ХИП СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). ›

ТРЕТИЯ ПЯТИЛЕТЕИИ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ©9И.

Докладчик т Молото

]. Итоги второй пятилетки.

Товарящи! ; Так выглядит теперь СССР, name - co-
На Валие рассмотрение представлен тре-   пиалистическое общество.
тий пятилетний план развития народного  Из этого вилно, что в вонцу. второй
хозяйства СССР, 9 — гигантская про-  пятилетки. 94 ‘процента населения состоя-
грамма подема народного хозяйства, под’е-  лю из рабочих, служащих и крестьян
ма культуры, подема народного блатосо-   занятых в социалистическом, государствен.
стояния.  Фундаментом этой. программы   ном и колхозно-кооперативном, хозяйстве.
является наша победа, победа трудящихся ;
Советекого (Союза в выполнении первого
и второго пятилетнего плана.
_ Третий пятилетний план соответствует
тому новому периоду, в который мы всту-

ные кустари составляли около 6 процен-
тов. Экоплоататорские элементы были лик-
видированы, исчезли в нашей земли,

Происшедшее за последнее десятилетие

пили. Он соответствует тому, что CCCP
ae es преобразование нашего. общества нашло
Упит уже, В. НОВУЮ ПОЛОСУ Развития, В свое: яркое выражение в’ превращении

полосу завершения строительства, бесклас-
сового сопиалистического общества, и посте-
пенного перехода от социализма к комму-
низму. Третий пятилетний + план будет
одним из важнейших этапов в решении
Этой великой задачи, залачи перехода к
полному коммунизму. Взяться за это дело

°— значат поставить перед собой сложные
и трудные задачи.

Нас не смущают трудности предстоящей
борьбы за третий пятилетний план. Мы
полны уверенности B TOM, что справимся
и с новыми задачами. Порукой этому —
успехи в выполнении второй пятилетки.

Побела второй пятилетки у всех перед
глазами. Выполнена основная историческая
задача второй пятилетки — полностью
ликвидированы все эксплоататорекие влас-
сы, навсегда уничтожены причины, по-
рождающие экоплоатацию человека челове-
ком и разделение общества на эксплюата-
торов и экесплоатируемых. Вее это, прежде
всего, — результат ликвидации частной
собственности на средства производства.
Это результат того, что в нашей стране
восторжествовала государственная и коопе-
ративно-колхозная социалистическая  0б-
ственность. Исключения из этого правила
составляют пичтожную величину, Ja 2
те скоро совсем исчезнут. В городе уже
не первый тод полностью господствует
социалистическое хозяйство и рабочий
класс, включающий в свой состав рабочих
и служащих. Отеталая в прошлом деревия
преобразилась. Колхозный строй окреп и
превратилея в могучую силу коммунизма.
Социализм — первая фаза коммунизма —
уже в основном построен в нашей стране.
Исторические завоевания социалистического
общества и тосударства законодательно
закреплены в великой Сталинской Кон-
СТИТуЦИИ. :

Bee это означает, что наше общество
состоит теперь из двух дружественных
друг другу классов, из рабочих и вре-
стьян, об’единенных общим делом, делом
строительства коммунизма. великое
дело все’ больше сближает и’ 0б’единяет
рабочих и крестьян СОСР‘на основе ‘проч-
ного товарищества и дружбы, как актив-
ных и сознательных строителей коммуни-
стического общества. Грани между двумя
классами трудящихся CCCP все ше
стираются, как постепенно стираются и
исчезают также и грани между этими
классами и интеллигенцией, занятой умст-
венным трулом на пользу советского 9б-
щества.

Посмотрите, что произошло ¢ нашей
страной.

Вот, чю мы имели в 1928 году.

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
СССР В 1928 ГОДУ.

прежнего крестьянства в колхозное  кре-
стьянство и в большом увеличении удель-
ного веса рабочего класса в’ СССР. В 1928
тоду рабочие и служащие составляли У
нас только 17 процентов, а в 1937 году
составляли уже 35 процентов населения.
Удельный вес рабочих и служащих увели-
чилея в два раза. Вместе с дальнейшим
ростом городов и промышленности, доля
рабочего класса, за счет «соответствующе-
го сокращения крестьянского населения,
продолжает расти.

