилегии. экоплтуататор-
кото меньшинства. Была здесь еще третья
функдия — это хозяйственно-ортанизатор-
кая п культурно-воститательная работа
органов натпего государства, имевтая сво-
cit целью развитие ростков нового, сошиа-
листического хозяйства и перевосотитание
Юлей в духе социализма. Ho. bra новая
функция не получила в этот периох серь-
езного развития.

Вюрая фаза — это период от ликвида-
ции капиталистических олементов города
и деревни 10 полной победы сопиалистиче-
кой системы хозяйства и принятия moBolt

Д т. СТ

(Or onwtuaH   &>

Конституции. Основная задача этого перио-
да — организация социалистического хо-
зайства по всей стране и ликвидация по-
следних остатков капаталистических вле-
ментов, организация культурной револт-
ции, организация вполне современной 20-
мии для обороны страны. Соебразно ¢ этим
изменились и функции нашего социалисти-
ческого государства. Отпала — отмерла
Функция военного подавления внутри стра-
ны, ибо эксплуатация уничтожена, экеплу-
ататоров нет бюльше и подавлять некого.

нако, в корне после Октябрьской револю-
ции, после разгрома иностранной военной
интервенции, особенно после победы инду-
стриализации и’ ‘коллективизации, — Когда
уничтожение эксплуатации и утверждение
социалистической системы хозяйства с03-
дали реальную возможность лать стране и
провести в жизнь новую Конституцию.
Наиболее влиятельная и ввалифицирован-
ная часть старой интеллигенции уже в
первые дни Октябрьской революции отко-
лолась от остальной массы интеллигенции,

Вместо функции полавления появилась y
государства функция охраны соцналисти-.
ческой собственности от воров и расхитите-
лей народное добра. Сохранилась полнбэ
стью функция военной защиты страны от
нападений извне. стало быть, сохранились
также Красная армия, Военно-Морской
флот, равно ‘как карательные органы
разведка, необхолимые для вылавливани»
и наказания шШиионов, убийц, врелителей,
засылаемых в нашу страну иностранной
развелкой, Сохранилась и получила полное
развитие функлия хозяйственно-организа-
торокой и культурно-воспитательной рабо-
ты тосуларственных органов. Теперь oc-
новная задача нашего государства влутри
страны состоит в мирной хозяйственно-0р-
ганизатовокой и культурно-воспитательной
работе, Что касается нашей армии, кара-
тельных органов и разведки, то они свойм
острием обращены уже не во внутрь стра-
НЫ, & ВО вне ее, против внешних врагов,

К вилите, мы имеем теперь совершен-
Н0 Новое, социалистическое государство, не
виданное elle в истории. и значательно
отличающееся по своей форме и функциях
от социатистического госухарства первой
фазы.

Но развитие не может остановиться на
этом. Мы идем дальше, вперед, к комму-
низму. Сохранится ли У нас государство
также и в. период коммунизма?

Да, сохранится, если не будет ликвиди-
ровано капиталистическое окружение, если
не будет уничтожена опасность военных
нападений извне. При этом понятно,‘ что
формы нашего тосударства вновь будут
изменены, сообразно с изменением  вну-
тренней и внешней обстановки,

Нет, пе сохранится и отомрет, если ка-
питауистическое окружение будет ликвя-
дировано, если оно будет заменено окру-
жением социалистическим.

Так обстоит дело © вопросом о социа-
листическом государстве,

Второй вопрос — это вопрос 0 совет-
ской интеллигенции,

В этом вопросе, так же как и в вопро-
се о государстве, существует в нашей
партии некоторая неясность, неразбериха,

Несмотря на полную ясность позиции
партий в вопросе о советской интеллиген-
ции, в пашей партии все еще имеют рас-
‘иространение взгляды, враждебные к е0-
ветской интеллигенции и небовместимые с
позицией партии. Носители’ этих непра-
вильных взглядов практикуют, как изве-
слно,  пренебрежительное, ° презрительное
отношение к советской интеллигенции,
рассматривая 66 как силу чуждую и даже
враждебную рабочему классу и крестьян
ству. Правда, интеллигенция за период со-.
ветского развития успела измениться в
корне, как по своему составу; так и по

своему положению, сближаясь с народом  .

и честно сотрудничая с ним, чем она
принципиально отличается от старой, бур-
жуазной интеллигенции. Но этим товари-
щам, повидимому, нет дела xo этого. Онл
продолжают дудить в старую дудку, непра-
вильно перенося на советскую интелли:
тенцию те взгляды и отношения, которые
имели свое основание в старое время, ко-
Ta интеллигенция находилась на службе
У помещиков и капиталистов.

В старое, дореволюционное время, в ус-
довиях капитализма интеллигенция 60сто-
яла прежде всего из людей имущих клас-
сов, — дворян, промышленников, купцов,
кулаков и т. п. Были в рядах интелли-
тенции также выходцы из мещан, мелких
чиновников и даже из крестьян и р20о-
чих, но они не играли и не могли играть
там решающей роли. Интеллитенция в це-
лом кормилась у имущих классов и 06-
служивала их. Понятно поэтому то издове-
рие, переходивщее нередко в ненависть,
которое питали к ней революционные эле-
менты нашей страны и прежде всего ра-
бочие. Правда, старая интеллигенция дала
отдельные единицы и десятки смелых п.
революционных людей, ставших на точку
зрения рабочего класса и. связавших ло
конца свою судьбу с судьбой рабочего
класса. Но таких людей среди интеллиген-
ции было слишком мало, и они нё могли
изменить физиономию интеллигенции в це-
лом.

Дело с интеллигенцией изменилось, од-

.  вания,

ВаННыЫМиИ,

об’явила борьбу Советской власти и по-
шла в саботажники. Она понесла за это
заслуженную кару, была разбита и рас-
сеяна органами Советской ‘власти. Впос-
ледетвии большинство уцелевших из них
завербовалось врагам нашей страны во
вредители, в Шпионы, вычеркнув себя
тем самым из рядов интеллигенции. Дру-
тая часть старой интеллигенции, ‘менее
квалифицированная, но более. многочислен-
ная, долго еще продолжала топтаться на
месте, выжидая «лучших времен», но по-
том, видимо, махнула рукой и решила пой-
ти в службиеты, решила ужиться c Co-
ветской властью. Большая часть этой
группы старой ‘интеллигенции успела уже
состариться и начинает выходить из строя.
Третья часть старой интелянтенции, глав-
ным 0бразом рядовая ее часть, имевшая
еще меньше квалификации, чем прехыду-
щая часть, присоединилась к народу и
пошла за Советской властью. ЕЙ `необхо-
димо было доучиваться, и она действи-
тельно стала доучиваться в наших вузах.
Но наряду с этим мучительным процессом
дифференциации и разлома старой интел-
лигенции шел бурный процессе формиро-
мобилизации и собирания сил
новой интеллитенции. Сотни тысяч молодых
людей, выходцев из рядов рабочего клае-
сз, крестьянства, трудовой интеллигенции
пошли в вузы и техникумы и, вернув-
Шись из школ, заюлнили поредевшие ря-
ды интеллигенции. Они влили в интелли-
тенцию новую кровь и оживили ве по-но-

вому, по-советски. Они в корне изменили“

весь облик интеллигенции, по образу сво-
ему и подобию. Остатки старой интелли-
генции оказались растворенными в. недрах

„новой, советской, народной интеллигенции.

Создалась, таким образом, новая, советская
интеллигенция, тесно связанная с наро-
дом и готовая в своей массе служить ему
верой и правдой.

В итоге мы имеем теперь многочиелен-
ную, новую, народную, социалистическую
интеллигенцию, в корне отличающуюся от
старой, буржуазной интеллигенции как по
своему составу, так и по своему социаль-
но-политическому облику.

В старой дореволюционной интеллиген-
ции, служившей помещикам и капиталя-
стам, вполне подходила старая теория об
интеллигенции, указывавшая на необхо-
димость недоверия к ней и борьбы 6
ней. Теперь эта теория отжила свой век
и она уже не подходит к нашей новой,

советской интеллигенции. Для новой ин-
теллигенции нужна новая. теория, указы-
вающая Ha необходимость дружеского от-

ношения к ней, заботы о ней, уважения
к ней и сотрудничества с ней во имя ин-
тересов рабочего класса и крестьянства.