Блатодаря чему произошло такое: преоб-
разование нашего общества и мы добились
полной ликвидации эксплозтаторских клас-
сов и трупн в СССР?

‘Во-первых, блатодаря тому, что мы ус-
ъ‘пешно выполнили главную и решающую
хозяйственную задачу второй пятилетки —
задачу завершения технической реконст-
рукции народного хозяйства и поэтому co-
здали материально-техническую базу для
колхозного строя в деревне.

Во-вторых, благодаря тому, что мы еде-
лали весе возможное и для под’ема народ-
ного благосостояния и культурного уровня
трудящихся. 06 успешном завершении
технической реконструкции народного хо-
зяйства говорят такие факты. —

38 вторую пятилетку коренным образом
обновился = производственно-технический
аппарат промышленности и сельского хо-
зяйства. В 1937 году е новых предприя-
тий, построенных или целиком реконст-
руированных за первую и. вторую пяти-
летки, получено свыше 80 процентов всей
продукции промышленности. Около
процентов всех действующих в сельском
хозяйстве тракторов и комбайнов произве-
дены советской промышленностью во вто-
рой пятилетке. Продукция машиностроения
й металлообработки увеличилась не в два
с небольшим раза, как намечалось по
второй пятилетке, а почти в три раза.
Из наличного парка станков на 1’ января
1938 года, больше 50 процентов произ-
ведено за годы второй пятилетки. Воору-
женность ‹ рабочего электроэнергией по
промышленности в целом выросла ¢ 2.100
киловатт-часов до 4.370 киловатт-чабов.
В основном решена задача механизации
таких трудоемких и тяжелых процессов
промышленности, ках зарубка угля, добы-
ч& нефти и торфа, механизация лова ры-
бы ит. п.

По плану второй пятилетки продукция
промышленности должна была увеличить-
ся с 43 миллиардов рублей до 93 мил-
лиардов рублей, — в действительности же,
в 1937 году продукция промышленности
достигла 96 миллиардов рублей,

нашей промышленности должна была уве-
личиться на 114 процентов, & на’ деле
она возросла на 121 процент. Уже в
1 апреля 1937 года, то-есть уже за 4 го-
да и 3 месяца промышленность достигла
уровня, установленного для последнего го-
Xa второй пятилетки. Таким образом, про-
мышленность выполнила вторую пятилет-
ву досрочно.

По плану второй пятилетки средне-го-
довой темп был определен в 16,5 процен-
та, а фактически мы добились ежегодного
прироста в 17,1 процента. Значит, мы
превысили заданные планом темпы при-
роста промышленной продукции.

Разумеется, не все отрасли промышлен-
ности работали одинаково успешно.

Наибольшие успехи мы имели в тяже-
лой промышленности — в производстве
средств производства. Здесь продукция
увеличилась почти в два с половиной pa-
за (240 процентов) и план значительно
перевыполнен; вторая пятилетка по этому
производству выполнена на 122 процен-
та. Впрочем, ‘по некоторым важным от-
раслям тяжелой индустрии, как чугун,
уголь, нефть, план оказался значительно
невыполненным.

.‚ По, производству предметов потребления
мы имеем увеличение в два раза (200
процентов), хотя план полностью не был
выполнен. По производству предметов по-
требления, из-за неудовлетворительной ра-
боты легкой промышленности, мы достиг
ли только 85 процентов от плана, но
пищевая ‘промышленность. , Наркомпище-
прома СССР достигла 113 процентов, то-
есть значительно перевыполнила свой
пятилетний план.