Кажется, понятно.

Тем более удивительно и странно, что
после всех этих коренных изменений В
положении интеллигенции У нас в партии
еше имеются, оказывается, люди, пытаю-
циеся старую теорию, направленную про-
тив буржуазной интеллигенции, применить
к нашей новой, советской интеллигеннии,
являющейся в своей основе социалисти-
ческой интеллигенцией. Эти люди, оказы-
вается, утверждают, что рабочие им кресть-

яне, недавно ome работавитие по-стаха-

новски на заводах и в колхозах, & потом
направленные в вузы для получения обра-
зования; ферестают быть тем самым на-
стоящими людьми,  становятея людьми
второго сорта. Выходит, что образование—
врелная и опасная птука. (Смех). Мы
хотим сделать всех рабочих и всех кресть-
ян культурными и образованными, и мы
слелаем это со временем. Но по взгляду
этих странных товарищей получается, что
подобная затея taut в себе большую
опасность, ибо после того как рабочие и
крестьяне станут культурными и 0бразо-
оли. могут оказаться, перед
опасностью быть зачисленными в разряд
люлей второго copra. (Общий смех). Не
исключено, что со временем эти, странные
товарищи могут докатиться до воспевания
отсталости, невежества, темноты, мрако-
бесля. Оно и понятно. Теоретические вы-
BUXH никогда не вели ий не могут вести
к добру.

Так обстоит дело с вопросом о, нашей
новой, социалистической интеллигенции.

Л

HA
TI).

* у
области дальнейшего

Наши задачи в
укрепления партии:

1. Систематически улучшать состав
партии, подымая уровень сознательности
членов партии и принимая в ряды партии.
в порядке индивидуального отбора только
лишь проверенных и преланных делу ком-
мунизма товарищей;

Приблизить руководящие органы в
низовой работе © тем, чтобы сделать их
руководящую работу все более оперативной
и конкретной, все менее заседательской и
канцелярекой;

3. Пентрализовать дело подбора кадров,
заботливо выращивать кадры, тщательно
изучать достоинства и недостатки работ-
ников, смелее выдвигать молодых работ-
ников, приспособлять дело подбора и pac-
становки. кадров к требованиям политиче-
ской линии партии;

4. Централизовать лело партийной про-
лаганды и агитации, расширить пропаганлу
идей марксизма-ленинизма, поднять теоре-,
тический уровень и политическую закалку
наших кадров. pi

Товарищи! Я кончаю свой отчетный
доклад. ,

Я обрисовал в общих чертах путь,
пройленный нашей партией за отчетный
период. Результаты работы партии и ее ЦЕ
за этот период известны. Были у нае
недочеты и ошибки. Партия и ве ЦЕ
не скрывали их и старались их исправить.
Есть и серьезные успехи и болышие хо-
стижения, которые не должны вскружить
нам голову.

Тлавный итог соетоит в том, что рабо-
чий ‘класе нашей страны, уничтожив
эксплуатацию человека человеком и
утвердив социалистический строй, локазал
всему миру правоту своего дела. В этом
главный итог, так как он укрепляет веру
в силы рабочего класса и в неизбежность
его окончательной победы.

Буржуазия всех стран ` твердит, что
народ не может обойтись без капиталистов
iW помещиков, без купцов. и ‘кулаков.
Рабочий класе нашей страны доказал на
деле, ‘что народ может с успехом обойтись
без эксплуататоров.

Буржуазия всех стран твердит. что
рабочий классе, разрушив старые буржуаз-
ные порядки, не способен построить что-
либо новое, взамен старого. Рабочий класс
нашей страны доказал на деле, что он
вполне способен не только разрушить
старый строй, но и построить новый,
лучший, социалистический строй и при
том такой строй, который нё знает ни
кризисов, ни безработицы.

Буржуазия всех стран твердит, что
крестьянство не способно стать на путь
социализма. Колхозное крестьянство наптей
страны доказало на деле, что оно может
с успехом стать на путь социализма.

Главное, чего особенно — добиваются
буржуазия всех стран и ее реформиетские
прихвоетни, — это то. чтобы искоренить
в рабочем классе веру в свой силы. веру

`в возможность и неизбежность его победы

ий тем самым увековечить катиталиетиче-
ское рабство. Ибо буржуазия знает, что
если капитализм еще но свертнут и он
продолжает все еще существовать, то этим
он обязан не своим хорошим качествам,
а тому, что у пролетариата нет еще до-
остаточной веры. в возможность своей
победы. Нельзя сказать, чтобы старания
буржуазии в этом направлении оставались
вполне безуспешными, Нужно признать,
что буржуазии и ее атентам в рабочем
классе удалось в известной мере отравить
душу рабочего класса ядом сомнений и
неверия. Если успехи рабочего класса
нашей страны, ‘если его борьба и победа
послужат к тому, чтобы  полиять пух
рабочего класса капиталистических, стран
и укрепить в нем веру в свой силы, веру
в свою победу, то ната партия может
сказать, что она работает недаром. Можно
нв сомневаться, что так оно и будет.
{Бурные продолжительные аплодисменты),

Да здравствует наш победоносный рабо-
чий класс! (Аплодисменты).

^ Да здравствует наше победоноеное кол-
хозное крестьянство! (Аплодисменты).

Да здравствует наша  сопиалистическая
интеллигенция! (Аплодисменты).

Да здравствует великая дружба народов
нашей страны! (Аплодисменты);

Ла здравствует Всесоюзная коммунисти-
oe партия большевиков!. (Апподисмен-
ты).

(Все делегаты встают, стоя приветству-
ют товарища Сталина и устраивают ему
продолжительную овацию, Возгласы: «Ура!
Да здравствует товарищ Сталин! Великому
Сталину—ура! Нашему любимому Сталину
—ура!»).

®

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ЛЕНЬ.

Утро незабываемого историческото ‘дня,
10 марта 1939 года, Москва встретила
взволнованно, радостно: сегодня откры-
Baercn ХУШ  с’взд великой партии
Ленина—Сталина. Сегодня в Большом зале
Кремлевского лворпа собрался цвет пар-
Til, цвет великого, героического больше-
Виотского племени. Со всех концов необ’ят-
ной Советской-земли с’ехались делегаты,
неся в своем сердце пеугасимое, вечно-мо-
10д0е пламя высокой преданности делу
коммунизма, горячей беззаветной любви
к св0егу Центральному Комитету, к своему
Толному, бескомечно дорогому и любимому
(талину, неся в своем сердце чувства и
мысли всей партии, всего народа.

Среди делегатов — старые большевики,
вынеетие на своих плечах не один деся-
ток лет революционной борьбы, и м0ло-
дые кадры, окрепшие и закалившиеся в
торниле сталинских, пятилеток, поднявшие-
(я из недр народа, взращенные под солн-
цем Великой Сопиалистической Октябрь-
ской революции.

Если окинуть взором зал, то Увидишь
десятки, сотни людей, чья слава гремит
10 всей стране и по всему миру — УВИ-
лить Героев Советского Союза, виднейших
партийных, хозяйственных ий советских
руководителей, героев  социалистического
Труда, наших замечательных стахановцев,
наших передовиков сельского хозяйства,
представителей нашей. прекрасной комму*
Нистической интеллигенции = Чудес

народ, великолепный сплав железной во-
ли и несокрушимой энергий, лучшие сы-
ны партии Ленина-—Сталина..

В Б часов 15 минут вечера на трибуне
появились товарищи Сталин, Молотов,
Ворошилов, Каганович, Ёзлинин, Андреев,
Микоян, Яданов, Хрущев — боевой штаб
партии во главе с вожлем Революции.

Нет слов и красок описать тот воетор-
женный порыв, который, подобно ‚ ветру,
пронесся по всему залу, порыв, об’явитий
всех присутствующих, когда они увидели
родного Сталина, под чьим водительством,
одержаны грандиозные победы, кто вел,
ведет и будет вести к новым боям, к но-
вым, еще более блистательным пободам во
славу коммунизма, во славу советского на-
рода и великой партии большевиков. Гро-
мовые аплодисменты, возгласы «Да здрав-
ствует великий Сталин!», «Да  зарав-
ствует родной Сталин!», произносимые на
разных языках. но насыщенные единым
чувством, слились в незабываемую симфэ-
нию волнения, радости, под’ема, энтузиаз-
ма.