Мы должны констатировать, что и во
второй пятилетке рост тяжелой промыш-
ленности шех значительно быстрее, чем
промышленности, производящей предметы
широкого потребления, Главной причиной
этого является то* обстоятельство, что в
ходе. выполнения второй пятилетки нам
пришлось внести серьезные поправки В
план развития промышленноети. Как и в
первой пятилетке, нам, в виду междуна-
родной обстановки, пришлось поднять на-
меченный теми развития оборонной про-
мышленности, и сделано для этого, —
как вы знаете из выступления тов.
Ворошилова на с’езде — не мало. (Апло-

1. Рабочие и служащие ..
2. Колхозное крестьянство
(вместе с кооперирован-
ными кустарями). ...-
3. Крестьяне-единоличники
и некооперированные ку-
РИА hee eta le ee AST
4. Капиталистические эле-
менты (нэпманы, кулаки).
5. Прочее население (уча-
щиеся, армия, пенсионе-
ры и др.) . eet eeee

ИТОГО:

Так выглядел СССР тогда, когда стала
развертываться работа по закладке фун-
дамента сопиалистического общества в
нашей стране.

Таким образом, если взять ту Часть
населения, которая целиком связана 6 C0-
цналистическим хозяйством, то-есть, если
взять рабочих, служащих, колхозников И
всю указанную группу прочего населения,
— всех вместе, то эта часть населения
десять лет тому назад составляла 22 про-
цента жителей СССР, то-есть меньше, чем
олну четверть всего состава населения.
Три четверти населения тогда было еще
привязано к частно-собетвенническому хо-
зяйству, & из них около 5 процентов 60-
стояли из экоплоататорских элементов —
нэпманов и кулаков,

Теперь у нас совершенно друтая кар-
тина. Мы не зря говорим об успехах пер-
вой и второй пятилетки. Социальный co-
став нашего общества коренным образом
изменился.

Вот данные о социальном боставе Hace-
aenua COCP 8 1937 году.

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
СССР В 1937 ГОДУ.

1. Рабочие и служащие ..
2. Колхозное крестьянство
(вместе с кооперирован:-

3, И НИ, 55 дисменты). Это потребовало значительного
и некооперированные ку- усиления под’ема тяжелой промышленно.
Crapa СИТИ 6 сти, при чем, в известной мере, за ечет

4. Прочее население ` (уча- темпов роста легкой промышленности. - За-
щиеся, армия, пенсионе- то мы заставили наиболее агрессивных

4 империалистов в. отношении СССР быть

рыи др.) ее .ь. о.
: поемирнее. (Аплодисменты). Но надо при-
знать, что теперь, ‘наряду © заботой о
дальнейшем усиленном развитни тяжелой
промышленноети, мы должны значительно
подтянуть вверх также весь фронт  про-
мышленности, производящей предметы
широкого потребления,
По сельскому хозяйству за вторую пя-

ИТОГО:

Литературная газета
2 № 16

Врестьяне-единоличники и некооперирован-
  ва поднялся до 157 миллионов пудов, то-

! свекле мы имеем увеличение © 66 мил-

90   родного хозяйства.

колхозно-базарной торговли! сильно снизи-
лись, Нам не удалось, однако, выполнить
задачу второй пятилетки по снижению роз-
ничных цен на предметы широкого потре-
бления. Но, как известно, невыполнение
этого задания второй пятилетки было пе-
‚рекрыто значительно большим, чем пре-
дусмотрено пятилеткой, повышением раз-
‘`меров заработной платы рабочих и слу-
жащих, а также быстрым ростом денеж-
ных доходов колхозов и колхозников.

Чтобы правильно опенить значение ра-
боты, выполненной советским народом 38
годы второй пятилетки, сравним итоги
второй пятилетки © итогами первой пяти-
летки. }

Мы вправе гордиться нашей первой ве-
ликой победой в народном хозяйстве и в
социалистическом преобразовании нашей
страны — выполнением первой пятилет-
ки. Эта побель прогремела на весь мир,
как событие всемирно-исторического значе-
НИЯ. 1

Но вторая пятилетка BO многом стоит
выше первой пятилетки.

Возьмите хотя бы такие Факты.