Товарищ Молотов, тепло  встреченный
с’ездом, после яркой вступительной речи,
неоднократно прерываемой бурными а0л0-
хисментами, об’явил ХУШ с’езд ВАП(в)
открытым. ;

Великий с’езд избранников партии,
c eal, воторому суждено виисать новые
страницы в историю партий Ленина —
Сталина, в историю нашей родины, в ио-

торию всего мирового коммунистического
движения. приступил в работе,

Бурными аплодисментами приветствова-
ли делегаты товаряща зи его слав-
вых соратников, избранных в состав пре-
зилиума, Велед за президиумом были из-
браны — секретариат. ‹’езда. редакцион-
пая. комиссия, мандатная комиссия, утвер-
ICU повестка ABH Cesta uw регламент.

На тоибуну для доклада взошел Йосиф
Виссарионович Сталин. Три тысячи людей,
находившиеся в зале, — делегаты и го-
сти — поднялись $ мест, как один че-
ловек, выражая в бурных, бесконечных
аплодисментах и радостных, восторженных
возгласах свои чувства беспредельной люб-
ви. преданности в отцу, учителю, другу,
в своему ролному, дорогому Сталину!

Й. наконец, все стихло. Тишина вопа-
рилась в зале, тишина, полная напряжен-
ного внимания, когла каждый старался не
пропустить ни одного сталинского слова,
Пи ommoro, —= Такого знакомого, ожидае-
Мом и любимого, сталинского жеста,
И por раздались первые слова речи, не-
тромкий и ясный, спокойный и твердый
толов Сталина. Голос Сталина — голос
ть великой партии,  преобразующей
МИР

Сталин остро и зло издевался нах Фа-
шистекими сумасбродами, с’езд смеялся
вместе co Сталиным. Кажлое слово
Сталина проникало в душу, будило глу-
бокие чувства, вызывало потоки новых

мыслей, открывало новые страницы в с0-
знании, в понимании жизни, в понима-
нии политической обстановки, Сталин го-
ворил 06 одержанных победах, о росте
социалистической промышленности и сель-
ского хозяйства, 0 радостном цветении Co-
ветской страны, о задачах, стоящих перед
большевиками, перед всем советским на-
родом, и каждый думал — да, это и мой
мысли и мои стремления, ибо то, что
товорит Сталин — это товорит партия
170-миллионного народа. В’ великом еди-
нодушии, в железной монолитноети =—
всепобеждающая сила большевиков, сила,
сокрушающая и преодолевающая все пре-
трады, BCe препятствия,

В 20 часов 35 минут товарищ Сталин
окончил  доклах,

Бесконечные овации зала были вырз-
жением чувств, охвативших делегатов
ХУШ с’езда, избранников. посланцев пар-
THA.

Товарищ Молотов об’явил первое за-
седание с’езда закрытым.

„.Йз  Времлевских древних ворот выхо-
дили группами и в одиночку’ делегаты
с’езда и гости. Москва—шумный, жизае-
радостный, кипучий город — лаюково
раскрывала перед ними заснеженные про-
сторы своих проспектов и улиц. Каждый
выходивший из Кремля, из зала г’езда,
Hee бережно свое неостывшее волнение,
как бы боясь расплескать нахлынувшие
впечатления, чувства, мысли.

(XVII с’езду ВКП(б),
ътоварии“

Сталину

ПРИВЕТСТВИЕ ОБЩЕМОСКОВСКОГО
МИТИНГА ПИСАТЕЛЕЙ

Общемосковекий митинг советских пи-
сателей единодушно и радостно шлет сер-
дечный, пламенный привет делегатам
XVIII с’езда великой Коммунистической
Партии большевиков и великому человеку
нашей‘ эпохи, воплотившему в себе серл-
це и разум всего передового прогрессив-
ного человечества, родному и любимому
товарищу Сталину. Дни партийного С’азла,
открывающего новую странину победонос-
ной истории социалистической страны, —
праздничные” дни всего народа

Мы, писатели, как и весе трудящиеся
нашей великой Родины, с радостным вол-

ну в новую, высшую Фазу коммунизма»
в полосу кропотливой и героической рабоч
ты по преодолению пережитков  капита=
пизма в сознании людей. ,

РоманоХ и песней. повестью п стихом,
пьесой и статьей мы булем участвовать В
этой большой работе, требующей от нав
такой итейно-хуложественной мобилизации,
какая способна дать наиболее эффектив-
ные качественные результаты.

Вдохновленные сгалинеким словом, мы
об’являвм о своей полной готовности к вы-
полнению эт0й ответственнейшей задачи.
Отрадно знать, что налие служение народу

они выступили со значительными a

нением восприняли слова изторичеекого
доклада’ товарища Сталина, прозвучавшие
с трибуны С’езда.

Проникнутые гордым сознанием почет-
ной роли, которая выпадает на долю с0-
циалистической интеллигенции наряду ©

является действенным служением самым
светлым идеалам человечества, идеалам
коммунизма, высоты которого открывает
перед нами ХУШ партийный с’езх.

Да злравствует великое, непобедимов
знамя Маркса — Энгельса — Ленина —

аа рабочим классом, наряду ©   Сталина! *

победоносным колхозным крестьянством В я
третьей сталинской пятилетке; мы заве- ce НЕ, мои большевистская
ряем С’езд в том, что отдадим всю силу   ПАР я У ый С’
своей творческой страсти, силу мысли и  Па здравствует ХУШ Beecowsn cam
‘звания делу большевистской партии, делу коммунистической партии большевиков,

С’езл победителей!

Да зиравствует отец великой
народов, наши. друг, учитель и
товариш Сталин!

народа, подымающегося на новую ступень
социалистического сознания.

Мы понимаем, каких усилий ждет от
нас партия большевиков, ведущая стра-

семьи
. ВОЖДЬ

JUMTEPA TY IPA
COMMATHCHTMYIECKOM ГРУЗИТ

Голы между XY a ХУШ везлами
BRI(6) были исключительно плодотворные
ми для литературы Советской Грузии.

Искренним и вдохновенным поэтическим
выражением беспредельной любви и пре-
данности советском народа к великому
Оталину является сборник «Грузинские
стихи и песни © Сталине».

В исторические rau выборбв в Верхов-
ные Советы поэты Грузии выпустили лва
больших сборника — «Счастливая роли-
на» и «Песни счастья». Трудовой энтузи-
азм COBETCROTO народа отравилея в боль-
шой. коллективной книге «Новая Кюлхи-
да». На борьбу испанском народа в фа-
шизмом трузинская поэзия отозвалась
коллективной книгой «Испанекому наро-
ду». Поэты Г. Табилзе; А. Машашвили,
Г. Лвонилзе, С. Чиковани, И, Гришашви-
ли, С. Эули. И Мовашвили, Ал. Абаше-
ли, В. Гаприндашвили, Ир. Абашидзе
за последние пять лет написали много
прекрасных стихотворений, пронакнутых
священным чувством советского патрио-
тизма, рисующих поэтические образы
героев социалистического труда, воспеваю-
щих нашу великую родину.

Грузинская поэзия обогатилась эпиче-
ской поэмой Г. Леонидзе <«Jererso и
юность вождя», поэмами A. Mamanranau
«Энгури» и Гр, Абашилзе «Весна в чер-
ном городе». é

` Социалистическому строительству наших
дней и героическому прошлому грузинско-
го народа посвящены романы ий повести

Ш. Дадиани, Л. Киачели, J. Шенгелая,
С. Кллиашвили. К. Пордкипанидзе, К. Гам-
сахурлия, А. Кутатели, П.  Чхиквалзе,
А. Чеишвили, Ак Белиашвили и других.

Выросла и окрепла грузинская совет-
ская драматургия, По праву гордящаяся
такими пьесами, как «Из искры» Ш. Да-
диани, «Арсен» и «Поладаури» С. Шан-
шиашвили, «Поколение героев» и «Осен-
ние дворяне» С. Вллиашвили, «Колхозная
свадьба» П. Какабадзе.