Во-первых. Народный доход за вторую
пятилетку увеличился больше, чем в два
раза, точнее, в 2,1 раза, В этом гигант-
ском росте народного дохода дан общий
итог хозяйственным ‘успехам второй пяти-
летки. т

Во-вторых. В первой пятилетке было
вРедено в действие новых и реконструи-
рованных строек — на 39 миллиардов
рублей, & во второй пятилетке — на 103
миллиарда рублей, что дзет
прогив первой пятилетки в 2,6 раза. Этот
факт товорит за то, что в Советском Cow-
зе созданы во второй пятилетке условия
для дальнейшего, и еще торазло более
мощного, под’ема народного хозяйства.

Успехи второй пятилетки пришли в
нам не самотеком. Мы добились их в упоТ-
ной борьбе, преддолевая немалые трудно-
сти.

Ha напюм пути стояли остатки экоплоа-
талорских классов, Они цеплялись 3a CBOE
положение, но были начисто сметены. Од-
нако. разгромив классового врага внутри
страны, мы этим еще не сняли вопроса 0
борьбе © клаюсовыми врагами. „

Пока у Советского Союза существует
внешнее капиталистическое окружение, мы
не можем освободиться от обязанности ве-
сти < ним борьбу, борьбу с его новыми и
новыми вылазками против советокой влаё-
сти. против СОСР. Полоса усиленной борь-
бы се вредительством и шпионажем, чему
в последние годы мы должны были уде-
лить большое внимание, говорит сама за
себя. м и. особенно, его фалптист-
ские силы в’этой борьбе использовали все,
и в том числе самые грязные, самые  под-
лые способы борьбы с` СССР. Они не oc-
тзнавливались ни перед чем и использова-
ли для этого всех этих троцкистеко-буха-
риноко-ягодиноко-рыковоких  перерожден-
цев и их союзников из буржуазных наци-
оналистов, но остановить роста СССР ида-
же замедлить его движение вперед они
были не в силах. Мы получили новый
урок классовой борьбы, борьбы с капита-
тистическим окружением и, особенно, с
фапиютокими силами капитализма. Долж-
но быть, мы сумеем использовать этот
урок для того, чтобы во многом усилить
нашу борьбу со всеми вратами советской
влаюти, и всемерно укрепим налпе госудал-
ство в интересах этого дела.

Очястив СССР от враждебных клаюсов,
от эксплоататоров, мы еще не ликвиди-
ровали классов ‘вообще. Остался рабочий
класс, осталось крестьянство. Это уже не
прежний рабочий класс и но прежнее
крестьянство. Изменилась их роль в 0б-
ществе и государстве. Во многом изменил-
ся их быт, их культурный и нравствен-
ный облик.

тилетку мы ‘имеем. ‘увеличение валовой
продукции в полтора раза, на 51 про-
цент. Наше зерновое хозяйство успешно
справилось с выполнением известного Сла-
линского задания и дало в 1937 roxy
урожай свыше 7 миллиардов пудов зерна.
По окончательным подсчетам урожай зер-
новых в, 1937 году определен в 7 мил-
лиардов 340 миллионов пудов. ‘Задание
второй пятилетки по зерну перевыполнено.
Перевыполнено также задание по сбору
хлопка: с 78 миллионов пудов сбор хлоп-

есть увеличился в два раза. По сахарной

хионов * центнеров = надо признать, от
очень низкого уровня, до 219 миллионов
пентнеров, — увеличение больше, чем в
три раза. Серьезное отставание, осталось
по льну, кукурузе, подсолнуху. Продукция
животноводства увеличилась больше, чем
в полтора раза, на 54 процента.

В деле механизации сельского хозяйства
достигнуты большие уепехи. Перевыпол-
нен план по снабжению сельского хозяй-
«тва тракторами и комбайнами. По тех-
ническому уровню и по мощности круп-
ного производства наше сельское хозяй-
ство стоит теперь впереди сельского хо-
зяйства любой страны в мире. В отноше-
нии механизации отстала, однако, уборка
хлопка, льна, кукурузы.

Совхозы добились значительных успе-
хов, перевыполнив план по сдаче зерна.
Однако, обеспечение высокой рентабельно-
сти совхозов еще задача будущего.