Группа грузинских литературоведов и
критиков закончила работу над кратким
курсом Истории грузинской литературы,
pees послужит основой дёльнейших ра-
OT,

5а последние пять лет в Грузии очень
много внимания уделялось освоению клас-
сического наследства. Наряду ¢ юбилей-
ными торжествами, посвященными Шота
Руставели, И. Чавчавалзе, Н. Бараталтви-
ли, А. Церетели и Важа Пшавела, больши-
ми всенародными праздниками были oTMe-
чены юбилей гениального Пушкина,
750-летие «Слова о: полку Игореве»,
125-летие со дня рождения Шевчентю.

Ираклий Абашидзе, Валериан Гаприн-
дашвили, Шалва Дадиани, Лео Киаче-
ли, Серго Клдиашвили, Георгий Лео-
нидзе, Константин Лорлнипанидзе,
Алис `Машашвили, Ило Мосашвили,
Галактион Табидзе, Симон Чиковани,
Сандро Шаншиашвили, Демна Шен-
гелая.

ГОЛЫ РАСПВЕТА

В ‘эти дни мы, писатели Армении, вме-
сте со всей могучей армией работников
литературы, вместе со всем народом , Ha-
шей родины живем мыслью о XVIII
с’езде большевистской партии. С огромным
воодушевлением мы ознакомились с тези-
сами докладов товарищей Молотова и
Жданова:

Литература Советской Социалистической
Армении, руководимая партией большевя-
ков, вступила в период ‘нового расцвета,
В этом отношении 1938 год можно назвать
переломным не только для литературы, но.
и для искусства Армении

Важным моментом в. жизни нашей пи-
сательской организации явилась широкая
республиканская конференция“ молодых пи.
сателей. Эта конференция определила пу:
ти дальнейшего развития нашей литера-
туры. _ „=

Самое крупное событие в армянской
поэзии за 1988 год.— слихотворное пись-
мо товарищу Сталину. В этом письме
шесть молодых поэтов Армении рассказы.
вают 0б исторической судьбе армянского
народа и о сегодняшнем счастливом дне
трудящихся солнечной Армении В этом
произведении молодые поэты показали
свою зрелость и мастерство. ,

Появились и многие другие крупные по.
этические произведения, к числу их от-
носятся поэмы орденоносца Ованеса Ши-
раза «Страна солнца», «Наше счастье», п0\
священные товарищу Сталину, «Героичес-
кая смерть» Сармена, в которой расскавы-
вается о борьбе комсомола Армении в дящей роли товарища Сталина работает
тоды гражданской войны, поэмы молодого писатель Сирас. Аветик Исаакян работа-
поэта-орденоносца Борьяна, y ет над обработкой народном эпоса 0

В последние годы в литературу пришли   Ленине; поэт-орденоносец Наири Зарьян—
молодые прозаики  Талалцян, ахбаз,   над большой поэмой о Сталине (цари-
Стаффи, Григорян, Овсепян и другие. Всё   цъунская эпопея).
раматург Ватаршян закончил сценарий

украинского поэта Тараса — Шевченко,
Истекший год обогатил нашу писатель-
скую семью талантливейшими народными
поэтами. К нам пришли amyra Григор,
Ашхуйш и другие. :
Какие подарки roropat писатели Ар-
MeHHy , народу к историческему с’езду
партии? Почти каждый из нас стремится
принять посильное участие в том произ-
водотвенно-творческом под’еме, которым
охвачен сейчас советский варод. Помимо
выездов на предприятия, заводы, в коп-
хозы, кроме очерков, рассказов, посвя-
щенных людям нашей страны, писатели
Армении включились в предс’ездовское
соревнование, взяли на себя ряд конкрет-
ных обязательств. Поэты по социали-
стическому. дотовору, заключенному с сою-
зом композиторов, дали тексты для массовых
песен, посвященных с’езду партии. Бри-.
тада критиков Института литературы и
языка Армении, работающих по заданию
союза писателей в подарок. с ездух за-
кончила армянский раздел первой книги
учебника литературы народов СССР.
Один из подарков с’езду — закончив-
шгийся конкурс на лучшую пьесу, в ко-
тором приняли участие 120 авторов. Этот
конкурс дал прекрасные результаты. До-
вольно сказать, что 60 процентов пьес на-
‘писаны на современную тематику.
Писатель Микаэл Манвелян заканчивает
роман «Ереван», рисующий жизнь старой
й новой интеллигенции. Над большим ро-
маном о советизации Армении и руково-

ведениями. Тапалцян, автор романа «Вик.

2 «Давид Оасунский»; писатель Пайазат —
тория», написал новый роман — «На Рас-   омедию о колхозной жизни «Голубой
свете», показывающий рост колхозного 0е-   парф»: Сатателян — колхозную драму

ла и разгром врагов народа. Молодой про.
заик Стаффи выступил о романом «Мне
явадцать пять лет» — из жизни комсомо-
ла, =

Исключительно плодотворным был этот
год для молодой драматургии. С успехом
идут на крупных сценах республики пье*
сы молодых авторов: «Слепой музыкант»
— ва современную тему, иоторическая
драма «Эмануэль» Араксмана — о круп-
нейшем революционере-демократе Налбан-
дяне, комедия о советской молодежи «Сви.
рель радости» Худавердяна-Апоргорцяна.
Комедию из жизни колхоза налтисал о мо-
лодой драматург Пайазат.

С большим энтузиазмом работают писа-
тели старшего поколения над новыми ху-
дожественными = произведениями. Ham
крупнейнгий , драматург-орденоносец Дере-
ник Демирчян написал пьесу «Капутан»—
на современную тему. Он изображает в
ней борьбу с вредительством на фронте
гидростроительства. :

Демирчян заканчивает теперь большую
пьесу, в которой стремится. показать образ
гениального вождя революции — великого
Ленина. Над этой пьесой Демирчян рабо-
тает уже несколько. лет.

Сборник рассказов выпустил депутат
Верховного Совета Армянской CCP писа-
тель Арази Вышла из печати новая поэ-
ма писатели Аветика Исаакяна «Mrep
Сасунский» — по материалам героического
народного впоса «Давид Сасунский». Писа-
тель-орденоносец С; Зорян. закончил вто-
рую книгу романа «История одной жиз-
ни», Вышел из печати роман поэта-орде-
ноносца Наири Зарьяна «Ацаван». Боль-.
шую плодотворную работу проделал поэт:
орденоносец Teram Сарьян, Он перевел
8.000 строк из произведений великого

«Красное ожерелье». Сценарий на оборон-
ную тему пишет драматург Ахумян. Над
новыми произведениями работают поэты
Сармен, В. Григорян, С. Таронци, Пого-
`сян, Аракс и др,

С большим энтузиазмом встретили пи-
сатели Армении высокую награду совет-
ского правительства — награждение ce-
ми лучших писателей армянской литера-
туры. ;

1939 тод должен быть тодом  новогб
блестящего под’ема литературы советской
Армении.

Мы, обещаем нашему родному отцу
великому Сталину дать стране и народу
волнующие, высокохудожественные полот-
на, реалистически отображающие красоту
и величие напгих исторических сталин-
ских дней. :

Г. Абов, М. Арази, А. Аракс, ашуг
Ашхуйш, ашуг Григор, В. Арамуни,
Т. Ахумян, Г. Айрян, Г. Борь-
ян, В. Вагаршян, А. Вартанян, Вер-
ди, М. Веспер, Р. Григорян, П. Гри-
горян, А. Григорян, Д. Демирчян,
Н. Зарьян, Р. Зарьян, С. Зоряя,
А. Исаакян, Г. Кочар, Г. Левонян, М.
Манвелян, 0. Меликян, М, Маркар-
ан, В, Миракян, Микаэлян, Г. Ов-
нан, С. Пайазат, Р. Погосян, Гегам
Сарьян, А. Сармен, Л. Сагателян,
А. Сирас, Б. Стаффи, С. Таронци,
Х. Тапапцян, В. Терзибашян,
Топчан, Г. Туманян, 0. Шираз,
А. Шайбон.

Литературная газета

№ 15 в