Под’ем народного хозяйства во многом
обязан успешной работе транспорта, :
прежде всего, железнодорожного транспор--
та, который выполнил и перевыполнил
свою пятилетку по перевозкам за 4 года.
‘Сильно отстал водный транспорт. У всех
на глазах быстро развернулся автомобиль-
ный и воздушный транепорт,

Во всех этих хозяйственных ‘успехах
сказалось то, что техническая реконструк-
ция народного хозяйства проводилась
неуклонно. Это не значит, что на достиг
BYTOM уровне можно уже’ ‘успокоиться.
Как раз напротив: Перед нами стоят не
только не меньшие, но гораздо большие
задачи в деле дальнейшего технического
вооружения промышленности и всего на-

План второй пятилетки по под’ему ма-
териально-культурного уровня. трудящихся
повышением уровня народного потребле+
ния в два раза и более также выполнен.

3a это говорит, прежде всего, тот факт,
что производство предметов широкого по-
требления за эти годы удвоилось. По ряду
важнейших промышленных продуктов мы
имели не только удвоение, но и значи-
тельно больший рост, — например, по с8-
хару, маслу животному, колбасным изде»
лиям, трикотажному производству, обуви.

При росте численности рабочих и слу-
жащих на 18 процентов, фонд. заработ-
ной платы по всему народному хозяйст-
ву увеличился в два с половиной pasa, a
именно, на 151 процент против 55 про-
центов по плану второй пятилетки. Ре-.
альная заработная плата рабочих увеличи-
лась за вторую пятилетку вдвое (на
101%).

Государственные расходы Ha культур-
но-бытовое обслуживание рабочих и слу-
жащих, то-есть на просвещение и здраво-
охранение, увеличились с 4,3 миллиарда
до 14 миллиардов рублей, следовательно,
больше, чем в три раза.

Значительно поднялась за тоды второй
пятилетки зажиточность колхозников. Это
видно по росту доходов колхозов и кол-
хозников. Так, денежные доходы колхозов
3a годы второй пятилетки увеличились
с 4.6 миллиарда рублей до 14,2 милли-
арда рублей, то-есть более, чем в три
раза. Средняя выдача денег на колхозный
двор поднялась за годы второй пятилетки
в три ¢ половиной раза. Денежные до-
ходы, распределяемые среди колхозников
по трудодням, увеличились за эти годы B
4,3 раза, особенно в районах техниче-
ских BYILTYP. р

Олним из’ показателей под’ема блатосо-
стояния населения’ может служить такой
факт, как увеличение вкладов в сберкас-
сах с 1 миллиарда до 4,5 миллиарда
рублей.

0 культурном росте населения товорят
следующие факты. Количество учащихся в
начальной и средней школе увеличилось
$ 21.3 миллиона до 29,4 миллиона. 0с9-
бенно быстро росла средняя школа, где
количество учащихся в 5—7 классах уд-
воилось, а з 8—10 классах увеличилось
в 15 раз. Количество учащахея в вые-
ших учебных заведениях достигло 550
тысяч. В вузах у нас учится больше, чем
в таких странах, как Германия, Англия,
Франция, Италия и Япония вместе взя-
тых. Рольшюй размах политико-просвети-
тельной работы. нашел свое выражение В
значительном! росте выпуска книг и газет,
в развитии библиотек и кино-сети, особен-
HO, B большом росте сети звуковых ки-
ноустановок. “На 100 жителей. Советокого
Cowsa B наших библиотеках имеется 75
книг, что в три с лишним раза больше,
чем было в Германии в 1934 году. Наи-
более быстрые ‘темпы роста культурного
строительства были в Таких республиках,
как Киргизия, Казахстан, Туркменистан,
Таджикистан; Узбекистан, то-есть у. наро-
дов. Советского Вобтока.

Значительные успехи достигнуты и В
области здравоохранения. Достаточно ска-
зать, что количество лечебных коек уве-
личилось во второй пятилетке в полтора
раза:

Новой жилой площади введено в дейст-
вие 26,8 миллиона квадратных метров.
Следует. празнать, что в этом отношений
план второй пятилетки значительно недо-
выполнен.

В области товарооборота за тоды вто-
рой пятилетки мы добились не малых ус-
пехов. Достаточно сказать, что на протя-
жении 1935 года была отменена карточ-
ная система и закрытые формы торговли,
сначала на хлеб, 5 затем. и на все другие
продтовары и промтовары. Этого мы. могли
добиться ‘только благодаря быстрому росту
промышленной продукции @ благодаря
значительному под’ему сельского хозяйст-
ва. Обороты в государственно-кооператив-
ной торговле выросли в 40 до 126 мил-
лиардов рублей. В результате этого цены

остатки экеплоататорских
влассов, мы создали общество из двух,
дружественных друг другу, классов — из
рабочего класса и крестьянства. этом
обществе сложилась своя интеллигенция,
теперь уже не буржуазная и не буржуаз-
но-демократичеекая, а, в основном, социа-
дистическая интеллигенция. Эта интелли-
генция, кровно связанная © трудящимися
и © социализмом, -— ‘играет большую роль
во всей руководящей работе по.развитию
и укреплению нового общества и государ-
ства. Былая противоположность между го-
родом и деревней уже подорвана в корне,
но существенная разница между этими
классами еще существует. Эта разница
есть, прежде всего, потому, что рабочие
заняты в предприятиях. имеющих обще-
народный, ‹ государственно-социалиетиче-
ский, харавтер, & крестьяне — в колхо-
зах, которые имеют кооперативно-социали-
стический характер. 06% эти влаюса — п
рабочий класе и колхозное крестьянство—
уже являются клеюсами социзлистическо-
го общества, И хотя’ руководящая роль
остается за рабочим классом, как за пере-
довым и более подготовленным классом
для установления полного коммунизма, но
крестьянство, в свою очередь, занимает
не паюсивную позицию, & играет активную
роль в строительстве нового общества, в
строительстве коммунизма. Это положение
и закреплено в новой СССР,
великое значение которой неразрывно свя-
зато с именем товарища Отатина. (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты).

Значит ли это, что уже все рабочие и
все крестьяне стали переловыми людьми
нашего общества? Нет, еще не значит.

Й ‹реди рабочих есть передовые и есть
отсталые, не говоря уже 06 уродах. Также
и среди крестьян: есть и передовые, есть й
отсталые. Есть, конечно, и, хуже, чем про»
сто отсталые. Передовые люди нашего
времени являются активными и самоотвер-
женными строителями коммунизма, луч-
шими борцами за укрепление налиего го-
сударства. За этими передовыми людьми
нашего общества уже сознательно идет
подавляющая масса рабочих и крестьян.
Но и сели рабочих, не говоря уже © слу-
жащих, весьма живучи мелкобуржуазные
привычки. Еще не мало таких, которые
тетовы урвать для себя у государства по-
больше, а там хоть трава не расти. Поэ-
тому нужиз борьба за интересы госудат-
ства и за укрепление трудовой дисципли-

увеличение.

©.

ны в наптих риятиях и учреждениях,
нужна борьба с лодырями, разгильдяями и
летунами. Среди крестьян также не мало
еще таких, которым нет дела не только 10.
интересов государства. но и до интересов
своего колхоза, которые думают только 0
том, чтобы урвать для себя побольше и У
Тосударства и’ у колхоза. И здесь нужны
серьезные меры в области укрепления ли-
сциплины и в области воспитания. Без
таких мер, без усиленной работы по во-
питанию трудящихся в духе укресления
социалистической собственности и госу-
дарбтва, нельзя отсталых людей превра-
тить в сознательных, и активных строите-
лей коммунизма.

Наша сила в том, что в Советском Сою-
зе во всем задают тон передовые люди на-
шего народа. Кто эти люди? Сознательные
коммунисты, ‘Непартийные большевики,
стахановцы, колхозные передовики, социз-
листическая интеллигенция, — BOT эти
люди, вот творцы новой жизни! Их число
и общественное значение растет с каждым
днем,

Одним из самых выдающихся явлений

последнего времени является р
шаяся у нас новая форма conmanorn,
ского соревнования — движение стахани,
nes. Из гущи рабочих вышли люди, к
рые показали. образцы овладения технтьу
производетва и быстро, заняли передо,
едущую‘ роль во всей промышленния,
 Своей высокой производительностью труд,
‘на основе улучшения его организаци,
стахановцы указали лорогу & HOBEM yom.
хам промышленности, Такое же лэтхеть
все больше развертывается и В Korey
(Стахановцы-рабочие ° перекликаются 4
сроих славных делах © передовиками-ну
хозниками и увлекают за собой Bee т,
шую массу трудящихся. Ничего позобну
стахановскому движению при капитал,
ме не бывало и быть не может,
Стахановское движение — OT mm
мых замечательных итогов второй пт
летки. В нем мы видим свидетельство и,
ста наших сил; роста ях коммунистиь
ской сознательности и тарантию нови,
еще более славных успехов СССР.
° Таковы итоги второй сталинской пят
летки.

Ш. Основная экономическая

задача

Вы знаете, товарищи, что успехи име-
ют и теневую сторону. Они вызывают
иногда и излишнее увлечение. Нельзя от-
рицать, что в некоторых случаях мы и
теперь имели некритическую переоценку
этих успехов. Поэтому надо разобраться в
действительных фактах.

Мы действительно догнали и перетнали
капиталиетические страны по’ темпам ро-
ста нашей промышленности. Мы действи-
тельно догнали и перегнали эти страны и
по технике производства. 0б% эти  дости-
жения имеют тромадное значение, но это
еще не все, что нужно. Еще на ХУГ ‹’ез-
де партии в 1930 году товарищ Сталин
предупреждал, что «нельзя смешивать темп
развития промышленности ¢ уровнем 66
развития», что это вещи совершенно .раз-
личные; что «мы ‘льявольски отстали в
CMEICIe уровня развития нашей промыш-
ленности от. передовых. капиталистических
стран»; что нам необходимы высокие тем-
пы развития промышленности, чтобы. «дог-
нать и перегнать в технико-эконохическом
отношении передовые капиталистические
страны».

Тем не менее, кое-где стали забывать
0 том, что в экономическом ‚отношении,
то-есть в смысле размеров. промышленного
производства на душу населения, мы все
еще отстаем от некоторых капиталистиче-
свих стран, Стали забывать 0 том, что,
собственно, только каких-нибудь 10—12
лет, как мы смогли начать поднимать
страну с прежнего низкого уровня ее. раз-
вития. Стали ‘забывать 9 TOM, что дело
идет о ликвидации такого отстазания OT
других стран, которое является результа-
том больше, чем вековой отсталости доре-
волюционной Россия. Забывать же 96 этом
никак нельзя. и успокаиваться на. достиг-
нутом мы никак не можем,

0 ПРОИЗВОДСТВЕ ГЛАВНЕЙШИХ

того,
вития, то-есть в смысле размера промыш
TeHHOrO производства на душу населения,
мы еще стоим позади наиболее развитых
катиталистических стран. При этом нель-
зя упускать, Что численность насвления
СССР значительно превышает численность
населения США, больше. чем. в:два pass
превышает население Германии и примерно
в четыре раза превышает население как
Англии, так и Франции.

СССР.

В СССР построен социализм, 10 Toon

ен только в основном. Ham eme мну
очень много надо поработать, чтобы по-м
стоящему обеспечить CCCP seem необхо.
мым, чтобы у нас достаточно производили
всех товаров, чтобы у нас было изобили
всех продуктов, чтобы не только тех.
чески;
страну на такой уровень,
только не уступает, самой передовой м.
питалистической стране, но стоит знать
тельно. выше,

HO и экономически поднять ват
который в!

Мы вступили в новую полосу разн.

тия. в полосу постепенного перехоль и
социализма к коммунизму. Но этот п»
ход Е коммунизму означает изобилие ви
продуктов. OT которого мы еще
Этот перехох к коммунизму означает ть
ROH высокий технико-экономический у
вень страны, который намного превышаи
современный уровень любой экономичес
самой развитой капиталистической страны,
Из этого следует, что мы стоим перед во
выми, тромадной важности задачами B One
номическом . развитии

далеви,

CCCP.
Эти задачи вытекают, прежде всего, п
что в смысле экономического par

В лополнение к тезисам приведу нех.

торые цифры. Вот соответствующая таб.
ma,

ВИДОВ` ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В СССР И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
по последним опубликованным данным),

(СССР — за 1937 г., другие страны

Из этих пифр видно, что в расчете ва
душу населения мы серьезно отстали в
производстве электроэнергии, чугуна, ста-
ли, каменного угля, цемента. Между тем,
без высокого уровня развития этих произ-
водств нельзя обеспечить полный расцвет
машиностроения, оборонной промышленно-
сти, транспорта, строительства новых за-
волов и фабрик. Из этих цифр также вил-
но, как много ‘у нас еще работы в леле
развития тяжелой промышленности, ‘хотя
мы много заботились об этом деле все эти
годы. Надо. впрочем, сказать. что’ есть и
такие крупнейшие отрасли тяжелой про-
мышленности, как нефтяная, по которой

0 ПРОИЗВОДСТВЕ ГЛАВНЕЙШИХ
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В СССР

(СССР — за 1937 г., другие страны —

[==

Хлоп.-.бум. ткани
Шерстяные ткани
Обувь кожаная
Бумага
Сахар
Мыло

Почему же, несмотря на всю п

Г роделан-
ную работу и несмотря на SMa темп
роста нашей промышленности, мы все еще
экономически отстаем от наиболев разви-
тых капиталистических стран?

Ответ Ha этот вопроб ясен. Потому, что
наша страна еще недавно была страшно
отсталой в промышленном отношении и в
виду большого количества, населения стра-
ны имела крайне низкие нормы производ-
ства промышленной продукции наз душу
населения. За истекший короткий oporR
она не могла успеть полностью наверстать
Eee раньше время,

спомните, что писал Ленин
м году в тогдашней «Правде», а
ee ge a gs душевого потреб-
ии?», Бичуя на
буржуазной прессы, Ленин а api

«Россия остается неве
роятно, невида
отсталой страной, нищей и потудикой обо.
рудованной современными орудиями ° про-
meaigt 50 gees хуже Англия впятеро
ии, В) с
a вдесятеро хуже Амери-
Указывая на эт. Л
‚ Тенин
ee У власти капиталистов рен
оси за 10, ЧТо ОНИ «своим гнетом ocy-

BUTEA
предметы птирокого потребления. И тут.
увидим, что СССР отстал по размерах п
изводства на душу набеления таких
мышленных товаров, как хлопчато-бухи
ные и шерстяные ткани. кожаная бу
сахар, бумага, мыло и некоторые дру

США

СССР, хотя и сильно отстает от Соедини
ных Штатов Америки, но во много №
превосходит Германию, Францию, Итан

и Японию, где почти He производится 41
бычи нефти,

Возьмем теперь вопрос 06 уровне м»
промышленности, = производя

еще одна таблица:

ВИДОВ. ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ. СТРАНАХ

по последним опублинозанным данный)

и é

ждают пять шестых населения на Bile

ту, а всю страну’ — на застой п №
ние».

Ленин снова и снова возвращая 1
этому вопросу, B tom me 1913 rom!
CTaTbe «iheres0 в крестьянском 2097
стве». OH сравнивал тогдашнюю Роя 4
Венгрией. Он приводил тогда costes
ные Факты 06 экономике в Венгрии, Ml
У власти также стояли помещики-реаха!
онеры, как и. в Россий. Ленин устав
тогда следующее: из 2,8 миллиона №
стьянских хозяйств Венгрии в 2,5 №4

она хозяйств «безусловно  преоблыи
плуги © деревянным дышлом, боры
деревянной рамой и почти паполовя

Распространены телеги на деревянном
ду». И тут же Лелин лобавлял: «Hume
примитивность и заброшенность rpoxarst
шего большинетва наших крестьянок 1
зяйств еще поеравненно сильнее, % } \

нтрии»,

Так в действительности п бы,

[а каком уровне находилась Tork Mt
мышленность в России?

(Продолжение доклада
см, на 3-Й ст.)